|
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Нарушений речи | VIII. «Времена года и погода»
Беседа с детьми о погоде и времени года. Какое сейчас время года?
| Сегодня зима (лето, осень, весна).
| Учить детей:
— самостоятельно выбирать стратегию высказывания (адекватно ситуации);
— самостоятельно выбирать лексико-грамматические средства и самостоятельно составлять программу высказывания.
Расширять состав участников коммуникативной ситуации до 5—6 человек.
| Учить детей наблюдать и описывать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.
Учить характеризовать погоду: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
Знать и называть приметы осени, зимы, весны и лета:
Осень — становится холодно, часто идет дождь, птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме.
Зима — вся земля, деревья покрыты снегом, часто дуют холодные ветры, метут метели, дети катаются на коньках, лыжах, санках, играют в снежки, строят горки, животные зимой укладываются в зимнюю спячку. Весна — тает снег, бегут ручьи, лед плывет, появляются первые проталины, дети пускают кораблики, набухают почки на деревьях и кустах, появляется первая травка, первые цветы, насекомые и т. д.
Лето — становится жарко, ярко светит солнце, идут теплые дожди, все растения покрыты густой зеленью, дети летом одеты в шорты, футболки, майки, босоножки, сандалии, дети летом купаются в реках, озерах, прудах, ловят бабочек, собирают ягоды, цветы.
Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным: Какой снег? (белый, пушистый, блестящий, искристый, красивый, хрустящий, мелкий, рассыпчатый и т. д.) Какой лед? Какая весной трава, небо, земля?
Игра «Доскажи словечко»
Травка зелен... Солнце ярко... Снег грязн... Лужа блестящ...
Упражнять в подборе глаголов к существительным: Что делает ветер? (метет, воет, качает, несет, гонит, кружит) Что делает снег? (падает, кружится, тает)
|
| Какая за окном погода?
| Сегодня холодно (жарко, тепло).
Нет, сегодня холодно.
|
|
|
| Сегодня можно пойти на прогулку в лес?
| Нет, сегодня плохая погода.
Да, сегодня хорошая погода.
|
|
|
| Сегодня можно загорать, купаться?
| Да, сегодня солнечно и тепло, можно загорать.
Нет, на улице холодно — нельзя загорать.
|
|
|
| Во что на прогулке сегодня можно играть?
| Мы сегодня будем играть в салки, догонялки, футбол, хоккей, кататься на коньках и т. д.
|
|
| Составление рассказа-наблюдения за погодой.
| Что происходит осенью с солнцем?
| Солнце осенью уже не греет.
|
|
|
| Какое осенью небо?
| Небо становится серым, часто идет дождь.
|
|
|
| Как меняются деревья и трава?
| С деревьев опадают листья, трава желтеет.
|
|
|
| Что делают осенью птицы, животные?
| Птицы осенью улетают на юг. Животные готовятся к зиме.
|
|
|
| В какую одежду одеваются осенью люди?
| Люди одеваются в теплую одежду.
|
|
|
| (Аналогично другие времена года.)
| Весной солнце яркое.
Небо голубое, высокое.
Снег растаял и появляется первая травка.
Деревья весной покрываются листочками.
Люди надевают куртки, плащи, туфли.
Весной к нам прилетают птицы из теплых стран.
|
|
| Беседа о любимом времени года.
| Какое время года ты знаешь?
| Я знаю осень, зиму, весну и лето.
|
|
|
| Какое время года ты больше любишь?
| Я люблю лето.
|
|
|
| Почему?
| Летом жарко, можно легко одеваться, летом можно купаться в пруду, строить замки из песка, загорать.
|
|
| IX. «Моя страна, мой город»
Беседа взрослого с детьми (включая русскоязычных детей)
| Как называется страна, в которой мы живем?
| Россия
| Продолжать учить детей самостоятельно:
— выбирать стратегию высказывания (адекватно ситуации);
— выбирать лексико-грамматические средства и самостоятельно составлять программу высказывания.
| Что делают дети зимой?
Закончи предложение: Наступила зима,
и выпал ...
Зимой дети катаются на ...
Из снега можно слепить ...
Стало холодно, на прогулку все надевают ...
Учить составлять предложения с предлогом по:
Лодка плывет по воде (реке, ручью). По дороге идут дети (...).
Облака плывут по небу и т. д.
Развивать чувство языка, игра «Исправь ошибку»:
Небо голубой. Трава зеленый. Ветер теплая. Солнце яркий. Снег грязная.
Дети должны:
• знать, что страна, в которой мы живем, называется Россия; Москва — столица России. В городе много улиц, проспектов, площадей, переулков, скверов, бульваров, парков, театров, кинотеатров, больниц, поликлиник, магазинов, аптек, библиотек, почт, прачечных, ателье, мастерских, стадионов.
• Знать и уметь называть несколько достопримечательностей города.
• Знать, куда надо пойти, если нужны продукты, лекарства; если человек заболел
и т. д.
• Знать свой домашний адрес.
• Уметь составлять рассказ «Моя улица», «Мой город».
|
| Как называется столица нашей страны?
| Москва
|
|
|
| Москва большой город?
| Москва самый большой город нашей страны.
|
|
|
| Как называется самая главная площадь в Москве?
Как называется улица, на которой ты живешь?
Расскажи, где ты живешь?
| Красная площадь
|
|
| Составление описательного рассказа «Моя страна, мой город», «Моя улица, мой двор»
| Я живу в России. Это очень большая и красивая страна. В нашей стране много лесов, рек и морей. В России дружно живут люди разной национальности. Столица России — Москва. Москва — самый большой город в России. В Москве много красивых площадей и улиц, самая главная площадь Москвы — Красная площадь. На Красной площади в праздники проходят парады и концерты.
|
| Закреплять умение детей учитывать компоненты ситуации общения (появление нового собеседника, неожиданная реплика партнера по диалогу, полилогу).
|
| Коммуникативная ситуация «Я потерялся», «Я заблудился»
| Помогите мне, я потерялся (я заблудился)!
| Где ты живешь?
|
|
|
| Я живу в России.
| В нашей стране очень много красивых городов.
Как называется город, в котором ты живешь?
|
|
|
| Я живу в Москве (Саратове, Омске, Ставрополе и т. д.).
| Это большой город.
В этом городе много улиц, площадей, проспектов, переулков.
|
|
| Разыгрывание аналогичной ситуации с участием нового персонажа «Милиционер». Постепенное включение в ситуацию все новых персонажей (Врач, дворник, продавец соседнего магазина и т. д.). Коммуникативная ситуация «Я ищу дом». Разыгрывание аналогичной ситуации с постепенным включением новых участников ситуации.
|
| Как называется твоя улица?
|
|
|
| Я живу на проспекте Мира.
| На этом проспекте много домов. Какой номер твоего дома?
|
|
|
| Я не знаю.
| Рядом с твоим домом есть аптека или магазин?
|
|
|
| Рядом с моим домом есть поликлиника.
| Я не могу тебе помочь, я не знаю, где твой дом.
Пойдем к милиционеру, он поможет нам найти твой дом.
|
|
|
| Простите, Вы можете мне помочь?
Извините, мне нужна Ваша помощь.
| Чем я могу Вам (тебе) помочь?
Какая Вам (тебе) нужна помощь?
|
|
|
| Пожалуйста, помогите мне найти здесь дом моего друга.
| Я Вам (тебе) помогу.
|
|
|
| Я ищу улицу Победы, дом 2.
| Я могу Вам (тебе) помочь.
|
|
|
| Спасибо за помощь.
Спасибо!
| Эта улица далеко от нас, Вам нужно проехать на метро, потом идти пешком.
Извините, но я не знаю, где эта улица. Вам нужно спросить кого-то другого.
|
|
| В итоге логопедической работы дети, овладевающие русским (неродным) языком, должны:
I. В объеме, предусмотренном программой для детей с ФФН:
• различать в потоке русской речи отдельные слоги, слова, словосочетания и предложения;
• усвоить правильное произношение звуков русской речи в соответствии с индивидуальными особенностями строения и функции артикуляционного аппарата;
• четко различать и дифференцировать усвоенные на данный момент звуки русской речи по месту, способу артикуляции и участию голоса;
• уметь отчетливо произносить слоговые сочетания и слова различной ритмико-интонационной структуры;
• делить слова на слоги и звуки;
1) в импрессивной речи:
• выделять в сообщении предложения и его части; понимать обращенную к ним речь, как в виде отдельных предложений, так и в виде короткого текста (в рамках предусмотренного программой языкового материала), соответственно выполнять просьбы, распоряжения, отбирать предмет или сюжетную картину по описанию, оценивать то или иное явление (предмет, ситуацию) по словесному описанию;
2) в экспрессивной речи:
• овладеть навыками диалогической и монологической речи в пределах программы;
• употреблять этикетные формы в высказываниях, просьбах и пр.;
• свободно общаться со сверстниками в группе.
II. В объеме программы для детей с ОНР:
• различать в потоке русской речи отдельные слоги, слова, словосочетания и предложения;
• усвоить правильное произношение звуков русской речи в соответствии с индивидуальными особенностями строения и функции артикуляционного аппарата;
• четко различать и дифференцировать усвоенные на данный момент звуки русской речи по месту, способу артикуляции и участию голоса;
• уметь отчетливо произносить слоговые сочетания и слова различной ритмико-интонационной структуры;
• делить слова на слоги и звуки;
• давать развернутое описание предмета (явления, ситуации), указав наиболее существенные признаки (цвет, размер, местоположение, некоторые качества, принадлежность тому или иному лицу);
• описывать собственные действия или действия других лиц, указав время действия;
• рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, где живет, какая семья);
• рассказывать о семье (о братьях и сестрах, о том, кем работают родители, что они делают дома);
• рассказывать о жизни в детском саду, режиме дня;
• давать описание сюжетной картинки или воображаемой, наблюдаемой ситуации в форме рассказа из трех — восьми предложений.
III. В области формирования навыков общения:
• уметь пользоваться усвоенными речевыми операциями в изменяющихся ситуациях общения;
• уметь самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации, выбирая для этого соответствующие слова и грамматические средства.
Приложение 1.
Примерный режим дня в старшей группе для детей с ФФН
Прием и осмотр детей, дежурство, утренняя гимнастика
| 7.00—8.30
| Подготовка к завтраку, завтрак
| 8.30—8.55
| Подготовка к занятиям
| 8.55—9.00
| Фронтальные занятия:
1 занятие
2 занятие
3 занятие
| 9.00—10.35
9.00—9.25
9.35—10.00
10.10—10.35
| Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия
| 9.00—12.30
| Подготовка к прогулке
| 10.45—11.00
| Прогулка (игры, наблюдения, труд)
| 11.00—12.25
| Возвращение с прогулки
| 12.25—12.40
| Подготовка к обеду, обед
| 12.40—13.10
| Подготовка ко сну, сон
| 13.10—15.00
| Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры
| 15.00—15.25
| Подготовка к полднику, полдник
| 15.25—15.40
| Занятия
| 15.45—16.10
| Самостоятельная игровая деятельность
| 16.20—17.00
| Индивидуальные занятия с воспитателем по заданию логопеда
| 16.30—17.00
| Прогулка
| 17.00—18.00
| Уход домой
| до 19.00
| перейти в каталог файлов
Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |
|
|