Серия «Сердце отдаю детям»
Нарушения письменной речи у младших школьников
Авторы-составители И. А. Поварова, В. А. Гончарова
ЕНИКС
2008
Ростов-на-Дону
УДК 376.36 ББК 74.3 КТК 474 НЗО
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина /'. //. Лалшчш;
директор Государственного специи.! >го коррекционно-
го образовательного учреждения школы .N" 3 (для учащих- ся с тяжелыми нарушениями | и), г. Camci' Петербург
Е, И. Плетенцова НЗО Нарушения письменной речи у младших школьников / Авт.-сост. И. А. Поварова, IS. Л. Гончарова. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 220, [Я] ( ! 11Я. (Сердце отдаю детям).
ISBN 978-5-222-13842-7
Пособие но специальности «.Мог -тт.. подготовлено в
соответствии с Государственным обра поил rejn.ii мм стандар- том второго поколения мыс о профессионального обра- зования.
Основная цель данного iiocofiiu ит и расширении и
IMIIN М7Н ft 1Ш 1НН4Я-7
"'II|illЛ
" 1 I 1|||п|1М О
закреплении знаний студентом ■\ i» v I lnp\ ния пись- менной речи», приобретении принтчей , и ичшй и на- выков анализа письменных раГнп п. мыммлеппя спе- цифических ошибок, дифференты in.lloll цпн мистики пись- менных ошибок.
Введение
Изучение курса «Нарушения письменной речи» занимает одно из ведущих мест в системе подготовки студентов по специальности «Логопедия». Материалы, представленные в пособии, разработаны в соответствии с учебным планом, основываются на знаниях студентов, полученных при изучении логопедии.
В процессе практической работы с образцами письменных работ учащихся расширяютя, уточняются, систематизируются теоретические знания студентов по курсу «Нарушения письменой речи».
В будущей практической работе студентов необходимы умения безошибочного выявления специфических ошибок, навыки грамотного анализа письменных работ детей, дифференциальной диагностики дисгра-фии, дизорфографии.
Пособие состоит из 3 частей.
Предваряет работу с образцами письменных работ изучение требований к речевому развитию учащих-я, знакомство с нормативами по объему письменных пбот, рекомендациями для оценивания письменных работ учащихся, что, несомненно, является необходимым для будущей профессиональной деятельности студентов.
При диагностике орфографических и пунктуационных ошибок необходимо иметь в виду, что ошибки
на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались, нельзя засчитывать как ошибки.
В связи с этим необходимо владеть точными сведениями об изученном детьми материале. В пособии приводятся нормативы по программе обучения русскому языку в начальной школе.
Во второй части представлены отдельные письменные работы учащихся — диктанты.
Третья часть содержит речевые карты с образцами письменных работ детей.
Таким образом, работая с первой частью пособия, студенты научатся выделять специфические ошибки, дифференцировать их, классифицировать дисграфичес-кие ошибки и обоснованно формулировать предположения относительно той или иной формы дисграфии на основе анализа письменных работ.
Работа с речевыми картами позволит студентам овладеть навыками анализа совокупности всех данных логопедического обследования и синтеза этих сведений в логопедическом заключении.
В пособии представлены подлинные образцы письменных работ учащихся общеобразовательных школ. В связи с тем что многие работы сложно прочесть без опоры на исходный текст, в Приложении приводятся тексты (под номерами).
Поскольку в пособии представлены письменные рабоч f.i учащихся I класс», необходимо напомнить, что дисграфия диагностируется со 2-го полугодия 2-го класса. Тип, <• учетом иоарастн детой, атапа обучения (по
ификации Иинпепко С. <1»., принято выде-
| 111 I группы iinpyiiMtiiittl письма.
I. Первое полугодие 1-го года обучения — трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, печатной графемы — в письменную.
П. Второе полугодие 1-го года обучения или начало 2-го года обучения — нарушение формирования процесса письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв в слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.
Второе полугодие 2-го года обучения — дис-графия.
Третий год обучения — дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.
I. Требования к устной и письменной речи учащихся1
Учащиеся должны:
s владеть обязательными общеучебными речевыми навыками — техниками письма, чтения, пересказа, составления плана, работы с учебником, подготовки к устному и письменному монологическому ответу, к участию в диалоге;
j Соблюдать нормы литературной речи, речевого этикета, исправлять собственные речевые ошибки и ошибки товарищей;
•s уметь правильно и точно подбирать и использовать в речи языковые средства;
/ уметь работать с различными видами словарей и справочной литературы;
S владеть обязательным минимумом терминологии по каждому предмету;
s в процессе письма следить за правильным речевым, орфографическим, пунктуационным оформлением работы;
* н письменных работах творческого характера излагать мысли последовательно, правильно выделяя части текста красной строкой.
I. Требования к устной и письменной речи учащихся
Требования к речи и деятельности педагогов
Речь педагога — эталон для учащихся с точки зрения литературной нормы, логической четкости, выразительности.
Учитель должен:
организовывать образовательный процесс с учетом создания условий для развития у учащихся всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, письма, чтения);
создавать условия для усвоения учащимися норм литературной речи, правил речевого этикета;
формировать в процессе учебной деятельности навыки монологической и диалогической речи, учить культуре речевого общения, культуре публичного выступления;
/ систематически пополнять активный словарь учащихся в рамках своего предмета;
s учить школьников получать информацию из различных источников и представлять ее в разных фор-iax (в схемах, таблицах, графиках, планах, тезисах, ефератах, докладах и т. п.);
s организовывать учебный процесс с учетом создания условий для формирования навыков грамотной стной и письменной речи учащихся;
/ проводить диагностические работы с целью опре-еления качества обучения предмету и своевременного устранения нежелательных результатов (в начале, середине, конце года);
у осуществлять тщательный подбор программ преподавания, рабочих текстов с учетом уровня развития
детей;
/ в практику обучения вводить приемы, основанные на принципах дифференциации;
* научить школьников пользоваться словарями, работать с текстом учебника, с художественной, научной, справочной литературой;
Sисправлять ошибки в устной и письменной речи школьников;
s осуществлять контроль за грамотностью публичных выступлений учащихся, оформлением рефератов, научных докладов, любого вида конкурсных работ по предмету. 1.1. Требования к оформлению письменных работ
/ Выполнять записи в тетрадях ручкой одного цвета; писать правильным, красивым почерком, разборчиво, не искажая букв, оставлять интервал между словами, дописывать строчки до конца.
Соблюдая правила переноса слов, не выходить за пределы строки.
SСоблюдать поля с внешней стороны.
SУказывать дату выполнения работы — по русскому языку письменно, по остальным предметам цифрами.
s Указывать вид работы (классная, домашняя).
/ Между датой и названием вида работы строку не пропускать.
II. I I анключительной строкой текста одной ii " |i iOoti.iи датой следующей работы в тет-
pHJIHN И|1П||\i i дне НННОЙКИ.
к i.i v риОот, иид работы (план, кон-■ | и и т.и строке.
< Обозначать номер упражнения, задачи.
/■ Аккуратно исправлять ошибки, зачеркивая неправильные написания и надписывая над исправлением правильный вариант; обозначать, аккуратно подчеркивая, условия выбора написания, в случаях необходимости с применением линейки. 1.2. Оценка знаний и умений учащихся начальных классов общеобразовательной школы
1.2.1. Нормативы по объему письменных работ
Объем диктанта и текста для списывания
Классы
| четверти
| I
| II
| III
| IV
| 1 кл.
| 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов
| 15 слов
| 2 кл.
| 20-25 слов
| 25-30 слов
| 30-35 слов
| 30-35 слов
| 3 кл.
| 35-^0 слов
| 40-45 слов
| 45-50 слов
| 55-60 слов
| 4 кл.
| 60-65 слов
| 65-70 слов
| 70-75 слов
| 75-80 слов
|
Объем словарных диктантов, изложений и сочинений
(Объем текстов изложений на 15-20 слов больше объема диктантов)
Классы
| Объем словарных диктантов
| Объем изложений и сочинений
| 2 кл.
| 8-10 слов
| 20-30 слов
| 3 кл.
| 10-12 слов
| 50-60 слов (9-10 предложений)
| 4 кл.
| 12-15 слов
| 70-80 слов (11-12 предложений)
| Время, необходимое для выполнения и проверки письменных контрольных работ по русскому языку, включающих грамматические задания: 1 класс — 25-30 минут; 2-4 классы — 35-40 минут.
Объем письменных работ в 5—11 классах
Виды
| Классы
| письменных работ
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| Списывание
| 60-70
| 70-80
| -
| -
| -
| -
| -
| Контрольный словарный
| 15-го
| 20-25
| 25-30
| 30-35
| 35-40
| 40-45
| 45-50
| диктант
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольный текстовый
| 90-
| 100-
| 110-
| 120-
| 150-
| 170-
| 180-
| 100
| 110
| 120
| 150
| 170
| 180
| 190
| диктант
|
|
|
|
| Контрольное
| 100-
| 150-
| 200-
| 250-
| 350-
|
|
| изложение
| 150
| 200
| 250
| 350
| 450
|
|
| Классное
| 0,5-2
| 1-1,5
| 1,5-2
| 2-3
| 3-4
|
|
| сочинение
| стр.
| стр.
| стр.
| стр.
| стр.
|
|
| Примечание: к указанным параметрам учитель должен относиться как к примерным, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств: от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. Условные знаки, укалывающие на ошибки и недочеты в) н содоржппии:
Ф фшстичеекпл ошибка или неточность; | | липшнн чисть (слово, выражение); ' пропуск; / ни выделен нбаац;
10 X — неоправданно выделен абзац; |_| | — нарушена последовательность в изложении мыслей;
б) в речевом оформлении:
Р — речевая ошибка, недочет;
в) в языковом оформлении:
/ — орфографическая ошибка, V — пунктуационная ошибка, Г — грамматическая ошибка. 1.2.2. Учет ошибок
Выявление и учет ошибок должны быть направлены на решение следующих задач:
уточнения причин трудностей в обучении конкретного ученика;
выяснения степени овладения знаниями, умениями, навыками с учетом этапа обучения и требований Программы;
контроля за эффективностью коррекционного воздействия на различных этапах и своевременного уточнения направлений работы.
При оценке контрольной письменной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку, учитывается только последнее написание (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание).
При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь и виду следующее:
11
повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» — «и»);
две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
если в тексте несколько раз повторяется слово и в нем допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»).
Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофелъ»);
перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
♦ дважды написанное одно и то же слово. Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
♦ нарушение орфографических правил при написании слов;
12
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Кроме оценивания контрольной работы отметкой, учитель должен проводить качественный анализ ее выполнения. Такой анализ поможет учителю правильно спланировать дальнейшую работу по ликвидации выявленных пробелов, ошибок.
Проверив контрольную работу, учитель заносит результаты в схему анализа (отдельно на каждого ученика), в которой учитываются ошибки по русскому языку на всех уровнях: на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения. Оценка письменных работ по русскому языку учащихся начальной (общеобразовательной) школы
Виды письменных работ
| Оценка
| 5
| 4
| 3
| 2
| Списывание
| -
| 1-2 ошибки или
1 исправление (1кл.)
| 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.) или 2 ошибки и 1 исправление (2-4 кл.)
| 4 ошибки
(1 кл.) 3 ошибки (2-4 кл.)
|
Виды
| Оценка
| письменных работ
|
| 5
| 4
| 3
| 2
| Словарный диктант
| -
| 1-2 ошибки
| 3-4 (из 15-20 слов)
| Более 5 ошибок
| Контрольный диктант
| 1 негрубая ошибка
| 2/2 ошибки
1/3 ошибки
| 3-4/4 ошибок или 5/0 ошибок
| Более 5 орф. ошибок
| Грамматические задания
| - .
| 3/4 задания верно
| Не менее 1/2 верно
| Более 1/2 не сделано
|
Примечания:
1. Негрубые ошибки:
исключения из правил;
повторение одной и той же буквы;
перенос слов;
единичный пропуск буквы на конце слова. 2 негрубые ошибки = 1 ошибка.
2. Однотипные ошибки.
Первые три однотипные ошибки = 1 ошибка, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.
Контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.
В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную контрольную, а в течение недели не более днух. 1.2.3. Знания и умения учащихся начальных классов (Нпцсоор.иошпсльной школы по русскому языку
Н I,,41 пи I ... класса учащийся должен знать:
♦ iiiuhihiimhбуки алфавита;
признаки гласных и согласных звуков;
части слова (корень, окончание, основу);
части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены (без деления на виды) предложения.
Должен уметь:
правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в словах, делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
правильно писать прописную букву в именах собственных;
правильно писать сочетания ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧАЩА, ЧК-ЧН, ЩН, НЧ;
правильно писать слова с орфограммами;
проводить фонетический разбор: делить на слоги, определять последовательность звуков и букв в слове, соотносить количество звуков и букв;
писать под диктовку без пропусков, замены, искажений букв и слогов;
производить разбор слов по составу (выделять корень, окончание, основу);
разбирать предложения по членам: выделять подлежащее и сказуемое;
писать обучающие изложения и сочинения. К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
части речи и их признаки;
♦ члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство).
Учащиеся должны уметь:
♦ проводить фонетический разбор слов:
выделять ударные и безударные слоги;
определять гласные, согласные (глухие, звонкие, твердые, мягкие) звуки;
соотносить количество звуков и букв во всех типах слов;
писать слова с разделительным твердым и мягким знаком;
правильно писать существительные с шипящей на конце;
правильно писать слова с орфограммами:
проверяемая безударная гласная в корне слова;
удвоенная согласная в слабой позиции и непроизносимая согласная;
уметь их проверять;
производить разбор слов по составу (выделять приставку, корень, суффикс, окончание, основу);
определять предложение по интонации, по цели высказывания;
разбирать предложения по членам:
выделять подлежащее и сказуемое; определение, дополнение, обстоятельство;
устанавливать связь между словами в предложении;
подбирать к словам антонимы и синонимы;
грамотно, каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы по программе;
правильно списывать текст;
писать изложения и сочинения К концу 3-го класса учащиеся должны, знать:
изученные части речи, их признаки;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство);
♦ однородные члены предложения. Учащиеся должны уметь:
производить разбор слов по составу (выделять приставку, корень, суффикс, окончание, основу);
производить разбор слова как части речи (определять род, склонение, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагательных; время, число, лицо (род), спряжение глаголов; лицо, число, падеж, род местоимений);
подбирать к словам синонимы и антонимы;
производить синтаксический разбор: определять предложение по интонации, цели высказывания;
разбирать предложения по членам предложения;
выделять из предложения словосочетания;
безошибочно, каллиграфически правильно списывать текст;
писать под диктовку связанный текст, включающий изученные орфограммы; ставить запятую между однородными членами предложения без союзов, с повторяющимися союзами И, а также с союзами А, НО, и в сложных предложениях; проверять написанное;
писать изложения и сочинения по готовому и самостоятельно составленному плану.
1.3. Оценка знаний и умений
учащихся общеобразовательной школы
(5-11 классы)
Проверка и оценка письменных работ учащихся по русскому языку
Виды письменных работ по русскому языку
Основные виды письменных работ учащихся: списывание, ответы на вопросы, диктант, сочинение, изложение, упражнения облучающего и контрольного характера, конспекты первоисточников и рефераты, планы статей и материалов из учебника, составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т. п.
Списывание. В V классах списывание помогает выявить орфографическую, пунктуационную грамотность, грамматические знания, степень осмысления содержания, сформированность внимания.
В целях проверки проводится преимущественно осложненное списывание: с изменением форм слов, данных в скобках в начальной форме, с дописыванием частей слова (приставки, окончания), со вставкой в предложения пропущенных слов, данных отдельно (в начальной форме) или подбираемых каждым пишущим самостоятельно, на составление словосочетаний из отдельных слов.
Ответы на вопросы. Письменные ответы на вопросы проводятся как проверочные работы в V — XI классах. Этот вид работы в V классе используется для проверки знания и понимания содержания текста, умения учащих-ги пр.миI пi.iю строить предложение. В VI-XI классах, ищи. п и л пи я ют умение учащихся самостоятельно
I к I ■ i'ikiноирося, самостоятельно мыслить.
ч || ill urn именного отпета можно давать по 110 темам, платим из жизни, по
in
содержанию картины (картина при выполнении задания должна находиться перед глазами учащихся), по диафильмам, кинофильмам и их фрагментам.
Ответы на вопросы по прочитанному материалу приближают этот вид работ к изложению. В этом случае порядок вопросов можно приравнять к плану изложения.
Письменные ответы на вопросы оцениваются с точки зрения:
а) содержания ответов по существу (точность, полнота);
б) правильности русской речи (соответствие лите- ратурным нормам).
Отметка ставится одна — по совокупности всех сторон работы.
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для контрольного текстового диктанта, проверяющего орфографические и пунктуационные умения в соответствии с изученными правилами, используется текст, доступный по содержанию учащимся данного класса и отвечающий нормам современного русского литературного языка.
Примечание.
До конца первой четверти (в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Слов с непроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктантах должно быть в V классе — до 5, в VI-VII классах — до 7, и VIII-IX классах — до 10.
В текстах контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, кото-
Стр 11
нерегулируемые правилами слитные и раздельные написания в наречиях, образованных на основе слияния предлогов и существительных;
различение не и ни в оборотах никто иной не..., ничто иное не..., не кто иной, как.., не что иное, как...;
написания собственных имен нерусского происхождения.
Негрубые пунктуационные ошибки:
употребление одного знака препинания вместо другого;
пропуск одного из двойных знаков препинания;
нарушение последовательности сочетающихся знаков препинания.
Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.
Примечание: неточная передача авторской пунктуации не считается ошибкой.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Коли п одном менроперяемом слове допущены 2 и бо-иее ошибки, то псе они считаются за одну ошибку.
11оито|нио1ц,пмн<я считаются орфографические ошиб- i II н одном и том же слове, использованном несколько рп а корне од покоренных слов. Повторяющиеся
lOi и (i i олько бы их ни было) считаются за одну
ошибку,
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки — за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими нормативами:
«5» — все задания выполнены верно;
«4» — выполнено верно не менее 3/4 задания;
«3» — выполнено верно не менее половины задания;
«2» — выполнено менее половины задания или задание не выполнено совсем.
Примечание: орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант:
они прибавляются к числу ошибок, допущенных в тексте диктанта. 1.4. Оценка знаний и умений
учащихся начальных классов
коррекционно-развивающего обучения
(с тяжелыми нарушениями речи)1 1.4.1. Развитие речи
При оценке знаний, умений, навыков по развитию очи необходимо учитывать:
1 Бенедиктова Л. В., Лалаева Р. И., Мартынова Е. А, Яковлев С. Б.
♦ объем словарного запаса, его качественную и количественную характеристику, степень овладения лексической системой языка;
практическое владение грамматическими средствами языка (построением предложений, различением слов по признакам грамматической кате-гориальности, овладением согласованием, глагольным управлением, падежно-предложными конструкциями);
сформированность связной речи.
При оценке ответов принимаются во внимание следующие критерии:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
♦ последовательность изложения и культура речи. Оценка «5» ставится ученику, если он:
правильно употребляет в речи лексику по излагаемой тематике;
обнаруживает осознанное усвоение программного материала.
Во П-IV классах допускаются 1-2 ошибки на смысловую замену слов с обобщенным, переносным значением:
практически владеет грамматическими средствами языка, допускает 1-2 ошибки при построении распространенного предложения или сложного предложения;
умеет поставить вопрос, дает полный и правильный ответ, умеет построить связное высказывание п.i ладанную тему, активно высказывается в процессе беседы;
1ром 11. относительно развернутые высказы-
и и при составлении рассказов по картинкам,
рои партии, но наблюдениям и личным впе-
. .. к .1 i, по научаемой теме, с опорой на вопро-
щи рассказа или самостоятельно;
умеет использовать при составлении рассказа элементы описания и рассуждения, элементарные рассуждения-доказательства (в IV классе). Допускается не более одной ошибки по содержанию и одной-двух лексико-грамматических ошибок.
Оценка «4» ставится ученику, если он в основном выполняет требования, установленные для оценки «5», но при этом:
новый словарь по изучаемой теме использует не всегда точно и правильно, может допустить две-три ошибки на смысловую замену слов, при употреблении многозначных слов, слов с переносным значением;
простые предложения строит верно, при построении предложений умеет использовать помощь учителя, допускает две-три ошибки при словоизменении, при связи слов в предложении;
связные высказывания недостаточно развернуты. Допускает две-три ошибки по содержанию и не более трех лексико-грамматических ошибок.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
недостаточно усваивает лексический материал по изучаемой теме;
допускает до пяти ошибок на смысловую замену слов;
допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений, употребляет предложения более простой грамматической конструкции, допускает не более пяти лексико-грамматических ошибок, четыре-пять ошибок по содержанию;
излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, не проявляет инициативы в беседе, ответах на вопросы;
не умеет самостоятельно развернуть беседу на заданную тему, постоянно использует помощь учителя.
Оценка «2» (не ставится в подготовительном и I классах) ставится ученику, если он:
с трудом усваивает новый словарь по теме, допускает неверное употребление слов;
использует простые распространенные предложения; допускает более пяти лексико-грамматических ошибок; допускает ошибки при построении высказывания и соблюдении последовательности, не умеет выделять свойства описываемого явления, предмета;
допускает грубые ошибки в ответах на вопросы;
не принимает участия в беседе.
1.4.2. Грамматика и правописание
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам текущих письменных, плановых тематических и итоговых контрольных работ учащихся.
Письменная проверка знаний учащихся позволяет увидеть степень усвоения изучаемого программного материала, дает возможность убедиться в умении детой практически применять полученные знания.
К письменным формам проверки относятся следу- ше ииды работ:
списывание текста (печатного, рукописного) без каких либо изменений;
списывание текста со вставкой пропущенных (»ук в, слов;
списывание текста с грамматическим заданием, разнообразные виды грамматического разбора (с использованием графических обозначений);
диктант;
работа с деформированным текстом;
изложение;
сочинение;
работа с дидактическим материалом и перфокартами.
Тематические контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала. Их содержание и регулярность определяется учителем с учетом специфики изучаемой темы, степени ее сложности, а также особенностей нарушений речи учащихся каждого класса.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения основных тем в каждой учебной четверти, проверяют уровень знаний и умений учащихся по изученному материалу на конец четверти, полугодия, учебного года.
Итоговые контрольные работы проводятся по графику, составленному администрацией школы по согласованию с учителем.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, после праздника, в понедельник.
В один учебный день в классе следует проводить одну письменную итоговую контрольную работу, в течение недели — не больше двух.
При оценке письменных работ необходимо учитывать характер ошибок (дисграфических и орфографических).
1.4.3. Специфические (дисграфические) ошибки Фонетические ошибки:
замена и смещение букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам: звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав; нейотированных и йотированных, фонетически сходных гласных (о-у, и-е);
нарушение в обозначении мягкости согласных на письме (с помощью ь и йотированных гласных);
нарушение анализа структуры слова: пропуски, недописывание, перестановки букв и слогов, лишние буквы, персеверации.
Нарушения анализа структуры предложения:
слияние слов (в том числе и предлога со словом);
раздельное написание частей слова (в том числе и приставки в слове).
Оптические ошибки:
♦ замена и смещение букв по оптическому сходству: букв, отличающихся количеством элементов, либо пространственным расположением элементов букв, искаженное воспроизведение букв (в том числе и зеркальное письмо).
Морфологические аграмматизмы.
Ошибки словообразования: замены словообразующих морфем (приставок, суффиксов), их пропуск в слове, искаженное воспроизведение.
Ошибки словоизменения: нарушение согласования (прилагательного и существительного в роде, числе и падеже, местоимения и существительного, числительного и существительного, глагола и существительного). Нарушение управления (неправильные падежные окончания,
нарушения в употреблении падежно-пред-ложных конструкций).
Синтаксические аграмматизмы:
пропуск главных членов предложения;
пропуск значимых второстепенных членов предложения;
нарушение последовательности слов в предложении.
Лексические ошибки:
замена слов на основе общности ситуации (грядка — клумба, вязать — шить);
замена слов, обозначающих обобщающее понятие, словами конкретного значения, т. е. родовое понятие подменяется видовым (одежда — платье);
замена слов, обозначающих предмет, словами, обозначающими действия предмета или качество ( краски — рисовать );
замена слов, обозначающих целый предмет, словами, обозначающими часть или деталь предмета (воротник — платье ).
1.4.4. Оценка контрольных диктантов
Контрольный диктант для проверки навыков правописания оценивается одной оценкой.
В контрольной работе, включающей диктант и грамматическое задание, ставятся две оценки.
В подготовительном и I классах на проверочную работу отводится до 20 минут, во II классе — до 35 минут, в IV классе — до 40 минут.
В подготовительном классе диктант проводится со II полугодия и включает в себя слоги, слова и короткие предложения.
1к праймы специальных (коррекционных) образовательных учреждений вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Экспериментальные. Иичнльные классы. — М., 1997.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |