Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Поварова Нарушения письменной речи у младших шк... Нарушения письменной речи у младших школьников


Скачать 189.5 Kb.
НазваниеНарушения письменной речи у младших школьников
АнкорПоварова Нарушения письменной речи у младших шк.
Дата23.10.2017
Размер189.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПоварова Нарушения письменной речи у младших шк...doc
ТипДокументы
#29767
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Серия «Сердце отдаю детям»

Нарушения письменной речи у младших школьников

Авторы-составители И. А. Поварова, В. А. Гончарова




ЕНИКС


2008




Ростов-на-Дону


УДК 376.36 ББК 74.3 КТК 474 НЗО

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, заведующая ка­федрой логопедии Ленинградского государственного уни­верситета им. А. С. Пушкина /'. //. Лалшчш;

директор Государственного специи.! >го коррекционно-

го образовательного учреждения школы .N" 3 (для учащих-
ся с тяжелыми нарушениями |
и), г. Camci' Петербург

Е, И. Плетенцова
НЗО Нарушения письменной речи у младших школьни­ков / Авт.-сост. И. А. Поварова, IS. Л. Гончарова. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 220, [Я] ( ! 11Я. (Сер­дце отдаю детям).

ISBN 978-5-222-13842-7

Пособие но специальности «.Мог -тт.. подготовлено в

соответствии с Государственным обра поил rejn.ii мм стандар-
том второго поколения мыс
о профессионального обра-
зования.


Основная цель данного iiocofiiu ит и расширении и

IMIIN М7Н ft1НН4Я-7

"'II|illЛ

" 1 I 1|||п|1М О

закреплении знаний студентом ■\ i» v I lnp\ ния пись-
менной речи», приобретении принтчей , и ичшй и на-
выков анализа письменных раГнп
п. мыммлеппя спе-
цифических ошибок, дифференты
in.lloll цпн мистики пись-
менных ошибок.


Введение

Изучение курса «Нарушения письменной речи» за­нимает одно из ведущих мест в системе подготовки студентов по специальности «Логопедия». Материалы, представленные в пособии, разработаны в соответствии с учебным планом, основываются на знаниях студен­тов, полученных при изучении логопедии.

В процессе практической работы с образцами пись­менных работ учащихся расширяютя, уточняются, си­стематизируются теоретические знания студентов по курсу «Нарушения письменой речи».

В будущей практической работе студентов необхо­димы умения безошибочного выявления специфичес­ких ошибок, навыки грамотного анализа письменных работ детей, дифференциальной диагностики дисгра-фии, дизорфографии.

Пособие состоит из 3 частей.

Предваряет работу с образцами письменных работ изучение требований к речевому развитию учащих-я, знакомство с нормативами по объему письменных пбот, рекомендациями для оценивания письменных работ учащихся, что, несомненно, является необхо­димым для будущей профессиональной деятельности студентов.

При диагностике орфографических и пунктуаци­онных ошибок необходимо иметь в виду, что ошибки

на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изуча­лись, нельзя засчитывать как ошибки.

В связи с этим необходимо владеть точными сведе­ниями об изученном детьми материале. В пособии при­водятся нормативы по программе обучения русскому языку в начальной школе.

Во второй части представлены отдельные письмен­ные работы учащихся — диктанты.

Третья часть содержит речевые карты с образцами письменных работ детей.

Таким образом, работая с первой частью пособия, студенты научатся выделять специфические ошибки, дифференцировать их, классифицировать дисграфичес-кие ошибки и обоснованно формулировать предполо­жения относительно той или иной формы дисграфии на основе анализа письменных работ.

Работа с речевыми картами позволит студентам овладеть навыками анализа совокупности всех дан­ных логопедического обследования и синтеза этих све­дений в логопедическом заключении.

В пособии представлены подлинные образцы пись­менных работ учащихся общеобразовательных школ. В связи с тем что многие работы сложно прочесть без опоры на исходный текст, в Приложении приводятся тексты (под номерами).

Поскольку в пособии представлены письменные рабоч f.i учащихся I класс», необходимо напомнить, что дисграфия диагностируется со 2-го полугодия 2-го клас­са. Тип, <• учетом иоарастн детой, атапа обучения (по

ификации Иинпепко С. <1»., принято выде-

| 111 I группы iinpyiiMtiiittl письма.


I. Первое полугодие 1-го года обучения — трудно­сти в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фоне­мы в графему, печатной графемы — в письменную.

П. Второе полугодие 1-го года обучения или начало 2-го года обучения — нарушение формирования про­цесса письма. Проявления: замены и смешения пись­менных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв в слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание не­скольких слов или раздельное написание слов.

  1. Второе полугодие 2-го года обучения — дис-графия.

  2. Третий год обучения — дизорфография. Про­явления: большое количество орфографических оши­бок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.


I. Требования к устной и письменной речи учащихся1

Учащиеся должны:

s владеть обязательными общеучебными речевыми навыками — техниками письма, чтения, пересказа, со­ставления плана, работы с учебником, подготовки к устному и письменному монологическому ответу, к уча­стию в диалоге;

j Соблюдать нормы литературной речи, речевого этикета, исправлять собственные речевые ошибки и ошибки товарищей;

•s уметь правильно и точно подбирать и использо­вать в речи языковые средства;

/ уметь работать с различными видами словарей и справочной литературы;

S владеть обязательным минимумом терминологии по каждому предмету;

s в процессе письма следить за правильным рече­вым, орфографическим, пунктуационным оформлени­ем работы;

* н письменных работах творческого характера из­лагать мысли последовательно, правильно выделяя части текста красной строкой.

I. Требования к устной и письменной речи учащихся


Требования к речи и деятельности педагогов

Речь педагога — эталон для учащихся с точки зре­ния литературной нормы, логической четкости, выра­зительности.

Учитель должен:

  • организовывать образовательный процесс с уче­том создания условий для развития у учащихся всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, письма, чтения);

  • создавать условия для усвоения учащимися норм литературной речи, правил речевого этикета;

  • формировать в процессе учебной деятельности навыки монологической и диалогической речи, учить культуре речевого общения, культуре публичного вы­ступления;

/ систематически пополнять активный словарь уча­щихся в рамках своего предмета;

s учить школьников получать информацию из раз­личных источников и представлять ее в разных фор-iax (в схемах, таблицах, графиках, планах, тезисах, ефератах, докладах и т. п.);

s организовывать учебный процесс с учетом созда­ния условий для формирования навыков грамотной стной и письменной речи учащихся;

/ проводить диагностические работы с целью опре-еления качества обучения предмету и своевременного устранения нежелательных результатов (в начале, се­редине, конце года);

у осуществлять тщательный подбор программ пре­подавания, рабочих текстов с учетом уровня развития

детей;

/ в практику обучения вводить приемы, основан­ные на принципах дифференциации;

* научить школьников пользоваться словарями, работать с текстом учебника, с художественной, науч­ной, справочной литературой;

Sисправлять ошибки в устной и письменной речи школьников;

s осуществлять контроль за грамотностью публич­ных выступлений учащихся, оформлением рефератов, научных докладов, любого вида конкурсных работ по предмету.
1.1. Требования к оформлению письменных работ

/ Выполнять записи в тетрадях ручкой одного цве­та; писать правильным, красивым почерком, разбор­чиво, не искажая букв, оставлять интервал между сло­вами, дописывать строчки до конца.

Соблюдая правила переноса слов, не выходить за пределы строки.

SСоблюдать поля с внешней стороны.

SУказывать дату выполнения работы — по русскому языку письменно, по остальным предметам цифрами.

s Указывать вид работы (классная, домашняя).

/ Между датой и названием вида работы строку не пропускать.

II. I I анключительной строкой текста одной ii " |i iOoti.iи датой следующей работы в тет-

pHJIHN И|1П||\i i дне НННОЙКИ.

к i.i v риОот, иид работы (план, кон-■ | и и т.и строке.

< Обозначать номер упражнения, задачи.

/■ Аккуратно исправлять ошибки, зачеркивая непра­вильные написания и надписывая над исправлением правильный вариант; обозначать, аккуратно подчер­кивая, условия выбора написания, в случаях необ­ходимости с применением линейки.
1.2. Оценка знаний и умений учащихся начальных классов общеобразовательной школы

1.2.1. Нормативы по объему письменных работ

Объем диктанта и текста для списывания

Классы

четверти

I

II

III

IV

1 кл.

2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов

15 слов

2 кл.

20-25 слов

25-30 слов

30-35 слов

30-35 слов

3 кл.

35-^0 слов

40-45 слов

45-50 слов

55-60 слов

4 кл.

60-65 слов

65-70 слов

70-75 слов

75-80 слов


Объем словарных диктантов, изложений и сочинений

(Объем текстов изложений на 15-20 слов больше объема диктантов)

Классы

Объем словарных диктантов

Объем изложений и сочинений

2 кл.

8-10 слов

20-30 слов

3 кл.

10-12 слов

50-60 слов (9-10 предложений)

4 кл.

12-15 слов

70-80 слов (11-12 предложений)

Время, необходимое для выполнения и проверки пись­менных контрольных работ по русскому языку, вклю­чающих грамматические задания: 1 класс — 25-30 ми­нут; 2-4 классы — 35-40 минут.

Объем письменных работ в 5—11 классах

Виды

Классы

письменных работ

5

6

7

8

9

10

11

Списывание

60-70

70-80

-

-

-

-

-

Контрольный словарный

15-го

20-25

25-30

30-35

35-40

40-45

45-50

диктант






















Контрольный текстовый

90-

100-

110-

120-

150-

170-

180-

100

110

120

150

170

180

190

диктант













Контрольное

100-

150-

200-

250-

350-







изложение

150

200

250

350

450







Классное

0,5-2

1-1,5

1,5-2

2-3

3-4







сочинение

стр.

стр.

стр.

стр.

стр.







Примечание: к указанным параметрам учитель дол­жен относиться как к примерным, так как объем уче­нического сочинения зависит от многих обстоятельств: от стиля и жанра сочинения, характера темы и замыс­ла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Условные знаки, укалывающие на ошибки и недочеты в) н содоржппии:

Ф фшстичеекпл ошибка или неточность; | | липшнн чисть (слово, выражение); ' пропуск; / ни выделен нбаац;

10
X — неоправданно выделен абзац; |_| | — нарушена последовательность в изложении мыслей;

б) в речевом оформлении:

Р — речевая ошибка, недочет;

в) в языковом оформлении:

/ — орфографическая ошибка, V — пунктуационная ошибка, Г — грамматическая ошибка.
1.2.2. Учет ошибок

Выявление и учет ошибок должны быть направле­ны на решение следующих задач:

  • уточнения причин трудностей в обучении кон­кретного ученика;

  • выяснения степени овладения знаниями, умени­ями, навыками с учетом этапа обучения и требо­ваний Программы;

  • контроля за эффективностью коррекционного воз­действия на различных этапах и своевременного уточнения направлений работы.

При оценке контрольной письменной работы учитыва­ется в первую очередь правильность ее выполнения. Ис­правления, которые сделал учащийся, не влияют на оцен­ку, учитывается только последнее написание (за исключе­нием такого вида работ, как контрольное списывание).

При оценивании письменных работ учитель прини­мает во внимание сформированность каллиграфичес­ких и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь и виду следующее:

11

  • повторные ошибки в одном и том же слове счи­таются как одна ошибка (например, если уче­ник дважды написал в слове «песок» вместо «е» — «и»);

  • две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

  • если в тексте несколько раз повторяется слово и в нем допущена одна и та же ошибка, она счи­тается как одна;

  • ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (на­пример, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «по­возка»).

Негрубыми считаются следующие ошибки:

  • повторение одной и той же буквы в слове (напри­мер, «каартофелъ»);

  • перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

♦ дважды написанное одно и то же слово. Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих клас­сах не изучались;

  • отсутствие точки в конце предложения, если сле­дующее предложение написано с большой буквы;

  • единичный случай замены слова другим без ис­кажения смысла;

  • отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

♦ нарушение орфографических правил при написа­нии слов;

12

  • неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

  • отсутствие знаков препинания, изученных на дан­ный момент в соответствии с программой;

  • дисграфические ошибки на пропуск, перестанов­ку, замену и вставку лишних букв в словах.

Кроме оценивания контрольной работы отметкой, учитель должен проводить качественный анализ ее выполнения. Такой анализ поможет учителю правиль­но спланировать дальнейшую работу по ликвидации выявленных пробелов, ошибок.

Проверив контрольную работу, учитель заносит ре­зультаты в схему анализа (отдельно на каждого учени­ка), в которой учитываются ошибки по русскому язы­ку на всех уровнях: на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения.
Оценка письменных работ по русскому языку учащихся начальной (общеобразовательной) школы

Виды письменных работ

Оценка

5

4

3

2

Списывание

-

1-2 ошиб­ки или

1 исправ­ление (1кл.)

3 ошибки и 1 исправ­ление (1 кл.) или 2 ошибки и 1 исправ­ление (2-4 кл.)

4 ошибки

(1 кл.) 3 ошибки (2-4 кл.)




Виды

Оценка

письменных работ




5

4

3

2

Словарный диктант

-

1-2 ошибки

3-4 (из 15-20 слов)

Более 5 ошибок

Контрольный диктант

1 негрубая ошибка

2/2 ошиб­ки

1/3 ошиб­ки

3-4/4 ошибок или 5/0 ошибок

Более 5 орф. ошибок

Грамматические задания

- .

3/4 задания верно

Не менее 1/2 верно

Более 1/2 не сделано


Примечания:

1. Негрубые ошибки:

  • исключения из правил;

  • повторение одной и той же буквы;

  • перенос слов;

  • единичный пропуск буквы на конце слова. 2 негрубые ошибки = 1 ошибка.

2. Однотипные ошибки.

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибка, но каж­дая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.

Контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.

В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную контрольную, а в течение недели не более днух.
1.2.3. Знания и умения учащихся начальных классов (Нпцсоор.иошпсльной школы по русскому языку

Н I,,41 пи I ... класса учащийся должен знать:

iiiuhihiimhбуки алфавита;

  • признаки гласных и согласных звуков;

  • части слова (корень, окончание, основу);

  • части речи (имя существительное, имя прилага­тельное, глагол, предлог);

  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепен­ные члены (без деления на виды) предложения.

Должен уметь:

  • правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в словах, делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;

  • правильно писать прописную букву в именах соб­ственных;

  • правильно писать сочетания ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧАЩА, ЧК-ЧН, ЩН, НЧ;

  • правильно писать слова с орфограммами;

  • проводить фонетический разбор: делить на сло­ги, определять последовательность звуков и букв в слове, соотносить количество звуков и букв;

  • писать под диктовку без пропусков, замены, ис­кажений букв и слогов;

  • производить разбор слов по составу (выделять ко­рень, окончание, основу);

  • разбирать предложения по членам: выделять под­лежащее и сказуемое;




  • писать обучающие изложения и сочинения. К концу 2-го класса учащиеся должны знать:

  • части речи и их признаки;

члены предложения: главные (подлежащее и ска­зуемое) и второстепенные (определение, допол­нение, обстоятельство).

Учащиеся должны уметь:

проводить фонетический разбор слов:

  • выделять ударные и безударные слоги;

  • определять гласные, согласные (глухие, звон­кие, твердые, мягкие) звуки;

  • соотносить количество звуков и букв во всех типах слов;




  • писать слова с разделительным твердым и мяг­ким знаком;

  • правильно писать существительные с шипящей на конце;

  • правильно писать слова с орфограммами:




  • проверяемая безударная гласная в корне слова;

  • удвоенная согласная в слабой позиции и не­произносимая согласная;

  • уметь их проверять;




  • производить разбор слов по составу (выделять приставку, корень, суффикс, окончание, основу);

  • определять предложение по интонации, по цели высказывания;

  • разбирать предложения по членам:




  • выделять подлежащее и сказуемое; определе­ние, дополнение, обстоятельство;

  • устанавливать связь между словами в предло­жении;




  • подбирать к словам антонимы и синонимы;

  • грамотно, каллиграфически правильно писать под диктовку текст, включающий изученные ор­фограммы по программе;

  • правильно списывать текст;

писать изложения и сочинения
К концу 3-го класса учащиеся должны, знать:

  • изученные части речи, их признаки;

  • члены предложения: главные (подлежащее и ска­зуемое) и второстепенные (определение, дополне­ние, обстоятельство);

♦ однородные члены предложения. Учащиеся должны уметь:

  • производить разбор слов по составу (выделять приставку, корень, суффикс, окончание, основу);

  • производить разбор слова как части речи (опре­делять род, склонение, число, падеж имен су­ществительных; род, число, падеж имен прила­гательных; время, число, лицо (род), спряже­ние глаголов; лицо, число, падеж, род место­имений);

  • подбирать к словам синонимы и антонимы;

  • производить синтаксический разбор: определять предложение по интонации, цели высказывания;

  • разбирать предложения по членам предложения;

  • выделять из предложения словосочетания;

  • безошибочно, каллиграфически правильно списы­вать текст;

  • писать под диктовку связанный текст, включаю­щий изученные орфограммы; ставить запятую между однородными членами предложения без союзов, с повторяющимися союзами И, а также с союзами А, НО, и в сложных предложениях; про­верять написанное;

  • писать изложения и сочинения по готовому и са­мостоятельно составленному плану.

1.3. Оценка знаний и умений

учащихся общеобразовательной школы

(5-11 классы)

Проверка и оценка письменных работ учащихся по русскому языку

Виды письменных работ по русскому языку

Основные виды письменных работ учащихся: спи­сывание, ответы на вопросы, диктант, сочинение, из­ложение, упражнения облучающего и контрольного характера, конспекты первоисточников и рефераты, планы статей и материалов из учебника, составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т. п.

Списывание. В V классах списывание помогает вы­явить орфографическую, пунктуационную грамотность, грамматические знания, степень осмысления содержа­ния, сформированность внимания.

В целях проверки проводится преимущественно ос­ложненное списывание: с изменением форм слов, дан­ных в скобках в начальной форме, с дописыванием час­тей слова (приставки, окончания), со вставкой в предло­жения пропущенных слов, данных отдельно (в начальной форме) или подбираемых каждым пишущим самостоя­тельно, на составление словосочетаний из отдельных слов.

Ответы на вопросы. Письменные ответы на вопросы проводятся как проверочные работы в V — XI классах. Этот вид работы в V классе используется для проверки знания и понимания содержания текста, умения учащих-ги пр.миI пi.iю строить предложение. В VI-XI классах, ищи. п и л пи я ют умение учащихся самостоятельно

I к I i'ikiноирося, самостоятельно мыслить.

ч || ill urn именного отпета можно давать по
110 темам, платим из жизни, по


in

содержанию картины (картина при выполнении зада­ния должна находиться перед глазами учащихся), по диафильмам, кинофильмам и их фрагментам.

Ответы на вопросы по прочитанному материалу при­ближают этот вид работ к изложению. В этом случае по­рядок вопросов можно приравнять к плану изложения.

Письменные ответы на вопросы оцениваются с точ­ки зрения:

а) содержания ответов по существу (точность, полнота);

б) правильности русской речи (соответствие лите-
ратурным нормам).


Отметка ставится одна — по совокупности всех сто­рон работы.

Диктант — одна из основных форм проверки орфог­рафической и пунктуационной грамотности. Для конт­рольного текстового диктанта, проверяющего орфографи­ческие и пунктуационные умения в соответствии с изу­ченными правилами, используется текст, доступный по содержанию учащимся данного класса и отвечающий нормам современного русского литературного языка.

Примечание.

  1. До конца первой четверти (в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомен­дованный для предыдущего класса.

  2. При подсчете слов в тексте контрольного диктан­та учитываются как самостоятельные, так и служеб­ные слова.

  3. Слов с непроверяемыми орфограммами, правописа­нию которых ученики специально обучались, в диктантах должно быть в V классе — до 5, в VI-VII классах — до 7, и VIII-IX классах — до 10.

  4. В текстах контрольных диктантов могут вклю­чаться только те вновь изученные орфограммы, кото-


Стр 11


  • нерегулируемые правилами слитные и раздель­ные написания в наречиях, образованных на ос­нове слияния предлогов и существительных;

  • различение не и ни в оборотах никто иной не..., ничто иное не..., не кто иной, как.., не что иное, как...;

  • написания собственных имен нерусского проис­хождения.

Негрубые пунктуационные ошибки:

  • употребление одного знака препинания вместо другого;

  • пропуск одного из двойных знаков препинания;

  • нарушение последовательности сочетающихся знаков препинания.

Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.

Примечание: неточная передача авторской пункту­ации не считается ошибкой.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключе­ны в грамматических (в армии, в роще; колют, борют­ся) и в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учиты­вается как самостоятельная.

Коли п одном менроперяемом слове допущены 2 и бо-иее ошибки, то псе они считаются за одну ошибку.

11оито|нио1ц,пмн<я считаются орфографические ошиб-
i II н одном и том же слове, использованном несколько
рп а корне
од покоренных слов. Повторяющиеся

lOi и (i i олько бы их ни было) считаются за одну

ошибку,

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексичес­кого, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки — за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующими норма­тивами:

«5» — все задания выполнены верно;

«4» — выполнено верно не менее 3/4 задания;

«3» — выполнено верно не менее половины задания;

«2» — выполнено менее половины задания или за­дание не выполнено совсем.

Примечание: орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за дик­тант:

они прибавляются к числу ошибок, допущенных в тексте диктанта.
1.4. Оценка знаний и умений

учащихся начальных классов

коррекционно-развивающего обучения

(с тяжелыми нарушениями речи)1 1.4.1. Развитие речи

При оценке знаний, умений, навыков по развитию очи необходимо учитывать:

1 Бенедиктова Л. В., Лалаева Р. И., Мартынова Е. А, Яковлев С. Б.


объем словарного запаса, его качественную и ко­личественную характеристику, степень овладения лексической системой языка;

  • практическое владение грамматическими сред­ствами языка (построением предложений, разли­чением слов по признакам грамматической кате-гориальности, овладением согласованием, гла­гольным управлением, падежно-предложными конструкциями);

  • сформированность связной речи.

При оценке ответов принимаются во внимание сле­дующие критерии:

  • полнота и правильность ответа;

  • степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

♦ последовательность изложения и культура речи. Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • правильно употребляет в речи лексику по изла­гаемой тематике;

  • обнаруживает осознанное усвоение программно­го материала.

Во П-IV классах допускаются 1-2 ошибки на смысло­вую замену слов с обобщенным, переносным значением:

  • практически владеет грамматическими средства­ми языка, допускает 1-2 ошибки при построении распространенного предложения или сложного предложения;

  • умеет поставить вопрос, дает полный и правиль­ный ответ, умеет построить связное высказыва­ние п.i ладанную тему, активно высказывается в процессе беседы;

1ром 11. относительно развернутые высказы-

и и при составлении рассказов по картинкам,

рои партии, но наблюдениям и личным впе-

. .. к .1 i, по научаемой теме, с опорой на вопро-

щи рассказа или самостоятельно;

умеет использовать при составлении рассказа эле­менты описания и рассуждения, элементарные рассуждения-доказательства (в IV классе). Допус­кается не более одной ошибки по содержанию и одной-двух лексико-грамматических ошибок.

Оценка «4» ставится ученику, если он в основном выполняет требования, установленные для оценки «5», но при этом:

  • новый словарь по изучаемой теме использует не всегда точно и правильно, может допустить две-три ошибки на смысловую замену слов, при упо­треблении многозначных слов, слов с переносным значением;

  • простые предложения строит верно, при постро­ении предложений умеет использовать помощь учителя, допускает две-три ошибки при слово­изменении, при связи слов в предложении;

  • связные высказывания недостаточно развернуты. Допускает две-три ошибки по содержанию и не более трех лексико-грамматических ошибок.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • недостаточно усваивает лексический материал по изучаемой теме;

  • допускает до пяти ошибок на смысловую замену слов;

  • допускает неточности в употреблении слов и по­строении словосочетаний или предложений, упот­ребляет предложения более простой грамматичес­кой конструкции, допускает не более пяти лек­сико-грамматических ошибок, четыре-пять оши­бок по содержанию;


  • излагает материал несвязно, недостаточно после­довательно, не проявляет инициативы в беседе, ответах на вопросы;

  • не умеет самостоятельно развернуть беседу на задан­ную тему, постоянно использует помощь учителя.

Оценка «2» (не ставится в подготовительном и I классах) ставится ученику, если он:

  • с трудом усваивает новый словарь по теме, до­пускает неверное употребление слов;

  • использует простые распространенные предложе­ния; допускает более пяти лексико-грамматичес­ких ошибок; допускает ошибки при построении высказывания и соблюдении последовательности, не умеет выделять свойства описываемого явле­ния, предмета;

  • допускает грубые ошибки в ответах на вопросы;

  • не принимает участия в беседе.


1.4.2. Грамматика и правописание

Оценка знаний учащихся осуществляется по резуль­татам текущих письменных, плановых тематических и итоговых контрольных работ учащихся.

Письменная проверка знаний учащихся позволяет увидеть степень усвоения изучаемого программного материала, дает возможность убедиться в умении де­той практически применять полученные знания.

К письменным формам проверки относятся следу-
ше ииды работ:


  • списывание текста (печатного, рукописного) без каких либо изменений;



  • списывание текста со вставкой пропущенных (»ук в, слов;




  • списывание текста с грамматическим заданием, разнообразные виды грамматического разбора (с ис­пользованием графических обозначений);

  • диктант;

  • работа с деформированным текстом;

  • изложение;

  • сочинение;

  • работа с дидактическим материалом и перфокар­тами.

Тематические контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материа­ла. Их содержание и регулярность определяется учи­телем с учетом специфики изучаемой темы, степени ее сложности, а также особенностей нарушений речи уча­щихся каждого класса.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения основных тем в каждой учебной четверти, проверяют уровень знаний и умений учащихся по изу­ченному материалу на конец четверти, полугодия, учеб­ного года.

Итоговые контрольные работы проводятся по гра­фику, составленному администрацией школы по согла­сованию с учителем.

Не рекомендуется проводить контрольные рабо­ты в первый день четверти, после праздника, в поне­дельник.

В один учебный день в классе следует проводить одну письменную итоговую контрольную работу, в те­чение недели — не больше двух.

При оценке письменных работ необходимо учиты­вать характер ошибок (дисграфических и орфографи­ческих).

1.4.3. Специфические (дисграфические) ошибки Фонетические ошибки:

  • замена и смещение букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляторно-акустическим призна­кам: звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав; нейо­тированных и йотированных, фонетически сход­ных гласных (о-у, и-е);

  • нарушение в обозначении мягкости согласных на письме (с помощью ь и йотированных гласных);

  • нарушение анализа структуры слова: пропуски, недописывание, перестановки букв и слогов, лиш­ние буквы, персеверации.

Нарушения анализа структуры предложения:

  • слияние слов (в том числе и предлога со словом);

  • раздельное написание частей слова (в том числе и приставки в слове).

Оптические ошибки:

замена и смещение букв по оптическому сходству: букв, отличающихся количеством элементов, либо пространственным расположением элементов букв, искаженное воспроизведение букв (в том числе и зеркальное письмо).

Морфологические аграмматизмы.

Ошибки словообразования: замены словообразую­щих морфем (приставок, суффиксов), их пропуск в слове, искаженное воспроизведение.

Ошибки словоизменения: нарушение согласования (прилагательного и существительного в роде, числе и падеже, местоимения и существительного, числитель­ного и существительного, глагола и существительно­го). Нарушение управления (неправильные падежные окончания,

нарушения в употреблении падежно-пред-ложных конструкций).

Синтаксические аграмматизмы:

  • пропуск главных членов предложения;

  • пропуск значимых второстепенных членов пред­ложения;

  • нарушение последовательности слов в предло­жении.

Лексические ошибки:

  • замена слов на основе общности ситуации (гряд­ка клумба, вязать — шить);

  • замена слов, обозначающих обобщающее понятие, словами конкретного значения, т. е. родовое по­нятие подменяется видовым (одежда — платье);

  • замена слов, обозначающих предмет, словами, обо­значающими действия предмета или качество ( краски — рисовать );

  • замена слов, обозначающих целый предмет, сло­вами, обозначающими часть или деталь предмета (воротник — платье ).


1.4.4. Оценка контрольных диктантов

Контрольный диктант для проверки навыков пра­вописания оценивается одной оценкой.

В контрольной работе, включающей диктант и грам­матическое задание, ставятся две оценки.

В подготовительном и I классах на проверочную работу отводится до 20 минут, во II классе — до 35 ми­нут, в IV классе — до 40 минут.

В подготовительном классе диктант проводится со II полугодия и включает в себя слоги, слова и корот­кие предложения.


1к праймы специальных (коррекционных) образовательных учреждений вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Экспериментальные. Иичнльные классы. — М., 1997.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей