Главная страница | Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей |
|
Правдина_наршения речи на почве снижения слуха. Нарушения речи на почве снижения слуха
Нарушение речи 1,5—2 года 2 года—4—5 лет 5—6 лет 7—11 лет 13-17 лет Теряют зачатки речи на 2—3 м и становятся немыми Речь сохраняется в течение нескольких месяцев — 1 года, но затем распадается; к школе остается несколько едва понятных слов В редких случаях теряют речь совсем Речь не теряется, но голос приобретает неестественный характер; нарушается интонация, словесное ударение, темп речи становится быстрым. Словарь оказывается ограниченным (не хватает слов, выражающих абстрактные понятия; предложения употребляются главным образом простые) Речь сохраняется полностью, но теряется ее благозвучность и внятность Интересно указание, которое мы встречаем у проф. Ф. A. Pay и у проф. М. Зеемана: «Если тяжелая тугоухость возникает, когда ребенок уже умеет читать и писать, угрозы развитию речи нет, но все же могут наступить различные тяжелые нарушения произношения». В сурдопедагогике, как в зарубежной (Барчи — Венгрия), так и в отечественной (Шкловский), существует мнение, что нарушение периферического слуха не может нарушать речевое развитие ребенка; дефекты речи слабослышащего относились за счет других дополнительных нарушений коркового происхождения (афазии, алалии, олигофрении). Конечно, у слабослышащего ребенка могут быть различные речевые нарушения центрального характера, обусловленные перенесенными заболеваниями и травмами головы. Наряду с этим нельзя забывать, что тугоухость сама по себе, лишая кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции. Наша разговорная речь протекает с неравномерной громкостью: в слове имеются ударные и безударные части, причем безударными оказываются все концы слов — суффиксы и окончания, т. е. те части слов, которые служат для образования их различных форм и разных грамматических категорий и являются средством связи слов в предложении1 (' Подробнее см.: Р. М. Б о с к и с. Глухие и слабослышащие дети. М., изд-во АПН РСФСР, 1963, стр. 192, 193, 195, 197, 239.); глухие согласные являются шепотными звуками; снижение слуха чаще всего влияет на восприятие высоких звуков речи. Все это служит причиной тому, что речь детей, страдающих тугоухостью с раннего возраста, начинает развиваться с запозданием и с более или менее значительными искажениями. Ограниченное понимание речи окружающих является одним из наиболее заметных симптомов. Что касается экспрессивной речи, то она характеризуется следующими особенностями: ограниченным запасом слов, диффузностью, употреблением слов с нечетким пониманием их значения, нарушением грамматического строя (от однословного предложения до развернутой фразы с ошибками в падежных согласованиях, в употреблении предлогов), искажением в структуре слова, когда сохраняется контур слов или хотя бы ударный слог, как наиболее слышимый, и на этом основании смешиваются слова фонетически сходные. Звукопроизношение слабослышащих детей отличается такими недостатками, как смешение звонких и глухих (озвончения глухих согласных); сигматизм, в основном призубный и боковой; замена щипящих свистящими и смешение свистящих и шипящих; неправильное произнесение соноров р и л; недостатки смягчения; позднее формирование аффрикат, выпадение при стечении согласных одной из них. Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка в период речевого развития; другие недостатки характеризуют неправильные навыки, обусловленные недостаточными и искаженными восприятиями, поступающими в слуховой анализатор. К последним относятся глухой и слабомодулированный голос, упорные смешения звонких и глухих с явлениями озвончения глухих согласных. Недоразвитие речи слабослышащего ребенка объясняется тем, что слух осуществляет важнейшую функцию в период формирования второй сигнальной системы и даже частичное его выпадение задерживает развитие всех компонентов речи. Характер и степень недостаточности речевой функции у слабослышащего ребенка зависят от трех основных факторов: 1) от степени поражения слуха: чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит (при прочих равных условиях); 2) от времени возникновения нарушения: чем раньше возникло нарушение слуха, тем тяжелее расстройство речи (при прочих равных условиях); 3) от условий последующего развития ребенка после возникновения поражения слуха: чем раньше принимаются специальные меры по сохранению и воспитанию нормальной речи, тем лучших и более быстрых результатов можно достигнуть (при прочих равных условиях). Динамика речевого развития слабослышащего ребенка зависит от его физического и психического развития и от его индивидуальных особенностей: ребенок физически крепкий, психически полноценный, активный будет обладать более развитой речью, чем ребенок физически ослабленный, пассивный и тем более психически неполноценный. Учет только степени нарушения слуха оказывается явно недостаточным для правильной организации обучения и воспитания этих детей. Для выяснения и уточнения всех данных, которые характеризуют слабослышащего ребенка и возможности его дальнейшего развития и обучения, должно быть проведено обследование, которое носит комплексный медико-педагогический характер. Одно из важных мест занимает обследование слуха, которое нужно проводить совместно с врачом-отоларингологом и логопедом или сурдопедагогом, знакомым с особенностями развития речи слабослышащего ребенка. Отоларинголог проводит обследование слуха аппаратурным путем и при помощи речи. Логопед проводит полное логопедическое обследование, в котором должно иметь место и обследование слуха при помощи речи, оно не может обладать точностью аппаратурного обследования, но благодаря теснейшей связи слуха и речи имеет очень важное значение'.('См. Л В Нейман Слуховая функция у тугоухих и глухих детей М, изд во АПН РСФСР, 1961). Сопоставляя результаты обследования, врач-отоларинголог и логопед дают совместное заключение, в котором должны быть даны рекомендации необходимых медицинских и педагогических мероприятий и направление ребенка в ту или иную школу для обучения, если ребенок достиг школьного возраста. На практике нередки случаи, когда отоларингологическое обследование выпадает из-за отсутствия врача-отоларинголога или же логопед получает его только в письменном виде. Указанные обстоятельства приводят к необходимости, чтобы логопед, во-первых, умел совершенно самостоятельно решать вопрос о наличии тугоухости и ее степени и, во-вторых, понимал заключение отоларинголога, данное в письменном виде. Медицинское аппаратурное исследование слуха проводится при помощи аудиометра (прибор, при помощи которого можно получать чистые тоны желаемой частоты, силы и длительности) или набора камертонов разных частот, настроенных на тон С (до). Результаты исследования слуха при помощи аудиометра бывают выражены в аудиограмме. Аудиограмма — эго графическое изображение состояния слуха тугоухого (рис. 1). На пересечении линий частоты каждого звука и линии наименьшей интенсивности его восприятия (порог восприятия) у данного слабослышащего наносится точка. Каждая точка является выражением наименьшей гром кости восприятия звука (слуховой порог) той или иной высоты для данного слабослышащего. В дальнейшем эти точки соединяются линией. Полученная кривая и есть аудиограмма данного тухоухого. Сравнивая положение кривых с линией, соответствующей нормальному слуху (которая обычно представлена здесь же в виде прямой, проходящей на нулевом уровне), можно получить представление о состоянии слуха. На основании двух приведенных средних аудиограмм учащихся школы слабослышащих мы видим, что снижение слуха у учащихся I и II отделений неодинаковы и неравномерны: у учащихся I отделения наиболее низкие звуки (соответствующие частоте 128) воспринимаются при громкости около 15 децибел, а наиболее высокие (в пределах 4096 и 8192 гц) требуют повышения громкости до 50 децибел; у учащихся II отделения наиболее низкие звуки воспринимаются при громкости около 40 децибел, а наиболее высокие — при громкости около 80 децибел. Известно, что при потере слуха, не превышающей 50 децибел, возможно восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 метра, т. е. речевое общение вполне доступно; при потере слуха, превышающей 70 децибел, речь разговорной громкости становится малодоступной и общение может осуществляться лишь с помощью громкого голоса '.( 1 Данные взяты из книги В. И. Бельтюкова «Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению-». М, изд-во АПН РСФСР, 1960.) Кроме слуховых данных, в логопедическое обследование слабослышащего ребенка должны войти речевой анамнез и состояние речи в момент обследования. При собирании речевого анамнеза важно выяснить следующие особенности: речевое развитие слабослышащего до момента снижения слуха; обстоятельства и время возникновения тугоухости; последующие изменения в речевом развитии (словарь, грамматический строй, звуковая сторона речи) и в общем поведении ребенка. ' Выяснение формы общения между слабослышащим и его близкими, как, например, жестикуляция, использование остатков слуха, т. е. усиленная громкость речи, речь на ухо, чтение с губ и др., часто помогает понять причину несоответствия речи слабослышащего и степени снижения слуха. Обследование слуха речью проводится у ребенка следующим образом: предварительно логопед путем беседы, показа и названия предметных картинок устанавливает обиходный словарь ребенка' (' Состав и объем такого словаря будут зависеть от уровня речи тугоухого) с характерными для него названиями предметов, например: «но» вместо слова лошадь, «амка» или «жучка» вместо слова собака и т. д. (из практики известно, что восприятие незнакомых или малознакомых слов оказывается более трудным даже при нормальном слухе). Для установления степени снижения слуха применяется специально разработанный словарь, слова которого состоят из звуков высоких и низких; к высоким звукам относятся и. э, с, з, ш, ч, з, ж; к низким—у, о, м, н, р, например: мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, лампа, часы. сапоги, карандаш, уши, мяч и т. д.2. (2 Подробнее см •В книге Л. В. Неймана «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи». М,, изд-во «Просвещение», 1965, стр 144.) Слова из этого словаря произносятся логопедом голосом разговорной силы на разных расстояниях, начиная с близкого, постепенно отходя до тех пор, пока ребенок перестанет правильно повторять большинство предъявляемых ему слов. Во избежание считывания с губ логопед должен стать так, чтобы ребенок не видел его лица, или прикрыть рот бумагой. Полезно применять внеречевые приемы, которые заключаются в следующем: ребенку предлагают выбрать картинку, названную логопедом, или же выполнить воспринятое на слух приказание (закрыть дверь, поднять вверх руки, встать со стула и др.). Для исследования восприятия путем шепотной речи используются те же словари. На основании учета расстояния, необходимого для правильного восприятия слов, можно судить о степени тугоухости (см. таблицу проф. Б. С. Преображенского). До революции в России существовали школы-приюты, открытые на благотворительные средства, куда помещали детей с нарушениями слуха всех категорий, но этих школ было немного, и около 40 тысяч аномальных детей, зарегистрированных статистикой, оставались вне всякой школы. В настоящее время в СССР для детей с ослабленным слухом имеются специализированные ясли (от 2 до 4 лет), детские сады и школы, где наряду с общевоспитательной и общеобразовательной работой, соответствующей возрасту детей, проводится специальная работа по развитию словесной речи. В школу для слабослышащих принимаются дети различающие речь (слова и фразы) обычной разговорной громкости на расстоянии не более 2 метров и страдающие нарушениями речи в различной степени: позднооглохшие, но сохранившие речь, хотя бы и со значительными отклонениями ее от нормы; слышащие речь на расстоянии более 2 метров от уха, но обладающие в результате тех или иных причин резко недоразвитой речью В школах для слабослышащих существует два отделения: в I отделение принимаются дети, владеющие разговорной речью, с отдельными недостатками в виде дефектов произношения, негрубого аграмматизма; во II отделение принимаются дети с глубоким недоразвитием речи в виде резкого для данного возраста ограничения словарного запаса, выраженного аграмматизма,. резкою искажения произношения. Для позднооглохших детей организуются специальные классы, или же их направляют в соответствующие классы I или II отделения—в зависимости от состояния речи. Дети с более легкими степенями снижения слуха (свыше 2 метров), а также позднооглохшие по инструкции должны направляться в нормальную школу, при условии достаточно развитой речи. Обучение этих детей в массовой школе требует соблюдения некоторых условий (так как даже легкие степени снижения слуха создают затруднения в восприятии речи окружающих): 1. Слабослышащий ученик должен овладеть навыком чтения с губ. 2 Слабослышащий ребенок должен сидеть в классе так, чтобы видеть лицо учителя. 3. Учитель должен быть осведомлен о состоянии слуха слабослышащего ученика и следить за тем, чтобы не поворачиваться к нему спиной, не говорить сзади него и на далеком расстоянии. 4. Учитель должен следить, чтобы у ученика были необходимые книги для внеклассного чтения. 5. Семья и школа должны обеспечить слабослышащему ученику систематическую помощь при подготовке уроков. Обучение детей, страдающих тугоухостью в специальных школах, ведется специалистами-сурдопедагогами. Учащиеся I отделения проходят программу начальной школы при удлиненном сроке обучения на один год; учащиеся П отделения проходят программу начальной школы за семь лет. В I и II отделениях школы имеются специальные уроки по развитию речи, технике речи, чтению с губ, слуховой работе и ритмике. Все эти уроки теснейшим образом увязаны как между собой, так и с уроками русского языка (чтение, письмо, а затем и грамматика). Так, на уроке развития речи учащиеся учатся понимать новое слово и сами его проговаривают; на уроке чтения они закрепляют его зрительный письменный образ; на уроке техники речи отрабатывают произношение этого слова. На всех уроках происходит первое знакомство со зрительным артикуляционным образом нового слова и закрепляется связь его с кинестетическими ощущениями при многократном проговаривании. Окончательное упрочение этих связей проводится на специальных уроках чтения с губ. Возможность обучения ребенка с ослабленным слухом в школе в большой степени зависит от его речевого развития: чем тяжелее степень тугоухости, тем большее значение для правильного и своевременного развития речи приобретает раннее начало специального воспитания речи. В практике известны случаи, когда дети с тяжелой ранней тугоухостью, но прошедшие в дошкольном возрасте специальное обучение, успешно обучались в массовой школе, а дети глухие, получившие специальное дошкольное воспитание, обучались в школе слабослышащих. Развитие сети дошкольного воспитания для слабослышащих детей еще крайне недостаточно, специализированные детские сады обслуживают пока только детей с тяжелыми степенями ослабления слуха, дети же с легкими и средними степенями попадают в массовые детские сады или воспитываются в семье. Обычно родители рано начинают беспокоиться о таких детях и пытаются установить причины их речевого отставания. Логопед детской поликлиники, к которому часто попадает такой ребенок, должен немедленно начинать работу с ним, чтобы не задерживалось его общее развитие и не 'закреплялись навыки неправильного общения с окружающими. В этих случаях перед логопедом стоит очень сложная и большая задача: сформировать речь ребенка во всем ее объеме, т. е. создать словарь и грамматический строй, сформировать произношение, развить как экспрессивную, так и импрессивную сторону речи слабослышащего. При планировании своей работы со слабослышащим ребенком логопед должен исходить из закономерностей нормального речевого развития, но учитывать своеобразие как речевого, так и общего развития слабослышащего ребенка. Создание зрительного восприятия речи окружающих как компенсации недостаточного слуха ребенка играет большую роль. Овладение навыками чтения с губ создает для слабослышащего возможность общения с окружающими при помощи речи и одновременно основу для его дальнейшего речевого развития путем подражания и постепенного закрепления правильных речевых кинестезии. Другим мощным фактором речевого развития является обучение грамоте (чтение и письмо). Вся эта большая и многообразная работа может быть проведена в условиях амбулаторных занятий с обязательным продолжением ее в домашней обстановке (родителями и воспитателями). Очень полезно, чтобы мать или воспитатель присутствовали на занятиях логопеда. Каждое задание на дом должно быть методически проработано с родителями; все требования логопеда к ребенку должны быть предъявлены и дома, тогда короткие занятия логопеда с ребенком, 2—3 раза в неделю, дадут хорошие результаты. Можно привести многочисленные примеры успешности такой работы. Мальчик Л., с тяжелой ранней тугоухостью, начал занятия с логопедом с 4.5 года. За три зимы он был подготовлен к поступлению в I отделение школы для слабослышащих, окончив ее, поступил в инженерное училище, в настоящее время 'работает инженером. Мальчик Б., с тяжелой ранней тугоухостью, только с семи лет начал занятия с логопедом. За две зимы он был подготовлен к поступлению в школу для слабослышащих детей в I отделение. В настоящее время работает слесарем-механиком в одном из научно-исследовательских институтов, общается с окружающими речью. Девочка В., со средней ранней тугоухостью, с 3,5 года начала амбулаторные занятия с логопедом, занятия продолжались две зимы. В связи с началом войны она эвакуировалась с матерью на Урал. Благодаря систематической помощи матери девочка поступила и успешно окончила массовую школу. Во время обучения в массовой школе она много самостоятельно читала, развитие ее не отставало от развития нормально слышащих сверстников. Все сказанное говорит о необходимости возможно раннего начала специальной систематической работы со слабослышащим ребенком. Одним из центральных звеньев этой работы является обогащение словаря. В связи с тем что речь и мышление неразрывно связаны между собой, введение каждого нового слова в словарь слабослышащего ребенка должно быть связано с созданием нового понятия. Чем более недоразвита речь слабослышащего, тем более ответственна и сложна речевая работа с ним. В качестве общих методических указаний можно рекомендовать соблюдение принципов советской дидактики: воспитывающий характер работы над развитием речи, сознательность и активность учащегося, систематичность и доступность преподносимого материала, прочность создаваемых навыков и использование соответствующей особенностям слабослышащего ребенка наглядности. Ввиду важности зрительного восприятия речи для слабослышащего и его особой специфики логопед должен быть знаком с этим вопросом'.( ' См.: А. И. Метт и Н. А. Никитина. Зрительное восприятие устной речи. М., Медгиз, 1952; А. И. Meтт. К методике обучения чтению с губ тугоухих и оглохших учащихся младших классов I отделения. Изд. Дефектолог. ф-та МГПИ им. Ленина. Вып. 7. М„ 1959.) Зрительное восприятие речи имеет место у каждого нормально говорящего человека, но все же роль зрительного анализатора как в процессе формирования речи, так и в акте восприятия ее (у взрослого человека) оказывается второстепенной. Зрительное восприятие речи, или «чтение с губ», значительно отличается от привычного для нас слухового восприятия. При слуховом восприятии речи образуется тесная связь между базальным компонентом речи — кинестетическими образами многократно произносимых нами слов со слуховыми образами; при зрительном восприятии такая же тесная связь должна установиться между теми же кинестетическими образами и соответствующими им зрительными. Установление этой связи затрудняют многие специфические особенности зрительного восприятия речи: 1. Видимая артикуляция некоторых групп звуков частично или полностью совпадает между собой, при других звуках она внешне слабо выражена или даже совсем неуловима, так как скрыта в глубине ротовой полости (табл. 1). (Первые восемь групп звуков этой таблицы составляют при зрительном восприятии речи так называемые опорные звуки слова.) 2. Четкость восприятия даже хорошо видимых звуков изменяется в зависимости от смежных с ним звуков, от ударности или безударности слога, от особенностей артикуляции говорящего, от темпа речи, от таких внешних условий, как освещение, поворот лица говорящего и т. п. 3. Невидимые и плохо видимые звуки слова воспринимаются как паузы той или Иной длительности, в зависимости от количества рядом стоящих плохо видимых звуков. 4. Чередование опорных звуков и пауз составляет известный ритм зрительно воспринимаемого слова и предложения. 5. Восприятие интонации говорящего оказывается зрительно недоступной. Для иллюстрации изложенных особенностей зрительного восприятия слова разберем два слова (два, кошка). Два — все три звука, составляющие это слово, имеют видимый оральный образ, а их последовательность дополняет привычный образ слова, не оставляя сомнения в том, к какому из звуков 11-й холонки относится первый образ и к какому из 7-й колонки — второй оральный образ. Совсем другая картина получается при восприятии слова кошка, что изображено на прилагаемой таблице 2. Таблица 2 Только два звука имеют совершенно определенный оральный образ (о и а); 1-й и 4-й звуки относятся к невидимым и воспринимаются как паузы, а 3-й звук хотя и относится к хорошо видимым, но объединяет четыре звука (ш, ж, ч и щ). Некоторые условия при зрительном восприятии речи помогают установить следующее: а) чем больше опорных звуков в слове, тем легче оно узнается; б) положение слова между другими словами, связанными с ним общим смыслом, облегчает понимание (так, мы легко понимаем неясно расслышанное по телефону слово среди других правильно понятых слов фразы); в) фраза, в которой имеются и легко и трудно узнаваемые слова, обычно осмысливается легче, чем отдельное слово; ir) мимика, жестикуляция говорящего и наличие известной ситуации облегчают осмысление воспринятого образа слова, фразы. Все изложенное выше говорит о том, что полноценные навыки зрительного восприятия не формируются сами собой — требуется планомерное систематическое специальное обучение для их создания. Так обстоит дело у людей, у которых ослабление слуха наступило поздно, тогда, когда речь была уже сформирована, кинестетические образы слов и целых выражений были уже закреплены. У детей с ранними нарушениями слуха правильные кинестетические образы слов создаются впервые в процессе обучения речи и часто не совпадают с ранее самостоятельно образовавшимися у ребенка искаженными и неполноценными образами. В этих случаях формирующееся зрительное восприятие служит одновременно как средством общения, так и средством обучения. Основными методическими установками при работе над навыком чтения с губ будут следующие: 1. Работа над зрительными навыками должна проводиться после усвоения соответствующего речевого .материала в процессе развития речи (накопление словаря и формирование грамматического строя, обучение грамоте и правильному произношению). 2. Установление новой связи между произношением слова и его зрительным образом вырабатывается путем многократного правильного произнесения слова с одновременным зрительным его восприятием (на первых занятиях рекомендуется в момент называния предмета держать этот предмет на одном уровне со своим ртом; установка смотреть на рот говорящего обычно быстро закрепляется, и в дальнейшем не требуется искусственное сближение предмета с его зрительным артикуляционным образом). 3. Для повышения качества восприятия именно зрительных образов речи, создания доминантного (преимущественного) возбуждения в области зрительного восприятия, особенно на начальных этапах обучения чтению с губ, логопед должен говорить шепотом, отходя на некоторое расстояние от слабослышащего, при этом несколько снижая громкость речи, но не четкость и естественность своего произношения. 4. Учащийся должен упражняться в чтении с губ не только у логопеда, но и у родителей, товарищей, чтобы приспособиться к индивидуальным особенностям артикуляции и темпа речи говорящих. 5. При переходе к новым словам следует привлекать внимание слабослышащего к видимым признакам того или иного слова и все время сопоставлять их, дифференцировать с признаками ранее закрепленных слов. 6. Следует подбирать слова и фразы так, чтобы, они могли быть противопоставлены ранее проработанным в отношении состава видимых звуков, длины слов, порядка звуков и слов, окончаний, т. е. различной связи слов в предложении. 7. Как можно скорее вводить в речь обиходный речевой материал, который постоянно встречается в повседневной жизни слабослышащего. В качестве речевого материала для чтения с губ могут быть использованы имена родных, товарищей, названия разложенных перед ребенком уже известных ему игрушек и предметных картинок, предметов, находящихся в комнате, а также бытовые вопросы (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? и т. п.), приказания (встань, закрой дверь, дай карандаш). При дальнейшем усложнении материала можно использовать сюжетные картинки, бытовые рассказы. С грамотными детьми могут быть приработаны тексты знакомых рассказов, сказок, стихотворений (найди, где написано..., ответь на вопросы по тексту...). Обязательным условием на занятиях по чтению с губ является следующее: хорошее освещение лица говорящего, неизменное расстояние и поворот лица, естественность артикуляции, не очень быстрый темп, правильность речи и отсутствие лишних, засоряющих речь слов. При изложении основных принципов обучения чтению с губ отмечается важность создания правильных речевых кинестезии у слабослышащего, обусловливающих навыки правильного произношения прорабатываемого речевого материала (в отношении слоговой структуры употребляемых слов, звуков, их составляющих, и окончаний слов, служащих для связи, согласования членов предложения). Над правильным произношением слабослышащего логопед должен работать постоянно: во время чтения и во время пополнения словаря новыми словами и понятиями, особенно при освоении новых синтаксических форм. Для успешного и быстрого усвоения и закрепления правильного произношения необходимо, чтобы работа имела систематический характер, т. е. проходила в определенной последовательности с обязательным использованием наиболее эффективных приемов, так как неполноценность слуха приводит к тому, что вновь формирующиеся кинестетические речевые образы не только не получают постоянного подкрепления при восприятии речи окружающих, но даже оказываются в противоречии со слуховыми восприятиями. Указанные обстоятельства создают особые трудности при овладении правильным произношением. В логопедии широко используется прием «подкрепление зрительным контролем (работа перед зеркалом). В работе со слабослышащими зрительная афферентация приобретает еще большее значение. Благодаря специальному обучению чтению с губ эта афферентация достигает большей точности. Большое значение приобретает тактильный контроль, а также четкое понимание смысла произносимого и дифференциация его со словами, фонетически и орально (артикуляционно) сходными, но имеющими совершенно Иное смысловое содержание, например: лапа—лампа, стол —стул, стол — столы, столом, сколько — скоро и т. п. Логопед должен во время каждого занятия проводить такой вид работы. Вначале фиксируется внимание ребенка на четкость правильного произношения в целом (т. е. четкости и правильности произносимых звуков и правильном ударении), потом переходят к постановке недостающих звуков (чаще всего это звуки с, з, ш, ж. р и звонкие б, д, г) и их автоматизации в словаре ребенка. Для оживления тренировочной работы очень важно применять соответствующие наглядные пособия, в частности различные специально подобранные лото слов и фраз. Карточки лото подбираются по фонетическому признаку—это изображение тех предметов или действий, названия которых насыщены упражняемым звуком, например: шар, шуба, шапка, калоши, вешалка. Внимание ребенка фиксируется на данном звуке путем выделения его в произношении или соответствующей инструкции. Для грамотного ребенка можно выложить нарисованную на карточке, упражняемую в произношении букву и даже слоги и предложить предварительно прочитать их. При этом четкость произношения не следует смешивать с излишней напряженностью. При работе над произношением на материале сюжетных картинок и знакомых текстов сначала перерабатываются (прочитываются или произносятся за логопедом) специально составленные таблички следующего типа: с, ш, щ, са, сла, ста, ша, щи Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, вытащитьне может. После работы по таким табличкам можно предложить ответить на вопросы и пересказать весь текст по серии последовательных картинок. Материал занятий может быть самый разнообразный, в зависимости от этапа работы (отдельные слова, фразы, тексты, стихи, загадки, скороговорки и т. д.). Разнообразны могут быть виды и формы работы: настольные игры, повторение за логопедом, ответы на вопросы, заучивание наизусть, пересказы и т. д. Все это говорит о большом объеме работы над речью слабослышащего, ее многоплановости и своеобразии. При встрече со слабослышащим (при обследовании и планировании работы с ним) логопед должен помнить, что у слабослышащего могут быть одновременно и другие речевые дефекты, обусловленные не только нарушением слуха, но нарушениями в области речедвигательного анализатора. Естественно, это будет вносить дополнительные трудности в речевую работу. В результате проведения всего комплекса сложной коррекционной работы у слабослышащего улучшается слуховое восприятие речи, хотя слух у него объективно не изменяется. Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей | перейти в каталог файлов | Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей |