БОБЫЛЕВА
НАСТОЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ! ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
и
Бобылева З.Т.
Б72 Игры с парными карточка мл. Звуки Р. Л. Настольные логопедические Игры для ДО' тел 5-7 лет. — М.: ООО .Издательство ГНОМ нД», 21)07. — -10 с.
ISBN 978-5-296-00614-1
Игры данного нособин предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Игровой материал представлен п виде парных карточек» изображающих предметы в единственном и во множественном числе. Нее Параллельно с коррекцией звукопро изношен if я игры помогут расширить словарный запас детей Пособие адресовано логопедам ДОУ, воспитателям логопедических групп и родителям детей с нарушениями речи.
БЕК 74.3
©Бобылева З.Т.. 2006, 2007 ISBN 978-5-296-00614-1 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007
В данном пособии логопедам и воспитателям логопедических групп предлагается ряд настольных игр для детей 5—7 лет.Проводя данные игры, логопед поможет детям:автоматизировать и дифференцировать звуки Р, РЬ, Л, Jib; расширить словарный запас; овладеть звуко-слоговым анализом слов и предложений; навыками словообразования и словоизменения; развивать зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы; различать цвета и формы; развивать связную речь. Картинки на каждый звук разрезать и разложить по парам. Пары картинок удобно хранить в коробках под номерами, соответствующими определенному звуку (1 -я коробка — Р РЬ, 2-я коробка — Л — ЛЬ и т.д.). Варианты игр описаны на примерах звуков Р и Л. Речевой материал предлагается в той последовательности, в какой традиционно ведется логопедическая работа. Игры приемлемы как для детей с тяжелыми, так и с более легкими формами речевых нарушений. Играя, ребенок естественно вступает в речевой контакт, так как вслед за логопедом выполняет определенные действия и делает сообщения о них. Игры можно проводить и с одним ребенком, и с группой детей. В некоторых играх можно использовать только картинки с изображением одного предмета, а в некоторых картинки, где изображен как один, так и несколько предметов (на усмотрение логопеда).
Дети в течение длительного времени не теряют интереса к играм, так как в них присутствуют эффект неожиданности, состязательности и ощущение достижения положительного результата. За время одного варианта игры ребенок многократно повторяет изучаемый звук. Если выбирается более сложный вариант (когда дети уя^е могут читать и решать примеры в пределах пяти), то ребенок прочитывает слова, записанные по слогам на обратной стороне карточек с картинками, и решает пример, а затем, переворачивая карточку, убеждается в правильности выполненного задания, В процессе игры логопед применяет специальные приемы, которые будут способствовать распространению фразы.
Цель; автоматизация звука «Р* в слогах и фразах; обучение детей правильному согласованию имен существительных с числительными или словом «много» (предлоги «на», «по», «в»).
Оборудование: карточки с изображенными на них предметами на звук *Р* в единственном и мноясественком числе.
Ход игры
ро-ро-ро ру-ру-ру ар-ор-ур-ыр-ир ры-ры-ры
За правильный ответ дети получают карточки с изображением предметов во мноясе- ственном числе, раскладывают их на столе и называют. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе.
1.М61
Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки. В этой игре и в дальнейших играх логопед выставляет карточки на одну сторону доски, а дети -— на другую.
Цель: автоматизация звука »Р* в словах и фразах; обучение детей правильному согласованию существительных с числительными и прилагательными, правильному употреблению местоимений: мой, моя, моё, мои.
Оборудование: карточки с изображенными на них предметами на звук «Р» в единственном и множественном числе.
Ход игры
Логопед начинает игру, постепенно усложняя фразу. Логопед выставляет на доску картинку с изображением предмета в единственном числе.
Ребенок, у которого находится карточка с изображением таких же предметов во множественном числе, составляет свое предложение и выставляет свою карточку на доску.
В зависимости от возможностей детей можно расширить фразу прилагательными: сочный, круглый, вкусный Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки. Затем логопед показывает карточки с изображениями предметов во множественном числе по одной и задает, например, такие вопросы. Чьи груши? Чей гриб? Чья роза? Чьи коровы?
И так далее, пока не закончатся карточки. После этой игры начинается парная игра в «Подарки» — дети дарят друг другу кар- точки.
Цель: дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах и фразах.
Оборудование: карточки с изображениями предметов в единственном и множественном числе на звуки «Р» и «Л».
Ход игры
Логопед вручает карточки со звуками «Р» и «Л* с изображением различных предметов, повернув их обратной стороной. Сначала дети решают пример. После этого — переворачивают карточки и проверяют ответ, затем называют изображение и делят карточки на две группы: в одной группе — карточки со звуком «Р», в другой — со звуком * Л ». Начинается игра.
Можно продолжить игру, повторяя пары слов со звуками «Р» и «Л». Например, лапа —рама, слон — зебра, ракета — галка и пр.
Цель: дифференциация звуков «Р» и «Л», обучение детей слоговому анализу слов; согласованию числительных с существительными.
Оборудование: карточки с изображениями предметов во множественном числе на звуки «Р+ и «Л», карточки с изображениями цифр и числовых сигналов (в пределах 5).
Ход игры
Когда все карточки у детей, начинают игру в «Зеваку». Логопед выставляет сигнальную карточку (изображение цифры и числового сигнала в пределах 5).
Второй ребенок:
Необходимо контролировать, чтобы дети отдали все карточки, на которых изображены предметы в количестве двух.
Потом выставляют сигнальные карточки с цифрами: три, четыре, пять. Играют до тех пор, пока не закончатся цифры и карточки. «Зевака» тот, у кого осталась какая-то карточка.
Цель: дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах и фразах; учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном числе; карточки с цветными кляксами; пособие «Звуковая дорожка».
Ход игры
Детям предлагают рассмотреть и назвать картинки, расположенные в пособии «Звуковая дорожка».
После того как дети рассмотрели и назвали предметы, в названии которых есть звук «Р» или «Л», сообщается условие игры: надо определить и отдать карточки того или иного цвета.
Зеленое собирать, Кому не жалко — отдавай, Цвет правильно называй.
В зависимости от возможностей детей называется цвет или выставляется цветовой сигнал {см. приложение: карточки с изображениями цветных клякс).
Красное собирать, Кому не жалко — отдавай, Цвет правильно называй.
Потом собирают синее, желтое и т.д. до тех пор, пока не соберут картинки всех цветовых сигналов.
Цель: Дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах, фразах; обучение детей составлению сложных предложений с союзами «потому что», «пока», «послетого как», «кактолько», «если».
Оборудование: карточки с изображениями предметов в единственном и множественном числе на звуки «Р», «Л»,
Ход игры
Слова и примеры записаны на обороте карточки. Предполагается, что дети уже умеют читать и считать до пяти. Ребенок, переворачивая карточку, убеждается в правильности прочитанного слова. Логопед начинает игру. У детей на карточках изображены предметы во множественном числе, у логопеда — в единственном.
Игра усложняется. Логопед постепенно расширяет фразу.
1 + 1
СКА-КАЛ-КИ СКА-КАЛ-КА ГАЛ-КИ ГАЛ-КА
4-2
ЖЁ-ЛУ-ДИ 4 + 1
2 + 2
3-1
ВОЛЧОК
2 + 1
1 + 1
ЛО-ША-ДИ 5-2
слоны
3-1
4-1
ВА-ЛЕН-КИ ВА-ЛЕ-НОК У-ЛИТ-КИ У-ЛИТ-КА
5-2
звуки JI — ЛЬ
\ ■
: 5е« К ; {
4 + 1
А-ПЕЛЬ-СИ-НЫ А-ПЕЛЬ-СИН
3 + 2
ЛЕЙ-КА
4-1
ЛЕ-БЕ-ДИ
3-1
4-2
3 + 1
КОЗ-ЛЯ-ТА
1
3
звуки Jib — Р
ЛИСТ
4 + 1
ВО-РО-НЫ ВО-РО-НА
1 + 2
ТО-ПО-РЫ 2 + 1
ПО-РО-СЯ-ТА ПО-РО-СЁ-НОК КА-РАН-ДА-ШИ 3 + 1
5-2
РЕ-ДИС-КИ РЕ-ДИС-КА
1 + 2
звуки Р — РЬ
РО-МАШ-КИ РО-МАШ-КА ГРИБ
РА-КЕ-ТА 3 + 1
МОР-КОВ-КИ МОРКОВЬ РА-КЕ-ТЫ
2 + 1
5-3
ГРУ-ШИ ША РЫ КРАС НЫЙ ШАР ПО-МИ-ДО-РЫ ПО-МИ-ДОР КУ-РИ-ЦА
3 + 2
РО-ЗЫ РО-ЗА
3 + 2
Я-КО-РЯ 5-2
2 + 2
КО-РО-ВЫ КО-РО-ВА
3-1
звуки Р — РЬ
Игры с парными карточками. Звуки Р, Л.
Настольные логопедические игры для детей Игры с парными карточками. Звуки 3, Ц.
Настольные логопедические игры для детей Игры с парными карточками. Звуки Ж, Ш, Ч, Щ.
ISBN 978-5-296-00614-1 9785296006141
Эти пособия и множество другой развивающей и обучающей литературы нашего издательства вы можете приобрести или заказать «КНИГА-ПОЧТОЙ» «ДОШКОЛЬНИК» 107113, Москва, ул. Сокольнический вал, 2-Б в магазине «УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Проезд:Тел./факс: 9 785296 006141E-mail: |