Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Экз. ответы по Конституционному праву (1). Научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности


Скачать 249.92 Kb.
НазваниеНаучного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности
АнкорЭкз. ответы по Конституционному праву (1).docx
Дата07.11.2017
Размер249.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭкз. ответы по Конституционному праву (1).docx
ТипДокументы
#30999
страница1 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

№1.КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА.

Конституционное право как наука - это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.

Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, которые регулируются или могут либо должны регулироваться ими. Изучает наука также практику реализации конституционно-правовых норм и институтов^ стремясь постичь закономерности их развития и дать обоснованные рекомендации законодателю и правоприменителю по совершенствованию и применению соответствующих правоположений, а отдельным лицам - рекомендации по их использованию. С этой целью изучаются также теории и взгляды, разрабатываемые исследователями конституционного права, условия, влияющие на их эволюцию, то есть наука изучает и сама себя.

Предмет науки КП:1.исследование сущности КП.2.анализ фактических отношений,регулируемых нормами КП.3.обобщение практики реализации норм КП.4.история самой науки,ее идей,научных концепций.

Источники науки КП:1.специальные источники-т.е.теоретические произведения,монографии,научные статьи,рецензии,очерки,учебная литература.2.юридические источники-это НПА относящиеся к отрасли КП.

Этапы развития науки:1.досоветский-на этом этапе складываются определенные представления о явлениях государственно-правовой действительности.2.1917-1938г-этап выделения науки государственного права из общей теории государства и права.3.1938-1980-этот период науки характеризуется с одной стороны господством правовой идеалогии,а с другой-складыванием понятий науки,поисков метода научного познания и появлением ряда основополагающих теорий и концепций отрасли.4.1980-1992-период совершенствования науки и переход от чисто теоретических исследований к анализу реальных государственных процессов.5.1993-по сегодняшний день-совершенствование и переосмысление некоторых понятий и теорий,и изучение вновь появившихся институтов.

Цель науки на современном этапе-это изучение конституционных закономерностей ведения политических процессов и правовое поле.

№2.Конституционное право как отрасль права.

КП как отрасль-это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных норм,регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и слож-

ную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ве-

дущий характер в системе права. Собственно, с конституционно-

го права начинается формирование (необязательно исторически,

но безусловно логически) всей системы национального права,

всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна

отрасль национального права той или иной страны не может раз-

виваться, если она не находит опоры в конституционных прин-

ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо-

лее противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с

политикой и политической системой. Властные отношения со-

прикасаются не только с индивидуальными проявлениями свобо-

ды человека, но и с коллективными действиями людей через по-

литические партии и общественные объединения, которые путем

выборов участвуют в формировании органов государственной

власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда ост-

рый интерес к развитию конституционного права со стороны са-

мых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг

16 Раздел I. Основы теории конституционного права

философско-политических основ этой отрасли права, ее институ-

тов и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в

России, когда демократические институты проходят испытание

на соответствие уровню политической культуры народа.

Система или отрасль конституционного правасостоит из групп правовых норм. Каждая из этих групп несколько обособленна, поскольку регулирует какие-то однородные, взаимосвязанные конституционно-правовые отношения.Конституционно-правовые нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через правовые институты.

Отрасль конституционного права - не простая совокупность норм. Между конституционно-правовыми нормами существуют сложные системные связи, обусловливающие внутреннее строение данной отрасли права, её систему. При этом системообразующим признаком выступает специфика отдельных групп общественных отношений, образующих в совокупности предмет регулирования конституционного права. Такие группы конституционно-правовых норм называют подотраслямиилиправовыми институтамиконституционного права.

Подотрасль права-это совокупность однородных правовых норм,регулирующих относительно небольшую сферу общественных отношений(избирательное право,парламентское право).

Система конституционного права - это его внутреннее строение, которое выражается, во-первых, в единстве и согласованности конституционно-правовых норм, что отграничивает их от норм других отраслей права, во-вторых, в разделении отрасли на относительно обособленные части.

Основным элементом отрасли является правовой институт как наиболее крупная совокупность правовых норм, обладающая определенным внутренним единством, но отличающаяся от других. Правовой институт выступает обособленным структурным подразделением отрасли. Он объединяет нормы, которые регулируют лишь часть, самостоятельный вид качественно однородных общественных отношений, составляющих предмет отрасли конституционного права. Эти близкие по содержанию конституционно-правовые нормы действуют в составе отрасли, хотя и отличаются от других отраслевых норм определенной спецификой.

Каждая отрасль Российского права имеет свои специфические черты,которые характеризуют ее как самостоятельную и независимую:1.предмет правового регулирования.2.метод регулирования.3.объект регулирования.

Предмет КП охватывает основные общественные отношения:1.отношения,охватывающие основы конституционного строя.2.отношения,образующие основу правового статуса личности.3.отношения.связанные с организацией и функционированием гос власти.4.отн-я,вытекающие из федеративного характера РФ.5.отн-я,возникающие в ходе осуществления судебной власти.6.отн-я.составляющие основы местного самоуправления.

№3.НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.

Конституционно правовыми нормами-являются установленные или санкционированные государством общеобязательные формальноопределенные правила поведения,регулирующие конституционные отношения.

Специфика норм КП:1.общеобязательность.2.охраняется государством.3.носит формально-определенный характер.

Отличительные черты норм КП:1.это особый специальный субъек, на которого направлены данные нормы.2.только нормы КП пораждают конституционно-правовые отношения.3.по структуре-гипотеза и диспозиция.4.закрепляется Конституцией РФ.5.имеет учредительный характер.6.на основе норм КП формируются нормы иных отраслей права.

Классификация норм КП:1.По территории действия-нормы,действующие на всей территории России;на территории республики,области и.т.д.;на территории местного самоуправления.2.По содержанию,т.е.по кругу регулируемых общественных отношений-одни нормы связаны с основами конституционного строя;правового статуса человека и гражданина;с федеративным устройством;с органами гос власти,местного самоуправления.3.По юридической силе-это основания находится в прямой зависимости от того,в каком НПА выражена та или иная норма,также от места НПА данного вида в общей системе нормативных актов.-нормы,содержащиеся в Конституции;содержащиеся в ФКЗ и ФЗ;содержащиеся в иных НА.4.В зависимости от характера воздействия на субъекты права-управомачивающая-это нормы принципы,нормы цели,нормы задачи;обязывающая и заперщающая.5.По степени определенности предписаний-императивные-такие нормы,в которых однозначно определяется вариант поведения,действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.;диспозитивные-предусматривают возможности выбора вариантов действия субъектов,с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.6.В зависимости от характера регулируемых общественных отношений-материальные(установленные права и обязанности субъектов);процессуальные(ст.105).7.По времени действия-постоянные и временные.

Особенностью КП является большое количество декларативных(нормы принципы) и дифинитивных(нормы понятия) норм.

№4.ПРЕДМЕТ И МЕТОД КП:

Предмет КП-это совокупность общественных отношений,направленных на урегулирование вопросов,связанных с КП.

Таким образом, прежде всего, необходимо понять, какие именно общественные отношения регулируются нормами конституционного права, т.е. составляют его предмет. По сравнению с другими отраслями права, эти отношения имеют свои определенные особенности, а именно:

1) они складываются во всех сферах жизни общества - политической, экономической, социальной, духовной и др.;

2) это важнейшие ("базовые", "стержневые", "системообразующие") отношения, связанные с высшими интересами государства, общества и человека;

3) эти отношения характеризуют основы всей государственной и общественной жизни, статус личности, характер и механизм осуществления власти в государстве.

Итак, предметом конституционного права являются фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются:

1) основы конституционного строя государства;

2) основы правового положения человека и гражданина;

3) основы территориального устройства государства (федеративные отношения);

4) формы и способы осуществления власти в государстве, а также система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Медод КП-это совокупность приемов,способов,форм правового воздействия на общественные отношения и их участников,в результате которых эти отношения упорядочеваются и развиваются:императивный-метод властных предписаний,основанный на запретах,обязностях и ответственности;диспазетивный-метод равноправия сторон,координации,основанный на дозволении.В свою очередь подразделяются на следующие способы воздействия:дозволения,обязования,запрещения.

Кроме такой классификации методов в литературе встречается деление на частно-правовой и публично-правовой методы, которые также можно отнести к методам конституционного права, как отрасли права.

Гражданско-правовой метод (Ю.А. Тихомиров именует его методом диспозитивного регулирования; В.Б. Исаков - методом координации; А.Г. Братко и Н.Л. Гранат - методом автономии. Отличительными чертами этого метода являются:

- равноправие участников правоотношений, которое придает правомерному поведению субъектов правоотношений индивидуально- регулятивное значение;

- автономия участников правоотношений, которая означает способность лица свободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять свои права в своем интересе. Не допускается вмешательство в их дела или воспрепятствование им. Речь в данном случае идет о гарантированной законом возможности юридического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право;

- самостоятельность участников правоотношений, выражающаяся в возможности самостоятельно распоряжаться принадлежащим лицу имуществом, нести ответственность по своим обязательствам, возмещать ущерб, причиненный его неправомерными действиями.

Следующий метод - публично-правовой метод,

Характерными чертами данного метода являются:

- Формирование и использование правоотношений по принципу «команда-исполнение». Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы;

- Субъекты, выполняющие властные, управленческие и иные функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий;

№5.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

КП отношения-это общественные отношения,которые урегулированы нормами КП и содержанием которох является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей.

Условия возникновения:1.наличие субъектов не менее двух.2.наличие соответствующих прав и обязанностей.3.наличие юридического факта.

Структура КП отношений:1.субъект.2.объект.3.содержание и основание.

Виды КП отношений:1.по предмету:материальные и процессуальные.2.по времени действия:постоянные и временные.3.по характеру обязанности:активные и пассивные.

Субъекты:1.физические лица-граждане РФ;иностранцы;бипатриды;апатриды;избиратели,кондидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью.Конституционная правоспособность физических лиц определяется нормами конституции,устанавливающими основные права и свободы.2.Государственное образование:государство вцелом;субъекты РФ;органы государства как на федеральном,так и на региональном уровнях.3.Негосударственные объединения:общности людей-народ РФ;органы местного самоуправления;ассоциации граждан,политические партии,массовые общественные организации;группы граждан-собрания избирателей,сходы граждан.

Объекты КП отношения-это предмет или явление действительности,на которого направлены деятельность субъектов КП отношений.

Объекты,по поводу которых субъекты вступают в правовые связи могут быть материального и нематериального характера:1.Государственная территория,природные ресурсы.земля и имущественные ценности.2.Личные и социальные блага,культурные ценности(жизнь,достоинство,неприкосновенность и свобода).

К объектам относятся-федерализм,принцип разделения властей,суверенитет,народный и государственный.

Содержание КП отношений:1.материальные-это фактическая деятельность участников КП отношений,т.е. поведение людей.2.Юридическое содержание-это единство и взаимосвязь субъективных прав и обязанностей участников КП отношений.

Субъективное право-это гарантированная конституцией возможность совершения определенных действий.

Субъективная обязанность-это установленная конституцией необходимость определенного поведения лица.

Основания КП отношений:1.Юридический факт-это событие или действие,посредством которого возникают,изменяются или прекращаются общественные отношения.Они делятся на события и действия.а действия на правомерные и неправомерные.

№6.Субъекты Конституционного права РФ.

СУБЪЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА — участники конституционно-правовых отношений. Ими могут быть физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, субъекты РФ, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.). Все С.к.п. наделены конституционной правосубъектностью. При этом абсолютной правосубъектностью (т.е. неограниченностью ничем кроме закона) обладает народ. Как единый суверен (носитель и источник власти) народ обладает прерогативой участия в свободных выборах, формирования органов власти, выражения своей воли путем референдума. Исключительно народ обладает учредительной властью. Конституционная правосубъектность личности (человека и гражданина) характеризует универсальную регламентацию статуса личности: место личности в системе демократии, отношение государства к ее свободе, условия и гарантии участия личности в управлении делами общества и государства, возможности личности пользоваться определенными благами, гарантии ее защищенности и безопасности и др. Государство (РФ), органы государственной власти и местного самоуправления обладают смешанной правосубъектностью, соответствующей целям и задачам их деятельности, определенным Конституцией РФ.

№7.ИСТОЧНИКИ КП РФ.

Источники КП-это совокупность юридических способов организации и выражения общеобязательных правил повеления или правовых норм,регулирующих отношения конституционного характера.

И.к.п. представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права. И.к.п. РФ являются Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, решения Конституционного Суда РФ, нормативные договоры, нормы международного права и акты органов местного самоуправления. Кроме того, нетрадиционными И.к.п. выступают конституционные обычаи, ратифицированные РФ международные договоры, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие нормы конституционного уровня. По юридической силе все И.к.п. подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы, в свою очередь, по степени значимости подразделяются на основные (Конституция страны), конституционные и обычные.

Федеративный характер правовой системы РФ позволяет выделить следующие три уровня И.к.п.: 1) федеральное право: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные (или обычные) законы, нормативные постановления палат Федерального Собрания, постановления Конституционного Суда, нормативные указы Президента, постановления Правительства, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; 2) региональное право или законодательство субъектов РФ — конституции, уставы, законы субъектов РФ, правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, акты региональных органов исполнительной власти, акты региональных референдумов; 3) муниципальное право, состоящее из актов органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов.

Принцип верховенства федерального права объединяет все эти относительно автономные нормативно-правовые массивы в единую конституционную систему регуляторов. Действует, таким образом, единая согласованная (консолидированная) правовая система, базирующаяся на верховенстве Конституции РФ и федеральных законов.

№8.ЗАКОН-ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО КП(ПОНЯТИЕ,ПРИЗНАКИ, ВИДЫ).

Закон-это НПА принятый высшим законодательным органом или в порядке референдума,обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки:

1. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем: а). Huкmo, кроме органов зaкoнoдameльнoй влacmu, не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны. б). Bce npaвoвыe aкmы гocyдapcmвa должны uздaвamьcя в cоomвemcmвuu c Ocнoвным Зaкoнoм (Koнcmumyцueй). Ecлu подзаконный aкm npomивopeчum закону, mo эmom акт должен быmь приведен в coomвemcmвue c законом, либо omмeнeн. в). Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu.

2. Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа.

3. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

4. По своему значению закон - это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право - юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами -- Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

6. Закон исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

Виды: - по их юридической силе (федеральные конституционные, федеральные, субъектов федерации);

- по субъектам законотворчества (принятие в результате референдума или органом, соответствующей государственной власти);

- по сфере действия (общефедеральные и субъектов федерации).

- по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);

- по внешней форме выражения (конституция, кодекс, постановление, положение, регламент, устав, закон).

Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.

Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы -- основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства.

К федеральным конституционным законам относятся те зaкoны, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Koнcтитyциeй PФ. Этo закреплено в cт. 108 Koнcтитyции PФ.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения в них изменений и дополнений.

Обыкнoвeнныe зaкoны представляют собой акты текущего зaкoнoдaтeлъcтвa, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, coциaлънoй жизни общества.

Oбыкнoвeнныe зaкoны по своей внутренней структуре делятся на meкyщue и кодифицированные.

Тeкyщими называют федеральные зaкoны, которые принимаются на основе и во исполнение конституции и конституционных законов. Oни регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Tипичным примером текущего нормативного акта является закон o бюджете, который действует только в течение определенного года.

В особый вид выделяют также кодифицированные зaкoны -- это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. K ним относятся Ocнoвы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

№9.КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ(понятие,субъекты,основания).

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-это основанная на законе,объективно зафиксированная в юридических критериях и выступающая в качестве специальной юридической обязанности необходимость отвечать за свое юридически значимое поведение,концентрирующее в себе силу права.

Признаки:1.устанавливаются государством в правовых нормах.2.опирается на государственное принуждение.3.связано с изложением новых дополнительных обязанностей.4.выражается в определенных отрицательных последствиях организационного и имущественного характера.

В конституционном праве деликтоспособностью обладают два вида субъектов: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся: граждане Российской Федерации; депутаты всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; должностные лица.

Коллективными субъектами, имеющими конституционно-правовую деликтоспособность, являются: органы государственной власти; органы местного самоуправления; объединения граждан и другие социальные образования (комитеты и комиссии представительных органов, избирательные комиссии и т.п.).

Самостоятельным субъектом конституционно-правовой ответственности является государство. Такой вывод следует, в частности, из анализа ст. 53 Конституции РФ, в которой указывается, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Государство должно нести конституционно-правовую ответственность во всех случаях, когда оно не выполняет официально взятых на себя обязательств, если в результате этого нанесен ущерб кому бы то ни было.

Основание конституционно-правовой ответственности - это те обстоятельства, при которых в соответствии с конституционно-правовыми нормами она наступает.

Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание  - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное  правонарушение  - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).

Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в  форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности.  Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию.

№10.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ.

Конституция-это основной закон государства,выражающий волю и интересы народа вцелом,либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий важнейшие начала государственного и общественного строя,а также правовое положение личности.

Социальная роль конституции в государстве:1.конституция-это правовой акт,закрепляющий основы конституционного строя,наиболее значимые ценности общества и государства(народовластие,суверенитет,права человека).2.необходима для юридического обеспечения на самом высшем уровне прав и свобод личности.3.учреждает государство,систему его органов,компетенцию полномочий этих органов.

Классификация конституций:1.фактическая-это реально существующие основы общественного и государственного строя.2.юридическая-это правовая форма выражения реальной системы общественных отношений.

Степень совпадения и различия фактической и юридической конституции позволяет говорить о реальности или эффективности основного закона.

Сущность конституции –наличие или отсутствие народовластия состоит в юридическом закреплении всего многообразия(политических,экономических,социальных) интересов и закрепляется в утверждении в государстве общих демократических начал.

Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызывали ее к жизни. По общепринятому мнению появление конституции в современном ее понимании относится к 18 веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с ней, так и не согласные. Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия не совместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Подходы к сущности конституции:1.формально-юридический подход.2.естественно-правовой.3.классововолевой.4.социологический.5.институционалистический.6.рационалистический.

Функцииконституции:1.юридическая.2.политическая.3.идеологическая.4.организационная.5.правозащитная.6.воспитательная.7.социально-экономическая.8.геополитическая.9.програмная.

Основные черты конституции:1.основополагающийхарактер.2.народность.3.реальность.4.стабильность.

№11.Конституция РФ 1993г.Общая характеристика.

В июне 1990г на съезде народных депутатов РСФСР была образована конституционная комиссия для подготовки нового основного закона и проведение конституционной реформы.Предполагалось,что конституционный проект будет принят съездом народных депутатов России.Председатели- Ельцин,его зам –Хозбулатов,ответственным-Румянцев.

Появилось несколько проектов Конституции,в том числе и президентский вариант.Первый в советской и российской истории конституционный референдум состоялся в 1993г.Положение о всенародном референдуме было установлено,что референдум признается состоявшимся,если в нем примут участие более 50% зарегистрированных избирателей,а конституция будет считаться принятой,если за нее проголосуют более 50% избирателей,принявших участие в голосовании.

Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г

Конституция Российской Федерации была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, который был признан состоявшимся, в нем приняло участие 54,8 процента избирателей. За Конституцию из них проголосовало 58,4 процента, против - 41,6 процента. Таким образом, новая Конституция РФ была принята примерно 30 процентами избирателей. Это был очень важный шаг в конституционной реформе.

Конституция России состоит из преамбулы (преамбула, т.е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, т.к. в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции.) и двух разделов.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепринятых принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Основным является первый раздел, состоящий из 9 глав, второй ("Заключительные и переходные положения") предусматривает ряд норм, которые носят временный характер.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей, в первой главе об основах конституционного строя утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной. Признается многопартийность, идеологическое многообразие.

Во второй главе Конституции установлены основные права и свободы человека и гражданина в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Вполне определенно утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной из основополагающих в Конституции.

В третьей главе закреплено федеративное устройство России. После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию. В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов, которыми являются: республики в составе РФ, края, области, города федерального подчинения - Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область. Субъектам федерации удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для своего полноценного развития. Россия остается единой для всех россиян.

12.ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ В РФ.
Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

По способу изменения и внесения поправок конституции можно подразделить на жесткие и гибкие. Жесткие Конституции принимаются на референдумах или специальных конституционных собраниях, в них поправки либо не вносятся, либо вносятся в особом, регламентированном порядке. Такой является Конституция РФ. Гибкие конституции принимаются, как правило, Парламентами и, соответственно, поправки в них вносятся законодательными органами в порядке принятия обычных законов.

По способу выражения государственной воли конституции бывают писаные и неписаные. Писаные представляют собой единый нормативно-правовой акт (Конституция РФ). Неписаные - составляют ряд несистематизированных актов конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев (Великобритания).

В федеративных государствах наряду с федеральной Конституцией существуют конституции субъектов Федерации. В Российской Федерации конституции имеют республики в составе РФ, все остальные субъекты согласно ст. 5 Конституции РФ имеют право принимать свои уставы, которые имеют для них значение конституции.

Виды:1.Конституция РФ.2.Конституции Республик.3.Уставы краев,областей,городов федерального значения,автономных областей и автономных округов.

13.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ.
Конституция как Основной закон страны имеет ряд особых юридических свойств, отличающих ее от других нормативно-правовых актов.

Во-первых, Конституция РФ устанавливает принципы организации государственной и общественной жизни, провозглашает Российское государство, юридически оформляет государственную власть.

Во-вторых, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, т.е. она возглавляет пирамиду нормативно-правовых актов в стране, является Основным законом государства, обладает верховенством. Ей не может противоречить ни один федеральный закон или любой другой нормативно-правовой акт, принимаемый органами государства. При наличии противоречий действует Конституция РФ. Для контроля за соответствием Конституции всех других актов создан Конституционный суд РФ (ст. 125). Его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.

В-третьих, Конституция РФ является актом прямого действия, т.е. ее нормы действуют непосредственно при регулировании общественных отношений и не требуется принятия дополнительных нормативных актов.

В-четвертых, Конституция РФ действует на всей территории России и является обязательной для всех субъектов права, ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица привлекаются к различным видам ответственности.

В-пятых, Конституция РФ характеризуется устойчивостью, особым порядком внесения в нее изменений, который специально оговаривается в отдельной главе. Согласно нормам главы IX Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном собрании. Поправки к главам II-VIII Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовало 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Предложения о новой редакции глав I, II, IX Конституции рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование - референдум, поправки в них не вносятся.

14.Реализация конституционных норм(понятие,формы).Прямое действие норм конституции РФ 1993г.

Реализация конституции-это комплекс мероприятий,осуществляемые государственными органами,должностными лицами;гражданами по проведению в жизнь действующей конституции.

Конституционный универсальный харакиер охватывает различные сферы общественных отношений.Учавствуют все субъекты конституционного права.Процесс непрерывный,наступает с момента всупления в силу нового конституционного акта.

Формы реализации:

Соблюдение(им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами. Соблюдение предполагает правомерное поведение субъектов права. И только при этом условии оно выступает в качестве формы реализации конституционных предписаний.

Исполнение(через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению - это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм. Исполнение заключается в обязательном совершении предусмотренных конституционными нормами действий, в выполнении государственно-властных императивных требований независимо от личного отношения к ним субъектов права.

Формы исполнения:1.все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ.2.государство обязано исполнять жеждународные договоры РФ.3.граждане должны исполнять свои обязанности.

Использование(через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. Выступает как особый способ осуществления субъективных прав и отражает функциональную специфику правоприменителя. В этой форме реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы.

Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.Осуществляется особым уполномоченным субъектом,а именно органом гос власти,должностым лицом.

Деятельность по применению конституции завершается изданием индивидуализированного правового акта,акта применения правовых норм.

Принцип прямого действия получил закрепление в ст. 15 Конституции РФ, согласно которой «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»[1].

ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ - ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти. П.д.к. означает, что она подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов.Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах. Ряд статей Конституции РФ содержит указания на необходимость принятия ФКЗ и ФЗ, определяющих порядок реализации конституционных норм. Во многих нормах содержится прямая отсылка к закону, что неизбежно связывает данную норму с текущим законодательством.Сфера П.д.к. не ограничивается самостоятельным применением конституционных норм государственными органами и общественными организациями. Даже когда конституционные нормы реализуются наряду с нормами текущего законодательства, действие Конституции РФ не утрачивает непосредственного характера. П.д.к. - необходимое условие соблюдения законности. Это означает, что каждый, чьи права нарушены, если они не обеспечены правилами в текущем законодательстве, может обратиться к аппарату государственного принуждения для защиты своего права.В оценке П.д.к. следует учитывать и такой важный момент: некоторые конституционные нормы, воздействуя на основные общественные отношения опосредованно. одновременно оказывают прямое действие на общественные отношения, связанные с правотворческим процессом, результатом которого должен быть закон (иной акт), касающийся отношений, обозначенных конституционной нормой. Издание предусм. отренного Конституцией РФ закона тоже является способом ее непосредственной реализации.Таким образом, конституционные нормы - это нормы либо прямого действия, либо сочетающие прямое и опосредованное действия. П.д.к. провозглашено в самой Конституции РФ (ст. 15 ч. I): предусм. отрено также, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими" (ст. 18).

№15.КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918Г.(ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА).

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства.

Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б). На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции, который с некоторыми изменениями и дополнениями был принят съездом 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах.

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей.

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.

Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.

№16.ПРОЦЕДУРА ПЕРЕСМОТРА И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ В РФ.

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей