Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Цветкова. Нейропсихологическая реабилитация больных. Нейропсихологическая реабилитация больных Речь и интеллектуальная деятельность


НазваниеНейропсихологическая реабилитация больных Речь и интеллектуальная деятельность
АнкорЦветкова. Нейропсихологическая реабилитация больных.pdf
Дата12.04.2019
Размер1.84 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTsvetkova_Neyropsikhologicheskaya_reabilitatsia_bolnykh.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#43821
страница1 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

РОСС ИЙСК АЯ
АК АД ЕМИЯ
О БР АЗОВ АН И Я
МОСК ОВСК И Й
ПСИ ХОЛ ОГО
СОЦ ИАЛ ЬНЫЙ И НС ТИ ТУ Т
Л. С. Цветкова
Нейропсихологическая реабилитация больных
Речь и интеллектуальная деятельность
Учебное пособие
Рекомендовано редакционно-издателъским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия
2-е издание, исправленное и дополненное
Москва — Воронеж 2004
УДК 612.821 Главный редактор
ББК 88.4
Д. И. Фельдштейн
Ц27
Заместитель главного редактора
С. К. Бонды рева Члены редакционной коллегии:
A.
Г. Асмолов И. В. Дубровина Н.Д. Никандров
B.
А. Болотов М. И. Кондаков В. А. Поляков
В.
П.
Борисенков
В.
Г.
Костомаров
В.
В.
Рубцов

2
А. А. Деркач
Н.
Н.
Малофеев
Э.
В.
Сайко
А. И. Донцов
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Е. Д. Хомская; доктор психологических наук, профессор П. А. Просецкий; доктор медицинских наук, профессор П. В. Мелъничук Цветкова Л. С.
Ц27 Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 424 с. — (Серия «Библиотека психолога»). ISBN 5-89502-534-Х (МПСИ) ISBN 5-89395-576-5
(НПО «МОДЭК»)
В настоящем учебном пособии раскрываются понятие нейропсихологическоп реабилитации неврологических и нейрохирургических больных, ее задачи и методы; описываются пути восстановления высших психических функций и методы восстановительного обучения больных с нарушениями речи (афазией) и интеллектуальной деятельности, возникающими при локальных поражениях мозга; дается история развития проблемы восстановления и современный подход к этой проблеме в теоретическом и практическом ее аспектах; отражаются новые достижения в этой области нейропсихологии.
Автор данного пособия — ведущий специалист в нашей стране по нейропсихологии и нейропсихологической реабилитации, ученица, сотрудница и последовательница А. Р. Лурии.
Книга является ценным учебным пособием для студентов, аспирантов и преподавателей — психологов, дефектологов, врачей, лингвистов, а также практическим пособием для работников в области нейропсихологии, специальной педагогики, логопедии, реабилитации больных.
УДК612.821 ББК88.4
ISBN 5-89502-534-Х (МПСИ)
ISBN 5-89395-576-5 (НПО «МОДЭК»)
© ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Российской академии образования (РАО), 200? © Московский психологосоииальный институт, 2003 © Оформление. Н П О «МОДЭК», 2003
Дорогой моей Наташе с любовью и благодарностью посвящаю

3
ОТ АВТОРА ко 2-му изданию
Книга «Нейропсихологическая реабилитация больных» была впервые издана в
1985 г. в издательстве Московского университета. Она стала учебным пособием для студентов и аспирантов, слушателей факультетов повышения квалификации, обучающихся на психологических и дефектологических факультетах вузов. Она была переведена на многие языки и издана в ряде зарубежных стран (США, Финляндия,
Германия и др.). Обсуждение книги в печати не поставило под сомнение изложенные в ней идеи и экспериментальные материалы. Уже спустя некоторое время потребовалось ее повторное издание, несмотря на большой тираж (25 700 экз.), что отражает ее актуальность и востребованность в учебном процессе в вузах. С течением времени она стала «настольной книгой» для многих поколений студентов, как писали об этом в письмах, адресованных автору, бывшие студенты и слушатели, научные работники и практикующие психологи, нейропсихологи, логопеды и др.
Поскольку второе издание книги не появилось, несмотря на запросы на нее, то в настоящее время она стала библиографической редкостью и практически отсутствует как в библиотеках, так и на полках книжных магазинов, в связи с чем большое количество читателей и пользователей испытывают трудности в обучении и в практической работе с больными с нарушениями высших психических функций (ВПФ). Такие дисциплины, как
«Нейропсихология»,
«Нейропсихологическая реабилитация больных»,
«Пути восстановления ВПФ», «Методы восстановительного обучения больных с поражениями мозга» и др., читаются на всех психологических факультетах, где имеются кафедры клинической психологии, и естественно, что студенты и преподаватели нуждаются в подобных учебниках и монографиях.
Годы, прошедшие после издания этой книги показали, что она является не только учебным пособием для обучающихся этим дисциплинам, но и методическим пособием для широкого круга практических специалистов, психологов и нейропсихологов, логопедов и дефектологов и др. В настоящее время в связи с развитием нейропсихологии детского возраста и с недостаточным количеством работ — методических пособий для коррекционно-развивающего обучения детей с девиацией развития психики — эта книга

4 стала использоваться практическими работниками в качестве практического пособия, хотя направлена на работу со взрослыми больными.
Широко известно, какое имеется огромное количество больных с черепномозговыми травмами, контузиями, проникающими в мозг ранениями, и процент этой группы все возрастает. Этот контингент больных часто страдает тяжелыми нарушениями высших психических функций — речи и мышления, памяти и внимания, восприятия и интеллектуальной деятельности — и в первую очередь нуждается в правильном и эффективном восстановительном обучении. Этот контингент больных молодого и работоспособного возраста нуждается не только в восстановлении ВПФ — речи, памяти, счета, письма и чтения, но и в возвращении их в нормальную социальную среду, к трудовой деятельности.
Не менее важной является и группа людей более старшего возраста, перенесших органическое поражение мозга различной этиологии — инсульты, операции на мозге по поводу опухолей, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания мозга и др. Все они также нуждаются в высококвалифицированном восстановительном обучении и нейропсихологической реабилитации. По последним данным ВОЗ, процент этих заболеваний продолжает свой рост.
Предлагаемая специалистам: нейропсихологам, психологам, логопедам и др. — книга может стать для них методическим пособием и руководством в их практической работе по восстановлению нарушенных ВПФ и социально-психологической и нейропсихологической реабилитации больных указанных групп.
Все описанное выше: отсутствие нужной книги и рост количества больных с поражениями мозга, дефицит необходимых учебных пособий в соответствующих вузах — и явилось основанием для переиздания предлагаемой читателю книги.
По существу книга должна была бы иметь другое название — «Пути и методы восстановления высших психических функций у больных с поражениями мозга», но поскольку широкому кругу читателей и пользователей книга известна под названием
«Нейропсихологическая реабилитация больных», то нами оставлено это название, хотя содержание книги, особенно после ее существенной переработки, больше посвящено вопросам теории, путям и методам восстановительного обучения.
Следует отметить некоторые особенности предлагаемой специалистам книги, первой из которых является положение, проходящее красной нитью через всю книгу, о взаимодействии и взаимовлиянии теории и практики.
Вторая важная особенность книги заключается в оригинальности методов и форм восстановительного обучения, которые были разработаны, апробированы нами, а затем

5 прошли внедрение в широкую практику как в нашей стране, так и за рубежом.
Существенно и то, что в книге не только обозначаются методы, но и дается их психологический анализ и процедура применения, разная в разных случаях нарушения одной и той же психической функции. Все методы отвечают ряду важнейших принципов, обеспечивающих их эффективность: например, принципу адекватности методов топике поражения мозга и механизму (фактору) синдрома; принципу соответствия методов форме нарушения ВПФ, структуре дефекта и др.
Важной является и третья особенность, заключающаяся в том, что эти методы ничего общего не имеют с широко распространенными за рубежом и в нашей стране симптоматическими методами (у больного нарушено письмо — работа ведется методами, направленными на восстановление письма, нарушено называние предмета — работа ведется ассоциативными методами по восстановлению слов — наименований предметов и др.).
С этим положением связана четвертая особенность описанных в книге методов и в целом хода восстановительного обучения, которая проявляется том, что они разработаны нами в русле идей Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, В. М. Когана, Э. С.
Бейн, Л. С. Цветковой и др., главным требованием которых (идей) является создание собственных методов, учитывающих механизмы и структуру ВПФ и отвечающих задачам, поставленным соответствующей клиникой (неврологической, нейрохирургической) и нейропсихологией. Методы восстановления не должны заимствоваться из других областей научного знания и практики, т. к. они отвечают другим задачам и направлены на преодоление дефектов другого генеза.
Это положение, к сожалению, не всегда соблюдается, и даже более того, чаще всего игнорируется практиками, во-первых, из-за отсутствия нужного уровня знаний и умений, а также из-за небрежного отношения к делу — ведь взять готовые методы проще, чем придумывать и разрабатывать нужные научно обоснованные методы и процедуру их применения, и, во-вторых, из-за малого количества нужных книг, которые отвечали бы описанным выше особенностям и задачам.
Это обстоятельство, но, главным образом, суть самого восстановительного обучения, его задачи и цели послужили для нас основанием для разработки теоретикометодических принципов восстановительного обучения, а также для разработки и введения в практику не изолированных методов, а «системы методов» восстановительного обучения. Это также является особенностью данной книги и особенностью нашего понимания сути восстановительного обучения, его целей, задач, психологического содержания.

6
Все описанные здесь и ряд других особенностей, как видно из их краткого перечисления и анализа, указывают на необходимость научного подхода к восстановительному обучению, его методам и процедуре их подачи, к материалу (вербальному и невербальному), на котором ведется обучение, и т. д. Простой практицизм, как показывает практика и опыт посещения автором целого ряда клиник, центров восстановления речи при афазии и др. в нашей стране и в ряде зарубежных стран, не дает эффекта преодоления нарушений, восстановления функций, эффекта социальной реабилитации и реадаптации, а дает лишь эффект приспособления больного к дефекту, возвращения его в упрощенную социальную среду, снижения социальных потребностей и мотивов к деятельности и общению с окружающими.
Все это говорит о том, что, во-первых, смысловым центром восстановительного обучения является научно-методическая его сторона. Во-вторых, эта сторона восстановительного обучения не является застывшей, а меняется по мере развития тех областей научного знания, с которыми она связана. И в-третьих, понятно, что эта область практики требует от специалистов (нейропсихологов, психологов, логопедов), работающих с этим контингентом больных, высокого уровня научных знаний и умений, в том числе нейропсихологического обследования больных, выделения синдрома и его фактора, определения на основе полученных данных стратегии и тактики обучения и др.
В содержание данного учебного пособия входит не только анализ и описание традиционных вопросов, касающихся афазии и методов ее преодоления, но и анализ психологии интеллектуальной деятельности, форм и механизмов ее нарушения при локальных поражениях мозга, анализ методов восстановления этого вида психической деятельности субъекта, нарушения и восстановления счета при акалькулии, нарушения и восстановления конструктивной деятельности И Т . д.
Нам представляется, что данное учебное пособие иногда коротко, иногда более подробно отвечает практически на большинство, если не на все вопросы, касающиеся таких учебных дисциплин, как «Нейропсихологическая реабилитация и восстановление
ВПФ», «Методы восстановительного обучения», «Нейропсихология интеллектуальной деятельности — нарушение и восстановление» и др. В нем описаны нарушения и способы восстановления многих видов психической деятельности — интеллектуальной деятельности, произвольных форм деятельности и поведения, речи при афазии, когнитивных процессов. Отсутствует лишь анализ нарушения и методов восстановления разных видов мнестических процессов и подробное описание нарушения и восстановления письменной речи (краткое описание дано в синдромах афазии).
Нарушение и восстановление письма и чтения подробно описано в других наших

7 монографиях {Цветкова, 1998, 2000). Думается, что книга вобрала все необходимое, проверенное временем и многолетней практикой для обучения студентов, слушателей
ФПК, аспирантов и для переподготовки специалистов практической нейропсихологии, психологии, логопедии.
Хочется отметить, что предлагаемая книга претерпела существенную доработку и переработку: нами проведена большая редакционная работа, введен новый материал, касающийся методов восстановительного обучения, подробно описаны разработанные нами «системы методов» и их применение, введено описание аудиовизуальных методов восстановительного обучения и т. д.
Конечно, книга не содержит исчерпывающих сведений по проблемам афазии, путям и методам восстановления речи и особенно других психических процессов.
Некоторые проблемы сознательно оставлены нами вне книги либо из-за их недостаточной разработанности на сегодняшний день, либо из-за того, что они уже получили освещение в других наших работах. Мы и не ставили такой задачи в связи со сложностью ее решения. В книге, как уже отмечено выше, затронуты практически все психические процессы — их нарушения и методы их преодоления. И, что очень важно, описание и анализ нарушений ВПФ даны не изолированно, а в системе.
Хочется указать на одну особенность книги (впрочем, не только этой), заключающуюся в том, что некоторые мысли в книге повторяются. По этому поводу известный невролог и афазиолог М. Критчли писал, что когда мысль нуждается в подчеркивании, ее приходится повторять вновь и вновь. Особенно это касается книг, претендующих быть учебным и методическим пособием.
В заключение автор сердечно благодарит проф. Светлану Константиновну
Бондыреву, которая взяла на себя труд издания этой книги, а также студентов МГУ им. М.
В. Ломоносова и МПСИ, слушателей ФПК и мастер-классов, логопедов и преподавателей, которые инициировали издание этой книги. Особая признательность и благодарность моей семье, которая, как всегда, оказала большую поддержку и помощь в подготовке к изданию этой книги.
ОТ АВТОРА к 1 -му изданию
Головной мозг человека является важнейшим органом, который И. П. Павлов справедливо называл высшим аппаратом интеграции всех органических процессов и организации активного взаимодействия человека с окружающей действительностью.

8
Поражения мозга в силу его высокой значимости в целостном организме человека ведут к тяжелейшим нарушениям психических процессов, таких как речь и понимание, память и восприятие, счет и конструктивная деятельность и др.
Нередко жизнь сталкивает нас с людьми, потерявшими способность говорить и понимать речь окружающих их людей, утратившими навыки счета и счетных операций, с трудом ориентирующимися в пространстве, утратившими представления о «левом» и
«правом». Эти люди, в целом с сохранной личностью, правильным поведением, понимающие и остро переживающие свои дефекты, не могут сосчитать деньги, купить товары в магазине, самостоятельно перейти улицу. Подобные нарушения речевых и интеллектуальных умений и навыков возникают нередко в результате различного рода заболеваний головного мозга (инсульт, черепно-мозговая травма, опухоль мозга и др.).
Естественно, что люди, утратившие эти способности, теряют возможность общения с окружающими их людьми, контакта с ними. Все эти дефекты осложняют личную, семейную и в целом социальную жизнь человека. Помощь этим людям, возвращение их к общественной жизни, к труду является одной из важнейших и гуманных задач нашего здравоохранения. В этой связи возникает задача квалифицированной помощи этим людям, восстановления утраченных умений и знаний, нарушенных психических функций, с тем чтобы преодолеть приспособление больного к дефекту и предупредить его инвалидизацию.
В начале заболевания в первую очередь решаются задачи лечения больного и нередко — спасения его жизни. Но уже на этапе лечения врачи, психологи, дефектологи исподволь начинают работать с больными в реабилитационных целях. Одним из важнейших требований нейропсихологической реабилитации (НПР
1
) неврологических и нейрохирургических больных является раннее начало реабилитационной работы. Врачи спасают этим людям жизнь, психологи и дефектологи возвращают их к социальной жизни, в семью, к трудовой деятельности, прежде всего, путем восстановления нарушенных психических функций.
Задача восстановления нарушенных умений и знаний является не только гуманной, но и социально значимой. Правильно организованная система нейропсихологической реабилитации больных, включающая восстановительное обучение, позволяет вернуть человека не только в окружающую его социальную среду, но и сделать его трудоспособным. Возвращая этот контингент больных к труду, нейропсихологическая реабилитация решает тем самым задачу не только социальной, но и государственной значимости.

9
На пути решения этих важнейших задач стоит ряд трудностей, с которыми сталкиваются практические работники. К этим трудностям прежде всего относятся широко распространенная практика эмпирического подхода к вопросам реабилитации больных, все еще имеющее место пренебрежение научными основами при решении практических задач восстановительного обучения, перенос методов обучения (без достаточного научного анализа) из других областей практики, недостаточное и нередко одностороннее знание дефекта, который требуется преодолеть, т. е. отсутствие знаний природы и механизмов возникновения дефекта, его связи с другими психическими процессами, с личностью больного. Эффективность реабилитационных мероприятий, и в том числе восстановительного обучения, прямо связана с высокой квалификацией психолога, врача, логопеда и других специалистов, занимающихся реабилитационной практикой.
НПР — здесь и далее — нейропсихологическая реабилитация.
Известно, что область, наиболее тесно связанная с практикой, а нейропсихологическая реабилитация и восстановительное обучение больных находятся именно в этом «списке» научных дисциплин, постоянно развивается и претерпевает изменения, в частности, в связи с теми задачами, которые выдвигает перед ней практика.
Общеизвестно, что эта научная дисциплина и психолого-медицинская практика развивались с перерывами и в сложной борьбе различных научных школ. В настоящее время в связи с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, отмечаемым во всем мире, нейропсихология и нейропсихологическая реабилитация больных вновь приобретают важное значение. Учитывая все вышесказанное, в настоящем учебном пособии мы сделали попытку отразить все устоявшееся в этой области знания и практики и дать резюме ее состояния на сегодняшний день. В то же время мы не могли не отразить и современных ее достижений, не показать глубину и сложность того пути, по которому шло и продолжает идти развитие нейропсихологиче-ской реабилитации, ее теории и практики. Поэтому в учебном пособии систематизированы и многолетние собственные исследования автора и ее учеников.
В предлагаемом читателю учебном пособии получили отражение широко известные, ставшие уже классическими, научные основы восстановления ВПФ
1
и восстановительного обучения, разработанные известными советскими психологами, физиологами и неврологами, прежде всего Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, А. Н.
Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, П. К. Анохиным,
И. Н. Филимоновым и др. Специально выделены и принципы восстановительного обучения, в основу которых легли разработанные и сформулированные А. Р. Лурией
1
ВПФ — здесь и далее — высшие психические функции.

10 теоретические положения. Вместе с тем описан и ряд новых теоретических принципов, разработанные нами в русле идей Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и др. и прошли проверку практикой. Научным основам восстановительного обучения в настоящем пособии отведено значительное место, поскольку именно научный подход к выбору пути и методов восстановления ВПФ отличает школу отечественной психологии от некоторых зарубежных школ, исповедующих эмпирический подход к восстановлению
ВПФ или отрицающих саму возможность преодоления нарушений ВПФ и работающих над приспособлением больного к дефекту. В некоторых главах демонстрируется непосредственная связь эффективности реабилитации больных, восстановления ВПФ с современным состоянием науки: психологии, нейропсихологии, неврологии и др. В учебном пособии кратко изложены и история развития различных взглядов на методы и пути восстановления ВПФ, и современный нейропсихологический подход к проблемам реабилитации как наиболее эффективный и научно обоснованный путь.
В целом в книге описываются три ряда проблем: это проблемы самого дефекта, необходимости его тщательного анализа, знания патогенеза, психофизиологических механизмов, психологической структуры и клинической картины протекания дефекта. В этом ряду проблем рассматриваются вопросы природы и механизмов нарушения речи
(при афазии) и интеллектуальной деятельности.
Второй ряд проблем касается вопросов реабилитации больных с афазией и с дефектами интеллектуальной деятельности, и прежде всего теории и методов восстановительного обучения, рассматриваемого нами в качестве звена в структуре НПР.
Третий ряд проблем касается вопросов методологии и теоретических основ восстановительного обучения, его исходных теоретико-методических принципов, разработанных нами.
Настоящее учебное пособие написано на основе курса лекций по восстановлению
ВПФ, который читался автором в Московском государственном университете им. М. В.
Ломоносова более двадцати лет. В учебное пособие вошла основная часть лекционного курса.
Пользуясь случаем, автор выражает благодарность коллективу учеников и сотрудников, принимавших участие в совместной реабилитационной работе, а также глубокую признательность многим поколениям студентов и аспирантов кафедры нейро- и патопсихологии МГУ, а также логопедам, которые в свое время неоднократно слушали этот курс лекций и своими вопросами помогли уточнить многие положения этой важнейшей области нейропсихологии.

11
Особенно мы благодарны своему учителю — А. Р. Лурии, крупнейшему ученому, основоположнику нейропсихологии и восстановительного обучения, за ту огромную помощь в работе (в том числе и в осмыслении многих положений нейропсихологической науки), которая оказывалась в течение многих лет тесного сотрудничества.
Автор благодарит врачей клиники нервных болезней 1-го МОЛМИим. И. М.
Сеченова за эффективное сотрудничество на базе клиники и за всемерную помощь.
Введение. Пути восстановления высших психических функций
Известно, что разрушенные нервные элементы не регенерируют и что функции, исчезнувшие в результате их поражения, казалось бы, не могут восстановиться.
Однако также хорошо известно, что по мере обратного развития заболевания нарушенные в результате очагового поражения функции мозга постепенно восстанавливаются. Также хорошо известно, что при органических поражениях головного мозга восстановление нарушенной функции может протекать только при специально организованных мероприятиях, направленных на ее восстановление.
Как объяснить это парадоксальное явление, с одной стороны, и как на основании современных знаний о патофизиологических и нейропсихологических механизмах нарушения функций при локальных поражениях мозга организовать рациональную восстановительную терапию, которая обеспечила бы скорейшее и возможно более полное восстановление нарушенных функций, — с другой?
Для ответа на эти вопросы необходимо прежде всего остановиться на современных представлениях о природе нарушений, возникающих при очаговых поражениях мозга, и на основе этих представлений наметить главные патогенетически обоснованные пути их восстановления.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей