Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы


НазваниеНепрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы
АнкорTimonen E I E T Tuyulaynenn Nepreryvnaya sist.doc
Дата01.11.2017
Размер437 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTimonen_E_I_E_T_Tuyulaynenn_Nepreryvnaya_sist.doc
ТипДокументы
#30419
страница3 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ
Словарь

Названия обуви: сапоги, ботинки, туфли и т. д. Обобщающее слово — «обувь».

Глаголы: чистить, чинить, сушить, вытирать, обувать,

убирать, ухаживать и т. д.
Грамматика

Образование:

* множественного числа существительных (сапог — сапоги);

* уменьшительной формы существительных (сапоги —сапожки);

* относительных прилагательных (обувь — обувной, зима — зимние).

Согласование прилагательных с существительными

в роде и числе (резиновые сапоги, кожаный ботинок).

Составление распространенных предложений (Папа чистит сапоги щеткой).

Употребление предлогов «в», «под», «на» (Мама убирает туфли в шкаф).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ
* Наклейте картинки с изображением обуви.

* Попросите ребенка назвать и четко проговорить слова по теме «Обувь»: сапоги, ботинки, туфли, босоножки, тапки, сандалии, валенки. Вместе рассмотрите ту обувь, которая есть у ребенка.

* Обсудите с ребенком, когда и где какую обувь носят:

летом — летнюю (босоножки);

зимой — зимнюю (валенки);

осенью — осеннюю (сапоги);

дома — домашнюю (тапки);

на улице — уличную (туфли).

* Сходите с ребенком в обувной магазин, покажите, какую обувь там продают. Как называется этот магазин? (Обувной)

* «Мой, моя, мое, мои». Попросите ребенка показать свои игрушки, одежду, обувь, назвать их, добавляя слова мой, моя, мое, мои, четко выделяя окончания.

Например: мой мяч, моя куртка, мои сапоги, мое пальто.

ОВОЩИ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ
Словарь

Названия овощей: морковь, репа, капуста, картошка,

огурцы, лук, помидоры, чеснок, свекла, перец, кабачок.

Слова: огород, поле, грядка.

Прилагательные: слова, характеризующие цвет, форму, вкус (твердый, мягкий, сочный, душистый, кислый, сладкий, матовый, блестящий и др.).

Глаголы: сажать, поливать, рыхлить, полоть, срывать,

срезать, выкапывать, выдергивать и т. д.
Грамматика

Образование уменьшительной формы существительных (помидор — помидорчик, лук — лучок и т. д.), прилагательных (красный — красненький и т. д.).

Образование относительных прилагательных (картофель — картофельный и т. д.).

Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление словосочетаний (капуста круглая, огурец хрустящий и т. д.).

Составление сложных предложений с союзом «а» (Капуста круглая, а огурец овальный).

Составление простых предложений с однородными определениями (Капуста твердая, круглая, зеленая, хрустящая); с однородными сказуемыми (Капусту сажают, поливают, пропалывают); с однородными подлежащими (Помидоры и огурцы растут на кустиках).

Составление предложений с предлогами «в», «на», «с»,

«из» (Картошка растет в земле. Картошку выкапывают из

земли).

Составление сложных предложений с союзом «а» (Капуста растет на земле, а картошка — в земле).
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Составление описательного рассказа об овоще по схеме:

* Цвет.

* Форма.

* Твердый или мягкий.

* Гладкий или шершавый.

* Запах.

* Сочный или сухой.

* Сладкий, кислый или горький.

* Где растет?

Описание овощей по опорной схеме проводится на нескольких занятиях. На каждом новом занятии прибавляется еще одна часть схемы.

Заучивание рассказа «Работа на огороде» [6, с. 212].
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

«Телефон». Дети повторяют за логопедом слова (3-4)

по теме «Овощи».

Например: морковка, помидор, огурец.

«Будь внимателен» [3, с. 17]. «Какой овощ я не назвала?» [3, с. 18].» Отгадай загадку» [3, с. 18].

«Найди такой же овощ». Дети находят овощи, похожие по:

— форме;

— цвету;

— форме и цвету.

Игра с мячом «Назови ласково». Например: морковь — морковка, морковочка.

«Что в мешке?» На картинках изображены мешки с разными овощами. Дети называют их.

Например: картошка, много картошки, мешок картошки.

Составление сложных предложений с союзом «а».

Например, на картинках изображены:

— огурец и капуста (огурец овальный, а капуста круглая);

— огурец и помидор (огурец зеленый, а помидор красный).

«Загадай-ка». Дети придумывают загадки по опорной

схеме.

Например: овальный, зеленый, твердый, сочный, хрустящий... (огурец).

Рассматривание картинки «Огород» [3, с. 20].

Заучивание рассказа «Огород» [6, с. 194].

Рекомендуемые игры: №№ 46, 52, 58, 105, 139, 156,

196 [8].
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

— Упражнения на выделение четвертого лишнего

предмета.

— Экскурсия «Урожай» в магазин, на выставку, в совхоз.

— Игры с книжками-раскрасками.

— Лепка овощей.

— Обводка трафаретов овощей.

— Аппликация овощей.

— Рисование овощей (отгадай загадку и нарисуй отгадку).

Выполнение этих заданий сопровождается составлением словосочетаний и предложений. Одновременно дети практикуются в образовании уменьшительной формы и множественного числа существительных.

«Отбери по признаку». Дети отбирают овощи (картинки), сходные по цвету, форме, размеру.

Цвет: зеленый, красный, желтый, оранжевый, бордовый, коричневый.

Форма: круглый, овальный, вытянутый.

Длина: длинный, короткий.

Тактильное ощущение: гладкий, шершавый.

Размер: мелкий, крупный.

Вкус: сладкий, горький, кислый.

Например: зеленые помидор, огурец, капуста, перец,

горох и т. д.

«Овощной магазин». Уточнить, что овощной магазин — это магазин, где продают овощи. Ребенок-покупатель описывает какой-нибудь овощ. Продавец отгадывает и «продает» ему муляж описанного овоща.

«Собери овощ». Дети должны собрать разрезанную

картинку, затем описать изображенный на ней овощ. Составление описательного рассказа по опорной схеме.

«Собираем урожай». Ребенок выходит к доске, берет

какой-либо овощ (картинку) и рассказывает о том, где этот овощ растет (на ветке, в земле, на земле) и как его убирают (выдергивают, срезают, срывают).

Например: — Это морковка. Растет в земле, а стебли над землей. Я выдергиваю ее из земли.


ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Михалков С. «Овощи».

Валек М. «Мудрецы».

Андерсен Г. X. «Пятеро из одного стручка».


ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

* Наклейте картинки по теме «Овощи».

* Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова.

Учите его называть:

— форму;

— цвет;

— размер (большой или маленький);

— тактильное ощущение (твердый или мягкий);

— вкус (горький, сладкий, кислый);

— сочность;

— запах.

Капуста круглая и зеленая. Она большая, твердая,

хрустящая, сочная, без запаха.

* Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, почему магазин называют овощным. (Там продают овощи.) Купите овощи, рассмотрите их с ребенком. Покажите, как моют, чистят, режут, трут, варят, жарят, тушат овощи. Дайте попробовать их ребенку в сыром, вареном, жареном виде. Пусть он определит их на вкус. Расскажите и покажите, какие овощи кладут в суп, борщ, щи, какие жарят, какие тушат, какие едят в сыром виде.

* Объясните ребенку, что овощи растут в огороде (в земле, на земле, на кустиках.)

Какие овощи как растут? (Капуста растет на земле. Редиска растет в земле. Помидоры растут на кустиках).

Расскажите ребенку, как и где растут овощи у вас на

даче. Как ухаживают за овощами? Как убирают овощи?

Какие овощи выдергивают? Какие срезают? Какие выкапывают? Какие снимают?


ФРУКТЫ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ
Словарь

Существительные: сад, яблоко, груша, апельсин, лимон, мандарин, банан, виноград, вишня.

Прилагательные, характеризующие фрукты:

* по форме (круглый);

* по цвету (красный);

* по вкусу (сладкий);

* по сочности (сочный);

* по твердости (мягкий);

* по запаху (душистый).
Грамматика

Образование уменьшительной формы существительных (яблоко — яблочко), прилагательных (желтое — желтенькое).

Образование множественного числа существительных

в именительном и родительном падежах (лимон — лимоны — много лимонов).

Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление словосочетаний (яблоко круглое, яблоко хрустящее).

Составление сложных предложений с союзом «а» (Яблоко сладкое, а лимон кислый).

Составление простых предложений с однородными определениями (Яблоко твердое, круглое, зеленое, хрустящее); с однородными сказуемыми (Яблоко срывают, моют, едят); с однородными подлежащими (Яблоки и груши растут в саду).

Образование относительных прилагательных от существительных (яблоко — яблочный сок, яблочное повидло).

Согласование прилагательных и существительных в единственном и множественном числах (яблоко красное — яблоки красные).

Уточнение родовой принадлежности существительных. Составление словосочетаний с местоимениями мой, моя, мое, мои (мое яблоко, моя груша).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Изменение предложений по образцу: Коля пьет сок из яблок. — Коля пьет яблочный сок.

Составление описательного рассказа о фрукте по опорной схеме (используется та же схема, что и для овощей).
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

Игра с мячом «Один — много». Логопед называет фрукт и отдает мяч ребенку. Ребенок образует родительный падеж множественного числа существительного и отдает мяч обратно.

Например: — Яблоко.

— Много яблок.

Игра с мячом «Назови ласково».

«Что в корзинке?» Логопед загадывает загадки о фруктах. Дети отгадывают их и получают угаданный фрукт.

«Закончи предложение».

Например: — На столе лежит красное яблоко.

— На столе лежат... (красные яблоки).

Распространение предложений определениями.

Например: — Какие яблоки растут в саду?

— В саду растут красные яблоки.

Составление описательных рассказов о фрукте по опорной схеме.

Например: — Мое яблоко круглое, красное, гладкое, твердое, с тонкой кожицей. Яблоко сочное, сладкое, вкусное.

«Загадай загадку». Дети сами загадывают загадки

своему товарищу, описывая фрукты по опорной схеме.

Магазин «Соки». Дети «покупают» соки и называют их.

Например: — Я куплю сок из яблок — яблочный сок.

«Помогаем маме». Дети помогают маме варить компот, делать джем или повидло из фруктов.

Например: — Я могу сварить компот из слив — сливовый компот.

«Что изменилось?» Логопед предлагает детям запомнить ряд картинок с изображением фруктов в определенном порядке. Затем переставляет картинки, а дети находят, что изменилось.

«Что мы видим в саду?» На наборном полотне выложены картинки с изображениями дорожки, дома, деревьев, цветов, кустов, скамейки, лестницы, садовника. Дети «гуляют» по саду и рассказывают об увиденном.

Например: — Я вижу садовые цветы: гвоздики, розы и т. д. Я вижу садовую дорожку, садовые деревья, садовую скамейку и т. д.

Рекомендуемые игры: №№ 52, 59, 89, 139, 156, 173, 196 [8].
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

«На каком дереве что растет?» Ребенок подбирает

парные картинки (дерево и фрукт) и составляет предложения.

Например: — На яблоне растут яблоки. И т, д.

Рисование на тему «Мой любимый фрукт».

Лепка фруктов по муляжам.

Книжки-раскраски « Фрукты ».

Обводка фруктов по трафаретам.

Дети, выполняя задания, составляют словосочетания и предложения.

Игра с мячом «Кто запомнит больше слов?» Ребенок называет фрукт и передает мяч другому. Второй ребенок должен запомнить предыдущее слово, назвать свое и передать мяч дальше. Если ребенок ошибается, он выходит из игры. Выигрывает тот, кто остается до конца игры.

«Собери овощ». Дети делятся на команды и получают

задание собрать разрезанную на части картинку, изображающую какой-либо фрукт или овощ. Каждый ребенок

может взять только одну часть картинки.

Магазин «Соки».

Оборудование: муляжи фруктов, опорные схемы для описательного рассказа.

Ребенок «покупает» стакан сока и объясняет, почему

он любит этот сок.

Например: — Я люблю яблочный сок. Он сладкий, вкусный, ароматный, полезный, прозрачный (с мякотью).

Составление описательного рассказа по теме «Фрукты» с помощью опорной схемы.

Закрепление речевого материала логопедического занятия.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
Толстой Л. «Косточка».

Тангрыкулиев К. «Дыни».

Брехт Б. «Слива».

Данойлич М. «Айва».

Павчек Т. «Золотое яблоко».

Змай И. «Яблоко».
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ
* Наклейте или нарисуйте картинки на тему «Фрукты». Запомните их названия.

* Учите детей называть признаки каждого фрукта.

Например: — Мой лимон желтый, овальный, кислый,

твердый, душистый.

— Моя вишня круглая, красная, мягкая,

сладкая.

— Мое яблоко...

* Где растут фрукты? (Наклейте картинку «Сад».)

Учите с ребенком названия деревьев.

* Учите детей изменять существительные по числам.

Например: груша — груши, яблоко — яблоки.

* «Как называется?»

Сок из яблок — яблочный,

из груш — ...,

из лимонов — ...,

из апельсинов — ...,

из винограда — ...,

из слив — ...,

из вишен — ...,

из бананов — ...,

Варенье (повидло) из вишен — вишневое,

из яблок — ...,

из груш — ...,

из слив — ...,

из апельсинов — ...

* Сходите в отдел соков, покажите ребенку, какие соки там продают, как они называются. Вечером дома спросите ребенка, какие соки он видел, какие любит пить. Обсудите, из каких фруктов и ягод получают эти соки.


* Работа по картинке «В саду» [1, с. 36—37].

Рассмотрите с ребенком картинку. Попросите ответить

на вопросы:

— Что растет у дома?

— Что растет в саду?

— Кто находится у дома?

— Кто в саду?

— Кто что делает?

Попросите ребенка самого составить рассказ по картинке.

ДОМАШНИЕЖИВОТНЫЕ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ
Словарь

Названия животных: корова, лошадь, свинья, кошка,

собака, кролик, осел, верблюд, коза, овца, баран, бык,

слон, олень.

Глаголы: ходит, прыгает, бегает, мяукает, лает, мычит и др.

Кто как ест (лакает, жует, грызет и т. д.).

Кто чем питается (сено, кость, молоко, трава, колючки и т. д.).

Части туловища животных (рога, грива, копыта и т.д.)

Какую пользу приносят человеку животные (шерсть,

молоко, мясо). На ком люди ездят, на ком возят грузы?

Детеныши домашних животных (теленок, козленок,

котенок и т. д.).

Кто где живет (конура, хлев, свинарник, конюшня,

клетка, ферма).

Прилагательные: мягкий, пушистый, твердый и т. д.
Грамматика

Образование уменьшительных форм существительного

(корова — коровушка).

Образование именительного и родительного падежей

множественного числа существительных (корова — коровы — много коров).

Составление:

* простых предложений (Корова ходит. Кролик прыгает);

* предложений по схемам: существительное в именительном падеже + глагол + существительное в винительном падеже (Корова жует сено. — Коровы жуют сено.); существительное в дательном падеже Ч- глагол 4- существительное в винительном падеже (Корове дают сено. Собаке дают кости);

* предложений с существительным в творительном падеже (Кошка защищается когтями);

* предложений с предлогом «у» и с существительным в родительном падеже:

— У кого рога?

— Рога у коровы, рога у быка... и т. д.

— У кого шерсть?

— Шерсть у собаки... и т. д.

* распространенных предложений (Овца дает шерсть);

* предложений с существительным множественного числа предложного падежа с предлогом «на» (люди ездят на лошадях, на собаках, на верблюдах, на слонах, на ослах и т. д. Грузы возят на лошадях, на собаках, на слонах и т. д.);

* предложений с предлогом «в» (Корова живет в хлеву);

Согласование существительных и глаголов в числе, составление предложений (Собака лает. — Собаки лают).

Согласование существительных и прилагательных в

роде, числе. У собаки (какие?) лапы? (какая?) шерсть?

Образование притяжательных прилагательных (рога коровы — коровьи рога).

Распространение предложений определениями.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей