Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы


НазваниеНепрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы
АнкорTimonen E I E T Tuyulaynenn Nepreryvnaya sist.doc
Дата01.11.2017
Размер437 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTimonen_E_I_E_T_Tuyulaynenn_Nepreryvnaya_sist.doc
ТипДокументы
#30419
страница4 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Человек и животные» по ролям [3, с. 47].

Пересказ рассказа Н. Жуковой «Кролик» с изменением существительных единственного числа на существительные множественного числа [6, с. 213].

Составление описательного рассказа о животном по опорной схеме:

* Как называется?

* Части туловища (голова, хвост, лапы, копыта, уши,

рога, горбы, когти, глаза).

* Чем покрыто тело (шерсть, щетина)?

* Чем питается (трава, рыба, мясо)?

* Как ест (лакает, грызет)?

* Где живет (конура, дом, хлев, конюшня)?

* Как голос подает?

* Как передвигается (ходит, топает, крадется)?

* Какие у него детеныши.

* Какую пользу приносит человеку?

Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Найда» с дополнениями [3, с. 87].

Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Спор животных»

по ролям [3, с. 90].

Пересказ рассказа Л. Ефименковой «Мурка» с дополнениями [3, с. 89].

Пересказ деформированных текстов [3, с. 96—97].

Составление рассказов по сериям картин: «Злой мальчик», «Два козленка», «На льдине», «Собаки и волк»,

«Как спасали собаку со щенятами».

Выборочный пересказ рассказа «Дружок и Пушок»

[3, с. 97].

Пересказ по цепочке.

Самостоятельное составление рассказа по теме «Сережа вывел на прогулку щенка».
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

«Телефон». Дети повторяют за логопедом ряд из 3—4

слов, обозначающих домашних животных.

«Отгадай загадку». Дети отгадывают загадки про домашних животных и находят соответствующие картинки.

Например: — Голодная мычит,

Сытая жует,

Всем молоко дает. (Корова)

Игра с мячом «Не ошибись».

Например: — На чем люди ездят? (на собаках, верблюдах и т. д.).

— На чем люди возят грузы? (на быках, лошадях и т. д.).

«Кто как ест?» На доске вывешены картинки с изображениями молока, пучка сена, мяса, кости, воды, рыбы, мыши, травы, мха, колючек, моркови. Дети отвечают на вопросы логопеда и находят соответствующие картинки.

Например: — Кто жует сено?

— Сено жует корова. И т. д.

«У свиньи день рождения». На столе предметные картинки с изображением угощений для разных животных.

У детей — изображения этих домашних животных. Дети

должны найти угощение для своих животных.

Например: У меня коза. Для козы сено. Коза жует сено.

Игра с мячом «Закончи предложение».

Например: — В стаде много... (коров).

— В табуне много... (коней).

— В доме много... (кошек).

— В свинарнике много... (свиней).

— Доярка доит... (коров).

— Конюх поит... (коней). И т. д.

Логопед начинает предложение и бросает мяч. Ребенок

ловит мяч и заканчивает предложение.

«Кто чем защищается?» (Существительные множественного числа в творительном падеже).

Например: — Кошка защищается когтями. И т. д.

«Кто как передвигается?» (Физкультурная минутка). Дети составляют предложения и изображают разных животных.

Например: — Лошадь скачет. Как?

— Кошка крадется. Как?

«У кого рога? (шерсть? щетина?)»

Например: — У кого рога?

— Рога у коровы (быка, козы, оленя, бара-

на). И т. д.

Согласование прилагательного с существительным в единственном и множественном числах.

Например: — У кошки шерсть какая?

— У кошки шерсть мягкая.

— У коровы рога какие?

— У коровы рога твердые.

«Путаница» («Кто где живет?»). Дети должны найти ошибку в высказывании логопеда и составить предложение.

Например: — Кошка живет в конуре.

— Кошка живет в доме.

— Лошадь живет в свинарнике.

— Лошадь живет в конюшне.

«Человек и животные» (№ 137 [8]).

— Какую пользу приносят человеку животные?

— Корова дает молоко. Собака сторожит дом.

«Исправь и скажи правильно».

— Овечка сторожит дом. — Овечка дает шерсть, а дом

сторожит собака.

— Коза дает молоко. — Да. Коза дает молоко.

«Отгадай, кто это?» У детей на столах разложены картинки с изображениями домашних животных. Логопед загадывает загадки. Ребенок, у которого на картинке изображено загаданное животное, поднимает ее.

Например: — У кого есть ноги, хвост, рога, копыта,

вымя?

— Это корова.

«Что у кого?» (согласование прилагательного с существительным).

Например: — Что у кошки?

— У кошки хвост, уши, усы.

— Какой у кошки хвост?

— У кошки пушистый хвост.

«Исправь и скажи правильно».

— У коровы короткий хвостик.

— Нет, у коровы длинный хвост.

— У свиньи острые рога.

— У свиньи нет острых рогов.

— Кошка блеет.

— Кошка мяукает.

— У свиньи котята.

— У свиньи поросята.

Игра с мячом «Кто как голос подает?»

Например: — Кто мычит?

— Корова мычит. Коровы мычат.

«Чьи детки?» (№ 34 [8]). Дети подбирают парами картинки с изображениями домашних животных и их детенышей.

Например: — Теленок у коровы.

— Поросенок у свиньи.

«У кого кто?»

— У кого щенята? — Щенята у собаки.

— У кого верблюжонок? — Верблюжонок у верблюда.

Составление предложений по картинкам «Кошка с котятами» и «У кошки три котенка».

«Кто твоя мама?» Дети устанавливают признаки

сходства между взрослыми животными и их детенышами

и составляют предложения.

Например: — Котенок и кошка. Котенок такой же пушистый, ласковый, с длинными усами, лапки с коготками. Мяукает. Ест рыбу и лакает молоко.

«Отгадай, чей это хвост». Логопед показывает картинки с изображениями частей тела животных, задает вопросы, а ребенок на них отвечает:

— Это чей хвост?

— Это кошачий хвост.

— Это чья морда?

— Это собачья морда.

Рекомендуемые игры: №№ 29, 30, 42, 80, 83, 95, 96,

97, 136, 137, 167 [8].
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

«Четвертый лишний».

«Кто это? Что делает?» Ребенок отбирает сюжетные картинки с изображениями одного и того же животного и составляет по ним предложения.

Например: — Это кошка. Кошка спит. Кошка лакает молоко. Кошка ловит мышку. Кошка сердится. Кошка умывается.

«Отгадай и нарисуй». Воспитатель читает загадки про домашних животных. Дети отгадывают их и раскрашивают изображения угаданных животных в книжках-раскрасках.

«У кого пропал детеныш?» На доске выставлены картинки с изображениями животных и их детенышей по парам. Затем воспитатель одну картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детеныш «потерялся».

«Что забыл нарисовать художник?» Ребенок должен закончить рисунок, на котором изображено животное, но не дорисована какая-либо часть его туловища.

«Подбери и расскажи». Дети выбирают парные картинки с изображениями животных и их детенышей и устанавливают по ним признаки сходства и различия.

Например: — У коровы и у теленка: четыре ноги, копыта, хвост. У коровы есть рога, а у теленка их нет. Корова крупнее теленка.

Рисование. Дети рисуют картинки к своим рассказам.
ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
Ушинский К. «Гуси», «Гусь и журавль», «Голуби»,

«Козел».

Чарушин Е. «Корова», «Коза», «Баран», «Индюк»,

«Утка с утятами», «Кролик», «Свинья».

Маршак С. «Сказка о глупом мышонке».
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ
* Наклейте картинки с изображениями лошади, кошки, коровы, козы, собаки, овцы, барана, быка, осла, кролика, слона, оленя, свиньи, верблюда.

* Учите детей называть каждое животное в единственном и множественном числах (одна кошка — кошки — много кошек).

* Кто как голос подает?

— Собака лает. — Собаки лают.

— Свинья хрюкает. — Свиньи...

— Кошка мяукает. — Кошки...

— Слон трубит. — Слоны...

— Бык ревет. — Быки...

— Корова мычит. — Коровы...

— Овца блеет. — Овцы...

Ребенок должен четко проговаривать окончания глаголов.

* Кто как ест?

— Кролик грызет морковку.

— Собака грызет косточку.

— Кот лакает молоко.

— Верблюд жует колючки.

— Олень жует мох.

— Корова, бык, коза, овца, баран жуют траву.

* Учите детей рассказывать о каждом животном по

плану:

Как называется животное?

Как передвигается?

Как голос подает?

Чем и как питается?

Например: — Это коза. Коза — домашнее животное.

Коза ходит. Коза блеет. Коза жует листья и траву.

* Части туловища домашних животных.

Спросите у ребенка, у кого есть грива, рога, копыта, хобот, морда, клыки, хвост, пятачок, шерсть, щетина, вымя, ноги, лапы?

Образец ответа: — У коня грива. У коня густая грива.

* Какую пользу приносят человеку домашние животные?

— Корова дает молоко. Овца дает шерсть.

Олень дает шерсть, мех. Кролик дает шерсть. Из этих

животных получают мясо. Коза дает шерсть, молоко.

— Осел возит грузы. Верблюд возит грузы, дает шерсть,

молоко. Кот ловит мышей. Собака сторожит дом. Лошадь возит грузы.

Попросите ребенка ответить на вопросы, используя существительные во множественном числе.

— На ком люди ездят?

— Люди ездят на...

— На ком возят грузы?

— Грузы возят на...

— Кто дает молоко?

— Молоко дает..,

— От каких животных получают мясо?

— Мясо получают от...

— Кто дает шерсть?

— Шерсть дают...

* Детеныши животных.

Спросите у ребенка:

— Кто у коровы? (Теленок, телята);

— Кто у козы? (Козленок, козлята);

— Кто у кошки? (Котенок, котята);

— Кто у собаки? (Щенок, щенята);

— Кто у слона? (Слоненок, слонята);

— Кто у верблюда? (Верблюжонок, верблюжата);

— Кто у овцы? (Ягненок, ягнята);

— Кто у кролика? (Крольчонок, крольчата);

— Кто у лошади? (Жеребенок, жеребята);

— Кто у свиньи? (Поросенок, поросята);

— Кто у оленя? (Олененок, оленята).

* Составление рассказов-описаний о животных.

Назвать животное (Это корова. Корова — домашнее животное).

Назвать, какие части туловища есть у животного (У коровы есть...).

Как передвигается животное? (Корова ходит).

Как и что ест животное? (Корова жует траву).

Как подает голос животное? (Корова мычит).

Как называются его детеныши? (У коровы теленок).

Где живет? (Корова живет в хлеву).

Какую пользу приносит человеку? (Корова дает мясо, молоко).

* Пересказ прочитанных рассказов.
СПОР ЖИВОТНЫХ

Корова, лошадь и собака заспорили между собой: кого

из них хозяин больше любит.

— Конечно, меня, — говорит лошадь. — Я ему дрова

из лесу вожу. Сам он на мне в город ездит, пропал бы он

без меня совсем.

— Нет, хозяин любит больше меня, — говорит корова. —

Я его семью молоком пою.

— Нет, меня, — ворчит собака. — Я его дом стерегу.

Послушал хозяин этот спор и говорит: «Перестаньте

спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас

хорош на своем месте».
МУРКА

Нашу кошку зовут Мурка. Она пестрая, только грудка

и лапки белые. Шерстка мягкая, хвост пушистый, глаза

зеленые. У Мурки три котенка. Два котенка пестрые, а

один котенок белый с рыжей спинкой и рыжим хвостом.

Лапки у всех котят белые, а глаза голубые. Котята пушистые, как комочки. Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем удобно. Когда котята просыпаются, они пищат, есть хотят. Мурка их кормит.
ЗЛОЙ МАЛЬЧИК

Володя был во дворе. Собака Найда грызла кость. Володя стал отнимать у нее кость. Найда заворчала. Володя взял палку и бросил в собаку. Найда вскочила и укусила Володю за ногу. Володя закричал и побежал к маме домой. Мама сказала: «Сам виноват и терпи. Найде тоже больно. Надо жалеть животных».
ВОЛК И СОБАКИ

Пастух пас стадо у леса. В стаде было много коров и овец. Пастуху помогали собаки. Вдруг из леса вышел волк. Пастух не заметил волка. Волк схватил одну овечку. Собаки погнались за волком и отбили овечку.
НАЙДА

Это собака Найда. Она белая, с рыжими пятнами. Уши

у Найды рыжие. Хвост пушистый. Глаза большие и добрые. Но зато зубы острые. У Найды щенята. Найда и щенята живут в конуре.
НАЙДА

Это собака Найда. Она белая, с рыжими пятнами. Уши

у Найды рыжие. Хвост пушистый. Глаза большие и добрые. Но зато зубы острые. У Найды щенята. Щенята тоже белые, с рыжими пятнами. А один щенок белый, с черной спинкой. Щенята похожи на Найду. Найда и щенята живут в конуре.

Задание. Пересказать близко к тексту. Обратить внимание детей на то, что текст дополнился.
НАЙДА

Это собака Найда. Она белая, с рыжими пятнами. Уши

у Найды рыжие. Хвост пушистый. Глаза большие и добрые. Но зато зубы острые. У Найды щенята. Щенята тоже белые, с рыжими пятнами. А один щенок белый, с черной спинкой. Щенята похожи на Найду. Найда и щенята живут в конуре. Конура у них большая и теплая. Найда грызет кости, а щенята лакают молоко.

Задание. Пересказать близко к тексту. Обратить внимание детей на то, что в текст включены новые дополнения.
КРОЛИК

Папа купил кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвост. Он

сидит и быстро-быстро грызет морковку.

Задание. Пересказать, употребляя слово «кролик» во множественном числе.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ
Словарь

Названия зверей наших лесов, зверей жарких стран,

зверей севера. Обобщающие слова «дикие животные».

Названия детенышей животных: медвежонок, лисенок, зайчонок и т. д.

Кто чем питается: кора, трава, мох, мед, грибы, ягоды и т. д.

Кто где живет: нора, дупло, гнездо, берлога, логово

и т. д.

Прилагательные: рыжая, мохнатый, колючий, пушистый и т. д.

Глаголы: прыгать, рыскать, петлять, скакать, прятать, охотиться, мышковать, выть, линять, грызть, заготавливать и т. д.
Грамматика

Образование:

* уменьшительной формы существительного (заяц —зайчишка).

* именительного и родительного падежей множественного числа существительных (волк — волки — много волков).

* существительных с суффиксом -ищ (волк — волчище).

* притяжательных прилагательных: Хвост лисы — лисий хвост; нора лисы — лисья нора.

Составление предложений с предлогом «у» (У волка волчонок).

Составление предложений по схеме: существительное в

именительном падеже Ч- глагол + существительное в винительном падеже (Лось жует траву. Белка грызет орешки).

Практическое употребление предлогов «в», «под», «на» (Заяц спит под кустом).

Составление предложений по схеме: существительное

+ глагол + существительное в предложном падеже (Медведь спит в берлоге).

Практическое употребление существительных в родительном падеже.

— Чей хвост? —

— Хвост белки.

— Чьи лапы? — ...

— Чья голова? — ...

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

Составление предложений с однородными определениями (У лисы шерсть (какая?) пушистая, рыжая, густая).

Согласование существительного и глагола в числе, составление предложений (Лось жует. — Лоси жуют).

Составление простого предложения с однородными подлежащими (Заяц и белка грызут).
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Составление описательного рассказа о диком животном по опорной схеме:

* Как называется животное? Какое оно?

* Где живет? Как проводит зиму?

* Как передвигается?

* Назвать части туловища, используя прилагательные

(короткий, маленький, кругленький, пушистый).

* Чем питается?

* Как называются его детеныши?

При этом желательно, чтобы ребенок рассказал о каждом животном.

Пересказы рассказов «Белка», «Лиса» [6, с. 200], «Заяц» [6, с. 199], «Запасливый еж» [6, с. 213], «Сказка про льва» [3, с. 85].

Пересказ по опорным картинкам рассказов «Зайчик»,

«Кто как зиму проводит», «Еж и заяц» [3, с. 95].

Творческий пересказ рассказа «Про зайца» [3, с, 99].

Рассказ по сериям картин: «Ежик», «Петя и волки»,

«Волк и собаки», «Лиса и козел».

Составление по опорным картинкам рассказа «Зоопарк» [3, с. 93].
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

Логопед просит назвать диких животных и выставляет соответствующие картинки.

* Где живут дикие животные? Почему их называют дикими?

* Назовите животных в единственном и множественном числе.

Например: — В лесу живет лиса.

— В лесу живут... (лисы).

* Чем отличается волк от собаки?

* Образование существительных множественного числа в родительном падеже.

Например: — Кого много в лесу?

— В лесу много зайцев, волков и т. д.

«Кто как передвигается?» Дети имитируют движения животных, затем составляют предложения.

Например: — Заяц прыгает. Зайцы прыгают. И т. д.

«Телефон». Дети повторяют за логопедом ряд слов

(4—5) на тему «Дикие животные».

«Запомни ряд картинок».

«Что изменилось?»

Составление по картинкам предложений с однородными сказуемыми.

Например: — Лось ходит по лесу, жует траву.

— Лоси ходят по лесу, жуют траву.

«Теремок». Логопед предлагает детям прослушать сказку «Теремок». Затем дети обсуждают сказку и объясняют, почему так названы животные.

Например: — Мышка-норушка (живет в норке).

Составление предложений с однородными подлежащими.

Логопед называет глагол и показывает две предметные

картинки. Дети составляют предложения с однородными

подлежащими.

«Отгадай загадки». Дети отгадывают загадки про диких животных.

«Зайчик и белка» ([3, с. 28]).

«У зайки день рождения» ([8, с. 74]).

«Исправь и повтори верно».

— Ежик охотится за зайцем.

— Нет. Ежик охотится не за зайцем, а за мышкой.

Образование притяжательных прилагательных.

Например: — Нора лисы — лисья нора.

Подобрать определение (какой?) к частям туловища

животного (хвост, шерсть, лапы, ноги, копыта, грива,

уши, морда, глаза и т. д.).

Например: — У лисы шерсть пушистая, рыжая,

густая. У медведя? У белки? И т. д.

— У лисы хвост длинный, пушистый.

У медведя? У белки? И т. д.

«Путаница».

— У зебры есть рога?

— У зебры нет рогов.

— У медведя большой хвост?

— У медведя нет большого хвоста, у медведя маленький хвост. И т. д.

«Закончи предложение».

Например: — У медведя маленькие, кругленькие...

(ушки).

— У лося ветвистые... (рога).

«Догадайся, кто это?» Дополнение и воспроизведение словосочетаний:

— Рыжая, пушистая, хитрая... (лиса).

— Злой, серый, клыкастый... (волк).

«Чей хвост? Чьи лапы? Чья голова?» На одних картинках изображены хвосты (лапы, головы) разных животных. На других — животные без хвостов (лап, голов).

Дети должны составить полную картинку животного.

«Найди маму и детенышей». Дети находят изображения детенышей и их родителей среди предметных картинок и называют их в единственном и множественном числах.

«Сколько детей у мамы?» (согласование числительного с существительным).

Например: — У лисы три лисенка.

— У медведицы два медвежонка. И т. д.

Рекомендуемые игры: №№ 24, 37, 43, 44, 45, 50, 80,

83, 88, 92, 95, 99, 140, 142, 147 [8].
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей