Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Никольская Аффективная сфера человека. Никольская О. С. Аффективная сфера человека взгляд сквозь призму детского аутизма


НазваниеНикольская О. С. Аффективная сфера человека взгляд сквозь призму детского аутизма
АнкорНикольская Аффективная сфера человека.doc
Дата26.09.2017
Размер1.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНикольская Аффективная сфера человека.doc
ТипДокументы
#19985
страница9 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24

2.3.
Структура переживания как аффективный механизм организации адаптивного поведения


Для того чтобы разобраться в том, что мы понимаем под "структурой переживания", необходимо обратиться к рассмотрению общих особенностей и способов организации системы аффективной адаптации к миру.

Главное своеобразие этой системы, по нашему мнению, состоит в том, что любую информацию она анализирует в двоичной системе субъективных оценок годности или негодности для разрешения адаптационной задачи. Субъективность выделяется в качестве основной особенности аффективных процессов большинством авторов (Рубинштейн С. Л., 1946, 1957; Вилюнас В. К., 1976; Обуховский К., 1972). В отличие от аффективного, когнитивное кодирование информации характеризуется объективной соотнесенностью формы кода с формами проявлений внешней среды - моделированием ее закономерностей. Способы кодирования могут меняться в зависимости от этапов нашего освоения мира.

Так, наблюдатель, не знакомый с игрой в шахматы, составив совсем иное представление о разыгрывающейся перед ним партии, чем человек, знающий ее правила; или цвета определяются нами как по их чувственно-предметной соотнесенности - ржавый, травяной, брусничный, так и по спектру разложения света. С развитием знания географии, химии, биологии меняются коды организации информации. Развитие модели реальности гарантирует возможность совершенствования объективного знания, адекватность наших отношений с миром.

Аффективная информация в процессе развития наших отношение с миром продолжает кодироваться только в субъективной двоичной системе оценок: да-нет, подходит-не подходит, можно-нельзя, и любые объективные данные для решения адаптивной задачи переводятся в эту двоичную систему субъективной оценки. Такой перевод объективной информации в субъективные смыслы ее переживания и позволяет, по мнению В. К. Вилюнаса, жизни, потребности осуществлять контроль за нашей деятельностью.

Понятно, однако, что подобная перешифровка не может рассматриваться как редукция информации, сведение ее к примитивной форме. Мы знаем, что двоичной системе доступно описание самых сложных закономерностей мира. Такой перевод скорее можно рассматривать как качественное преобразование информации, перевод языка объективного моделирования на язык субъективной двоичной оценки. Взаимоотношения плюса и минуса, по нашему мнению, являются необходимой информационной структурой переживания, определяющей своеобразие адаптивного поведения.

Реконструируя уровни аффективной организации поведения, мы пришли к заключению, что задаче, требующей более активного, глубокого взаимодействия со средой, соответствует более сложная структура переживания, которая отражает совершенствование форм аффективной оценки и адаптивного поведения. Изучение развития информационных структур переживания дает, как нам кажется, одну из возможностей ощутить реальную динамику психического.

2.4.
Ступени усложнения информационной структуры переживания


Первый уровень аффективной организации поведения, обеспечивающий сохранение комфорта, наименее активен в отношениях с миром и имеет самое простое строение переживания: комфорт или дискомфорт (плюс или минус). Переживание остается в границах непосредственного восприятия и действия. Впечатление ни с чем не связывается, не фиксируется, поскольку для данного уровня важны только "свежие следы", непосредственно питающие "рефлекторное кольцо" адаптации.

Пластичное усвоение ритма, полное, целостное приятие формы среды, в режиме комфорта при переходе в режим дискомфорта сменяется абсолютной закрытостью, зеркальным отражением воздействия. Это позволяет субъекту как наиболее полно, целостно усваивать формы мира, так и успешно ускользать от сверхсильных впечатлений, вписываясь в силовые потоки окружающего мира.

Именно отсутствие жесткой структуры переживания дает нам возможность интуитивного постижения мира. Фиксация состояния комфорта и дискомфорта, связывание переживания разрушает пластичность непосредственной адаптации, рождает избирательность и одновременно жесткую зависимость от условий среды, допускает в сознание переживание страха.

Неструктурированность переживания определяет и особые формы регуляции аффективного тонуса: изменения интенсивности влияний среды в интервале до порога дискомфорта аффективно подтверждают комфорт позиции субъекта и позволяют ему, оставаясь в покое, усваивать ритмы, впитывать энергию среды. В то же время, как уже обсуждалось, субъект на этом уровне имеет возможность освобождения от переживания непереносимой интенсивности.

Второй уровень с его ответственностью за индивидуальную избирательность, опредмечивание потребности с помощью яркого переживания удовольствия и неудовольствия создает напряженные структуры простейших положительных и отрицательных связей. Так, положительный заряд получают благоприятные совпадения циклов внутренней потребности и ритмов внешней среды, а отрицательный - несовпадения или разрушение уже возникшей положительной связи.

Такая, и только такая, структура переживания рождает напряженную пристрастность в отношениях с миром, избирательность в вычленении качественно важных впечатлений. Положительное подкрепление позволяет активно фиксировать удачные способы удовлетворения потребности, вырабатывать адекватные привычки, навыки - аффективные стереотипы поведения.

Низшие уровни, входя в систему, не удерживают полностью своего первоначального типа функционирования и отдают существенную часть функций наверх (Выготский Л. С., 1983а, с. 140), о чем свидетельствует тот факт, что второй уровень обеспечивает и функцию защиты, изначально присущую первому уровню. Заряженность отрицательные связей позволяет организовать первые формы активной защиты - фиксировать с помощью страха опасность, выделить ее признаки и оградиться от нее. Положительные связи фиксируют успешные защитные стереотипы поведения.

Аффективная фиксация, связывание впечатлений обусловливают особую активность мнестической функции, однако жесткая фиксаций приводит к капсуляции информации. Для этого уровня организации значимы уже не "свежие следы", а стабильность раз и навсегда установленной связи, которая в крайнем варианте принимает вид импринтинга. Жесткие положительные и отрицательные структуры позволяют активно и избирательно поднимать аффективный тонус, связывать и запасать энергию в приятных воспоминаниях, ограничивать и десенсибилизировать отрицательные впечатления.

Третий уровень аффективной организации поведения, отвечая за активную адаптацию в условиях неопределенности, опирается на боле сложную структуру переживания, впервые объединяющую внутренний плюс и внешний минус. Это динамическое единство большого плюса - оценки нашей возможности активно влиять на обстоятельства и меньшего минуса (препятствия, неожиданного сбоя программы), который преобразуется в процессе их взаимодействия. Данная структура nepеживается нами как любопытство, интерес или азарт.

Только такая структура переживания позволяет нам принять новизну, обследовать среду и конструктивно сосредоточиться на препятствии, т. е. принять его не как сбой, а как задачу вести активный гибкий диалог с обстоятельствами.

Как уже говорилось, именно благодаря сосредоточению на минус появляется способность к развернутой целенаправленной деятельности, а возможность вести конструктивный диалог с препятствием обеспечивает активность интеллектуальной функции. Восприятие себя как активной причины трансформации ситуации помогает выделять причинно-следственные связи в окружающем.

Динамизм этой аффективной структуры позволяет вернуться к учету "свежих следов", но теперь уже следов обратной связи от собственной деятельности в мире, снова построить "рефлекторное кольцо" адаптации, но уже интеллектуальное кольцо активного взаимодействия с окружающим.

Новая структура переживания открывает и новые возможности в саморегуляции: целенаправленную мобилизацию на разрешение поставленной задачи, заряжение энергией самого препятствия. Динамика взаимоотношений положительного и отрицательного составляет основу развития сюжета переживания, что позволяет на этом уровне перерабатывать травмирующие впечатления в символическом плане.

Четвертый уровень аффективной организации поведения направлен на регуляцию взаимодействия с другими людьми, и эта организация тоже обеспечена своей структурой переживания.

На четвертом уровне, так же как на первом и в отличие от второго и третьего, наше поведение формируется внешней энергией. Однако если на первом уровне мы воспринимаем внешнюю форму пластично, то на четвертом она встречает активное сопротивление индивидуальной формы и деформирует ее. Мера деформации определяется потребностью субъекта войти в сообщество.

На этом уровне минус становится непременным атрибутом, оборотной стороной плюса. Возникающая жесткая и прочная иерархическая структура переживания является базальной аффективной основой произвольной организации поведения. Опосредованность адаптации аффективным опытом сообщества открывает субъекту путь к достижению независимости от непосредственных влияний среды, к культурному развитию психических функций.

Опосредованное переживание организует картину мира как иерархию смыслов, позволяет обобщать, абстрагировать, классифицировать, систематизировать знание. На четвертом, как и на втором, уровне информационная структура переживания нацеливает не на анализ "свежих следов", а на жесткое замыкание связей, фиксирующих смыслы и правила социального взаимодействия.

Переживание, опосредованное эмоциональной оценкой другого человека, открывает путь к произвольной регуляции аффективного тонуса не только с помощью непосредственного сопереживания, но и подключением к энергии надситуативных, "вечных", ценностей - системе смыслов, закрепленных в памяти сообщества. Введение травмирующего впечатления в иерархическую структуру не только позволяет переосмыслить его, но и дает стимул развитию всей индивидуальной системы ценностей. Жесткая иерархическая связь внутреннего минуса и внешнего плюса позволяет максимально концентрировать активность, мобилизовать себя на длительную и напряженную работу.

Таким образом, постепенное усложнение структуры переживания с одной стороны, определяет развитие активности и качественной формы адаптации к среде, с другой - приводит к количественным И качественным изменениям негэнтропических процессов саморегуляции: возможности поднять и стабилизировать активность; удалить связать, преобразовать и переосмыслить травматические впечатления. Таким образом, на четвергом уровне психическая система, по всей видимости, получает возможность приблизиться к тому, еще совместимому с ее жизнеспособностью, максимуму негэнтропии, к которому, по Н. А. Бернштейну, стремятся в развитии живые организмы (1990, с. 454).
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей