Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Религия, конфессии, общество и государство. История и современность.Владимир, 2018. Нность взаимоотношений сборник материалов межрегиональной научной конференции, посвященной Международному дню толерантности 14 15 ноября 2018 года Владимир Владимир Аркаим 2018 2


НазваниеНность взаимоотношений сборник материалов межрегиональной научной конференции, посвященной Международному дню толерантности 14 15 ноября 2018 года Владимир Владимир Аркаим 2018 2
АнкорРелигия, конфессии, общество и государство. История и современность.Владимир, 2018.pdf
Дата03.09.2019
Размер1.66 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаReligia_konfessii_obschestvo_i_gosudarstvo_Istoria_i_sovremennos
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#57183
страница1 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Местная религиозная организация православный Приход храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия города Владимира Владимирской епархии Русской Православной Церкви Московский Патриархат) Администрация Владимирской области Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» РЕЛИГИЯ, КОНФЕССИИ, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Сборник материалов межрегиональной научной конференции, посвященной Международному дню толерантности
14 – 15 ноября 2018 года Владимир Владимир
«Аркаим»
2018
2
УДК 2
ББК 86 Р Редакционная коллегия НМ. Маркова, отв. редактор, канд. филос. наук, доцент ВлГУ Е. И. Аринин, член редколлегии, др филос. наук, профессор ВлГУ С. Н. Минин, член редколлегии, канд. ист. наук, доцент ВлГУ В. А. Медведева, отв. секретарь редколлегии Издается по решению редакционно-издательского совета ВлГУ Религия, конфессии, общество и государство история и современность взаимоотношений : сб. материалов межрегион. науч. конф, посвящ. Междунар. дню толерантности. 14 – 15 нояб. 2018 г, Владимир /
православ. Приход храма св. равноапостол. Кирилла и Мефодия г. Владимира Владим. епархии Рус. Православ. Церкви
(Мос. Патриархат) ; адм. Владим. обл. ; Владим. гос. унт им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Аркаим, 2018. – 212 с. – ISBN В сборник включены материалы межрегиональной научной конференции, которая состоялась во Владимирской государственном университете 14 – 15 ноября 2018 г. на базе Гуманитарного института. Сборник содержит доклады о результатах научных исследований по философии и истории межконфессиональных отношений. Авторы статей и докладов раскрывают различные аспекты проблем толерантности в межконфессиональных отношениях в философском, гуманитарном и социально-общественном аспектах. Представляют интерес для специалистов, работающих в указанных областях, а также преподавателей, студентов и аспирантов. Сборник издан за счёт средств субсидии администрации Владимирской области.
УДК 2
ББК 86
ISBN 978-5-93767-303-9
© Коллектив авторов, 2018
© ВлГУ, 2018 Р
3 СОДЕРЖАНИЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Зосима (Шевчук), архимандрит Вера, единожды преданная святым (Иуд. 1:3) по гомилетическому наследию святителя Феофана Затворника) ................. 6
Глаголев В. С. Церковный раскол как культурно-исторический феномен .......................... 13
Мчедлова ММ. Межрелигиозные отношения и культурное пространство России .............. 23
Силантьева МВ. Методологические аспекты анализа современных религиозных конфликтов ......................................................................................................... 33 Шахов М. О. Проблемы толкования и применения норм Конституции Российской Федерации, регулирующих государственно-конфессиональные отношения ............................................ 42
Юдин А. В. Интегральная экология локальные действия планетарного масштаба ...... 52 ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СЕКЦИЯХ Андреев НС. Религиозное сознание как условие сохранения традиционных семейных ценностей ........................................................................................................... 58
Аринин Е. И, Хохлова Д. Ю Межконфессиональный диалоги концептуальный аппарат религиоведения термины православие и ислам в контексте проблем составления социологической анкеты ............................................................ 64
Викулов И. Е. Горизонтальные неформальные коммуникации как пространство формирования религиозной толерантности ................................................... 76
4
Геранина ГА. Альтернативные концепции развития государственно-церковных отношений в России вначале века .......................................................... 84
Дубровская А. А. Некоторые аспекты формирования образа ислама во второй половине
XIX века на основе путевых дневников и заметок ........................................ 92
Запаренко ДА. К вопросу об антицерковной пропаганде на страницах Владимирских газет в 1950 е гг. . ........................................................ 99
Лютаева М. С.
Некоторые аспекты анализа понятия толерантность в Национальном корпусе русского языка ..................................................... 107
Ляпанов А. В. Роль православия в поддержке традиционных ценностей в России в условиях трансформации гуманитарного пространства .......................... 114
Маркова НМ. Проблема христианского патриотизма и национализма в философии И. А. Ильина ............................................................................. 119
Монякова О. А. Специфика религиозно-образовательной среды Российской империи впервой половине XIX века .......................................................................... 127 Орлик Е. Н. Религиозная идентичность как фактор противостояния терроризму ........ 139
Ревтович А. К, Ревтович Ю. А. Участие религиозных организаций в культурной жизни Владимирского региона и России. 150
Рябова Г. И. Владимир в письмах святителя Афанасия (Сахарова) ................................ 156
Сидорова АИ. Религиозное воспитание несовершеннолетних осужденных ..................... 160
5
Тарасова В. С. Религиозное воспитание осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы .............................................................. 167
Тимощук АС. Формы сотрудничества государственных, образовательных, церковных структур на примере тюремного служения .............................. 172
Тимощук Е. А. Польская феноменология религии и межконфессиональные отношения. 179
Февралева Л. А. Современная религиозная жизнь Владимирского региона ........................ 189
Федотова М. Я. Вклад Владимирской епархии в сохранение историко-культурного наследия Владимирского региона ................................................................. 203
6 ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Зосима (Шевчук), архимандрит ВЕРА, ЕДИНОЖДЫ ПРЕДАННАЯ СВЯТЫМ (ИУД. 1:3) ПО ГОМИЛЕТИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА) Аннотация. Церковь не иноприродна миру. Пребывая в мире, она призвана к свидетельству, в процессе которого Она судит и выносит свою оценку событиями тенденциям, происходящим в мире. Этот процесс происхождения и прохождения называется временем. Церковь оценивает изменчивые мерила времени, как призванная вести верующих к Тому, Кто выше времени (Ign. Pol. 3). Как кормчим нужны ветры или обуреваемым – пристань, так настоящему времени нужен ты – для того, чтобы достигнуть Бога наградой будет нетление и жизнь вечная (ibid., 2). Об одной из таких тенденций – о безразличии в вопросах веры – выносил свое мнение святитель Феофан в свою бытность Управляющим Владимирской и Суздальской епархией Русской Православной Церкви. Ключевые слова:вера, любовь, Церковь, путь жизни, спасение Мы живем теперь ввек умственного хаоса и распада. Возможно, что современный человек не нашел себя, и разнообразие существующих мнений уже не допускает никакой надежды на умиротворение. И, может быть, единственным световым сигналом, способным руководить нами в сплошном умственном тумане нашего отчаянного века, является именно вера, однажды преданная святыми (ср. Иуд. 1, 3), как бы не казался устаревшим или архаическим язык древней Церкви перед судом наших изменчивых мерил [5, с. 609]. Церковь не иноприродна миру. Пребывая в мире, она призвана к свидетельству, в процессе которого она судит и выносит свою оценку событиями тенденциям, происходящим в мире. Этот процесс происхождения и прохождения называется временем. Церковь оценивает изменчивые мерила времени, как призванная вести верующих к Тому, Кто выше времени, ко Христу (conf. Ign. Pol. 3) [1]. Как кормчим нужны ветры или обуреваемым – пристань, так настоящему времени нужен ты – для того, чтобы достигнуть Бога наградой будет нетление и жизнь вечная (ibid., 2) – так увещал вначале второго века по Р.Х. святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, своего собрата, епископа Смирнского Поликарпа. Сейчас некоторые сообщества людей предлагают пересмотреть, видоизменить взгляд на различные аспекты существования человеческого общества. Такие вызовы – не редкость в истории редко, когда они обходили Церковь Христову. Об одной из таких тенденций – о безразличии в вопросах веры – выносил свое мнение ныне прославленный в лике святых Русской Церкви Феофан (Говоров) Затворник в свою бытность Управляющим Владимирской и Суздальской епархией Русской Православной Церкви. Источником для нас служит проповедь Преосвященного Феофана, сказанная 26 сентября 1863 года [4, с. 29-35]. Поздравив своих слушателей с праздником, епископ Феофан сразу переходит к волнующей его теме Но посмотрите, какое употребление сделали нынешние умники Есть у них особый род суемудрия, называемый индифферентизмом, по которому думают и говорят как хочешь верь – все равно, только люби людей, как братьев, благодетельствуй ими благотворно действуй на них. Вот, говорят, и Евангелист Иоанн Богослов только и пишет, что о любви. В любви у него свет, в любви – живот, в любви – всякое совершенство. А кто не любит, тот, по его словам, во тьме ходит, в смерти пребывает, человекоубий-
8 ца есть Так, говорят, и нам надобно люби – и только, а веруй себе, как хочешь. Святитель Феофан ясно видел коренную причину возникновения этого суемудрия Оттого они всячески ухитряются сплести такую систему учения, чтобы в ней о Боге и говорить не было нужды. И ударяют на любовь. Вы себя-то, говорят, взаимно любите, а о Боге что и думать. Ноне так мыслили верил апостол Иоанн Богослов, и на это обращает внимание своей паствы Владимирский Архипастырь с целью отразить неправое и опасное мышление Стало быть, по его апостола Иоанна разуму, наша любовь взаимная должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас, и, следовательно, не все равно, как хочешь веруй. Потом, будем любить – учит он – друг друга, потому что любовь от Бога (1 Ин. 4, 7). Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 12, 16). Видите ли, у него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе. Любовь от Бога и к Богу ведет, так что кто говорит, что он любит брата, а Бога и Спасителя не знает и не любит, тот лжец есть и нет в нем истины (1 Ин. 4, 20; 2, 4). Почему все учение святого Евангелиста о любви можно сократить в следующих словах чтобы возлюбить брата, надо Бога возлюбить, но чтобы Бога возлюбить, конечно, надо познать Его ив себе самом и особенно в Его спасительных действиях в нас, познать, стало быть и веровать. Отсюда – в чем вся воля Божия В вере и любви вот, говорит, заповедь – чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга Ин. 3, 23). Не одна любовь заповедуется, но и вера в Господа, ипритом так, что вера есть источник любви так что, если собрать воедино только те места, где святой Иоанн Евангелист говорит об одной любви, и тогда его учением никак нельзя подтверждать лжи суемудрия люби только, а веруй, как хочешь.
9 Так несколько разв устах святителя Феофана рефреном звучит лозунг современных ему индифферентистов, чтобы пасомые запомнили эти слова и как только услышат – сразу узнавали их и вспоминали предупреждения своего Епископа. А предупреждать есть о чем, потому что Главная, значит, у святого Иоанна Богослова, как и у всех апостолов, проповедь обобщении с Богом чрез Господа Иисуса Христа, из которого потом вытекает и взаимное общение верующих. Как же теперь останавливаться на последнем, не имея первого Далее, задает себе святой Иоанн вопрос Кто есть лжец – и решает его так если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца (1 Ин. 2, 22-23) … Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Боги он в Боге Ин. 4, 15). Стало быть, все дело в исповедании Господа Иисуса Христа Сыном Божиим и Богом. Как же кто говорит веруй, как хочешь
… Но кто говорит веруй, как хочешь, тот не исповедует Иисуса Христа, ибо, если бы исповедывал не говорил бы так. Стало, ион не от Бога. От кого же И сей, верно, есть антихристов» (ср. 1 Ин. 4, 3). Так решительно восстает святитель Феофан против современных ему модных учений, пытавшихся пленить умы и сознание его пасомых. Может быть, на своем месте ив свое время это ему удавалось. Ноне везде и не всегда в России второй половины XIX столетия свидетельства этому мы пожинаем до сих пор в наши дни. Не захотело Российское общество в целом прислушаться к голосу Церкви (возможно, и сама Церковь не так уж настойчиво взывала в лице своих архипастырей и пастырей. Настал хаос в мышлении и хаос в деятельности, который смел очень многое из того, что когда-то именовалось Россией. Этот феномен – революционные события начала XX столетия – очень многогранен, и касается он не только парадигмы религиозности.
10 Но вот на чем хотелось нам остановить внимание – на ту горячность протеста суемудрию индифферентизма, с которой посчитал необходимым выступить епископ Феофан. Многие и сейчас, может быть, зададут вопрос А что, собственно плохого, опасного увидел епископ в призыве любить друг друга, взятым, к тому же, из Библии И к чему такая категоричность его слов. Нона это ответил уже сам Преосвященный призыв веруй, как хочешь, есть прежде всего призыв прекратить исповедание веры в Божество Христа, без чего в принципе бессмысленно христианство, и, по сути, нет смысла в обращении к Библии. Тогда разрушается Церковь как Тело Христово. Вот в чем опасность мышления умников времени святителя Феофана, вот почему так категоричен его ответ на это суемудрие. В чем состояла проповедь апостолов Христа О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам (1 Ин.1, 1-2) – пишет апостол Иоанн Богослов. Стало быть, Церковь имеет в обладании нечто чрезвычайно важное – это опыт жизни по вере в Духе. Опыт этот бесценен, не имея его, человечество обрекается на блуждание по многим бесцельным путям, опустошающим его, обесценивающим сам феномен его бытия. Поэтому так категорично и уверенно звучит мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам. Этот голос Церкви звучит от первого века в Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа) и до сегодня. И святые нового времени, уже прославленные Церковью, как, например, преподобный Силуан Афонский, с таким воистину апостольским убеждением, даже лучше сказать, знанием – продолжают теми же самыми словами свидетельствовать о своем опыте жизни во Христе, говоря а мы знаем, мы познаем, веселится дух наш, созерцая знаемого Бога.
11 Скуден Старец Силуан в словах, но слова его, как и слова высокообразованного святителя Феофана – это тот же опыт веры и жизни. Старец так размышляет в молитвенной тишине своей монашеской келлии на Святой Горе Афон Многие изучили все веры, но истинную веру, как должно, таки не познали, но кто будет во смирении молиться Богу, чтобы просветил его Господь, тому даст Господь познать, как много Он любит человека. Горделивые люди все думают постигнуть умом, но Бог не дает им этого. Номы знаем Господа Он Себя показал нам Духом Святыми душа знает Его и рада, и весела, и покойна, ив этом наша святая жизнь. Ив тонему убеждает своих пасомых Преосвященный Феофан с величественной высоты архиерейской кафедры города Владимира Вера не есть только образ познания Бога и наших к Нему отношений она совмещает и все спасительные учреждения, Богом данные. Спасительные учреждения составляют действующую веру. Наши умники, может быть, от учения христианского еще бы не прочь, но их паче всего отталкивают христианские учреждения. Атак как сии учреждения суть ничто иное, как вера в действии и движении, то главный их грех тот, что им действовать в духе веры не хочется Сие ведяще, братия, оградим себя от злоумия века сего Колебаться в истинном духе могут только не вкусившие истины. Смиренно ив истинном духе будем проходить все, требуемое святою верою нашею. Тогда постоянно будем иметь и носить свидетельство в себе, пред которым ничто все приражения лжи со вне. Итак, мы видим идущее от первого века свидетельство Святой Церкви об Истине и опыте жизни в Том, Кто есть Истина (ср. Ин. 14, 6; 18, 3738). Потому Церковь не может допустить существование так называемых альтернативных путей к Истине, индифферентно трактующих ее, а по сути, размывающих Откровение Божие – человеческий Лик Бога, явленный нам в Единородном Сыне Его, Господе нашем Иисусе Христе.
12 Так было ввек Апостольский, так было во времена святителя Феофана Затворника теми же принципами руководясь, Церковь ведет своих чад по пути спасения – пути жизни во Христе – и поныне. Библиографические ссылки
1. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский Послание к Поликарпу.
2. Софроний (Сахаров, архим. Старец Силуан Афонский. Глава Последнее слово. Электронный ресурс – Режим доступа https://religion.wikireading.ru/153759.
3. Софроний (Сахаров, архим. Старец Силуан Афонский. Глава
«Скучание о Боге. Электронный ресурс – Режим доступа
4. Феофан (Говоров, епископ Словак Владимирской пастве Преосвященного Феофана. Губ. г. Владимир, 1869.
5. Флоровский Г, прот. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии. СПб., 2005.
Zosima (Shevchuk), Archimandrite
“FAITH ONCE DELIVERED TO THE SAINTS” (ON THE HOMILETIC
HERITAGE OF ST. THEOPHAN THE RECLUSE)
Abstract: The church is not foreign to the world. Being in the world, she is called to testimony, during which she judges and makes her assessment of the events and trends taking place in the world. This process of origin and passage is called time. The church values the “time-consuming measures” of time as being called to lead believers to Tom, Who is above time (Ign. Pol. 3). One of such tendencies - about indifference in matters of faith – was borne by Saint Feofan during his tenure as Governor of the Vladimir and Suzdal eparchy of the Russian Orthodox Church.
Keywords: faith, love, church, way of life, salvation
13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей