ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в год: 68 ч.
Количество часов в неделю: 2 ч.
Номер
урока
| Тема уроков
| Страницы учебника
| 1
| 2
| 3
| Раздел I. Как устроен мир
| 1
| Природа
| 4–9
| 2
| Человек
| 10–15
| 3
| Общество
| 16–21
| 4
| Мир глазами эколога
| 22–26
| 5
| Природа в опасности
| 27–32
| 6
| Проверочная работа
|
| Раздел II. Эта удивительная природа
| 7
| Тела, вещества, частицы
| 34–38
| 8
| Разнообразие веществ
| 39–43
| 9
| Воздух и его охрана
| 44–48
| 10
| Вода
| 49–52
| 11
| Превращение и круговорот воды
| 53–56
| 12
| Берегите воду!
| 57–61
| 13
| Как разрушаются камни
| 62–64
| 14
| Что такое почва
| 65–68
| 15
| Образование и разрушение почвы
| 68–70
| 16
| Разнообразие растений
| 71–75
| 17
| Солнце, растения и мы с вами
| 76–79
| 18
| Размножение и развитие растений
| 80–82
| 19
| Как развивается растение
| 82–83
| 20
| Охрана растений
| 84–88
| 21
| Разнообразие животных
| 89–95
| 22
| Кто что ест
| 96–99
| 23
| Невидимая сеть и невидимая пирамида
| 100–104
| 24
| Размножение и развитие животных
| 105–107
| Продолжение табл. 1
| 2
| 3
| 25
| Размножение и развитие животных
| 108–111
| 26
| Охрана животных
| 112–117
| 27
| В царстве грибов
| 118–119
| 28
| Грибы съедобные и несъедобные
| 120–123
| 29
| Великий круговорот жизни
| 124–126
| 30
| Проверочная работа
| 128–131
| Раздел III. Мы и наше здоровье
| 31
| Организм человека
|
| 32–33
| Органы чувств
| 132–135
| 34
| Надежная защита организма
| 136–139
| 35
| Опора тела и движение
| 140–143
| 36
| Наше питание
| 144–147
| 37–38
| Дыхание и кровообращение
| 148–150
| 39
| Умей предупреждать болезни
| 151–157
| 40
| Проверочная работа
|
| Раздел IV. Наша безопасность
| 41
| Огонь, вода и газ
| 4–7
| 42
| Чтобы путь был счастливым
| 8–13
| 43
| Дорожные знаки
| 14–17
| 44
| Опасные места
| 18–22
| 45
| О молниях, змеях, собаках и прочем
| 23–28
| 46
| Экологическая безопасность
| 29–34
| 47
| Проверочная работа
|
| Раздел V. Чему учит экономика
| 48
| Для чего нужна экономика
| 36–39
| 49
| Три кита экономики
| 40–47
| 50
| Полезные ископаемые
| 48–52
| 51
| Растениеводство
| 53–59
| 52
| Животноводство
| 60–63
| 53
| Какая бывает промышленность
| 64–67
| Окончание табл. 1
| 2
| 3
| 54
| Что такое деньги
| 68–72
| 55
| Государственный бюджет
| 73–76
| 56
| Семейный бюджет
| 77–80
| 57
| Экономика и экология
| 81–86
| 58
| Проверочная работа
|
| Раздел VI. Путешествие по городам и странам
| 59–60
| Золотое кольцо России
| 88–99
| 61–62
| Наши ближайшие соседи
| 100–107
| 63
| На севере Европы
| 110–119
| 64
| Что такое Бенилюкс
| 120–126
| 65
| В центре Европы
| 127–133
| 66
| Путешествие по Франции и Великобритании
| 134–143
| 67
| На юге Европы
| 144–150
| 68
| По знаменитым местам мира
| 151–155
| Учащиеся должны знать:
– что такое тела, вещества, частицы;
– компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
– компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;
– группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
– группы животных: насекомые, рыбы, земноводные; пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
– некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой и живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
– взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
– строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.
Учащиеся должны уметь:
– различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
– устно описывать объекты природы;
– объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
– подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
– измерять температуру воздуха с помощью термометра;
– проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
– оперировать с моделями, указанными в программе;
– выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
– в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
– выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Р а з д е л I. Как устроен мир
У р о к 1 природа
Цели: познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением живой и неживой природы.
Ход урока
I. Организационный момент.
С о о б щ е н и е т е м ы и ц е л е й у р о к а.
– Доскажите словечко и узнаете тему нашего урока:
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа).
– Правильно, тема нашего урока «Природа». Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение ее для человека. А поможет нам в этом наш новый учебник.
– Прочитайте название нового учебника. С чем он будет знакомить вас на уроках?
– Какие разделы вошли в данный учебник? Как называется первый раздел?
II. Изучение нового материала.
– Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
И г р а - з а г а д к а.
На столе у учителя разложены карточки с изображениями живой и неживой природы.
Отгадав загадку, учащиеся распределяют их на две группы: живая и неживая природа.
З а г а д к и:
1. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
2. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.)
3. Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо.)
4. По синему морю белые гуси плывут. (Облака.)
5. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Муха.)
6. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)
7. Без него плачемся,
Появится –
Все прячемся. (Солнце.)
8. После ливня и грозы
Мост невиданной красы,
Ни потрогать, ни забраться –
Можно только любоваться. (Радуга.)
9. Он с усами, но не кот
Ходит задом наперед.
Он не плотник, но с клещами…
Догадайтесь, дети, сами. (Рак.)
10. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем –
Ищем, ищем, не найдем. (Роса.)
– Посмотрите, как распределились картинки на доске. Подумайте: какая закономерность прослеживается?
– По каким признакам природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую?
Работа по учебнику.
– Прочитайте абзацы раздела 1.
– Нас окружает множество предметов. Есть ли среди них те, которые не относятся к природе?
В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 (с. 8).
– Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – наука.
III. Занимательная страничка.
1. Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком. (Огурцы.)
2. Вечером наземь слетает,
Ночью на земле пребывает,
Утром опять улетает. (Роса.)
3. По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (Баран.)
4. Летит – говорит, а сядет – молчит. (Оса.)
5. Без рук, без ног, а ворота отрывает. (Ветер.)
6. Дает время молодцу
Ежегодно по кольцу. (Дерево.)
7. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)
– Прочитайте, какое слово получилось в выделенном столбце. (Царство.)
– Как вы представляете себе «царство»?
– Все живое ученые-биологи делят на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов. Еще одно царство, в котором живут крошечные организмы, увидели только тогда, когда изобрели микроскоп – увеличительный прибор. Это царство бактерий.
– Найдите на с. 6 раздел «Подумай». Как бы вы выполнили это задание?
И г р а «Живое-неживое».
– Я показываю слова. Если это объект живой природы, показываете, как он двигается, а если объект неживой природы – стоите на месте.
Снег, ласточка, дождь, заяц, мальчик, гора, дождь, медведь, солнце.
IV. Выделение взаимосвязей.
Н а д о с к е укрепить рисунок с изображением солнца, дерева, реки, тучи с дождем.
– Я знаю, что эти элементы живой и неживой природы тесно связаны, но не знаю, как доказать. Докажите.
V. Беседа «Значение природы для людей».
– К какой природе относится человек?
– Влияет ли природа на общее состояние здоровья человека?
Ч т е н и е т е к с т а «Значение природы для людей» (с. 5 в рабочей тетради) (см. Примечание).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |