Раздел 2
НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Методические рекомендации
Основная задача логопеда любого типа общеобразовательной школы — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7-летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.
Общая задача при коррекционно-развивающем обучении — своевременная и целенаправленная работа по восполнению пробелов в развитии устной речи, как звуковой, так и смысловой ее сторон. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:
полноценные фонематические процессы;
представления о звуко-буквенном составе слова;
навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь I этап коррекционного обучения.
Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционного обучения детей с ФФН и I этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий заключается в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и лингвистической структуре дефекта.
Реализация этого содержания определяется количеством занятий в зависимости от степени недоразвития звуковой стороны речи. Поскольку коррекционноеобучение осуществляется в группах фронтально, то целесообразно предусмотреть примерную структуру занятий, особенно 10-15 первых.
Основными задачами этих занятий являются развитие фонематического слуха, постановка и закрепление звуков, формирование психологических предпосылок (внимания,памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т.д.) к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру: 31
15 минут — фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, их внимания к звуковой стороне речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению;
5 минут — подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);
20 минут — уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.1
В ходе фронтальной части занятия формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционного обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала II и III этапов.
Таким образом, фронтальная часть занятий включает работу по:
развитию фонематических процессов;
формированию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных слов-терминов;
формированию готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
закреплению звуко-буквенных связей;
автоматизации поставленных звуков.
Содержание фронтальной части занятий I этапа реализуется в такой последовательности:
Речь. Предложение.
Предложение. Слово.
Звуки речи.
Гласные звуки (и пройденные в классе буквы).
Деление слов на слоги.
Ударение.
Согласные звуки (и пройденные в классе буквы).
Твердые и мягкие согласные.
Звонкие и глухие согласные.
Звуки П и П'. Буква П.
Звуки Б и Б'. Буква Б.
Дифференциация Б-П (Б'-П').
Звуки Т и Г. Буква Т.
Звуки Д и Д'. Буква Д.
Дифференциация Т-Д (Т'-Д').
1 Уточнение и постановка дефектных звуков осуществляется известными в логопедии способами. Автоматизация звуков — на фронтальных занятиях.
32
Звуки К и К'. Буква К.
Звуки Г и Г'. Буква Г.
Дифференциация К-Г (К'-Г).
Звуки С и С. Буква С.
Звуки 3 и 3'. Буква 3.
Дифференциация С-3 (С'-З').
Звук и буква Ш.
Звук ибуква Ж.
Дифференциация Ш-Ж.
Дифференциация С-Ш.
Дифференциация Р-Л (Л'-Р').
Звук и буква Ч.
Дифференциация Ч-Т’
Звук и буква Щ.
Дифференциация Щ-С.
Дифференциация Щ-Ч.
Звук и буква Ц.
Дифференциация Ц-Т.
Дифференциация Ц-Ч.
Данный вариант последовательности изучения тем на I этапе коррекционного обучения школьников с ФФН и ОНР является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, каков уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.
По мере устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику, с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.
При завершении I этапа коррекционного обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания материалов данного этапа.
К этому времени у учащихся должны быть:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
усвоены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова;
поставлены и отдифференцированы все звуки;
уточнен и активизирован имеющийся словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины:звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые — мягкие согласные; звонкие — глухие согласные, предложения и т.д.
сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных учебных терминов.
Таким образом, упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности. 33
Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение. Анализ и синтез слогов и слов
Первый уровень
1. Послушай слова и скажи, чем различаются данные слова друг от друга по звуковому составу:
сыр — сор; вол — вал; кот — кит; Юра — юла; сом — сор — сок; ком — дом — лом;
роса — оса; бочки — очки; стол — сто; банк — банка; рот — крот; вол — волк.
Назови гласные и согласные звуки в словах. Чем отличаются гласные звуки от согласных?
2. Послушай стихотворение:
— Эй, баран, подай овса! — Просит белая овца.
(Я. Козловский)
Найди слова, которые различаются лишь одним звуком. Назови их. Одинаковы ли эти слова по смыслу?
3.
а) Скажи, сколько звуков в слове «лапка»? Сколько в слове гласных и сколько согласных? Назови их. Замени 1-ю гласную букву в слове так, чтобы получились другие слова. Скажи, какой звук ты заменил?
б) Скажи, сколько звуков в слове «пир»? Сколько гласных, сколько согласных звуков в этом слове? Замени 1-ю согласную букву так, чтобы поучились другие слова.
4. Предъявляются предметные картинки: банка, мяч, репа, рак, замок, торт. Рассмотри картинки и назови их.
Назови слова, обозначающие изображённые на картинке предметы: сначала - состоящие из 3 звуков; затем — из 4 звуков; потом — из 5 звуков.
Назови слова, состоящие: из 2 согласных и 1 гласного; из 2 согласных и 2 гласных; из 1 гласного и 3 согласных; из 2 гласных и 3 согласных.
Подбери 3 слова, состоящие из 2 гласных и 2 согласных. Докажи, что ты подобрал слова правильно.
5. Подбери в течение 3 минут как можно больше слов к каждой схеме: •а; оа; ооо; лз; рбк; ккл; слв; Проанализируй звуковой состав подобранных слов. 34
6. Звуковой диктант.
а) Выложи схемы слов. Гласную заштрихуй красным1 цветом.
Мир, сок, бал, сила, вера, куры; вагон, пушка, лимон; торт, крот, парк
Назови слова, в которых согласных больше гласных; слова, в которых только одна гласная.
б) Какое слово задумано?
Назови схемы, в которых согласных больше, чем в других. Подбери к данным схемамсоответствующие слова. 7.
а) Повторяй слоговые ряды, отхлопывая их ритм: па-па-па; то-ту-ты; ки-чу-ха; уск-ошк-изл-ежл. б) Отхлопай ритм по схемам:
Подбери слоги к схемам и воспроизведи их, выделяя голосом ударный слог.
в) Составь 3 слоговых ряда, в каждом — по 3 слога. В каждом слоговом ряду поставь ударение на разных слогах. Произнеси каждый слоговой ряд, выделяя голосом ударный слог. (По заданию логопеда.)
г) Прочитай слоговые ряды, выделяя голосом: 3-й слог; 2-й слог; 1-й слог; слог:
ла-ри-ле-ро; абл-опф-ипс-убз; окр-ашп-икт-угл. 1Здесь и далее в пособии указаны цвета обозначений звуков. Логопед предъявляет цветные схемы. или дети раскрашивают их соответствующими цветами. 35
8. Подумай и вставь гласную или согласную букву так, чтобы получились слова:
Скажи, меняется ли значение слова и почему. Сколько слов получилось в каждой строчке? Отметь цифрой их число на каждой строчке.
Расскажи о звуковом составе слов, в которых 2 гласные.
9. Четко прочитай слова: пень, соль, зубы, врач, вагон, мел, майка,
| работа, ворона, грач, загон, забота, лень,
| губы, ноль, сел, топот, сайка, корона, ропот.
| Найди пары слов, которые различаются друг от друга одной буквой. Назови эти пары слов и скажи, какой буквой они различаются. 10. Составь в течение 3 минут слова, используя при этом одновременно все данные буквы: Сколько слов ты составил? Назови число слогов и букв в составленных словах. Сколько гласных букв, сколько согласных? 11. Из букв каждого слова составь за 5 минут как можно больше слов. великан — валик, вал, век, лак,... картина — Буратино — проволока — Мальвина — 36 В каждом ряду посчитай количество слов, содержащих 2 согласных и 1 гласный звук; 3 согласных и 2 гласных. Назови слова, которые ты не посчитал. Проанализируй их звуковой состав.
12. Подбери слово: а) по первому и последнему звуку (или букве): б) по первому и второму звуку (букве): Назови в подобранных словах ударный слог. Проанализируй звуковой состав 3 подобранных слов с 1-м ударным слогом и 3 слов со 2-м ударным слогом. 13. Вставь недостающий слог и прочитай слово: -рожка
| бу-га
| -пеика
| ка-ля
| -стройка
| лас-ка
| -рабан
| ли-ка
| -нышко
| ко-ник
| Назови ударный слог в каждом слове и прочитай его правильно. Определи число согласных в каждом слове. Прочитай слова, начиная со слова, в котором наибольшее количество согласных, и заканчивая словом с наименьшим количеством согласных. Докажи, что ты прав. 14. Предъявляются предметные картинки: люстра, телефон, шляпа, молоток, катушка, конфеты, кастрюля, девочка, апельсины. Рассмотри картинки и назови изображённые на них предметы. Назови слова в такой последовательности: с первым ударным слогом (1); со вторым ударным слогом (2); с третьим ударным слогом (3). Произнеси ещё раз слова, выделяя голосом ударный слог. Назови слова, в которых 4 согласных звука. Подбери по 2 слова: с первым ударным слогом; со вторым; с третьим. 37
15. Соедини слоги так, чтобы получились слова:
оси-, ка-, поми-, -рец, -на, -дис, огу-, -лина, ре-, -нок. све-, ряби-, -дор, чес-, -пуста, -кла, ка-, ма-.
Выдели ударный слог.
Назови сначала слова, состоящие из 3 слогов, потом — из 2 слогов.
Докажи правильность своего ответа.
16. Назови число гласных и согласных в слове роза.
К каждой букве слова роза в течение 5 минут подбери по 3 слова по образцу:
Р О З А
рука ослик зонт аптека
Проанализируй подобранные слова. Назови слова, в которых согласных больше, чем гласных. Назови слова, в которых одинаковое число гласных и согласных.
17. Чётко прочитай слова:
школа, узор, кличка, большой, крыльцо, луч,
| ночь, зима, страны, мышь, грач, мальчик, волны,
| сынок, льдинка, старость, полька.
| Назови слова, в которых число звуков совпадает с числом букв. Назови слова, в которых число звуков не совпадает с числом букв. Почему? Запиши подчёркнутые слова звуками по образцу:
18. Чётко прочитай слова: -
пень, конь, куль, час, зверь, прут, друг, гриб, ёж, ночь.
| Знакомы ли тебе эти слова? Сколько слогов в каждом слове? Как называют такие слова?
Измени данные слова так, чтобы они стали двухсложными. Выдели ударный слог.
Проанализируй по звуковому составу слова, в которых одна из гласных находится после двух согласных.
38
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |