Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Новосибирский военный институт Спутник разведчика (учебно-методическое пособие)


НазваниеНовосибирский военный институт Спутник разведчика (учебно-методическое пособие)
Анкор140653396-Sputnik razvedchika.pdf
Дата09.04.2019
Размер4.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла140653396-Sputnik-razvedchika.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#43471
страница5 из 26
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
РАЗВЕДЧИК! Ведя разведку наблюдением, ты должен все видеть и слышать, оставаясь сам
незамеченный противником!
Рис. 3.12 Места для наблюдения, замаскированные под местные предметы а—кочку; б—пень.
Если место для наблюдения или НП необходимо оборудовать в непосредственной близости от противника, то это мероприятие проводится в ночное время. Днем подбирается местный предмет
(кочка, пень, канава) рядом с противником. При необходимости заранее изготавливается маска-макет.
Ночью разведчики скрытно выдвигаются к намеченному месту, оборудуют НП, тщательно маскируются, не оставляя следов (вынутый грунт и прочее) и в течении светлого времени скрытно ведут наблюдение за противником поочередно. Смена места и отход возможны только ночью.
25

Рис. 3.13 Выбор места для наблюдения
Особенности наблюдения ночью. Наблюдение ночью значительно осложняется. Оно ведется при искусственном освещении местности или с использованием приборов ночного видения или же визуально, если противник демаскирует себя шумом и светом. Так, огонь лампы или фонаря виден на открытой местности почти до 5 км, костер — до 8 км, свет включенных фар — несколько десятков км.
Даже свет зажженной спички виден в течении нескольких секунд на расстоянии 300-400 метров, а огонь папиросы на 200 метров. Наблюдатель к действиям ночью должен подготовиться засветло: подготовить приборы ночного видения, подсветку, изучить местность, запомнить очертания и взаимное расположение ночных ориентиров и местных предметов. В качестве ночных ориентиров засветло выбираются высокие деревья, строения, заводские трубы и другие предметы местности, выделяющиеся силуэтом на фоне неба. Направление на них следует проверить по компасу, чтобы избежать ошибки в темноте. Не следует забывать и о светомаскировке на НП. Ночь требует особого внимания, осторожности и дисциплины. Недопустима демаскировка НП небрежным обращением с фонарями, шумом, курением, храпом спящих разведчиков.
Прежде чем приступить к наблюдению ночью, нужно чтобы наблюдатель не менее 20 минут находился в темноте и не смотрел на источник света. Одного взгляда на свет достаточно, чтобы вновь потерять адаптацию глаз, на восстановление которой вновь потребуется 20-30 минут. Чтобы не терять адаптацию при работе с картой, приборами, когда необходимо подсветить, следует закрывать один глаз или пользоваться красным светофильтром. Пристально и долго всматриваться в темноту не следует, чтобы не утомлять зрение. Надо периодически закрывать глаза на 5-10 секунд. Это избавит от утомления. Лучше также наблюдение вести сидя — так выше чувствительность зрения.
При наблюдении ночью важное значение имеет внимание наблюдателя, нельзя отвлекаться посторонними мыслями, разговорами, действиями. Необходимо направлять внимание — это повышает чувствительность зрения в 1,5 раза.
Глубокое дыхание (полный вдох и выдох) 8-10 раз в минуту, раз-жевывание таблеток со слабыми кисло-сладкими раздражителями и особенно обтирание лба, век, висков, шеи, затылка холодной водой вызывает существенное повышение чувствительности зрения и сокращает время адаптации в темноте с 30—40 до 5-7 минут.
Временно повышают остроту зрения, снимают сонливость и усталость фармакологические средства: препараты кола, кофеин, глюкоза и другие. НАПРИМЕР: одна таблетка кофеина в дозе 0,1 грамм повышает чувствительность зрения в среднем на 30 %, его действие при этом достигает наибольшего эффекта через 30-60 минут после приема и длится 1,5-2 часа.
Все перечисленные способы повышения чувствительности и снятия усталости применимы не только при наблюдении, но и в других ситуациях.
При освещении местности ракетой, прожектором и т. д. нельзя смотреть на источник света, чтобы избежать ослепления. Необходимо дождаться пока ракета погаснет, а луч прожектора переместится в сторону.
Надо также помнить, что на местности, освещенной искусственным источником света, объекты, расположенные на освещенных участках, кажутся ближе, чем в действительности, а темные неосвещенные объекты представляются меньшими по размерам и более удаленными.
Наблюдение с помощью приборов ночного видения ведется на неосвещенной местности или освещенной инфракрасным светом. Наибольшая дальность обнаружения целей при наблюдении в приборы ночного видения достигается при использовании ИК (инфракрасных) прожекторов в темную, безлунную ночь, а без использования ИК источников — в ясную звездную ночь при хорошей прозрачности воздуха. Дождь, туман, пыль, дым значительно снижают эффективность наблюдения.
26

Обнаружение и распознавание целей в приборы ночного видения требуют хороших навыков, т. к. естественная окраска местности и местных предметов в эти приборы не различаются, и распознать их можно только по форме, силуэту и степени контрастности. Лучше и дальше видны предметы, расположенные на светлом фоне (песок, снег) и хуже — расположенные на темном (пашня, лес и т. д.). Приборы ночного видения противника, наблюдающего за местностью, если они ИК, можно увидеть в виде светлого круглого пятна с ореолом.
Для определения направления ночью на цель, кратковременно демаскирующую себя светом
(вспышки выстрелов, пуск ракеты, свет фар, подача световых сигналов), например, при разведке огневых позиций противника, наблюдатель заранее втыкает в землю на расстоянии 1 метра от себя свежеструганный (белый) колышек высотой 30-40 см и толщиной в палец. После вспышки выстрела, наблюдатель втыкает короткий колышек (около 20 см) прямо перед собой в створе с длинным и вспышкой (блеском). Правильность положения проверяется при повторных вспышках. Далее по приборам определяется направление на цель.
Действия противника
Пределы слышимости
(м)
Шаги
30
Кашель
50
Разговорная речь
100-200
Резкие команды голосом
500-1000
Громкий крик
1000
Движение пехоты в строю: по грунту
300
по шоссе
600
Стук вёсел о борт лодки
1000-1500
Отрывка окопов вручную
500-1000
Вбивание деревянных кольев вручную
800
Рубка и спиливание деревьев: вручную
300-400 бензопилой
700-900
Падение деревьев
800
Движение автомобилей: по грунту
500 по шоссе
1000-1500
Гудок автомобиля
2000-3000
Движение танков, САУ: по грунту
2000
по шоссе
3000-4000
Шум двигателя стоящего танка
1000-1500
Движение артиллерии на буксире: по грунту
1000-2000 по шоссе
2000-3000
Стрельба артиллерийских батарей
10000-15000
Выстрел из орудия
6000 .
Стрельба из миномётов
3000-5000
Стрельба из крупнокалиберных пулемётов
3000
Стрельба из автоматов
2000
Одиночный выстрел из винтовки
1200
Подслушивание. Для ведения разведки подслушиванием назначаются разведчики, обладающие хорошим слухом, знающие язык противника и умеющие хорошо ориентироваться ночью.
Необходимо помнить, что в безветренную ночь, в туман, при высокой влажности воздуха, после дождя и зимой слышимость улучшается. Следует учитывать направление ветра: ветер, дующий от источника звука, улучшает слышимость, и наоборот, боковой ветер относит звук в сторону и может вводить в заблуждение относительно местонахождения источника звука. Горы, леса, населённые пункты отражают звуки, изменяя их направление. В оврагах, ущельях, глубоких лощинах также создаётся эхо. В таких местах звук слышится особенно отчётливо и раскатисто. Водные пространства
(озеро, река, море) также порождают эхо и распространяют звуки на большое расстояние.
Приближённо дальность до звучащей цели, а также её характер, можно определить по предельной слышимости. Ориентировочные пределы слышимости и характерных звуков приводятся в таблице.
Следует учитывать, что ночью и в других условиях ограниченной видимости, противник может вести разведку и наблюдать за подступами к объекту с помощью приборов ночного видения и радиолокационных станций наземной разведки.
Звук кажется иным, когда источник его движется по мягкой, мокрой или жёсткой почве, по улице, по просёлочной или полевой дороге, по мостовой или по покрытой листьями почве. Надо помнить, что сухая земля или железнодорожные рельсы лучше проводят звук, чем воздух. Поэтому, полезно прислушиваться, приложив ухо к земле или к рельсам.
27

Для лучшего прослушивания подземно-минных работ противника разведчик может приложить ухо к положенной на землю сухой доске, выполняющей роль собирателя звуков, или к сухому бревну, вкопанному в землю. При необходимости можно изготовить самодельный водяной стетоскоп. Для этого используется обыкновенная стеклянная бутылка (фляга), лучше из тонкостенного стекла.
Бутылку (флягу) заполняют водой до горловины, зарывают в грунт до уровня воды в ней. В пробку плотно вставляют трубку (лучше стеклянную), на которую надевают резиновую трубку, другой конец которой вставляют в ухо. Для проверки чувствительности надо ударить пальцем о землю в четырёх метрах от прибора. Звук удара должен быть ясно слышен через резиновую трубку.
Поиск
Поиск заключается в последовательном осмотре местности в определенном районе с целью обнаружения объекта. Объектами поиска могут быть:
стартовые позиции и ПУ батарей тактических и оперативно-тактических ракет;
стартовые позиции и наземные пункты управления крылатых ракет;
зенитно-ракетные батареи, посты РЛС, командные пункты системы ПВО;
полевые аэродромы, отдельные объекты аэродромов и авиабаз, органы управления тактической авиации;
пункты управления войсками;
элементы системы ВТО и РУК;
береговые объекты военно-морского флота;
элементы трубопроводного транспорта и оперативного оборудования ТВД.
В состав разведдозора при ведении поиска назначается как правило 2-3 разведчика, а иногда и более.
Один из разведчиков назначается старшим. Боевой порядок разведдозора строится в зависимости от характера местности и её насыщенности войсками противника.
Поиск объекта в указанном районе может вестись различными способами:
1. «Высылка РД из положения командира группы «на месте».
2. «Высылка РД с последующим сбором в пункте сбора в конце района разведки».
3. «Высылка РД с последующим сбором в пункте сбора в районе разведки».
4. «Высылка РД «от себя к себе».
При ведении поиска разведчик может действовать:
в составе разведывательного дозора, ведущего разведку в указанной полосе(направлении);
Рис. 3.14 Высылка РД из положения командира группы «на месте»
Рис. 3.15 Высылка РД с последующим сбором в ПС в конце района разведки
Рис. 3.16 Высылка РД с последующим сбором в ПС в районе разведки
Рис. 3.17 Высылка РД «от себя к себе»
в составе дополнительного разведывательного дозора, высылаемого для осмотра отдельных участков местности (местных предметов);
28
в составе подгруппы управления.
При ведении поиска разведчик должен знать следующее:
многие объекты противника высокоподвижны и маневренны, часто и быстро меняют свое местонахождение (до нескольких раз в сутки);
при расположении на месте они тщательно маскируются от наземного и воздушного противника;
для введения в заблуждение противник может применять ложные объекты;
при ведении поиска необходимо активно использовать такие способы, как наблюдение и подслушивание;
твердое знание разведпризнаков объекта — составляющая успеха;
при ведении поиска необходимо активно использовать технические средства разведки и приборы ночного видения.
При ведении поиска разведчику особенно важно:
тщательно подготовить вооружение и экипировку;
твердо знать свою задачу;
внимательно следить за сигналами командира;
грамотно использовать складки (рельеф) местности;
уметь читать следы деятельности противника;
передвигаться скрытно и бесшумно;
вести постоянное наблюдение (подслушивание);
быть в постоянной готовности к встрече с противником;
оружие постоянно иметь в боевой готовности;
знать местонахождение ближайших пунктов сбора.
Налет
Налет — внезапное нападение РГ СпН на заранее выбранный объект противника с целью его уничтожения (вывода из строя), захвата пленных, документов, образцов вооружения и техники.
Объекты налета:
— ракетные подразделения в районах сосредоточения и на стартовых (огневых) позициях;
— командные пункты, штабы, узлы связи, аэродромы или отдельные их элементы;
— склады различного назначения;
— радио- и радиотехнические средства;
— небольшие гарнизоны и другие объекты.
Рис. 3.18 Действия РГ СпН в налете (вариант)
Способы проведения налета:
— внезапное бесшумное нападение;
— нападение после огневого подавления противника;
— поражение объекта противника огнём с места.
При проведении налета разведчик может действовать в одной из подгрупп:
— нападения — для снятия часовых, уничтожения личного состава, находящегося на объекте в качестве охраны, обслуживающего персонала и т. п.;
— захвата (уничтожения) — для захвата пленных, документов, образцов вооружения и техники, уничтожения (вывода из строя) техники, аппаратуры и сооружений, находящихся на объекте;
— обеспечения — для прикрытия огнем действий других подгрупп в ходе налета и при отходе их после выполнения задачи;
— резерва — для решения внезапно возникающих задач.
29

Успешному проведению налета способствует:
— тщательная разведка объекта и прилегающей к нему местности;
— высокий уровень одиночной подготовки каждого разведчика и боевой слаженности разведгруппы;
— быстрота и дерзость в действиях всего личного состава;
— четкое выполнение всеми разведчиками поставленных боевых задач, подаваемых команд и сигналов.
Находясь в одной из подгрупп при проведении налета разведчик должен:
четко уяснить поставленную ему задачу;
скрытно выдвинуться к указанному в боевом порядке месту и тщательно замаскироваться;
внимательно наблюдать за объектом и прилегающей местностью;
отыскать в боевом порядке группы местонахождение своих товарищей и поддерживать с ними визуальный контакт;
выбрать цель для поражения и определить исходные данные для стрельбы;
привести оружие в готовность к немедленному открытию огня (снять с предохранителя и навести оружие в цель);
по установленному сигналу или команде открыть огонь; в ходе огневого боя в первую очередь уничтожать цели ранее указанные командиром, а также наиболее опасные (снайпера, пулеметчики, бронетехника);
помнить об экономии боеприпасов;
по сигналу (команде) прекратить огонь, внимательно наблюдать за противником (объектом) и действиями своих товарищей, быть в постоянной готовности поддержать действия разведчиков своей и соседних подгрупп;
немедленно докладывать старшему или командиру при изменении обстановки;
осуществлять отход только по условному сигналу или команде старшего в строго установленной последовательности, при необходимости умело прикрывать огнем отход товарищей;
не оставлять в районе объекта каких-либо предметов снаряжения, экипировки и вооружения;
в случае преследования противником принять все меры к отрыву от него и выходу в запасной пункт сбора;
при выходе в пункт сбора соблюдать правила бесшумного продвижения и маскировки следов, немедленно откликаться на пароль или сигнал опознавания «свой-чужой», контролировать от- сутствие преследования противником;
находиться в постоянной готовности к оказанию помощи раненым товарищам;
на всех этапах проведения налета быть готовым заменить старшего (командира) в случае его ранения или гибели.
Засада
Засада — это способ действий РГ СпН, при котором она заблаговременно располагается на путях движения противника, а затем внезапно нападает на него в целях уничтожения, захвата пленных, документов, образцов вооружения и техники, а также дезорганизации (срыва) его передвижения.
Объекты нападения:
колонны ракетных, реактивных и артиллерийских подразделений, в составе которых имеются пусковые установки, транспортировщики ракет, т. п.;
— колонны спецмашин высокоточного оружия;
— колонны штабов частей и соединений;
— колонны радио — и радиотехнических средств;
— небольшие группы солдат и офицеров, отдельные автомашины и одиночные военнослужащие противника.
Способы проведения засады:
1
способ
— с огневым воздействием (могут применяться стрелковое оружие, гранатометы, гранаты, минно-взрывные средства и т. д.) для уничтожения (вывода из строя) живой силы и техники противника. Подгруппы располагаются от нескольких десятков до нескольких сот метров от места устройства засады.
2
способ
— без огневого воздействия или с применением только бесшумного оружия. Для захвата одиночных военнослужащих (небольших групп) или автомашин противника. Подгруппы располагаются в непосредственной близости от места устройства засады.
3
способ
— с применением только минно-взрывных средств для уничтожения живой силы и техники противника. Подгруппы могут располагаются на значительном удалении от места устройства засады и не выдавать себя своим присутствием. Данный способ применяется при наличии значительных сил противника и при сильной его охране.
30

При проведении засады разведчик может действовать в одной из подгрупп:
— огневой — для уничтожения противника огнем из стрелкового оружия, гранатометов и ручными гранатами;
— минирования — для устройства МВЗ на выбранных участках местности (дороги) и подрыва их в точно указанное время;
- захвата — для непосредственного нападения на противника с целью захвата пленных, документов, образцов вооружения и техники;
— обеспечения — для прикрытия огнем действий других подгрупп в ходе налета и при отходе их после выполнения задачи;
— наблюдения — для своевременного предупреждения РГ СпН о приближении противника к месту засады.
Рис. 3.19 Действия РГ СпН при проведении засады (вариант)
При проведении РГ СпН засады каждый разведчик должен:
— четко уяснить поставленную ему задачу и порядок действий;
— скрытно занять огневую позицию или место наблюдения, тщательно его замаскировав;
— внимательно следить за прилегающей к району засады местностью, сигналами наблюдателей и командира (старшего);
— знать местонахождение подгрупп и наблюдателей, исключать ведение огня в их направлении;
— по сигналу «Внимание» перевести оружие в готовность к немедленному открытию огня, четко определить цель для поражения;
— по сигналу «Огонь» немедленно открыть огонь — одновременное открытие огня всей группой важнейшее условие успешного проведения засады;
— постоянно стремиться поразить противника первым выстрелом (очередью);
— жестко контролировать расход боеприпасов;
— немедленно прекращать огонь по установленному заранее сигналу или команде;
— четко и быстро выполнять все команды старшего командира;
— отход осуществлять только по команде (сигналу) старшего в строго установленной последовательности по указанному ранее маршруту;
— в пункт сбора после проведения засады стремиться выйти как можно быстрее, обязательно соблюдая правила маскировки следов (в т.ч. и от преследования противника с собаками);
— немедленно докладывать старшему (командиру) о любых попытках противника обойти РГ СпН и выйти в тыл её боевых порядков, о появлении вертолетов противника, о подходе его резервов, ранении (гибели) своих товарищей и др. экстренных случаях;
— в любую минуту быть готовым заменить старшего (командира) в случае его ранения или гибели.
РАЗВЕДЧИК! Для захвата вооруженного противника в плен необходимо:
— изучить место действий и принять решение;
— бесшумно и скрытно сблизиться с противником или устроить ему засаду;
— выбить оружие;
— закрыть рот кляпом, чтобы не кричал;
— надежно связать;
31

Рис. 3.20 Способ захвата пленного. Момент набрасывания на голову плащ-палатки, захват горла и удержание (сваливание) до потери сознания
- при участии в захвате нескольких разведчиков (но не более трех!) заранее распределить обязанности каждого.
Для бесшумного захвата вооруженного противника в одиночку, необходимо выбрать момент, когда противник приблизится, или самому бесшумно подойти к нему сзади. Затем следует нанести сильный удар автоматом или другим тяжелым предметом по правому плечу; если противник только пытается брать оружие — бить по предплечьям рук; моментально закрыть левой рукой рот (тряпкой, рукавицей и т. п.) или набросить на голову плащ-палатку (шинель), при этом захватить правой рукой горло так, чтобы кадык находился на сгибе локтя или под предплечьем, подбить колено и, лишив противника равновесия, свалить его на землю или, подхватив, оттащить в нужное место.
Рис. 3.21 Нападение одного разведчика на противника а) удар по руке; б) зажатие рта; в) сваливание и связывание
Рис. 3.22 Нападение двух разведчиков на противника а — обезоруживание и набрасывание плащ- палатки на голову; б — удержание и связывание
Подержать противника в таком состоянии в течение некоторого времени и, убедившись, что он потерял сознание, заложить ему руки за спину, связать и действовать по обстановке. Следует помнить! Если при обхвате головы у человека закрыты рот и нос, то он теряет сознание через 1,5-2 минуты! То же бывает и при удушении, если не повреждены дыхательные пути (не сломано горло).
Хорошо освоив технику нанесения ударов, ударом в висок, затылок, по переносице, горлу, сонной артерии и другим болевым точкам, можно мгновенно вывести противника из строя с потерей им сознания. Это в том случае, когда противника надо захватить живым. Если жe необходимо просто
«снять» часового или «убрать» другого противника, то действовать нужно жестче. «Убрать» противника можно набросом петли-удавки, удушения ремнем, отворотами обмундирования, ударом ножа, подручного тяжелого предмета (камня, гранаты), зажатой в руке, флягой, заполненной водой и др.
Рис. 3.23 Обыск: а — стоя; б — лежа.
32

Рис. 3.24 Некоторые способы доставки (транспортировки) пленного: а — на спине; б — на плечах; в — волоком
Захватывая пленного, нельзя допускать медлительности, неодновременности броска, броска с недопустимо большого расстояния, несогласованности в действиях, шума, случайного крика и прочего.
Связывать пленного можно любой крепкой веревкой, шнуром, ремнем, кабелем, скрученным широким бинтом или элементом одежды самого противника (пояс, чалма).
Рис. 3.25 Способы доставки (транспортировки) пленного с использованием палки
Если при доставке пленный не может передвигаться самостоятельно, то его доставляют волоком или приносят различными способами. Если нужно, чтобы пленный полз вместе с разведчиками, ему следует связать руки впереди, накладывая одно предплечье на другое.
РАЗВЕДЧИК! Конвоировать пленного нужно в связанном положении!
В случае крайней необходимости на короткое время пленного можно конвоировать на небольшое расстояние (в удобное место) на болевом приеме.
После того, как пленный связан и ему закрыли рот, у него отбирают все документы и предметы.
При пленном кроме его одежды, ничего не должно оставаться. При связывании используется простой узел. Петля набрасывается на руки или ноги пленного. При связывании рук ладонями внутрь, нужно надеть петлю на обе руки и крепко затянуть её. Разъединив концы веревки и обкрутив ими руки два- три раза, завязывают конец обычным узлом. Различные способы связывания показаны на рисунках.
Затыкать рот тряпкой или вставлять деревянный кляп следует неглубоко, в противном случае это может вызвать у пленного рвоту, и он может потерять сознание или задохнуться.
Рис. 3.26 Подготовка двойной затягивающейся петли
33

Рис. 3.27 Способы связывание пленного а — руки за спиной, кисти скрещены; б — руки за спиной, кисти прижаты друг к другу; в — кисти за спиной одна под другой; г — кисти скрещены; д — руки за спиной; е — руки скрещены на груди; ж — кисти скрещены; з — с помощью обмундирования; и — с помощью палки (запястья рук привязаны к палке)
Рис. 3.28 Связывание пленных для конвоирования
Рис. 3.29 Сковывание пленного палкой
Рис.
3.30
Сковывание пленного у дерева с обхватом другой ногой
Диверсия
Диверсия - по скрытные, тщательно подготовленные специальные мероприятия РГ СпН или отдельных разведчиков по выводу яз строя наиболее важных объектов или их элементов проведением подрыва, поджога, затопления с применением механического, химического, ядерного и других методов разрушения, не связанных с ведением огневого боя.
Объектами диверсии могут быть:
— подвижный состав железнодорожного транспорта, судов речного и морского флотов, транспортные автомобили;
— искусственные сооружения на дорогах (мосты, путепроводы, виадуки, эстакады, туннели);
— искусственные сооружения железнодорожных путей (разъезды, стрелочные переводы, сортировочные горки и т. п.);
— гидротехнические сооружения (гидростанции, шлюзы, пирсы,
причалы);
— склады с горючим и имуществом, трубопроводы и т. п. При проведении диверсии разведчик может действовать в одной из подгрупп:
— нападения — для скрытного проникновения на объект и вывода его из строя;
— обеспечения — для прикрытия действий подгруппы нападения;
—резерва — для решения внезапно возникающих задач.
Рис. 3.31 Действия РГ СпН при проведении диверсии (вариант)
При проведения диверсии разведчик должен:
34

— твердо знать свою задачу, задачи и место нахождения своих товарищей;
— тщательно подготовить вооружение и экипировку, средства минирования;
— внимательно следить за сигналами командира;
— грамотно использовать складки (рельеф) местности;
— передвигаться скрытно и бесшумно;
— вести постоянное наблюдение (подслушивание);
— быть в постоянной готовности к встрече с противником;
— не оставлять на объекте и вблизи него заметных следов своей деятельности.
Марш и передвижение в тылу противника
При передвижении в тылу противника разведчик может действовать в составе:
— головного дозора;
— тыльного дозора;
— бокового дозора;
— разведывательного дозора;
— ядра группы.
Дозор действует, как правило, вне дорог, скрытно передвигаясь в указанном направлении от укрытия к укрытию, ведя круговое наблюдение и поддерживая постоянную зрительную связь с командиром РГ СпН на удалении, обеспечивающем поддержку огнем.
Дозор высылается в составе 2-х наиболее подготовленных разведчиков, один из которых назначается старшим. При выполнении задач старший следует позади своего дозорного на удалении, обеспечивающем взаимосвязь и взаимопомощь. Например, дозор из 3-х разведчиков. Боевой порядок: впереди, на удалении 10-20 шагов от старшего дозора, двигается один из дозорных, а второй двигается за старшим на удалении 8-10 шагов. В некоторых случаях, например, в лесу или вы- сокой траве (камышах), дозорный двигается на меньшем удалении впереди старшего дозора, а при движении по открытым участкам местности и осмотре местных предметов (опушки, рощи, строений),
Дистанция между ними может увеличиваться.
При непосредственном осмотре местного предмета (объекта) одним дозорным, другой (другие) должен быть в готовности поддержать его огнем своего оружия. Ядро РГ СпН при этом ведет наблюдение за действиями дозорных и окружающей местностью в готовности поддержать их огнем.
Старший дозора непрерывно наблюдает за действиями дозорного и управляет им, как правило, зрительными или звуковыми сигналами.
При разведке местности (объекта) дозорные не должны долго задерживаться на одном месте, т. к. это снижает темп передвижения РГ. При необходимости остановиться для наблюдения, дозор, как правило, располагается на одной линии, уступом вправо или влево. Убедившись, что противника нет, старший дозора подает команду на продолжение движения.
При осмотре отдельной высоты, не доходя до неё 300-400 м, старший дозорный залегает так, чтобы видеть подход к ней в готовности поддержать огнем действия дозорного, а дозорный в это время выдвигается в сторону настолько, чтобы увидеть противоположный скат этой высоты. После этого дозорный аналогично обеспечивает выдвижение старшего дозора на его рубеж, а затем прикрывает его действия по осмотру высоты.
При осмотре отдельной рощи дозорные сначала внимательно осматривают опушку, а затем глубину. Дозор в лесу движется обычно не по дорогам и просекам, а в стороне от них по азимутам, обращая особое внимание на поляны, перекрестки дорог и просек; открытые поляны и просеки обходят или быстро перебегают (переползают), но не останавливаются посредине их.
При обнаружении противника старший дозора даёт команду обойти противника (временно уклоняясь от указанного маршрута), а затем вновь выходит на свое направление и продолжает выполнять задачу.
Если избежать столкновения с противником не удалось, дозор смело вступает в бой, огнем уничтожает противника, и, используя его замешательство, уходит от преследования и продолжает выполнение поставленной задачи. В случае, когда продвижение дальше невозможно, старший дозора немедленно докладывает об этом КРГ, а сам, используя труднопроходимые участки местности, отрывается от противника и уходит на пункт сбора.
При ведении разведки, обнаружив объект, старший РД организует за ним наблюдение, стремясь по характерным разведывательным признакам убедиться, что данный объект является искомым.
Старший РД определяет его местоположение и немедленно по радио передаст сведения КРГ или докладывает ему установленным порядком (на пункте сбора).
При отсутствии радиосвязи, старший РД должен принять все меры для своевременной доставки сведений командиру РГ. С этой целью он может выслать связных или организовать наблюдение за объектом, а самому выйти на ПС и доложить командиру результаты разведки.
Иногда полученные сведения могут передаваться через тайники.
Обязанноcmu старшего дозора:
35

— знать боевую задачу группы и маршрут её движения;
— знать и уметь пользоваться установленными сигналами;
— знать условия сбора;
— при выполнении задачи скрытно передвигаться по указанному маршруту на удалении, определенном командиром группы, внимательно осматривать местность и местные предметы, наблюдать за сигналами дозорного (дозорных) и командира группы;
— руководить действиями дозорного (дозорных);
— при получении сигнала от дозорного (дозорных), или личном обнаружении противника и препятствий на пути движения группы немедленно докладывать об этом командиру группы и действовать согласно заранее разработанному плану или по обстановке;
— при внезапной встрече с противником совместно с дозорным (дозорными) смело и решительно вступать в бой, обеспечивая вступление в бой или отход ядра группы;
— в случае отрыва от ядра группы увести дозор на пункт сбора или выйти на него каждому из дозорных самостоятельно, если это невозможно в полном составе.
Отрыв от противника, преследующего с собаками
Противник применяет служебно-розыскные собаки для:
— прочесывания местности, преследования —розыскные,-
— при патрулировании — сторожевые;
— при охране объектов — караульные.
Для поиска и преследования используются розыскные собаки нижнего чутья (сам след) и верхнего чутья (запах следа, иногда отнесенного ветром на расстояние в несколько десятков метров). Это важно знать! Если тебя преследует собака с верхним чутьем, то она идет не строго по твоему следу, а по отнесенной ветром воздушной «запаховой дорожке». Чем сильнее ветер и больше времени прошло, тем дальше от реального следа идет собака «параллельным курсом». Таким образом, ставить мины на путях всего отхода бесполезно, так же, как и использовать препараты типа
«индийская пряная смесь» (тертый табак и перец). Все это будет эффективно только в «узких местах» — мост, тоннель, тропа в горах, лаз в заборе и т. д.
Доставка собаки к району или месту работы отрицательно влияет на её работоспособность, будь то доставка на автомобиле или по воздуху. Все это — сильные звуки, обонятельные или зрительные раздражители — большая нагрузка на нервную систему собаки. Слабо подготовленные собаки после этого практически не могут работать, требуется время на отдых. Автотранспорт, кроме того, выводит из строя обоняние собаки запахом топлива и выхлопными газами.
Следует помнить, что оборудовать тайники и базы, места отдыха следует вблизи так называемых
«воздушных мешков», мест, где завихрения воздуха не дают запаху распространяться по сторонам, как бы окутывая его.
Рис. 3.32 Пример воздушных завихрений («мешков»)
При осмотре больших территорий или при прочесывании леса применяется несколько собак.
Территория разбивается на участки (коридоры) различной ширины, но не более 70 метров.
Ширина коридоров зависит от:
— условий погоды и местности (грязь, снег, задымленность, видимость, сила ветра, температура и т. д.);
— степени обученности и опыта собаки и проводника. Первыми в зоне поиска начинают работать собаки, а не люди, которые также могут оставить на поверхности свои запахи. При работе собаки по следу группа преследования следует за проводником на расстоянии 20-25 шагов.
При проработке следов в лесу, собака спускается с поводка. Управление собакой при этом может осуществляться по радио на расстоянии 100-200 м.
Метеорологические и природные факторы, существенно влияющие на работу собак
Ветер — чем он сильнее, тем хуже результаты работы собаки.
Горы — результат всегда хуже, чем на равнине.
Влажность — улучшает работу собаки, лучшие результаты — в моросящий дождь.
Ливень — значительно ухудшает результат, смывает запах.
В грозу — поиск практически бесполезен.
36

Жара — ослабляет собаку и «улетучивает» (испаряет) запах, а песок и пыль забивают собаке легкие, изнуряют её.
Ночь — лучшее время для работы собаки.
Полдень — худшее время для поиска и преследования вплоть до 16 часов.
Рис. 3. 33 Вариант запутывания следов
Чтобы сбить собаку со следа, на маршруте следует сделать2—3 петли радиусом не менее 150-200 м. Собака в этом случае будет ходить «по восьмерке».
От собаки следует уходить только «по ветру» и ни в коем случае не против него!!!
Хорошо пройти часть пути по воде, выходя на берег под острым углом.
Места поворотов и пересечения следов нужно обрабатывать различными веществами, обладающими стойкими неприятными запахами, которые вызывали бы раздражение органов дыхания собаки. Это вынуждает собаку «отказываться» от работы по следу. Обработку такими веществами своих следов необходимо производить регулярно на всех этапах действий группы, начиная с момента приземления разведчиков. Особо тщательно должны обрабатываться следы в районах пунктов сбора, мест базирования, тайников и дневок. Для отравления, временного или полного вывода из строя служебно-розыскных собак противника могут применяться следующие вещества:
борная кислота, марганцево-кислый калий;
нафталин, калийная селитра, железный купорос;
мышьяк, стрихнин, карболовая кислота;
хлорная известь, лизол, анальгин, пирамидон, снотворное, сульфадимизин, стрептоцид;
горчичный порошок, перец, табак, дуст;
бензин, керосин, содержимое ядо-дымовых гранат.
Рис. 3.34 Удар ножом наотмашь
Рис. 3.35 Обманное движение навстречу прыгающей на грудь собаке левой рукой, обмотанной тряпкой с последующим ударом собаке в живот
При применении этих средств всегда учитывай влияние погоды. Так, перец и табак свои свойства от сырости теряют, а «хлорка» и бензин — нет!
РАЗВЕДЧИК, ЗАПОМНИ! Слабые места у собаки — нос, глаза и нижние ребра
Борьба с вертолетами противника
Особую угрозу для разведывательных подразделений, выполняющих боевые задачи в тылу противника, представляют его вертолеты. Противник будет использовать вертолеты для патрулирования районов предполагаемых действий разведывательных групп, а при их обнаружении
— для переброски подразделений противника, предназначенных для уничтожения разведывательной группы.
При обнаружении вертолетов в районе действий разведывательной группы разведчики должны прекратить любые передвижения и, укрывшись от обнаружения себя с воздуха, наблюдать за их действиями. По вертолетам противника разведчики открывают огонь по команде командира группы.
Огонь по движущейся воздушной цели (вертолету) ведется двумя основными способами. В виде сосредоточенного заградительного огня и способом сопровождения цели.
37

Рис. 3.36 Ведение сосредоточенного заградительного огня по воздушной цели
В обоих случаях необходимо учитывать скорость и направление полета вертолета, производя вынос точки прицеливания.
Средняя скорость разведывательных, боевых и транспортно-боевых (общего назначения) вертолетов составляет 60-80 м/с. Следовательно, при ведении огня по флангово-движущемуся вертолету на дальности 300 метров, берется упреждение 35-40 метров, это соответствует 3,5-4 фигурам боевого вертолета ОН-1 «Кобра-Тоу» и АН-64 «Апач» или 5-6 фигурам разведывательных вертолетов ОН-58А «Кайова» или ОН-6А «Кейюс». Для веления эффективного огня по воздушной цели требуется большое количество трассирующих пуль, для чего отдельные автоматные магазины и пулеметные ленты могут снаряжаться с чередованием одного патрона с трассирующей пулей и двух с пулями других типов.
При ведении огня по боевым вертолетам из стрелкового оружия следует избегать огня по фронтально движущимся целям на встречных курсах т. к. экипаж вертолета может легко обнаружить огневые позиции разведчиков.
По летящему вертолету сосредоточенный огонь из автоматического стрелкового оружия эффективен на дальности до 400 метров при его фронтальном движении, на дальности до 200 метров по флангово-движущимся воздушным целям. Огонь по вертолетам из снайперской винтовки и гранатомета наиболее целесообразно вести в момент его посадки или зависания на дальности действительного огня оружия.
Для борьбы с вертолетами разведчики должны умело применять захваченные у противника крупнокалиберные пулеметы и переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК).
Применение ПЗРК противника возможно лишь при отсутствии у них системы опознавания «свой- чужой».
Рис. 3.37 Ведение огня способом сопровождения цели
Во всех случаях после обнаружения разведчиков воздушным противником, обстрела или уничтожения его вертолетов — следует немедленно покинуть район контакта с противником, соблюдая правила маскировки следов передвижения, предусматривая возможность блокирования противником местоположения разведывательной группы.
Рис. 3.38 Варианты изготовки для стрельбы по воздушным целям
Сигналы и жесты управления
Сигнал командира
Рисунок
Жест
Сигнал тоном радиостанции
38

«Внимание» «Вас понял»
Поднять вверх на уровень головы правую или левую (свободную от оружия) руку. Руку держать до подтверждения (повторения сигнала разведчиком, которому предназначен сигнал). Сигнал «Внимание» подается перед каждой командой и при подтверждении по- лученной команды.
Один длинный тон-сигнал (3-5)
«Э-э-й»
«Стой»
Опустить в сторону поднятую вверх по жесту
«Внимание» руку, ладонью вниз.
Четыре коротких тон-сигнала
«Ос-та-но-вись»
«Вперед»
«Марш»
После сигнала «Внимание» и его под- тверждения, повернуться в сторону пред- полагаемого движения, энергично махнув 2-3 раза впереди себя рукой.
Два коротких тон-сигнала «И- ди»
Наблюдаю противника
(местных жителей)
Повернуться лицом в сторону противника, указать на него вытянутой рукой (в т. ч. и с оружием)
Четыре коротких тон-сигнала
«Об-на-ру-жил»
«К бою»
Повернуться лицом в сторону противника, поднять обе прямые руки на уровень плеч
Четыре коротких и один длинный тон-сигнал «Ос-та-но- вись-пли-и-и»
Методика обучения личного состава действиям в тылу противника
Методика тактико-специальной подготовки — это наука о содержании тактико-специальной подготовки как учебного предмета и закономерностях обучения ей солдат, офицеров, штабов и войск.
Предметом методики является сам процесс обучения тактико-специальной подготовке.
Методика тактико-специальной подготовки решает следующие задачи:
— определяет задачи обучения тактико-специальной подготовке, её роль в системе боевой подготовки;
— научно обосновывает содержание, программу тактико-специальной подготовки, намечает последовательность её прохождения в комплексе с другими предметами;
— определяет пути реализации принципов обучения в ходе тактико-специальной подготовки, вырабатывает формы и методы обучения этому предмету, соответствующие его целям и содер- жанию;
— разрабатывает требования к методической подготовке сержантов, офицеров, проводящих занятия и учения;
— изучает историю методики тактико-специальной подготовки.
В основе тактико-специальной подготовки лежит обучение практическим действиям на местности по выполнению разведывательных задач и проведению специальных мероприятий в сложных условиях агентурно-оперативной обстановки современного боя (операции).
Тактико-специальная подготовка личного состава обязательно должна быть тесно увязана с другими предметами обучения, изучение соответствующих тем которых должно предшествовать занятиям по ТСП и обеспечивать получение разведчиками знаний и навыков, необходимых для выполнения задач в соответствии с их предназначением. На каждом занятии по ТСП, особенно на полевом, должны совершенствоваться знания и навыки разведчиков, полученные по другим пред- метам обучения (инженерной, огневой, физической, военно-медицинской, радиоподготовке, военной топографии, иностранному языку и др.)
При проведении занятий по тактико-специальной подготовке необходимо широко использовать боевой опыт советской военной разведки в годы ВОВ и разведывательно-боевых действий специальной Разведки в Афганистане и Чечне.
Для обеспечения высокого уровня полевой выучки разведчиков занятия по ТСП проводить главным образом в поле, на разнообразной местности, в любых условиях погоды и в разное время суток, в сложной обстановке.
Особое внимание на полевых занятиях уделять психологической подготовке разведчиков, развитию находчивости, твёрдой воли, самообладания и способности обеспечивать жизнедеятельность и выполнение поставленных задач при резких и неожиданных изменениях об- становки.
Обстановка должна быть максимально приближена к боевой действительности и боевым условиям без упрощений и послаблений, с максимальным использованием возможностей специальной техники и вооружения.
На всех занятиях необходимо учить разведчиков смело принимать решения на командование группой или самостоятельные действия, умело использовать любую возможность для полного и
39
своевременного выполнения боевой задачи и обеспечения жизнедеятельности в любых условиях, в том числе экстремальных.
Основными видами обучения тактико-специальной подготовке являются:
— тактико-строевые занятия;
— практические занятия;
— тактико-специальные занятия;
— учения;
— полевые выходы;
— соревнования на лучшую РГ СпН.
Тактико-строевые занятия проводятся в целях обучения разведчиков способам и технике действий их в тылу противника при выполнении разведывательных задач и проведении специальных мероприятий, а также в целях боевого слаживания РГ СпН. Отработка учебных вопросов на тактико- строевых занятиях проводится вначале по элементам, а затем слитно, с повторением изучаемых приёмов и способов действий разведчиков и командиров РГ СпН до правильного, слаженного и быстрого выполнения их личным составом.
Тактико-строевые занятия проводятся продолжительностью 2-3 часа, на ограниченном участке местности методом тренировок, как со штатным материально-техническим обеспечением разведчиков, так и без него.
Противник и его действия на тактико-строевом занятии обозначаются в той мере, в какой это необходимо для отработки поставленных учебных вопросов. Отработку каждого учебного вопроса руководитель занятия начинает с введения личного состава в агентурно-оперативную (тактическую) обстановку, после этого он предоставляет ему необходимое время для оценки обстановки и принятия решения, затем заслушивает 2-3-х разведчиков.
Каждое принятое решение необходимо разбирать, показывать сильные и слабые стороны, затем наиболее грамотное и обоснованное решение принимается за основу и утверждается руководителем.
После этого по утверждённому решению отрабатываются практические действия разведчиков, при этом обращается внимание на правильность, чёткость, слаженность, а при необходимости, и быстроту их проведения.
После отработки каждого учебного вопроса необходимо проводить частный разбор и переходить к изучению следующего учебного вопроса.
Практические занятия проводятся в целях изучения и практического освоения вооружения, снаряжения, экипировки, совершенствования приобретённых разведчиками навыков и умений по
ТСП.
Тактико-специальные занятия являются основным видом практического обучения разведчиков на местности.
Они проводятся в целях привития личному составу навыков в действиях на местности с вооружением, средствами разведки и связи, снаряжением, экипировкой и другими средствами материально-технического обеспечения при выполнении разведывательных задач и проведении специальных мероприятий. На тактико-специальных занятиях учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности и в строгом соответствии с замыслом и созданной агентурно- оперативной (тактической) обстановкой по времени и в темпе, определённых соответствующими нормативами и поставленной задачей, без предварительного объяснения личному составу требуемых от них действий. При необходимости действия по отдельным учебным вопросам могут повторяться.
Тактико-специальные учения проводятся в условиях максимально приближенных к боевой действительности, без каких-либо пауз, в различное время года на незнакомой местности, в отрыве от расположения соединения (части) СпН. Каждое учение должно стать хорошим уроком морально- психологической закалки, совершенствования качеств, необходимых для выполнения поставленных задач в тылу противника.
Полевые выходы проводятся зимой и летом и имеют целью комплексную отработку изученных тем тактико-специальной подготовки и совершенствование знаний, умений и практических навыков, полученных на занятиях по другим предметам боевой подготовки. Особое внимание во время полевого выхода уделяется выработке у разведчиков физической выносливости, психологической устойчивости и подготовке их к действиям в тылу противника в сложных физико-географических, климатических условиях и в условиях активного противодействия контрразведывательных органов противника днём и ночью.
Для определения уровня полевой выучки разведчиков и направления дальнейшего совершенствования их подготовки в конце первою периода обучения в соединении (части) СпН проводятся соревнования РГ СпН по тактико-специальной подготовке за счет резерва времени командира.
***
«УТВЕРЖДАЮ»
командир 2 роты капитан Г. Иванов «__» января 2000 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
40
проведения занятия по тактико-специальной подготовке с личным составом 1 взвода
ТЕМА: 2/1 «ТЕХНИКА СКРЫТНОГО И БЕСШУМНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, МАСКИРОВКА РАЗВЕДЧИКОВ В ТЫЛУ
ПРОТИВНИКА»
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Научить личный состав скрытному и бесшумному передвижению на различной местности.
2. Учить разведчиков маскировке в тылу противника.
3. Воспитывать у личного состава взвода смелость, решительность и инициативу, умение ориентироваться в сложной обстановке.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Вооружение, экипировка разведчика и радиста, их подгонка и крепление.
2. Способы скрытного и бесшумного передвижения на различной местности, маскировка разведчиков в тылу противника.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: упражнение (тренировка).
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: тактико-строевое занятие.
ВРЕМЯ: 3 часа.
МЕСТО: поле.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
— вооружение и снаряжение личного состава взвода — штатное;
— мишени № 8а — 3 шт.;
— бинокль — 1;
— компас — на каждого.
ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ:
1. «Одиночная подготовка разведчика» — учебно-методическое пособие гл.2,стр.8-23.
2. «Методическое пособие по тактико-специальной подготовке для разведчиков подразделений СпН» — учебное пособие стр. 7
—21.
3. «Специальная разведка» гл. 7, стр. 140-142.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Действия руководителя
Действия обучаемых
Вступительная часть
5 минут
1. Принимает доклад ЗКВ о готовности личного состава к занятию.
2. Проверяет личный состав и материальное обеспечение.
3. Объявляет тему и цели занятия, порядок отработки учебных вопросов.
4. Напоминает требования безопасности при проведении занятия.
5. Вводит взвод в тактическую обстановку.
Заместитель командира взвода докладывает о го- товности взвода к занятию.
1. Вооружение, снаряжение, экипировка разведчика и радиста, их подгонка и крепление — 40 минут.
В исходном районе для занятия показывает как правильно подгонять вооружение, снаряжение и экипировку. Требует от каждого обучаемого проделать это самостоятельно.
Следит за правильностью подгонки и исправляет допущенные ошибки. Проводит разбор отработки учебного вопроса.
Практически отрабатывают подгонку вооружения, снаряжения и экипировки. В беге и в прыжках проверяют правильность их подгонки.
2. Способы скрытного и бесшумного передвижения на различной местности, маскировка разведчиков в тылу противника — 95 минут.
В исходном районе рассказывает какие существуют способы передвижения разведчика, когда и где они используются и практически показывает технику их выполнения, приступает к тренировке обучаемых.
Практически отрабатывают приемы передвижения в последовательности, указанной руководителем
(обычная ходьба в полный рост, ходьба пригнувшись, передвижение бегом и пригнувшись).
Наращивает обстановку, например:
«Разведывательная группа СпН выдвигается в рощу «Круглая» с задачей уничтожения охраняемого железнодорожного моста».
Определяет построение походного порядка и даёт команду на выдвижение.
Следит за техникой передвижения, бесшумностью и маскировкой следов передвижения.
Отрабатывают технику передвижения «ходьба при- гнувшись.
С выходом в район болота наблюдает за действиями обучаемых, указывает на недостатки в приёмах преодоления болота, обращает внимание на выбор маршрута и технику определения твёрдости грунта.
В лесу «Темный» отрабатывает технику передвижения в лесу.
Обращает внимание обучаемых на бесшумность передвижения, использование маскировочных свойств леса и т. п.
Контролирует действия обучаемых при пересечении ими просек и лесной дороги.
На открытом участке между лесом «Тёмный» и рощей
«Круглая» наблюдает за техникой перебежек с использованием местных предметов.
«Отрабатывают технику преодоления болота или заболоченной местности.
Передвигаются различными способами, исходя из конкретных условий участка леса.
Справа (слева) по одному короткими перебежками приближаются к роще «Круглая».
Используя маскирующие свойства местности, отрабатывают способ передвижения «по- пластунски», «на боку», «ничком».
На участке между рощей «Круглая» и железной дорогой отрабатывает технику подхода к охраняемому объекту
«противника».
После отработки учебного вопроса проводит частный разбор.
Заключительная часть
—10 минут
1 Проверяет наличие личного состава материальное обеспечение, производит осмотр оружия.
2. Напоминает тему, учебные вопросы,
3. Анализирует действия обучаемых, отмечает положительные
Слушают разбор занят
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей