Главная страница

о пособии, и методические рекомендации. О. А. Абрамова инспектор Главного управления школ Министерства просвещения СССР


Скачать 73.5 Kb.
НазваниеО. А. Абрамова инспектор Главного управления школ Министерства просвещения СССР
Анкоро пособии, и методические рекомендации.doc
Дата21.09.2017
Размер73.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлао пособии, и методические рекомендации.doc
ТипДокументы
#16076
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы

ББК 74.3 Т67

Рецензенты:

профессор, доктор психологических наук, зав. лабораторией педагогики и психологии детей с задержкой психического развития НИИ дефектологии АПН СССР В. И. Лубовский; инспектор Главного управления школ Министерства просвещения СССР О. А. Абрамова; инспектор Главного управления школ Министерства просвещения СССР В. Ф. Мачихина


Рашель Давыдовна ТРИГЕР, Елена Викторовна ВЛАДИМИРОВА

дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития

Подготовительный класс

Зав. редакцией Г. Н. Воскресенский

Редактор В. Я. Мелкумянц. Младший редактор Е. В. Лебедева Художники Н. А. Игнатьев. В. Н. Шварц, И. М. Наумова, В. В. Перцев, Г. А. Конторовская, В. Е. Орлов Художественный редактор Г. А. Студеникина

Технический редактор М. М. Широкова. Корректор И. В. Чернова ИБ № 9094

Сдано в набор 15.02.86. Подписано к печати 28.10.86. Формат 70хвО'/,5. Бумага офсетная № 1. Гарнит. школьная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,36. Уел. кр.-отт. 38,02. Уч.-изд л 8 05 Ти­раж 34500 экз. Заказ № 1222. Цена 1 руб 20 коп.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 129846, Москва, 3-й проезд Марьи­ной рощи, 41.

Смоленский полиграфкомбинат, Росглавполиграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Смоленск-20, ул. Смольянинова, 1.

Тригер Р. Д., Владимирова Е. В.

Т67 Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития: Подгот. класс: По­собие для учителя.— М.: Просвещение, 1986—128 с: ил.

Пособие содержит задания для подготовки детей с задержкой психического развития к обучению чтению и письму и осуществления коррекции их фонематического слуха путем целенаправленной организации деятельности на уроках русского языка.

4310010000— 815

инф. письмо —86

103(03) —86 т ББК 74.3
© Издательство «Просвещение», 1986

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Основное назначение данного пособия — обучение детей с задержкой психического развития звуковому анализу и синтезу, умению вычленять из речи отдельные предложения и слова, а также развитие их устной речи.

Объем, содержание и последовательность изложения учебного мате­риала соответствуют типовым программам по русскому языку (подгото­вительный период) школ и специальных классов выравнивания для детей: задержкой психического развития.

Дидактический материал состоит из 228 карточек с заданиями, пред­назначенными для совместной работы учителя (родителей) и ученика. Весь текст в карточках читает ребенку взрослый. Пособие рассчитано на активную и постепенно усложняющуюся деятельность школьника, по­этому каждый последующий вопрос или задание следует ему предлагать только после выполнения предыдущего.

Работа с данным дидактическим материалом предусматривает нали­чие следующего оборудования у учащихся:

фишки для обозначения звуков — красные, синие, зеленые квадраты со стороной 12мм или кружки того же диаметра;

полоски длиной 90мм и шириной 10мм для обозначения предло­жения. Их форма указывает, что при письме любое предложение начинается с заглавной буквы:












полоски для обозначения отдельных слов в предложении:










для первого слова:





для остальных слов:

Длина полосок 25 мм, ширина —10 мм;

индивидуальная касса для хранения фишек и полосок;

стандартная тетрадь для письма;

тетрадь в клетку;

ручка;

набор цветных карандашей, фломастеров или ручек с красным, зе­леным, синим стержнями;

небольшие палочки для показа учеником нужного рисунка в книге;

разрезная азбука;

у учителя (для работы у доски):

цветные фишки, аналогичные тем, которые имеют учащиеся, но боль­шего размера. Для удобства пользования следует сделать каждую фишку на подставке

полоски для обозначения предложений и слов (такие же, как у уча­щихся, но большего размера);

наборное полотно для схем звукового состава слов и для полосок, обозначающих предложения и слова;

касса для хранения фишек и полосок;

цветные мелки;

набор букв.

Подготовка к обучению грамоте состоит из двух этапов. На пер­вом этапе (карточки № 1 — 74) формируется умение вслушиваться в зву­чание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки (гласные [а], [о], [у], [ы], [и], твердые и мягкие согласные), отрабатывается четкая артикуляция звуков, уточняется их звучание.

На втором этапе (карточки № 75—228) у учащихся развивается уме­ние последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры. Именно этот процесс лежит в основе фор­мирования навыков письма и чтения.

Количество карточек на знакомство с каждым звуком и формирова­ние умения вычленять и сочетать звуки несколько больше, чем отведенное на это учебной программой число уроков. Это создает возможность ис­пользовать часть материала для самоподготовки и на индивидуальных занятиях.

Прежде чем начать работу по выделению какого-либо звука из слова или последовательному вычленению звуков, необходимо убедиться, что дети верно соотносят это слово с конкретным предметом. Большинство карточек поэтому начинается с заданий рассмотреть и показать на кар­тинке тот или иной предмет.

На п е р в о м э т а п е подготовки к обучению грамоте особое значение придается формированию способа вычленения звука из слова — под­черкнутому его произнесению в слове. Этому действию дети учатся постепенно. Вначале учитель сам произносит слово, выделяя изучаемый звук, а ученики копируют указанный им способ произношения. Часто при этом дети не могут изолированно воспроизвести звук, который они выделили при произнесении слова, тогда учитель называет его сам. В про­цессе дальнейших упражнений школьники учатся слышать и называть звук, выделяемый из слова учителем, а затем и самостоятельно произносят слова, интонационно выделяя заданный звук и воспроизводя его. Способ подчеркнутого произнесения в словах отдельных звуков временный. Уче­ник может осуществлять фонетический анализ без утрированного произ­несения звуков как только выясняется, что он слышит в слове и выделяет изучаемый звук.

Вычленив звук из слова, дети знакомятся с особенностями его акустики и артикуляции (участие голоса, наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха) и на этой основе — с двумя основными группами звуков русского языка — гласными и согласными, а также с условными обозначениями этих звуков (№ 16, 18, 51, 55 и др.). Необходимо обратить особое внимание на то, что терминология («гласные звуки», «согласные звуки», «твердые согласные», «мягкие согласные») вводится как обобщение собственного чувственного (сенсорного) опыта ребенка. Важно поэтому, чтобы каждый ученик не только услышал изуча­емый звук из уст учителя или одноклассников, но и сам воспроизвел его.

В дидактическом материале имеются задания на формирование уме­ния различать звуки, близкие по своим акустическим или артикуля­ционным свойствам. Для этого проводится попарное сравнение их звуча­ния и произношения (№ 44—50, 134—137, 156 —163 и др.).

В карточках предусмотрено постепенное увеличение их объема и услож­нение заданий. Так, ознакомившись со звуком, школьники учатся уста­навливать его наличие или отсутствие в словах, далее находят слова с изученным звуком в предложениях и в связном тексте, который зачи­тывает вслух учитель, подбирают слова, содержащие заданный звук, из собственного словарного запаса.

В пособии имеются также упражнения, направленные на соотнесе­ние звука с буквой (№ 24, 34, 59, 68, 92, 112, 127, 184 и др.), но не вклю­чены задания по изучению самой буквы. Однако каждая буква, как и звук, должна быть тщательно и всесторонне изучена учащимися. Учителю необходимо использовать для этой цели многочисленные и разнообразные методические рекомендации, имеющиеся в литературе.

Умение выделять из слов отдельные звуки еще не обеспечивает навыков звукового анализа, необходимых для успешного овладения чтением и письмом. Это лишь его начальная ступень. Основная задача второго этапа подготовки к обучению грамоте состоит в том, чтобы научить детей определять последовательность звуков (не букв!) в слове.

Формирование полноценного звукового анализа и синтеза осущест­вляется в определенной системе. Сначала учащиеся последовательно выде­ляют каждый звук в слове на основе громкого проговаривания и заполняют по порядку фишками соответствующего цвета клетки условно-графической схемы звукового состава слова. (Напомним, что с условным обозначением гласных и согласных звуков дети ознакомились на первом этапе подготовки к обучению грамоте). Обозначив звуки цветными фишками, школьники проверяют правильность выполненного ими задания — «читают» по схеме проанализированное ими слово. Термин «чтение» употребляется здесь ус­ловно, так как ученик, опираясь на последовательный ряд клеток схемы (по количеству фонем в слове) и цвет фишек, воссоздает звуковой образ слова.

В начале второго этапа (№ 75 — 78, 80, 81) даны подробные (в виде вопросов и заданий) указания о порядке выполнения действий ребенком. Эту систему следует соблюдать и при работе с последующими карточками, где нет детальных инструкций.

Формированию умения ориентироваться в схеме звукового состава слова, в расположении ее элементов, развитию пространственных представлений учащихся способствуют специальные упражнения (№ 32, 42, 58, 60, 69 и др.)

После того как дети научились последовательно выделять в слове звуки на основе громкого проговаривания по готовой условно-графической схеме и с опорой на практическую деятельность с условными значками — фишками, им предлагается анализировать звуковой состав слов уже без готовой условно-графической схемы. Для обозначения этого способа дейст­вий в карточках проведена горизонтальная линия. По ней дети выклады­вают фишки или чертят (в тетради в клетку) схему звукового состава слова. Образец такой схемы дан в карточке № 109.

Затем учащиеся анализируют звуковой состав слов также на основе проговаривания вслух, но без опоры и на условно-графическую схему и на действие с фишками. Для выполнения заданий такого рода в пособии нет ни схем, ни линий (№ 175, 199, 214, 223 и др.). Таким образом, наличие или отсутствие в карточках условно-графической схемы или ли­нии предполагает разный способ деятельности детей: схема — ученик анализирует звуковой состав слова, проговаривая его и выкладывая фишки; линия — звуковой анализ осуществляется на основе проговарива­ния звуков и действия с фишками или обозначения звуков цветными карандашами; отсутствие схемы и линии

означает, что звуковой анализ данного слова должен быть осуществлен без опоры на какие бы то ни было внешние действия.

Задания карточек построены так, что формирование умения анали­зировать звуковой состав слов любой слоговой структуры происходит в вышеуказанной последовательности. Важно, чтобы каждый ребенок выпол­нил по порядку все задания, так как пропуски отдельных звеньев в усвое­нии учебного материала ведут к неполноте знаний и неустойчивости на­выков.

Учитывая неравномерность овладения действием звукового анализа детьми, следует определить, какой именно способ действия освоен тем или иным учеником и на какие структуры слов он может распространить усвоенные им умения. Исходя из этого, отдельным учащимся, например, необходимо предоставить возможность действовать с фишками по готовой схеме, несмотря на то что весь класс уже анализирует слова изучаемой слоговой структуры только на основе проговаривания вслух.

По мере развития и закрепления умения последовательно выделять звуки из слова детям предлагается заменять фишки, обозначающие гласные звуки, соответствующими печатными буквами (а, о, у, ы, и). Введение букв в схемы звукового состава слов предупреждает в дальнейшем пропуск гласных при письме и подготавливает учащихся к обучению чтению, так как они приобретают навык ориентироваться на гласную.

На обоих этапах обучения в дидактическом материале имеются зада­ния, направленные на сообщение учащимся знаний (№ 3, 11, 14, 20, 52, 58, 75, 76, 77 и др.), на их повторение, закрепление и обобщение (№ 33, 50, 129 и др.), на их проверку и контроль. Ряд таких заданий пред­ложен в игровой форме (№ 126, 154, 178, 212, 222 и др.). Для того чтобы учителю было легче проверить их выполнение, можно рекомендовать уча­щимся не только показать нужные предметы на рисунке, но и положить к ним палочки-указки, тем самым фиксируя результаты своих действий.

Задания, предназначенные для самостоятельного выполнения уче­никами, обычно завершают формирование звукового анализа и синтеза слов каждой слоговой структуры. Самостоятельную работу детей по кар­точкам № 120, 144, 155, 193 предваряет уточнение названий всех карти­нок: ребенок должен начертить цветную условно-графическую схему слова, обозначающего нужный предмет.

Карточки № 130, 179, 192 и другие содержат материал для самостоя­тельного вычерчивания учащимися условно-графических схем слов, воспри­нимаемых с голоса учителя. Прочитав вслух задание, учитель произносит слово, подлежащее звуковому анализу, и делает паузу, необходимую для вычерчивания детьми условно-графической схемы. Далее учитель диктует следующее слово и т. д.

Выполнение заданий по раскрашиванию и дорисовке предметов на картинках (№ 27, 38, 72, 101, 106, 127, 156, 161, 174 и др.) способствует подготовке кисти руки к письму, а также развитию мышления учащихся. Так, например, чтобы дорисовать куклу (№ 134), ребенок должен пред­ставить себе ее целостный образ, соотнести его с рисунком, установить недостающие части и воспроизвести их. Кроме того, благодаря выполне­нию этих заданий, дети переключаются на другой вид деятельности, что обеспечивает им некоторый отдых. Для многократности использования пособия учитель накладывает на эти рисунки прозрачную бумагу (кальку, папиросную) или целлофановую пленку, и ребенок рисует на ней.

Подготовка к обучению грамоте включает в себя и развитие речи учащихся. Большое внимание поэтому уделяется организации словесного высказывания школьников. Работая по дидактическому материалу, необходимо специально учить детей говорить достаточно громко, не
торопясь, литературно правильно, интонационно выразительно, давать полные или краткие ответы на вопросы.

Речь взрослого также должна быть четкой и выразительной. Кроме того, необходимо выслушивать ответы детей, не перебивая их, улавливать в высказываниях ребенка достоинства и погрешности и организовывать остальных учеников на исправление допущенных ошибок.

Большое место в дидактическом материале занимают стихотворные тексты (№ 21, 74, 99, 112, 118, 129 и др.). Как правило, они необхо­димы не только для эстетического воспитания учащихся и развития их речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха. Перво­начальное прослушивание стихотворений и заучивание их наизусть (с голоса взрослого) необходимо проводить на самоподготовке, предшествую­щей уроку, на котором данный текст будет анализироваться.

Ряд заданий пособия направлен на уточнение смыслового значения слов путем их соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира или с их графическим изображением (о чем говорилось выше), на ознаком­ление с новыми словами, обозначающими предметы и действия (№ 132, 152, 170, 186 и др.) или признаки предметов (№ 24, 68, 173, 176 и др.), а также с обобщающими понятиями (№ 6, 12, 37, 47, 183 и др.). Выполняя задания в № 42, 54, 58, 64, 69, 85 и других, дети учатся понимать значе­ние предлогов, обозначающих пространственные отношения (на, над, под, за, между, перед). Знакомство с указанными предлогами и их использова­ние в речи осуществляются путем рассматривания и словесного обозначения учащимися взаимного расположения изображенных на рисунках предметов, а также на основе выполнения действий с предметами по сло­весным указаниям учителя.

Задания в карточках № 69, 84, 92, 110, 123, 189 и других направлены на преодоление у школьников с задержкой психического развития труд­ностей, связанных с употреблением словесных конструкций, которые со­держат имена существительные родительного падежа множественного чис­ла и творительного падежа единственного числа.

В результате обучения детей по предлагаемому дидактическому мате­риалу у них должны быть сформированы предусмотренные про­граммой умения (различать на слух звуки речи, последовательно вы­делять звуки из слов любых слоговых структур, написание которых не расходится с произношением) и знания (о двух основных группах звуков русского языка — гласных и согласных, а также о твердых и мягких согласных).

Система упражнений дидактического материала рассчитана на осу­ществление преемственности и перспективности обучения: кроме знаний, которые должны быть усвоены детьми, в карточках имеются задания для подготовки учащихся к изучению последующих тем школьного курса. Так, с карточки № 21 начинается практическое ознакомление с предложением.

Вычленению предложения из связной речи и слова из предложения, отработке интонации в конце предложений, а также правильному употреб­лению терминов «предложение» и «слово» способствует использование условно-графической схемы предложения. Предложение обозначают длин­ной полоской бумаги, а на доске или в тетради — длинной линией. Начало этой полоски (или линии) должно быть несколько выше остальной ее части, чтобы учащиеся усвоили — начало нового предложения обозначается за­главной буквой. Затем, выделяя и проговаривая каждое слово, ученики выкладывают на парту или вставляют в наборное полотно короткие полоски бумаги (в тетради и на доске чертят короткие линии). Первое слово пред­ложения обозначается полоской (линией), начало которой несколько выше остальной части. Тем самым в схеме ясно показывается, что первое слово предложения пишется с заглавной буквы.

Задания карточек № 22, 33, 41, 62, 82 и других направлены на обуче­ние школьников составлению и распространению предложений.

В пособии представлен также материал, практически знакомящий уче­ников со словообразованием (№ 51, 97, 104, 125, 142," 169, 177, 181, 211), что способствует накоплению «гнезд» родственных слов, необходимых школьникам для усвоения курса грамматики в последующие годы обу­чения.

Заключают дидактический материал образцы упражнений, подготав­ливающих детей к написанию букв. В пособии определена последователь­ность этих упражнений, количество их учитель должен установить в зависимости от состояния мелкой моторики рук своих учеников.

Пособие может быть использовано также для индивидуальных занятий с детьми, имеющими задержку психического развития и обучающимися в массовой школе.


перейти в каталог файлов
связь с админом