Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Иншакова О.Б. Колесникова A.M. Пространственно-временные представления.. О. Б. Иншакова А. М. Колесникова Пространственно-временные представления обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией Учебно-методическое пособие


НазваниеО. Б. Иншакова А. М. Колесникова Пространственно-временные представления обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией Учебно-методическое пособие
АнкорИншакова О.Б. Колесникова A.M. Пространстве нно-временные представления..doc
Дата25.09.2017
Размер463 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИншакова О.Б. Колесникова A.M. Пространственно-временные предста
ТипУчебно-методическое пособие
#19332
страница2 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7
РАЗДЕЛ 2 Обследование состояния пространственных и временных представлений у школьников с алалией

Цель данного раздела — описание методики обследования пространственных и временных представлений у детей с алалией младшего школьного возраста.

2.1. Обследование пространственных представлений

> Понимание и отражение в устной речи пространственных представлений

Изучение понимания вербальных средств, обозначающих пространство и время, и их выражения в устной речи у школьников с алалией осуществляется с помощью шести блоков по 12 заданий в каждом, составленных авторами на основе практических разработок, предлагаемых И.Н. Садовниковой и JI.С. Цветковой. В процессе обследования у детей изучается: понимание и употребление предлогов; ориентировка в «схеме собственного тела»; ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив; ориентировка на листе бумаги; ориентировка на листе бумаги, перевернутом на 180°.

Методика обследования включает использование: картинок с изображением предметов в разных углах листа; рисунков кистей рук и ступней ног; листов в клетку, расчерченных на 9 квадратов, с крестиком в центральном квадрате; рисунка парка; разноцветных прямоугольников из бумаги, изображающих скамейки; рисунка дерева и животных вокруг него.

Ребенку предлагаются следующие задания:
I. Понимание предлогов (по картинке, Рис. 1.)


Рис. 1

Инструкция: «Покажи...»

1. Что ты видишь над деревом?

2. Что ты видишь под деревом?

3. Кто находится на дереве?

4. Кто находится перед деревом?

5. Кто находится за деревом?

6. Кто смотрит из-за дерева?

7. Кто двигается от дерева?

8. Кто двигается к дереву?

9. Кто вылезает из-под дерева?

10. Что падает с дерева?

11. Что за отверстие в дереве?

12. Кто смотрит из дупла?
II. Употребление предлогов (Рис. 1.).

Инструкция: «Скажи...»

1. Где находится солнце?

2. Где растет гриб?

3. Где сидит белка?,

4. Где находится ежик?

5. Где прячется волк?

6. Откуда волк выглядывает?

7. Куда ползет улитка?

8. Куда идет кот?

9. Откуда вылезает крот?

10. Откуда падают листья?

11. Где сидит сова?

12. Откуда она смотрит на нас?
III. Ориентировка в «схеме собственного тела».

1. Покажи свою левую руку.

2. Покажи свою правую ногу.

3. Покажи свой левый глаз. .

4. Покажи своё левое ухо.

5. Левой рукой дотронься до правой ноги.

6. Правой рукой дотронься до левого уха.

7. Правой рукой дотронься до левого плеча.

8. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону.

9. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка).

10. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка).

11. Скажи, какая-это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка).

12. Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?
IV. Ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего на­против.

1. Покажи мою левую руку.

2. Скажи, какой рукой я держусь за правое ухо?

3. Скажи., какой рукой я держусь за левое колено?

4. Скажи, какая из моих рук сверху?

5. Скажи, какая из моих ног сверху?

6. Скажи, к какому плечу я повернула голову?

7. Скажи, какую руку я подняла вверх?

8. Скажи, какую руку я положила на плечо?

9. То, что я буду делать правой рукой, ты точно также будешь делать своей правой рукой; то, что я буду делать ле­вой рукой, ты точно также будешь делать своей левой рукой (экспериментатор тыльной стороной ладони правой руки касается подбородка снизу).

10. Экспериментатор левую руку кладет себе на плечо.

11. Экспериментатор пальцами левой руки упирается в ладонь правой руки, расположенную вертикально.

12. Скажи, какая из моих рук сжата в кулак? (Экспериментатор правой рукой, сжатой в кулак, упирается в ладонь левой руки, расположенную вертикально).
V. Ориентировка на листе бумаги.

1. Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу?

2. Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу?

3. Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу?

4. Скажи, в каком углу нарисована белка?

5. Покажи след от левой ноги.

6. Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик).

7. Нарисуй слева от крестика кружок.

8. Нарисуй справа от точки треугольник.

9. Под кружком проведи волнистую черту.

10. «Прогулка в парке». Попросить ребенка расставить скамейки вдоль дороги по ходу его движения: «Поставь красную скамейку справа».

11. Скажи, с какой стороны я поставила зеленую скамейку?

12. Скажи, с какой стороны от дороги растут три елки?
VI. Ориентировка на листе бумаги, перевёрнутом на 180°.

1. «Прогулка в парке». Мысленно иди в обратном направлении по дороге. Скажи, с какой стороны от тебя стоит зеленая скамейка?

2. Скажи, с какой стороны от тебя красная скамейка?

3. Скажи, с какой стороны от тебя синяя скамейка?

4. Скажи, с какой стороны от тебя оранжевая скамейка?

5. Ты идешь по дорожке, а я сижу на второй скамейке слева. Покажи, где я сижу?

6. На первой скамейке справа сидит старушка. Покажи, где эта скамейка?

7. Скажи, сколько ёлок растёт справа от дороги, по которой ты возвращаешься?

8. Покажи третью ёлку слева от тебя.

9. Скажи, с какой стороны от дороги ты видишь бабочку?

10. Покажи след от правой ноги.

11. Покажи отпечаток левой руки.

12. Покажи указательный палец правой руки.
Анализ полученных материалов предполагает учет следующих критериев:

* понимание различных пространственных характеристик без самостоятельного называния (выполнение действий, показ картинок);

* самостоятельное употребление слов, отражающих пространственные характеристики;

* латентный период ответа;

* точность, автоматизированность, самостоятельность выполнения действий;

* использование помощи взрослого.

> Изучение зрительно-пространственных представлений

Исследование зрительно-пространственных представлений осуществляется с использованием нейропсихологического теста: копирование фигуры Рея-Тейлора. Применение данной методики позволяет оценить возможность восприятия и отражения детьми с алалией структурно-топологических, метрических и координатных свойств объекта, а также возможность построения целостного образа.

Детям предлагается скопировать сложную пространственную фигуру с образца (рис. 2.) правой и левой рукой. Инструкция следующая: «Срисуй эту фигуру».


Рис. 2.

Лист бумаги, предлагаемый для выполнения задания, должен превосходить образец по размеру, чтобы не ограничивать возможность ребенка в выборе размера и расположения рисунка. Для фиксации стратегии сканирования изображения ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспериментатор будет менять. На протяжении всего исследования экспериментатор воздерживается от любых замечаний.
Анализ результатов рекомендуется проводить с учетом следующих критериев:

* стратегия оптико-пространственной деятельности (целостная, пофрагментарная, фрагментарно-хаотическая, хаотическая);

* координатные, метрические и структурно-топологические ошибки;

* манипуляции с собственным листом бумаги и с образцом;

* время включения ребенка в задание и время копирования;

* поворот фигуры на 90°;

* наличие синкинезий.
2.2. Обследование временных представлений

Понимание и отражение в устной речи представлений об основных временных единицах

Изучение понимания и отражения в устной речи представлений о временных единицах осуществляется по специально разработанной методике, в основе которой лежат материалы Т.Д. Рихтерман и Т.И. Тарабариной. Задания для детей сгруппированы в шесть блоков по 12 вопросов. С помощью данной методики у детей исследуются представления о частях суток, представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», представления о временах года, месяцах, днях недели и представления о часах.

Методика обследования включает использование: картинок, изображающих действия людей в разное время суток; картинок, изображающих один и тот же пейзаж в разное время суток; картинок с изображением времен го­да; числовых карточек, обозначающих дни недели; циферблата часов.

Ребенку предлагается выполнить следующие задания и ответить на вопросы.
I. Представления о частях суток.

1. Выбери картинку, на которой изображена ночь (картинки с действиями людей).

2. Выбери картинку, на которой изображен день.

3. Выбери картинку, на которой изображено утро.

4. Выбери картинку, на которой изображен вечер.

5. Выбери картинку, на которой изображена ночь (картинки с природой).

6. Выбери картинку, на которой изображен день.

7. Выбери картинку, на которой изображено утро.

8. Выбери картинку, на которой изображен вечер.

9. Разложи картинки по порядку, что бывает раньше, что потом. Сначала ночь, потом...

10. Назови соседей утра, что было раньше, а что будет потом.

11. Назови пропущенное слово, используя слова утро, день, вечер, ночь: «Мы завтракаем а обедаем ...».

12. «Мы ложимся спать и все уже спим ...».
II. Представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».

1. Ответь на вопрос, используя слова «сегодня», «вчера», «завтра»: «Как называется день, который уже прошел?»

2. «Как называется день, который, идет?»

3. «Как называется день, который будет?»

4. Закончи предложение нужным словом— «вчера», «сегодня», «завтра»: «Мы гуляем на улице ...».

5. «На следующий день дети посетят музей. Это будет ...»

6. «Мы навещали бабушку в предыдущий день. Это было ...»

7. «Через полчаса мы пойдем гулять в парк. Это ...»

8. «На следующий день мы будем читать книгу. Это будет ...»

9. «Мы приехали из деревни в Москву день назад. Это было ...»

10. Определи, все ли правильно в этих предложениях? Исправь ошибку. «Завтра дети написали диктант».

11. «Вчера мы поедем в цирк».

12. «Вчера дети слушают музыку».
III. Представления о временах года.

1. Назови все времена года.

2. Выбери картинку, где изображена зима.

3. Выбери картинку, где изображено лето.

4. Выбери картинку, где изображена осень.

5. Выбери картинку, где изображена весна.

6. Разложи картинки с изображением времен года в правильном порядке.

7. Назови по порядку времена года, начиная с лета.

8. Скажи, что следует за осенью?

9. Скажи, что бывает перед летом?

10. Скажи, какое время года между летом и зимой?

11. Скажи, что бывает после весны?

12. Скажи, какое время года бывает до зимы?
IV. Представления о месяцах.

1. Скажи, сколько всего месяцев в году?

2. Скажи, сколько месяцев в каждом времени года?

3. Назови зимние месяцы.

4. Назови летние месяцы.

5. Назови осенние месяцы.

6. Назови весенние месяцы.

7. Назови второй месяц весны.

8. Назови последний месяц осени.

9. Назови, что бывает до и после сентября.

10. Определи, к какому времени года относятся эти месяцы? (К осени). Разложи их по порядку.

11. Отбери карточки с названиями зимних месяцев и разложи их по порядку.

12. Отбери карточки с названиями весенних месяцев и разложи их по порядку.
V. Представления о днях недели.

1. Назови дни недели по порядку.

2. Назови дни недели по порядку, начиная со среды.

3. Скажи, какой сегодня день недели?

4. Скажи, какой день недели был вчера?

5. Скажи, какой день недели будет завтра?

6. Скажи, какой день недели между средой и пятницей?

7. Назови, что бывает до и после среды.

8. Разложи карточки, изображающие дни недели (кружочками), по порядку и покажи четверг.

9. Назови, какой день недели я закрыла?

10. Назови вчерашний день по отношению к закрытому.

11. Выбери из карточек (с написанными днями недели) день, который бывает перед вторником и день, который идет после вторника.

12. Разложи карточки со всеми днями недели по порядку.
VI. Представления о мерах времени на часах.

1. Скажи, с помощью чего мы узнаем время?

2. Скажи, с помощью чего мы определяем время по часам?

3. Скажи, сколько сейчас времени на часах?

4. Поставь минутную стрелку на цифру 12, а часовую на цифру 9.

5. Скажи, сколько получилось времени?

6. Переведи минутную стрелку на пять минут назад.

7. Скажи, сколько стало времени теперь?

8. Переведи стрелку на 10 минут вперед.

9. Скажи, сколько стало времени теперь?

10. Скажи, как называется на часах стрелка, которая быстрей всех движется?

11. Скажи, что эта стрелка показывает?

12. Скажи, сколько пройдет времени, кода секундная стрелка обойдет один круг?
Анализ результатов рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:

* понимание общепринятых временных эталонов и их последовательности без самостоятельного их называния (выполнение действий, показ картинок);

* самостоятельное обозначение временных категорий при помощи устной речи;

* латентный период ответа;

* правильность, автоматизированность, самостоятельность выполнения заданий;

* использование помощи взрослого.
> Изучение субъективных представлений о времени

Изучение субъективных представлений о времени осуществляется по специально созданной методике, позволяющей изучить у школьников с алалией ощущения временного интервала длительностью 1 минута с помощью методов отмеривания, воспроизведения, сравнения и планирования. В основе этой методики лежат исследования Е.М. Гареева, А.С. Дмитриева, В.И. Лупандина, О.Е. Сурниной.

Методика обследования включает использование: диктофона; секундомера; кварцевых и песочных часов; магнитофона; и для отмеривания времени в процессе различных видов деятельности: листов в клетку; карандашей; ножниц и т. д.

Обследование предполагает. выполнение следующих заданий:

Проба 1. Отмеривание ребенком временного интервала, длительностью в одну минуту. С помощью этой пробы изучаются имеющиеся у школьника субъективные ощущения данного отрезка времени без специального предварительного обучения (предъявления временного эталона). Экспериментатор включает секундомер, внимание ребенка фиксируется на звуковом сигнале, указывающем на начало отсчета 1 минуты. Ребенок должен нажать на кнопку секундомера, когда, по его мнению, 1 минута прошла. Инструкция: «Я нажму на кнопку секундомера, ты услышишь сигнал. Начинай отсчитывать 1 минуту. Когда тебе покажется, что 1 минута закончилась, нажми на эту же кнопку. Тебе понятно?»

Выполнение начинается после того, как ребенок полностью усвоил инструкцию.

Проба 2. Сопоставление ребенком своих ощущений длительности эталонной минуты с собственными субъективными представлениями о минуте.

Выполнение пробы предваряется формированием у ре­бенка эталонного ощущения времени при помощи обуче­ния. Для этого ему предъявляется временной интервал, длительностью одна минута на механических часах. Внимание ребенка концентрируется на циферблате часов (на секундной стрелке), ученик следит за движением стрелки, отсчитывая секунды вслух.

Инструкция:. «Посмотри на часы. Покажи, какая стрелка нам может помочь определить, что прошла 1 минута? (Секундная). Сколько кругов она сделает за одну минуту? (Один). А сколько секунд в одной минуте? (60 с)». Если ребенок затрудняется ответить на какой-либо вопрос, экспериментатор помогает ему и просит ребенка запомнить правильный ответ. Далее экспериментатор предлагает ребенку: «Давай проследим за движением этой стрелки и посчитаем до 60. Счет должен совпадать с движением стрелки, так мы сможем запомнить, сколько длится 1 минута». После объяснения проверяется, правильно ли ребенок понял задание, если да, то ученик следит за секундной стрелкой, отсчитывая секунды, и запоминая свои ощущения данной длительности. В случае неправильного выполнения задания, обучение проводится повторно.

Далее ребенок приступает к выполнению пробы 2. Ему дается задание мысленно сравнить длительность только что сформированной эталонной минуты при помощи механических часов с длительностью минуты, которую он самостоятельно отмеривал до формирования эталонного ощущения. Сравнивая их, ребенок должен ответить на вопрос, соответствовала ли отмеренная им минута эталонной минуте, и если нет, то .была ли она больше или меньше, чем эталонная, то есть ребенок должен найти ошибку в своих субъективных представлениях об одной минуте. Инструкция. «Ты видел, сколько длится 1 минута. А твоя минута была такая же, как настоящая? Больше или меньше?»

Если ребенок не ошибается, то есть верно находит ошибку в своем отмеривании, экспериментатор подтверждает это. Если ученик говорит, что его минута была такая же или больше/меньше эталонной минуты, что не соответствует действительности, экспериментатор дает учащемуся правильный ответ.

Проба 3. Воспроизведение ребенком временного интервала (1 минута) после наблюдения за песочными часами, то есть повторного закрепления представлений о длительности 1 минуты.

Инструкция 1: «Посмотри на песочные часы. Песок в часах будет сыпаться ровно 1 минуту, то есть 60 секунд. Смотри и считай до 60. Запомни свои ощущения».

Когда ребенок закончит следить за пересыпающимся песком, экспериментатор просит его по памяти воспроизвести временной интервал длительностью в 1 минуту, после чего ребенок приступает к выполнению задания. Инструкция 2\ «Я нажму на кнопку секундомера, ты услышишь сигнал. Ты будешь сидеть 1 минуту, то есть столько, сколько сыпался песок, и когда это время пройдет, нажмешь на эту же кнопку».

Проба 4. Отмеривание детьми 1 минуты в процессе шагания ими на месте.

Инструкция. «Начни маршировать на месте по сигналу и остановись, когда, на твой взгляд, пройдет 1 минута».

Проба 5. Планирование ребенком деятельности, которую он может осуществить в течение одной минуты. Ученик должен определить количество овалов, которые он успеет раскрасить за 1 минуту. После закрашивания школьником овалов в течение одной минуты, предполагаемое ребенком количество овалов сравнивается с реальным числом раскрашенных фигур. Ребенку дается лист бумаги с изображением овалов (25 штук) и экспериментатор просит определить, сколько он успеет, раскрасить овалов за 1 минуту. Затем ребенок раскрашивает овалы карандашом в течение одной минуты, начиная и заканчивая работать по сигналу экспериментатора.

Инструкция: «Посмотри на лист бумаги. Отдели на листе те овалы, которые ты успеешь раскрасить за 1 минуту? А теперь по моему сигналу начинай раскрашивать овалы до тех пор, пока я не скажу «Стоп», тогда ты остано­вишься» .
Анализ результатов рекомендуется осуществлять по следующей схеме:

* высчитывается разница между воспроизведенной или отмеренной (TR) и заданной экспериментатором длительностью (Ts), которая обозначается как абсолютная ошибка воспроизведения или отмеривания (mа): ma = Ts — TR. Если абсолютная ошибка с положительным знаком, то она отражает тенденцию ребенка воспроизводить или отмеривать меньший интервал, если ошибка с отрицательным знаком, это говорит о том, что ребенок воспроизвел или отмерил большую длительность по отношению к заданной;

* при планировании ребенком своей работы учитывается количество выделенных им овалов, которые он успеет раскрасить за 1 минуту, и эта цифра сравнивается с числом реально раскрашенных овалов.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей