Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Ботрко Н.М. Управление образовательными системами. О исследовательский центр современных проблем воспитания н. М. Борытко, И. А. Соловцова управление образовательными системами учебник для студентов педагогических вузов Волгоград 2006


НазваниеО исследовательский центр современных проблем воспитания н. М. Борытко, И. А. Соловцова управление образовательными системами учебник для студентов педагогических вузов Волгоград 2006
АнкорБотрко Н.М. Управление образовательными системами.pdf
Дата26.04.2017
Размер0.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBotrko_N_M_Upravlenie_obrazovatelnymi_sistemami.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#15077
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5
ГУМАНИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА Выпуск 4 Российская академия образования Южное отделение Волгоградский государственный педагогический университет Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Н
АУЧНО
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ
Н.М. Борытко, И.А. Соловцова УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ Учебник для студентов педагогических вузов Волгоград
2006

УДК 37.014; 371.5; 37.07; 37.08
ББК 74.0 Б 839 Публикуется по решению Южного отделения РАО в соответствии с программой научных исследований Проектирование целостных личностно-развивающих педагогических систем в средней и высшей школе РК 01.20.0002252. Авторы
БОРЫТКО Николай Михайлович — др пед. наук, проф. (редактирование, Введение, темы 2–4, 8);
СОЛОВЦОВА Ирина Афанасьевна — канд. пед. наук, доц. (темы 1, 5–7). Рецензенты Е. В. Бондаревская — завкафедрой педагогики Ростовского государственного педагогического университета, заслуженный учитель РФ, действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор А. В. Кирьякова — проректор Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
Борытко, НМ. Управление образовательными системами Учебник для студентов педагогических вузов / НМ. Борытко, И. А. Соловцова; Под ред. НМ. Борыт- ко. — Волгоград Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 48 с. (Сер. Гуманитарная педагогика. Вып. 4). Б 839
ISBN 5-7087-0040-8 Раскрывается гуманитарный подход к управлению образовательными системами. Соответствует государственному образовательному стандарту 2005 г. Предназначен для студентов педагогических вузов. Может быть полезным для системы повышения квалификации работников образования.
ББК 74.
0
ISBN 5-7087-0040-8 © НМ. Борытко, И. А. Соловцова, 2006
ВВЕДЕНИЕ Задача теории управления образовательными системами — выявить закономерности управления в сфере образования, осмыслить образовательный процесс с позиций науки управления. Выделяют системы образования разного уровня функционирующие в масштабе страны, субъекта Российской Федерации, города или района. Но управлением занимается и рядовой учитель, и даже ученик первого класса, который управляет своей учебной деятельностью. Поэтому необходимо разбираться в гуманитарных аспектах управления образовательными системами.
Гуманитарность, те. обращенность к человеку, к его правами интересам — характерная черта современного общества и образования. Гуманитаризация современного образования, утверждая право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивает демократизацию управления образованием, активное и заинтересованное участие обучаемого или воспитанника в педагогическом процессе. Здесь педагогическая деятельность мыслится как со-деятельность, совместное преодоление затруднений в индивиду- ально-личностном становлении и субъектном развитии. Исходный принцип гуманитарной стратегии управления образованием состоит в том, что в педагогическом взаимодействии педагог самореализуется, саморазвивается, самоутверждается, профессионально взаимодействуя с учеником или воспитанником. Учебник продолжает серию Гуманитарная педагогика. В нем рассматриваются предусмотренные Государственным образовательным стандартом
2005 г. вопросы системного подхода в управлении образованием, характеризуются пути и способы реализации гуманитарной стратегии в управлении образовательным учреждением, формирования управленческой культуры работника сферы образования. При этом педагог рассматривается как субъект профессиональной деятельности, поведения, общения, культуры, субъект своей жизни — ее активный творец, а управление образованием — как способ формирования гуманитарных отношений в педагогическом процессе.
3
Тексты содержат не только теоретический материал с изложением выявленных в педагогической науке закономерностей, но также анализ примеров из практики образования, вопросы для более глубокого понимания учебного материала, упражнения для самостоятельной индивидуальной и групповой работы, которые можно также использовать в семинарско-практических занятиях. В конце учебника предлагается список литературы для более глубокого изучения рассмотренных в нем вопросов.
4

1. Понятие управления в образовании С позиций теории управления общеобразовательная школа (и любое образовательное учреждение) как сложная динамическая система выступает объектом управления. Управление отдельной школой представляет собой важнейшее, базовое звено в системе управления образованием. В общем виде управление во бра зова ни и можно рассматривать как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, реализацию его концепции и программы. Управление образовательными учреждениями представляет собой разновидность социального управления и является по сути своей гуманитарным, поскольку главное содержание деятельности всех его субъектов составляет руководство людьми. Все другие функции управления приобретают смысл не сами по себе, а как средства управления людьми, составляющими коллектив образовательного учреждения. Главная задача управления — создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности людей, работающих в образовательном учреждении. Такое понимание управления может быть раскрыто в следующих положениях если рассматривать управление образовательными системами с позиций гуманитарного подхода, то предпочтение следует отдать мягким, косвенным через создание соответствующих условий) способам управления управление рассматривается не как командование, властвование, а как сложная и очень ответственная деятельность по обеспечению функционирования и развития образовательной системы благоприятные условия для совместной деятельности людей могут быть созданы только на основе конструктивных отношений в коллективе образовательного учреждения создание таких отношений — важная составляющая управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. Наряду с понятием управление в сфере образования в последние годы все чаще используется понятие менеджмент. Введение этого понятия в категориальный аппарат педагогики связано с необходимостью дистанцироваться от традиционных представлений об управлении, которые раскрывались в таких характеристиках, как целенаправленное одностороннее воздействие субъекта на объект управления, влияние управляющей системы на управляемую с целью перевода последней в качественно новое заданное извне состояние. Понятие менеджмента предполагает в первую очередь ориентацию на интересы и потребности человека,
5
взаимодействие управляющей и управляемой систем. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу образования существенно дополняет теорию управления образовательными системами, позволяет придать ей новое качество и новое направление развития. Современные подходы к управлению образованием обусловлены в первую очередь новыми социальными требованиями ориентацией на подлинные неискаженные ведомственно- бюрократическим толкованием) образовательные потребности общества и человека (учащихся, педагогов, родителей новыми ценностями образования (человек, культура, общество) и новым пониманием миссии школы как учреждения, ответственного за становление гражданского общества и демократических отношений в нем вариативностью общего образования, множественностью типов образовательных учреждений. Среди новых требований, предъявляемых обществом к управлению образовательными системами разного уровня, — требования департизации, деидеологизации, демократизации управления. Реализация этих требований предполагает, что управление образовательным учреждением должно быть ориентировано не на определенную политическую или идеологическую линию, а на ценности общества во всем многообразии составляющих его людей.
Департизация означает запрет на создание в образовательных учреждениях партийных организаций, пропаганду партийно-политических взглядов и установок. Деидеологизация предполагает отказ от навязывания извне образовательному учреждению каких-либо идеологических и концептуальных установок. Демократизация в управлении образованием должна обеспечить участие в управлении наряду с администрацией также граждан и общественных неполи- тических организаций, развитие самоуправления, соблюдение прав и свобод человека в рамках образовательной системы. Важную роль в изменении характера управления образованием сыграла смена традиционной образовательной парадигмы гуманистической, а затем игу- манитарной. Отказ от претензий на целенаправленное формирование школой личности с заданными свойствами, понимание образования как педагогической помощи, ориентация на гуманитарные ценности, отношения диалогического взаимодействия между участниками педагогического процесса — все это существенно повлияло на характер управления образованием, его принципы и способы организации. В управлении образовательным учреждением можно выделить две стороны
1) управление образовательным процессом (организация учебных занятий и воспитательных дел, реализация основных функций управления учебно- воспитательным процессом 2) управление коллективом образовательного учреждения (педагогическими детским. При этом образовательный процесс и коллектив образовательного учреждения рассматриваются в качестве управляемых систем.
6
Педагогический коллектив представляет собой объект, обладающий собственными субъектными свойствами, волей, ценностями, идеалами, поэтому необходим максимальный учет его интересов, отношения к управлению, снятие чрезмерного противопоставления между администрацией и коллективом школы и переход от позиции мы — они к позиции мы все. Гуманитарное понимание управления в образовании выдвигает на первый план проблему доверия в образовательном учреждении. В современных условиях доверие является неотъемлемой составляющей конструктивных диалогических отношений, которые складываются между управляющими и управляемыми в образовательном учреждении. Доверие помогает справляться со сложными управленческими ситуациями, поощряет сотрудников к самостоятельным, творческим действиям, способствует сотрудничеству и стимулирует стремление к профессиональному и личностному совершенствованию. Исследователи выделяют две группы методов создания и укрепления доверия в организации — структурные (организационные) и гуманитарные. К структурным методам в сфере управления образованием относятся
Постановка и разъяснение высоких (напряженных) деловых целей в области совместной образовательной деятельности. Когда педагоги, сотрудники, учащиеся, администрация объединяются вокруг единой общей цели, они меньше внимания обращают наличные разногласия, больше доверяют друг другу. Кроме того, большинству людей для укрепления доверия необходимо осознавать, что окружающие преследуют цели, сходные сих собственными. Однако, ставя перед людьми высокие цели, руководитель должен обеспечить их понимание каждым членом коллектива, четко обозначить промежуточные задачи, желаемый результат, конечный продукт и критерии оценки эффективности работы. Условием эффективности применения данного метода является осознание членами коллектива того, что они являются соисполнителями единой цели, а еще лучше — соавторами в ее разработке.
Делегирование полномочий. Чрезмерная централизация, сосредоточение управления в одних руках неизбежно ведет к усилению бюрократического начала в управлении, сковывает инициативу руководителей нижних уровней, педагогов и учащихся, делая их пассивными исполнителями принимаемых без их участия решений, ведет к дублированию управленческих функций, потере времени, перегрузке как руководителей, таки исполнителей и, как следствие, к снижению уровня доверия. Напротив, передача отдельным лицами группам части управленческих полномочий, предоставление им свободы действий придает деятельности образовательного учреждения большую гибкость и способствует росту доверия.
Оптимальная регламентация деятельности членов педагогического коллектива. Многие руководители отмечают Когда мы не говорим людям, что им надо делать, они работают гораздо лучше, чем если бы мы им об этом говорили. В
7
большинстве случаев существует обратная зависимость между количеством правили инструкций и высоким уровнем доверия чем больше сотрудники зависят от точных инструкций, тем меньше они доверяют друг другу. Поэтому необходимо установить небольшое количество правил, необходимых для безусловного исполнения всеми подчиненными, в остальном же предоставить им свободу творчества. Разумеется, каждый сотрудник должен знать о своих правах, обязанностях и правовых ограничениях своей деятельности, но способы деятельности в этих рамках должны выбираться самим подчиненным.
Оптимальная система обмена информацией. В образовательных учреждениях с высоким уровнем доверия педагоги, сотрудники и учащиеся всегда обладают информацией, необходимой для эффективного выполнения ими своих обязанностей. В школах же с низким уровнем доверия к наиболее важной информации имеет доступ только руководство школы (а иногда в разряд секретной попадает и та информация, владение которой обеспечивает творческую свободу педагогов. Бюрократическое руководство таким образом оберегает свою власть и формирует недоверие, определяя, кому какую информацию получать можно, а кому нельзя. Для поддержания доверия необходим прямой диалог между руководством школы, с одной стороны, и педагогами, сотрудниками, учениками — с другой. При решении важных вопросов информация должна предъявляться без искажений и недомолвок.
Сбалансированная система контроля. В образовательных учреждениях с высоким уровнем доверия контролирующее внимание сосредоточивается лишь на нескольких стратегических областях его деятельности. При этом четко определяются основные параметры контроля, его критерии и показатели. Расширяется состав субъектов контроля. В него могут входить совет школы, научно-методический совет, кафедры, экспертные советы при органах внутришкольного управления. Кг ума нита р н ы мм е то даму правления можно отнести следующие Разработка общих ценностей и принципов деятельности и постоянная ориентация на них. Взаимоотношения в коллективе образовательного учреждения слишком сложны, чтобы их можно было полностью охватить нормативными документами или предусмотреть все случайности. Поэтому доверие наиболее вероятно там, где люди разделяют определенную иерархию ценностей и норм. В этом случает от них можно ожидать последовательного, честного и ответственного поведения.
Формирование личных отношений между разными уровнями и группами подчиненных, создание благоприятного психологического климата в коллективе Создание ситуаций успеха для подчиненных. Такие ситуации целесообразно создавать для всех членов школьного коллектива — как для талантливых, одаренных сотрудников, таки для просто добросовестных работников и учащихся. Но особенно важны они для людей с заниженной самооценкой или для
8
новичков. Ситуации успеха позволяют каждому члену коллектива раскрыться, реализовать свои способности, что способствует установлению доверительных отношений.
Наглядная демонстрация символов доверия. Руководитель должен вести себя таким образом, чтобы вызывать доверие к себе подчиненных кроме того, он должен сам проявлять доверие по отношению к окружающим. Доверие к руководителю обусловливается его высоким профессионализмом (в том числе уровнем психолого-педагогической подготовки, а также личностными, индивидуальными и субъектными качествами. Одним из условий является также то, что руководитель пользуется социальными благами как равноправный член коллектива. Применение перечисленных методов обеспечивает становление конструктивных отношений между руководством и подчиненными, а также внутри коллектива образовательного учреждения. Управление в сфере образования можно рассматривать как гуманитарную деятельность, основанную в первую очередь на принципах демократизма и толерантности. На таком понимании управления базируется деятельность руководителя по обеспечению функционирования и развития образовательного учреждения.
2. Государственно-общественная система управления образованием Закон РФ Об образовании в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики в области образования определяет демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Это обусловлено не только потребностями демократизации общественной жизни, но и спецификой образования как объекта управления. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в, представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих цели образования научить жить вместе научить приобретать знания научить работать научить жить. Решение этих задач предполагает создание учащимися и педагогами демократического уклада жизнедеятельности образовательного учреждения, законов, правил общей жизни, принятых путем демократических процедур, созданием модели гражданского общества в рамках учреждения. Эксперты утверждают, что каждое третье правонарушение в России — это результат нереализованных в школе прав. Модель демократического управления обусловливает необходимость организации управления образованием как особой организации жизни ребенка, где бы он получал педагогическую помощь в самопознании и самовоспитании, самоопределении, раскрытии духовных устремлений.
9
В такой атмосфере формируется опыт гражданственности, демократии, конструктивности взаимоотношений, где каждому обеспечена возможность понять и принять другого во всем его своеобразии, понять мир в его хаотичном движении к некоему единству. Формирование подобного опыта и выработка на его основе гуманитарной жизненной позиции может содействовать созданию более совершенного мира, устойчивого человеческого развития, взаимопониманию между людьми, народами, развитию и совершенствованию демократии. Согласно Конституции РФ (ст. 71, 72) общие вопросы образования отнесены к вопросам совместного ведения. На этом основании в законе РФ Об образовании установлена компетенция различных уровней государственной власти в вопросах образования. Государственная политика Российской Федерации оформляется в законах, постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах различных министерств и других документах. Вне пределов ведения РФ ее субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Государственная политика претворяется в практическую деятельность федеральными агентствами, органами управления образованием, образовательными учреждениями, а также другими государственными и общественными организациями, решающими общеобразовательные и воспитательные задачи. Негосударственные образовательные учреждения также обязаны соблюдать основные направления государственной политики в области образования. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения. Руководитель несет персональную ответственность перед государством за управление и руководство всей деятельностью школы, за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, направленность воспитания и обучения, качество образования и поведение школьников, укрепление здоровья и физическое развитие, а также за финансово-хозяйственное состояние и технику безопасности в школе. Заместители директора выполняют функции руководства по отдельным направлениями аспектам деятельности школы. Закон предусматривает два способа определения руководителя образовательного учреждения назначение или выборы. Руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения, как правило, назначается соответствующим органом управления образованием. Руководитель негосударственного образовательного учреждения может быть назначен учредителем учредителями) по трудовому договору или попечительским советом, а может быть выбран советом попечителей, педагогическим советом, общим собранием, советом негосударственного образовательного учреждения с последующим заключением, трудового договора.
10
Управление и руководство образовательным учреждением осуществляется на основе сочетания единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет и другие органы, порядок выборов которых и компетенция определяются уставом учреждения. Формы самоуправления в образовательном учреждении должны быть такими, чтобы обеспечить право на участие в управлении его работникам (ст. 52 Трудового кодекса РФ, обучающимся (ст. 50 Закона Об образовании, родителям, законным представителям (ст. 52 Закона. Такое право может иметь и учредитель, если это определено в договоре между ним образовательным учреждением. Совет образовательного учреждения может состоять из представителей всех групп коллектива, обучающихся и родителей. На его заседаниях рассматриваются проекты некоторых локальных нормативных актов (например, положение о платных образовательных услугах, предпринимательской деятельности. Совет образовательного учреждения является общественным коллегиальным органом, в задачи которого входит помощь, необходимая для эффективного функционирования и развития учреждения, реализации важнейших требований, предъявляемых государством и обществом к обучению и воспитанию учеников. Совет оказывает конкретную помощь администрации учреждения последующим направлениям реализация принятых решений по материальному обеспечению школы, организация внеклассной воспитательной работы и трудовой подготовки школьников, привлечение родителей и общественности к совместной работе по воспитанию детей и организации охраны здоровья, питания и отдыха детей. В последние годы получает распространение такая форма самоуправления общеобразовательного учреждения, как попечительский совет, порядок выборов и компетенция которого, в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ Об образовании, определяются уставом общеобразовательного учреждения. В состав попечительского совета могут входить не только педагоги, родители и учащиеся, но также заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения политики, бизнесмены, общественные деятели. Попечительский совет помогает в привлечении внебюджетных финансовых средств для совершенствования материально-технической базы, обеспечения деятельности и развития учреждения, в улучшении условий труда педагогических и других работников содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий решает другие предусмотренные уставом вопросы. Попечительский совет осуществляет общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательного учреждения.
11
Педагогический совет общеобразовательного учреждения определяет ведущие направления деятельности школы, обсуждает состояние учебно- воспитательного процесса, программу основных учительских совещаний и общешкольных мероприятий. Педагогический совет образуется для коллегиального рассмотрения вопросов учебной, воспитательной и методической работы в школах, где имеется более трех учителей. В состав педагогического совета входят педагогические работники, администрация учреждения, председатель родительского комитета. Педагогический совет рассматривает в основном ведущие научно-педагогические вопросы учебно-воспитательного процесса утверждает планы работы, дает оценку деятельности руководителей школы и учителей и решает организационные вопросы утверждает распределение нагрузки учителей, назначение классных руководителей, руководителей методических объединений, перевод обучающихся из класса в класс, утверждает аттестационные материалы. Члены совета могут вносить на его рассмотрение вопросы, связанные с улучшением работы школы. Заседания педагогического совета проводятся обычно один разв течение четверти однако в случае необходимости директор имеет право созывать внеочередные заседания совета. К каждому заседанию совета проводится заблаговременная подготовка. Коллективная методическая работа учителей, кроме педагогического совета, организуется в методических объединениях, деятельность которых в некоторых учреждениях координируется методическим советом. Необходимость в таком совете возрастает при работе школы в инновационном режиме, когда требуется экспертиза и утверждение новых программ, разработок, проектов. Участие общественности в управлении образованием обеспечивают профсоюзные и общественные организации образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что к таким организациям не относятся политические партии и движения, чьи организационные структуры создавать в государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещено законом. Особую роль в управлении образовательным учреждением играет профсоюзная организация. Без согласия профсоюза, к примеру, нельзя освободить от работы ни одного работника школы (исключение составляют случаи, предусмотренные п. 3 ст. 56 Закона об образовании ист Трудового кодекса РФ. Одной из действенных форм участия профсоюза в управлении образовательным учреждением являются производственные совещания, на которых обсуждаются вопросы организации труда, техники безопасности, соблюдение трудового распорядка. Профсоюзная организация участвует в проведении профессиональных конкурсов педагогов, оценке их труда, внимательно изучает все вопросы приема и увольнения учителей. Демократизация управления школой невозможна без помощи родительского актива, который принимает участие в привлечении родительской общественности к активному участию в жизни школы, в развитии материальной базы образовательного учреждения и распределении средств, выработке режима дня, внеклассной воспитательной работе, ремонте школы и т.д. Родительский комитет избирается общешкольным родительским собранием на один год. На своих заседаниях он обсуждает состояние учебно-воспитательного процесса, порядка в школе, уровня подготовки и воспитанности обучающихся, предъявляет претензии к учителями администрации учреждения, может обсуждать и отдельные конфликтные ситуации, высказывать свое мнение о классных руководителях и отдельных учителях. Председатель родительского комитета участвует в работе совета образовательного учреждения и педагогического совета, На развитие демократизации управления образовательным учреждением влияют ученические организации. Участие в них помогает развивать у школьников инициативу, чувство человеческого достоинства, понимание демократии, свободы. Согласованная деятельность различных органов управления образовательным учреждением позволяет установить в нем комфортный психологический микроклимат, утвердить нормы этики, демократии. МЛ. Портнов (Азбука школьного управления. М, 1991) в этой связи выделяет следующие основные нравственные требования к учителям
– проявлять максимум уважения друг к другу, избегать замечаний, наносящих ущерб работоспособности, самочувствию коллеги вместе стем проявлять честность, принципиальность и требовательность друг к другу
– стремиться укреплять авторитет друг друга, не обсуждать с детьми деятельность коллег, не разглашать педагогических тайн
– доброжелательно относиться к детям и родителям, не переходя границ близости, не допуская фамильярности
– не кричать на детей, не унижать их человеческого достоинства, быть внимательными к их нуждами заботам, оказывать помощь в учебе и труде
– принимать участие в походах, играх, трудовых делах учащихся, показывая пример точности, аккуратности, организованности
– быть строгими, требовательными, но справедливыми, открыто обсуждать поступки детей, мотивировать свои замечания, наказания, оценки, всегда выполнять свои обещания. Демократизм как основание гуманитарности предполагает умное, всестороннее, свободное обсуждение, поиски лучших решений, подготовленные, взвешенные рекомендации при действительной свободе обсуждений и выборов. Демократизация вовсе не требует единомыслия и единогласия, подлинно демократические решения принимаются большинством голосов, при соблюдении права меньшинства быть услышанными понятым, права на искренний поиск консенсуса или компромисса. А в случае их невозможности те, кто остался в меньшинстве, обязаны честно подчиниться, тогда работа будет идти продуктивно. Управление учреждением образования — это целенаправленная организация отношений между людьми, которые складываются в образовательном процессе.
13
Демократический стиль руководства предполагает отчетность руководителей учреждения перед коллективом, свободу критики, гласность и право на любую постановку вопросов, связанных с руководством школы и положением дел в коллективе. Общественный контроль стимулирует развитие демократизации в управлении учреждением и, главное, способствует формированию воспитывающей среды, гуманитарной атмосферы образовательного учреждения, которая оптимизирует профессионально-педагогическую деятельность педагогов и обеспечивает помощь в самостановлении и саморазвитии школьников. Участие общественности в управлении образовательным учреждением обеспечивается и тем, что оно представляет общественности ежегодные отчеты о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, в особенности заработанных самим образовательным учреждением (хотя на практике почти повсеместно руководители учреждений нарушают это положение п. 32 Закона РФ Об образовании. Этот отчет может быть опубликован в форме газетной статьи или просто вывешен в образовательном учреждении. С ним должны быть знакомы все сотрудники учреждения. Участие в управлении администрации учреждения, коллегиальных органов и общественных организаций составляет систему управления. Система управления — это совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуются функции управления (ММ. Поташник, B. C. Лазарев). Система управления — это в первую очередь система совместной деятельности. Чтобы быть эффективной, она должна быть целенаправленной и организованной. Для этого требуется согласование интересов различных людей и групп, согласование их усилий на достижение общей цели.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей