Результаты контент-анализа четырех сочинений-миниатюр на тему «Мой друг»: абсолютные показатели
Субъекты
| Количество единиц счета
| Катего
| рии анал
| иза
| Всего
|
|
| поведение
| оценки
| интерпретация
|
| Б.М., уч-ца
| различных
| 5
| 3
| 1
| 9
| 4 кл.
| всего
| 5
| 4
| 1
| 10
| Г.О., уч-ца
| различных
| 4
| 10
| 6
| 20
| 6 кл.
| всего
| 5
| 10
| 6
| 21
| С. Т., уч-ца
| различных
| 7
| 16
| 16
| 39
| 8 кл.
| всего
| 7
| 22
| 16
| 45
| Р. Л.,уч-ца
| различных
| 8
| 27
| 22
| 57
| 10 кл.
| всего
| 9
| 33
| 30
| 72
|
С точки зрения абсолютных показателей можно сделать вывод об увеличении от одного сочинения к другому и общего числа единиц содержания, и их количества по каждой из трех учтенных категорий. Видно, что конкретность оценок и интерпретаций растет гораздо быстрее, чем конкретность фиксации различных действий.
По относительному показателю — показателю содержательного разнообразия — можно сделать вывод о росте общего разнообразия и о росте разнообразия в рамках двух категорий: оценки и интерпретации. Разнообразие описания действий — поведения — даже несколько уменьшается.
Таблица 2
Оценка содержательного разнообразия четырех сочинений-миниатюр на тему «Мой друг» по трем категориям анализа и в целом (Н, в битах)
Субъекты
| Катег
| ории анал
| 1иза
| В целом
|
| поведение
| оценки
| интерпретация
|
| Б. М., уч-ца 4 кл.
| 1,66
| 1,13
| 0,33
| 3,12
| Г. 0., уч-ца 6 кл.
| 0,95
| 2,10
| 1,25
| 4,31
| С. Т., уч-ца 8 ул.
| 0,85
| 2,36
| 1,94
| 5,15
| Р. Л., уч-ца 10 кл.
| 0,75
| 2,68
| 2,32
| 5,75
|
47
Можно также судить об относительном разнообразии категорий — подтем — в каждом сочинении, то есть судить о структуре содержательного разнообразия (таблица 3). Так, в сочинении четвероклассницы при раскрытии темы «характеристика друга» на поведение приходится около 53% общего разнообразия, а на интерпретацию — 11%. Эти пропорции последовательно изменяются, и в сочинении десятиклассницы на поведение приходится уже только 13%, а на интерпретацию — 40%. Наиболее устойчива в данном примере часть, которую занимает разнообразие оценки: от 36% до 49%.
Таблица 3 Структура содержательного разнообразия (в %)
Субъекты
| Категс
| зрии анали
| за
| В целом
|
| поведение
| оценки
| интерпре
|
|
|
|
| тация
|
| Б. М., уч-ца 4кл.
| 53
| 36
| 11
| 100
| Г. 0., уч-ца 6 кл.
| 22
| 49
| 29
| 100
| С. С., уч-ца 8 кл.
| 16
| 46
| 38
| 100
| Р. Л., уч-ца 10 кл.
| 13
| 47
| 40
| 100
|
Таким образом, динамика содержания сочинений позволяет судить о росте конкретности отражения, о росте разнообразия его предметности и о перестройке структуры разнообразия по взятым категориям: о снижении актуальности поведения в сравнении с повышением актуальности интерпретации при относительной устойчивости места, которое занимает оценка.
Алгоритм оценки содержательного разнообразия
1. Определение предметной области, с позиций которой будет рассматриваться содержание. Что в общем и целом нас интересует в данном тексте или в данных текстах ?
2. Определение основных категорий анализа:
2.1. Дедуктивно: на основе представлений аналитика об основных компонентах — сторонах — данной предметной области. Априорное — до опыта — вы-
48
деление тем, подтем, микротем, которые могут (или должны) быть раскрыты в тексте;
2.2. Индуктивно: на основе впечатления от подлежащего анализу текста (текстов). О чем именно в нем говориться? Выделение тем, подтем, микротем, фактически раскрытых в тексте (текстах).
3. Выделение в тексте единиц счета — слов и/или выражений — и распределение их по категориям.
4. Подсчет количества различных единиц L и частоты каждой из них f , где i == 1, 2, .... L.
5. Расчет относительной частоты — частотности р^ — для каждой из выделенных единиц содержания как отношения ее частоты f к общей сумме всех единиц Xi, с точностью до одной сотой (0,01):
f 15'tf
(как показывает практика, большая точность здесь не требуется).
6. Оценка разнообразия, или неопределенности, для каждой единицы (по К. Шеннону, в битах):
h, = - Р, log; p„ бит.
На практике используется таблица перехода от относительных частот р к оценкам неопределенности li (таблица 4).
Таблица 4
Значения h= — plog^p, в битах. Выдержки из таблицы 20А (по: 9. С. 244 - 245)
| 0,00
| 0
| 01
| 0
| 02
| 0,03
| 0,04
| 0,05
| 0,06
| 0,07
| 0
| 08
| 0
| 09
| 0,0
| 0
| 0
| 066
| 0
| 113
| 0,152
| 0,186
| 0,216
| 0,244
| 0,269
| 0
| 292
| 0
| 313
| 0,1
| 0,332
| 0
| 350
| 0
| 367
| 0,383
| 0,397
| 0,410
| 0,423
| 0,435
| 0
| 445
| 0
| 455
| 0,2
| 0,464
| 0
| 473
| 0
| 481
| 0,488
| 0,494
| 0,500
| 0,505
| 0,510
| 0
| 514
| 0
| 518
| 0,3
| 0,521
| 0
| 524
| 0
| 526
| 0,528
| 0,529
| 0,530
| 0,531
| 0,531
| 0
| 530
| 0
| 530
| 0,4
| 0,529
| 0
| 527
| 0
| 526
| 0,524
| 0,521
| 0,518
| 0,515
| 0,512
| 0
| 508
| 0
| 504
| 0,5
| 0,500
| 0
| 495
| 0
| 491
| 0.485
| 0,480
| 0,474
| 0,468
| 0.462
| 0
| 456
| 0
| 449
| 0,6
| 0,442
| 0
| 435
| 0
| 428
| 0,420
| 0,412
| 0,404
| 0,396
| 0,387
| 0
| 378
| 0
| 369
| 0,7
| 0,360
| 0
| 351
| 0
| 341
| 0,331
| 0,322
| 0,311
| 0,301
| 0,290
| 0
| 280
| 0
| 269
| 0,8
| 0,258
| 0
| 246
| 0
| 235
| 0,223
| 0,211
| 0,199
| 0,187
| 0,175
| 0
| 162
| 0
| 150
| 0,9
| 0,137
| 0
| 124
| 0
| 111
| 0,097
| 0,084
| 0,070
| 0.056
| 0,043
| 0
| 029
| 0
| 014
|
49
7. Подсчет суммарной оценки разнообразия для каждой категории анализа и для текста в целом:
L
Н = I h, бит.
1
8. Оценка доли общего разнообразия (в %), приходящейся на отдельные категории — темы, подтемы, микротемы... — в рамках текста.
Пример реализации алгоритма
Возьмем самый простой случай из четырех рассмотренных: сочинение четвероклассницы Б. М.
«У меня есть подружка Света. Мы очень давно познакомились. Ходили в один садик, учимся в одном классе. На улице мы играем в мячик, в прятки, в догонялки. Мы друг друга не оставляем в беде. Света очень хороший друг! У меня есть сестренка. Света помогает мне с ней нянчиться».
1. В сочинении выделяется то, что характеризует друга.
2. Основные категории анализа определяются в данном случае дедуктивно: на основе сформулированных выше соображений о генезисе сознательного образа человека. Это фиксация поведенческих актов, различные оценки и интерпретация.
3. Выделение в тексте единиц содержания — слов и/ или выражений — и распределение их по категориям (таблица 5).
Таблица 5
Распределение единиц счета по категориям при анализе сочинения четвероклассницы Б. М.
Поведение
| Оценка
| Интерпретация
| познакомиться
| очень
| оставлять в беде
| ходить
| давно
|
| учиться
| очень
|
| играть
| хороший
|
| помогать
|
|
|
4. Подсчет количества различных единиц L и общего их количества f (таблица б, столбцы 2 и 3).
50
Таблица 6
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |