Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Абрамова Практикум по возрастной психологии. О том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней 3


НазваниеО том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней 3
АнкорАбрамова Практикум по возрастной психологии.doc
Дата15.09.2017
Размер2.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАбрамова Практикум по возрастной психологии.doc
ТипГлава
#11945
страница6 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Результаты контент-анализа четырех сочинений-миниатюр на тему «Мой друг»: абсолютные показатели

Субъекты

Количество единиц счета

Катего

рии анал

иза

Всего





поведение

оценки

интерпре­тация



Б.М., уч-ца

различных

5

3

1

9

4 кл.

всего

5

4

1

10

Г.О., уч-ца

различных

4

10

6

20

6 кл.

всего

5

10

6

21

С. Т., уч-ца

различных

7

16

16

39

8 кл.

всего

7

22

16

45

Р. Л.,уч-ца

различных

8

27

22

57

10 кл.

всего

9

33

30

72


С точки зрения абсолютных показателей можно сделать вывод об увеличении от одного сочинения к другому и общего числа единиц содержания, и их количества по каждой из трех учтенных категорий. Видно, что конкрет­ность оценок и интерпретаций растет гораздо быстрее, чем конкретность фиксации различных действий.

По относительному показателю — показателю содержа­тельного разнообразия — можно сделать вывод о росте об­щего разнообразия и о росте разнообразия в рамках двух категорий: оценки и интерпретации. Разнообразие описания действий — поведения — даже несколько уменьшается.

Таблица 2

Оценка содержательного разнообразия четырех сочинений-миниатюр на тему «Мой друг» по трем категориям анализа и в целом (Н, в битах)

Субъекты

Катег

ории анал

1иза

В целом



поведение

оценки

интерпретация



Б. М., уч-ца 4 кл.

1,66

1,13

0,33

3,12

Г. 0., уч-ца 6 кл.

0,95

2,10

1,25

4,31

С. Т., уч-ца 8 ул.

0,85

2,36

1,94

5,15

Р. Л., уч-ца 10 кл.

0,75

2,68

2,32

5,75


47

Можно также судить об относительном разнообразии категорий — подтем — в каждом сочинении, то есть су­дить о структуре содержательного разнообразия (таблица 3). Так, в сочинении четвероклассницы при раскрытии темы «характеристика друга» на поведение приходится около 53% общего разнообразия, а на интерпретацию — 11%. Эти пропорции последовательно изменяются, и в сочинении десятиклассницы на поведение приходится уже только 13%, а на интерпретацию — 40%. Наиболее устой­чива в данном примере часть, которую занимает разнооб­разие оценки: от 36% до 49%.

Таблица 3 Структура содержательного разнообразия (в %)

Субъекты

Категс

зрии анали

за

В целом



поведение

оценки

интерпре­









тация



Б. М., уч-ца 4кл.

53

36

11

100

Г. 0., уч-ца 6 кл.

22

49

29

100

С. С., уч-ца 8 кл.

16

46

38

100

Р. Л., уч-ца 10 кл.

13

47

40

100


Таким образом, динамика содержания сочинений по­зволяет судить о росте конкретности отражения, о росте разнообразия его предметности и о перестройке структу­ры разнообразия по взятым категориям: о снижении ак­туальности поведения в сравнении с повышением акту­альности интерпретации при относительной устойчивос­ти места, которое занимает оценка.

Алгоритм оценки содержательного разнообразия

1. Определение предметной области, с позиций кото­рой будет рассматриваться содержание. Что в общем и целом нас интересует в данном тексте или в данных тек­стах ?

2. Определение основных категорий анализа:

2.1. Дедуктивно: на основе представлений аналитика об основных компонентах — сторонах — данной предметной области. Априорное — до опыта — вы-

48

деление тем, подтем, микротем, которые могут (или должны) быть раскрыты в тексте;

2.2. Индуктивно: на основе впечатления от подлежа­щего анализу текста (текстов). О чем именно в нем говориться? Выделение тем, подтем, микротем, фактически раскрытых в тексте (текстах).

3. Выделение в тексте единиц счета — слов и/или выра­жений — и распределение их по категориям.

4. Подсчет количества различных единиц L и частоты каждой из них f , где i == 1, 2, .... L.

5. Расчет относительной частоты — частотности р^ — для каждой из выделенных единиц содержания как отно­шения ее частоты f к общей сумме всех единиц Xi, с точ­ностью до одной сотой (0,01):

f 15'tf

(как показывает практика, большая точность здесь не требуется).

6. Оценка разнообразия, или неопределенности, для каждой единицы (по К. Шеннону, в битах):

h, = - Р, log; p„ бит.

На практике используется таблица перехода от отно­сительных частот р к оценкам неопределенности li (таб­лица 4).

Таблица 4

Значения h= — plog^p, в битах. Выдержки из таблицы 20А (по: 9. С. 244 - 245)



0,00

0

01

0

02

0,03

0,04

0,05

0,06

0,07

0

08

0

09

0,0

0

0

066

0

113

0,152

0,186

0,216

0,244

0,269

0

292

0

313

0,1

0,332

0

350

0

367

0,383

0,397

0,410

0,423

0,435

0

445

0

455

0,2

0,464

0

473

0

481

0,488

0,494

0,500

0,505

0,510

0

514

0

518

0,3

0,521

0

524

0

526

0,528

0,529

0,530

0,531

0,531

0

530

0

530

0,4

0,529

0

527

0

526

0,524

0,521

0,518

0,515

0,512

0

508

0

504

0,5

0,500

0

495

0

491

0.485

0,480

0,474

0,468

0.462

0

456

0

449

0,6

0,442

0

435

0

428

0,420

0,412

0,404

0,396

0,387

0

378

0

369

0,7

0,360

0

351

0

341

0,331

0,322

0,311

0,301

0,290

0

280

0

269

0,8

0,258

0

246

0

235

0,223

0,211

0,199

0,187

0,175

0

162

0

150

0,9

0,137

0

124

0

111

0,097

0,084

0,070

0.056

0,043

0

029

0

014


49

7. Подсчет суммарной оценки разнообразия для каж­дой категории анализа и для текста в целом:

L

Н = I h, бит.

1

8. Оценка доли общего разнообразия (в %), приходя­щейся на отдельные категории — темы, подтемы, микро­темы... — в рамках текста.

Пример реализации алгоритма

Возьмем самый простой случай из четырех рассмот­ренных: сочинение четвероклассницы Б. М.

«У меня есть подружка Света. Мы очень давно познако­мились. Ходили в один садик, учимся в одном классе. На улице мы играем в мячик, в прятки, в догонялки. Мы друг друга не оставляем в беде. Света очень хороший друг! У ме­ня есть сестренка. Света помогает мне с ней нянчиться».

1. В сочинении выделяется то, что характеризует друга.

2. Основные категории анализа определяются в данном случае дедуктивно: на основе сформулированных выше соображений о генезисе сознательного образа человека. Это фиксация поведенческих актов, различные оценки и ин­терпретация.

3. Выделение в тексте единиц содержания — слов и/ или выражений — и распределение их по категориям (таб­лица 5).

Таблица 5

Распределение единиц счета по категориям при анализе сочинения четвероклассницы Б. М.

Поведение

Оценка

Интерпретация

познакомиться

очень

оставлять в беде

ходить

давно



учиться

очень



играть

хороший



помогать






4. Подсчет количества различных единиц L и общего их количества f (таблица б, столбцы 2 и 3).

50

Таблица 6
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей