Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Абрамова Практикум по возрастной психологии. О том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней 3


НазваниеО том, что такое психология развития, и о некоторых методах исследования в ней 3
АнкорАбрамова Практикум по возрастной психологии.doc
Дата15.09.2017
Размер2.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАбрамова Практикум по возрастной психологии.doc
ТипГлава
#11945
страница8 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1.

Исследование возрастной динамики

переживаний через самонаблюдение

Стимульный ма­териал: рис. 17 — человек в разные возрастные перио­ды его жизни.

Инструкция:

«Перед вами изоб­ражение одного и того же человека в разные возрастные периоды его жизни. Постройте моно­логическое выска­зывание, характе­ризующее психи­ческую реальность человека с пози­ции каждого воз-



Рис. 17

62

раста. В этом высказывании укажите возраст персонажа (используйте карту психической реальности)».

Запишите ваши высказывания, отметьте, какие измене­ния и в каких модальностях наиболее существенно характе­ризуют возрастные особенности психической реальности.

При интерпретации результатов используется понятие об устойчивых и изменчивых качествах психической ре­альности.



Задание № 2. Организация

самонаблюдения

Стимульный материал:

рис.18 и 19.

Инструкция: «Посмот­рите внимательно на эти рисунки.

Дайте полный самоот­чет в том, какие мысли

Рис. 18

связаны у вас с каждым рисунком, какие чувст­ва вызывает у вас каж­дый рисунок».

Проанализируйте дан­ные своего самоотчета с точки зрения соответст­вия возникших мыслей и чувств вашей личной Я-концепции.



Рис. 19

63

Задание № 3. Исследование процесса самонаблюдения

I. Вспомните, сколько окон в одной из больших ауди­торий вашего учебного заведения (преподаватель может назвать одну из аудиторий), где у вас часто проходят за­нятия. Проверьте число окон. Почему возможны ошибки?

II. Прочитайте следующий список слов и закройте его после прочтения. Ответьте на следующие вопросы: 1) Сколько всего слов в списке? 2) Что общего было у всех слов? 3) Почему на один вопрос ответить проще, а на другой труднее? 4) Что изменится в вашем прочтении это­го ряда слов, если вам предложить прочитать его еще раз?

Список слов: очаг, огонь, овраг, озеро, окунь, окрош­ка, окно, овал, обоз, оборона, оборка, обман, олово, опус, околесица, отрок, огурец.

Задание № 4. Чтение текста

Как можно быстрее прочитайте текст про себя: «Диди встала позже, чем обычно, — было уже за полдень, что-то напевала и расчесывала перед зеркалом непослушные маль­чишеские кудри. На ней была любимая черная пижама:

корсаж слегка стянут переплетом шнура и разрезан до пояса, и сквозь черный переплет — розовое. В этом костю­ме и с подрезанными волосами — девочко-мальчик — она была как средневековый паж: из-за таких строгая дамы легко забывали рыцарей и так охотно выкидывали вере­вочную лестницу с балкончика башни».

Закройте прочитанный текст. Вспомните, какая логи­ческая и грамматическая ошибки были в нем допущены. Запишите их.

Откройте текст. Прочитайте еще раз. Найдите эти ошиб­ки, объясните, почему вы их (заметили) не заметили при первом чтении.

В оригинале текста написано так: «Корсаж разрезан до пояса и слегка стянут переплетом шнура» (в учебном тексте допущена логическая ошибка), в оригинале написано «стро­гие дамы» (мн. число), в учебном тексте «строгая дамы» (грам­матическая ошибка).

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА И НАБЛЮДЕНИЯ

Из кн.: Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. — Л., 1925

С. 39. «Различные виды психологического экспери­мента.

64

Существует много способов видоизменять при помо­щи эксперимента течение душевных процессов человека. Но в общем эти способы сводятся к тому, что мы даем испытуемому известного рода впечатления при помощи внешних раздражителей — звуковых, световых, осязатель­ных и др.

Этот метод — один из важнейших методов психологи­ческого эксперимента. Он так и называется — метод впе­чатлений. Другой метод, тоже очень характерный для экс­перимента, метод выражений. Дают известное раздраже­ние и следят за тем, как испытуемый реагирует на него или отвечает на это раздражение. Например, можно искус­ственно вызвать у человека испуг или чувство удовольствия, или ощущение боли и смотреть затем, как это отразится на его внешних проявлениях. Для этой последней цели можно следить за выражением лица, фотографировать или под­робно описывать его, или же при помощи особых прибо­ров записывать пульс, дыхание у данного субъекта и т. п.

...Введение внешних объективных условий и раздражи­телей, которыми характеризуется эксперимент, явилось для психологии особенно важным и плодотворным.

Введение экспериментального метода в психологию произошло в середине XIX столетия. Эксперимент при­шел в психологию из той естественной науки, которая является наиболее близкой к ней, — из физиологии. Фи­зиология, изучающая функции органов чувств, пришла к заключению, что здесь приходится иметь дело не только с чисто физиологическими процессами — деятельностью мышц и периферических нервов, но также и с психоло­гическими явлениями.

Когда физиолог исследует процесс зрения, ему прихо­дится не только наблюдать над тем, что делается в глазу, как сокращается зрачок, как изменяется форма хрустали­ка, но также спрашивать испытуемого или наблюдаемого человека о том, какие зрительные ощущения он испыты­вает, как изменяются эти ощущения в разных случаях. Одним словом, оказывается, что исследование органов чувств — область, пограничная между физиологией и пси­хологией. В этой пограничной области впервые и зародил­ся психологический эксперимент. Приведу пример подоб­ного эксперимента.

Даются два раздражителя — шарики, падающие с раз­ной высоты; экспериментатор просит прослушать эти звуки и сказать, который из них сильнее и который слабее. Боль­шинство думает, что звуки падающих шариков одинако-

3 Заказ 1563

65

вые, меньшая часть считает, что второй звук сильнее, еще меньшая часть думает, что второй слабее. На самом деле второй звук сильнее; большинство определило ошибочно. Это доказывает, что разница между этими двумя звуками была недостаточно сильной для того, чтобы различение произошло безошибочно: надо было при данных условиях увеличить эту разницу. Производится второй опыт с теми же шариками, но с большим расстоянием в высоте их падения. Большинство определило правильно.

Вы видите, что этот метод относится к числу методов впечатлений: я даю в данном случае два впечатления и прошу высказаться, сравнив их между собою.

В течение долгого времени исследования эксперимен­тальной психологии сосредоточивались на производстве опытов с ощущениями различных органов чувств. Об этих опытах и о полученных результатах мне еще придется гово­рить в дальнейшем. Сейчас я не буду останавливаться на них; сказал же об этом потому, что и по настоящее время многие считают, что область применения эксперимента в психологии ограничивается только исследованием разного рода ощущений и простейших восприятии. Мнение это со­вершенно неверно. Если так было до 80-х годов XIX столе­тия (потому что действительно исследования прежде со­средоточивались на той области, которая была более дос­тупна), то в настоящее время область применения психо­логических экспериментов чрезвычайно расширилась.

Почти одновременно с изучением ощущений подверг­лась исследованию скорость психических процессов. И здесь также эксперименты начались в области пограничной между физиологией и психологией. Физиологи начали исследо­вать скорость рефлексов, а затем перешли к исследованию более сложных произвольных движений. Например, когда человек, услышав звук, поднимает палец, это уже не [про­стой] рефлекс, а произвольная двигательная реакция. По­степенно начали усложнять эти опыты, и, таким образом, возник метод реакций, который, наряду с метода­ми впечатлений и раздражении, следует считать одним из основных методов в экспериментальной психологии.

В последнее время психологическому эксперименту ста­ли подвергать также и гораздо более сложные психичес­кие процессы. Вы видели на опыте с числами, показан­ном в прошлый раз, как можно экспериментировать с явлениями памяти, с процессом запоминания, воспро­изведения, узнавания и т. д. В настоящее время экспери­менту подвергают явление мышления, т. е. процессы суж-

66

дения, умозаключения, образования отвлеченных поня­тий, процессы, которые уже никак нельзя считать только физиологическими и которые, наоборот, всеми причис­ляются к наиболее важным и сложным явлениям жизни. Одним словом, можно сказать, что в настоящее время нет ни одного умственного (интеллектуального) процес­са, который не подвергался бы в том или ином виде экс­периментальному исследованию. В значительно меньшей степени доступны эксперименту область чувств и волевых процессов, и здесь действительно экспериментальная пси­хология дала нам сравнительно еще немного.

Что касается самой техники экспериментальных иссле­дований, то относительно ее я ограничусь здесь лишь не­многими замечаниями. Прежде всего, возможны экспе­рименты индивидуальные и коллективные. В первом случае эксперимент совершается над одним ис­пытуемым. Образцом такого эксперимента может служить опыт, произведенный мною на предыдущей лекции (за­поминание чисел). Наряду с этим экспериментом зна­чительную важность в области педагогической психоло­гии приобрел так называемый коллективный эксперимент, состоящий в том, что опыт произво­дится одновременно над многими лицами. В качестве при­мера напомню произведенный ранее над всей аудиторией опыт с различием двух последовательных звуков. Коллек­тивный эксперимент может производиться также и в дру­гой форме, именно — в форме опроса или анкеты.

Положим, например, что хотят узнать у разных лиц пре­обладающий у них тип умственных образов: зрительный, слуховой, моторный или смешанный. Для этой цели вы­рабатывается ряд вопросов, которые предлагаются боль­шому числу лиц, например: «Как вам легче учить ваши уроки — вслух или про себя? Как легче учить — по книге или с чужих слов? Когда учите по книге, то как легче за­помнить, — молча и следя одними глазами или повторяя про себя? Когда отвечаете урок, то припоминаете ли стра­ницу, на которой был ваш урок? На правой или на левой он был отпечатан? Когда отвечаете урок, то припоминаете ли шрифт, которым был напечатан он? Какой учебный предмет считается для вас самым легким, а какой самым трудным?»* Надо заметить, что все вопросы должны быть формулированы в самой определенной форме.

* Взято из книги А. П. Нечаева «Современная экспериментальная психология».

67

От испытуемых требуется произвести над собой неко­торое, сравнительно простое, самонаблюдение и отвечать на эти вопросы. Из сопоставления полученных ответов вы заключаете о природе умственных образов у тех лиц, ко­торые подверглись опросу. При обработке результатов про­изведенной анкеты можно пользоваться различными ста­тистическими методами: производят опрос на большом числе лиц, а затем группируют полученные результаты таким образом, чтобы вычислить процентное отношение к общему числу полученных ответов.

Наибольшей точностью из всех форм эксперимента отличается метод индивидуальный, т. е. исследование, производимое над одним человеком в лабораторной об­становке, в тишине, где никто не мешает, где легко мож­но сосредоточиться. По сравнению с индивидуальным исследованием, коллективный опыт представляется ме­нее точным. Там, где присутствует много лиц, внимание развлекается и нельзя так точно наблюдать над каждым лицом в отдельности, нельзя производить более подроб­ного опроса. Эти недостатки делают самый опыт менее точным. Но зато в этих коллективных исследованиях вы­года по сравнению с индивидуальным исследованием та, что здесь большее количество данных даст возможность выводить средние величины и сглаживать, таким обра­зом, отдельные колебания. В индивидуальных же исследо­ваниях многое может зависеть от того, что в данном слу­чае человек чувствует себя не совсем здоровым или утом­ленным или по своим индивидуальным особенностям он отклоняется в том или ином направлении. Когда опыты производятся над очень значительным числом лиц, то все индивидуальные особенности сглаживаются, и выступает налицо только результат, общий для всех, независимый от случайных ошибок и уклонений.

Еще один упрек, который ставят эксперименту, это — некоторая искусственность. В особенности это касается тех экспериментаторов, которые испытуемого ставят в искус­ственные условия, окружают его приборами, производят опыты в строгой тишине и создают в нем какое-то особое настроение и такое предрасположение в его сознании, которое резко отличается от того настроения и состоя­ния, в котором испытуемый находится в обычной жизни. Указывая на это обстоятельство, противники психологи­ческого эксперимента считают, что к результатам, полу­ченным экспериментальным путем, необходимо относить­ся с большой осторожностью.

68

На это можно возразить, что подобную искусственность всегда можно учитывать. Когда физиолог производит свои опыты над животными (например, в опытах с вивисекци­ями), он никогда не решится утверждать, что животные находятся в естественных условиях, но он учитывает эту разницу и все-таки имеет возможность делать известные выводы. Так поступают и психологи. Однако в последнее время в экспериментальной психологии, в особенности при исследовании высших умственных процессов, как мышление ассоциации и т. д., замечается стремление ста­вить опыты в более естественной обстановке. В настоящее время психологи-экспериментаторы не стараются окружать испытуемых очень сложными приборами, очень искусст­венной обстановкой. Они стараются производить экспери­менты в возможно более простой обстановке. Возник тер­мин «естественный эксперимент». На мой взгляд, это те­чение имеет важное значение, так как здесь мы видим попытку совместить произвольное вмешательство в психи­ческую жизнь человека (являющееся характерным призна­ком всякого эксперимента) с сравнительно простой и естественной обстановкой опыта.

Что же такое естественный эксперимент, и как он мо­жет бщь применен к изучению индивидуальности? Что­бы пояснить дело, приведем некоторые примеры. Поло­жим, что нам надо исследовать особенности движений, например быстроту и координацию их у отдельных лиц, для того, чтобы сравнить этих лиц между собою и уяснить себе их индивидуальную физиономию. К этой цели можно идти разными путями. Во-первых, путем простого внеш­него наблюдения, которое в своей примитивной, наибо­лее несовершенной форме применяется нами повседнев­но в обыденной жизни. Можно придать этому наблюдению большую объективность при помощи ведения дневника, применения подробно разработанной программы; тем не менее здесь вы все-таки остаетесь простым наблюдателем, ожидая, пока судьба и случай пошлют вам какое-либо об­наружение, которое будет в том или ином отношении ха­рактерным. С другой стороны, можно применить метод пси­хологического эксперимента. Можно заставить испытуемого как можно быстрее ставить карандашом точки или считать вслух, или повторять много раз подряд один и тот же ряд слов и т. д. Здесь применяется, следовательно, особый ис­кусственный прием, благодаря которому известный пси­хический процесс изолируется и в таком изолированном виде исследуется.

69

Но возможен еще и третий путь, который заключается в следующем. Наблюдая школьников во время занятий их, например, подвижными играми, ручным трудом или гим­настикой, можно выбрать такие игры или приемы, в ко­торых особенно характерно обнаруживаются те или иные индивидуальные особенности: быстрота движений, их координация, способность более или менее быстро при­способляться и приобретать навык к известным сложным движениям и т. д. Другим примером могут служить наблю­дения и эксперименты над детским чтением. Если при­смотреться к тому, что и как читают дети, то очень скоро можно установить здесь целый ряд индивидуальных осо­бенностей: одни любят читать, другие нет, одни предпо­читают сказки, другие легкую беллетристику, шутки, юмористические рассказы, третьи — серьезные книги популярно-научного содержания, четвертые интересуют­ся рассказами из жизни, с бытовыми особенностями.

То же самое можно сказать относительно игр: есть игры, в которых особенно ярко обнаруживается творчество ре­бенка, его инициатива, или, наоборот, его внушаемость, подражательность. Все подобного рода сложные проявле­ния ребенка могут быть использованы с целью создания из них путем дальнейшей разработки приема естествен­ного эксперимента.

В чем же должна заключаться эта дальнейшая разработ­ка? Речь идет, конечно, не о том, чтобы окрестить новым именем то, что уже было известно и раньше. Мы хотим указать на возможность дальнейшего усовершенствования подобных наблюдений с целью выработать из них научную методику, удовлетворяющую требованиям точного иссле­дования. Для этого необходимо прежде всего выбрать те игры, те способы чтения, те приемы гимнастики, те усло­вия и правила подвижных игр, при которых получались бы данные, наиболее характерные для определения индиви­дуальности. Если это будет сделано, то наблюдатель будет в состоянии, выбрав то или иное действие, совершаемое ребенком в вполне естественной обстановке, при естест­венных условиях, применить это действие в качестве экс­перимента, т. е. с целью вызывания у наблюдаемого тех или иных проявлений. Таким образом, наряду с простым на­блюдением, при котором исследователь пассивно ждет, когда случай предоставит ему тот или иной характерный факт, наряду с искусственными, лабораторными приема­ми, которые тоже имеют существенное значение, но ко­торые далеко не исчерпывают всей личности, мы можем

70

применить также и ряд естественных экспериментов. Так, для исследования быстроты и координации движений мож­но поставить ребенка в условия известного рода подвиж­ных игр; для исследования его интересов следует поставить его в условия чтения, т е. попробовать давать ему те или иные книги, заинтересовать его в том или ином направле­нии и посмотреть, как он будет реагировать на это; или поставить его в условия совместной прогулки и посмотреть, как ребенок будет относиться к тому, что встретится во время этой прогулки. Самые же эти условия нужно заранее детально изучить, чтобы знать, в какую обстановку мы ста­вим ребенка и чего можно ожидать в данном случае от де­тей различного типа. Существенным условием естественного эксперимента, отличающим его от эксперимента искусст­венного, является то, что сам ребенок не должен подозре­вать, что над ним производятся опыты. Благодаря этому отпадают смущение и та преднамеренность ответов, кото­рые зачастую мешают определению индивидуальности при условиях искусственного эксперимента»*.

МЕТОДЫ ОБЪЕКТИВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ГЕНЕТИЧЕСКИЙ

Наряду с экспериментом важное значение в психоло­гии человека имеет метод внешнего и объек­тивного наблюдения. Он заключается в том, что­бы производить возможно более подробные наблюдения за внешними проявлениями человека, за его поступками, словами, жестами и т. д., регистрируя их путем записи или каким-либо другим способом, а затем на основании этих подробных записей делать заключение относительно его внутренних переживаний, относительно его психических свойств и особенностей. Приведу пример подобного рода объективной записи, произведенной с целью составить подробную характеристику наблюдаемого индивидуума.

Описывается школьный день одиннадцатилетнего мальчика, который недавно поступил в школу «Среда, 2 марта Утром, как только пробил зво­нок, П вскочил, и в то время как товарищи нежились в своих кроватях и потягивались, он быстро оделся и пошел умываться, причем на ходу пры­гал некоторое время на одной ноге Умывался не более '/^ минуты, и ког­да вышет из умывальни, то руки у него оказались грязными, со следами

* Естественный эксперимент и его школьное применение/Сб под ред А Ф Лазурского - С 7 — 9

71

чернил На мои вопрос: чистил ли он зубы, мыл ли шею и уши, сказал «Позабыл». Велел снова идти мыться. Против обыкновения не упрямился, только спросил: «А снимите меня сегодня, вы обещались9» Я велел после умыванья зашить свою куртку, о чем говорил ему уже два дня. Через ми­нуту он снова вышел из умывальни, снес полотенце, но не положил на место, а, скомкав, бросил под подушку. Затем подкрался к спавшему еще товарищу и собрался сбросить с него одеяло, но предварительно оглянул­ся кругом и, заметив меня, закрылся руками и побежал по коридору во 2-й этаж. По дороге он мимоходом ударил слегка одного товарища, ути­равшего лицо у окна, и когда тот обернулся, то с самым невинным ви­дом стал смотреть в окно, как будто что-то искал глазами Проходя мимо кровати другого товарища, он незаметно от него отшвырнул ногою у него сапог и потом долго оборачивался назад, следя за тем, что будет делать он, когда обнаружит исчезновение сапога...»* и т. д.

Одним словом, ведется подробная запись поступков, слов и других проявлений наблюдаемого лица, причем выбираются проявления, наиболее характерные и наибо­лее ярко выражающие душевные переживания данного человека.

Наконец, следует упомянуть еще об одном методе психологического исследования, именно — о методе ге­нетическом. Он заключается в том, что наблюдают психический процесс не в том виде, как он проявляется у взрослых, вполне развитых людей, а в его зачатке, в его зародыше и постепенном развитии. Так, например, для выяснения вопроса о происхождении и развитии челове­ческой речи много интересного материала доставляют на­блюдения над развитием речи у детей. Наблюдая ребен­ка, мы видим, что сначала он только кричит или издает различные нечленораздельные звуки, затем эти крики связываются у него постепенно с известными чувствами и переживаниями. Горе, радость, страх, боль — вот те впе­чатления, которые вызывают в нем те или иные звуки. Мало-помалу эти звуки начинают превращаться в более членораздельные. Ребенок начинает подражать звукам взрослого человека, но он их еще не понимает, а затем постепенно из этого лепета, из этих подражаний звукам вырабатывается речь, какую мы слышим у взрослых лю­дей. Таким образом, изучая речь человека путем генети­ческого метода, мы убеждаемся, что речь не представля­ет собою чего-то искусственного, выдуманного и заучен­ного, а развивается так же естественно и постепенно, как и другие психофизиологические функции человека.

* Взято из статьи Н. Е. Румянцева

72

Наблюдение и созерцание с точки зрения феноменологического метода

НАБЛЮДАТЬ (видеть)

СОЗЕРЦАТЬ (смотреть)

(содержание)

(содержание)

точно знать, что

фиксировать и знать, как это делать обосновывать для себя его необходимость

без цели

не фиксировать процесс смотрения, раствориться в нем отдаться чувствам, впечатлениям

планировать заранее

без предварительно плана

отслеживать выполнение плана

без рефлексивного самоконтроля

описывать результаты, находить критерии описания, обобщать его в слове

результат — это новые переживания

(результат)

(результат)

протокол с фиксированной датой, точным временем, описанием объекта наблюде­ния

обогащение феноменологического поля, интуиции, переживаний, картины мира

параметров наблюдения, их изменения и в примеча­нии — наблюдатель-иссле­дователь, который а) вклю­чен в процесс, б) вне его

полная включенность, растворение в объекте, сопричастность ему и со­переживание






АППЕРЦЕПЦИЯ: через интуитивно поставленную задачу и случайное наблюдение может осуществить связь процессов наблю­дения и созерцания

Понятие апперцепции*

«Понятие апперцепции — это одно из тех понятий, которое в психологии имеет длинное прошлое, которое несомненно имеет огромное значение для течения всех психических процессов, но которое в то же время разны­ми психологами понималось различным образом, так как выдвигались на первый план то те, то другие стороны процесса апперцепции.

* Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная — Л 1925 -С. 89-90.

73

Для того чтобы дать вам представление о том, что такое апперцепция, я приведу пример. Положим, вы слушаете лекцию; речь идет о каком-то сложном материале, кото­рый мало вас затрагивает, который ничего не объясняет из вашей прошлой жизни, не стоит в связи с вашими ин­тересами. Вы воспринимаете далеко не все, думаете о по­стороннем, не сосредоточиваясь на этом предмете. Но вдруг лектор начинает говорить о близком вам предмете, кото­рый всегда вас интересовал, о котором вы сами думали. Вы сразу превращаетесь в слух и каждое слово лектора воспри­нимаете очень ясно и отчетливо, вы сосредоточиваете все ваше внимание на выслушивании слов лектора и на стара­нии уяснить их. Психологи скажут, что вначале процесс протекал без участия апперцепции, а во втором случае мы имеем право говорить о наличности апперцепции.

Итак, чем характеризуется процесс апперцепции? Во-первых, — большей яркостью, живостью и отчетливос­тью воспринимаемых впечатлений; в этом отношении ап­перцепцию можно отождествить с сознательностью или с вниманием. Во-вторых, — большей напряженностью, большей активностью; в этом отношении процесс ап­перцепции приближается к волевому усилию. В-третьих, вы воспринимаете апперцептивно то, что вас больше зат­рагивает, интересует, больше касается вашего «я»; в этом смысле процесс апперцепции является теснейшим обра­зом связанным с личностью. Как я вам обрисовал, про­цесс апперцепции в этом смысле является действитель­ным отражением вашей личности, потому что, зная, чем интересуется данный человек, вы до некоторой степени можете заключить о том, что такое он из себя представ­ляет. Таким образом, об апперцепции мы можем гово­рить в тех случаях, когда в психическом про­цессе активно участвует наше «я», ядро нашей личности, благодаря чему и самый процесс становится ярче и интенсивнее.

Процесс апперцепции часто получал в старой психо­логии чисто метафизическое освещение — как явление чистой активности личности и т. п.

Реалистически же понятый процесс апперцепции яв­ляется выражением того, что накопленный личностью и окрашенный ее интересами опыт всегда так или иначе участвует в психической деятельности личности.

С этой точки зрения ни один из актов поведения чело­века не является чисто пассивным: он всегда включает в

74

себя наряду с накоплением нового опыта и воздействие старого опыта на восприятия и реакции человека.

Это и может быть в тесном смысле названо апперцеп­цией. Этим я пока ограничусь по вопросу об апперцеп­ции, так как впоследствии нам еще придется к нему вер­нуться».

ПЕРЛЗФ. ОПЫТЫ ПСИХОЛОГИИ САМОПОЗНАНИЯ. - М., 1993. - С. 17

«С конца девятнадцатого века, когда психология нача­ла отделяться от философии и превращаться в самостоя­тельную науку, ее представители стремились к «подлин­ной научности», соответственно этому они старались как можно лучше копировать в своей области те методы, ко­торые были приняты в более развитой науке — физике. В качестве соответствия атому, как более элементарной частице материи, ранние психологи стремились найти «ато­мы» поведения — неделимые дальше элементы, из кото­рых можно было бы «собирать» более сложные реакции. При этом они старались по возможности придерживаться методов экспериментального исследования, принятых в физике. С современной точки зрения, их методы были не­сколько примитивны, но современные экспериментато­ры, несмотря на усложнившуюся технику, остаются уль­траконсервативными в выборе проблем исследования. Они боятся обратиться к чему-нибудь, что нельзя было бы из­мерить и подсчитать с помощью уже имеющихся техни­ческих средств, и поэтому мало что могут сказать о таких действительно человеческих проблемах, как эмоции или личность. Они полагают, что нужно еще пятьдесят или сто лет развития психологии, прежде чем она сможет об­ратиться к столь сложным темам».

«Клиницистов» обвиняют прежде всего именно в не­возможности привести доказательства своих теорий. В от­личие от экспериментатора, сидящего в своей лаборато­рии, клиницист с самого начала должен так или иначе иметь дело с человеческим поведением во всей его слож­ности, поскольку он пытается лечить пациентов, а они не столь деликатны, чтобы заботиться о простоте проявле­ния проблем. Неотложность этих проблем заставляет его оставаться сосредоточенным на эмоциональных кризисах жизни и ограждает от погружения в глубины возможных исследований ради чисто научных целей, то есть поста­новки безопасных задач для увеличения списка собствен-

75

ных публикаций. Тем не менее для клинициста представ­ляет опасность само богатство и разнообразие клиническо­го материала. Постоянно связанный дефицитом времени, приученный необходимостью действовать по интуиции, часто не знакомый со страстью экспериментатора к вери­фикации или презирающий ее, — он выдвигает теории, которые оказываются причудливой смесью тонких прозре­ний и необоснованных спекуляций. Тем не менее его рабо­та настолько плодотворна, что на нее опирается в наше время сама возможность освободить человека от специфи­ческих человеческих искажений собственного облика».

«...можно сказать, что терапевтическое интервью яв­ляется экспериментальным «минута за минутой» в смыс­ле «попробуем и посмотрим, что получится». Пациент постигает опыт самого себя. Английское слово «experience» (опыт) происходит от того же слова, только латинского — пробовать, что и слово «эксперимент». Словарное значе­ние слова «опыт» точно соответствует тому, что мы здесь имеем в виду: «актуальное переживание события или ряда событий».

Планирование действий — первое условие эксперимента

Из кн.: Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — МГУ, 1982. - С. 22, 31, 42 и др.

«Даже если в эксперименте просто дублируется по­вседневная жизнь испытуемых — то, что они делают, и то, что их окружает,— то в него все равно должна быть вне­сена система... без специальной организации эксперимен­та мы можем получить только отдельные корреляции...

Независимая переменная. Это значит, что эксперимен­татор изменяет ее по своему плану... она включает в себя состояния. Иногда вместо слова «состояние» используют еще термин «условие» и «фактор».

Протоколирование — второе условие эксперимента

Эксперимент не может существовать в уме, факт его проведения оформляется в документах. После эксперимента у исследователя остается одна или несколько переплетен­ных тетрадей, в которых содержится буквально все, что об этом эксперименте можно сказать:

экспериментальная гипотеза;

определение независимой переменной;

76

изложение способа оценки, способа представления результатов измерений для определения значений зави­симой переменной;

учет других обстоятельств эксперимента;

расписание занятий; приемы анализа данных для про­верки экспериментальной гипотезы и изложение возмож­ных способов интерпретации результатов;

самое важное — первоначальное описание деятельнос­ти испытуемого, протокол на датированных страницах;

анализ результатов, вывод об исследуемой гипотезе.

Цель экспериментального отчета — как можно эффек­тивнее донести до предполагаемых читателей смысл экс­перимента.

Адекватный способ изложения — вот к чему следует стремиться в экспериментальном отчете.

Во-первых, — и это главное — экспериментальный отчет должен быть написан ясно. Во-вторых, отчет разде­лен на стандартные си-разделы. Такой способ его оформ­ления помогает автору организовать материал. Он помога­ет и читателю, поскольку тот уже знает, где и что ему искать. Если тщательно следовать структуре описания, то опытный исследователь сможет повторить эксперимент самостоятельно. Это называется воспроизводимостью эк­сперимента. Далее мы приводим разделы эксперименталь­ного отчета и их функции:

1. В «Названии» сообщается об изучаемой проблеме.

2. В «Кратком содержании» автор передает основной смысл того, что было сделано и что получено в резуль­тате.

3. Во «Введении» рассказывается о том, ради чего экс­перимент был задуман и проведен.

4. В разделе «Методика» дается подробное описание того, как проводился эксперимент.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей