Главная страница

О. В. Белова Художественный редактор


Скачать 2.09 Mb.
НазваниеО. В. Белова Художественный редактор
АнкорPravilno_li_govorit_vash_rebenok_i_nado_li_idti_k_logopedu.doc
Дата24.01.2018
Размер2.09 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPravilno_li_govorit_vash_rebenok_i_nado_li_idti_k_logopedu.doc
ТипДокументы
#35345
страница1 из 2
Каталог
  1   2




0. Е. Грибова







УДК 376.36+373 ББК 74.3+74.90 Г82

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может переиздаваться

или распространяться в любой форме и любыми средствами,

электронными или механическими, включая фотокопирование,

звукозапись, любые запоминающие устройства

и системы поиска информации, без письменного разрешения правообладателя.

Идея, разработка издания принадлежат издательству «Айрис-Дидактика»

Грибова О. Е.

Г82 Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? —М.: Айрис-пресс, 2004. —24 с: цв. ил.

I8ВN 5-8112-0402-7

Это пособие адресовано, прежде всего, ответственным родителям, заботливым бабушкам и дедушкам, нерав­нодушным воспитателям дошкольных образовательных учреждений, врачам и всем остальным — тем, кого волнует, правильно ли формируется речь ребенка после 4-4,5 лет.

Автор книги — Ольга Евгеньевна Грибова, кандидат педагогических наук, профессор, имеет большой стаж практической работы в качестве учителя-логопеда, в настоящее время работает заведующей кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работни­ков образования.


ББК 74.3+74.90 УДК 376.36+373

I8ВN 5-8112-0402-7 © Айрис-пресс, 2004

Учебное издание

Грибова Ольга Евгеньевна

ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ ВАШ РЕБЕНОК И НАДО ЛИ ИДТИ К ЛОГОПЕДУ?

Ведущий редактор Н.А.Светлова

Редактор О. В. Белова

Художественный редактор О. В. Баурина

Иллюстрации А. А. Гурьев

Оформление обложки А.М.Драговой

Технический редактор С. С. Коломеец

Компьютерная верстка Г.В.Доронина

Корректор 3. А. Тихонова
Подписано в печать 26.06.03. Формат 60x90/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 3. Усл.-печ. л. 3. Тираж 5000 экз.

Заказ № 3809.

ООО «Издательство "Айрис-пресс"» 113184, Москва, ул. Б. Полянка, д. 50, стр. 3.

ФГУП Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат

детской литературы им. 50-летия СССР Министерства Российской Федерации

по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

170040, г. Тверь, пр. 50-летия Октября, 46.
От автора

К родителям! Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внима­ние только на то, насколько правильно малы­ми произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты звукопроизношения, но и по­могает расширить словарный запас, формиру­ет умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грам­матики.

Кроме того, логопед может подготовить ре­бенка к усвоению грамоты, если у него есть ка­кие-то проблемы с речью, и к дальнейшему бо­лее успешному обучению в школе.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необ­ходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию. Родители, воспитатели — полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. Без вашей помощи результаты коррекционной ра­боты будут низкими, а занятия очень продол­жительными даже у самого хорошего специа­листа.

Итак, вам потребуется не больше полу­часа, чтобы выявить, есть ли у вашего ре­бенка проблемы с речевым развитием.

К воспитателям! Эта книга поможет вам при обследовании детей не только быстро вы­явить группу риска по речевому развитию, но и использовать полученные данные при диагно­стике результатов обучения по разделу «Разви­тие речи».

К логопедам! Вы можете использовать эту книгу для проведения экспресс-диагностики уровня сформированности речи у детей до­школьного возраста в условиях массового об­следования детей-дошкольников.

  • Прочитайте обязательно!

Предлагаемая вашему вниманию книжка предназначена для проведения экспресс-диаг­ностики уровня сформированности речи у де­тей дошкольного возраста старше 4,5 лет. Это возраст, в котором у детей начинает формироваться умение составлять рассказ или, как го­ворят специалисты, связное высказывание мо­нологического характера.

Существует несколько причин, почему важ­но знать, правильно и формируется речь у ре­бенка в дошкольном возрасте.

  1. Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не зна­чит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глу­пый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специали­стов как можно раньше, чтобы они не стали пре­пятствием для его полноценного развития и ус­пешного обучения.

  2. Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодоле­нию, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребен­ка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специ­алисту, — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сде­лает вашего ребенка более успешным и счаст­ливым.

  3. Даже незначительные недостатки в разви­тии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В ре­зультате ваш умный, талантливый ребенок полу­чает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить! Обратитесь к специали­сту, если в результате проведенной вами диаг­ностики обнаружатся недостатки развития речи, даже, с вашей точки зрения, незначительные.

Не экономьте время на общении с ре­бенком!

Не бойтесь обращаться к специалисту!

  • Как работать с книгой?

В книге представлены следующие разделы: Обследование связной речи — составле­ние рассказа повествовательного характера по картинке, составление рассказа по серии кар­тинок.

Обследование грамматического строя речи — составление предложений по картин­кам, проверка сформированности навыка со­гласования местоимений «мой», «моя», «мое», «мои» с именами существительными, использования предложно-падежных конст­рукций, навыков словообразования и слово­изменения.

Обследование навыка звукопроизношения на ограниченном речевом материале, вы­явление правильности произношения звуков родного языка в естественной речи.

Обследование слоговой структуры сло­ва. Проверяется, правильно ли ребенок произ­носит слова, состоящие из разного количества слогов, и как сочетает звуки в этих слогах.

Обследование фонематического вос­приятия. Задачей этого раздела является вы­явление готовности ребенка к обучению чтению и письму: насколько он различает звуки родно­го языка, воспринимая их на слух.

Уровень сформированности словарно­го запаса ребенка, темп говорения, беглость речи, наличие запинок, качество голоса и дру­гие параметры можно определить по ходу все­го тестирования.

Совсем необязательно, что вам придется штудировать всю книгу. Если ребенок успешно справляется с первым заданием (составление рассказа повествовательного характера по картинке), переходите к разделу «Обследова­ние фонематического восприятия», пропус­кая другие разделы.

Если с первой страницы у малыша возни­кают трудности, внимательно читайте параметры оценки и выполняйте обследование по предложенному алгоритму, т. е. в определен­ной последовательности.

Обратите внимание на последнюю стра­ницу, посвященную подведению итогов.





  • Как проводить обследование

На каждом развороте книги с одной сторо­ны располагается картинный материал для ре­бенка, с другой — материал для взрослого. На «взрослой странице» вы найдете:

  • Инструкцию по проведению обследования.

  • На что обратить внимание.

  • Какие выводы можно сделать. Сначала внимательно изучите весь ма­териал. Затем сядьте рядом с ребенком, мож­но за столом, можно на диване, приготовьте ручку. Инструкции даются в игровой форме, так, чтобы ребенку было интересно рассматри­вать картинки и составлять по ним рассказы. Каждый работает со своей страницей: малыш рассматривает картинки, а вы отмечаете ре­зультаты в соответствующей таблице. Не делай­те ему замечаний. Заметив ошибку, не пытай­тесь тут же учить его отвечать правильно. Не высказывайте своего недовольства! Похвали­те: «Молодец! Ты хорошо работаешь». Учтите, что это материал для проверки, а не для рабо­ты над ошибками. Обучать малыша можно на другом, специально на это рассчитанном мате­риале и в другое время. Ваш ребенок не дол­жен бояться ошибок! Помните, он еще малень­кий, он еще многому научится.

Готовы? Тогда начнем.

Успехов вам и вашему ребенку!


Тестовый материал





Обследование связной речи

Задание 1

Попросите ребенка внимательно рассмот­реть картинку. Можете сказать ему: «Внима­тельно рассмотри картинку. Если тебе что-то непонятно, спроси у меня. Расскажи, что нари­совано на картинке». Если малыш не может сра­зу приступить к рассказыванию, задайте ему вопросы: «Где это происходит, когда, что дела­ют дети, что они делали до этого момента, что будут делать после этого?»

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

  • Ребенок составил рассказ самостоятельно.

  • Ребенок составил рассказ с небольшой по­мощью (вы задали ему один-два вопроса).

  • Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию.

  • В рассказе были использованы разные сло­ва (богатый словарный запас).


Трудности

Алгоритм дальнейших действий

  • Ребенок не смог составить рассказ самостоя­тельно

Переходите на следующую страницу — составле­ние рассказа по серии картинок

  • Ребенок только перечислял предметы на кар­тинке

  • Ребенок использовал отдельные очень корот­кие предложения

Вам надо провести полное экспресс-обследова­ние. Возможно, что у ребенка значительные про­блемы. Ему нужна срочная консультация специа­листа. Начните с логопеда

  • Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски»)

Обратите особое внимание на раздел Обследо­вание грамматического строя речи. Обрати­тесь за консультацией к логопеду

  • У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки

  • Ребенок только некоторые звуки произносит неправильно, как иностранец

Обратитесь к разделам Обследование навыка звукопроизношения, Обследование слоговой структуры слова, Обследование фонематиче­ского восприятия. Вашему ребенку нужны занятия с логопедом

  • Речь ускоренная, «захлебывающаяся», у ре­бенка время от времени появляются запинки

Внимание, возможно появление заикания. Сроч­ная консультация у логопеда или невропатолога

  • Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает

Обратите внимание на разделы Обследование грамматического строя речи и Обследование слоговой структуры слова. Если вы не обнару­жили речевых трудностей, возможно, что это про­явление особенности типа нервной системы ре­бенка. Посоветуйтесь с невропатологом или пси­хологом

  • Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка

Начните с консультации отоларинголога



  • Ребенок строил фразы правильно, без оши­бок.

  • Ребенок использовал предложения, состо­ящие из четырех и более слов.

  • Все звуки ребенок произносит правильно.

  • Речь была в нормальном темпе.

  • Речь плавная, без больших пауз между сло­вами, между слогами.

  • Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам, не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.







Обследование связной речи

Задание 2

Попросите ребенка внимательно рассмот­реть картинки и рассказать, какое событие на них изображено. Связаны ли картинки между собой или это разные истории? Попросите до­казать свое мнение.

Предложите ребенку представить, что кар­тинки — это кадры из мультфильма, и попроси­те придумать этот мультфильм. Пусть малыш проявит себя творчески. Но ограничивайте его фантазию рамками рассказа.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

  • Ребенок составил рассказ самостоятельно.

  • Ребенок составил рассказ с небольшой по­мощью (вы задали ему один-два вопроса).

  • Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию.

  • В рассказе были использованы разные сло­ва (богатый словарный запас).

  • Ребенок строил фразы правильно, без оши­бок.

  • Ребенок использовал предложения, состо­ящие из четырех и более слов.

  • Все звуки ребенок произносит правильно.

  • Речь была в нормальном темпе.

  • Речь плавная, без больших пауз между сло­вами, между слогами.

  • Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам, не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.

Трудности

Алгоритм дальнейших действий

  • Ребенок не смог обнаружить связи между картинками

Вам надо срочно проконсультироваться со специалистами. Начните с психолога или психоневролога

  • Ребенок часто отвлекается от темы рассказа, много посторонних деталей

Возможно, вы уделяете ребенку мало внимания.

Посоветуйтесь с психологом

  • Ребенок только перечислял предметы на картинках

  • Ребенок использовал отдельные очень короткие предложения

Вам надо провести полное экспресс-обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочная консультация специалиста. Начните с логопеда

  • Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски»)

Обратите особое внимание на раздел Обследование грамматического строя речи. Обратитесь за консультацией к логопеду

  • У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки

  • Ребенок только некоторые звуки произносит неправильно, как иностранец

Обратитесь к разделам Обследование навыка

звукопроизношения, Обследование слоговой

структуры слова, Обследование фонематического восприятия. Вашему ребенку нужны занятия

с логопедом

  • Речь ускоренная, у ребенка время от времени появляются запинки

Внимание, возможно появление заикания. Срочная консультация у логопеда или невропатолога

  • Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает

Обратите внимание на разделы Обследование

грамматического строя речи и Обследование

слоговой структуры слова. Если вы не обнаружили речевых трудностей, возможно, что это проявление особенности типа нервной системы ребенка. Посоветуйтесь с невропатологом или психологом

  • Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка

Начните с консультации отоларинголога



Обследование грамматического строя речи

Задание 1

Недочеты в грамматическом оформлении речи в логопедии называются аграмматизмами. Необходимо различать истинные аграмматизмы, причиной которых является несовершен­ство речевого развития ребенка, и возрастные, обусловленные особенностями становления языковой системы ребенка, т. е. ошибки роста.

Начинаем обследование грамматического строя речи с составления предложений по кар­тинкам.

Попросите ребенка рассмотреть подряд три картинки и рассказать вам, что на них на­рисовано. Если ребенок отвлекается, рекомен­дуется показывать ему по одной картинке, при­крыв остальные листком бумаги.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

  • Ребенок составил предложения самостоя­тельно.

  • Ребенок составил предложения с неболь­шой помощью (вы задали ему один-два вопроса).

  • Ребенок составил рассказ, проявив фанта­зию.

  • В предложении ребенок использовал сло­ва «потому что», «так как», «поэтому».

  • Ребенок составил сложные предложения, состоящие из нескольких частей.

  • Ребенок строил предложения правильно, без ошибок.

  • Ребенок использовал предложения, состо­ящие более чем из четырех слов.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам, не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.

Трудности

Алгоритм дальнейших действий

  • Ребенок не смог составить предложения самостоятельно

Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется консультация логопеда

  • Ребенок только перечислил предметы на картинках

  • Ребенок составляет очень короткие предложения

Вам надо провести полное экспресс-обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочная консультация специалиста. Начните с логопеда

  • Ребенок допускает ошибки грамматического

характера (говорит «не по-русски»)

Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что проблемы серьезные и вашему ребенку требуется срочная консультация логопеда





Солнце, мишка, пирамидка, брюки, дом, очки, окно, цветок, лимон, кукла, карандаш, ножни­цы, яблоко, чашка, книги, глаза, ложка, собака, Дед Мороз, яйцо.

Обследование грамматического строя речи

Задание 2

Попросите ребенка рассмотреть все кар­тинки и поиграть в игру «Жадина». Можно пред­варительно рассказать небольшую сказку о том, что когда-то далеко-далеко жил на свете жадный мальчик (жадная девочка), который не любил ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мое». Попросите ребенка изоб­разить этого жадину и ответить вам, о каких предметах, нарисованных на картинках, этот мальчик (девочка) сказали бы «мой», о каких «моя», «мое» или «мои». Например: «мое сол­нце», «мой мишка», «моя пирамидка», «мои брюки» и т. д.

Другой вариант— игра «Добрый мальчик (девочка)». Попросите ребенка разделить предметы, нарисованные на картинке, между вами. Например: «мое солнце», «мой мишка», «твоя пирамидка», «твои брюки» и т. д.

Если ребенок отвлекается, рекомендуется показывать ему по одной картинке, прикрыв


Трудности

Алгоритм дальнейших действий

  • Ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих

ошибок

  • Ребенок сделал больше трех ошибок и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки

Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется срочная консультация логопеда

  • Ребенок ошибается при согласовании с именами существительными среднего рода (солнце, окно, яблоко, яйцо) или множественного числа (брюки, очки, ножницы, книги, глаза)

Потренируйтесь с ребенком правильно составлять словосочетания с этими словами. В конце обследования вернитесь к этому материалу. Если ребенок по-прежнему ошибается и, кроме того, у

него есть другие речевые недостатки, лучше обратиться за консультацией к логопеду
о стальные листком бумаги, или использовать указку (карандаш), переводя ее с картинки на картинку слева направо сверху вниз.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

Ребенок выполнил все задание правильно. Ребенок ошибся один раз (не знал предме­та, изображенного на картинке). Ошибся один-два раза, но быстро испра­вил сам себя.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам, не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой те трудности, кото­рые испытывал ребенок.
















Обследование грамматического строя речи

Задание 3

Попросите ребенка рассмотреть верхний ряд картинок и ответить на вопрос: «Где лежат карандаши?» (В коробке, на коробке, за короб­кой, перед коробкой.) Если он затрудняется правильно ответить по картинке, вы можете смо­делировать данную ситуацию на реальной ко­робке карандашей и опять перейти к картинкам.

Затем попросите ребенка рассмотреть дру­гие картинки и найти один предмет, изображе­ние которого повторяется. Это мяч. Потом за­дайте вопрос по этим картинкам, например:

Где лежит мяч? Мяч лежит под стулом.

Где летит мяч? Мяч летит над забором (че­рез забор).

Откуда мальчик достает мяч? — Мальчик достает мяч из-под дивана.

Как девочка бросает мяч? — Девочка бро­сает мяч над головой.

Если ребенок затрудняется ответить на воп­росы по картинкам, попробуйте проделать те же манипуляции с настоящим мячом.

Требовать полных ответов необязательно. Главное, чтобы ребенок в ответе использовал предлоги. Если малыш сразу не понимает, что от него требуется, вы можете помочь ему с по­мощью наводящих вопросов.


Трудности

Алгоритм дальнейших действий

  • Ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок

  • Ребенок сделал больше трех ошибок и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки

  • Ребенок неправильно использует падежные

окончания имен существительных

  • Ребенок неправильно произносит предлоги

или заменяет одни предлоги на другие, не

подходящие по смыслу

Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется срочная консультация логопеда

Потренируйтесь с ребенком правильно составлять словосочетания с этими словами. В конце об-

следования вернитесь к этому материалу. Если

ребенок по-прежнему ошибается и, кроме того, у

него есть другие речевые недостатки, лучше обратиться за консультацией к логопеду
Если ребенок отвлекается, рекомендуется использовать указку (карандаш) переводя ее с картинки на картинку слева направо.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

  • Ребенок составил предложения самостоя­тельно.

  • Ребенок составил предложения с неболь­шой помощью (вы задали ему один-два вопроса).

  • Ребенок выполнил все задание правильно.

  • Ребенок ошибся один раз (не понял ситуа­ции, изображенной на картинке).

  • Ошибся один-два раза, но быстро испра­вил сам себя.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам. Не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Словообразование и словоизменение


а) Измени слова по образцу:

б) Измени слова по образцу:

Карандаш — карандаши

Шкаф —

Стол —

Нос —

Компьютер —

Баркатор —

Тигр — тигрица-тигренок-тигрята

Волк —

Лев —

Слон — слониха —

Корзун —

Дерево — деревья

Крыло —

Перо —

Стул —

Лист —

Намасо —

Стул — стульчик

Суп —

Диван —

Барабан —

Жуван —


Лоб — лбы

Рот —

Лев —

Палец —

Пловец —

Грамалец —

Учить — учитель

Строить —

Водить (машину) —

Хранить —

Вартить —







Обследование грамматического строя речи

Задание 4

Это задание не предполагает использования картинного материала. Мы предлагаем вам с ребенком выполнить следующее задание — из­менить слова по образцу. Игра называется «Изменяйка». Правила игры: ребенок внимательно слушает, как меняется слово в первой паре, и пытается изменять остальные слова так же, по аналогии. После того, как вы закончите играть со словами первого столбика, предупредите ребенка, что теперь слова будут изменяться не­сколько по-другому. Каждый раз, переходя к другой модели, активизируйте внимание ребен­ка. В конце каждого столбика мы поставили бес­смысленные слова или слова из «тарабарского языка». Если ребенок в процессе игры освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он, не задумываясь, будет изменять по этой модели.

Вам предлагается две серии заданий: А и Б. В серии А представлен материал по слово­изменению, в серии Б — по словообразова­нию.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):


  • Ребенок выполнил все задание правильно.

  • Ошибся один-два раза, но быстро испра­вил сам себя.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.


Трудности

Алгоритм дальнейших действий

  • Ребенок не мог понять, что от него требуется

Попробуйте в свободное время поиграть с ребенком в слова. Если возникли трудности, обратитесь за консультацией к логопеду

  • Ребенок смог самостоятельно изменять слова только после изучения 3-4 примеров

  • Ребенок сделал больше трех ошибок в каждой серии заданий и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки

Возможно, что у вашего ребенка отмечаются и

другие недостатки в развитии речи. Продолжите

обследование. Мы рекомендуем вам срочно обратиться за консультацией к логопеду
Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам, не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.

Шары, виноград, звезда, корзина, машина, хлеб, черепаха, кастрюля, белка, милиционер








Обследование слоговой структуры слова

Слог — минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов, раз­личных по составу, постепенно. Поэтому у до­школьников сложные, малознакомые слова мо­гут вызывать трудности при произнесении. К школе ребенок должен освоить основные типы слоговых структур.

Попросите ребенка внимательно рассмот­реть картинки и назвать, что на них нарисовано.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

  • Ребенок все слова произносит правильно.

  • Ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам. Не унывайте, пользуясь следующей таб­лицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.


Трудности

Алгоритм дальнейших действий

  • Ребенок произносит только отдельные слоги,

не может проговорить все слово целиком

  • Ребенок сокращает слово, пропуская некоторые слоги или не договаривая слово до конца

  • Ребенок говорит очень странно. Он один слог

произносит многократно, заменяя им другие

слоги

  • Ребенок пропускает согласные там, где они

стоят рядом

  • Ребенок произносит слово несколько раз по-

разному

Если ошибка носит единичный характер, потренируйтесь произносить это слово правильно. Через несколько дней оцените результат вашей работы.

Если ошибок много, проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, что у вашего ребенка есть и другие проблемы









Трактор, шоколадка, лопата, жираф, самолет, мороженое, полотенце, страус, качели, зубная щетка


Обследование звукопроизношения

Формирование звукопроизношения при норме речевого развития заканчивается в воз­расте примерно 5 лет. К этому времени ребе­нок должен научиться правильно произносить все звуки (фонемы) родного языка, правильно использовать их в самостоятельной речи и не смешивать между собой. Современные дети осваивают звуковую систему языка немного позже — примерно к 5,5 годам.

Таким образом, если вашему малышу еще не исполнилось 5 лет, он «имеет право» не про­износить звук «р». Этот звук в его речи либо отсутствует, либо заменяется другим.

Но если у ребенка, независимо от возрас­та, отмечаются искажения какого-либо звука при его произнесении, т. е. звук есть, но он «не­правильно» звучит или заменяется другим «не­правильно» звучащим звуком, вам срочно тре­буется консультация логопеда.

Тревожным симптомом является смеше­ние звуков — ребенок вместо одного звука, который умеет говорить, например, «ш», — произносит «с»: сапка, а не шапка, коска, а не кошка. Аналогичные ошибки ребенок может сделать в дальнейшем при чтении и на пись­ме, у него возникают трудности в освоении школьной программы и, соответственно, пло­хие отметки.

Чтобы определить, насколько правильно у малыша сформировано звукопроизношение, понаблюдайте за ним в общении: все ли звуки он произносит правильно, не использует ли он неправильные артикуляции: не высовывает ли

язык, не раздувает ли щеки во время говоре­ния.

Если есть сомнения — обратитесь к ло­гопеду.

На соседней страничке представлен мате­риал, который поможет вам выявить у ребенка трудности при произнесении наиболее слож­ных согласных звуков: «р», «л», «с», «з», «ц», «ш», «щ», «ч».

Попросите ребенка рассмотреть картинки и назвать их по очереди, а сами внимательно по­наблюдайте, как он произносит эти звуки. Пос­ле этого предложите малышу поиграть в скоро­говорки. В первую очередь выбирайте те скоро­говорки, в которых есть звуки, вызвавшие у вас сомнения. Скороговорки произносятся снача­ла в нормальном или даже немного замедлен­ном темпе, а затем с постепенным ускорением.

Параметры оценки (поставьте плюсы на­против соответствующих пунктов):

  • Ребенок все звуки произносит правильно.

  • Ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам.

Вы поставили плюсы по всем пунктам. По­здравляем, переходите к разделу Обследова­ние фонематического восприятия.

Вы не смогли поставить плюсы по всем пун­ктам. Не унывайте, пользуясь таблицей насле­дующей странице, отметьте галочкой трудно­сти, которые испытывал ребенок.

ПОВТОРИТЬ СКОРОГОВОРКИ:

Шла Саша по шоссе.

На дворе растет трава, на траве лежат дрова.

Куры клюют просо.

На горке горько ревет Егорка.

Взял Валерка тарелку, взял Валерка другую.

У пеньков опять пять опят.

Как страшно мышке жить в норушке, у кошки

ушки на макушке.

Тощий Тимка всех тощее, тоще тощего Кащея.

Бегут ручьи, кричат грачи, и лишь сычи молчат

в ночи.

Не велика птица синица — да умница.



Параметры оценки к обследованию звукопроизношения

Трудности

Алгоритм дальнейших действий

  • Речь ребенка неразборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают

  • Ребенок многие звуки произносит мягко, как будто он еще маленький

  • Ребенок говорит очень странно. Преоблада­ют твердые звуки, как будто у него акцент

Здесь нечего обсуждать! Срочно к логопеду

  • Ребенок звук «р» произносит как француз. У

него красивый грассирующий звук

  • Ребенок произносит звуки «с», «з», «ц», как

англичанин, между зубами

  • У ребенка при произнесении звуков «ш», «ж» немного раздуваются щеки

  • При произнесении некоторых звуков в речи ребенка появляется хлюпающий призвук, воз­дух идет как-то вбок

  • Я не могу понять, но что-то ребенок произно­сит не так

Не важно, сколько вашему ребенку лет. У него сформированы неправильные артикуляционные уклады.

Ему требуются занятия с логопедом. Чем раньше вы

выясните, что с ребенком, тем быстрее вы решите

свои проблемы

  • У моего ребенка нет звука «р»

Если вашему ребенку больше 5 лет, лучше обра­титься к логопеду. Специалист решит, можно ли еще ждать или пора начать занятия

  • Ребенок смешивает звуки или использует

звук, где надо и не надо

Такое бывает в течение одного-двух месяцев, если

ребенок только научился произносить новый звук, например звук «р». Он им заменяет даже звук «л», который он умел произносить хорошо. Если вы от­мечаете замены и смешения звуков на протяже­нии продолжительного времени, проверьте, раз­личает ли ребенок эти звуки на слух (см. раздел Обследование фонематического восприя­тия), и обратитесь к логопеду. Этот недостаток может проявиться на письме

Параметры оценки к обследованию фонематического восприятия

Трудности

Алгоритм дальнейших действий

  • Ребенок делает ошибки время от времени.

При этом, если вы начинаете говорить громче или медленнее, у него улучшается качество

ответов

  • Ребенок, как правило, дает правильные ответы при повторном проговаривании «цепочки»

слогов взрослым

Если ошибка носит единичный характер, возможно,

что он в этот момент просто отвлекся. Если ошибки

носят регулярный характер, а ваш ребенок собирается в этом году идти в школу, есть смысл сходить

на консультацию к психологу. Скоро вашему ребенку придется сидеть на уроках, внимательно слушать

учителя, делать домашние задания. Для этого нуж­но устойчивое внимание.

Если ошибок много, проконсультируйтесь с лого­педом. Возможно, у ребенка есть проблемы

  • У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении одной или двух пар звуков

Это не катастрофа, но лучше начать занятия с логопедом как можно раньше

  • У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в

различении более двух пар звуков

Это довольно серьезно. Срочно обратитесь к логопеду

Обследование фонематического восприятия

В основе грамотного письма лежит умение ребенка правильно различать звуки речи — фо­немы. В системе русского языка одни фонемы имеют значительные отличия друг от друга и легко различаются детьми, другие очень близ­ки по звучанию или способу произношения и часто смешиваются.

Одним из признаков неблагополучия в раз­витии фонематического восприятия могут слу­жить замены и смешения фонем в устной речи. В ряде случаев с устной речью все в порядке, а проблемы фонематического восприятия суще­ствуют. Несвоевременно выявленная недоста­точность фонематического восприятия может проявиться уже в послебукварном периоде, когда ученики начинают писать диктанты.

Ошибки такого рода вызывают недоумение у родителей. Действительно, как можно напи­сать светы вместо цветы, порода вместо боро­да, коска вместо кошка, крильцо вместо крыльцо, — ведь звуки слышатся так четко, так ясно. И родители начинают ругать своих детей за невнимательность. А ругать в этом случае не за что. Дети не виноваты! Просто у них вовре­мя не сформировалось фонематическое вос­приятие в полном объеме. Своевременная коррекционная работа может полностью компен­сировать этот недостаток.

  1   2

перейти в каталог файлов
связь с админом