Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Епифанова О.В. Логопедия. О. в епифанова Логопедия Разработки занятий с детьми дошкольного возраста Выпуск 1 Волгоград


НазваниеО. в епифанова Логопедия Разработки занятий с детьми дошкольного возраста Выпуск 1 Волгоград
АнкорЕпифанова О.В. Логопедия.doc
Дата10.10.2017
Размер1.62 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЕпифанова О.В. Логопедия.doc
ТипДокументы
#27834
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8



О.В Епифанова

Логопедия

Разработки занятий с детьми

дошкольного возраста
Выпуск 1


Волгоград

2004
Работа по развитию речевого дыхания


Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
• Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
• При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
• Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
• При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
• При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной
выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится
нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются следующие:
1. Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя
специальные игровые упражнения.
2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить
небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
Уважаемые родители!
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с
непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений:
• Дутьё через соломинку в стакан с водой.
• Надувание воздушных шаров.
• Дутьё на разноцветные вертушки.
• Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.


Пускание мыльных пузырей.
• Дутьё на одуванчики весной.
При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.
А как интересно сделать своими руками игры для развития выдоха!
Сезонные игрушки: зимой снежинки, прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние ласточки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами; лёгкие птички, летающие над облачками из ваты, для мальчиков вертолётики и самолётики. А для девочек улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Как все интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться, ведь сделана она руками домашних. Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведёте ребёнка к осознанию акта дыхания, дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:
• вдох
и выдох через нос;
• вдох
и выдох через рот;
• вдох через нос, выдох через рот;
• вдох через рот, вы дох через нос.
Такую игру мы называем
«Осенний туман». А ещё интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЗ, ЭАУ,, УОА и другие. Только не забывайте напомнить ребёнку: сделать вдох носом и начинать « пение» на выдохе. Следите, чтобы ребёнок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи. Хорошо?

Как начинать работу
над звукопроизношением

Ребёнок не чужд любознательности по отношению к тому, как мы говорим, — к физиологии произношения. Он задаётся вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом направлении.

В большинстве случаев постановке звуков у детей предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, выработке нужных движений губ, языка.
Требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастике:
*Упражнения выполняются перед зеркалом.

*На каждом занятии разучивается 3 4 НОВЫХ упражнения.
* Главным требованием является выработка умения:
• удерживать правильную артикуляционную позу правильно в течение определённого времени, например, под счёт от одного до пяти;
• точно выполнять движения;
• следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.
* Дома занятия артикуляционной гимнастикой надо проводить ежедневно, в течение 5 —
7 минут 2 раза в день; заниматься нужно перед зеркалом.
* Если вы хотите, чтобы ребёнок занимался сам, советуем для каждого упражнения подобрать весёлое название и нарисовать (приклеить) в тетради для занятий картинку-символ: «лягушка», «слоник» и т.д.
*Чтобы ребёнку не наскучили занятия, можно проводить их в форме сказки, рассказа о «весёлом язычке», его «домике» - ротике, «заборчике» - зубках: о том, что «язычок умеет делать и чему он может научиться».
*Для логопедических занятий дома у ребёнка должно быть своё место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке, не слишком маленькое.

Работа начинается обычно с ознакомления с органами артикуляции. Отгадайте вместе с ребёнком загадки:
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью этим зверям отдаю.
(Губы, рот, зубы)
Двое смотрят, двое слушают,
один думает, один говорит.
(Глаза, уши, голова, язык)
Дайте ребёнку рассмотреть строение рта.
Вот губы, верхняя и нижняя; за губами «прячутся» зубы (объясните, что у детей зубы молочные), зубы верхние и нижние; за верхними зубами есть бугорки (мы называем их «горка за зубами»), их можно нащупать языком; за бугорками начинается твёрдое нёбо. (Здесь следует заметить, что у ребёнка, долго сосавшего в младенчестве соску, формируется высокое и узкое твёрдое нёбо, которое является впоследствии причиной неправильного произношения звуков.) Твёрдое нёбо переходит в мягкое нёбо, которое заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком (его видно в зеркале, если язык лежит спокойно).
Вот язык. У языка подвижный кончик, он может подниматься и опускаться. Спинка языка тоже может подниматься к твёрдому нёбу. Под языком подъязычная связка, мы называем её «ниточкой», «ножкой» языка. Если подъязычная связка слишком коротка и мешает кончику языка подниматься вверх, следует обратиться к хирургу-стоматологу, он даст необходимую консультацию.
Попросите ребёнка произнести перед зеркалом несколько слов, фраз. Он увидит, как открывается и закрывается рот, движутся губы, язык. А теперь попросите его положить ладонь на переднюю часть шеи, гортань. Произнося слова, он почувствует вибрацию в области гортани. Объясните ему, что так в горлышке рождается голосок. Голосовые связки можно назвать «ниточками», «струнками», которые дрожат, а можно сравнить с «колокольчиком», который звенит или молчит в зависимости от того, какие звуки мы говорим.
Таким образом, начинается большая и нужная работа с маленькими детьми; работа, подводящая малышей к постижению одновременно и своего собственного «Я» и к началу познания тайн РОДНОЙ РУССКОИ РЕЧИ.

Общие артикуляционные упражнения

Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног? Конечно же, занимаемся гимнастикой! В наших щёчках, губках и языке тоже есть мышцы. Если ты ещё не научился говорить трудные звуки Ш, Ж, Р, Л, Мышцы твоих артикуляционных органов ещё недостаточно окрепли и не умеют выполнять точных и ловких движений. Давай же научим наш ротик открываться и закрываться по команде, наши губки двигаться ровно и красиво, а язычок сделаем ровным и шустрым. За дело, дружок!

Название

Цель

Описание

"Голодные
птенцы"

Вырабатывать
умение удерживать широко открытый рот
в течение нескольких секунд.

Под слова взрослого: "Раз, два, три, четыре, пять", ребёнок держит рот широко раскрытым. Ротик закрываем и после этого вместе произносим:
"Можно ротик закрывать".


"Рыбка"

Вырабатывать умение удерживать сомкнутые губы в течение нескольких секунд.

Под слова взрослого:" Раз, два, три, четыре, ПЯТЬ", ребенок держит рот закрытым, губы напряжённою сомкнутыми.
Ротик открываем и после этого вместе произносим:
"Можно ротик открывать".

Голодные птенцы"
"Ры6ка"

Научить чередовать произвольное открывание и закрывание рта.

Под неторопливый ритмичный счёт взрослого:" Раз - два, раз -два", ребенок открывает и закрывает ротик.



Белочка грызёт орехи

Вырабатывать
умение плотно смыкать верхние и нижние зубки.


Взрослый считает:
"Раз, два, три, четыре, пять — мы как белочки опять". Ребёнок, широко улыбнувшись, щелкает зубками. После этого произносим вместе: "Раз, два, три, четыре, пять - мы как девочки (мальчики) опять"…



Лягушка

Вырабатывать
умение удерживать длительное время губы в улыбке, зубка плотно сжаты.


Ребёнок удерживает улыбку, взрослый комментирует:
"Подражаем мы лягушкам,

"Тянем губы прямо к ушкам,

Мы потянем, мы потянем…

(Затем вместе с ребёнком)

И нисколько не устанем".



Слоник

Вырабатывать
умение вытягивать губы трубочкой вперёд, удерживая их в таком положении длительное
время. Зубки
должны быть
плотно сжатыми.


Ребёнок удерживает губы, вытянутые "хоботком". Взрослый комментирует:

"Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну.

Потяну и перестану...

И нисколько не устану" Последние слова произносятся вместе с ребенком.

Лягушка – Слоник

Научить чередовать
положения губ,
растянутых в улыбке
и вытянутых в трубочку.


Под ритмичный счёт взрослого. "Раз - два, раз - два", ребёнок растягивает губы в улыбку и вытягивает их вперёд в трубочку. Напомните ему, что зубки должны быть сомкнуты.


Это были упражнения для мышц и связок верхней, нижней челюсти, губ.
А теперь поупражняем мышцы языка...

Название

Цель

Описание



"Язычок
на прогулке"

Вырабатывать умение поднимать язычок вверх, к носику; опускать вниз, к подбородку; двигать им в стороны, от
одного угла рта к другому.

Поднимаем язычок вверх, тянемся к носику: "Язычок хочет посмотреть на небо, нет ли тучек, светит ли солнышко". Опускаем язычок вниз, тянемся к подбородку: "Язычок смотрит на землю — нет ли луж после дождя". Ведём кончиком языка от одного угла рта к другому: "Язычок оглядывается по сторонам на домики своих соседей".

"Скалолаз"

Вырабатывать умение быстро перемещать
кончик языка из нижнего положения в верхнее.

"Представь, что перед язычком стоит лесенка, ему
нужно быстро подняться по ступенькам вверх, к носику, и тут же опуститься вниз, к подбородку". Упражнение можно сопровождать ритмичным счётом: Раз - вверх, два - вниз"

.
"Часики"


Вырабатывать умение чередовать движения языка от одного уголка рта к другому.

Губы растянуты в улыбке, узкий язычок перемещается от одного уголка губ к другому, не касаясь нижней губы:

"Бьют часы на старой башне:

Тик-так, тик-так.
А стенные побыстрее:
Тики-таки, тики-таки.

А карманные спешат:
Тики-тики-тики-так!"

Борцы

Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубками.


Рот широко открыт.
Кончик языка упирается
в верхние зубы изнутри.
"С язычком случилось
Он толкает зубы,
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы".
Затем толкаем изнутри
нижние зубки.





Накажем непослушный язычок

Выработать умение удерживать язык расслабленным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпать его верхней губой, затем покусать зубками.

"Мы прижмём язык губами:

ПЯ-ПЯ-ПЯ.

А потом прижмём зубами:

ТА-ТА-ТА"






Развитие мелкой моторики рук.
Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течении всего занятия:

  • Во время игр со словами и звуками для многократности их повторения;

  • В качестве дополнительной паузы, наряду с физкультурной минуткой, для снятия усталости и стабилизации внимания.

Каждое новое упражнение должно быть отработано, доведено до совершенства од контролем взрослого. Только тогда ребенок может играть самостоятельно, обнародовать свой успех и предложить кому-нибудь помощь для усвоения этого упражнения.

В русском фольклоре немало образцов частушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков.

Вспомните, мама делает «козу рогатую», поджимая все пальцы, кроме указательного и мизинца. Малыш также учится делать «козу» и «пугать» взрослых:

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Того забодает.

Мама учит малыша осознанному движению руками, имитируя движения крыльев птиц:

Гуси летели, лебеди летели,

Аисты летели, журавли летели…

Лунь плывет, карп плывет,

Лещ плывет, сазан плывет…

Движения рук при этом напоминают плавательные.

А вот как можно приговаривать, разводя руки ребенка в сторону:

Тятеньке – сажень, маменьке – сажень,

Брату – сажень,

А Колюшке – такую,

Большую – пребольшую!!!

А вот всем известные «ладушки» следует предварять веселой потешкой:

Ой, ладушки, лады, не поливаны сады.

Недосуг поливать – надо в ладушки играть.

Непосредственно играть с пальчиками начинаем с потешки «Сорока-белобока»:

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила…

(далее следует перечисление заслуг пальцев и

«наказывается» нерадивый, ленивый пальчик)

Сорока-белобока

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному – ложку,

Другом – ложечку,

Третьему – поварешечку…И т.д.

А вот целое семейство пальчиков. Где? А вот на листке бумаги обведена карандашом лапка вашего маленького. И каждому пальчику нарисованы забавные мордашки: глазки, ушки, улыбающиеся ротики, курносые носики, чубчики, и челочки. Получилось? А теперь потешки:

Вот Семен - большак,

Вот Васька – указка,

Вот Гришка – середка,

Вот палец безымянный,

Вот крошка Тимошка –

Вот моя ладошка.

Мальчик-пальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

Большаку –дрова рубить,

А тебе – воды носить,

А тебе – печь топить.

А малышке песни петь,

Песни петь и танцевать –

Родных братцев потешать!

Вот как пальчики шагают:

И мизинец, и большой,

Указательный и средний,

Безымянный – вот какой!

О, баю, баю, баю,

Живет дядя на краю.

Он не беден, не богат,

У него много ребят…

(считаем пальцы, загибая их)

А можно представить, что пальчики – это семья ребенка:

Вот дедушка, вот бабушка,

Вот папочка, вот мамочка,

Вот деточка моя – вот вся моя семья.

Сначала пальчики по очереди кланяются, представляясь. Затем по очереди укладываются спать и просыпаются:


Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул,

Спит малыш наш до утра…

Утро! Всем вставать пора!

Вот дедушка проснулся

И сладко потянулся,

Вот бабушка проснулась,

И всем нам улыбнулась,

Вот папочка проснулся…

И мамочка проснулась…

А деточка проснулся и заплакал:

Где игрушечки - погремушечки?

У дедушки юбилей. Пальчики по очереди поздравляют его.

Две руки – две семьи. Одна семья идет в гости к другой.

И, наконец, можно разыграть шутку, проверив тем самым усвоение ребенком счета:

ОДИН (загибается палец) ПАЛЕЦ (загибают другой), ДВА (третий) ПАЛЬЦА (загибают четвертый), ТРИ (пятый на очереди). Затем берут другу руку ребенка: С ЭТИМ (загибают пальчик) ПАЛЬЦЕМ (еще один) ЧЕТЫРЕ (загнул восьмой) ПАЛЬЦА (предпоследний загибается), ПЯТЬ. Так и получается на двух руках пять пальцев вместо десяти.


Работа над интонационной выразительностью
Интонация – это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.


  • Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и селе.

  • Темп – ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

  • Ритм – равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.

  • Фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.

  • Логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.

  • Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т.д.


При помощи этих средств выразительности в процессе общения осуществляется уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретет законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла. Интонация же иногда и изменяет смысл высказывания.

Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи.

Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.

При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную речь взрослых, и в самостоятельной своей речи начинают использовать нужные интонации. Попробуйте выразительно рассказать вместе с ребенком любое стихотворение, например:

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нет ведь пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

-Поглядите-ка, нашла!

Ищешь-ищешь, не найдешь,

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

Получилось? Здорово!

Теперь поговорим о работе над темпом речи. Ребенок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи. Артикуляция звуков ухудшается.

Иногда отдельные звуки, слоги и даже слова проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Учите детей отхлопывать ритмы. Например, такие:

Простые ритмы

Сложные ритмы

!! - !

! - !!

!! - ! - !

! - ! - !!

! – !!!

! - !! - !

! - !!!! - !

!!! - !! - !

! - !!! - !!!

! - ! - !!

!!! - ! - !

! - !! - !!

! - !!! - !

!! - !!! - !
!! - !!! -!!!

!!! - !! - !!

! - !! - !!!

!!! – !! - !

! - !!! - ! - !!

Вы уже задумывались над тем, как научить ребенка читать? Тогда вам будет интересна таблица, демонстрирующая постепенное усложнение ритмической и слоговой структуры слов для более успешного овладения чтением.

  • Двусложные слова с хореической ритмической структурой (лето, лужа).

  • Двусложные слова с ямбической ритмической структурой (лиса, вода).

  • Трехсложные слова с размером амфибрахий (корова, пилили, бежала).

  • Трехсложные слова с размером дактиль (дерево, весело).

  • Трехсложные слова с размером анапест (берега, пироги)

В такой же последовательности вводятся слова со стечениями согласных.

Слова со структурой ГЛАСНЫЙ – СОГЛАСНЫЙ – СОГЛАСНЫЙ – ГЛАСНЫЙ (арка, окно, ёлка) вызывают при чтении большие затруднения, чем вышеприведенные СГСГ.

Существенное значение имеет вышеприведенные стечения согласных по отношению к ударному слогу (в предударной позиции читать их легче).

Развитие слухового внимания.

Без внимания к звучащей материи у ребенка не сформируется правильное произношение, не выработаются навыки звукового анализа. Предлагаем вашему вниманию несколько игр, способствующих развитию слухового внимания.

Игра №1 «Где позвонили?»

Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Ребенку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комнаты. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами: звонит теперь ваш малыш, а вы угадываете направление звука.
Игра №2 «Скажи, что ты слышишь?»

Ребенку предлагается зарыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал: щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих вой ветра, лай собаки. Можно устроить соревнование между детьми и взрослыми или между маленькими друзьями: кто же услышит больше звуков? Игру очень хорошо проводить на прогулке.
Игра №3 «Тихо – громко»

Взрослый стучит бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?
Игра №4 «кто что услышит»

Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.

Игра №5 «Продавец и покупатель» или «На кухне»

Для этой игры потребуются жестяные коробочки. Вначале две, затем больше. Содержимое – различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится.

Не забудьте, что коробочки не открываются, а просто встряхиваются. Находясь с ребенком на кухне, дайте ему послушать, как звучат при встряхивании в коробках разные крупы.

Игра №6 «Найди игрушку»

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти её, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!
Игра №7 «Петух, наседка и цыплята»

Папа – петух, мама – наседка, ребенок – цыпленок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз и должен пропищать цыпленок. 3 постукивания – ПИ-ПИ-ПИ. Столько же раз кукарекает папа. Как в театре, правда?
Игра №8 «Жмурки с колокольчиком»

Водящему завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком звонит. Водящий должен дотронуться до него.
Игра №9 «Жмурки с голосом»

Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.
Игра №10 «Узнай по звуку»

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
Игра №11 «Солнце или дождик?»

Взрослый берет бубен или тамбурин: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!»

Игра №12 «Кто это?»

Взрослый держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не видели, какую именно он вытянул.

Затем следует подражание криками животного и его движениями. Дет, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом – картинкой.

Поиграйте с ребенком в эти игры или игры, которые вы придумали сами. Пригласите играть с вами соседских детей, родственников. Гарантируем, вы хорошо и весело проведете время. Желаем приятного общения.

Развитие речевого слуха
Эта работа начинается на материале неречевых звуков. Если Вы внимательно прочитали статью, посвященную развитию слухового внимания, то хорошо представляете эти игровые упражнения. Теперь наша главная цель – научить детей различать слова, фразы, звуковые комплексы по высоте, силе, тембру голоса. Ведь именно неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Вот некоторые игры, способствующие развитию речевого слуха.

Игра № 1 «Угадай, чей голосок»

Играющие сидят. Один ребенок становится в центре круга и закрывает глаза. Дети по очереди зовут стоящего в центре. Он должен узнать, кто его позвал:

Мы немного порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра № 2 «Улиточка»

Водящий – «улиточка» - становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улитка – улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога.

Отгадай, кто я, улиточка моя.

Тот, чей голос «улитка» узнала, сам становится водящим.
Игра № 3 «Угадай, кто это»

Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга. Ему завязывают глаза и раскручивают.

Затем он идет в любом направлении. Тот, кого он коснется, должен подать голос заранее условленным образом: «МЯУ-МЯУ», «КУ-КА-РЕ-КУ», «ГАВ-ГАВ». Водящий старается узнать, кто из детей подражал крику животного.
Игра № 4 «Лягушка»

Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала …

Тот, на кого указал водящий, говорит: «КВА-КВА-КВА». Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.

Игра № 5 «Улавливай шепот»

Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается.
Игра № 6 «Горшочек»

Дети садятся по кругу на ковер и перекатывают мяч друг другу.

Если ребенок посылает другому мяч и говорит «холодный», то мяч можно трогать.

Но если посылающий мяч говорит «горячий», то дотрагиваться до мяча нельзя – «обожжешься». Кто ошибется, получает штрафное очко.
Игра № 7 «Слушай и выполняй»

Взрослый называет 1 – 2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. После выполнения ребенок перечисляет движения, которые выполнил.

За правильное, точное выполнение и перечисление движений ребенку выдается фант. Набравший большее количество фантов – победитель.
Игра № 8 «Запомни слова»

Взрослый называет несколько слов. Количество их определяется так: возраст ребенка ± один. Начните с меньшего количества. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка слов считается проигрышем. Нужно платить фант!
Игра № 9 «Летит – не летит»

Всем известно, к слову «кит»

Рифма звонкая «летит».

Но кто слыхал, чтобы кит летал?

Давайте сыграем в «да» и «нет»,

Найдите правильный ответ.

Отгадайте без подсказки,

Кто летит, кто не летит…

Тот в игре и победит.

Кто не вылетит ни разу.

Летит-летит орел, Летит-летит старушка, Летит-летит трава

Летит-летит козел, Летит-летит глухарь, Летит-летит удод,

Летит-летит щегол, Летит-летит сухарь, Летит-летит компот,

Летит-летит синица, Летит-летит гагара, Летит-летит дворец,

Летит-летит фазан, Летит-летит утенок, Летит-летит кувшин,

Летит-летит сазан, Летит-летит ворона, Летит-летит пингвин,

Летит-летит баклан, Летит-летит корона, Летит-летит дракон,

Летит-летит лягушка, Летит-летит сова, Летит-летит балкон.
Игра № 10 «Приз»

Предлагаю вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали,

И не одну, а целых … две.
Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи, а про себя их повтори

Разок, другой, а лучше … пять.
Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два, … марш!»
Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять?

Поиграйте с ребенком в эти игры. Желаем приятного общения.
Развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной.

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
Игра № 1 «Кто больше»

Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
Игра № 2 «Придумай больше»

Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.
Игра № 3 «Красный – белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.
Игра № 4 «Поймай рыбку»

Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть «Ж», «Д», «К» и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» «С» слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!
Игра № 5 «Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра № 6 «Звенит-«жужжит»»

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».
Игра № 7 «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?
Игра № 8 «Отстукивание слогов»

Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.
Игра № 9 «Есть волшебные слова,

скажешь слово – слышишь два»

есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова «ВЕСНА», «СОСНА». Слышите, получаются слова «НАВЕС» и «НАСОС». У поэта А. Шибаева этому явлению посвящены такие строки:

- Зверек, зверек, куда спешишь,

Как звать тебя, малышка?

- Бегу в КА-МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ,

Я – МЫШ-КА, МЫШ-КА, МЫШ-КА!
Отец работать научил

Смышленого Данилку:

Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ

Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.
У меня, промолвил дед,

Ни забот, ни горя нет.

Захочу, отдохну,

Есть моложе руки,

Чуть КИ-ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ

Мчатся ВНУ-КИ, ВНУ-КИ.
Говорит Ивану ганка:

- Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА!

- Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? –

удивляется Иван.
Игра № 10 «Найди ошибку»

Удивился дед Тарас,

Бородой своей затряс:

Сорняки на гряде,

А морковка в БОРОДЕ. (В борозде)

По дороге на Машенька идет,

На веревочке козу она ведет.

А прохожие глядят во все глаза:

Очень длинная у девочки КОЗА. (Коса)

Я осла узнаю сам

По его большим УСАМ. (Ушам)

Ехал дядя без ЖИЛЕТА,

Заплатил он штраф за это. (Без билета)
Интересно, не правда ли? Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом в эти игры.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей