Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

О. В. Калмин центральная нервная система. Органы чувств. Спланхнология. Учебно-методические рекомендации


Скачать 250.95 Kb.
НазваниеО. В. Калмин центральная нервная система. Органы чувств. Спланхнология. Учебно-методические рекомендации
Дата08.09.2019
Размер250.95 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла115.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#63081
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5
1
Министерство образования Российской Федерации
Пензенский государственный университет
О.В.Калмин
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ.
СПЛАНХНОЛОГИЯ.
Учебно-методические рекомендации
Пенза
2000
2
УДК 611 (075.8)
Калмин О.В. Центральная нервная система. Органы чувств.
Спланхнология: Учебно-методические рекомендации. - Пенза:
Изд-во Пензенского государственного университета, 2000.- 48 с.
Пособие содержит методическую разработку практических занятий, входящих в курс нормальной анатомии человека во II семестре в разделы «Центральная нервная система», «Органы чувств» и «Спланхнология». По каждой теме даются методические указания, приводится список учебного материала и литературы.
Пособие предназначено для студентов I и II курса медицинских Вузов и может быть использовано для работы на практических занятиях и внеаудиторной самостоятельной подготовки студентов.
Рецензенты:
- доктор медицинских наук, профессор М.Ю.Ледванов
- кандидат медицинских наук, доцент А.Н.Митрошин
Одобрено и рекомендовано к изданию методической и редакционно-издательской комиссиями медицинского факультета Пензенского государственного университета.
©
Калмин О.В., 2000.
3
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Занятие 1.
Тема. Общая неврология. Спинной мозг.
Содержание.
Общая организация нервной системы. Развитие нервной системы в филои онтогенезе. Функции нервной системы. Схема рефлекторной дуги. Форма,
положение, развитие и функция спинного мозга. Его возрастные особенности,
внешнее и внутреннее строение. Серое и белое вещества, их топография. Сегмент спинного мозга. Передние и задние корешки, спинномозговые узлы, их строение. Понятие о сегментарном и надсегментарном аппарате.
Методические указания.
Изучить схему общей организации нервной системы. Ознакомиться с развитием нервной системы в филогенезе и онтогенезе. Рассмотреть схемы простой и сложной спинномозговых рефлекторных дуг. Дать определение афферентного, вставочного и эфферентного нейронов, понятие о синапсах. Отметить, что в процессе эволюции наибольшим изменениям подвергается вставочный нейрон. Каждый студент у себя в тетради должен нарисовать схемы рефлекторных дуг.
Форма спинного мозга изучается на изолированном препарате, демонстрируются его поверхности, передняя продольная щель, борозды, шейное и пояснично-крестцовое утолщение, мозговой конус, терминальная нить. Объясняется их происхождение. Рассмотреть топографию спинного мозга у взрослых и детей; отметить клиническое значение этого вопроса. Отметить топографию шейного и пояснично-крестцового утолщений спинного мозга. Демонстрируется конский хвост и его топография в позвоночном канале, которая обусловлена различием темпов роста в пре- и постнатальном онтогенезе спинного мозга и позвоночного столба. На препарате спинного мозга демонстрируются передние и задние корешки, спинномозговые ганглии и формирование спинномозговых нервов. Обращается внимание на их функциональное значение и клинические симптомы при повреждении. Изучить топографию и строение спинномозговых узлов, корешков спинномозговых нервов. Дать определение сегмента спинного мозга.
Внутреннее строение спинного мозга изучается на схемах, рисунках, на поперечном срезе спинного мозга. Рассмотреть серое и белое вещество, их топографию, канатики, столбы, рога, центральный канал, ядра. Отметить, что задние столбы содержат ассоциативные нейроны, передние - мотонейроны, боковые - вегетативные нейроны. Подробно рассмотреть проводящие пути, проходящие в канатиках спинного мозга. Обратить внимание, что все нисходящие пути заканчиваются синапсами на мотонейронах передних рогов спинного
4
мозга. Дать определение сегментарного и надсегментарного аппарата спинного мозга.
Сегментарный аппарат включает в себя серое вещество, собственные проводящие пути спинного мозга, передние и задние корешки. Надсегментарный аппарат - проекционные проводящие пути, связывающие спинной мозг с различными отделами головного мозга.
Оснащение.
1. Препарат изолированного спинного мозга.
2. Препарат спинного мозга в комплексе с мозговыми оболочками.
3. Поперечные срезы спинного мозга.
4. Муляжи.
5. Планшеты.
6. Рисунки и схемы по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека: В 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина. - М., 1993.- Т.2.С.268-273, 285-297.
2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. - М., 1985.С.473-477, 482-489.
3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: В 4-х томах.
- М., 1989.- Т.4.- С.18-27.
Занятие 2.
Тема. Оболочки спинного мозга, межоболочечные пространства.
Кровоснабжение спинного мозга. Возрастные особенности
спинного мозга.
Содержание.
Оболочки спинного мозга: твердая, паутинная, мягкая. Эпидуральное, субдуральное н субарахноидальное пространства. Фиксирующий аппарат спинного мозга. Кровоснабжение спинного мозга. Аномалии спинного мозга.
Методические указания.
На препаратах спинного мозга в комплексе с мозговыми оболочками демонстрируются твердая оболочка и ее нижняя граница, паутинная и мягкая оболочки, зубчатые связки и межоболочечные пространства: эпидуральное, субдуральное, подпаутинное. Обратить внимание на содержимое межоболочечных пространств. На рисунках демонстрируется в эпидуральном пространстве позвоночное венозное сплетение. Отметить, что межоболочечные пространства спинного мозга сообщаются с таковыми головного мозга, указать на клиническое значение этого вопроса.
Подробно изучить кровоснабжение спинного мозга. На препарате спинного мозга демонстрируются передняя и задние спинномозговые артерии. На
5
рисунках обратить внимание на распределение артериальных ветвей в веществе спинного мозга. Объясняется образование сосудистого венца вокруг сегментов спинного мозга и указывается на дополнительные источники кровоснабжения спинного мозга, к которым относятся спинальные ветви позвоночной, глубокой шейной, задних межреберных, поясничных и латеральных крестцовых артерий. Рассмотреть основные аномалии спинного мозга.
Оснащение.
1. Препарат изолированного спинного мозга с мягкой оболочкой.
2. Препарат спинного мозга в комплексе с мозговыми оболочками.
3. Муляжи.
4. Планшеты.
5. Рисунки и схемы по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека: В 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина. - М., 1993.- Т.2.С.297-301.
2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. - М., 1985.С.489-491.
3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: В 4-х томах.
- М., 1989.- Т.4.- С.95-106.
Занятие 3.
Тема. Общий обзор головного мозга. Места выхода из мозга и чере-
па черепных нервов.
Содержание.
Головной мозг в плане общего обзора. Основные анатомические образования на поверхности головного мозга и на его сагиттальном разрезе. Черепные нервы, места их выхода из мозга и черепа.
Методические указания.
Рассмотреть развитие головного мозга: стадия 3 мозговых пузырей, стадия 5 мозговых пузырей. Необходимо разъяснить, какие отделы мозга из какого мозгового пузыря образуются. Рассмотреть внешнее строение целого головного мозга. Отметить все анатомические образования, видимые на верхнелатеральной и нижней его поверхностях. Затем подробно рассмотреть сагиттальный разрез головного мозга и отметить на нем все анатомические структуры. Отдельно остановиться на черепных нервах. Перечислить их по порядку и показать места их выхода из головного мозга и из черепа.
Оснащение.
1. Целый головной мозг.
2. Сагиттальный разрез головного мозга.
6 3. Основание черепа.
4. Планшеты.
5. Схемы и рисунки по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека: В 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М., 1993.- Т.2.С.278-285, 301-307.
2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. - М., 1985.С.477-482, 491-496.
3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: В 4-х томах.
- М., 1989.- Т.4.- С.27-29.
Занятие 4.
Тема. Продолговатый мозг. Задний мозг: мост, мозжечок.
Содержание.
Ствол головного мозга, закономерности строения его отделов. Продолговатый мозг, его топография, внешнее и внутреннее строение, нервные связи.
Задний мозг, его отделы (мост, мозжечок), их топография, внешнее и внутреннее строение, нервные связи.
Методические указания.
Отделы головного мозга изучаются на целом препарате и сагиттальных и поперечных разрезах мозга.
Под терминов “ствол мозга” подразумевают три отдела мозга: продолговатый мозг, мост и средний мозг. Обратить внимание, что ствол мозга - наиболее древний отдел головного мозга, сохраняющий элементы сегментарного аппарата (ядра черепных нервов). Отметить общность строения ствола мозга:
деление каждой части на 2 отдела - передний (основание) и задний (покрышка); расположение в покрышке ствола ядер черепных нервов, филогенетически новых центров и восходящих путей, в основании - нисходящих путей и связанных с ними центров. Топография ядер черепных нервов: в среднем мозге
(III, IV), мосте (V - VIII), продолговатом мозге (IX - XII).
На препарате стволовой части мозга рассмотреть топографию продолговатого мозга, его границы. Изучить на отдельном препарате внешнее строение продолговатого мозга. На вентральной поверхности обращается внимание на переднюю срединную щель - продолжение таковой спинного мозга, пирамиды, оливы. На дорсальной поверхности демонстрируются задняя срединная борозда, задне-боковые борозды, задние канатики, бугорки ядер тонкого и клиновидного пучков у нижнего угла ромбовидной ямки. Рассматриваются на рисунках внутреннее строение продолговатого мозга, основные его ядра и проходящие пути: медиальная петля, передний и задний спинно-мозжечковые, пирамидальный, красноядерно-спинномозговой пути. Отметить, что в ретикуляр-
7
ной формации расположены жизненно важные центры (дыхания, сосудодвигательный и др.).
На препарате стволовой части мозга рассмотреть топографию моста, его границы. Изучить его внешнее строение. На препарате найти средние мозжечковые ножки, базилярную борозду, мостомозжечковый угол. На поперечном срезе моста показать трапециевидное тело. Рассмотреть топографию и ход проводящих путей в мосте: пирамидных и экстрапирамидных волокон, медиальной и латеральной петель. Рассмотреть важнейшие функции и связи ретикулярной формации моста. Отметить нервные связи моста с другими отделами головного мозга.
На сагиттальном разрезе мозга и на целом мозжечке рассматриваются внешняя форма мозжечка, его части, борозды и извилины. Отметить, что в мозжечке с филогенетической точки зрения выделяют несколько частей: археоцеребеллум, палеоцеребеллум, неоцеребеллум.
Археоцеребеллум – наиболее древняя часть мозжечка, представлен клочково-узелковой (флокко-нодулярной) долей и эфферентным центром – ядром шатра, связан с вестибулярными ядрами.
Палеоцеребеллум представлен червем и эффекторными ядрами – пробковидным и шаровидным, связан со спинным мозгом (спинно-мозжечковые пути), с двигательными центрами ствола мозга (ядра черепных нервов, ретикулярная формация ствола мозга, ядра среднего мозга).
Неоцеребеллум представлен полушариями мозжечка и зубчатым ядром,
связан с корой большого мозга через ядра моста, оливы, ретикулярную формацию ствола мозга.
Нужно показать на горизонтальном срезе мозжечка кору и белое вещество, ядра мозжечка: зубчатое, пробковидное, шаровидное и ядро шатра. На схемах проследить пути, идущие через ножки мозжечка: передний и задний спинно-мозжечковый, преддверно-мозжечковый, мозжечково-красноядерный и мозжечково-таламический. Обратить внимание на то, что данные о топографии нервных ядер и путей продолговатого и заднего мозга используется в невропатологии и нейрохирургии для топической диагностики неврологических расстройств. Отметить, что мозжечок играет важную роль в поддержании равновесия и осуществлении координации движений. При поражениях мозжечка наблюдается нарушения согласованных движений, снижение тонуса мышц,
шаткость походки и другие двигательные расстройства.
Оснащение.
1. Целый головной мозг
2. Сагиттальный разрез головного мозга.
3. Ствол головного мозга.
4. Продолговатый мозг.
5. Поперечный разрез моста.
6. Целый мозжечок.
7. Сагиттальный разрез мозжечка.
8 8. Горизонтальный разрез мозжечка.
9. Планшеты.
10. Схемы и рисунки по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека: В 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М., 1993.- Т.2.С.352-360.
2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. - М., 1985.С.496-504.
3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: В 4-х томах.
- М., 1989.- Т.4.- С.68-80.
Занятие 5.
Тема. Ромбовидная ямка, топография нервных ядер в ромбовид-
ной ямке. Четвертый желудочек.
Содержание.
Ромбовидная ямка. Четвертый желудочек. Проекция ядер черепных нервов на ромбовидную ямку.
Методические указания.
Изучить на препаратах границы и элементы рельефа ромбовидной ямки.
Рассмотреть ядра черепных нервов, заложенные в продолговатом мозге и мосте. Изучить топографию ядер черепных нервов, места проекции ядер на ромбовидную ямку. Подчеркнуть общие закономерности топографии и проекции ядер.
Ближе к срединной линии располагаются двигательные ядра, латеральнее - вегетативные и еще дальше - чувствительные ядра, что связано с раскрытием краниального конца нервной трубки в эмбриогенезе, в результате чего ядра, соответствующие задним столбам спинного мозга, смещаются кнаружи.
Ядра V - VIII пар черепных нервов заложены преимущественно в мосте и проецируются на верхний треугольник ромбовидной ямки. Ядра IX - XII пар черепных нервов располагаются преимущественно в продолговатом мозге и проецируются на нижний треугольник ромбовидной ямки.
Рассмотреть на сагиттальном разрезе головного мозга и препарате ствола мозга границы и стенки 4-го желудочка. Обратить внимание на строение крыши 4-го желудочка. Для этого на одной из сторон надсекают каждую из 3-х ножек мозжечка, делают сагиттальный разрез через его червь и эту половину мозжечка убирают совсем. При этом вскрывается полость желудочка и хорошо выявляется рельеф ромбовидной ямки. Далее демонстрируют образования крыши 4-го желудочка (ножки мозжечка, мозговые паруса, сосудистую основу и сосудистое сплетение, обращая внимание на ее происхождение и строение).
Особо выделяют сообщения 4-го желудочка. Отметить, что четкое представление о строении и сообщениях 4-го желудочка необходимо при проведении пнев-
9
моэнцефалографии, исследовании проходимости путей ликворообращения при решении вопросов, касающихся определения формы гидроцефалии.
Оснащение.
1. Сагиттальный разрез головного мозга.
2. Ствол головного мозга.
3. Фронтальные разрезы ствола на уровне продолговатого мозга, моста, ножек мозга.
4. Планшеты.
5. Схемы и рисунки по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека: В 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М., 1993.- Т.2.С.360-366.
2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. - М., 1985.С.504-508.
3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: В 4-х томах.
- М., 1989.- Т.4.- С.80-83.
Занятие 6.
Тема. Средний мозг. Промежуточный мозг. Гипофиз. Шишковидное
тело. Третий желудочек.
Содержание.
Составные части среднего мозга. Четверохолмие. Ножки мозга, их форма,
топография и строение. Функциональное значение ядер бугров четверохолмия и красных ядер. Связь четверохолмия с заталамической областью. Проводящие пути в области ножек мозга. Составные части промежуточного мозга: таламус, метаталамус, эпиталамус, гипоталамус, 3-й желудочек. Строение, форма, топография частей промежуточного мозга и их функция. Полость третьего желудочка, его крыша, дно и боковые стенки. Сообщения с другими желудочками мозга. Гипофиз. Эпифиз.
Методические указания.
Прежде всего необходимо выделить в среднем мозге его 2 основные части: крышу и ножки мозга. В ножках мозга различают их дорсальный отдел
(покрышку среднего мозга) и основание ножек мозга. На целом мозге демонстрируют ножки мозга, межножковую ямку, заднее продырявленное вещество,
места выхода глазодвигательного и блокового нервов. На поперечном разрезе среднего мозга найти его полость - водопровод, красное ядро и черное вещество, ограничивающее основание ножек мозга. На сагиттальном разрезе полушария и препарате ствола показывают крышу среднего мозга (четверохолмие),
ее ручки, водопровод мозга. Следует указать, что водопровод мозга является
10
естественной границей, отделяющей пластинку крыши среднего мозга от покрышки ножек мозга. Вкратце дается функциональная характеристика ядер среднего мозга. Даются также необходимые сведения о связях среднего мозга с другими отделами ЦНС и его проводящих путях. На разрезе ножек мозга определить расположение корково-мостовых, корково-спинномозговых и корково-ядерных путей.
На препаратах целого мозга, сагиттальных и фронтальных разрезах мозга, препаратах ствола мозга демонстрируются части промежуточного мозга.
На препарате ствола мозга демонстрируются таламус, его подушка, мозговая полоска таламуса; эпиталамус (шишковидное тело, поводки, их треугольник),
метаталамус (медиальное и латеральное коленчатые тела, их связи с бугорками крыши среднего мозга). Необходимо отметить, что таламус возник в связи с развитием новой мозговой коры и неостриатума, как промежуточный центр,
передающий афферентную информацию в передний мозг. На горизонтальном разрезе полушарий мозга изучается внутреннее строение таламуса - переднее,
среднее и латеральное ядра. На основании мозга рассматривают гипоталамус:
перекрест зрительных нервов, серый бугор, воронку, гипофиз, сосцевидные тела. Отметить, что перекрест только по положению относится к гипоталамусу, а по развитию - к конечному мозгу. Необходимо подчеркнуть, что промежуточный мозг является связующим звеном между конечным мозгом и стволом головного мозга, и что все его части группируются вокруг таламуса. Изучить функции и главные связи структур промежуточного мозга, значение связей таламуса со спинным мозгом и стволом мозга, с корой полушарий большого мозга,
со стриопаллидарной системой; рассмотреть функцию подушки таламуса, латеральных и медиальных коленчатых тел.
На рисунках и схемах изучить строение эпифиза и гипофиза. Указать функциональное значение разных отделов гипофиза в связи с особенностями их развития.
Отметить, что некоторые ядра гипоталамуса образованы нейронами, обладающими нейросекреторной функцией. Дать понятие о гипоталамо-гипофизарной системе – функциональном комплексе, главное значение которого – регуляция вегетативных функций организма.
На сагиттальном и горизонтальном разрезах мозга показывают границы
3-го желудочка, его стенки, межжелудочковое отверстие, гипоталамическую борозду, спайки мозга, столбы свода, сосудистую основу и сосудистое сплетение. Подробно рассмотреть структуру верхней стенки 3-го желудочка и процесс ее формирования.
Оснащение.
1. Целый головной мозг.
2. Сагиттальный разрез головного мозга.
3. Горизонтальный срез головного мозга ниже мозолистого тела.
4. Мозговой ствол без мозжечка.
11 5. Фронтальные разрезы ствола на уровне ножек мозга.
6. Основание черепа.
7. Планшеты.
8. Схемы и рисунки по теме занятия.
Литература.
1. Анатомия человека: В 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М., 1993.- Т.2.С.339-352.
2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. - М., 1985.С.508-515.
3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: В 4-х томах.
- М., 1989.- Т.4.- С.56-58.
Занятие 7.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей