Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

О. Ю. Стрелова Образцы заданий и ответов


НазваниеО. Ю. Стрелова Образцы заданий и ответов
АнкорTekhnologii podgotovki k chasti C.pdf
Дата17.05.2017
Размер0.83 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTekhnologii_podgotovki_k_chasti_C.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#19568
страница1 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1
Единый государственный экзамен
Для выпускников и абитуриентов,
репетиторов и экспертов
Технологии подготовки по истории:
часть С
“Частная коллекция”
Хабаровск
2006
О.Ю. Стрелова
Образцы заданий и ответов
Опорные схемы и алгоритмы выполнения заданий
Задания для тренировки
Страничка для репетитора и эксперта история
ЕГЭ :
скачано с www.ctege.org


2
АВТОР:
О.Ю. Стрелова,
доктор педагогических наук,
профессор Дальневосточного государственного гуманитарного университета,
профессор Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров,
лауреат премии Губернатора Хабаровского края в области высшего и среднего профессионального образования (2005 г.)
О.Ю. Стрелова
О.Ю. Стрелова
О.Ю. Стрелова
О.Ю. Стрелова
О.Ю. Стрелова
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки:
Пособие для выпускников и абитуриентов, репетиторов и экспертов / О.Ю. Стрелова. –
Хабаровск. Издательский дом “Частная коллекция”, 2006. – 64 с.
ISBN 5 7875 0047 4
В книге представлены научно обоснованные технологии подготовки к ЕГЭ (часть С)
по истории: образцы заданий и ответов, опорные схемы и алгоритмы, задания для тренировки. Они позволят сделать «прозрачными» смысл и процедуры выполнения открытых заданий по истории, провести профилактику типичных ошибок, которые допускают выпускники и абитуриенты, окажут помощь при подготовке и сдаче единого государственного экзамена по истории.
УДК 373:94(470)
ББК 63.3(2)я729
С84
Подписано в печать 14.03.2006. Формат 60х90/8.
Гарнитура “Newton”. Печать офсетная. Бумага газетная.
Уч. изд. л. 6,9. Усл. печ. л. 8. Тираж 1500
Отпечатано в типографии Издательского дома “Гранд экспресс”
© Стрелова О.Ю., 2006
© Издательский дом “Частная коллекция”, 2006
Единый государственный экзамен по истории: часть С.
Единый государственный экзамен по истории: часть С.
Единый государственный экзамен по истории: часть С.
Единый государственный экзамен по истории: часть С.
Единый государственный экзамен по истории: часть С.
Т
Т
Т
Т
Технологии подготовки ехнологии подготовки ехнологии подготовки ехнологии подготовки ехнологии подготовки
ББК 63.3(2)я729
С84
ISBN 5 7875 0047 4
Главный редактор В.П. Буря
Технический редактор Л.П. Балашова
Помощники технического редактора Е.О. Ланских, Н.А. Липатова
Корректор Г.Н. Морозова

3
отличие от других изданий, вышедших в серии «Единый государ ственный экзамен. История», в этой книге представлены научно обоснованные тех
нологии подготовки к ЕГЭ (часть С), цели которых состоят в том, чтобы:
– сделать «прозрачными» смысл и процедуры выполнения открытых заданий по истории;
– провести профилактику типичных ошибок, которые допускают в них выпуск ники и абитуриенты;
–помочь успешно подготовиться и подготовить к сдаче единого государственно го экзамена.
Итак, уважаемые выпускники и абитуриенты, а также ваши учителя и репетито ры и оценивающие ваши работы эксперты, в путь — в мир технологий подготовки самой сложной и представительной части ЕГЭ по истории!
Известно, что «часть 3 (С) содержит 7 заданий с открытым развернутым ответом.
Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся»
1
(курсив мой — О.С.). Буквально в следующем предложении цитируемого источника нахо дим пояснение: «открытые развернутые ответы в виде 1–2 предложений». Откры
тый характер познавательных заданий означает, что их «форма, а также содержание и объем ответа произвольны, жестко не регламентированы. Решения основаны на многообразии познавательных приемов и источников, которые можно использо вать при выполнении заданий.
В инструкции по выполнению работы рекомендуется «выполнять задания в том порядке, в котором они даны»
2
. Однако методический анализ показывает, что уро вень сложности заданий части С возрастает в несколько иной последовательности.
Критериями ранжирования «открытых» заданий по уровню сложности являются:
1) Виды логических заданий, которыми без исключения являются все семь «С»
3 2) Интеллектуальные действия, составляющие заложенный в задание прием или приемы.
3) Объекты проверки, которые диагностирует данное задание.
4) Потенциальное количество суждений, которые можно сформулировать в от вет на поставленный в задании вопрос или вопросы.
В связи с этим первый практический совет тем, кто будет готовиться или гото вить к ЕГЭ по истории, — начинайте восхождение от простых заданий к более слож ным: С4 —
> С5 —
> С7 —
> С6 и, наконец, С1—С3.
в
ОТ АВТОРА

4
Каждое задание имеет свой ключ, обычно он «прячется» в его же формулировке.
Второй практический совет — внимательно читайте условие задания, выделяйте в нем ключевые слова, составляйте опорную схему ответа на экзаменационный вопрос.
Третий практический совет — старайтесь давать больше развернутых, но обосно ванных ответов, чем предусмотрено в заданиях С. Как правило, критерии оценивания ответов превышают заданное количество в пользу выпускника или абитуриента.
А в совокупности трех и более положений ваши ответы позволяют представить работу целостной, логически выстроенной, содержательно полной.
Пособие условно делится на две части:
– Первая часть адресована школьникам и абитуриентам, собирающимся сдавать
ЕГЭ по истории, и педагогам, готовящим школьников к этому испытанию.
В этой части в порядке усложнения «открытых развернутых заданий» сначала охарактеризованы все элементы «великолепной семерки» и технологии их выпол нения, подробно раскрывается суть приемов и операций, составляющих основу заданий. По предложению учителей, участвовавших в апробации этих технологий,
к заданию С5 предложены памятки для анализа разных видов исторической инфор мации.
Для более сложных С созданы собственные словари заданий, объясняющие основные понятия, на которых они «держатся». Эту информацию мы считаем необ ходимой, потому что она позволяет выпускникам ориентироваться в деятельностной стороне экзамена, восполняет пробелы в школьных знаниях о приемах историчес кого исследования, неизбежные в «знаниевой» практике обучения, ограниченности методического аппарата учебников истории и информационно критериальном инструментарии проверки промежуточных результатов исторического образования.
С каждым С усложняется не только деятельностная сторона задания, но и стоящая за ней «философия» экзаменационного испытания по истории. При структурно методической обработке компонентов части С обнаружилась потребность обратить внимание выпускников и абитуриентов, а прежде всего учителей и экспертов, на
методологическую новизну и актуальность открытых заданий. Сущностное содержа ние заложенных в задания С6, С7 и С1–С3 интеллектуальных действий с разнооб разным историческим материалом может быть раскрыто только при помощи таких понятий, как «многообразие», «вариативность», «текст», «субъектность», «интер субъектность», «другой», «эмпатия», «дискуссия», «аргументация» и т.д. Поэтому вслед за словарем заданий идут краткие тексты, объясняющие современные значе ния опорных слов и выражений. «Пользователям» ЕГЭ открываются личностные смыслы познания истории, а сам экзамен предстает в новом качестве, более адек ватном вызовам современного мира.
Далее экзаменационное задание преобразуется в опорную схему. С ее помощью становится прозрачной структура каждого «С»: четко выделяются приемы и объекты их применения, устанавливается последовательность и объем ответа, заложенные в задание, вычленяются «подсказки», которые помогают оформить ответ в соответ ствии с экзаменационными требованиями.
Следующий шаг — это комментарии опорных схем и рекомендации по выполне нию заданий. В итоге составляются алгоритмы выполнения определенных видов заданий С, в которых детально описываются последовательно протекающие проце дуры работы над заданиями и возможные «подводные течения», «ловушки», рас ставленные составителями контрольно измерительных материалов сознательно или в результате модификации вариантов экзаменационной работы. Здесь же обращается внимание на типичные ошибки, которые допускают выпускники и абитуриенты в ответах на эти задания.

5
После алгоритмов следуют советы по проверке и самопроверке экзаменацион ных заданий. Принципиально новым является целенаправленное сопоставление собственных ответов на задания третьей части ЕГЭ с критериями и эталонами, при ложенными к контрольно измерительным материалам. Этот этап технологии под готовки к экзамену кажется нам одинаково важным и для экзаменуемых, и для репетиторов, и для экспертов. При тщательном анализе содержания логических заданий вскрывается вариативность и разнообразие потенциальных ответов, кото рые соответствуют логике этих заданий, но не включаются в эталоны ответа и,
бывает, составляют последним достойную конкуренцию.
В связи с этим учащимся не нужно бояться дать на экзамене «не тот ответ», а учителя и эксперты не должны идеализировать критерии эталонов. Нужно отно ситься к ним и к ответам выпускников критически, содержательно здраво, сосре дотачиваться на смыслах, а не на внешних формулировках.
В первую часть пособия входят также задания для тренировки. В этом качестве использованы задания из 2–5 вариантов контрольно измерительных материалов предыдущего года, а также из других учебно тренировочных материалов. В экзаме национных текстах мы заранее выделили ключевые слова, определяющие содержа ние и порядок работы над конкретными «С», и предложили к ним макеты опорных схем. В опорных схемах постоянно изменяются «известные положения». В схемы
С4 и С5 сначала заносятся все данные и только в последнем тренировочном упраж нении появляется вопрос вместо готового условия, — выпускники должны найти его в задании самостоятельно. Но с каждым разом на схемах С7 и далее остается все больше пропусков (вопросительных знаков), потому что объективно усложняется структура экзаменационных заданий, увеличивается количество и разнообразие действий, необходимых для их выполнения. Со временем круг тренировочных за даний для С6 и С1–С3 расширяется, но не исчерпывает многообразия вариантов работы над ними. По образцу предложенных схем и алгоритмов выпускники и аби туриенты могут потренироваться в подготовке ответов части С на новых примерах.
Вторая часть пособия — странички для репетиторов и экспертов. Они сопровож дают каждое из заданий С. Это, по сути, разговор специалистов «в кулуарах», беседа взрослых людей «за опущенным на сцене занавесом». О чем?.. Об удачных и не очень вариантах формулировок открытых заданий, о возникающих местами двусмыслен ностях и неточностях в вопросах и критериях, о потенциально возможных направ лениях анализа тех или иных экзаменационных заданий, об отдельных этапах технологии подготовки ЕГЭ в части С, требующих к себе особого внимания.
Возможно, что в процессе работы с этим пособием у вас появятся новые идеи и предложения по усовершенствованию технологий выполнения заданий С по истории.
Пожалуйста, обратите тогда внимание на последнюю страничку нашей книги.
Я искренне благодарю своих коллег, учителей истории г. Хабаровска и городской научно методический центр (В.В. Архипова) за помощь и поддержку в апробации экзаменационных технологий и желаю вам и вашим ученикам успехов!
О.Ю. Стрелова
1
Общая характеристика экзаменационной работы по истории России единого государственного экзамена 2005 г. //
ЕГЭ. История: контрольно измерительные материалы 2005–2006. — М.: Просвещение. 2006. — С. 4.
2
Там же. С. 15.
3
Логические задания — один из видов заданий с «открытыми ответами», организующее познавательную дея тельность учащихся на преобразующем уровне и направленное на формулирование понятий, при чинно следственных связей, закономерностей и теоретических выводов с применением приемов теоретического изучения истории. Различают логические задания с информативным условием и без него // Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Теория и методика преподавания истории в школе: Учеб.
для студ. высших учеб. завед. — М., 2003. — С. 378.

6
С 4 — СИСТЕМА
С 4 — СИСТЕМА
С 4 — СИСТЕМА
С 4 — СИСТЕМА
С 4 — СИСТЕМАТИЗ
ТИЗ
ТИЗ
ТИЗ
ТИЗАЦИЯ МА
АЦИЯ МА
АЦИЯ МА
АЦИЯ МА
АЦИЯ МАТЕРИАЛА,
ТЕРИАЛА,
ТЕРИАЛА,
ТЕРИАЛА,
ТЕРИАЛА,
ПРЕДСТ
ПРЕДСТ
ПРЕДСТ
ПРЕДСТ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ХАР
АВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ХАР
АВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ХАР
АВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ХАР
АВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
АКТЕРИСТИКИ
АКТЕРИСТИКИ
АКТЕРИСТИКИ
АКТЕРИСТИКИ
ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ И ОТВЕТА
В вводном представлении заданий этого вида указано, что они предполагают систематиза цию материала, представление общей характеристики. В идеале прием общей (обобщающей) ха
рактеристики включает в себя: краткое перечисление существенных признаков, причинно след ственных связей, исторического значения фактов, а также указание событий, определявших то или иное историческое явление или процесс. Подобное обобщение делается на основе (1) ана лиза и (2) оценки соответствующих блоков информации, (3) выделения в них главного, суще ственного, (4) изложения аналитического материала в определенной логике (систематизация),
(5) конкретизации историческими примерами.
Назовите
Назовите
Назовите
Назовите
Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (ука жите не менее двух задач). Приведите примеры
Приведите примеры
Приведите примеры
Приведите примеры
Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., пред принимавшихся для решения этих задач (не менее трех примеров).
Как видим, экзаменационное задание С4 сформулировано намного проще: в нем указаны только два действия (назвать задачи, привести примеры — выделены жирным шрифтом), свя занные с приемами обобщения и конкретизации. Очень условно здесь представлен прием сис тематизации, так как в задании четко не проговаривается, что «основные задачи внешней по литики России в ХVII в.» и «примеры войн, походов и экспедиций» должны быть названы в хронологической или историко логической последовательности.
Работа над этим заданием состоит из двух частей:
1) теоретической — требуется назвать/указать задачи, проблемы, направления, причины и т.п.,
то есть принятые в исторической науке положения по поводу тех или иных фактов российского прошлого;
2) фактографической — требуется привести примеры народных восстаний, экономических достижений, общественно политических реформ, военных походов и т.п., которыми можно проиллюстрировать вышеприведенные суждения.
Менее удачными нам кажутся формулировки С4, в которых обе части задания носят или фактографический («Назовите не менее трех реформ Избранной рады. Напишите фамилии трех деятелей Избранной рады»), или теоретический характер («Назовите не менее трех особеннос тей ситуации, сложившейся в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере совет ского общества в 1970 е — начале 1980 х гг. Приведите не менее трех причин, способствовав ших складыванию отмеченных вами особенностей»
1
).
Опорную схему этого вида логических заданий можно представить следующим образом:
Опорная схема
Опорная схема
Опорная схема
Опорная схема
Опорная схема
С4 –
С4 –
С4 –
С4 –
С4 – Обобщающая характеристика явления
Обобщающая характеристика явления
Обобщающая характеристика явления
Обобщающая характеристика явления
Обобщающая характеристика явления
Основной прием, составляющие его действия. Объект характеристики
Назвать две задачи внешней политики России в XVII в.
1)
2)
Привести три примера войн, походов, экспедиций
1)
2)
3)
?
??
??

7
Это задание в основном апеллирует к смысловой памяти, к фактографическому запасу кон кретных исторических знаний. Но в его формулировке содержится достаточное количество подсказок, помогающих выполнить задание более или менее успешно даже в том случае, если ваша память не сохранила точные формулировки и детали исторических фактов.
Количество конкретных примеров, иллюстрирующих направления, характер и результаты внешней политики России в XVII столетии, на самом деле многочисленно. А в задании есть подсказка: войны, походы, экспедиции. Если привести по одному примеру, получится требуе мое количество. В эталоне ответа приведен далеко не весь список внешнеполитических мероп риятий правительства, «слуг государевых» и «охочих людишек». Но заметьте, что перечень войн и походов дан в хронологической последовательности. А в общей характеристике экзаменаци онной работы, и конкретно С4, четко указано, что оценке подлежат «полнота и точность клю чевых фактов, характеристик, раскрывающих содержание общих положений»
2
Что касается основных задач внешней политики России в XVII в., то сформулировать их можно, опять таки отталкиваясь от самого задания: «С какой целью Россия ведет войны? Ка ковы намерения участников экспедиций? Зачем организуются военные походы?» Ответ очеви ден: чтобы вернуть отнятые земли или расширить территорию государства; чтобы открыть и освоить новые земли или урегулировать спорные вопросы с соседними государствами. В XVII
столетии российским самодержцам приходилось решать, по сути, все эти вопросы.
Таким образом, сконструировать свой ответ можно, рассуждая логически:

— какие элементы ответа есть в самом задании?
— какова связь между ними?
и исторически:
что представляет собой объект обобщающей характеристики?

— что было характерно для России XVII в.?
— о чем говорят исторические примеры?
Алгоритм решения
Алгоритм решения
Алгоритм решения
Алгоритм решения
Алгоритм решения С4
С4
С4
С4
С4 1. Внимательно прочитать задание.
2. Переструктурировать текст задания в опорную схему:
2.1. Уточнить объект обобщающей характеристики (внешняя политика, направления реформ, про блемы (трудности, негативные последствия) и его конкретные признаки: время, место, персоналии.
2.2. Указать, что и в каком количестве требуется назвать для характеристики этого объекта
(первый этап работы, теоретический).
2.3. Указать, сколько примеров нужно привести для иллюстрации содержания характеризу емого объекта (второй этап работы, фактографический).
Будь
Будь
Будь
Будь
Будьте внимательны! те внимательны! те внимательны! те внимательны! те внимательны! В заданиях С4 допускаются два варианта формулировок:
1) сначала «назвать задачи» (направления и т.п.), а потом «привести примеры», и наоборот,
2) сначала привести примеры «важнейших достижений», а потом — сформулировать проблемы,
характерные, например, для промышленного развития СССР в 1930 е гг.
«Типичная ошибка, которую допускают выпускники, — акцент на одной из сторон задания:
приводятся либо только примеры, либо только обобщения»
3
. Опорная схема поможет вам все расставить по местам и справиться с «коварным» заданием.
3. Вспомнить, что вам известно по данному вопросу, или попытаться собрать ответ из под сказок самого задания.
4. Познакомиться с критериями оценивания заданий с развернутым ответом. Сравнить эта лон ответа со своим вариантом по следующим линиям:
4.1. Элементы ответа в пункте «назвать…». Возможно, что вы указали те же характеристики,
только другими словами. Важно, чтобы смысл вашего варианта ответа строго соответствовал заданию, то есть относился к указанному в нем объекту характеристики.

8 4.2. Элементы ответа в пункте «привести примеры…». Возможно, что вы назвали другие факты,
не указанные в эталоне ответа. Проверьте, действительно ли ваши примеры имели место в указанный в задании исторический период или характеризовали его в указанной в задании перспективе (достижения/проблемы, внутренняя политика/внешняя политика и т.п.). «При меры должны конкретизировать именно те обобщенные характеристики, направления, кото рые формулируются в первой части задания»
4 4.3. Формулировки ответов в пункте «назвать…». Постарайтесь формулировать направления
(задачи, проблемы и т.п.) обобщенно, без детализации морей, земель, имен, действий и т.п.,
чтобы передать только суть характеризуемого вами объекта.
4.4. Формулировки примеров. Обратите внимание, что в этом случае, наоборот, поощряется оптимально конкретный ответ: дата, название факта события, главное действующее лицо, крат кое содержание реформы и т.д. — и перечисление фактов в хронологической последователь ности.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ
5
Назовите
Назовите
Назовите
Назовите
Назовите не менее двух основных направлений преобразований, проводившихся в Рос сии в годы царствования Александра I. Приведите не менее трех примеров
Приведите не менее трех примеров
Приведите не менее трех примеров
Приведите не менее трех примеров
Приведите не менее трех примеров наиболее важ ных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.
Опорная схема
Опорная схема
Опорная схема
Опорная схема
Опорная схема
С4 – Обобщающая характеристика явления
С4 – Обобщающая характеристика явления
С4 – Обобщающая характеристика явления
С4 – Обобщающая характеристика явления
С4 – Обобщающая характеристика явления
Основной прием, составляющие его действия. Объект характеристики
Назвать два направления преобразований в годы царствования Александра I
1) ...................................................................................................................................................
2) ...................................................................................................................................................
Привести три примера, относившихся к одному из этих направлений
1) ...................................................................................................................................................
2) ...................................................................................................................................................
3) ...................................................................................................................................................
(4) ...................................................................................................................................................
1 1
1 1
1

9

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей