Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИКА ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ АУДИО. Образования детей центр развития творчества детей и юношества нижегородской области


НазваниеОбразования детей центр развития творчества детей и юношества нижегородской области
АнкорМЕТОДИКА ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ АУДИО.doc
Дата16.11.2016
Размер78.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMETODIKA_ETNOGRAFIChESKIKh_AUDIO.doc
ТипДокументы
#2292
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
Отдел экологического образования и воспитания


МЕТОДИКА ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ

АУДИО-ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ




Составители:

педагог-организатор отдела ЭО и В,

заведующая отделом научно-просветительской работы МАУК АЭМЗ «Щелоковский хутор» Ляпаева О.Н.,

педагог-организатор отдела ЭО и В Александрова О.И.



Нижний Новгород

2015
Любая этническая группа, осваивая окружающее её природное пространство, вырабатывает свои способы взаимодействия с ним, которые отражаются и в способах производства и в произведениях устного народного творчества, и в обрядах и верованиях. Богатый фактический материал, который до последнего времени почти не рассматривался в экологическом аспекте, за время своего существования накопила этнография. Экологические проблемы в настоящее время стоят наиболее остро, и культура отношения к природным ресурсам меняется стремительно. Идут интенсивные миграционные процессы, стирающие своеобразие традиционного отношения к природе. Актуальными становятся задачи изучения традиционного опыта различных групп населения, его пропаганды и популяризации. Выявить особенности экологического мышления того или иного этноса, можно только изучая культуру и быт классическими этнографическими методами.

Этнографическая наука с самого начала своего становления базировалась на сборе информации о традиционной культуре и быте народа и фиксировании самых разных аспектов их проявления в общении с носителями этой культуры. Как известно, исторически сложились две формы сбора такой информации - экспедиционная и стационарная. Научные экспедиции явились естественным последствием эпохи великих географических открытий. До середины XIX в. они были единственной формой сбора этнографической информации. При этом этнографические исследования играли второстепенную роль после изучения природных объектов и ресурсов той или иной территории.

Целенаправленное этнографическое изучение населения России началось только в середине XIX века. Большое значение в организации планомерных исследований имело основание научных обществ, первым из которых стало Императорское русское географическое общество. Именно они впервые стали применять метод сбора этнографической информации при помощи анкетирования местного населения различных регионов страны, привлекая к работе наиболее образованных его представителей - помещиков, священников, врачей, учителей. Заполненные ими анкеты хранятся в архивах и до сих пор служат прекрасным источником для изучения традиционной культуры населения России.

В XX веке наметился некоторый разрыв в обмене информации между центральными научными институтами и местными краеведческими организациями. При этом, к сожалению, краеведы зачастую не могли увидеть уникальных особенностей местной этнической культуры, поскольку им не с чем было её сравнить.

Эта работа - попытка создать ориентиры для наиболее полной фиксации, создания качественных аудио и видео научных источников. По специфике фиксации культурных объектов и действий мы их разделили на несколько групп:

1. Особенности организации жилого пространства

Говоря о фиксации особенностей организации жилого пространства, мы имеем в виду следующие объекты:

1. Само поселение, его общие планировочные и архитектурные решения

Это наиболее статичная группа объектов, при фиксации которых часто достаточно фотографии (улицы, дома, хозяйственные постройки, церкви) и аудиозаписей (устная информация, связанная с основанием поселения, местной топонимикой, «плохими» и «хорошими» местами). Планировку поселения достаточно трудно отобразить на фото или видео. Здесь необходимо использовать старый испытанный способ составления графического плана или нанесения контуров и объектов поселения на географическую крупномасштабную карту.

В то же время, это может быть и видео экскурсия по селу (от старой части села - к новостройкам). Необходимо уделять при этом внимание традиционным действиям, которые проводились в тех или иных местах. Например, перекресток улиц, который считался местом несколько опасным; проходя его, нужно было сказать короткую обережную молитву или хотя бы перекреститься, он же являлся традиционным местом для гадания. Или - церковь... Интересна информация о времени ее возникновения и истории постройки, в честь какого святого или праздника освещена; имелись ли свои чудотворные святыни, местночтимые святые. Кроме самого поселения в эту группу объектов входит и окружающее его пространство: дороги, рощи, овраги, холмы, родники и т.п., их назначение, история возникновения, названия.

Особенное место - печальное, пугающее и необходимое одновременно - кладбище. Место упокоения людей. Место, где человек может обратиться к своим умершим родственникам с надеждой, что они услышат его.

Кладбище у многих народов считается как бы новым домом покойного. Не случайно в некоторых деревнях гроб до сих пор называют «домовиной». Могилы родственников старались устроить поближе друг к другу, чтобы и после жизни они могли быть рядом. Богатые люди устраивали семейные усыпальницы-склепы.

Кладбищенские ворота и, особенно, надгробье принято украшать. Будь то крест, камень или небольшой обелиск - оно всегда делается тщательно и, порой, отражает те виды народного искусства, которые бытуют у местного населения: художественную ковку, работу по жести и камню, роспись и резьбу по дереву...

2. Малые архитектурные формы

Своеобразие деревням и селам придают не только сами жилые дома их украшение, но и, так называемые, «малые архитектурные формы» - ограды, колодцы, культовые знаки.

Сегодня мы любой тип ограды в просторечии именуем «забором», а раньше так назывался специфический вид ограждения, использовавшийся чаще всего в конструкциях хозяйственных построек. Чтобы огородить земельные участки, в нижегородских деревнях и селах наиболее распространены были прясла, плетни и частоколы.

Необходимой принадлежностью каждого селения являлись колодцы. Внешний вид колодца зависит от применяемого механизма подъема воды, который, в свою очередь, связан с глубиной ее залегания. Широко бытовали противовесы - «журавли» и ворота-«бараны».

В разных местах существовали свои способы хранения дров, или сена в стогах.

Нередко можно встретить в деревнях кресты и часовни различного назначения. Они могут быть памятными, дорожными или обетными и тесно связаны с традициями местного населения.

Видеосъемка в отображении этой группы объектов может иметь важное значение. Например, наиболее традиционные формы ограждений не требовали, как правило, материальных затрат. При их возведении использовались местные и не имеющие особой ценности виды дерева. Для разных объектов (огород, усад, палисадник, поле, само поселение) применялись и различные виды ограждений (плетень, частокол, прясло, забор, штакетник). Здесь можно зафиксировать на видео места, где брали материал, процесс его заготовки. Особый интерес представляет технология возведения ограждения без использования гвоздей. Его надо обязательно снимать на видео с комментариями человека, который владеет такой технологией.

Для человека, никогда этим не занимавшегося, представляется загадочным, например, правильное устройство поленниц - круглых или другого вида.

В отношении часовен и поклонных крестов видеозапись позволяет не только зафиксировать внешний вид этих объектов, но и то, как люди их используют (становятся на колени, кланяются в пояс, просто осеняют себя крестным знамением и читают молитвы...).

При помощи видеосъемки можно зафиксировать способы поддержания в порядке прудов и колодцев. Особую ценность имела бы запись процесса их устройства, организации пространства вокруг (лавочки и навесы у колодцев, мостки на прудах и естественных водоемах).

3. Усадьба и жилище

Отдельная тема - планировка сельской усадьбы со всеми ее постройками. План заснять на камеру невозможно, его необходимо зарисовать. А вот назначение различных помещений, их функциональное использование, размещение утвари и инвентаря в доме и на дворе, способы крепления к стенам, например, пожарного инвентаря, наиболее рациональное устройство погреба или бани и прочее требуют хотя бы фотофиксации и подробного комментария. Интересно сравнить старые, традиционные постройки и новые, современные. Жилые и хозяйственные постройки с древности наделялись особыми свойствами, «населялись» домовыми, овинниками и др. мифическими персонажами. Сохранились ли подобные традиции в современных условиях?

Можно заснять на камеру способы внутреннего украшения жилища, обращая особое внимание на все, что сделано не фабричным способом, а также все декоративно оформленные предметы, такие как кровати, комоды, зеркала, - все, что выделяется текстильными или иными украшениями.

2. Местные традиции жизнеобеспечения

Под этой группой явлений традиционной культуры мы понимаем ежедневные бытовые действия, которые кажутся на первый взгляд чем-то само собой разумеющимся. Однако формировались они на протяжении столетий, и на их формирование влияли самые разные факторы, окружающее среди которых природное пространство играло не последнюю роль.

1 Питание

В этом разделе нужно обратить внимание на заготовку и хранение продуктов питания, которые традиционно производились в вашей местности без применения современной бытовой техники. Например, заготовка солонины: в какой посуде, какое именно мясо, какого размера куски. Интересны именно подробности, чтобы, ознакомившись с собранным материалом, можно было попробовать воссоздать весь процесс и получить качественные традиционные русские консервы. Существуют местные различия в квашении капусты и засолке огурцов. Особенно много их в заготовке грибов: то, что в одной местности считается несъедобным, в другой может считаться даже предпочтительным.

Устройство ям и лабазов для хранения картофеля и других овощей можно попробовать проследить на небольшой модели, но при этом четко уяснить, где предпочтительней устраивать такое хранилище, что нужно класть на дно, каким образом яма заполнялась, чем и как именно закрывалась и т.п. Если сохранился амбар с сусеками, можно зафиксировать на видео рассказ очевидцев о хранении различных видов зерна.

В приготовлении пищи интересны различные формы и рецепты хлебопечения, приготовления самых разных традиционных блюд при помощи традиционной же утвари. Далеко не каждый сегодня может поставить опару без дрожжей, правильно сформовать и испечь каравай хлеба. Видеосъемка поможет сохранить знания и умения, которыми раньше обладала каждая хозяйка, а сегодня владеют только женщины старшего поколения. Известно, например, что крупу для каш часто толкли в ступе при помощи песта, но сколько времени занимает этот процесс, какое количество крупы можно получить таким образом, как такая крупа выглядит и чем отличается от произведенной заводским способом? У тех, кто когда-то готовил каши из зерна, очищенного в ступе, сегодня может не хватить сил, чтобы повторить этот процесс, но под их руководством это могут сделать молодые люди. Снимать подобные процессы надо так, чтобы, просмотрев вашу запись, можно было попробовать сделать то же самое, сравнить с тем, как это делали в других местах.

2. Изготовление одежды и других текстильных изделий, уход за ними

В коллекции каждого этнографического музея непременно есть такие вещи, как прялки, трепала, швейки и многое другое. Но очень часто даже музейные работники не представляют, как этим всем пользоваться. Если с вами рядом живут люди, которые еще помнят это, умеют, например, шить вручную при помощи швейки, поторопитесь снять то, как они это делают на видеокамеру и постарайтесь получить от них подробный комментарий к их действиям: какие ткани можно было шить на швейке, какие швы использовались и для чего, какая швейка удобней и почему, - все, что удастся узнать.

Видеосъемка позволяет зафиксировать и местные особенности в ношении одежды. Наиболее распространенным видом женского головного убора в конце XIX - первой половине XX в. был платок. Существуют десятки различных способов повязки платка.

А какие были наиболее распространены в вашей местности? Как платок правильно сложить и завязать? Может быть, носили сразу несколько платков? Конечно, фотоаппарат позволит зафиксировать внешний вид головного убора. Но сможете ли вы его правильно повязать, если никогда не видели, как это делается?

Очень любопытна видеофиксация бытовых процессов, которые ушли в прошлое. Например, стирка белья при отсутствии других моющих средств зачастую производилась при помощи «щелока». Это общеизвестный факт. Но мало кто сможет выстирать белье таким, сегодня уже экзотическим, способом. Для этого нужно знать, как приготовить щелок из золы, а лучше хотя бы раз увидеть этот процесс своими глазами. Сама стирка белья этим способом совсем не похожа на привычный нам процесс. Используются забытые приспособления, такие, как корчага, стиральная доска, валек и пр. Невозможно научить человека, привыкшего к современной бытовой технике, гладить при помощи рубеля или утюга с угольным разогревом человека без демонстрации этого процесса.

Перечислить все виды деятельности, которые требуют видеофиксации крайне сложно. Необходимо внимательно наблюдать за происходящим. Поэтому, если в вашем селе есть старожилы, поговорите с ними. Вы обязательно узнаете много нового и интересного. По возможности зафиксируйте весь процесс на видеокамеру.

3, Поддержания в порядке дома и всего селения

К этой группе относятся регулярные дела по наведению чистоты в доме, способы избавления от бытового мусора. Например, полы раньше не красили, а скоблили при помощи песка и голика. Как и при помощи каких приспособлений чистили оконные стекла, дымоходы? Какие способы утепления дома на зиму существовали в вашей местности? Слово «завалинка» используется даже в современных популярных песнях, но мало кто представляет, что это такое, и как правильно ее устроить.

Обыденным для сельской местности делом является заготовка банных веников. И здесь везде свои традиции; излюбленные места заготовки; способы вязания, доставки к дому, сушки; правила, не позволяющие нанести серьезный вред лесу. Есть и свои традиции применения банных веников в лечебных целях

Особое внимание хочется обратить на проведение общественных работ по благоустройству села, если такие сохранились. Общинная традиция диктовала жителям селения время и способы уборки улиц, приведения в порядок дорог, мостов, копки и чистки противопожарных прудов и многое другое. В таких работах обязаны были участвовать все жители села. Если в вашей местности сохранились какие-либо коллективные работы, то их непременно нужно снимать на видео с подробными комментариями. Такие съемки могли бы войти в кинолетопись вашего села, а также иметь научную значимость.

4. Промыслы и ремесла

В этом разделе речь пойдет о народных мастерах, которые умеют делать что-то особенное. Не обязательно это должны быть какие-то художественные ремесла. Возьмем, например, плетение лаптей. Лапти - наиболее древняя традиционная обувь. Ее широкое бытование отражено в сказках, поговорках, песнях. Что такое лапоть, все хорошо представляют. Однако, как его сделать, знают очень немногие. Для того, чтобы сплести лапти, необходимо заготовить лыко и специальным образом его обработать. Затем разделить на полоски нужной ширины, и только потом уже одним из известных способов при помощи специальных инструментов их соединить. Необходимо также правильно закрепить завязки, чтобы лапоть не спадал с ноги. При этом заготовка лыка проводится весной или ранним летом, а плести начинают осенью или зимой.

Каждый этап нужно фиксировать отдельно. И запись здесь должна быть особенной. Обычно руки мастера двигаются очень быстро. Сложно разобрать, что именно он в данный момент делает, поэтому работу специалиста нужно снимать в двух режимах. В режиме реального времени можно увидеть пластику движений профессионала, понять, сколько времени уходит на ту или иную операцию. А затем нужно попросить показать все операции подробно, замедленно с объяснениями, задав при этом уточняющие вопросы. Для того, чтобы заснять все, что относится к данному ремеслу, нужно сначала побеседовать и определить все этапы, которые потребуют съемки, а также время их проведения, при этом потребуется предварительно составить вопросник. В каждом конкретном случае составляется особый вопросник, но общие вопросы, которые необходимо прояснить, следующие:

1 История возникновения и развития промысла.

а) Происхождение: местное или заимствованное?

б) Какие легенды и поверья связаны с возникновением промысла? /Если были/

в) Есть ли связь промысловой деятельности с названием населенного пункта?

г) Сколько дворов или человек занимались промыслом в конце XIX - начале XX вв.?

д) Работа была сезонной или постоянной?

2. Половозрастная структура промысловиков. Обучение.

а) Кто занимался промыслом /мужчины, женщины/? Каков возраст мастеров?

б) Когда начинали обучение ремеслу?

в) В чем заключалось обучение и когда считалось законченным?

г) Какова плата за обучение?

3. Сырье.

а) Какой вид сырья использовался (дерево, металл, глина, камень, кожа, шерсть
другое)?

б) Каковы признаки хорошего качества сырья? Почему именно этот вид (например - дерева) считался лучшим для производства тех или иных вещей?

в) Сырье было местным или привозным? Какова его стоимость?

г) Какие сроки и место заготовки сырья?

4. Инструменты и приспособления.

а) Названия были общепринятыми и местными /если были/? Каково их назначение?

б) Изготовлялись самостоятельно или покупались?

в) Какие инструменты считались лучшими и почему?

г) Были ли приспособления для работы: зажимы, упоры, "машинки", «станки» и т.п.

д) Существовала ли спецодежда?

5. Производственные помещения.

а) Где работали /в избе, во дворе, в бане, на улице, другое/?

б) Как называлось помещение мастерской /если было/?

в) Каким было оборудование рабочего места /размещение инструмента и приспособлений, сырья, освещение и т.д.?

6. Технология производства и организация труда.

а) Каков порядок и название каждой технологической операции?

б) Подробное описание каждого этапа работы.

в) Сколько человек занималось производством? Было ли разделение труда /что делали
мужчины, женщины, дети/?

г) Существовали ли приметы, связанные с работой /легкие или тяжелые дни, запреты/?
Действия перед началом и после окончания работы /приговоры, молитвы и т.п./?

7. Готовая продукция. Сбыт. Доходы от промысла.

а) Каким было название изделий: общепринятое и местное /если было/? Названия
составных частей сложных изделий?

б) Каковы признаки хорошего качества производимых изделий? Признаки некачественной продукции?

в) Какие способы сбыта товара существовали: обмен, продажа на рынке, продажа через
скупщика?

г) Где сбывали: в своем селении, на ближних или дальних рынках?

д) Каковы объемы производимой продукции?

е) Какова стоимость изделий?

ж) Каков годовой доход промысловика или семьи?

8. Мастера.

а) Наиболее известные и уважаемые мастера /ФИО, даты жизни, где проживали?/

б) Критерии и секреты мастерства / что о них и об их изделиях говорили односельчане/.

Уже по объему вопросов ясно, что выполнить исследование промысла, зафиксировать весь процесс на видеокамеру очень сложно. Но каждый такой фильм будет серьезным вкладом в сохранение культурного наследия, будет иметь большую научную значимость.

Этот раздел имеет название «Промыслы и ремесла». Вопросник ориентирован именно на промыслы, то есть на те виды деятельности, которые приносили доход. Однако интересны и такие занятия, которые особого дохода не приносили, но требовали специальных знаний и умений. Среди них изготовление дранки (традиционного кровельного материала из дерева), постройка лодок, специальные способы украшения икон, производство самодельной мебели, бондарной посуды и другие.

Современные видеотехнологии позволяют зафиксировать все процессы подробно, представить их в динамике. Но кратковременные экспедиции, организуемые университетами, институтами и музеями, не позволяют провести фиксацию длительных процессов. Организация экспедиции - процесс длительный и трудоемкий. Редко удается приурочить выезд на место к проведению определенного обряда или праздника. Поэтому особенно актуальным становится привлечение к исследованиям местных жителей, интересующихся историей и культурой своего края, краеведческие кружки, школьные музеи. В настоящее время - это серьезные исследовательские коллективы, способные самостоятельно фиксировать и изучать особенности местной этнической культуры.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей