4
ВВЕДЕНИЕ Учет требований ФГОС ДО при построении ПРАООП для работы с детьми с задержкой психического развития Согласно приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N1155 принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Настоящий документ представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и знаменует новый этап в развитии отечественной образовательной системы в целом. Впервые дошкольная ступень становится правомерным компонентом образовательного пространства, тогда как ранее, проводимая в данной сфере деятельность, являлась лишь подготовительным этапом для обучения в школе.
ФГОС – документ,
регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. При этом среди важнейших принципов выступает
учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
Стандарт направлен на решение широкого спектра задач:
1)
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для их эмоционального благополучия;
2)
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; формирование предпосылок учебной деятельности; развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, его
субъективной активности; а также инициативности, самостоятельности и ответственности;
3)
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
4)
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей.
5)
объединение обучения и воспитания в целостный процесс; формирование общей культуры, ценностей здорового образа жизни,
развитие социальных, духовно-нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических, личностных качеств;
Приоритетными для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) являются задачи:
6)обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья; 7)обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; возможность формирования Программ 5
различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Образовательная деятельность в сочетании с квалифицированной коррекцией реализуется в следующих
образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данный раздел программы должен содержать
специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование
специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Статья 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации « предписывает организовывать содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с
адаптированной основной образовательной программой (АООП), а для инвалидов – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников предполагает
индивидуализацию образовательновоспитательной работы и коррекционно-развивающего воздействия, особенно в условиях инклюзивного образования. Таким образом, не только специалисты-дефектологи или логопеды должны владеть технологией проектирования АООП, но и педагоги, работающие в инклюзивных формах образования
АООП – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Такая программа разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом
ФГОС общего образования по уровням образования и (или) ФГОС образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми