Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Образовательная программа Школа главного специалиста Нормативно-правовое обеспечение, подготовка кадров и организация лабораторной службы


НазваниеОбразовательная программа Школа главного специалиста Нормативно-правовое обеспечение, подготовка кадров и организация лабораторной службы
Анкорmetodicheskoe-posobie -shkola-glavnogo spetsialista -yanv-2015.pdf
Дата13.01.2017
Размер1.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodicheskoe-posobie_-shkola-glavnogo-spetsialista_-yanv-2015.p
оригинальный pdf просмотр
ТипОбразовательная программа
#6320
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6

АССОЦИАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ
«ФЕДЕРАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ МЕДИЦИНЫ»
Образовательная программа
Школа главного специалиста
Нормативно-правовое обеспечение, подготовка кадров
и организация лабораторной службы.
Методическое пособие
Январь 2015 год

2
Оглавление
Кочетов А.Г., Лянг О.В., Жирова И.А. Кадровое и образовательное развитие лабораторной службы ........................................................................................................................ 3
Медицинская специальность «Клиническая лабораторная диагностика» ................... 3
Биолог .................................................................................................................................. 9
Врач-лаборант ................................................................................................................... 12
Оплата труда сотрудникам клинико-диагностических лабораторий .......................... 14
Профессиональные стандарты в области лабораторной диагностики ....................... 16
Кочетов А.Г., Лянг О.В., Пикалов И.В., Гольдберг А.С., Рапопорт Е.Л. Федерация лабораторной медицины России как фундаментальный общественный регулятор деятельности и развития лабораторной службы................................................................................................... 19
Архипкин А.А., Лянг О.В. Специальная оценка условий труда в медицинской лаборатории ...................................................................................................................................... 32
Тартаковский И.С. Микробиологические исследования ................................................. 36
Шачнев Е.Н. Государственно-частное партнерство в системе здравоохранения РФ ... 38
Экономические основы концепции ГЧП. ...................................................................... 38
Формы и механизмы государственного частного партнерства. .................................. 40
Нормативно-правовое регулирование государственно-частного партнерства. ......... 41
Основные направления развития государственно-частного партнерства в здравоохранении. ......................................................................................................................... 42
Тестовый контроль. .............................................................................................................. 45

3
Кочетов А.Г., Лянг О.В., Жирова И.А. Кадровое и образовательное развитие
лабораторной службы
Кочетов Анатолий Глебович - Президент Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы
«Федерация лабораторной медицины», главный внештатный специалист Минздрава России по клинической
лабораторной диагностике, д.м.н., профессор кафедры госпитальной терапии с курсом клинической
лабораторной диагностики РУДН
Лянг Ольга Викторовна - вице-президент Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы
«Федерация лабораторной медицины», секретарь профильной комиссии Минздрава России по клинической
лабораторной диагностике, к.б.н., ассистент кафедры госпитальной терапии с курсом клинической
лабораторной диагностики РУДН
Жирова Ирина Алексеевна – к.м.н., ассистент кафедры госпитальной терапии с курсом клинической
лабораторной диагностики РУДН
Медицинская специальность «Клиническая лабораторная диагностика»
Впервые термин «клиническая лабораторная диагностика» появился в Приказе
Министра здравоохранения СССР от 11 ноября 1971 г. № 810 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения» в перечне специальностей, требующих особой подготовки, однако должность ещё долгое время носила наименование
«врач-лаборант». Приказом Минздравмедпрома РФ от 16 февраля 1995 года № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской
Федераци и
»
клиническая лабораторная диагностика была введена в номенклатуру врачебных специальностей в учреждениях здравоохранения РФ, также этим приказом была предоставлена возможность введения должности, соответствующей данной специальности. Должности врача клинической лабораторной диагностики и биолога были утверждены Приказом Министерства здравоохранения от 25 декабря 1997 года № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
В настоящее время Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 апреля 2009 г. №210н г. Москва
«О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» утверждена номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской
Федерации, согласно которому специальность «Клиническая лабораторная диагностика» является основной специальностью, которую могут получить лица со следующими послевузовскими специальностями – лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика.
В настоящее время специальность можно получить путём обучения в интернатуре, или ординатуре (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Минздравсоцразвития России) от 7 июля 2009 г. № 415н г. Москва «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»), или прохождения профессиональной переподготовки при наличии иных основных и требующих

4 дополнительной подготовки специальностей (Приказ Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н г. Москва «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путём обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»).
На базе специальности «Клиническая лабораторная диагностика» после дополнительной подготовки путём обучения в интернатуре, ординатуре или прохождения профессиональной переподготовки можно получить следующие четыре специальности: бактериология, вирусология, лабораторная генетика и лабораторная микология (приказы МЗ
РФ 210н и 415н – указаны выше), рисунок 1. По всем пяти специальностям выдаётся диплом о дополнительной подготовке по соответствующей специальности и сертификат специалиста государственного образца (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
29 ноября 2012 г. № 982н г. Москва «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»).
Рисунок 1. Последовательность подготовки специалистов с высшим образованием для работы в клинико-диагностических лабораториях в России
Изменения, предложенные в приказ МЗ РФ 415н профильной комиссией Минздрава
России по клинической лабораторной диагностике в 2013 году и опубликованные на сайте главного внештатного специалиста, не приняты, так как должны быть ещё рассмотрены правовым департаментом МЗ РФ, Министерством образования и науки и Министерством юстиции, поэтому специальности и должности, которые могут занимать лица с вышеуказанными специальностями, остаются в прежней редакции приказа МЗ РФ 415н.
Квалификационная характеристика непосредственно должностей утверждена
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

5
(Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. № 541н г. Москва «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Перечень должностей уточнён Приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012 г. № 1183н г. Москва «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников». И в том и другом приказах есть ещё должности биолога и врача-лаборанта для специалистов с немедицинским образованием. Эти должности могут включаться в штатное расписание клинико-диагностической лаборатории, но лица, работающие на указанных должностях не имеют медицинской специальности «Клиническая лабораторная диагностика», и наличие у них профессиональной переподготовки и сертификата специалиста по данной специальности является не подтверждённым действующим законодательством, а выдача указанным лицам перечисленных документов является незаконной для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по специальностям в сфере лабораторной диагностики.
Штатное расписание лаборатории до 2014 года регулировалось приказом Минздрава
СССР от 26.09.1978 № 900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов». Согласно данному приказу количество штатных единиц врачей рассчитывается: а) из расчета 1 должность на 200 коек; б) из расчета 1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием; в) из расчета 1 должность на 5 должностей врачей-онкологов, ведущих амбулаторный прием, и 1 должность на 10 должностей врачей-дерматовенерологов и врачей-фтизиатров, ведущих амбулаторный прием.
Среднего персонала: а) из расчета 1 должность на 60 коек; б) из расчета 1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием; в) из расчета 1 должность на 2 должности врачей-онкологов, ведущих амбулаторный прием, и 1 должность на 3 должности врачей-дерматовенерологов и врачей-фтизиатров, ведущих амбулаторный прием.
Санитарок – из расчета 1 должность на 4 должности врача-лаборанта и среднего медицинского персонала.
Указанная выше система расчёта штатных единиц лаборатории привела к тому, что соотношение специалистов с высшим и средним образованием составляет в лабораториях РФ
1:2,3. Как показывает зарубежный опыт и опыт работы частных лабораторий, такое соотношение при наличии современного высокотехнологичного оборудования и технологий организации лабораторной службы должно составлять 1:4 и более.
В 2014 году введён в действие Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 июня
2014 г. № 322 “О методике расчета потребности во врачебных кадрах”. В нём регламентирован расчёт потребности во врачебных кадрах в зависимости от:
1) особенностей заболеваемости с учетом пола и возраста населения в субъекте Российской
Федерации;

6 2) территориальных особенностй субъектов Российской Федерации (расположение субъекта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, плотность населения, удельный вес сельского населения);
3) объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
4) наличия в субъекте Российской Федерации населенных пунктов, отдаленных (более 400 км) от медицинских организаций, где оказывается специализированная медицинская помощь
В указанном приказе введено понятие «параклиническая группа» в составе, по тому же приказу, «подгруппы усиления», в котором выделена «диагностическая подгруппа» (врачи- анестезиологи-реаниматологи, врачи функциональной диагностики, врачи-рентгенологи, врачи клинической лабораторной диагностики, врачи ультразвуковой диагностики, врачи- эндоскописты, врачи-радиологи, врачи-бактериологи и др.). Но в представленном приказе нет выделения лабораторной группы внутри «диагностической подгруппы» – определен только процент к врачам «лечебной группы» (таблица).
Таблица. Расчет «подгруппы усиления» (в % к врачам «лечебной группы») в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 июня 2014 г. № 322 “О методике расчета потребности во врачебных кадрах”
Заведующие
отделениями
-
врачи-специалисты
Другие
группы
врачей
«Параклиническая
группа»
«Лечебная группа»
52,2 43,0
Кроме того, средний медицинский персонал, ведущий самостоятельный прием
5,5
«Диагностическая
подгруппа»
16,6
«Подгруппа управления»
5,8
Однако в настоящее время ещё действует приказ Министерства здравоохранения от 25 декабря 1997 года № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской
Федерации», который позволяет формировать штатное расписание на основании объективно сложившегося или планируемого объема работы медицинской лаборатории с использованием информации О ЗАТРАТАХ ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ, рассчитываемый на основе проведения хронометража при активном участии профсоюзной организации учреждения.
Профильной комиссией с целью эффективной реализации потенциала современной клинической лабораторной диагностики предложено альтернативное решение адекватного кадрового обеспечения. В современной КДЛ необходимы следующие специалисты:

7 1.
Врач клинической лабораторной диагностики / лабораторной медицины (аналог за рубежом – специальность - лабораторная медицина, специалист - клинический патолог).
2.
Специалист-аналитик клинической лабораторной диагностики / лабораторной медицины (аналоги за рубежом – клинический лабораторный исследователь, лабораторный техник, биопатолог и др.).
Врач лабораторной медицины (ЛМ) должен иметь медицинское образование и обладать знаниями в области клинической лабораторной диагностики, необходимыми знаниями в области этиологии и патогенеза заболеваний и патологических состояний в различных разделах клинической медицины, их лечения и профилактики. Вне всякого сомнения, врач ЛМ должен иметь представление о тех аналитических методах, с применением которых получаются результаты лабораторных исследований. Врач ЛМ не выполняет лабораторные исследования за исключением сложных морфологических микроскопических исследований биологического материала. Распознавание и дифференцированный подсчет клеток крови (особенно при гематологической патологии), форменных элементов осадка мочи при нефрологических заболеваниях, анализ цитологических и гистологических препаратов проводятся врачом, поскольку эти и некоторые другие виды исследований не имеют четкой регламентации, а фактически представляют собой обследование пациента на клеточном уровне.
В связи с огромным объемом необходимых знаний и умений в области клинической лабораторной диагностики врач ЛМ не может обладать одинаково глубокими знаниями во всех разделах и подразделах лабораторной медицины. Для решения сложных диагностических задач, наряду с общими знаниями по всем разделам клинической лабораторной диагностики, требуются более глубокие знания и практические навыки в области отдельных субдисциплин, достигаемые базовым и/или дополнительным обучением и стажировкой специалистов с последующей аккредитацией в области лабораторной медицины и/или микробиологии
(рисунок 2,3,4).
В сферу ответственности специалиста-аналитика КЛД входят: выполнение лабораторных исследований, организация аналитических процессов, внедрение и выполнение высокотехнологичных лабораторных исследований с использованием современной сложной аппаратуры, обеспечение выполнения и совершенствование технологий преаналитического этапа, обеспечение надлежащего качества результатов лабораторных исследований, руководство работой среднего и младшего лабораторного персонала, разработка и ведение текущей и отчетной документации и выполнение иных требований нормативных документов, включая стандарты ГОСТ Р и ИСО.
Вместе с тем для выполнения рутинных аналитических операций в КДЛ не всегда нужны обширные знания, которые дает высшее учебное заведение. В большинстве случаев достаточно специальной подготовки в объеме средне-специального образовательного учреждения. В зарубежных медицинских лабораториях практически все рутинные лабораторные исследования выполняются сотрудниками со средне-специальным образованием – медицинскими технологами и медицинскими лабораторными техниками.

8
Рисунок 2. Предлагаемая последовательность подготовки специалистов с базовым "студенческим" высшим образованием по лабораторной медицине (специалитет) для работы в медицинских лабораториях в России
Рисунок 3. Предлагаемая последовательность подготовки специалистов с высшим образованием для работы в медицинских лабораториях в России без базового "студенческого" образования по специальности "лабораторная медицина"

9
Рисунок 4. Предлагаемая последовательность подготовки специалистов с высшим образованием для работы в микробиологических лабораториях в России без базового "студенческого" образования по специальности "лабораторная медицина"
Но клиническая лабораторная диагностика не только медицинская, но и научная специальность, входящая в список специальностей, для которых предусмотрено обучение в аспирантуре и докторантуре. Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля
2009 г. № 59 «Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников» утверждена специальность «Клиническая лабораторная диагностика» как научная специальность. Её шифр 14.03.10. Предметом научной специальности «Клиническая лабораторная диагностика» является: разработка лабораторных методов объективного химического и морфологического анализа биологических материалом (жидкостей, тканей, клеток) человеческого организма; оценка с помощью этих методов состояния органов, физиологических систем, цельного организма человека и резервных возможностей; выявление отклонений от нормы и патологических нарушений в деятельности органов, систем организма человека; установление диагнозов болезней и осуществление лабораторного контроля за динамикой патологических процессов и результатами лечения и реабилитации.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей