Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Никольская О.С. ФГОС РАС. Образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра


НазваниеОбразовательный стандарт начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
АнкорНикольская О.С. ФГОС РАС.doc
Дата31.12.2017
Размер452 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНикольская О.С. ФГОС РАС.doc
ТипОбразовательный стандарт
#33846
страница14 из 18
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

3.3.1. Требования к структуре Адаптированной образовательной Программы начального образования в третьем варианте ФГОС для детей с РАС


В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ, определяющими единую структуру Адаптивных образовательных Программ для всех детей с ОВЗ, в структуре Программы для обучающихся с РАС, осваивающих третий (С) вариант стандарта, также выделяется восемь содержательных областей образования.

Каждая из них включает два взаимодополняющих компонента: «академический» и «жизненной компетенции», что особенно актуально для детей осваивающих третий вариант: детей с выраженной фрагментарностью представлений об окружающем, серьезными проблемами коммуникации и социально-бытовой адаптации.

Формирование жизненной компетенции является важнейшей частью образования такого ребенка.

В третем варианте (С) стандарта, как и во втором (Д), развитие жизненной компетенции ребенка предусматривается Адаптированной образовательной программой содержанием каждой области образования.

  • Язык – знания о языке и речевая практика;

  • Математика – знание математики и практика применения математических знаний;

  • Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром;

  • Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми;

  • Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением;

  • Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве;

  • Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования;

  • Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни технологии и практика их применения.

Содержательные линии обучения, раскрывающие области Адаптированной программы и общие для всех детей с ОВЗ соответствуют представленным во втором варианте стандарта, однако меняются акценты в освоении содержательных линий применительно к каждой области образования:

  • в сравнении со вторым вариантом значение развития жизненной компетенции ребенка возрастает, и главной задачей обучения ставится именно помощь ребенку в понимании происходящего вокруг и использовании полученных знаний и умений в обыденной жизни;

  • возрастает цена выявления и развития возможных избирательных способностей (одаренности) детей. Это может быть, музыкальная одаренность, способность к освоению элементов прикладного художественного творчества. Выявление и использование этих избирательных способностей важно для развития контакта и взаимодействия с ребенком в период его начального образования и для выстраивания перспектив его социализации;

  • возрастает роль области «Технологии» не только как основ трудовой деятельности, но и как освоения информационных технологий для стимуляции развития средств и навыков коммуникации и социального взаимодействия.

3.3.2. Требования к результатам освоения Программы начального образования в третьем варианте стандарта (С)


Оценивать результаты начального образования ребенка с РАС, обучающегося в соответствии с третьим вариантом (С) ФГОС для детей с ОВЗ также предлагается по его завершении. Стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени нецелесообразна, поскольку обучающиеся имеют свой – индивидуальный – темп освоения содержания образования.

Начальное образование обучающегося с РАС может считаться качественным и удовлетворять взрослых лишь при продвижении ребенка по двум взаимодополняющим направлениям – освоение «академических» знаний и развитие жизненной компетенции. Необходимо учитывать, однако, что развитие жизненной компетенции основная задача в реализации этого варианта стандарта.

Описание ожидаемых результатов должно включать целостную характеристику:

  • что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования,

  • что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Результаты оцениваются по освоению учащимся содержательных линий восьми областей образования Адаптированной образовательной Программы:

Знания о языке и речевая практика

1. Овладение грамотой, простыми речевыми формами и правилами их применения.

2. Овладение способностью использовать средства устной и письменной коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3. Развитие стремления и опыта словесного самовыражения на уровне, соответствующем развитию ребёнка.

Знание математики и применение математических знаний

1. Овладение началами математики.

2. Умение использоваться элементарные математические знания при решении житейских задач (иметь прогресс в ориентировке и использовании мер измерения веса, пространства, времени, температуры на уроках и дома, иметь представление о денежной стоимости вещей, продуктов, игрушек, учиться пользоваться карманными деньгами).

3. Продвинуться в самостоятельности использования этих умений.

Знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром

1. Овладение элементарными представлениями об окружающем мире.

2. Умение использовать эти знания в развитии собственного жизненного опыта, осознания связи собственной жизни с конкретными природными и климатическими условиями.

3. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми

1. Овладение первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, семейных и профессиональных ролях, дружеских связях, правах и обязанностях школьника, основных моральных ориентиров и др.).

2. Представления о себе и круге близких людей (осознание общности и различий с другими), умение решать простые задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную форму контакта, накопление опыта понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания.

3. Развитие вкуса и способности к достижениям в учёбе, поиску друзей и, умению вспоминать и мечтать, строить планы на будущее.
Знания о человеке в социуме и практика жизни в социуме

1. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и сына (дочки), брата (сестры), внука, друга помощника и т.п.

2. Развитие умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную формы контакта, сопереживать другим. Практическое освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми.

3. Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, творчестве, поиску друзей, выбору разных занятий и увлечений. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве

1. Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, опыта посещения музеев, театров, концертов и др.

2. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво, подходит и не подходит) в практической жизни ребёнка.

3. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, словесном творчестве, в игре на музыкальных инструментах и т. д.), освоение элементарных форм художественного ремесла.

Знания о здоровье, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования

1. Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

2. Овладение привычкой к образу жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, усвоение режима дня с необходимыми оздоровительными процедурами, адекватным режимом сна и питания. Овладение умениями включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе.

3. Формирование умения, отмечать и радоваться любому продвижению в развитии основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Стремления к максимально возможной для данного ребёнка физической независимости.

Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимы в жизни технологии и практика их применения

1. Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.

2. Овладение простыми трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных ситуациях, появление попыток адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.

3. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Подход к оценке знаний и умений «академического» компонента Адаптированной образовательной Программы предлагается сохранить в его традиционном виде. При этом учёт особых образовательных потребностей ребёнка с РАС предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребёнка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционного эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования.

Необходимо обеспечить ребенку с РАС право проходить итоговую аттестацию не только в общих, но и в иных, индивидуализированных формах. У части детей с РАС могут быть затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования (на уровне начального образования это чаще касается математики), но это не должно рассматриваться как показатель их не успешности в целом и тем более – нецелесообразности перехода на следующий уровень образования.

Для оценки результатов продвижения ребенка в развитии жизненной компетенции предлагается использовать метод экспертной группы. Экспертная группа объединяет всех участников процесса начального образования ребенка с РАС, всех кто с ним тесно контактирует и может характеризовать его поведение в разных жизненных ситуациях, в школе и дома. Задачей является выработка согласованной оценки динамики достижений ребенка в сфере жизненной компетенции и социальном развитии, эта оценка обязательно опирается на мнение семьи ребенка. Для удобства она может быть представлена в форме понятных условных единиц: 0 баллов – положительного продвижения нет; 1 – малое 2 – среднее; 3 – значительное продвижение. Такая оценка поможет членам экспертной группы выработать ориентиры для описания, сравнения и оценки динамики развития разных сторон жизненной компетенции ребенка.

Экспертная группа ориентируется на оценку динамики развития жизненной компетенции ребенка по тем же позициям, что и в других вариантах стандарта:

  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;

  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Образование обучающегося с РАС по третьему варианту (С) стандарта может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребёнка по обоим направлениям – «академическому» и «жизненной компетенции».
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей