Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Караульная-Виктория-Анатольевна. Общетеоретические вопросы вопросно-ответной стадии допроса


НазваниеОбщетеоретические вопросы вопросно-ответной стадии допроса
Дата27.03.2019
Размер0.75 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКараульная-Виктория-Анатольевна.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#44251
страница3 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4
3. Тактические приемы стимуляции памяти допрашиваемого
3.1
Особенности функционирования памяти
Информация, которую человек получает обо всём, что его окружает и что происходит вокруг него, оставляет определённый отпечаток как в его сознании, так и в подсознании. Эти впечатления откладываются, сохраняются, а также могут воспроизводиться. Весь комплекс таких процессов, состоящий из запоминания, хранения, воспроизведения и узнавания называется памятью человека . На память влияют различные условия, которые могут и изменяться с течением времени, например, пол, возраст, профессия, настроение, развитость психики.
Видов памяти выделяют достаточно много:
По времени сохранения информации: мгновенная, кратковременная, оперативная, долгосрочная и генетическая. Кратковременная память рассчитана на удержание информации в течение полминуты. Затем, полученные данные актуализируются, потом сохраняются, обрабатываются и интерпретируются. В противном случаи «ненужные» данные забываются. А актуальная информация передается на долговременное хранение.
По используемым органам чувств: двигательную, эмоциональную, образную, которая включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Эта классификация актуальна для установления алгоритмов извлечения информации из памяти путем включения в припоминание именно того вида памяти, который был задействован в процессе запоминания.
По участию воли: произвольная и непроизвольная . Произвольная память характеризуется целью запомнить, при отсутствии такой направленности восприятия память непроизвольная, хотя такая память и не
38 во всех случаях является случайной. Более того, произвольная память не обязательно полностью эффективна.
Добросовестное заблуждение – такая категория в целом применяется
«когда человек говорит неправду, но при этом не знает, что ошибается» .
Добросовестное заблуждение может быть связано с сложностью восприятия события преступления или неполнотой его восприятия; «наслоений», образованных в процессе хранения воспринятого в памяти; забывания; незнания актуальности для следователей определенной информации; субъективных недостатков воспроизведения .
Объективность показаний добросовестного допрашиваемого зависит от трех базовых факторов:

Способности к восприятию;

Способности запоминания;

Способности репродукции .
Механизм запоминания и хранения опосредован взаимодействием краткосрочной и долгосрочной памяти.
Образы, сохранившиеся в памяти, называются представлениями.
Представления, вступая в связь между собой, образуют ассоциации, которые также способны вызывать друг друга.
С учетом всех трех величин можно на основе психотипологического подхода сделать следующие замечания:
Со стороны добросовестного допрашиваемого лица – гипертимы отличаются высокой степенью переключаемостью внимания и низкой его концентрацией, в связи с чем у них возникают трудности с реализацией способности к восприятию, более того, они отличаются низкой способностью к четкому, детальному изложению обстоятельств, а значит, их репродукция будет отличаться сложностью для восприятия следователем, тем более
39 учитывая преобладание эпилептоидной составляющей со стороны последнего.
Истероиды отличаются эмоциональностью восприятия, припоминанием в основном информации, в которой фигурирует сам, а также забывчивостью относительно обстоятельств, в которых его участие было минимальным, склонностью к фантазированию и театральности, а значит, требуют тщательного анализа со стороны следователя их способности к репродукции.
Представители шизоидов хотя и способны к последовательному изложению обстоятельств, но испытывают сложность в адаптации к ситуации допроса, допрашивающему лицу, в связи с чем их способность к репродукции оцениваем как низкую.
Эпилептоиды хотя и отличаются высокой адаптацией к допросу, выраженной способностью к четкому, детальному и последовательному изложению обстоятельств прошлого, склонны к конфликтам, в связи с чем, лучшим вариантом для реализации его способности к репродукции было бы создание ситуации, которая побудит его выговориться.
Параноиды проявляют способности запоминанию и репродукции, между тем их восприятие отличается категоричностью, «черно-белой» оценкой ситуации и беспомпромиссностью.
Гипотимы из-за привычно низкой концентрации внимания испытывают сложности с запоминанием.
Циклоиды отличаются сменой фаз гипотимной и гипертимной, что необходимо учитывать наряду с его позицией как бы стороннего наблюдателя. Отличается объективностью восприятия, но закрыт и не характеризуется четкостью и детальностью изложения, поэтому способность к репродукции у него низкая.
40
Синзетив отличается эмоциональностью и для раскрытия его способности к репродукции со стороны следователя необходимо эмоционально подстроиться под допрашиваемого и выслушать обо всех его эмоциональных переживаниях прежде, чем расспросить о фактических обстоятельствах прошлого.
Конформный тип склонен придерживаться принципа «держать язык за зубами», бывает застенчивым и малообщительным, все это накладывает отпечаток на реализацию его способности к репродукции. Более того, в силу подверженности представителей этого психотипа влиянию окружающих и его исполнительность, он вовсе может давать показания, опираясь на услышанные или «надуманные» с опорой на свой авторитет факты.
Есть целый ряд обстоятельств совершения преступления, которые влияют на восприятие и запоминание воспринимающего их лица.
Для потерпевших, которые находились в ситуации угрозы жизни и безопасности, характерно восприятие преступления в состоянии, похожим на аффект, когда степень и объем восприятия информации резко сужаются.
Психотравмирующее воздействие оказывает существенное влияние на точность и достоверность показаний.
Скоротечность события преступления, его внезапность порождают неэффективное его восприятие, так как мобилизация восприятия криминалистически значимой информации со стороны добросовестного допрашиваемого произошла в меньшей мере, чем при обычных обстоятельствах.
Состояние, в котором лицо воспринимало события прошлого
(например, опьянение, сонное состояние, расстроенное или задумчивое), оказывает влияние на точность их восприятия также, как и последующие после восприятия события преступления переживания.
41
Особенности рассказа о событии преступления могут быть связаны и с негативными стереотипами в отношении лица, совершившего преступления, когда добросовестный свидетель или потерпевший воспринимают обстоятельства совершенного преступления как заведомо обличающие то или иное лицо.
Более того, особого внимания требуют особенности личности допрашиваемого лица. С помощью психотипологического подхода рассмотрим некоторые их них.
Конформных характеризует потребность во внимании, а истероидов – театральность, лживость и фантазирование.
Гипертимы склонны приукрашивать и воспринимать в основном динамическую составляющую события, забывая о статической. Шизоид краток и истощаем в контакте, а значит, продолжительный допрос будет малоинформативен. Параноид дает категоричную оценку воспринятым фактам, оценивая их результат.
Кроме того, личность следователя при проведении допроса также должна быть учтена. Так, следователи из эпилептоидов, циклоидов, синзетивов в силу их психологических особенностей отличаются высокой способностью по оказании помощи допрашиваемому в припоминании забытого.
3.2
Тактические приемы активизации памяти допрашиваемого
После получения на стадии свободного рассказа информации от добросовестного допрашиваемого, следователь приступает к оценке степени ее «естественности», то есть адекватности воспринятого условиям восприятия, на воспросно-ответной стадии допроса.
42
Необходимо свести к минимуму возможность внушаемости допрашиваемого лица со стороны следователя на стадии уточняющих вопросов, что позволит получить наиболее достоверную, а не ожидаемую следователем информацию.
Если со стороны допрашиваемого лица была озвучена информация о слабо или трудновоспринимаемых деталях, то на стадии дополнительных вопросов следует выяснить причины ее запоминания.
Со стороны следователя вообще целесообразно поинтересоваться о наличии навыков и интересов, склонностей допрашиваемого лица, которые могли повлиять на восприятие криминалистически значимой информации о событии преступления. Объективные условия восприятия также должны быть озвучены.
Таковы наиболее общие рекомендации в построении работы следователя на вопросно-ответной стадии допроса. Остановимся более подробно на некоторых тактических приемах, которые могут быть применены следователем и направлены на активацию памяти добросовестного допрашиваемого лица.
На стадии уточняющих вопросов следователь может решить ряд тактических задач. Если ставить вопросы таким образом, что добросовестному допрашиваемому станет ясно, что претензий к основной части допроса нет, то добросовестный свидетель или потерпевший может успокоиться. Наиболее эффективно применять тактические приемы снятия напряжения, демонстрировать успешность взаимодействия следователя и допрашиваемого, что приведет к успокоению последнего и оптимизации его памяти.
На стадии дополнительных вопросов по отношению к добросовестному допрашиваемому следователь нацелен на получение криминалистически значимой информации, которая ранее не была сообщена в силу заблуждения или неприпоминания.
43
Помощь следователя в припоминании забытого может выражаться в предъявлении схем, фотографий или вещественных доказательств. В результате такого воздействия на память допрашиваемого лица, у него активизируются ассоциативные связи, способствующие припоминанию забытых фактов.
Активизация памяти, производимая следователем в отношении добросовестного допрашиваемого, – это осуществляемый с использованием специальных методов прикладной психологии процесс актуализации и воспроизведения информации в памяти человека
26
Этот процесс основан на таких важнейших свойствах психики человека, как способность отражать окружающую действительность, закрепляя в памяти последовательность происходящих в ней событий, сохранять отраженную информацию и воспроизводить (вспоминать) её в дальнейшем, что связано с тем, что при восприятии информации образы сохраняются в памяти, они называются представлениями. Представления, вступая в связь между собой, образуют ассоциации, которые также способны вызывать друг друга.
Следует обратить внимание на то, что ассоциации работают именно в связи с воздействием следователя, так как даже постановка вопроса со стороны последнего уже есть побуждающее начало, чтобы память заработала в заданном направлении. При этом необходимо учитывать ч. 2 ст. 189 УПК
РФ, однозначно указывающую на то, что «задавать наводящие вопросы запрещается».
Добросовестное заблуждение допрашиваемого можно преодолеть используя приемы, основанные на ассоциациях, которые могут взаимодействовать, вызывая друг друга.
26
О некоторых методах прикладной психологии, применяемых в расследовании преступлений :
Методические рекомендации / Главное управление криминалистики Следственного комитета Российской
Федерации. – М., 2016. С. 8.
44
Ассоциации по смежности направлены на указание на образ объекта, процесса, явления, который находился в логической связи с тем, что необходимо припомнить. Озвучиваются стимулы, находящиеся в связи с искомой информацией. Такой прием оказывает воздействие на эмоциональных, чувственных людей, что позволяет добиться мобилизации их психики. Согласно психотипологическому подходу наиболее эффективен для синзетива.
Ассоциации по сходству строятся на использовании следователем раздражителя, который может вызвать в памяти допрашиваемого образ устанавливаемого объекта, процесса, явления. Возможно использование наоборот, то есть для учета при оценке того факта, что допрашиваемый может добросовестно заблуждаться в показаниях в связи с наличием большого количества похожей информации.
Ассоциации по контрасту основаны на использовании антогонистических представлений об объектах. Однако эффективность этого приема не является высокой в связи с неочевидностью таких ассоциаций.
Если ассоциации по смежности могут помочь в припоминании эмоциональному лицу, то мобилизирующими психику рационального лица будут причинно-следственные ассоциации. Следовательно, применение этого приема будет эффективно для эпилептоида, параноида, шизоида.
Значение эмоций в механизме памяти относится к особенностям личности воспринимавшего. Так, гипотим более склонный к пессимизму будет лучше запоминать негативную информацию, а гипертим строго наоборот.
Информация о профессии допрашиваемого может быть задействована при планировании использования приема ассоциации по схожести, и в любом случае позволяет следователю опираться на то, что профессиональные сведения обладают авторитетом в запоминании и медленнее забываются.
45
Субъективизм восприятия события преступления потерпевшим связан в первую очередь с негативной оценкой причинителя вреда. Следователь, отрицательно характеризуя подозреваемого или обвиняемого, может вызвать ассоциации потерпевшего, способствующие припоминанию обстоятельств прошлого.
Еще одним приемом, направленным на активацию памяти является когнитивное интервью.
Когнитивное интервью (от англ. «cognitive interview») – основанный на свойствах человеческой памяти метод её активизации, использующий систему специальных приемов, базирующихся на достижениях социальной и когнитивной психологии
27
Когнитивное интервью представляет собой определенным образом структурированную беседу, позволяющую получать более детальное описание событий.
Преимущество указанного приема активизации памяти заключается в том, что его применение не требует специальных познаний в области психологии. Поэтому когнитивное интервью может проводить как специалист-психолог, так и сам следователь после соответствующей подготовки.
На следователя (специалиста-психолога), применяющих указанный прием, возлагаются две основных задачи, включая установление и поддержание психологического контакта со свидетелем или потерпевшим; помощь свидетелю или потерпевшему вспоминать важную для следствия информацию с помощью руководства процессом вспоминания, используя соответствующие приемы.
В ходе когнитивного интервью очевидцу предлагается мысленно представить себя на месте происшествия, то есть осуществить «погружение в
27
О некоторых методах прикладной психологии, применяемых в расследовании преступлений :
Методические рекомендации / Главное управление криминалистики Следственного комитета Российской
Федерации. – М., 2016. С. 13.
46 ситуацию», вспомнить внешнее окружение и свое внутреннее состояние.
После этого он должен описать все детали независимо от их очевидной важности. Свидетель или потерпевший дает свободное и полное описание события, в том числе информацию, которую очевидец может считать незначительной.
Имеется возможность дополнительно применить еще два приема:

изменить последовательность вспоминания, то есть попросить очевидца описать событие, например, в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего эпизода, который вспомнил очевидец;

изменить перспективу, то есть попросить очевидца, чтобы он описал событие из иной точки, например, с местонахождения другого свидетеля, преступника или жертвы.
Таким образом, в отношении добросовестного допрашиваемого, сотрудничающего со следствием, может быть применен ряд приемов, направленный на преодоление его добросовестного заблуждения относительно события преступления, забывания некоторых обстоятельств о нем.
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены разные подходы к структуре допроса. Также раскрыта сущность вопросно-ответной стадии допроса, как очень важной и позволяющей не только удостовериться в показания данных допрашиваемым, но и получить от последнего новую информацию. Но все это невозможно без установления психологического контакта с допрашиваемым лицом.
Кроме того, раскрыта сущность лжи, ее проявления в виде умолчания и искажения.
Рассмотрены причины, по которым ложь является энергозатратной.
Также рассмотрены особенности функционирования памяти с учетом психотипологического подхода; рассмотрены тактические приемы активизации памяти допрашиваемого, которые может применить следователь при проведении допроса в его вопросно-ответной стадии;
Таким образом, для разоблачения лжи изначально необходимо ее установить. В данном исследовании были проанализированы проявления лжи, отражающееся в изменении речи, мимики и жестов. Для научного выявление ложных показаний допрашиваемого при допросе используют в совокупности психотипологический подход и логико-психологические методики.
Лицо, осуществляющее допрос, одновременно осваивает навыки выявления лжи и ее преодоления, получения правдивых показаний.
Следователь согласно уголовно-процессуальному закону свободен только в выборе тактических приемов. Интеллектуально-волевая деятельность этого должностного лица осуществляется на вопросно-ответной стадии допроса.
Для достижения главной цели допроса - получения полных и объективно отражающие действительность показаний, целесообразным представляется использование психотипологического подхода в выборе и индивидуализации
48 используемых в вопросно-ответной стадии допроса совокупности тактических приемов.
Психотипологический подход позволяет рассмотреть особенности памяти разных людей. Выводы на основе этих исследований, могут быть использованы как ориентиры и рекомендации практическому работнику при проведении допроса добросовестного свидетеля или потерпевшего с учетом особенностей его памяти.
Рассмотренные в исследовании ситуации позволяют сделать заключение о том, что способности к восприятию, запоминанию и репродукции криминалистически значимой информации различаются в зависимости от психотипа, к которому относится добросовестный допрашиваемый.
При восприятии информации образы сохраняются в памяти, они называются представлениями. Представления, вступая в связь между собой, образуют ассоциации, которые также способны вызывать друг друга.
Выбор тактических приемов, связанных с ассоциациями, основан на характеристике личности допрашиваемого с учетом психологических особенностей следователя.
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей