Главная страница

Оцл гл тетрадь Учим слова и предложения 4-5 лет


Скачать 1.29 Mb.
НазваниеОцл гл тетрадь Учим слова и предложения 4-5 лет
Анкорsidorova_u_m_uchim_slova_i_predlozheniya_rechevye_igry_i_upr.pdf
Дата17.05.2018
Размер1.29 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsidorova_u_m_uchim_slova_i_predlozheniya_rechevye_igry_i_upr.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40424
Каталог

С этим файлом связано 43841 файл(ов). Среди них: и ещё 43831 файл(а).
Показать все связанные файлы
домашняя тетрадь ?
О
О
ц
л ГЛ Тетрадь Учим слова и предложения
4-5 лет.
Тетрадь № 2
I. Продукты питания. Дом и его части. Мебель у. Защитники Отечества. Семья
9
6.
8 марта
4
*L
7. Перелетные птицы

8. Профессии
'
9. Комнатные растения
- '
10. Цветы. Транспорт. Наш город. Ягоды Л Ягоды. Насекомые.
Лето
Приложение. Примерное тематическое планирование

УДК 373
ББК 74.105
С34
Сидорова УМ С Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 4 — 5 лет В 2 тетрадях. Тетрадь 2. — М ТЦ Сфера, 2014. — 32 с. (Домашняя логопедическая тетрадь Вторая тетрадь пособия по развитию речи для детей средней группы содержит материал по лексическим темам, направленный на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников 4 — 5 лет.
Система логопедической работы построена на основе 16 лексических тем с учетом особенностей детей этого возраста. С помощью игр и упражнений устраняются трудности в формировании лексического запаса и усвоении грамматических категорий. Пальчиковая гимнастика, игры, хороводы помогают формированию двигательной активности, темпа, ритма речи, развитию мелкой и речевой моторики, коррекции психических процессов, способствуют развитию речи в целом.
Пособие рекомендовано логопедам, методистами педагогам дошкольных организаций для самостоятельных занятий с детьми в домашних условиях.
УДК 373
ББК Учебное издание
Сидорова Ульяна Митрофановна
У Ч ИМ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Речевые игры и упражнения для детей 4 — 5 лет
Т етрадь Главный редактор и составитель Т.В. Цвет кова Редактор А Л . Сахаров Художественный редактор МЛ. Владимирская Художники АД. Прут енская, ИВ. М ахова Рисунок на обложке Е. Федорченко Оформление обложки МЛ. Владимирская Корректор JI.B. Успенская Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной Книги издательства «ТЦ Сфера можно заказать наложенным платежом по адресу, Москва, а я 40.
E-mail: sfe ra @ cn t.ru Познакомиться с ассортиментом книги наглядных пособий можно на сайтах w w w .tc -s fe r a .r u ,www .apcards.ru Издательский отдел) 656-70-33, 656-73-00, (499) 181-09-23 Рекламный отдел) 656-75-05, 656-72-05
ISBN Сертификат соответствия .№ РОСС R U .A r i7 .H 0 2 2 9 5 с 23.03.2012 по 22.03.2015 № Подписано в печать 30.10.13. Формат 60x84V Печать офсетная. Уел. печ. л. 4,0. Тираж 5 000 экз.
Заказ № ООО «ТЦ Сфера»,
М осква, Сельскохозяйственная ул ., д. 18, корп. Отпечатано в ОАО Кострома, г.Кострома, ул.Самоковская, 10.
ISBN 978-5-9949-0723-8
© ООО «ТЦ Сфера, 2014
© Сидорова УМ Цветкова Т.В ., 2014 (сост
ОТ АВТОРА Уважаемые взрослые Занимаясь с ребенком, отмечайте ус-
Речевое развитие ребенка — важней- пешно выполненные задания, хвалите шее направление в его образовании, ребенка. Для этого можно использовать
Причем осуществлять его необходимо наклейки, поощрительные карточки,
ежедневно совместными усилиями спе- нарисованные рукой рисунки или зна- циалистов и родителей. ки> Незаметно для ребенка ставьте по-
Предлагаемая тетрадь поможет ребенку метки заданий, с которыми он освоить лексику и грамматику русского г
не справляется, а затем периодически языка, введет его в мир новых слов, как на
_
„ - возвращайтесь к ним. Важно создать по- занятиях, таки дома. Ребенок вместе со
^ ^ взрослыми сможет повторить и закрепить зитивное настроение, состояние успеха,
лексический материал, поиграть в речевые Поэтому если у ребенка ничего не полу- игры, познакомиться с новыми словами, чается, просто хвалите его, а если хоть выучить стихотворения. А главное — та- что-нибудь получается, очень хвалите,
кие занятия вызовут интерес к слову, же- Доставьте ребенку радость, позани- лание рассказывать, слушать, читать. Тет- майтесь с ним!
радь можно использовать и как информа- Желаем успеха ционные странички для уголка логопеда.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ........................................................................................... ДОМ И ЕГО ЧАСТИ .................................................................................................. МЕБЕЛЬ. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА. ................................................................. СЕМЬЯМ АРТ А ВЕСНА ..........................................................................................................................14
ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ПРОФЕССИИ .............................................................................................................. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ. ................................20
ЦВЕТЫ..........................................................................................................................23
ТРАНСПОРТ...............................................................................................................24
НАШ ГОРОД. ЯГОДЫ НАСЕКОМЫЕ. ..29
ЛЕТО..............................................................................................................................31
Приложение. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА Для детей 4—5 лет. Тетрадь 2
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
Предметный: хлеб, булочка, рыба, мясо, молоко, сосиска, сыр, творог, сок, котлета, каша, суп, блин, печенье, пирожок.
Глагольный: резать, солить, мешать, жарить, печь, тушить, есть, пить, чистить. Признаков кислый, пресный, солёный, жареный, варёный, горький, мягкий, жидкий, сочный, вкусный, горячий, мясной.
• Один — много
Словарь
много булочек- много котлет, много сосисок.
Каша — каши — много каш. Суп — супы — много супов. Рыба — рыбы — много рыбы.
Каша — кашка. Печенье — печеньице. Сыр — сырок.
Творог — творожок
Булочка — булочки Котлета — котлеты Сосиска — сосиски Скажи ласково
Суп — супчик.
Блин — блинчик.
Котлета — котлетка.
Хлеб — хлебушек.
• Это чей?
Это мой, моя, мои ... суп, щи, сосиска, молоко, сыр.
• Сосчитай до пяти
(С выделением окончания голосом.)
Сосиска, печенье, котлета — одна сосиска, две сосиски и т.д.
• П овтори и запомни
Лене дали ( что — сосиску. Лена ест кашу ( с чем — с сосиской. На тарелке у Лены ( что ) — сосиска.
• Скажи какая?
Булочка ( какая — вкусная, свежая, ароматная.
Сосиска ( какая — вкусная, горячая, мясная и т.д.
• Отгадай и выучи загадку
Белая водица всем пригодится.
Из водицы белой всё что хочешь делай:
Сливки, простоквашу, масло в кашу,
Творожок на пирожок, кушай, Ванюшка-дружок!
Ешь да пей, гостям налей икоту не пожалей ( Молоко.)
• П альчиковая гимнастика Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку.
Маком я притрушу,
В печь горячую посажу.
• Оформи тетрадь
Найди и наклей картинку изображением продукта питания.
Дети выполняют движения обеими руками, имитируя лепку.
Щепоткой показывают, что посыпают
маком.
Показывают, как двумя руками пирог сажают в печку.
Для детей 4— 5 лет. Тетрадь 2
ДОМ И ЕГО ЧАСТИ
Предметный: этаж, подъезд, балкон, панель, окно, рама, форточка, лестница, перила, дверь, лифт, звонок, крыша, труба, ступени, замок, порог, пол, комната, стена,
Глагольный: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, жить.
Признаков: каменный, деревянный, белый, серый, жёлтый, красивый, одноэтажный, двухэтажный, высокий, низкий, новый, старый, кирпичный, гранитный.
• Один — много
Пол — полы — много полов.
Рама — рамы — много рам.
Комната —- комнаты — много комнат.
Стена — стены — много стен.
Подъезд — подъезды — много подъездов.
Балкон — балконы — много балконов.
Окно — окна — много окон.
Форточка — форточки — много форточек Лестница — лестницы — много лестниц.
Дверь — двери — много дверей.
Звонок — звонки — много звонков.
Крыша — крыши — много крыш.
• Скажи ласково
Окно — окошко — окошечко.
Комната — комнатка — комнатушка.
Стена — стенка — стеночка.
Дверь — дверка — дверца.
• Это чей?
Это ( мой, моя, мои ... форточка, лестница, крыша, этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, замок Сосчитай до пяти
(С выделением окончания голосом.)
Комната, дом, этаж, окно — одна комната, две комнаты и т.д.
® Какие бывают дома Для людей — жилой дом. Для свиней — свинарник.
Для машин — гараж. Для коров — коровник.
Для собак — конура, будка. Для птиц — скворечник, гнездо.
Для коней — конюшня. Для кур — курятники т.д.
Словарь
Балкон — балкончик. Бревно — брёвнышко. Лестница — лесенка. Звонок — звоночек.
Д ом и его части Скажи какой, какая, какое?

Дом ( какой — кирпичный, каменный, деревянный.
Лестница ( какая — деревянная, гранитная, красивая.
Окно ( какое — широкое, узкое, чистое, грязное, открытое, закрытое.
• П альчиковая гимнастика Один, два, три, четыре, пять — Вышли пальчики гулять. Один, два, три, четыре, пять — В домик спрятались опять.
Домик
Дом мы строим Выше, выше!
Есть окошки в нём И крыша.
• Оформи тетрадь
Нарисуй любую часть дома.
Создать угол — крышу пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом большие пальцы соединяют по прямой линии — получается треугольная крыша с «окном».
Дети поочередно разгибают все пальцы начиная с мизинца.
Затем загибают их в том же порядке.
П ослуш ай стихотворения ивы учи понравившееся Строители Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители.
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока Этот домик из песка.
Б. Заходер На улице Садовой Дом построен новый.
В нём столько светлых окон Считать — не сосчитать,
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме — десять этажей,
В доме — тысячи людей,
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живём?..
С. Баруздин
Для детей 4 — 5 лет. Тетрадь 2

МЕБЕЛЬ
Предметный: стол, шкаф, кровать, скамейка, кресло, тахта, диван, стул, тумбочка. Глагольный расставлять, передвигать, мыть, протирать, застилать, разбирать, открывать, закрывать.
Признаков: новая, старая, чистая, грязная, мягкая, удобная, жёсткая, деревянная, светлая, тёмная.
• Один — много
Стол — столы — много столов.
Шкаф — шкафы — много шкафов.
Кровать — кровати — много кроватей.
• Скажи ласково
Стул — стульчик.
Стол — столик.
Кровать — кроватка.
Шкаф — шкафчик.
• Сосчитай до пяти
(С выделением окончания голосом.)
Стул, кровать, диван, шкаф — один стул, два стула и т.д.
• Повтори и запомни
На кровати, диване — спят, сидят. В шкафу — хранят одежду.
На стуле — сидят.
• Отгадай и выучи загадку
Хоть у нас четыре ножки, Мы не овцы и не свинки.
Мы не мышки и не кошки. Мы не кони, хоть на нас
Хоть мы все имеем спинки, Высадитесь много раз. ( Стулья.)
• Пальчиковая гимнастика Много мебели в квартире»
Один, два, три, четыре Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мыс котом Посидим за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
По Н. Нищевой Оформи тетрадь Найди и наклей картинку с изображением предмета мебели.
Словарь
Дети загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
Сжимают и разжимают пальчики Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках Попеременно хлопают в ладоши и стучат
кулачками.
Скамейка — скамейки — много скамеек. Кресло — кресла — много кресел. Диван — диваны — много диванов.
Кресло — креслице. Диван — диванчик. Скамейка — скамеечка Тумба — тумбочка
ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА
Предметный: лётчик, матрос, танк, самолёт, солдат, офицер, боец, Россия, защитник, пушка, пистолет.
Глагольный: стрелять, защищать, служить, охранять, летать, управлять, лю­
бить.
Признаков: сильный, ловкий, военный, отважный.
Словарь
• Один — много
Солдат — солдаты — много солдат.
Матрос — матросы — много матросов.
Лётчик — лётчики — много лётчиков. Защитник — защитники — много защитников Пистолет — пистолеты — много пистолетов. Танк — танки — много танков.
Самолёт — самолёты — много самолётов.
• Скажи ласково
Солдат — солдатик.
Матрос — матросик.
Пистолет — пистолетик.
Самолёт — самолётик.
Пушка — пушечка.
• Сосчитай до пяти
(С выделением окончания голосом Солдат, лётчик, самолёт, танк, пистолет
• Динамическая пауза
На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди,
Да смотри — не упади.
А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Один, два — дружно в ногу, Три, четыре — твёрже ногу.
один солдат, два солдата и т.д.
Дети стоят на одной ноге.
Меняют ногу
Шагают.
Для детей 4— 5 лет. Тетрадь 2
Пальчиковая гимнастика
Быстро лопасти крути Дети сплетают пальцы обеих рук, кроме
Вертолёт, лети, лети. указательных и больших, указательные пальцы

выдвигают впереди соединяют их подушечки — хвост вертолета, большими пальцами выполняют совместные круговые движения — лопасти вертолета.
•к °к "к
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
А. Барто
• Оформи тетрадь
Найди и наклей или нарисуй
• Послушай стихотворения и выучи понравившееся
Скок, скок — на лошадке,
У меня звезда на шапке,
За плечами автомат,
Потому что я солдат.
З а щитники Отечества
СЕМЬЯ
Словарь
Предметный: семья, внук, внучка, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя, дочь, сын.
Глагольный: работать, заботиться, готовить, жить, убирать, помогать, читать, рассказывать.
Признаков: добрая, ласковая, молодая, старенькая, заботливая, родная, стар­
шая.
• Один — много
Семья — семьи — много семей.
Мама — мамы — много мам.
Папа — папы — много пап.
Дочка — дочки — много дочек.
Сын — сыновья — много сыновей.
Внук — внуки — много внуков.
Внучка — внучки — много внучек.
Сестра — сёстры — много сестёр.
Брат — братья — много братьев.
Бабушка — бабушки — много бабушек.
Дедушка — дедушки — много дедушек.
• Скажи ласково
Мама — мамочка — мамуля.
Папа — папочка — папуля.
Дед — дедушка — дедуля.
Баба — бабушка — бабуля.
Брат — братик — братишка.
Сестра — сестрёнка — сестричка.
• Это чей?
Это мой, моя, мои ... сестра, сёстры, дед, бабушка, мама, папа, брат, семья.
• Повтори и запомни
Мама спит, а мамы спят.
Папа работает, а папы работают.
Дедушка читает, а дедушки читают.
Бабушка готовит, а бабушки готовят.
Семья живёт, а семьи живут.
Для детей 4— 5 лет. Тетрадь 2
Послушай и выучи стихотворение
Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь Постирать платочки?
Мыло пенится в корыте.
Я стираю — посмотрите!
А. Усанова
• Пальчиковая гимнастика Как у нас семья большая Дети ритмично хлопают в ладоши и ударяют кулачками попеременно Загибают большие пальцы на обеих руках Загибают указательные пальцы на обеих
руках.
Загибают средние пальцы на обеих руках.
Как у нас семья большая Да весёлая:
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны объедаются.
Две Дашки у кашки питаются;
Две Ульки в люльке качаются.
• Оформи тетрадь
Найди и наклей свою фотографию и твоих родных.
Загибают безымянные пальцы на обеих
руках.
Загибают мизинцы на обеих руках

8 МАРТА
добрый
• и дин- МНОГО
й
Мама — мамы — много мам.
Щ
Бабушка — бабушки — много бабушек. Ч Сестра — сёстры — много сестёр.
Цветок — цветы — много цветов.
Мимоза — мимозы — много мимоз.
Тюльпан — тюльпаны — много тюльпанов. Праздник — праздники — много праздников
• Скажи ласково
Дети — детки.
Мама — мамочка. Сестра — сестричка. Бабушка — бабуля.
Тётя — тётушка. Тюльпан — тюльпанчик
• Сосчитай до пяти Ч ч
\ С выделением окончания голосом.)
Тюльпан, цветок, праздник, подснежник — один тюльпан, два тюльпана и т.д
Предметный: мама, бабушка, сестра, тётя, цветы, месяц март, праздник, тюльпан, сюрприз, подснежник, мимоза.
Глагольный: жить, любить, поздравлять, отмечать, заботиться, уважать, приносить, покупать.
Признаков: родная, любимая, красивая, весёлый, праздничный, заботливый,
Словарь
• Словарная работа
Заботиться — делать приятное.
Сюрприз — что-то неожиданное.
Уважать — гордиться кем-то, ставить себе в пример.
Праздник — торжественный день.
• Расскаж и о празднике 8 Марта
В первый месяц весны 8 марта мы отмечаем Международный женский праздник — праздник мам и бабушек, сестричек и тётушек. Мама — самое прекрасное слово на Земле. Она самая добрая, ласковая, внимательная.
И в этот день мы ещё раз можем поблагодарить её и всех женщин за их любовь, заботу, подарить им цветы и сделать подарки.
12
Для детей 4— 5 лет. Тетрадь 2
Скажи чего нет?
Цветок — нет цветка.
Мимоза — нет мимозы.
Тюльпан — нет тюльпана.
Праздник — нет праздника.
• Скажи какая?
Мама — весёлая, любимая, заботливая, ласковая, строгая, красивая, стройная.
Бабушка — добрая, старенькая, мудрая, седая и т.д.
• П ослуш ай стихотворения и
Мамин день
Вот подснежник на поляне,
Я его нашёл.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвёл.
И меня с цветком так нежно Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник От её тепла.
Г. Виеру
Для мамы Сказал мне папа «Мила,
А тыне позабыла?
У мамы праздник — «Знаю!
Платочек вышиваю С камкою, с цветами Своей любимой маме».
Г. Бойко
• П альчиковая гимнастика Моя семья Вот дедушка, Дети поочередно загибают пальчики к ладошке,

Вот бабушка, начиная с большого, а со слов А вот и вся семья»

Вот папочка, второй рукой охватывают весь кулачок.
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
Ф. Фребель
8 Марта выучи понравившееся
ВЕСНА
Предметный: месяц, весна, лужи, ручьи, льдины, птицы, почки, листочки, трава, подснежник, сосульки, гнездо, луг, солнце.
Глагольный: наступить, прийти, шуметь, прилетать, журчать, таять, греть, светить, темнеть.
Признаков: тёплая, холодная, радостная, весёлые, тёмный.
Словарь
• Один — много
• Скажи ласково
Ручей — ручек. Гнездо — гнёздышко. Лист — листочек. Лужа — лужица. Льдина — льдинка. Солнце — солнышко. Луг — лужок.
• Повтори и запомни
На дереве гнездо, а на деревьях гнёзда.
На ветке почка, а на ветках почки.
На дороге лужа, а на дорогах лужи.
С крыши сосулька капает, ас крыш сосульки капают.
Месяц — месяцы — много месяцев. Ручей — ручьи — много ручьёв.
Трава — травы — много трав.
Сосулька — сосульки — много сосулек. Гнездо — гнёзда — много гнёзд.
Почка — почки — много почек.
• Скажи какая, какое, какие?
Солнышко ( какое — яркое, весеннее, тёплое, ласковое.
Трава ( какая — молодая, зелёная, первая, нежная.
Аналогично: небо, лужи, ручьи, почки.
• Сосчитай до пяти
(С выделением окончания голосом.)
Почка, ручей, гнездо, месяц — одна почка, две почки и т.д.
Для детей 4 — 5 лет. Тетрадь 2
Динамическая пауза
Солнышко, солнышко, Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Н. Нищева
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Бегут по кругу.
«Летят» по кругу.
Медленно приседают.
Тянутся на цыпочках, руки вверх.
• Пальчиковая гимнастика
Кап, кап, кап — Дети ритмично стучат по столу подушечками

Звенит капель. пальцев, начиная с большого.

Приближается апрель.
• Оформи тетрадь
Нарисуй или найди и наклей картинку с изображением весны.
Весна

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ
Предметный: грач, скворец, журавль, гусь, утка, ласточка, соловей, лебедь, аист, стриж, кукушка, журавль, птенец, гнездо.
Глагольный: летать, кормить, клевать, щебетать, курлыкать, гоготать, шипеть, прилетать, взлетать, чистить, прыгать, заливаться.
Признаков: перелётные, быстрые, весёлые, дружные, здоровые, звонкие, белые, крупные, мелкие, острый, короткий, пушистый.
Словарь
Один
много
Грач — грачи — много грачей.
Стриж — стрижи — много стрижей. Скворец — скворцы — много скворцов. Гусь — гуси — много гусей.
Утка — утки — много уток.
Ласточка — ласточки — много ласточек. Гнездо — гнёзда — много гнёзд.
• Скажи ласково
Гусёнок — гусёночек.
Голова — головка.
Соловей — соловушка.
Утка — уточка.
Гнездо — гнёздышко.
• Повтори и запомни
Птица летает, а птицы летают.
Грач прыгает, а грачи прыгают.
Птенец сидит, а птенцы сидят.
• Кто как кричит?
Ласточка щебечет.
Соловей заливается.
Кукушка кукует.
Журавль курлычет.
• Скажи какой или какая
Птица ( какая — перелётная, большая, маленькая. Грач ( какой — чёрный, большой и т.д.
Для детей 4— 5 лет. Тетрадь 2
Динамическая пауза
Ласточки летели,
Все люди глядели.
Ласточки садились,
Все люди дивились,
Сели, посидели,
Взвились, полетели. Полетели, полетели,
Песенки запели.
Болгарская народная песенка
• Пальчиковая гимнастика Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была?
Ты с чем пришла За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красу.
• Оформи тетрадь
Найди и наклей картинных птиц.
Дети бегают по кругу, взмахивают руками изображая полет птиц.
Приседают, руки прячут за спинами.
Бегут по кругу, взмахивая руками.
На каждую строку большим пальцем дважды здороваются с одним пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке.
Перелетные птицы

ПРОФЕССИИ
Предметный: повар, учитель, врач, пожарный, логопед, продавец, строитель, воспитатель, полицейский, почтальон.
Глагольный: готовить, учить, лечить, тушить, учить говорить, продавать, строить, воспитывать, охранять, защищать.
Признаков: добрый, заботливый, ласковый, умный, храбрый, воспитанный.
• Один — много
Учитель — учителя — много учителей.
Повар — повара — много поваров.
Продавец — продавцы — много продавцов.
Воспитатель — воспитатели — много воспитателей.
Логопед — логопеды — много логопедов.
Строитель — строители — много строителей.
Пожарный — пожарные — много пожарных.
Почтальон — почтальоны — много почтальонов.
• Повтори и запомни
Врач лечит, а врачи лечат.
Повар готовит, а повара готовят.
Строитель строит, а строители строят.
Пожарный тушит, а пожарные тушат.
• Кто какую работу выполняет?
Учитель учит писать, читать.
Повар готовит пищу.
Врач лечит людей.
Пожарный тушит пожар.
Логопед учит правильно говорить.
Строитель строит дома.
Воспитатель читает, рассказывает сказки.
Полицейский охраняет, защищает.
Почтальон приносит газеты, письма.
• Кому что нужно для работы?
Врачу — шприцы, бинты, йод, лекарства.
Учителю — тетради, книги, карандаши, ручка, мел, доска.
Логопеду — картинки, зеркало, зонды, спирт, вата.
Строителю — цемент, кирпичи, строительные материалы.
Воспитателю — книги, картинки, ручка, тетради.
Продавцу — весы, счёты, продукты, пакеты, чеки, фартук, нож.
Для детей 4— 5 лет. Тетрадь Словарь
Отгадай загадки и выучи понравившуюся
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные, Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды (Повар.)
• Пальчиковая гимнастика
Что принёс нам почтальон?
С толстой сумкой ходит он. Перевод, журнал, газету,
В бандероли — две кассеты.
И письмо от тёти Вали,
Чтоб её приезда ждали.
В. Степанов Оформи тетрадь
Раскрась картинку.
Дети сжимают и разжимают кулачки Шагают пальчиками по столу Загибают пальцы, как бы «считая».
Профессии
19
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
Предметный: растение, фиалка, герань, бегония, фикус, кактус, корень, стебель, лист, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, кашпо, корм, вода, полив, свет, солнце, подоконник.
Глагольный: сажать, поливать, рыхлить, распускаться, опадать, вянуть, ухаживать, расти, цвести, срезать, рвать, пахнуть.
Признаков: комнатный, яркий, красивый, нежный, ароматный, пахучий, цве­
тущий.
• Один — много
Фикус — фикусы — фикусов.
Кактус — кактусы — кактусов Стебель — стебли — стеблей.
Бутон — бутоны — бутонов.
Цветок — цветки — цветков.
Вода — много воды.
Корень — корни — корней.
Лист — листья — листьев.
Лепесток — лепестки — лепестков.
Подоконник — подоконники — подоконников.
Свет — много света.
• Скажи ласково
Корень — корешок.
Лист — листочек.
Отросток — отросточек.
Земля — землица.
Солнце — солнышко.
Фиалка — фиалочка.
Цветок — цветочек.
• Сосчитай до пяти
(С выделением окончания голосом.)
Фиалка, цветок, фикус, кактус, корень, бутон, лепесток — одна фиалка, две фиалки и т.д.
Словарь
Для детей 4— 5 лет. Тетрадь 2
Динамическая пауза Цветочки На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу поднялись, Солнцу улыбнулись.
К солнышку цветочки Повернут листочки, Развернут бутоны,
В солнышке утонут.
Н.Нищева
Дети сидят на корточках, а потом медленно
встают.
Тянутся на носочках, руки вверх, в сторону Ладони разворачивают вверх.
Руки соединяют над головой, а затем медленно разводят в стороны.
• П альчиковая гимнастика Набухай скорей, бутон, Смыкают подушечки обеих рук, ладошки округля
Распусти цветок пион. ют — получается бутон. Нижние части ладоней

прижимают друг к другу, а пальцы широко раздвигают по кругу и немного прогибают. Получается
большой,раскрытый «цветок».
• Послушай ивы учи стихотворение
Огонёк
Хрустит за окошком морозный денёк,
Стоит на окошке цветок-огонёк!
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду горят огоньки.
Его поливаю, его берегу.
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок, уж очень хорош,
Уж очень на мамину сказку похож!
Е. Благинина
• Оформи тетрадь
Найди и наклей иллюстрации или нарисуй комнатные растения.
Комнатные растения

ЦВЕТЫ
Словарь
Предметный: цветок, тюльпан, одуванчик, роза, гвоздика, колокольчик, ва­
силёк, ромашка, сад, поле, стебель, лепесток, корень.
Глагольный: расти, цвести, распускаться, засыхать, вянуть, ставить, срезать, сеять.
Признаков: садовые, полевые, красивые, пахучие, душистые, свежие, крупные, мелкие.
• Один — много
Корень — корни — много корней.
Цветок — цветы — много цветов.
Роза — розы — много роз.
Гвоздика — гвоздики — много гвоздик.
Лепесток — лепестки — много лепестков.
Стебель — стебли — много стеблей.
Ромашка — ромашки — много ромашек.
• Скажи ласково
Стебель — стебелёк.
Корень — корешок.
Цветок — цветочек.
Тюльпан — тюльпанчик.
Роза — розочка.
Гвоздика — гвоздичка.
Ромашка — ромашечка.
Лепесток — лепесточек.
• Это чей?
Это мой, моя, мои ... цветок, цветы, роза, лепесток, стебель, тюльпан, василёк.
• Сосчитай до пяти
(С выделением окончания голосом.)
Ромашка, роза, гвоздика, василёк — одна ромашка, две ромашки и т.д.
® Словарная работа
Объясните, что цветы растут в саду, где за ними ухаживают и специально высаживают. Их называют — садовыми. В поле цветы никто не высаживает, они вырастают сами — это полевые цветы.
Для детей 4— 5 лет. Тетрадь 2
Отгадай загадки и выучи понравившуюся
Эй, звоночки,
Синий цвет, С язычком,
А звону нет Колокольчики.)

Рос шар бел,
Ветер дунул — улетел.
(Одуванчик.)
Стоит в саду кудряшка — Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка.)
• Оформи тетрадь
Найди и наклей картинки с изображением цветов или нарисуй их.
Цветы

ТРАНСПОРТ
Словарь
Предметный: машина, дорога, кузов, колесо, мотор, вертолёт, самолёт, поезд, паровоз, автобус, лодка, метро.
Глагольный: ехать, плыть, лететь, ломать, чинить, управлять, водить. Признаков воздушный, наземный, быстрый, маленькая, большая, пассажир­
ский.
• Один — много
Машина — машины — много машин.
Дорога — дороги — много дорог.
Кузов — кузова — много кузовов.
Мотор — моторы — много моторов.
Лодка — лодки — много лодок.
Самолёт — самолёты — много самолётов.
• Скажи ласково
Дорога — дорожка.
Машина — машинка.
Колесо — колёсико.
Кузов — кузовок.
Мотор — моторчик.
Лодка — лодочка.
Самолёт — самолётик.
Вертолёт — вертолётик.
• Это чей?
Это мой, моя, мои ... катер, вертолёт, автобус, лодка, машины.
• Повтори и запомни
У меня есть ( что — машина.
У меня нет ( чего — машины.
Я играю ( чем — машиной.
Я перевожу грузы ( нач м — на машине.
• Скажи какой или какая?
Машина ( какая — новая, старая, легковая, гоночная, зелёная.
Поезд ( какой — скорый, длинный, быстрый и т.д.
Для детей 4 — 5 лет. Тетрадь 2
Пальчиковая гимнастика Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня, Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъёмный кран Настоящий великан. Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!
Дети попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулаками друг о друга Загибают пальчики на обеих руках.
Попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулаками друг о друга.
• Динамическая пауза «Паровоз»
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит Тороплюсь — гудит, — Тороплюсь Тороплюсь
Тороплю-у-у-сь!
Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему ребенку, который делает круговые движения руками согнутыми в локтях, и произносит слова
паровоза.
• Оформи тетрадь
Найди и наклей картинки с изображением транспорта.
Транспорт
НАШ ГОРОД
Словарь
Предметный: столица, Москва, площадь, улица, двор, дом, москвич, город, мост, цирк, школа, сад, почта, магазин, вокзал, театр, транспорт, квартира.
Глагольный: смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, убирать, ходить, ездить, встречать, любить, показывать, работать, собираться.
Признаков: красная, чистая, красивая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, огромный, широкий, просторный, каменная.
• Один — много
Магазин — магазины — много магазинов.
Москвич — москвичи — много москвичей.
Вокзал — вокзалы — много вокзалов.
Площадь — площади — много площадей.
• Это чей?
Это мой, моя, мои ... двор, город, улица, дома.
• Сосчитай до пяти
(С выделением окончания голосом.)
Улица, магазин, мост, дом, город — одна улица, две улицы и т.д.
• Скажи какой или какая?
Город Москва ( какой — большой, красивый, главный, величавый, чистый. Улица ( какая — длинная, широкая, чистая, красивая.
• Скажи со словом городской
Транспорт — городской транспорт. Квартира — городская квартира.
Дома — .., улицы — .., школа — .., площади — Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём водном краю Всех я вас приветствую!
Т. Сикачева
• Послушай и выучи стихотворение
Звёзды
Звёзды видели мы днём За рекою, над Кремлём.
С. Маршак
)
26 ) Для Детей 4— 5 лет. Тетрадь Дети пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки легко похлопывая друг о друга кончиками
пальцев.
Город — города — много городов. Улица — улицы — много улиц. Школа — школы — много школ. Театр — театры — много театров
ягоды
Словарь
Предметный: клубника, малина, черника, земляника, смородина, клюква, брусника, лес, сад, куст, болото, дерево, ягода.
Глагольный: созревать, расти, собирать, варить, кушать, рвать, падать, вянуть. Признаков маленькая, круглая, сладкая, кислая, красная, тёмно-синяя, съедобная, лечебная.
• Один — много
Малина — много малины. Черника — много черники. Клубника — много клубники. Клюква — много клюквы.
Куст — много кустов. Смородина — много смородины. Земляника — много земляники. Брусника — много брусники.
• Скажи ласково
Ягода — ягодка.
Клубника — клубничка. Смородина — смородинка. Малина — малинка. Вишня — вишенка. Земляника — земляничка. Клюква — клюковка Сосчитай до пяти
(С выделением окончания голосом Ягода, малина, клубника, куст — одна ягода, две ягоды и т.д.
• П овтори и запомни
Мама купила ( что — клубнику.
В тарелке не осталось ( чего — клубники.
Таня села ( на что — на клубнику.
Она выпачкалась ( чем — клубникой.
Я годы Пальчиковая гимнастика За ягодами»
Один, два, три, четыре, пять В лес идём мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём И братишке отнесём.
Пальчики обеих рук детей здороваются, начиная с больших.
Дети загибают пальчики, начиная с боль­
шого.
Шагают по столу средними указательным пальцами обеих рук.
• Динамическая пауза
Повтори за взрослым, сопровождая слова движениями.
Ножки, вы ножки,
Куда выбежите Пробегу по бору,
Тебе ягод наберу.
Чёрну чернику,
Алу землянику.
Народная песенка
Я — мы
1-й вариант Я бегу, бегу, бегу Яна месте не стою.
Мы бежим, бежим, бежим Мы на месте не стоим.
2-й вариант Я гуляю, загораю, Землянику собираю.
Мы гуляем, загораем, Землянику собираем.
Дети имитируют бег.
Идут по кругу, изображая сбор ягод.
• Оформи тетрадь
Найди и наклей картинки с изображением ягод.
Для детей 4— 5 лет. Тетрадь 2

НАСЕКОМЫЕ
Предметный: бабочка, стрекоза, жук, гусеница, муха, пчела, комар, кузнечик, паук, лапки, крылья, усики, туловище, божья коровка.
Глагольный: лаять, ползать, прыгать, зарываться, есть, пить, опылять (цветы, уничтожать, таскать, откладывать (яйца).
Признаков: полезные, вредные, красивые, мелкие, круглые, красный, чёрный, зелёный.
• Один — много
Бабочка — бабочки — много бабочек.
Крыло — крылья — много крыльев.
Муха — мухи — много мух.
Комар — комары — много комаров.
Ус — усы — много усов.
Пчела — пчелы — много пчёл.
Лапа — лапы — много лап.
Жук — жуки — много жуков.
• Скажи ласково
Паук — паучок.
Крылья — крылышки.
Муха — мушка.
Комар — комарик.
Жук — жучок.
Усы — усики.
Пчела — пчёлка.
Лапа — лапка.
• Сосчитай до пяти
(С выделением окончания голосом.)
Комар, пчела, муха, кузнечик, лапа, крылья — один комар, два комара и т.д.
• Это чей?
Это мой, моя, мои ... кузнечик, муха, комар, пчела, паук, бабочки.
• Скажи какой или какая?
Бабочка ( какая — красивая, лёгкая, разноцветная.
Жук ( какой — золотистый, майский.
Комар ( какой — маленький, надоедливый, малярийный Кто как передвигается?
Жук ползает, летает.
Бабочка порхает.
Пчела летает.
Словарь
Насекомые
Послушай ивы учи понравившуюся песенку или потеш ку
Пчёлы гудят, гл
В поле летят. С поля идут — Медок несут.
Народная песенка
Жу-жу, жу-жу Яна ветке сижу,
Я на ветке сижу И звук ж твержу.
Потешка
• П альчиковая гимнастика
Жук
Я весёлый майский жук,
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу.
А. Береснев
Комарик
Не кусай, комарик, злой!
Я уже бегу домой.
Оса
Оса села на цветок,
Пьёт она душистый сок.
Дети сжимают кулачки Указательный палец им стороны — усы Шевелят «усами».
Делают пальчиками хоботок, которым комарик пытается укусить ребенка, затем сжимают пальцы в кулачок.
Указательными и средними пальцами обеих рук идут по столу.
Указательный палец выдвигают вперед, мизинец и большой пальцы, расслабив, опускают вниз —
«лапки».
Вращают указательным пальцем правой руки затем тоже самое — пальцем левой руки.
Оформи тетрадь
Найди и наклей картинки с изображением насекомых.
зо
Для детей 4— 5 лет. Тетрадь 2

ЛЕТО
Предметный: лето, солнце, погода, дождь, цветы, трава, птенцы, гнездо, огород, отдых, отпуск, день.
Глагольный: наступить, светить, греть, идти, распускаться, появляться, ехать. Признаков солнечная, тёплая, летняя, зелёная, маленькие, длинные, красивые.
• Один — много
Словарь
Дождь — дожди Цветок — цветы Трава — травы —
— много дождей много цветов, много трав.
Птенец — птенцы — много птенцов. Огород — огороды — много огородов. День — дни — много дней.
• Скажи ласково
Солнце — солнышко. Дождь — дождик. Цветок — цветочек.
Трава — травка. Птенец — птенчик. Гнездо — гнёздышко.
• Сосчитай до пяти
(С выделением окончания голосом.)
День, цветок, птенец — один день, два дня и т.д
• Назови признаки лета
Солнце греет, на улице жарко.
В поле появились цветы.
Птички вывели птенцов.
• Послушай стихотворения и выучи понравившееся
Радуга В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь пришёл, трава блестит,
В небе радуга стоит.
С. Маршак
• Динамическая пауза На лужайке»
На зелёной на лужайке Заиграли балалайки.
Загудела дудочка,
Дудочка-погудочка.
В сарафане красненьком Заплясала Настенька.
Хорошо ли, плохо ли,
Мы в ладоши хлопали.
По А. Прокофьеву
Июнь
Пришёл июнь. Июнь Июнь — В саду щебечут птицы...
На одуванчик только дунь И весь он разлетится.
С. Маршак
Дети изс бражают игруна балалайке Изображают игруна дудочке
Пляшут.
Хлопают.
• Оформи тетрадь
Найди картинки с изображением лета
Для детей л
ет
Т
ет рад ь2bПримерное тематическое планирование в средней группе детского сада*
Не­
деля
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1-я
Диагностическое обследование
Грибы
Домашние
птицы
Обувь
Дом и его части Марта
Комнатные
Ягоды
2-я
Диагностическое обследование
Овощи
Дикие жи­
вотные
Г оловные
уборы
Зимующие
птицы
Мебель
Весна
Насекомые
3-я
Игрушки
Фрукты
Тело чело­
века
Зима
Посуда
Защитники
Отечества
Перелетные птицы
Транспорт
Лето
4-я
Осень
Домашние
животные
Одежда
Новогодний
праздник
Продукты
Mill П111(4
Семья
Наш город
Лето
* Штриховкой выделены темы й тетради. Содержание остальных тем см. вой тетради. Жирным штрифтом обозначены темы, совпадающие стемами комплексно-тематического планирования образовательного процесса с детьми 4— 5 лет по программе Истоки

перейти в каталог файлов
связь с админом