Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. Оглавление От автора Глава Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития


НазваниеОглавление От автора Глава Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития
АнкорТригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития
Дата30.09.2017
Размер1.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с зад
ТипДокументы
#22090
страница14 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Приложение

Коррекция эмоциональной депривации младших школьников с задержкой психического развития1

Проблема изучения личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наименее разработанных в отечественной коррекционной педагогике и психологии. Успеш­ная социальная адаптация и интеграция в общество таких детей за­висят не только от создания системы психолого-педагогических приемов для преодоления трудностей в овладении учебной дея­тельностью, но и от преодоления негативных последствий личност­ного развития, вызванного сложным сочетанием биологических и социальных факторов при данном варианте дизонтогенеза.

Обзор литературы и анализ практического опыта показали не­достаточное освещение изучения эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического развития, а также разра­ботки коррекционных средств, позволяющих преодолеть нега­тивные последствия сочетания биологических и социальных факторов, отрицательно воздействующих на формирование лич­ности детей с задержкой психического развития.

В процессе межличностного взаимодействия со сверстниками у детей с задержкой психического развития действуют те же со­циально-психологические закономерности, что и во взаимоотно­шениях их нормально развивающихся ровесников. Однако нали­чие указанных особенностей развития у первых сказывается на содержании и способах их отношений со сверстниками. Психо­физические особенности этих детей оказывают отрицательное

Авторы — Б. П. Пузанов, Л. К. Гайфуллина, Ю. А. Костенкова.

175

влияние на межличностные отношения со сверстниками и спо­собствуют при неблагоприятных условиях воспитания и обуче­ния закреплению у них негативных эмоциональных реакций (негативизма, импульсивности, склонности к аффективным реак­циям, вспышкам гнева, раздражительности, агрессивности либо, наоборот, замкнутости, заторможенности с повышенной тревож­ностью), в целом отражаются в их поведении и характере.

Численный рост детских и подростковых девиаций поведе­ния, в том числе и среди детей с легкими формами психического недоразвития, все чаще достигающих уровня криминальной вы­раженности, демонстрирует назревшую потребность в разработ­ке комплекса работы по коррекции негативных эмоциональных состояний детей. Для полноценной адаптации и социализации в обществе детям этой категории необходимо специально орга­низованное психолого-педагогическое воздействие с учетом их индивидуально-типологических особенностей.

Основу предлагаемого комплекса работы составили теоретиче­ские положения Л. С. Выготского, сформулированные примени­тельно к специфике детского возраста, и подходы отечественных педагогов и психологов к разработке системы коррекционной по­мощи детям с проблемами в развитии, в частности принципы лич-ностно-ориентированной коррекции, предложенные И. И. Ма-майчук.

Психолого-педагогическая коррекция негативных эмоциональ­ных реакций у детей с задержкой психического развития направле­на на смягчение у них эмоционального дискомфорта в рамках межличностных взаимодействий с одноклассниками: максималь­ное снижение агрессивности, повышенной гиперактивности, нега­тивизма, немотивированного упрямства, склонности к аффектив­ным реакциям, вспышкам гнева, раздражительности, замкнутости, заторможенности с повышенной тревожностью и др.

Предлагаемый комплекс работы проводят педагог-дефекто-лог, психолог, учитель, воспитатель группы продленного дня (педагог дополнительного образования). По возможности, к этой работе подключаются и родители, поскольку они являются для ребенка самыми значимыми людьми и без эмоциональной

176

поддержки с их стороны эффективность коррекционной ра­боты снижается.

Комплекс работы по коррекции негативных эмоциональных реакций младших школьников с задержкой психического раз­вития состоит из трех блоков.

Первый блок — диагностика эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в коллективе.

Второй блок представляет собой личностно-ориентиро-ванную психолого-педагогическую коррекцию внешне выражен­ных негативных эмоций детей. Занятия целесообразно проводить отдельно со школьниками, у которых выявляются неустойчивые психические состояния. Как правило, это дети с явлениями гипер­активности, склонные к агрессии, аффективным реакциям. Далее обозначим эту группу детей как первую. Вторую же группу со­ставляют замкнутые дети с явлениями заторможенности, повы­шенной тревожностью. Они оказываются в неблагоприятном ста­тусном положении в детском коллективе.

Реализацию второго блока следует осуществлять по этапам: на первом этапе проводится дифференцированная коррекцион-ная работа с детьми, а на втором — подготовка детей к групповой (коллективной) работе.

Третий блок представляет собой групповую психолого-педагогическую коррекционную работу с детьми обеих выше­названных групп.

Диагностика эмоциональных реакций детей с задержкой пси­хического развития может осуществляться с использованием сле­дующих методик.

1. Социометрические методики: «Выбор товарища по парте», «Выбор действием» Я. Л. Коломинского. Анализ межлич­ностных отношений в группе позволяет определить уровень благополучия взаимоотношений в коллективе; статусное положение каждого ребенка (индекс положения); статусные группы, которые выявляются в процессе проведения социо­метрического эксперимента. Вычисление индекса изолиро­ванности позволяет определить детей, имеющих благопри­ятный и неблагоприятный статус в коллективе.

177

2. Сочинение «Наш класс» и экспериментальные беседы

с учениками (методика Л. И. Даргевичене) позволяют по­лучить данные о межличностных взаимодействиях детей, о личностных качествах, лежащих в основе мотива выбора школьниками своих одноклассников, а также о том, как ученики осознают уровень благополучия взаимоотноше­ний в своем коллективе. Экспериментальная беседа направ­лена на выявление того, как ребенок воспринимает взаим­ный выбор с товарищем.

3. Методика незаконченных предложений (автор В. Г. Казач-кова), которая проводится для того, чтобы выявить у млад­ших школьников наиболее желательных или нежелатель­ных партнеров в межличностном взаимодействии, а также объекты их положительного или отрицательного эмоцио­нального отношения (например: «Думаю, что настоящий друг...», «Мне нравится гулять (играть, общаться) с моими одноклассниками..., потому что...» и т. п.).

Работу во втором блоке — психолого-педагогическую коррек­цию эмоциональных реакций детей с неустойчивыми психиче­скими состояниями — как сказано выше, целесообразно прово­дить по этапам.

Как показывают практика и специально проведенные иссле­дования, среди детей с задержкой психического развития услов­но можно выделить следующие группы, которые в первую оче­редь нуждаются в проведении с ними дифференцированной коррекционной работы:

♦ дети с гиперактивностью, склонные к агрессии (первая группа);

дети заторможенные, замкнутые (вторая группа). Введение первого этапа (дифференцированные формы работы)

продиктовано тем, что включение ребенка с гиперактивностью, агрессивностью и неуправляемым поведением сразу в группу нецелесообразно, поскольку такие дети могут внести деструк­тивное начало и стать источником дестабилизации групповых отношений. Для таких учащихся в качестве начальной формы

178

коррекционной работы следует использовать индивидуальную психолого-педагогическую помощь. Это обеспечивает минималь­но необходимый опыт сюжетно-ролевой игры со взрослым, па­раллельно с другими видами коррекционной работы (арттера-пия — рисуночная, музотерапия, библиотерапия и т. д.).

На первых занятиях у детей обычно проявляются эмоцио­нальная напряженность, тревожность, настороженность. По­этому в данный период следует активно использовать сочетание рисуночной арттерапии со специальными играми и упражне­ниями под спокойную расслабляющую музыку, что позволяет снять излишнюю напряженность ребенка.

Учитывая повышенную утомляемость, возможность аффектив­ных реакций у детей, склонных к агрессии (первая группа), следует строго дозировать по времени все групповые занятия; создавать на занятиях доброжелательную атмосферу общения (безоценочное принятие ребенка таким, какой он есть, никаких упреков в его ад­рес за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-то делать). С этими детьми целесообразно проводить игры и упражнения, на­правленные на коррекцию внимания, формирование самоконт­роля за двигательной активностью, импульсивностью. Следует обучать детей приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева, сня­тия физической и вербальной агрессии.

Для детей заторможенных, замкнутых (вторая группа) полез­ны игры и упражнения, способствующие повышению самооцен­ки, уверенности в себе.

Для учащихся всех групп могут быть использованы игры и упражнения на тренировку мимических, пантомимических и жестовых движений, способствующие мышечной релаксации, с применением музотерапии.

Введение этапа дифференцированной коррекционной рабо­ты необходимо также в связи с тем, что детям предоставляется возможность эмоциональной рефлексии, что, в свою очередь, спо­собствует установлению эмоционально положительных отно­шений со взрослым, позволяет повысить уверенность в себе у большинства детей.

179

На этапе дифференцированной коррекционной работы пред­полагается также формирование положительного настроя на занятия.

Поскольку и чтение, и понимание инструкции детьми с задер­жкой психического развития отличаются несовершенством, обус­ловленным структурой дефекта, необходимо подробно объяснять каждое задание наглядно и вербально.

На этом этапе особенно важен комплексный подход в работе всех специалистов, включенных в коррекционный процесс. Так, тема­тика специальных занятий дефектолога и психолога должна соче­таться с темами уроков по родному языку (в частности, чтения) и проводиться как на уроках, так и во внеурочное время. Чтение и обсуждение произведений на уроках и в группе продленного дня заранее планируются психологом и дефектологом совместно с учи­телем и воспитателем. На внеклассные мероприятия, посвященные анализу прочитанных произведений о дружбе, взаимопомощи, доб­ре и т. д., следует приглашать родителей школьников. Это будет способствовать положительной динамике этапа дифференциро­ванной психолого-педагогической коррекции.

Для детей первой группы можно использовать игры и упраж­нения, позволяющие снять излишнюю напряженность:

♦ рисование по точкам;

♦ методика «Дорисуй картинку» фломастерами и карандашами;

♦ рисование овалов, кругов и их сочетаний (солнце, рыбка, цыпленок, пингвин, телевизор, вагончики);

♦ методика «Дорисуй группы точек до образа» (клубничка, жучок, огурец и т. д.);

♦ рисование различных линий — прямых, наклонных, дугооб­разных, волнистых (окно, рамка, дым, дождик, волны);

♦ рисование замкнутых и петлеобразных линий (улитка, сол­нышко, цветок, недовязанный носок);

♦ рисование спиралеобразных, округлых линий (пчела, дым из трубы, волна, спящая кошка, мышка, бабочка, змея и т. д.);

♦ рисование различных геометрических фигур (домик, уточ­ка, лягушка);

180

♦ методика «Монотипия» (по тесту Роршаха) — рисование цветовых пятен на листе бумаги, согнутом пополам, затем дорисовать до образа;

♦ самовыражение в рисунке: «Рисование самого себя, какой я», «Такие разные лица» — рисование эмоциональных со­стояний (радость, грусть, страх, удивление, злость, обида, удовольствие и др.).

Не рекомендуется на начальном этапе использование красок, глины, пластилина, то есть материалов, стимулирующих не­структурированную, ненаправленную активность ребенка.

Детям второй группы следует предлагать такие задания, как рисование мелом, красками. Для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности могут быть предложены следу­ющие задания: «Волшебные пятна», «Создание фресок», «Когда я счастлив», «Я в будущем», «Что я люблю», «Мой самый хоро­ший поступок», «Как мы боремся со своими трудностями» и др. Целесообразно предлагать детям большие листы бумаги, глину, пластилин, игры с бегущей из-под крана водой («Пуантилизм» — пальцевая живопись, «Кляксография»), что способствует само­выражению ребенка в рисунке.

Для детей обеих групп можно использовать задания «Волшеб­ные нитки», «Рисование на обозначенную тему» (приятное — неприятное, радость — печаль, веселое — грустное), «Раскраши­вание образов или предметов, обозначающих полярные поня­тия» (добрый волшебник — злой волшебник, веселый клоун — грустный клоун), «Нарисуй свое настроение в цвете».

В качестве средств библиотерапии в работе с детьми обеих групп можно использовать обсуждение рассказов В. А. Осеевой «Три товарища», «Сыновья», «Хорошее», «Синие листья», «Сторож», «Чего нельзя, того нельзя», А. Л. Барто «Копейкин», И. Василенко «Мостик», К. Д. Ушинского «Сила не право», «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», Л. Н. Толстого «Два товарища», А. Седугина «Дом с трубой и дом без трубы», М. Пляцковского «Речные камешки», «Урок дружбы», К. Тангрыкулиева «Мин­даль мы вместе посадили», Р. Тимершина «Где лежало спасибо?»,

181

М. Майна «Пока они спорили», Г. Сапгира «Самые слова», О. Дриз «Добрые слова» и др.

Хороший эффект в коррекционной работе дают игровые упраж­нения на мышечную релаксацию: «Подарок под елкой», «Лас­ковые лапки», «Насос и мяч», «Дудочка», «Шалтай-Болтай», «Сосулька», «Винт», «Корабль и ветер», «Воздушный шарик», «Драка», «Солнышко и тучка», «Кулачки», «Олени», «Пчелка мешает спать». ■

Для детей, склонных к агрессии (первая группа), на первых за­нятиях следует подбирать упражнения, способствующие развитию только одной познавательной функции, например внимания («Найди отличия», «Поиск чисел», «Исправь ошибки», «Запомни порядок», «Пуговицы», «Корректурные пробы», «Заметить все»). Контроль двигательной активности: «Разговор с руками», «Ма­ленькие обезьянки», «Запрещенное движение»; контроль им­пульсивности «Говори: "Съедобное — несъедобное"». Переход к тренировке двух-трех функций целесообразно осуществлять на последнем этапе — групповой коррекционной работе.

Дети этой группы также нуждаются в обучении приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. Для снятия физической агрес­сии могут быть использованы музыкальные произведения: «Щит и меч», «Боксер», «Каратист», «Маленькое привидение», «Бу­мажные гранаты», «Комок гнева». Для снятия вербальной агрес­сии можно использовать такие упражнения, как «Обзывалки», «Волшебная труба», «Стаканчики для плохих и хороших слов», «Ругаемся овощами», «Ругаемся фруктами».

Для детей заторможенных, замкнутых (вторая группа) следу­ет использовать игры и упражнения на повышение самооценки и уверенности в себе: «Кораблик», «Смелая мышка», «Штанга», «Зайки и слоники», «Тень», «Зеркало», «Темнота» (в темной норке, ночные звуки), «Веселый цирк»; комплименты, этюды: «Встреча с другом», «Два друга», «Очень худой ребенок», «Побе­ди свой страх»; игровые упражнения на развитие и тренировку мимики (поднять брови, опустить брови, сдвинуть брови, поджать и надуть губы, улыбнуться, наморщить нос), пантомимических

182

и жестовых движений. В работе могут быть использованы этю­ды на развитие выразительности жеста — «Заколдованный ре­бенок», «Отдай», «Уходи», «Я не знаю», «Игра в снежки», «Игра в камушки», «Иностранец».

Для коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы и поведения детей можно использовать психогимнастику (этюды М. И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кря­жевой). В жестах, мимике, позах, движениях отражается внутрен­нее эмоциональное состояние ребенка. Вербальный запас ребен­ка с задержкой психического развития очень беден. Школьники с трудом могут назвать всего лишь несколько эмоциональных со­стояний. Обычно они так характеризуют различные эмоции: «ве­селый», «грустный», «плохой», «хорошо», «нехорошо», а суще­ствование других эмоций или их оттенков (восторг, ужас, досада, обида, ярость, удивление и др.) даже не предполагают. В этом случае им бывает трудно распознать эмоции как свои, так и дру­гих людей. Для всех школьников с задержкой психического раз­вития характерно то, что им трудно разобраться и адекватно оценить как свое эмоциональное состояние, так и состояние окружающих. Поэтому в комплекс коррекционной работы це­лесообразно включать ряд упражнений для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний, например, с помо­щью разрезных профилей «Угадай и собери»; этюды «Удивле­ние», «Круглые глаза», «Вкусные конфеты», «Северный по­люс», «Ой-ой, болит зуб, живот, голова», «Соленый чай», «Грязь», «Сердитый человек», «Веселый человек», «Грустный человек», «Лисенок боится», «Провинившийся», «Поссорились и поми­рились», «Разное настроение».

Использование музыкотерапии способствует достижению состо­яния покоя и релаксации у детей. В коррекционной работе с деть­ми с задержкой психического развития хорошо зарекомендовали себя следующие музыкальные произведения: Л. В. Бетховен «Со­ната № 14» — первая часть, П. И. Чайковский «Симфония № 5 ми-минор», «Времена года», «Баркарола», «Сентиментальный вальс», С. В. Рахманинов «Концерт № 2» начало 2-й части, Ф. Шопен «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и др.

183

Для снятия подавленного, угнетенного состояния у младших школьников с задержкой психического развития можно ис­пользовать музыку И. С. Баха — «Бранденбургский концерт», А. Вивальди — «Временагода», Л. В. Бетховена — «Крадости», Ф. Шопена — «Мелодия», В. А. Моцарта — «Симфония № 40» (отрывок) и др. В специальной обработке спокойная музыка с шумом морского прибоя оказывает положительное эмоцио­нальное воздействие на всех детей.

В процессе занятий детям предлагают сосредоточиться на прослушивании музыкального произведения. На фоне музы­ки, предваряющей слушание рассказов «На лугу», «Бабочки», «Подснежники», «Летний дождь», «Волшебный сон», «Листо­пад», детей следует настроить на восприятие определенной му­зыкальной картинки. Мелодия уводит ребенка от отрицатель­ных переживаний, раскрывает красоту природы и окружающего мира. Для активизации зрительных образов можно использо­вать в работе медитативную музыку, передающую картины при­роды в аудиозаписи («Шум морского прибоя», «Шум дождя» и др.). Этот метод применяется в зависимости от самочувствия детей, например, если ребенок находится в возбужденном состо­янии, после уроков или во второй половине дня, когда цереб-растенические явления становятся особенно выраженными. Вывод ребенка из того или иного эмоционального состояния можно проводить следующим образом: дать прослушать отры­вок из музыкального произведения (например, очень быстрой, подвижной музыки), затем постепенно сменять прослушива­емую музыку в соответствии с желаемым настроением ребен­ка (допустим, на более спокойную).

В процессе работы для поддержания интереса к заданиям, формирования мотивации достижения успеха целесообразно использовать различные формы поощрения. В качестве одного из эффективных приемов работы можно применять «метод жетонов» (поощрительных фишек, значков с изображением лю­бимых персонажей из сказок, мультфильмов и т. д.). Для повы­шения значимости получения ребенком жетона необходимы обо­снование мотива его вручения, коллективное обсуждение, кому
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей