Приложение
Коррекция эмоциональной депривации младших школьников с задержкой психического развития1
Проблема изучения личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наименее разработанных в отечественной коррекционной педагогике и психологии. Успешная социальная адаптация и интеграция в общество таких детей зависят не только от создания системы психолого-педагогических приемов для преодоления трудностей в овладении учебной деятельностью, но и от преодоления негативных последствий личностного развития, вызванного сложным сочетанием биологических и социальных факторов при данном варианте дизонтогенеза.
Обзор литературы и анализ практического опыта показали недостаточное освещение изучения эмоционально-личностной сферы детей с задержкой психического развития, а также разработки коррекционных средств, позволяющих преодолеть негативные последствия сочетания биологических и социальных факторов, отрицательно воздействующих на формирование личности детей с задержкой психического развития.
В процессе межличностного взаимодействия со сверстниками у детей с задержкой психического развития действуют те же социально-психологические закономерности, что и во взаимоотношениях их нормально развивающихся ровесников. Однако наличие указанных особенностей развития у первых сказывается на содержании и способах их отношений со сверстниками. Психофизические особенности этих детей оказывают отрицательное
Авторы — Б. П. Пузанов, Л. К. Гайфуллина, Ю. А. Костенкова.
175
влияние на межличностные отношения со сверстниками и способствуют при неблагоприятных условиях воспитания и обучения закреплению у них негативных эмоциональных реакций (негативизма, импульсивности, склонности к аффективным реакциям, вспышкам гнева, раздражительности, агрессивности либо, наоборот, замкнутости, заторможенности с повышенной тревожностью), в целом отражаются в их поведении и характере.
Численный рост детских и подростковых девиаций поведения, в том числе и среди детей с легкими формами психического недоразвития, все чаще достигающих уровня криминальной выраженности, демонстрирует назревшую потребность в разработке комплекса работы по коррекции негативных эмоциональных состояний детей. Для полноценной адаптации и социализации в обществе детям этой категории необходимо специально организованное психолого-педагогическое воздействие с учетом их индивидуально-типологических особенностей.
Основу предлагаемого комплекса работы составили теоретические положения Л. С. Выготского, сформулированные применительно к специфике детского возраста, и подходы отечественных педагогов и психологов к разработке системы коррекционной помощи детям с проблемами в развитии, в частности принципы лич-ностно-ориентированной коррекции, предложенные И. И. Ма-майчук.
Психолого-педагогическая коррекция негативных эмоциональных реакций у детей с задержкой психического развития направлена на смягчение у них эмоционального дискомфорта в рамках межличностных взаимодействий с одноклассниками: максимальное снижение агрессивности, повышенной гиперактивности, негативизма, немотивированного упрямства, склонности к аффективным реакциям, вспышкам гнева, раздражительности, замкнутости, заторможенности с повышенной тревожностью и др.
Предлагаемый комплекс работы проводят педагог-дефекто-лог, психолог, учитель, воспитатель группы продленного дня (педагог дополнительного образования). По возможности, к этой работе подключаются и родители, поскольку они являются для ребенка самыми значимыми людьми и без эмоциональной
176
поддержки с их стороны эффективность коррекционной работы снижается.
Комплекс работы по коррекции негативных эмоциональных реакций младших школьников с задержкой психического развития состоит из трех блоков.
Первый блок — диагностика эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в коллективе.
Второй блок представляет собой личностно-ориентиро-ванную психолого-педагогическую коррекцию внешне выраженных негативных эмоций детей. Занятия целесообразно проводить отдельно со школьниками, у которых выявляются неустойчивые психические состояния. Как правило, это дети с явлениями гиперактивности, склонные к агрессии, аффективным реакциям. Далее обозначим эту группу детей как первую. Вторую же группу составляют замкнутые дети с явлениями заторможенности, повышенной тревожностью. Они оказываются в неблагоприятном статусном положении в детском коллективе.
Реализацию второго блока следует осуществлять по этапам: на первом этапе проводится дифференцированная коррекцион-ная работа с детьми, а на втором — подготовка детей к групповой (коллективной) работе.
Третий блок представляет собой групповую психолого-педагогическую коррекционную работу с детьми обеих вышеназванных групп.
Диагностика эмоциональных реакций детей с задержкой психического развития может осуществляться с использованием следующих методик.
1. Социометрические методики: «Выбор товарища по парте», «Выбор действием» Я. Л. Коломинского. Анализ межличностных отношений в группе позволяет определить уровень благополучия взаимоотношений в коллективе; статусное положение каждого ребенка (индекс положения); статусные группы, которые выявляются в процессе проведения социометрического эксперимента. Вычисление индекса изолированности позволяет определить детей, имеющих благоприятный и неблагоприятный статус в коллективе.
177
2. Сочинение «Наш класс» и экспериментальные беседы
с учениками (методика Л. И. Даргевичене) позволяют получить данные о межличностных взаимодействиях детей, о личностных качествах, лежащих в основе мотива выбора школьниками своих одноклассников, а также о том, как ученики осознают уровень благополучия взаимоотношений в своем коллективе. Экспериментальная беседа направлена на выявление того, как ребенок воспринимает взаимный выбор с товарищем.
3. Методика незаконченных предложений (автор В. Г. Казач-кова), которая проводится для того, чтобы выявить у младших школьников наиболее желательных или нежелательных партнеров в межличностном взаимодействии, а также объекты их положительного или отрицательного эмоционального отношения (например: «Думаю, что настоящий друг...», «Мне нравится гулять (играть, общаться) с моими одноклассниками..., потому что...» и т. п.).
Работу во втором блоке — психолого-педагогическую коррекцию эмоциональных реакций детей с неустойчивыми психическими состояниями — как сказано выше, целесообразно проводить по этапам.
Как показывают практика и специально проведенные исследования, среди детей с задержкой психического развития условно можно выделить следующие группы, которые в первую очередь нуждаются в проведении с ними дифференцированной коррекционной работы:
♦ дети с гиперактивностью, склонные к агрессии (первая группа);
♦ дети заторможенные, замкнутые (вторая группа). Введение первого этапа (дифференцированные формы работы)
продиктовано тем, что включение ребенка с гиперактивностью, агрессивностью и неуправляемым поведением сразу в группу нецелесообразно, поскольку такие дети могут внести деструктивное начало и стать источником дестабилизации групповых отношений. Для таких учащихся в качестве начальной формы
178
коррекционной работы следует использовать индивидуальную психолого-педагогическую помощь. Это обеспечивает минимально необходимый опыт сюжетно-ролевой игры со взрослым, параллельно с другими видами коррекционной работы (арттера-пия — рисуночная, музотерапия, библиотерапия и т. д.).
На первых занятиях у детей обычно проявляются эмоциональная напряженность, тревожность, настороженность. Поэтому в данный период следует активно использовать сочетание рисуночной арттерапии со специальными играми и упражнениями под спокойную расслабляющую музыку, что позволяет снять излишнюю напряженность ребенка.
Учитывая повышенную утомляемость, возможность аффективных реакций у детей, склонных к агрессии (первая группа), следует строго дозировать по времени все групповые занятия; создавать на занятиях доброжелательную атмосферу общения (безоценочное принятие ребенка таким, какой он есть, никаких упреков в его адрес за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-то делать). С этими детьми целесообразно проводить игры и упражнения, направленные на коррекцию внимания, формирование самоконтроля за двигательной активностью, импульсивностью. Следует обучать детей приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева, снятия физической и вербальной агрессии.
Для детей заторможенных, замкнутых (вторая группа) полезны игры и упражнения, способствующие повышению самооценки, уверенности в себе.
Для учащихся всех групп могут быть использованы игры и упражнения на тренировку мимических, пантомимических и жестовых движений, способствующие мышечной релаксации, с применением музотерапии.
Введение этапа дифференцированной коррекционной работы необходимо также в связи с тем, что детям предоставляется возможность эмоциональной рефлексии, что, в свою очередь, способствует установлению эмоционально положительных отношений со взрослым, позволяет повысить уверенность в себе у большинства детей.
179
На этапе дифференцированной коррекционной работы предполагается также формирование положительного настроя на занятия.
Поскольку и чтение, и понимание инструкции детьми с задержкой психического развития отличаются несовершенством, обусловленным структурой дефекта, необходимо подробно объяснять каждое задание наглядно и вербально.
На этом этапе особенно важен комплексный подход в работе всех специалистов, включенных в коррекционный процесс. Так, тематика специальных занятий дефектолога и психолога должна сочетаться с темами уроков по родному языку (в частности, чтения) и проводиться как на уроках, так и во внеурочное время. Чтение и обсуждение произведений на уроках и в группе продленного дня заранее планируются психологом и дефектологом совместно с учителем и воспитателем. На внеклассные мероприятия, посвященные анализу прочитанных произведений о дружбе, взаимопомощи, добре и т. д., следует приглашать родителей школьников. Это будет способствовать положительной динамике этапа дифференцированной психолого-педагогической коррекции.
Для детей первой группы можно использовать игры и упражнения, позволяющие снять излишнюю напряженность:
♦ рисование по точкам;
♦ методика «Дорисуй картинку» фломастерами и карандашами;
♦ рисование овалов, кругов и их сочетаний (солнце, рыбка, цыпленок, пингвин, телевизор, вагончики);
♦ методика «Дорисуй группы точек до образа» (клубничка, жучок, огурец и т. д.);
♦ рисование различных линий — прямых, наклонных, дугообразных, волнистых (окно, рамка, дым, дождик, волны);
♦ рисование замкнутых и петлеобразных линий (улитка, солнышко, цветок, недовязанный носок);
♦ рисование спиралеобразных, округлых линий (пчела, дым из трубы, волна, спящая кошка, мышка, бабочка, змея и т. д.);
♦ рисование различных геометрических фигур (домик, уточка, лягушка);
180
♦ методика «Монотипия» (по тесту Роршаха) — рисование цветовых пятен на листе бумаги, согнутом пополам, затем дорисовать до образа;
♦ самовыражение в рисунке: «Рисование самого себя, какой я», «Такие разные лица» — рисование эмоциональных состояний (радость, грусть, страх, удивление, злость, обида, удовольствие и др.).
Не рекомендуется на начальном этапе использование красок, глины, пластилина, то есть материалов, стимулирующих неструктурированную, ненаправленную активность ребенка.
Детям второй группы следует предлагать такие задания, как рисование мелом, красками. Для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности могут быть предложены следующие задания: «Волшебные пятна», «Создание фресок», «Когда я счастлив», «Я в будущем», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок», «Как мы боремся со своими трудностями» и др. Целесообразно предлагать детям большие листы бумаги, глину, пластилин, игры с бегущей из-под крана водой («Пуантилизм» — пальцевая живопись, «Кляксография»), что способствует самовыражению ребенка в рисунке.
Для детей обеих групп можно использовать задания «Волшебные нитки», «Рисование на обозначенную тему» (приятное — неприятное, радость — печаль, веселое — грустное), «Раскрашивание образов или предметов, обозначающих полярные понятия» (добрый волшебник — злой волшебник, веселый клоун — грустный клоун), «Нарисуй свое настроение в цвете».
В качестве средств библиотерапии в работе с детьми обеих групп можно использовать обсуждение рассказов В. А. Осеевой «Три товарища», «Сыновья», «Хорошее», «Синие листья», «Сторож», «Чего нельзя, того нельзя», А. Л. Барто «Копейкин», И. Василенко «Мостик», К. Д. Ушинского «Сила не право», «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», Л. Н. Толстого «Два товарища», А. Седугина «Дом с трубой и дом без трубы», М. Пляцковского «Речные камешки», «Урок дружбы», К. Тангрыкулиева «Миндаль мы вместе посадили», Р. Тимершина «Где лежало спасибо?»,
181
М. Майна «Пока они спорили», Г. Сапгира «Самые слова», О. Дриз «Добрые слова» и др.
Хороший эффект в коррекционной работе дают игровые упражнения на мышечную релаксацию: «Подарок под елкой», «Ласковые лапки», «Насос и мяч», «Дудочка», «Шалтай-Болтай», «Сосулька», «Винт», «Корабль и ветер», «Воздушный шарик», «Драка», «Солнышко и тучка», «Кулачки», «Олени», «Пчелка мешает спать». ■
Для детей, склонных к агрессии (первая группа), на первых занятиях следует подбирать упражнения, способствующие развитию только одной познавательной функции, например внимания («Найди отличия», «Поиск чисел», «Исправь ошибки», «Запомни порядок», «Пуговицы», «Корректурные пробы», «Заметить все»). Контроль двигательной активности: «Разговор с руками», «Маленькие обезьянки», «Запрещенное движение»; контроль импульсивности «Говори: "Съедобное — несъедобное"». Переход к тренировке двух-трех функций целесообразно осуществлять на последнем этапе — групповой коррекционной работе.
Дети этой группы также нуждаются в обучении приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. Для снятия физической агрессии могут быть использованы музыкальные произведения: «Щит и меч», «Боксер», «Каратист», «Маленькое привидение», «Бумажные гранаты», «Комок гнева». Для снятия вербальной агрессии можно использовать такие упражнения, как «Обзывалки», «Волшебная труба», «Стаканчики для плохих и хороших слов», «Ругаемся овощами», «Ругаемся фруктами».
Для детей заторможенных, замкнутых (вторая группа) следует использовать игры и упражнения на повышение самооценки и уверенности в себе: «Кораблик», «Смелая мышка», «Штанга», «Зайки и слоники», «Тень», «Зеркало», «Темнота» (в темной норке, ночные звуки), «Веселый цирк»; комплименты, этюды: «Встреча с другом», «Два друга», «Очень худой ребенок», «Победи свой страх»; игровые упражнения на развитие и тренировку мимики (поднять брови, опустить брови, сдвинуть брови, поджать и надуть губы, улыбнуться, наморщить нос), пантомимических
182
и жестовых движений. В работе могут быть использованы этюды на развитие выразительности жеста — «Заколдованный ребенок», «Отдай», «Уходи», «Я не знаю», «Игра в снежки», «Игра в камушки», «Иностранец».
Для коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы и поведения детей можно использовать психогимнастику (этюды М. И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой). В жестах, мимике, позах, движениях отражается внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Вербальный запас ребенка с задержкой психического развития очень беден. Школьники с трудом могут назвать всего лишь несколько эмоциональных состояний. Обычно они так характеризуют различные эмоции: «веселый», «грустный», «плохой», «хорошо», «нехорошо», а существование других эмоций или их оттенков (восторг, ужас, досада, обида, ярость, удивление и др.) даже не предполагают. В этом случае им бывает трудно распознать эмоции как свои, так и других людей. Для всех школьников с задержкой психического развития характерно то, что им трудно разобраться и адекватно оценить как свое эмоциональное состояние, так и состояние окружающих. Поэтому в комплекс коррекционной работы целесообразно включать ряд упражнений для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний, например, с помощью разрезных профилей «Угадай и собери»; этюды «Удивление», «Круглые глаза», «Вкусные конфеты», «Северный полюс», «Ой-ой, болит зуб, живот, голова», «Соленый чай», «Грязь», «Сердитый человек», «Веселый человек», «Грустный человек», «Лисенок боится», «Провинившийся», «Поссорились и помирились», «Разное настроение».
Использование музыкотерапии способствует достижению состояния покоя и релаксации у детей. В коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития хорошо зарекомендовали себя следующие музыкальные произведения: Л. В. Бетховен «Соната № 14» — первая часть, П. И. Чайковский «Симфония № 5 ми-минор», «Времена года», «Баркарола», «Сентиментальный вальс», С. В. Рахманинов «Концерт № 2» начало 2-й части, Ф. Шопен «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и др.
183
Для снятия подавленного, угнетенного состояния у младших школьников с задержкой психического развития можно использовать музыку И. С. Баха — «Бранденбургский концерт», А. Вивальди — «Временагода», Л. В. Бетховена — «Крадости», Ф. Шопена — «Мелодия», В. А. Моцарта — «Симфония № 40» (отрывок) и др. В специальной обработке спокойная музыка с шумом морского прибоя оказывает положительное эмоциональное воздействие на всех детей.
В процессе занятий детям предлагают сосредоточиться на прослушивании музыкального произведения. На фоне музыки, предваряющей слушание рассказов «На лугу», «Бабочки», «Подснежники», «Летний дождь», «Волшебный сон», «Листопад», детей следует настроить на восприятие определенной музыкальной картинки. Мелодия уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает красоту природы и окружающего мира. Для активизации зрительных образов можно использовать в работе медитативную музыку, передающую картины природы в аудиозаписи («Шум морского прибоя», «Шум дождя» и др.). Этот метод применяется в зависимости от самочувствия детей, например, если ребенок находится в возбужденном состоянии, после уроков или во второй половине дня, когда цереб-растенические явления становятся особенно выраженными. Вывод ребенка из того или иного эмоционального состояния можно проводить следующим образом: дать прослушать отрывок из музыкального произведения (например, очень быстрой, подвижной музыки), затем постепенно сменять прослушиваемую музыку в соответствии с желаемым настроением ребенка (допустим, на более спокойную).
В процессе работы для поддержания интереса к заданиям, формирования мотивации достижения успеха целесообразно использовать различные формы поощрения. В качестве одного из эффективных приемов работы можно применять «метод жетонов» (поощрительных фишек, значков с изображением любимых персонажей из сказок, мультфильмов и т. д.). Для повышения значимости получения ребенком жетона необходимы обоснование мотива его вручения, коллективное обсуждение, кому
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |