Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. Оглавление От автора Глава Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития


НазваниеОглавление От автора Глава Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития
АнкорТригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития
Дата30.09.2017
Размер1.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с зад
ТипДокументы
#22090
страница5 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Глава 2

Представления детей с задержкой

психического развития

о внутрисемейных отношениях

Исследования отечественных и зарубежных психологов пока­зывают, что общение и складывающиеся в его ходе межлич­ностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка. При изучении данной проблемы подчерки­вается значимость семьи и одновременно отмечается, что в на­стоящее время понимание механизмов, которые лежат в осно­ве внутрисемейных взаимодействий, все еще остается крайне недостаточным.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999). Исследователи утверждают, что наиболее важной особенностью семейных функций является их комплексность, основанная на взаимодействии родственников. Только в семье потребности ре­бенка могут быть удовлетворены комплексно и, значит, опти­мально. В других случаях их надо распределять между самыми разными людьми и социальными институтами (Э. Г. Эйдемил­лер, И. М. Никольская, 2005).

«Хорошо наложенные семейные отношения — это вопрос выжи­вания, вопрос первостепенной жизненной важности, — пишет Вирджиния Сатир. — Неблагополучные семьи порождают не­благополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкого­лизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными про­блемами... Если семья станет тем местом, где человек получает настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе бо­лее безопасный и человеческий мир» (V. Satir, 1988, с. 15).

55

В последние десятилетия появляется все больше работ, пока­зывающих и доказывающих влияние социальных, семейных усло­вий жизни ребенка на компенсацию или декомпенсацию задер­жки психического развития. Несомненно, что для душевного равновесия ребенка важны чувство своей значимости для роди­телей, уверенность в их любви к нему. Во многих исследованиях установлена корреляция между стойкостью, глубиной аффек­тивно-поведенческих расстройств органического генеза, нару­шением социальной адаптации детей с легкой мозговой дисфун­кцией и продолжительностью негативных семейных влияний. К ним отнесены дефицит внимания, ласки, эмоциональное от­вержение ребенка, сведение контакта с ребенком лишь к удо­влетворению его потребности в еде и бытовому обслуживанию, асоциальный характер семейных отношений (К. С. Лебедин­ская, 1982; У. В. Ульенкова, 1983; Г. В. Грибанова, 1986; И. А. Ко­робейников, 1997 и др.).

Восприятие, а затем и осознание ребенком своего положения в семье определяют его реакции на происходящее и, более того, в значительной мере являются основой для существующих и бу­дущих отношений с людьми (А. В. Запорожец, 1986; Р. Кэмпбелл, 1990; М. И. Лисина, 1986; М. Раттер, 1987; Е. А. Смирнова, 2001; А. С. Спиваковская, 1988 и др.). Важнейшим условием, позволя­ющим человеку стать субъектом саморазвития, является дости­жение им некоторого «уровня развития самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношения к своему Я и управления своим Я» (Т. А. Аржакаева, И. В. Бачков, А. X. Попова, 2003).

Вместе с тем в исследованиях онтогенеза отстающих в развитии детей остается почти неизученным, как сам ребенок воспринимает свою семью, эмоциональный статус ее членов, свое положение в семье. Экспериментальный материал, частично освещающий эти вопросы, предлагается в дальнейшем изложении.

Изучению представлений детей с задержкой психического раз­вития о внутрисемейных отношениях способствовал анализ экс­периментальных данных, полученных в результате применения про­ективной методики «Рисунок семьи». Создатель и пользователи

56

этой методики считают, что рисунок семьи демонстрирует пред­ставления ребенка о своей семье, о своем месте в ней, о его от­ношениях с другими членами семьи. Невербальный характер методики позволяет экстериоризировать содержание семей­ных отношений и их эмоциональную модальность, которые ре­бенок не осознает или не может обозначить словом. Получае­мые результаты мало зависят от уровня речевого развития, от способности детей вербально анализировать свои отношения и переживания. Отсутствие зависимости выполнения экспери­ментального задания от уровня речевого развития ребенка иг­рает существенную роль для исследования детей с задержкой психического развития. Напомним, что ограниченность и неточ­ность словарного запаса являются одной из характеристик этих детей (В. И. Лубовский, 1978; В. И. Насонова, 1979; Н. А. Ника-шина, 1981; Е. С. Слепович, 1989; Р. Д. Тригер, 2004; Н. А. Цы-пина, 1981; С. Г. Шевченко, 2001 и др.).

Выбор методики «Рисунок семьи» в качестве одного из инст­рументов исследования указанной проблемы обусловлен также мнением крупнейших психологов относительно того, что рису­нок для ребенка является не искусством, а речью. В определен­ный период развития для многих детей графические знаки пред­ставляют гораздо большие коммуникативные возможности, чем устная и письменная речь (Л. С. Выготский, 1984; В. С. Мухина, 1981; Л. Шванцара, 1978 и др.). Исследователи считают, что со­здание образа, события на рисунке, отношение ребенка ко всему изображаемому мало чем отличаются от творческой игры.

Рисование дает детям возможность отразить ситуации, собы­тия, выразить к ним отношение и свои эмоциональные состоя­ния. Творчество обеспечивает ребенку «быстрый и окончатель­ный разряд занимающим его чувствам» (Л. С. Выготский, 1965, с. 61-62). Современные психологи также утверждают, что в ри­сунке семьи не бывает случайностей. Ребенок не рисует пред­меты с натуры, а отражает в рисунках представления об отно­шениях между близкими ему людьми и свои переживания по их поводу.

57

Отражение дошкольниками своего восприятия семейных отношений в «Рисунке семьи»1

Проективная методика «Рисунок семьи» (W. С. Hulse, 1951; Н. Резникофф, 1956; Р. С. Берне 1964; С. X. Кауфман, 1970; Г. Т. Хоментаускас, 1985) нами была использована для изуче­ния эмоционально-личностной сферы ребенка с задержкой пси­хического развития. Выполняя задание, ребенок затрагивает наиболее значимые для него отношения между ним и его бли­жайшим окружением. Анализируя такой рисунок, можно вы­явить, как ребенок воспринимает каждого из членов своей семьи, свою роль в семье и те взаимоотношения, которые вызывают у не­го тревожные и противоречивые чувства.

Для исследователя рисунок представляет интерес с точки зре­ния его структуры, особенностей изображения членов семьи; учитываются и особенности самого процесса рисования. По­дробно рассматриваются следующие признаки: общий размер рисунка (его площадь), количество нарисованных фигур, разме­ры изображения каждого члена семьи, расстояние между члена­ми семьи (наличие каких-либо предметов между ними), нали­чие животных, степень проявления в рисунке положительных или отрицательных эмоций. Последнее можно оценить по выра­жению лиц персонажей, степени декорирования, наличию штри­ховки, использованию цвета, по спонтанным комментариям ре­бенка в процессе рисования.

Задача нарисовать семью мобилизует у испытуемого чувства, связанные с эмоционально значимыми для него людьми. При этом интеллектуальный компонент в изображении фигур пере­стает играть свою прогностическую роль. Ребенок бессознатель­но перестает соотносить реальные размеры взрослых и детей на рисунке, забывает нарисовать те или иные части человеческих фигур или же кого-то из членов семьи, бывает усилена штрихов­ка некоторых деталей.

1 Автор — В. А. Степанова.

58

Методика «Рисунок семьи» вполне доступна даже для детей, обучающихся во вспомогательной школе. Анализ таких рисун­ков показывает, что дети вкладывают в них совершенно опре­деленное эмоциональное содержание. Дети с нарушенным ин­теллектуальным развитием могут осознавать свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке свое отношение к членам се­мьи. Это выражается, например, в том, что ребенок рисует себя в дальнем углу листа, в то время как остальные члены семьи располагаются вместе, или же не прорисовывает детали лица того или иного члена семьи (Е. С. Романова, С. Ф. Потемкина, 1992). Исследователи отмечают, что данная методика продук­тивна в старшем дошкольном возрасте. При этом ценно то, что интерпретация содержания рисунков мало зависит от способ­ности ребенка к вербализации своих переживаний, от способ­ности к интроспекции и умения «вжиться» в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятель­ности, которые существенны при выполнении заданий вер­бального характера.

В нашем экспериментальном исследовании участвовало 30 де­тей с задержкой психического развития, которые посещали специализированное дошкольное учреждение или специализи­рованную группу, и 30 детей, которые ходили в общеобразова­тельный детский сад.

Дети рисовали на листе бумаги формата А4 простым каран­дашом. Им давалась стандартная инструкция: «Нарисуй, по­жалуйста, свою семью». Если ребенок затруднялся, то ему го­ворилось о том, чтобы он вспомнил, кто есть у него в семье, с кого бы он хотел начать рисовать. После рисования с ребен­ком проводилась беседа с целью уточнить порядок рисования фигур, кто именно нарисован, всех ли членов семьи нарисо­вал ребенок.

Интерпретировались результаты методики «Рисунок семьи» по структуре рисунка, то есть по последовательности изображения членов семьи на листе бумаги, по соответствию нарисованных

59

фигур реальному составу семьи (уменьшению или же увели­чению состава семьи), наличию и местоположению автора ри­сунка, наличию дополнительных персонажей, в том числе жи­вотных.

Ожидалось, что ребенок, переживающий состояние эмоциональ­ного благополучия, будет рисовать полную семью. Искажение ре­ального состава семьи заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт и не­довольство семейной ситуацией.

Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых вообще не изображены люди или же изображены люди, не свя­занные с семьей.

По данным исследователей, использовавших методику «Рису­нок семьи», дети уменьшают состав семьи при ее изображении за счет тех членов, которые для них менее эмоционально значимы или же с которыми сложились конфликтные отношения.

Важным для анализа показателем служит и изображение са­мого рисующего. Считается, что ребенок бессознательно «за­бывает» нарисовать себя в случае внутреннего конфликта с оста­льными членами семьи. В то же время можно предположить, что ребенок под понятием «семья» (инструкция «нарисуй свою семью») подразумевает только своих близких и поэтому рису­ет семью без себя. Тогда, устраняя ошибку при толковании ин­струкции, ребенка спрашивали, после того как он закончил рису­нок, о том, всех ли членов своей семьи он нарисовал, не забыл ли кого, в частности себя. Ответы подтверждают теорию «внутрен­него конфликта», поскольку такие дети даже после уточнения психолога, что сам ребенок тоже входит в состав семьи, отка­зывались все-таки себя рисовать, говоря, что не хотят этого де­лать, или о том, что «нет места на листе». В нашем опыте не­сколько детей после такого напоминания все-таки нарисовали себя, но это получились очень маленькие фигурки, неуверенно нарисованные где-то в нижних углах листа. Такие изображе­ния свидетельствуют об отсутствии чувства общности с семьей и, может быть, о том, что ребенок отвергаем. Согласно другим

60

источникам, отсутствие на рисунке его автора может говорить о том, что ребенок не видит своего места в том социальном обра­зе семьи, который та стремится создать, что к его мнению отно­сятся небрежно, он не имеет собственной «зоны ответственнос­ти» в семье, его вклад в жизнь семьи признается несущественным. Родительское недовольство, чрезмерная критика могут вызы­вать чувство неуверенности у ребенка, формировать у него за­ниженную самооценку.

Рисуя семью, часть детей увеличивает ее состав, включая изображения посторонних людей, а часто и животных. Появле­ние этих фигур можно толковать как свидетельство того, что эмоциональные потребности ребенка не находят удовлетворе­ния в семье. Выражением потребности в равноправных, объеди­няющих связях является рисунок, в котором помимо членов се­мьи изображен ребенок того же возраста, что автор рисунка (например, двоюродный брат). Нарисованные дополнитель­но к родителям, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, спо­собного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоцио­нальных контактах.

Важно и то, рядом с кем ребенок рисует себя. Это говорит о том, к кому из родных он психологически ближе. По мнению Т. Г. Хоментаускаса (1987), ребенок может выражать эмоцио­нальные связи в рисунке посредством физических расстояний между изображаемыми лицами. Если он рисует себя отдельно от других членов семьи, это указывает на чувство невключен­ности в семейные отношения, на ощущение отчужденности.

Сравнительные результаты нашего исследования представле­ны в табл. 7.

Полным считается тот состав семьи, который указали родите­ли в анкете. Таблица показывает, что 47 % детей с задержкой психического развития и 57 % нормативно развивающихся де­тей изобразили реальный состав семьи, соответствующий дей­ствительности. Разница в 10 % находится на границе статисти­ческой значимости.

61

Рассмотрим теперь, за счет каких персонажей нарушается соответствие реальности. Достаточно большое количество де­тей обеих групп не изобразили себя на рисунке семьи. Это 27 % детей с задержкой психического развития и 23 % детей, нормативно развивающихся. Один мальчик из группы с за­держкой развития не нарисовал маму, другой папу, а два ре­бенка не нарисовали бабушек, несмотря на то, что те прожи­вают вместе с ними. Нормативно развивающиеся дети исключили дедушек и бабушек — 10%, а13%не нарисовали родных бра­тьев и сестер. Отметим, что никто из детей с задержкой пси­хического развития не исключил на рисунках своих братьев и сестер.

Бессознательное, а иногда и осознанное желание иметь рядом эмоционально близкого человека проявилось у детей в фанта­зийном увеличении состава членов семьи. Дополнили рисунок отсутствующими отцами два ребенка с задержкой психического развития, два нарисовали вымышленных братьев, а два ребенка нарисовали бабушку и дедушку, которые фактически не живут с детьми, но, по-видимому, значимы для них эмоционально. Что

62

касается нормативно развивающихся детей, то один из них на­рисовал вымышленного братика, а двое нарисовали бабушек, живущих отдельно.

Статистические значимые различия проявились в том, что дети, отстающие в развитии чаще, чем их нормативно развива­ющиеся сверстники, включают в «Рисунок семьи» кошек, со­бак, птичек, которые живут в их доме, что, очевидно, выражает их потребность в теплых и эмоциональных контактах. Таких де­тей оказалось 20 % против 3 % среди детей из массового детско­го сада. Выразительный пример в этом плане — рисунок Са­ши С. (рис. 3).



Саше 6 лет 9 месяцев. Диагноз, поставленный МП К, — «за­держка психического развития». Сначала мальчик отказывался графически изобразить свою семью. После диалога с психологом начал рисовать. Прежде всего нарисовал собаку по кличке Тэри. На рисунке она занимает центральное место. Возле собаки слева нарисовал папу, затем, справа, — сестру 12 лет рядом с мамой,

63

и кошку. Себя не изобразил. Фигура мамы меньше, чем сестры. Руки у мамы нарисованы одной чертой, в отличие от объем­ных изображений рук сестры и отца. У собаки и кошки «двой­ные» хвосты.

Сравнительная величина изображенных фигур членов семьи является в этой методике важным показателем. Результаты от­ражены на рис. 4.



Лишь один нормативно развивающийся ребенок (3 %) нари­совал всех членов семьи большими, 19 детей (64 %) — средни­ми, 10 детей (33 %) — маленькими.

В то же время 11 детей с задержкой психического развития (37 %) представили своих членов семьи большими фигурами, 10 детей (33 %) нарисовали средние фигуры, маленькие фигуры получились у 9 детей (30 %). По этому показателю в рисунках детей обнаружились статистически значимые различия. У детей нормативно развивающихся всего один рисунок был с боль­шими фигурами, а у детей с задержкой развития таких рисун­ков оказалось 11 (различия достоверны на уровне значимости 0,1 %), рисунков со средними размерами фигур у детей норма­тивно развивающихся было на 9 больше (различия достоверны на 5%-ном уровне значимости). Большие, занимающие весь лист фигуры обычно рисуют импульсивные дети. У таких детей ри­сунок иногда выходит за рамки листа и выполнен бывает не­брежно. Таков, например, рисунок Димы Б. (рис. 5).

64



Диме Б. 6 лет и 5 месяцев, диагноз — «задержка психиче­ского развития». Живет в полной семье, где есть еще два брата 12 и 14 лет. На рисунке Димы члены семьи держатся за руки. Мама и папа нарисованы близко друг к другу и как будто о чем-то говорят и слушают: их уши соприкасаются, а глаза смотрят друг на друга. Создается впечатление общения между родителя­ми. Дима рисует себя последним в ряду и самым маленьким, но с ножками, как у стоящего возле него старшего брата. Все улыба­ются. В целом фигуры нарисованы размашисто, изображения на весь лист. Рисунок свидетельствует о жизнерадостном тонусе се­мьи, о дружеских отношениях в ней. По характеристикам педаго­гов, Дима отличается активностью и дружелюбием. Он с радос­тью берется за любое поручение по просьбе взрослых, но с трудом контролирует свои импульсы. Ему нелегко быть организованным на занятии, и он может вступить в потасовку с ребятами.

Исследователи отмечают, что очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности (Дж. Дилео). Опреде­ленное количество детей обеих сравниваемых групп испытывают
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей