77
Анализ «Рисунка человека» проводился нами по следующим показателям:
1) размер изображенной (или нарисованной) фигуры человека;
2) соответствие пола изображенного человека полу ребенка;
3) эмоциональная выразительность рисунка.
Размер фигуры на рисунке может отражать и самооценку автора, и склонность к оптимизму или же депрессии (К. Маховер, 1996), и даже личностные черты рисующего.
По показателю размера фигуры нарисованного человека результаты оказались такими: дети, нормально развивающиеся, нарисовали 20 % рисунков с большими фигурами, средние фигуры были на 33 % рисунков, а маленькие — на 47 % рисунков.
Дети с задержкой психического развития нарисовали 17 % больших фигур, средних фигур - 43 %, а маленьких - 40 %. Полученные результаты представлены на рис. 12.
По показателю «Размер нарисованной фигуры человека» статистически значимых различий не обнаружилось. Почти у половины детей обеих групп изображение человека было маленьким. Оно занимало 1/3 часть листа или меньше. Как отмечалось ранее, такое изображение фигур может говорить о тревоге, эмоциональной зависимости, чувстве дискомфорта и скованности, о чувстве собственной малоценности и незначительности. В качестве примера приведем рисунок Алеши Ж. (рис. 13).
78
Алеша Ж. — нормально развивающийся мальчик, возраст 6 лет. По его объяснению, он нарисовал мальчика 5 лет (возраст меньше, чем возраст автора рисунка), который стоит под зонтиком. Льет дождь. Маленький размер изображенного человека, штрихи, изображающие дождь, льющийся из туч, подтверждают жалобы воспитателей и родителей на то, что мальчик часто подвержен плохому настроению, вспыльчив и раздражителен. С тревожным сюжетом рисунка вступают в противоречие широко расставленные ноги человека и надежность самой опоры, которая состоит из крошечных ступней и линии земли. Поднятые руки
79
и выделенные пальцы говорят о подавленной агрессии. Выплеск моторного напряжения виден в сильной штриховке в области рук и ног фигуры человека, в целом в рисунке. Надежду на лучшее вызывает солнышко, проглядывающее из-за туч, и защита от дождя в виде зонтика.
В большинстве случаев дети рисуют человека своего же пола. Если ребенок нарисовал человека противоположного пола, это может означать, что ребенок идентифицирует себя с наиболее значимым взрослым другого пола (например, мальчик рисует женскую фигуру, находясь всецело под влиянием матери).
По соответствию пола ребенка той фигуре, которую он изобразил, результаты нашего исследования таковы: не совпал пол у четырех детей из нормативной группы и у двух детей из группы задержки психического развития. Различия по ^-критерию Стьюдента статистически не значимы. Например, рисунок Никиты Г. (рис. 14).
80
Никита Г. — мальчик 6 лет 7 месяцев с диагнозом «задержка психического развития». Он нарисовал девочку пяти лет. Фигура располагается в левой нижней части листа, небольшого размера. Моторное напряжение рисующего проявилось в штриховке всего тела человека. Ноги тонкие, без ступней вызывают ощущение физической недостаточности. На самом деле Никита отстает в физическом развитии, имеет слабое здоровье, часто болеет. Однако, по описанию рисунка самим Никитой, настроение у девочки хорошее, она смеется.
При оценке «Рисунка человека» с точки зрения эмоциональной выразительности мы выделили несколько характеристик эмоциональной сферы:
♦ полярность эмоций (положительная или отрицательная);
♦ модальность (какая именно эмоция);
♦ сила, или интенсивность, чувства;
♦ сложность эмоции;
♦ эмоциональная устойчивость;
♦ эмоционально-ценностное отношение к себе (или «принятие себя»).
При анализе результатов «Рисунка человека» нами был применен метод экспертных оценок.
Положительно эмоционально окрашенными были 54 % рисунков человека у детей, нормативно развивающихся, и 33 % у дошкольников с задержкой психического развития. Рисунков с выраженными негативными эмоциями было 19 и 24 % соответственно, и рисунков, в которых эмоции были «смешанные», — 27 и 43 %. У детей с задержкой развития и рисунков, в которых выражались смешанные, сложные эмоциональные состояния, чаще негативно окрашенные, например «гнев и тревога», и ярко негативных рисунков существенно больше: 67 % против 46 % у нормативно развивающихся детей.
По показателю интенсивности выражения эмоций оценка экспертов была в целом высокой: 77 и 91 % рисунков. У детей с задержкой развития было на 14 % больше рисунков с интен-
81
сивно выраженными эмоциями, что может говорить о снижении контроля «ума» над чувствами. Эмоции были сложными в рисунках у 88 и 85 % детей. По показателю «принятия себя» различий между двумя группами детей не выявлено.
Анализ результатов методики «Рисунок человека» говорит о том, что у детей обеих групп существуют сходные психологические особенности и проблемы в эмоционально-личностной сфере. Однако у детей с задержкой психического развития эмоции в рисунках часто «перехлестывают» через край, как бы давая нам понять, что эти дети остро чувствуют свои проблемы, не используя такие защитные механизмы, как, например, рационализация, не имея возможности адекватно выразить себя с помощью речи. Испытывая проблемы и в сфере общения, эти дети также не могут наладить отношения со значимыми взрослыми в их социальной жизни.
Для оценки проявлений эмоций и чувств детей нами был использован и тест «Рисунок семьи». С помощью экспертных оценок и «Рисунок семьи» рассматривался как проекция эмоциональной выразительности.
При анализе этих рисунков мы рассматривали такие же характеристики эмоциональной сферы, как и в «Рисунке человека».
Все рисунки детей обеих групп оказались эмоционально окрашенными.
По сравнению с нормативно развивающимися сверстниками значимых различий в интенсивности, сложности выражения эмоций и принятии себя у детей с задержкой развития выявлено не было.
Различия на границе статистической достоверности (при Р = 0,95) выявились в выражении полярности эмоций. У нормативно развивающихся детей позитивных рисунков было почти в два раза больше — 46 % (у детей с задержкой — 21 %), а с неопределенной эмоциональностью рисунков было всего 28 % (против 62 % у детей с задержкой развития). Различия с применением ^-критерия Стьюдента достоверны на 5%-ном уровне значимости. Результаты представлены в табл. 8.
82
Модальность эмоций, которые выражали дети обеих групп, была очень разнообразна. От уверенности, надежды, радости, чувства общности, сплоченности, близости, размеренности, спокойствия, доверия, умиротворенности, удовлетворения, активности, напора до смущения, сомнения, пассивности, связанности, тревоги, одиночества, равнодушия, отчужденности, разобщенности, грусти, незащищенности, неопределенности, беспомощности, бессилия, усталости, недоверия, настороженности, изолированности, замкнутости, опустошенности, напряжения, негативизма, страха, угрозы, агрессии, злости, гнева.
Средствами, которыми пользовались дети, были не просто карандаш и бумага. Об эмоциональном фоне рисунка говорили характер линий (толстые, тонкие), нажим, штриховка, цвет, пятна, ритм. Взаимное расположение персонажей на листе бумаги, их размер, детали и прорисовка играли большую роль. Исполнение могло быть примитивным, или же это был целый сюжет.
83
Некоторые рисунки по характеру штрихов и линий отличались очень уверенным исполнением.
Итак, в нашем исследовании выявились определенные различия в эмоциональной сфере сравниваемых групп детей. Статистические различия выявились по показателю «размер фигур»: у детей с задержкой развития значительно преобладают большие фигуры. Это свидетельствует об избытке энергии, завышенной самооценке, а также об органической недостаточности рисующих и подтверждает результаты описанных выше исследований.
Особо следует подчеркнуть, что сибсы играют более важную поддерживающую роль в эмоциональной жизни дошкольника с задержкой психического развития, чем у его нормативно развивающегося сверстника.
Это отразилось в следующих показателях:
♦ дети с задержкой развития достоверно чаще рисуют себя рядом с братьями и сестрами в «Рисунке семьи»;
♦ именно фигуры братьев и сестер дошкольники с задержкой развития достоверно чаще рисуют в первую очередь.
По «Рисунку семьи» достоверные различия выявились в позитивном знаке рисунка. У нормативно развивающихся детей почти в два раза больше позитивно окрашенных рисунков.
В то же время количество «смешанных» рисунков, где эксперты затруднялись однозначно определить знак эмоциональности, более чем в два раза превышало у детей с задержкой развития в сравнении с рисунками их нормально развивающихся сверстников.
У обеих групп детей имеются сходные психологические особенности эмоциональной сферы, определяемые возрастными закономерностями их развития и личной историей жизни каждого ребенка. Однако детям с задержкой психического развития свойственны меньшая устойчивость эмоциональных состояний, их высокая лабильность связана с недостатками их регуляторной сферы.
Существенным мы считаем тот факт, что недостатки эмоциональной сферы, обнаруживаемые в изобразительной деятельности
84
дошкольников с задержкой развития, оказываются незначительными. Эти дети понятно выражают свое эмоциональное состояние через рисунки. Анализируя их, можно с большой долей вероятности выявить особенности сферы общения и взаимоотношения, складывающиеся в семьях.
Значимым результатом этого исследования можно считать выявление сохранных характеристик эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, таких как способность отражать в рисунках то, как они чувствуют и воспринимают себя и свое место в окружающем мире, что позволяет говорить нам о необходимости их использования при построении коррекционно-развивающей работы с детьми и их семьями.
Представления младших школьников о внутрисемейных отношениях
Для выявления того, как характеризуют общение в родительской семье младшие школьники, также была использована методика «Рисунок семьи». Процедура эксперимента, параметры анализа рисунка и их интерпретации предложены А. И. Захаровым и Г. Хоментаускасом.
В исследовании участвовали 35 младших школьников с диагнозом «задержка психического развития». Среди них 23 ученика классов для детей с задержкой психического развития и 12 учеников специальной школы-интерната для этих учеников. Все дети являлись на момент проведения эксперимента учащимися третьего класса. Экспериментальные задания выполняли также 20 успевающих учеников третьих классов общеобразовательной школы. Состав семей испытуемых представлен в табл. 9.
Рисунок семьи сравнивался с составом реальной семьи ребенка. При анализе содержания и композиции рисунка учитывались соответствие реальной семье, уменьшение состава семьи или его увеличение, полная замена состава реальной семьи, отсутствие на рисунке людей, изображение на рисунке животных, насекомых.
85
86
87
— Кто живет в семье?
— Я, папа, мама, сестра.
— Кто тут нарисован?
— Мама, сестра, папа, я.
— Где вы находитесь?
— На улице.
— Что делаете?
— Гуляем.
— Кто предложил гулять?
— Мама.
— Вам весело или скучно?
— Весело.
— Почему?
— Потому что на улице хорошо.
— Кто самый счастливый? -Я.
— Почему?
— Потому что я в школе учусь и хорошо учусь.
— Кто самый несчастный?
88
— Сестра.
— Почему?
— Потому что ей не дают, что она хочет.
Эта беседа выражает общий мажорный тонус ребенка. Эмоциональное состояние мальчика обусловлено, по его мнению, тем, что все члены семьи находятся вместе. А наибольшее удовлетворение ребенка вызывают его учебные успехи. Мальчик сочувствует своей сестре. Вместе с тем в беседе проявляются его инфантильные черты: десятилетний школьник считает несчастной свою сестру, не осознавая, что ограничения младенца необходимы для его же блага.
Еще одна протокольная запись — беседа с Юлей Р.
— Кто живет в семье?
— Папа, мама, бабушка и я.
— Кто тут нарисован?
— Мама вешает белье. Папа готовится к работе. Я играю с кошкой. Бабушка лежит в постели, читает.
89
— Весело вам или скучно?
— Нескучно.
— Кто самый счастливый?
— Все, наверное.
— Почему?
— Пока неприятного не было. Пока всем хорошо.
— Кто самый несчастный?
— Никто.
— Почему?
— Бывают какие-нибудь неприятности: кот разбил у бабушки вазу. Но это ничего.
— Кого нарисуешь вместо кота?
— Не знаю.
Полученный материал подтвердил мнение многих исследователей детского рисунка, что изображение ребенком реальной семьи свидетельствует о его эмоциональном благополучии. Имеющиеся у нас факты говорят о том, что у младших школьников с задержкой психического развития вызывает удовлетворение не только совместная деятельность с членами семьи, но и сам факт нахождения с ними в едином пространстве. Физическая близость с членами семьи обеспечивает ребенку чувство защищенности, безопасности, создает положительный эмоциональный тонус.
Кого же исключали на своих рисунках из состава семьи участвовавшие в эксперименте дети? Полученный материал показал, что в рисунках обеих групп младших школьников прежде всего отсутствуют их авторы. Поданным А. И. Захарова (1982), Ю. А. Полуянова (1988), Г. Хоментаускаса (1987), отсутствие в рисунке «Я» характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие. У всех учеников третьих классов таких рисунков в два раза больше, чем у дошкольников (рис. 18).
Как показала экспериментальная беседа, некоторые младшие школьники, отстающие, в развитии, охотно мотивировали свои рисунки, другие — не объясняли, почему они исключали себя из рисунка семьи.
Проиллюстрируем сказанное протоколом беседы с Мариной Е., девочкой, которая развивается в полной неблагополучной 90
семье. Из своего рисунка она исключила себя и свою сестру, но ввела в него двоюродного брата (рис. 19).
91
— Брат двоюродный, мама, папа.
— Где ты и сестра?
— Мы дома, а они на улице.
— Почему с ними не пошли?
— Не знаю.
— Им весело или скучно?
— Весело.
— Почему?
— Потому что они смеются и играют.
— Кто самый счастливый?
— Мама.
— Почему?
— Потому что она добрая.
— Кто самый несчастный?
— Папа.
— Почему?
— Потому что он злой.
С точки зрения исследуемой проблемы, на рисунке и в ответах ребенка обращают на себя внимание следующие моменты.
Рисунок выполнен монохромно — в черном цвете.
Девочка разграничила пространство «обитания»: она с сестрой находится в доме, а родители — вне него (дом нарисован в первую очередь). Фигуры матери и отца удалены друг от друга — по разные стороны дома. Таким образом, композиция рисунка отражает разобщенность семьи, но она не распалась: мать и отец рядом с домом, где находятся дети.
Эмоциональное отношение к собственному положению и состоянию родителей выразилось в том, как нарисованы предметы и фигуры. Дом изображен схематично, никак не декорирован. В центре — единственное наглухо закрытое окно, с толстым крестообразным переплетом рамы, и плотно закрытая дверь, деталью которой является ручка. Из трубы вьется слабая струйка дыма.
Принципиально иначе изображены фигуры матери и отца. Они нарисованы с большим количеством деталей и в достаточной мере декорированы, особенно фигура матери: одежда заштрихована в разных направлениях, эффектная прическа, украшение на поясе, в руках букет.
92
Рисунок и беседа создали довольно отчетливые представления об имеющемся у девочки образе родительской семьи. Семья разобщена, дети находились вне внимания родителей. В то время как папе и маме, по словам девочки, «весело, они смеются и играют», жизнь детей отличается замкнутостью и отсутствием красок. Однако ребенок не хочет принимать участие в веселой жизни своих родителей. Причину этого нежелания он не может (или не хочет) выразить вербально. При этом для девочки значимы ее родители, дом, семья. Особой любовью пользуется мать. Ее она считает самой счастливой в семье. Объяснение этого, с точки зрения взрослого человека, воспринимается как неправильное: девочка заменяет анализ причин, обусловливающих благоприятное состояние человека, характеристикой его личностных качеств — «она добрая». Однако, с точки зрения ребенка, такие человеческие качества, как доброта или злость, определяют его эмоциональное состояние: мать счастливая, так как добрая, а отец несчастливый, потому что злой.
Как отмечалось выше, не все младшие школьники, отстающие в развитии, отвечали на вопросы, включенные в экспериментальную беседу. Но рисунок семьи и комментарии к нему неизменно свидетельствовали о том, что наличие пространства, общего для членов родительской семьи и для ребенка, обусловливает эмоциональную комфортность его жизни. И наоборот, отсутствие возможности находиться в едином пространстве с родителями отражает утерю уверенности детей в их значимости для родителей.
Так, Егор Н. (ребенок из неполной неблагополучной семьи) исключил себя из рисунка семьи, запечатлев одну мать (рис. 20). В беседе мальчик объяснил, что его нет на рисунке, так как он гуляет. На вопросы о том, весело или скучно маме, кто самый счастливый в их семье, ребенок отвечает: «Не знаю». Рисунок мальчика отличают следующие особенности: у матери отсутствуют руки (при большом количестве деталей лица), на лице резко выделяется рот, пояс окрашен в тот же цвет, что и рот (красный цвет нанесен поверх синего, которым раскрашена блузка).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |