Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. Оглавление От автора Глава Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития


НазваниеОглавление От автора Глава Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития
АнкорТригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития
Дата30.09.2017
Размер1.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с зад
ТипДокументы
#22090
страница7 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

77

Анализ «Рисунка человека» проводился нами по следующим показателям:

1) размер изображенной (или нарисованной) фигуры человека;

2) соответствие пола изображенного человека полу ребенка;

3) эмоциональная выразительность рисунка.

Размер фигуры на рисунке может отражать и самооценку ав­тора, и склонность к оптимизму или же депрессии (К. Маховер, 1996), и даже личностные черты рисующего.

По показателю размера фигуры нарисованного человека ре­зультаты оказались такими: дети, нормально развивающиеся, нарисовали 20 % рисунков с большими фигурами, средние фи­гуры были на 33 % рисунков, а маленькие — на 47 % рисунков.

Дети с задержкой психического развития нарисовали 17 % больших фигур, средних фигур - 43 %, а маленьких - 40 %. По­лученные результаты представлены на рис. 12.



По показателю «Размер нарисованной фигуры человека» ста­тистически значимых различий не обнаружилось. Почти у по­ловины детей обеих групп изображение человека было малень­ким. Оно занимало 1/3 часть листа или меньше. Как отмечалось ранее, такое изображение фигур может говорить о тревоге, эмо­циональной зависимости, чувстве дискомфорта и скованности, о чувстве собственной малоценности и незначительности. В ка­честве примера приведем рисунок Алеши Ж. (рис. 13).

78



Алеша Ж. — нормально развивающийся мальчик, возраст 6 лет. По его объяснению, он нарисовал мальчика 5 лет (возраст меньше, чем возраст автора рисунка), который стоит под зонти­ком. Льет дождь. Маленький размер изображенного человека, штрихи, изображающие дождь, льющийся из туч, подтверждают жалобы воспитателей и родителей на то, что мальчик часто под­вержен плохому настроению, вспыльчив и раздражителен. С тре­вожным сюжетом рисунка вступают в противоречие широко рас­ставленные ноги человека и надежность самой опоры, которая состоит из крошечных ступней и линии земли. Поднятые руки

79

и выделенные пальцы говорят о подавленной агрессии. Выплеск моторного напряжения виден в сильной штриховке в области рук и ног фигуры человека, в целом в рисунке. Надежду на луч­шее вызывает солнышко, проглядывающее из-за туч, и защита от дождя в виде зонтика.

В большинстве случаев дети рисуют человека своего же пола. Если ребенок нарисовал человека противоположного пола, это может означать, что ребенок идентифицирует себя с наиболее значимым взрослым другого пола (например, мальчик рисует женскую фигуру, находясь всецело под влиянием матери).

По соответствию пола ребенка той фигуре, которую он изоб­разил, результаты нашего исследования таковы: не совпал пол у четырех детей из нормативной группы и у двух детей из груп­пы задержки психического развития. Различия по ^-критерию Стьюдента статистически не значимы. Например, рисунок Ни­киты Г. (рис. 14).



80

Никита Г. — мальчик 6 лет 7 месяцев с диагнозом «задержка психического развития». Он нарисовал девочку пяти лет. Фигу­ра располагается в левой нижней части листа, небольшого раз­мера. Моторное напряжение рисующего проявилось в штрихов­ке всего тела человека. Ноги тонкие, без ступней вызывают ощущение физической недостаточности. На самом деле Никита отстает в физическом развитии, имеет слабое здоровье, часто болеет. Однако, по описанию рисунка самим Никитой, настрое­ние у девочки хорошее, она смеется.

При оценке «Рисунка человека» с точки зрения эмоциональ­ной выразительности мы выделили несколько характеристик эмоциональной сферы:

♦ полярность эмоций (положительная или отрицательная);

♦ модальность (какая именно эмоция);

♦ сила, или интенсивность, чувства;

♦ сложность эмоции;

♦ эмоциональная устойчивость;

♦ эмоционально-ценностное отношение к себе (или «приня­тие себя»).

При анализе результатов «Рисунка человека» нами был при­менен метод экспертных оценок.

Положительно эмоционально окрашенными были 54 % рисун­ков человека у детей, нормативно развивающихся, и 33 % у дош­кольников с задержкой психического развития. Рисунков с выра­женными негативными эмоциями было 19 и 24 % соответственно, и рисунков, в которых эмоции были «смешанные», — 27 и 43 %. У детей с задержкой развития и рисунков, в которых выражались смешанные, сложные эмоциональные состояния, чаще негативно окрашенные, например «гнев и тревога», и ярко негативных ри­сунков существенно больше: 67 % против 46 % у нормативно раз­вивающихся детей.

По показателю интенсивности выражения эмоций оценка экспертов была в целом высокой: 77 и 91 % рисунков. У детей с задержкой развития было на 14 % больше рисунков с интен-

81

сивно выраженными эмоциями, что может говорить о сниже­нии контроля «ума» над чувствами. Эмоции были сложными в рисунках у 88 и 85 % детей. По показателю «принятия себя» различий между двумя группами детей не выявлено.

Анализ результатов методики «Рисунок человека» говорит о том, что у детей обеих групп существуют сходные психологи­ческие особенности и проблемы в эмоционально-личностной сфере. Однако у детей с задержкой психического развития эмо­ции в рисунках часто «перехлестывают» через край, как бы да­вая нам понять, что эти дети остро чувствуют свои проблемы, не используя такие защитные механизмы, как, например, рациона­лизация, не имея возможности адекватно выразить себя с помо­щью речи. Испытывая проблемы и в сфере общения, эти дети также не могут наладить отношения со значимыми взрослыми в их социальной жизни.

Для оценки проявлений эмоций и чувств детей нами был ис­пользован и тест «Рисунок семьи». С помощью экспертных оце­нок и «Рисунок семьи» рассматривался как проекция эмоцио­нальной выразительности.

При анализе этих рисунков мы рассматривали такие же харак­теристики эмоциональной сферы, как и в «Рисунке человека».

Все рисунки детей обеих групп оказались эмоционально окра­шенными.

По сравнению с нормативно развивающимися сверстника­ми значимых различий в интенсивности, сложности выраже­ния эмоций и принятии себя у детей с задержкой развития вы­явлено не было.

Различия на границе статистической достоверности (при Р = 0,95) выявились в выражении полярности эмоций. У норма­тивно развивающихся детей позитивных рисунков было почти в два раза больше — 46 % (у детей с задержкой — 21 %), а с не­определенной эмоциональностью рисунков было всего 28 % (про­тив 62 % у детей с задержкой развития). Различия с применением ^-критерия Стьюдента достоверны на 5%-ном уровне значимо­сти. Результаты представлены в табл. 8.

82



Модальность эмоций, которые выражали дети обеих групп, была очень разнообразна. От уверенности, надежды, радости, чувства общности, сплоченности, близости, размеренности, спо­койствия, доверия, умиротворенности, удовлетворения, актив­ности, напора до смущения, сомнения, пассивности, связанности, тревоги, одиночества, равнодушия, отчужденности, разобщенно­сти, грусти, незащищенности, неопределенности, беспомощности, бессилия, усталости, недоверия, настороженности, изолированно­сти, замкнутости, опустошенности, напряжения, негативизма, страха, угрозы, агрессии, злости, гнева.

Средствами, которыми пользовались дети, были не просто ка­рандаш и бумага. Об эмоциональном фоне рисунка говорили ха­рактер линий (толстые, тонкие), нажим, штриховка, цвет, пят­на, ритм. Взаимное расположение персонажей на листе бумаги, их размер, детали и прорисовка играли большую роль. Испол­нение могло быть примитивным, или же это был целый сюжет.

83

Некоторые рисунки по характеру штрихов и линий отличались очень уверенным исполнением.

Итак, в нашем исследовании выявились определенные разли­чия в эмоциональной сфере сравниваемых групп детей. Ста­тистические различия выявились по показателю «размер фи­гур»: у детей с задержкой развития значительно преобладают большие фигуры. Это свидетельствует об избытке энергии, за­вышенной самооценке, а также об органической недостаточ­ности рисующих и подтверждает результаты описанных выше исследований.

Особо следует подчеркнуть, что сибсы играют более важную поддерживающую роль в эмоциональной жизни дошкольника с задержкой психического развития, чем у его нормативно раз­вивающегося сверстника.

Это отразилось в следующих показателях:

♦ дети с задержкой развития достоверно чаще рисуют себя рядом с братьями и сестрами в «Рисунке семьи»;

♦ именно фигуры братьев и сестер дошкольники с задержкой развития достоверно чаще рисуют в первую очередь.

По «Рисунку семьи» достоверные различия выявились в по­зитивном знаке рисунка. У нормативно развивающихся детей почти в два раза больше позитивно окрашенных рисунков.

В то же время количество «смешанных» рисунков, где экспер­ты затруднялись однозначно определить знак эмоциональнос­ти, более чем в два раза превышало у детей с задержкой разви­тия в сравнении с рисунками их нормально развивающихся сверстников.

У обеих групп детей имеются сходные психологические осо­бенности эмоциональной сферы, определяемые возрастными закономерностями их развития и личной историей жизни каж­дого ребенка. Однако детям с задержкой психического разви­тия свойственны меньшая устойчивость эмоциональных со­стояний, их высокая лабильность связана с недостатками их регуляторной сферы.

Существенным мы считаем тот факт, что недостатки эмоцио­нальной сферы, обнаруживаемые в изобразительной деятельности

84

дошкольников с задержкой развития, оказываются незначитель­ными. Эти дети понятно выражают свое эмоциональное состо­яние через рисунки. Анализируя их, можно с большой долей вероятности выявить особенности сферы общения и взаимоот­ношения, складывающиеся в семьях.

Значимым результатом этого исследования можно считать выявление сохранных характеристик эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, таких как способ­ность отражать в рисунках то, как они чувствуют и воспринима­ют себя и свое место в окружающем мире, что позволяет гово­рить нам о необходимости их использования при построении коррекционно-развивающей работы с детьми и их семьями.

Представления младших школьников о внутрисемейных отношениях

Для выявления того, как характеризуют общение в родитель­ской семье младшие школьники, также была использована ме­тодика «Рисунок семьи». Процедура эксперимента, параметры анализа рисунка и их интерпретации предложены А. И. Захаро­вым и Г. Хоментаускасом.

В исследовании участвовали 35 младших школьников с ди­агнозом «задержка психического развития». Среди них 23 уче­ника классов для детей с задержкой психического развития и 12 учеников специальной школы-интерната для этих учени­ков. Все дети являлись на момент проведения эксперимента учащимися третьего класса. Экспериментальные задания вы­полняли также 20 успевающих учеников третьих классов об­щеобразовательной школы. Состав семей испытуемых пред­ставлен в табл. 9.

Рисунок семьи сравнивался с составом реальной семьи ре­бенка. При анализе содержания и композиции рисунка учи­тывались соответствие реальной семье, уменьшение состава семьи или его увеличение, полная замена состава реальной се­мьи, отсутствие на рисунке людей, изображение на рисунке животных, насекомых.

85



86





87



— Кто живет в семье?

— Я, папа, мама, сестра.

— Кто тут нарисован?

— Мама, сестра, папа, я.

— Где вы находитесь?

— На улице.

— Что делаете?

— Гуляем.

— Кто предложил гулять?

— Мама.

— Вам весело или скучно?

— Весело.

— Почему?

— Потому что на улице хорошо.

— Кто самый счастливый? -Я.

— Почему?

— Потому что я в школе учусь и хорошо учусь.

— Кто самый несчастный?

88

— Сестра.

— Почему?

— Потому что ей не дают, что она хочет.

Эта беседа выражает общий мажорный тонус ребенка. Эмоци­ональное состояние мальчика обусловлено, по его мнению, тем, что все члены семьи находятся вместе. А наибольшее удовлетво­рение ребенка вызывают его учебные успехи. Мальчик сочув­ствует своей сестре. Вместе с тем в беседе проявляются его ин­фантильные черты: десятилетний школьник считает несчастной свою сестру, не осознавая, что ограничения младенца необходи­мы для его же блага.



Еще одна протокольная запись — беседа с Юлей Р.

— Кто живет в семье?

— Папа, мама, бабушка и я.

— Кто тут нарисован?

— Мама вешает белье. Папа готовится к работе. Я играю с кош­кой. Бабушка лежит в постели, читает.

89

— Весело вам или скучно?

— Нескучно.

— Кто самый счастливый?

— Все, наверное.

— Почему?

— Пока неприятного не было. Пока всем хорошо.

— Кто самый несчастный?

— Никто.

— Почему?

— Бывают какие-нибудь неприятности: кот разбил у бабушки вазу. Но это ничего.

— Кого нарисуешь вместо кота?

— Не знаю.

Полученный материал подтвердил мнение многих исследова­телей детского рисунка, что изображение ребенком реальной се­мьи свидетельствует о его эмоциональном благополучии. Име­ющиеся у нас факты говорят о том, что у младших школьников с задержкой психического развития вызывает удовлетворение не только совместная деятельность с членами семьи, но и сам факт нахождения с ними в едином пространстве. Физическая близость с членами семьи обеспечивает ребенку чувство защи­щенности, безопасности, создает положительный эмоциональ­ный тонус.

Кого же исключали на своих рисунках из состава семьи уча­ствовавшие в эксперименте дети? Полученный материал пока­зал, что в рисунках обеих групп младших школьников прежде всего отсутствуют их авторы. Поданным А. И. Захарова (1982), Ю. А. Полуянова (1988), Г. Хоментаускаса (1987), отсутствие в рисунке «Я» характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие. У всех учеников третьих классов таких рисунков в два раза больше, чем у дошкольников (рис. 18).

Как показала экспериментальная беседа, некоторые младшие школьники, отстающие, в развитии, охотно мотивировали свои рисунки, другие — не объясняли, почему они исключали себя из рисунка семьи.

Проиллюстрируем сказанное протоколом беседы с Мари­ной Е., девочкой, которая развивается в полной неблагополучной
90

семье. Из своего рисунка она исключила себя и свою сестру, но ввела в него двоюродного брата (рис. 19).





91

— Брат двоюродный, мама, папа.

— Где ты и сестра?

— Мы дома, а они на улице.

— Почему с ними не пошли?

— Не знаю.

— Им весело или скучно?

— Весело.

— Почему?

— Потому что они смеются и играют.

— Кто самый счастливый?

— Мама.

— Почему?

— Потому что она добрая.

— Кто самый несчастный?

— Папа.

— Почему?

— Потому что он злой.

С точки зрения исследуемой проблемы, на рисунке и в отве­тах ребенка обращают на себя внимание следующие моменты.

Рисунок выполнен монохромно — в черном цвете.

Девочка разграничила пространство «обитания»: она с сест­рой находится в доме, а родители — вне него (дом нарисован в первую очередь). Фигуры матери и отца удалены друг от дру­га — по разные стороны дома. Таким образом, композиция ри­сунка отражает разобщенность семьи, но она не распалась: мать и отец рядом с домом, где находятся дети.

Эмоциональное отношение к собственному положению и со­стоянию родителей выразилось в том, как нарисованы предметы и фигуры. Дом изображен схематично, никак не декорирован. В центре — единственное наглухо закрытое окно, с толстым крес­тообразным переплетом рамы, и плотно закрытая дверь, деталью которой является ручка. Из трубы вьется слабая струйка дыма.

Принципиально иначе изображены фигуры матери и отца. Они нарисованы с большим количеством деталей и в достаточ­ной мере декорированы, особенно фигура матери: одежда за­штрихована в разных направлениях, эффектная прическа, укра­шение на поясе, в руках букет.

92

Рисунок и беседа создали довольно отчетливые представле­ния об имеющемся у девочки образе родительской семьи. Семья разобщена, дети находились вне внимания родителей. В то вре­мя как папе и маме, по словам девочки, «весело, они смеются и играют», жизнь детей отличается замкнутостью и отсутствием красок. Однако ребенок не хочет принимать участие в веселой жизни своих родителей. Причину этого нежелания он не может (или не хочет) выразить вербально. При этом для девочки зна­чимы ее родители, дом, семья. Особой любовью пользуется мать. Ее она считает самой счастливой в семье. Объяснение этого, с точки зрения взрослого человека, воспринимается как непра­вильное: девочка заменяет анализ причин, обусловливающих благоприятное состояние человека, характеристикой его лично­стных качеств — «она добрая». Однако, с точки зрения ребенка, такие человеческие качества, как доброта или злость, определя­ют его эмоциональное состояние: мать счастливая, так как доб­рая, а отец несчастливый, потому что злой.

Как отмечалось выше, не все младшие школьники, отста­ющие в развитии, отвечали на вопросы, включенные в экспе­риментальную беседу. Но рисунок семьи и комментарии к нему неизменно свидетельствовали о том, что наличие пространства, общего для членов родительской семьи и для ребенка, обуслов­ливает эмоциональную комфортность его жизни. И наоборот, отсутствие возможности находиться в едином пространстве с родителями отражает утерю уверенности детей в их значимо­сти для родителей.

Так, Егор Н. (ребенок из неполной неблагополучной семьи) исключил себя из рисунка семьи, запечатлев одну мать (рис. 20). В беседе мальчик объяснил, что его нет на рисунке, так как он гуляет. На вопросы о том, весело или скучно маме, кто самый счастливый в их семье, ребенок отвечает: «Не знаю». Рисунок мальчика отличают следующие особенности: у матери отсут­ствуют руки (при большом количестве деталей лица), на лице резко выделяется рот, пояс окрашен в тот же цвет, что и рот (красный цвет нанесен поверх синего, которым раскрашена блузка).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей