Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ОглавлениеВведение 3 01 Первобытное искусство 4


Скачать 13.07 Mb.
НазваниеОглавлениеВведение 3 01 Первобытное искусство 4
АнкорSyuzi Khodzh - Iskusstvo 50 idey o kotorykh nuzhno znat.pdf
Дата20.05.2019
Размер13.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSyuzi_Khodzh_-_Iskusstvo_50_idey_o_kotorykh_nuzhno_znat.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#50871
страница1 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Сюзи Ходж
ИСКУССТВО
50
ИДЕЙ
,
о которых нужно знать

2
Оглавление
Введение 3
Ǜǟ ǑǝǒǏǚǛǞǟǕ Ǘ ǜǛǞǟǝǒǚǒǞǞǍǚǞǠ
01 Первобытное искусство 4
02 Искусство Древнего Египта 8
03 Греческое
классическое искусство 12
04 Буддийское искусство 16
05 Искусство Византии 20
06 Готика 24
07 Раннее Возрождение 28
08 Высокое Возрождение 32
09 Маньеризм 36
ǝǍǞǜǝǛǞǟǝǍǚǒǚǕǒ ǠǤǒǚǛǞǟǕ
10 Барокко 40
11 Золотой век
голландской живописи 44
12 Рококо 48
13 Неоклассицизм 52
14 Романтизм 56
15 Академизм 60
16 Укиё-э 64
ǏǨǢǛǑ ǙǛǑǒǝǚǕǔǙǍ
17 Братство прерафаэлитов 68
18 Реализм 72
19 Импрессионизм 76
20 Символизм и эстетизм 80
21 Постимпрессионизм 84
22 Неоимпрессионизм 88
23 Ар-нуво и сецессионизм 92
24 Фовизм 96
25 Экспрессионизм 100
26 Кубизм 104
27 Футуризм 108
28 Син ханга 112
ǕǚǨǒ Ǖ ǑǒǝǔǗǕǒ
29 Дадаизм 116
30 Супрематизм 120
31 Конструктивизм 124
32 Неопластицизм 128
33 Баухауз 132
34 Метафизическая живопись 136
35 Гарлемский ренессанс 140
36 Мексиканский мурализм 144
37 Новая вещественность 148
38 Сюрреализм 152
39 Социальный реализм 156
40 Абстрактный экспрессионизм 160
41 Живопись цветового поля 164
ǚǒǏǒǑǛǙǨǙǕ ǟǝǛǜǍǙǕ
42 Поп-арт 168
43 Оп-арт 172
44 Минимализм 176
45 Концептуализм 180
46 Перформанс 184
47 Лэнд-арт 188
48 Неоэкспрессионизм 192
49 Гиперреализм 196
50 Медиа-искусство 200
Словарь терминов 204
Предметный указатель 206

3
Введение
На протяжении всей истории человечества искусство выполняло различные функции и всегда являлось зеркалом, отражающим свою эпоху. В простейших своих проявлениях оно было формой коммуникации или украшением жилища, но со временем стало служить множеству других целей, таких как религиозные культы, пропаганда, поминовение усопших, выражение общественного мнения, интерпретация реальности, изображение прекрасного, отражение эмоциональных состояний. Загадочное и таинственное, оно порой ставит нас в тупик или вовсе сбивает с толку, когда мы не в состоянии ни понять, ни объяснить его.
Эта книга — о множестве идей, которые воплощены в искусстве с доисторических времен до наших дней. Здесь рассматриваются произведения, созданные в определенное время в определенных обстоятельствах. Мы анализируем процесс слияния и объединения таких элементов, как традиция, технология, материалы, окружающая среда, социальные или политические события, личностные особенности, в результате которого появляются неожиданные, вдохновляющие новые идеи.
В книге также рассматриваются связи между искусством и общественными процессами и то, как результат творчества может оказаться шокирующим или внушающим благоговение, прекрасным или откровенно уродливым.
Следуя довольно приблизительной хронологии, книга начинается с первобытного искусства и включает в себя целый ряд революционных идей, таких, к примеру, как шедевры Ренессанса, живопись и скульптура XVI века и японская «Живопись текучего мира». Мастера различных времен, культур и стран создали великое множество стилей и образов, а роль художника в обществе изменялась в зависимости от эпохи и места действия. Последние разделы книги посвящены могучему всплеску идей XIX и XX веков, от революционной деятельности импрессионистов и развития абстрактного искусства до реакции и новых трактовок, порожденных двумя мировыми войнами. В последней главе исследуются некоторые новейшие течения, которые отражают удивительные и непредсказуемые возможности будущего искусства.
ǞǟǝǒǘǍ ǏǝǒǙǒǚǕ
4
ǻǿ DZǽDzǯǺǻǾǿǵ Ƿ ǼǻǾǿǽDzǺDzǾǾǭǺǾȀ
Первобытное
искусство
(30 000–2000 годы до н. э.)
Представление о том, что искусство имеет магическую природу
и способно воздействовать на человеческую душу, было широко
распространено во множестве первобытных обществ. До наших
времен уцелело немного образцов доисторического искусства.
Социальные системы и религиозные идеи, которые они иллю-
стрируют, были очевидны и понятны людям прошлого. Но мы
сегодня можем лишь строить предположения.
Искусство родилось задолго до появления письменности. Так что неизвестно, являются ли обнаруженные древнейшие образцы художественного творчества типичными для своего исторического периода — и вообще являются ли они художественными произведениями. Самые ранние изображения, которые определенно можно считать искусством, относятся к позднему каменному веку, особенно к периоду между 15 000 и 10 000 гг. до н. э., — именно в это время люди рисовали и выцарапывали на стенах своих пещер и каменных жилищ животных, сцены охоты и узоры, оставляли отпечатки ладоней.
Каменный век разделяется на четыре основных периода: нижний и средний палеолит (750 000–40 000 гг. до н. э.); верхний палеолит
(40 000–10 000 гг. до н. э.); мезолит (10 000–8000 гг. до н. э.) и неолит
(8000–1500 гг. до н. э.). Люди периода палеолита были охотниками и собирателями. Во времена мезолита и неолита они занялись земледелием и потому обрели больший контроль над собственной судьбой.
Стили и предметы искусства изменялись в течение этих периодов,
750 000–40 000
DZǻ Ǻ. Ȋ.
Нижний и средний палеолит. Период похолодания и частичного обледенения.
Люди начинают изготавливать каменные орудия, что повлияло на развитие искусства
40 000–10 000
DZǻ Ǻ. Ȋ.
Верхний палеолит. В Европе появляются первые известные пещерные рисунки и женские статуэтки. В Австралии — первые образцы раннего наскального искусства Океании
01
ǼDzǽǯǻǮȈǿǺǻDz
ǵǾǷȀǾǾǿǯǻ
5
«Зал быков»
Невероятно реалистичные рисунки животных: бизоны, лошади и олени словно мчатся в панике по стенам и потолку пещеры. Изображения нанесены красящими порошками — красной и желтой охрой, умброй, углем и мелом, которые растирали на каменных палитрах и смешивали с животным жиром, а затем наносили на стены пещеры пальцами, обломками камней, веточками, клочками мха или кисточками из шерсти животных.
Многие, наверное, были нарисованы с мертвой натуры. Натуралистичность рисунков, частое изображение животных, пронзенных копьями или стрелами, частичное перекрывание одних рисунков другими, расположение их в самых недоступных частях пещеры — все это заставляет предположить, что сам процесс рисования был магическим ритуалом, призванным обеспечить успех на охоте.
10 000–8000
DZǻ Ǻ. Ȋ.
Мезолит. Заканчивается ледниковый период, развиваются земледелие и скотоводство. Наскальные изображения появляются в Индии, Алжире и Сахаре. В Китае, Франции,
Германии, Словакии, Чехии и Персии изготавливают керамику
8000–2000
DZǻ Ǻ. Ȋ.
Неолит. Развивается производство керамики, в Азии появляется шелк, сооружаются первые мегалитические комплексы. В Египте и Шумере появляется письменность.
В Мексике развивается искусство ольмеков
Пещерная живопись. Ласко. 15 000 лет до н. э.

6
ǻǿ DZǽDzǯǺǻǾǿǵ Ƿ ǼǻǾǿǽDzǺDzǾǾǭǺǾȀ
но основная идея — художественное произведение может использоваться для заклинаний или предсказания будущего — сохранялась.
Самыми известными произведениями доисторического искусства являются пещерные росписи, созданные 10 000–30 000 лет назад во Франции, Испании, Италии,
Португалии, России и Монголии. Наиболее поразительные из них находятся в Ласко на юго-западе Франции — около 300 рисунков и 1500 рельефных изображений в двух огромных пещерах. Несмотря на то что художники работали в пещерном полумраке, на редкость яркие и отчетливые рисунки демонстрируют незаурядное мастерство по части изображения перспективы, формы и движения. Считается, что доисторическое искусство было частью ритуала — с помощью изображений приманивали удачу, то есть искусству следовало мистически воздействовать на будущее — всего сообщества или отдельного человека.
Плодородие и пища
Плодородие и пища
Скульптурные изображения, по представлениям древних, тоже обладали сверхъестественной силой. Первые скульптуры были исполнены из слоновой кости, камня или глины. Маленькие фигурки пышнотелых женщин, обнаруженные в Австрии, вырезаны из известняка, высота их 11 см. Датированные примерно 25 000 г. до н. э., фигурки известны под названием «палеолитическая
Венера». Эти и подобные им статуэтки, найденные в разных частях Европы, скорее всего, представляли собой символ плодородия.
Власть, верования и религия
Власть, верования и религия
Существует множество интерпретаций первобытного искусства. Почти наверняка оно служило защитой от сил природы и злых духов; перед пещерными рисунками найдено множество человеческих следов, свидетельствующих о религиозных поклонениях этим изображениям.
Между тем изображения человека в палеолитическом искусстве встречаются редко и всегда крайне схематичны, — вероятно, художник полагал, будто посредством искусства можно завладеть душой живого существа. Нестабильность источников пищевых ресурсов заставляла людей искать способы воздействовать на ситуацию, и они стремились установить добрые отношения с невидимыми силами.
Изображения были способом контролировать собственную судьбу. Неизвестно, верили ли они во множество богов или в одно верховное существо, но идея сверхъестественной силы, с которой общаются посредством искусства, просуществовала тысячи лет.

Суть рисования в принципе осталась той же,
что и в доисторические времена. Оно связывает
человека и мир в одно целое. Это магия

ǗDzǶǿ ǢDzǽǵǺǰ
ǼDzǽǯǻǮȈǿǺǻDz
ǵǾǷȀǾǾǿǯǻ
7
Женщиныхудожники
Считается, что доисторическими художниками были мужчины.
Но недавние исследования доказывают, что среди художников было немало женщин. Вполне вероятно, что роль женщины в первобытном обществе была гораздо более важной, чем считалось до сих пор.
К мезолиту искусство перемещается из темных пещер на открытые дневному свету поверхности, сами изображения становятся более стилизованными, и на них чаще появляются люди. Фигурки человека все еще абстрактны, но почти всегда этот человек — воин. Мезолитическая идея о человеке, управляющем миром, а не являющемся его жертвой, отразилась в том, что люди изображали себя в активных действиях.
Функции и форма
Функции и форма
В эпоху неолита жизнь стала более стабильной, люди выращивали растения, пасли скот, на смену охоте пришли земледелие и скотоводство. В этот период были сооружены такие мегалитические постройки, как
Стоунхендж в Юго-Западной Англии и Белтани в Ирландии, с их знаменитыми астрономическими элементами. Непонятно, как перемещали эти громадные камни и какая идея стоит за сооружением мегалитов, — особенно после того, как последующие поколения использовали их для множества других целей. Согласно основным теориям, объясняющим происхождение мегалитов, это могли быть центры целительства, места захоронений, святилища для поклонения солнцу и луне, духам предков или это просто грандиозные календари. Археологические свидетельства подтверждают, что Стоунхендж, к примеру, последние 500 лет своего существования служил кладбищем. А почитание солнца и луны люди воспринимали как способ общения со сверхъестественными силами.
Бессмертные верования
Бессмертные верования
Первоначальная идея, лежавшая в основе искусства, продержалась сотни лет. В самых различных художественных направлениях бытовало представление, что искусство обладает магической силой, ибо за пределами видимого мира существуют некие высшие силы, а художник способен воздействовать на мир посредством символов, воспроизводя свой опыт в застывших изображениях.
Поскольку письменных подтверждений не существует, мы можем лишь предполагать, что за доисторическими произведениями искусства скрываются столь величественные идеи. Но судя по тому, где эти произведения были обнаружены, что именно и как на них изображено, весьма вероятно, что они служили именно духовным целям.
В сухом остатке
Искусство обладает
магической силой
ǞǟǝǒǘǍ ǏǝǒǙǒǚǕ
8
ǻǿ DZǽDzǯǺǻǾǿǵ Ƿ ǼǻǾǿǽDzǺDzǾǾǭǺǾȀ
02
Искусство
Древнего Египта
(3000–30 гг. до н. э.)
Цивилизация Древнего Египта существовала около 3000 лет,
и за это время стиль египетского искусства практически не из-
менялся. Первые художники разработали систему изображения
всего на свете, и их идеи передавались следующим поколениям.
Каноны обратились в незыблемое правило, никто не смел от-
клониться от стандарта или добавить индивидуальных штри-
хов в свою работу.
Египтяне, как и представители прочих древних цивилизаций, глубоко верили в магию и существование богов, которых следовало задобрить, дабы застраховать себя от их гнева. И потому произведения искусства создавались из практических соображений. Стержнем египетской религии была вера в загробную жизнь.
Искусство для мертвых
Искусство для мертвых
Большинство шедевров египетского искусства было создано для захоронений; не предполагалось, что их будет рассматривать кто-то из живых людей. И неважно, что нам они кажутся интересными, — создавались они с совершенно иными целями.
Разгадка кроется в египетском названии скульптора: «тот-ктосохраняет-живым». Именно в этом и заключалась роль всех древнеегипетских художников — не украшать, не вызывать восхищение, не привлекать удачу, но помогать умершим (причем богатым) достичь загробного мира, заслужить одобрение богов и проводить свои дни с тем же комфортом, что и на земле. Поэтому гробницы украшали предметами быта и сценами из повседневной
2575–2467
DZǻ Ǻ. Ȋ.
На стенах царских гробниц впервые начертаны слова религиозных гимнов
ǻǷǻǸǻ
1991
DZǻ Ǻ. Ȋ.
Установлена система разметки рисунка и образцы для скульптуры
1500
DZǻ Ǻ. Ȋ.
Период 18-й династии, когда появилось наибольшее количество произведений искусства
1540
DZǻ Ǻ. Ȋ.
Египетских богов начали изображать группами, подчеркивая их семейное родство

ǵǾǷȀǾǾǿǯǻ DZǽDzǯǺDzǰǻ DzǰǵǼǿǭ
9 1352–36
DZǻ Ǻ. Ȋ.
Правление Эхнатона, который перенес столицу и провел религиозную реформу
ǻǷǻǸǻ
1336–27
DZǻ Ǻ. Ȋ.
Правление Тутанхамона и восстановление Фив в качестве столицы Египта
ǻǷǻǸǻ
1326
DZǻ Ǻ. Ȋ.
Возвращение прежних религиозных и художественных канонов и стиля
Древнеегипетские надгробия
Надгробие царицы Нефертари — типичное царское надгробие этого периода. Украшенное религиозными текстами и цветными рельефами, изображающими царицу при жизни, оно должно было содействовать ее переходу в мир иной. На портрете, созданном около 1255 г. до н. э., Нефертари изображена за настольной игрой, и рисунок соответствует всем канонам: торс и глаза показаны анфас, в то время как голова, руки и ноги — в профиль.
Фигурки на столе тоже изображены в профиль, чтобы представить их максимально ясно. Иероглифическая надпись на картине представляет собой заклинание, посредством которого
Нефертари может обратиться в птицу, чтобы покинуть свое земное тело и начать вечную жизнь.
Царица, играющая в шахматы, Фивы, 1255 г. до н. э.

10
ǻǿ DZǽDzǯǺǻǾǿǵ Ƿ ǼǻǾǿǽDzǺDzǾǾǭǺǾȀ
жизни покойного. Туда же помещались статуя или статуэтки умершего вместе с изображениями тех, кто окружал его при жизни, — членов семьи и слуг. Древние египтяне верили, что живописное изображение, рельеф или скульптура оживают, как только двери гробницы замуровывают, и статуэтка слуги становится человекомслугой, необходимым и в загробной жизни.
Педантичность
Педантичность
Художник обязан был изображать действительность максимально просто и точно. По этой причине искусство выглядело довольно схематично.
Личные интерпретации, трактовки сюжетов, жизненные зарисовки, воображаемые красоты, декоративные элементы и прочие вольности были строжайше запрещены.
Вместо этого на протяжении всего срока обучения художники должны были освоить строгий канон и следовать ему в живописи, рельефе и скульптуре. Несмотря на кажущуюся простоту, в египетском искусстве заложена поразительно сложная система соотношений и гармонии, которая достигается геометрически точным расположением каждого элемента. Избегая стилизации и неопределенности, используя неизменные формы и каноны, египетские мастера создали уникальный и совершенно особый стиль, которым восхищались и которому пытались подражать еще долгие столетия.
Метод
Метод
Подход художника к работе был методичным и систематизированным. Для настенных росписей сначала размечали сетку, которую наносили натянутыми веревочками, окрашенными красным. Затем делали набросок рисунка согласно эскизу на папирусе, и, наконец, изображение раскрашивалось простыми яркими красками. Никаких попыток изобразить объем, перспективу или текстуру. Каждая фигура демонстрировалась в наиболее характерном ракурсе. Подобным же образом выполняли рельефные изображения и скульптуры — по образцу, в соответствии со строжайшими канонами.
Статуя покойного фараона должна была стать прибежищем для его души. Если статую изготавливали из твердого камня, это прибежище могло существовать вечно.
Правила изображения
Правила изображения
Части тела и черты лица человека изображались в наиболее понятном, типичном ракурсе; персонажи отличались по размеру. Мужья были выше своих жен, и оба — гораздо выше, чем их слуги. Женщин рисовали в неподвижных позах, а мужчин — в активном действии. Кожа у мужчин была более темного оттенка, красно-коричневого, а женская — светло-желтая. Для домов, деревьев, лодок всегда выбирали «вид сбоку», для рек и рыбы — «вид сверху». Для каждого из божеств, которых насчитывалось более двух тысяч, тоже существовали особые правила

Египет — это земля величайших контрастов:
величественные творения, мерцающие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей