Главная страница

Ожогина Развитие диалогической речи. Ожогина И. А. Развитие диалогической речи


НазваниеОжогина И. А. Развитие диалогической речи
АнкорОжогина Развитие диалогической речи.doc
Дата24.10.2017
Размер55 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОжогина Развитие диалогической речи.doc
ТипДокументы
#29797
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы

Ожогина И.А.

Развитие диалогической речи

Обучение диалогической речи в специальной школе происходит прежде всего на уроках, где на основе овладения типичными формами диалогического стимулирования и реагирования у учащихся формируется умение участвовать в словесной коммуникации. В связи с этим задача педагога состоит в том, чтобы развивать и закреплять у учащихся умение вызвать речевую реакцию собеседника, получив нужную информацию, реагировать на высказывания, давать утвердительный или отрицательный ответ, задавать вопросы и отвечать на них, быть инициатором разговора, поддерживать и доводить его до конца.

Главной особенностью диалога является реплецирование, которое реализуется в быстрой смене речевой реакции (реплик), чередований говорения одного собеседника с прослушиванием и говорением другого. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативных функций языка, так как именно в ней сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение. А.Г. Зикеев утверждает, что диалог, понимаемый в единстве форме и функции, рассматривается под углом зрения тех коммуникативных задач, которые реализуются в нем его участниками. По определению С.А. Зыкова, «непосредственное общение, особенно на самых первых шагах его становления, характеризуется использованием диалогической речи».

Диалогическая речь учащихся должна формироваться в условиях непосредственного общения. Как уже отмечалось, особенностью диалога является наличие реплик, т.е. таких высказываний, которые опираются на предшествующую речь или речевую ситуацию, направленную на вызов нового высказывания. Одним из важнейших психологических моментов при усвоении диалогической формы речи является то, что конечная информация, получаемая, при диалоге, носит коллективный характер и складывается из совокупностей вопросов, ответов, возражений, оценки предмета разговора. В связи с этим содержание диалога может быть разноплановым, а сама речевая ситуация может изменять ход разговора.

В лингвистике единицей диалога считают не реплику, а соединение реплик, определяемое как диалогическое единство. Оно и рассматривается в методике обучения УУО детей диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи в учебное время будет эффективной в том случае, если она будет продолжена во внеклассное время. Цель этих занятий должна состоять в том, чтобы содействовать закреплению и автоматизации умений и навыков диалогической речи, приобретенных учащимися на уроках. Для этого необходимо создавать естественные или близкие к ним ситуации, так как важнейшим признаком диалогической речи является ситуативность. Широкое использование речевых ситуаций вне учебного процесса расширяет рамки речевого общения у. о. детей. Во внеклассное время общение учащихся происходит как правило, в естественных ситуациях (в столовой, в игровой комнате. В парке, на прогулке, на спортивной площадке).

Речевые ситуации часто создаются педагогом так, чтобы приблизить их к естественным с помощью наглядных или словесных средств (сюжетно-ролевые игры, инсценирование отдельных сюжетных сцен, демонстрация выполнения правил поведения и т.д.).

В педагогике игра считается важным средством коррекции, поэтому для учащихся наиболее приемлемой формой развития диалогической речи во внеклассное время является именно игровая деятельность, для которой характерно наличие ситуаций, непринужденность обстановки. Игра создает те условия, в которых может успешно развиваться диалогическая речь, и в то же время содействует осуществлению живого речевого общения. Для у.о. школьников в плане диалогической формы речи наиболее продуктивна сюжетно-ролевая игра. В ней создаются естественные условия для формирования умений и навыков ведения диалога применительно к тем бытовым ситуациям, которые окружают детей. Для того, чтобы решить поставленные задачи, необходима предварительная подготовка к игре. Большой эффект при подготовке к игре дает использование опорной схемы диалога, который будет иметь место в игре. В практике же часто наблюдается молчаливое выполнение действий детьми. Поэтому прежде чем начать игру необходимо познакомить учащихся с опорной схемой, внимательно её прочесть детям, осмыслить лексическое содержание, дать установку на запоминание схемы-образца. Чрезвычайно важно правильно составить схему, чтобы обеспечить учащимся свободную ориентировку в ней, содействовать быстрому запоминанию. В схеме должна быть обеспечена вариативность диалогических единств, что будет способствовать разнообразию игры. При составлении схемы надо учитывать, что каждая предыдущая реплика должна располагаться выше последующей, что обеспечит более свободную ориентировку учащихся в схеме. Каждая реплика, являясь частью диалогического единства, должна помещаться в отдельной графе, что будет способствовать более правильному и быстрому запоминанию диалогических единств как составной части диалога.

Отдельным условием первоначального этапа формирования диалогической речи, даже в пробной игре является то, что запоминание образца диалога должно происходить в непринужденной естественной обстановке, а учащиеся сами следят за ходом диалога, исправляют ошибки товарищей, помогают им в использовании правильных реплик.

Следующим этапом является организация игры без схемы, но с установкой использовать схему, изученную ранее. Отрыв от схемы способствует оживлению игры, увеличению количества диалогических единств, внесенных в диалог самими учащимися. На разных годах обучения происходит естественное усложнение опорной схемы диалога, изменяются игровые ситуации. Постепенно, по мере усвоения содержания опорных схем, при изменении игровой ситуации учащиеся используют в игре диалогические единства одинаковые по смыслу, но разного лексического наполнения и разной структуры. Следовательно, необходимо изготовить несколько опорных схем-образцов для ведения диалога, продумать и определить, какие речевые ситуации можно использовать при организации сюжетно-ролевой игры, отобрать лексический материал и отработать его с учащимися на уровне осознания значения каждого слова, возможности его употребления в диалоге, добиваясь внятного и четкого произношения.

В процессе организации работы по развитию диалогической речи во внеклассное время обязательно должна даваться следующая установка: запомнить образец, изменить его в новой ситуации, дополнить образец новыми словами и т.д.

За правильное ведение диалога, за инициативу в игре, за внесение в образец изменений учащихся нужно обязательно поощрять. Весьма важным обстоятельством является то, что при подготовке и организации игры необходимо продумать вопрос об активности и участии в игре учащихся всей группы. Многие игры, связанные с ведением диалога, рассчитаны на участие 2-3х человек. Можно организовать игру всей группы, разбив учащихся на пары, предложив вначале различные схемы, а затем повторение игры без схемы. Более сильным учащимся следует поручить контроль за ведением диалога. Тот, кто найдёт больше ошибок в диалоге играющих, получает более интересную роль в игре. Учитель следит за ходом игры, отмечает, кто больше заметил ошибок, кто провел игру без ошибок, создает условия для участия в игре всех ребят в той или иной роли, что способствует закреплению разнообразных умений и навыков в развитии диалогической речи. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, побуждать собеседника к действию и делать сообщения. Всё это в конечном счёте способствует запоминанию лексического материала и включению его в активную речь, перенесению опыта ведения диалога из игровой деятельности в реальную действительность.

В процессе обучения диалогу дети должны овладеть различными диалогическими структурами, следует последовательно включать в диалоге такие структуры:

  • Вопрос – ответ ( - Где ты гулял? - В парке.)

  • Сообщение – вопрос ( -Я гулял в парке. – С кем?

Ответ - С братом.)

  • Сообщение – сообщение (- Я был в музее. – Я тоже.)

  • Побуждение к действию – ( - Пойдём в кино. – На какой сеанс?

Вопрос - ответ – На 12 часов.)

Первые два типа включаются в работу на первых этапах, третий и четвёртый гораздо позднее.

При обучении диалогической речи можно использовать следующие упражнения:

- Составить диалог по ходу сюжетно – ролевой игры на темы, предусмотренные программой уроков развития речи, ознакомления с окружающим миром, социально-бытовой ориентировки.

- Составить диалог в ходе игры как бы от лица кукол, зверюшек и др. (принцип кукольного театра, режиссерская игра).

- Прочитать диалоги и сказать, к каким картинкам – ситуациям относятся соответствующие картинки, выставленные на доске.

- Составить диалог по заданному образцу и описанию ситуации.

- Прочитать (прослушать) диалог и сказать где он происходит.

- Прочитать (прослушать) диалог и сказать кто в нём участвует.

- Прочитать диалог и вставить пропущенные вопросы.

- Прочитать диалог и вставить подходящие по смыслу ответы.

- Прочитать диалог и продолжить его.

- Прочитать диалог и придумать к нему начало.

- Прочитать текст с косвенной речью и составить на его основе диалог.

- Прочитать диалог и на его основе составить монологический текст.

- Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью словесного описания.

- Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью картинки.

- Составить вопросы, которые могут быть включены в предполагаемый диалог.

Закрепление во внеклассное время умений и навыков диалогического общения требует учёта педагогом тематической соотнесенности, соответствующей возрасту учащихся и уровню их развития. Для умеренно умственно отсталых детей значительными будут сообщения о ближайшем окружении, школьная жизнь, семья, окружающая среда, времена года, любимые животные. Более развитым детям могут быть предложены темы: любимые книги, досуг, путешествия, любимые занятия (хобби), спорт, средства массовой информации, любимая профессия, дизайн и т.д.

Достижение воспитанниками свободного словесного общения формируется длительной работой и обеспечением учащихся богатым опытом подобного общения.

Создание во внеклассное время активной речевой среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников требует от учителя решения следующих задач:

- обучение у у.о. детей нормам речевого общения, принятым в обществе, полноценному использованию словесной речи как средства общения, познания, самопознания, эмоционального развития;

- обучение общению словесной речью в своём коллективе, формирование навыков ведения диалога с любым членом коллектива, со сверстником, с учителем;

- развитие общительности, преодоление неуверенности в общении;

- формирование потребности в общении с окружающими, обеспечение общения не только на деловой основе, но и межличностного неформального общения на положительной эмоциональной основе, когда взрослый выступает как источник интересных знаний, умений, душевного тепла и дружеского участия.

Необходим систематический контроль за качеством устной речи, её внятности, соблюдение орфоэпических норм, соблюдение правил ведения диалога или целостного монологического высказывания.

Контроль за речевыми умениями и навыками, которыми овладевают учащиеся осуществляется в виде итоговых мероприятий по развитию речи, внеклассных мероприятий.


перейти в каталог файлов
связь с админом