Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Ольга Александровна СоломатинаПисать легко каксочинять тексты, не


Скачать 287.86 Kb.
НазваниеОльга Александровна СоломатинаПисать легко каксочинять тексты, не
АнкорSolomatina O Pisat Legko Kak Sochinyat a6.pdf
Дата25.06.2017
Размер287.86 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSolomatina_O_Pisat_Legko_Kak_Sochinyat_a6.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#23020
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Ольга Александровна Соломатина
Писать легко: как
сочинять тексты, не
дожидаясь вдохновения
Текст предоставлен издательством
https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6688081
Писать легко: как сочинять тексты, не дожидаясь
вдохновения / Ольга Соломатина: Манн, Иванов и Фербер;
Москва; 2014
ISBN 978-5-500057-001-2
Аннотация
Перед вами сборник лекций и практических заданий для тех, кто хочет научиться писать легко. Автор помогает справиться с разнообразными сложностями писательского труда, рассказывая о несложных правилах сочинения текстов. Соблюдая их, можно убедиться в правоте Ольги Соломатиной, которая утверждает, что писать может каждый!
Ольга Соломатина – журналист и медиатренер. Она училась на факультете журналистики МГУ и уже почти 20
лет работает в издательском доме «Коммерсант», из них шесть лет – редактором спецпроектов.

Она автор книг «101 совет по работе со СМИ»,
«Женщины-легенды: сильный слабый пол», «101 совет по работе в социальных сетях». Кроме того, Ольга ведет собственные учебные программы по работе со СМИ и курс
«Писать легко», по материалам которого составлена эта книга.

Содержание
Предисловие
7
Глава 1 10
Первое правило
12
Второе правило
18
Упражнения к главе 1 22
Упражнение 1 22
Упражнение 2 23
Упражнение 3 24
Упражнение 4 26
Глава 2 28
Сбор фактуры (информации)
29
Ищите подход
32
Наблюдайте
34
Будьте настойчивы
35
Правда выгодна вам…
38
Правда восторжествовала
40
…но кому нужна вся правда?
41
Упражнения к главе 2 43
Упражнение 1 43
Упражнение 2 44
Глава 3 46
Конец ознакомительного фрагмента.
48

Ольга Соломатина
Писать легко. Как
писать тексты, не
дожидаясь вдохновения
© Ольга Соломатина, 2014
© Издание, оформление. ООО «Манн, Иванов и
Фербер», 2014
Все права защищены. Никакая часть электронной
версии этой книги не может быть воспроизведена в
какой бы то ни было форме и какими бы то ни было
средствами, включая размещение в сети Интернет
и в корпоративных сетях, для частного и публично-
го использования без письменного разрешения вла-
дельца авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс».
© Электронная версия книги подготовлена компа- нией ЛитРес (
www.litres.ru
)

* * *

Предисловие
В детстве я любила рисовать. Ровно до тех пор, по- ка в школе не попала к художнице, дела которой шли так плохо, что ей пришлось работать учителем. Она объясняла нам, как сложно научиться живописи и как плохо мы рисуем. Иногда учительница подходила к моей парте, оставляла пару штрихов на листе, и на- чиналось волшебство – рисунок оживал. Но она нико- гда не объясняла, в чем секрет. Так ученики начали верить, что умение рисовать – дар, доступный очень немногим. Как хвост павлина: он или есть, или его нет.
После школы я много лет мечтала начать рисовать,
но долго запрещала себе даже покупать альбом и ак- варель. Время летело. И прошлым летом я сказала себе: тебе тридцать шесть, ты все еще мечтаешь, мо- жет быть, пора разрешить себе пачкать бумагу крас- ками? Так я попала на курсы правополушарного рисо- вания.
Возможно, вы о них слышали. Там за считаные ча- сы детей и взрослых не столько учат рисовать, сколь- ко показывают, что на это способен любой. Никто не обещал сделать из меня Ван Гога или Матисса, но те- перь я вполне сносно могу изобразить то, что прихо- дит в голову.

Во время занятий не происходит чуда. Если не счи- тать чудом то, что художники понимают: холст грунту- ют вот так, а так смешивают краски; этот прием позво- лит мне нарисовать цветущий луг, а вот в такой тех- нике можно изобразить море. Нет предела совершен- ству, конечно, но навыки, объяснение на пальцах по- могают осознать самое важное: рисовать может каж- дый.
На уроке правополушарного рисования я поняла,
что точно так же на своих семинарах объясняю на пальцах, как научиться писать. Статьи, заметки, рас- сказы и даже книги пишут по определенным простым правилам и схемам. За двадцать лет работы журна- листом и редактором я собрала множество практиче- ских упражнений и инструкций.
Вначале по своей методике я учила авторов в изда- тельстве, а затем – слушателей курса «Писать легко».
В результате появилась эта книга и сборник упражне- ний.
Мои преподаватели говорили: писать даже о самых сложных вещах нужно настолько просто, чтобы смысл был понятен первокласснику. Я создавала самоучи- тель для тех, кто хочет научиться писать, следуя это- му правилу. Читая главу за главой и выполняя упраж- нения из каждого раздела, вы самостоятельно научи- тесь составлять план, узнаете о жанрах в журналисти-
ке и о том, как использовать их на практике. Вспомни- те, что такое стилистические ошибки и как вам стоит писать, чтобы выработать собственный стиль, «свой голос». Обещаю, вы забудете, что такое страх белого листа, и сможете писать, не дожидаясь вдохновения.
Если верить теории десяти тысяч часов, именно столько времени нужно потратить, чтобы стать специ- алистом в любом деле. Возможно, поработав с моим самоучителем, вы захотите и дальше развивать на- вык письма. Тогда перед вами откроются десятки дру- гих книг, вузов и курсов. Главное, как обычно, сделать первый шаг, написать первое слово. Я желаю, чтобы оно далось вам легко.

Глава 1
Прощай, страх белого листа
Довольно давно, когда мои дети еще даже не ходи- ли в детский сад, я работала три дня в неделю с 6
утра и до 10 вечера. Однажды ранним утром я пере- писывала заметку для корпоративного журнала в сво- ем кабинете, а в это время уборщица пылесосила во- круг меня ковролин.
Я писала, останавливалась, чтобы перечитать аб- зац, и снова стучала по клавиатуре. Шум пылесоса стих в тот момент, когда я бубнила себе под нос, про- говаривая весь текст.
– Что, не пишется? – поинтересовалась уборщица,
ногой подталкивая пылесос к двери. – Вдохновения нет?
Я так растерялась, что даже не знала, как ответить.
Написание текста, на мой взгляд, такое же занятие,
как приготовление борща или составление годового отчета. С каждой из этих задач можно справиться без вдохновения. Особенно если соблюдать определен- ную последовательность действий.
Кто-то пишет лучше, кто-то хуже. Великие писате- ли рождаются по несколько человек на столетие. Не
знаю, претендуете ли вы на то, чтобы войти в историю мировой литературы; возможно, что и нет. Однако с ясным изложением информации в виде текста может справиться каждый – во всяком случае тот, кто в со- стоянии внятно изложить свои мысли вслух.
Откуда берется точно подобранное слово и логика повествования? Из ясной головы.

Первое правило
Первое правило победителей страха «белого ли- ста» звучит так:
начинайте писать, только если уже знаете,
о чем станете рассказывать, —
от первой мысли до последней.
Я скептически отношусь к журналистам, которые го- ворят: «Главное – начать, а там посмотрим, что вый- дет», или к писателям, чьи персонажи «живут на бу- маге самостоятельной жизнью». И вот почему.
Представьте себе, что завтра утром вы встанете в
4:30, быстро соберетесь, прихватите чемодан с веща- ми, вызовете такси. Вы выйдете на улицу, сядете в машину и скажете водителю: «Я отправляюсь в путе- шествие. Оно будет захватывающе интересным, но я еще точно не знаю, куда еду».
Как вам такое начало? Куда должен отвезти таксист пассажира, еще не знающего даже примерный марш- рут? Вероятно, и билет путешественник еще не купил.
Можно ли доехать из пункта А в пункт Б, если вы не определились, что это за пункт Б? Я себе этого не представляю.
Позволю себе предположить, что достаточно раз- бираюсь в предмете – хотя бы потому, что двадцатый
год пишу и редактирую, а также разработала ориги- нальную программу обучения журналистов и слуша- телей курсов.
Вот мой маршрут: приступая к первой главе, я вна- чале продумала, о чем буду в ней говорить. И поэто- му знала, например, когда объяснять, чему можно по- учиться у Владимира Набокова, и чем закончить гла- ву.
Запомним на будущее: профессиональные журна- листы очень часто используют слово «материал» как синоним «текста». Делается это для того, чтобы не смешивать разные жанры журналистики (их разли- чиям и особенностям я посвящу отдельную главу) и определять их все одним общим термином.
Предположим, что с газетным материалом объе- мом в тысячу знаков можно кое-как справиться (с по- мощью редактора или коллеги), последовательно из- лагая информацию абзац за абзацем. Однако спон- танное сочинение статьи (курсовой работы, рассказа)
в десять тысяч знаков обречено на провал.
Знаете, как появляются плохие сценарии? Писа- тель решает, например, рассказать историю одной се- мьи. От влюбленности до развода. Он сочиняет сце- ну за сценой, добросовестно следует за героями, вы- страивает диалоги, оставляет комментарии операто- ру. Недели складываются в месяцы. Через полгода
работа готова.
Писатель открывает бутылку шампанского и рас- печатывает несколько экземпляров сценария. Пароч- ку – ближайшим друзьям, один – литературному агенту. Наступает нетерпеливое ожидание. Проходит несколько недель. Друзья, наконец, говорят пример- но следующее: «Знаешь, очень неплохо. Особенно та сцена, когда ребенок приходит ночью в спальню роди- телей за молоком. А еще, знаешь, когда героиня рас- сказывает о своей матери. И их первая поездка на мо- ре. Но я еще не дочитал до конца».
Настроение сценариста портится. Особенно когда агент признает, что ему не удалось пристроить руко- пись. Сценарист мысленно или вслух называет агента разными словами. Переживает. Возможно, пьет. По- том наступает переломный момент: писатель готов переделать сценарий. Он начинает со сцены… когда ребенок приходит ночью за молоком. Затем меняет хронологию повествования, вводит парочку новых ге- роев, усиливает те места, в которых герои впервые едут на море и т. д.
Прошло еще полгода. Сценариста оставила же- на. Друзья никак не могут найти время прочесть но- вую версию сценария. Литературный агент сбрасыва- ет звонки. Занавес.
Теперь давайте посмотрим, как пишутся отличные
сценарии или книги.
Вы придумываете историю от начала и до конца.
Берете стопку карточек максимальным размером де- сять на десять сантиметров. На них набрасываете в двух словах сцену за сценой. Возможно, где-то вам за- хочется записать реплику героя. На другой карточке –
цвет платья героини. В какой-то момент вам захочет- ся часть карточек выбросить, а другие поменять ме- стами. Сделать это легко – карточки ведь не детально прописанные сцены или главы.
Подобная проработка сюжета занимает от несколь- ких часов до недели.
Затем вы приглашаете друзей на кофе. По одному за раз. Садитесь с каждым напротив друг друга и все- го за полторы минуты рассказываете вашу историю.
При этом внимательно смотрите, какую реакцию вы- зывает сюжет. Если собеседник утвердительно кивает в такт вашим словам, наклонился вперед и, когда вы сделали паузу, чтобы вдохнуть, торопит, просит про- должать, – можете смело приступать к созданию про- изведения.
Пометьте на карточках те места, на которых собе- седник отвлекался, чтобы сделать глоток кофе или прикурить сигарету. Это те части истории, которые нужно переделать. Если друзья зевают, если им скуч- но, смело выбрасывайте карточки и ищите другой сю-
жет. Рано или поздно он найдется.
Владимир Набоков писал черновики своих книг на каталожных карточках, а затем его жена Вера пере- печатывала готовый текст. Так последний недописан- ный роман автора «Лаура и ее оригинал» занял 138
карточек. Примерно по 150 слов на каждой. Для срав- нения, черновики «Ады» разместились на двух тыся- чах карточек.
И Набоков, и Хемингуэй работали стоя – оба стра- дали неприятной болезнью, из-за которой больно си- деть. Первый вариант Эрнест Хемингуэй делал все- гда от руки на бумаге. Затем сам перепечатывал рас- сказ или диалоги романа на печатной машинке и в то же время редактировал текст.
Симона де Бовуар, прежде чем садиться за стол,
находила имена персонажей в телефонных книгах, а образы героев «списывала» с людей, которые при- влекли ее внимание в кафе или в магазинах.
Марафонец Харуки Мураками сравнивает труд пи- сателя с бегом на длинную дистанцию. По его словам,
тут финишная черта важнее стартовой.
Теперь понятно, почему, начиная создавать текст,
так важно знать, чем вы его закончите. Вспомните мо- менты, когда вы уже писали статью, письмо или пост в социальной сети и пальцы летали над клавиатурой.
Позволю себе предположить: это происходило тогда,
когда вам было что сказать и вы знали, зачем пишете.
Давайте проделаем небольшое упражнение. Вы- гляните в окно, посмотрите, какая стоит погода. Те- перь напишите информационное сообщение в десять строк – заметку о сегодняшней погоде.
Было ли вам легко писать? На что похоже ваше со- чинение – на информашку в газете, текст диктора из телевизионного прогноза погоды, ворчливый пост в
Facebook? С трудом ли далось вам первое предложе- ние?

Второе правило
Второе правило победителей страха «белого ли- ста»:
писать по плану.
Даже журналисты со стажем составляют план за- метки хотя бы в голове. Некоторым не приходит в голову задуматься, делать его или нет, – настоль- ко естественным кажется, что «да». Если расспро- сить такого автора, как он будет писать текст, он ска- жет примерно следующее: «Я начну вот с этого, по- том приведу мнение всех участников, слова экспертов рынка и конкурентов и в итоге выйду на подтвержде- ние моей мысли о том, что…»
Я, к примеру, прежде чем взяться за первые строч- ки, составила оглавление всей книги и план первой главы.
Давайте еще раз прервемся на небольшое упраж- нение.
Вы еще не забыли написанное недавно информа- ционное сообщение о сегодняшней погоде? Теперь постройте его по следующему плану:
1. Новость: краткое содержание, место события,
при необходимости – источник. Максимум две стро-
ки. (Одно предложение о том, что собираетесь рас- сказать.)
2. Суть новости, интрига, что предшествовало со- бытию. Пять строк. (Объясните в нескольких пред- ложениях, почему читателю необходимо продолжить чтение.)
3. Статус материала (эксклюзив, эмбарго до тако- го-то времени, есть в агентствах, завтра будет у всех и т. д.). От определения статуса материала зависит интонация, с которой вы будете передавать информа- цию. Например, тон сообщения Советского информ- бюро 22 июня 1941 года о вероломном нападении фа- шистской Германии очень отличается от тона заметки о появлении в магазинах нового ночного крема. Три- четыре строки.
4. «Говорящие головы» – ньюсмейкеры и эксперты.
(Определитесь с выбором людей, чьи слова приведе- те в тексте, соберите их комментарии. Поскольку вы тренируетесь, найдите мнения экспертов в уже опуб- ликованных коллегами материалах.) Три-пять строк.
5. Планируемые дополнительные элементы: выно- сы, блиц-интервью, графика, фото и т. д. (Современ- ный мир переполнен словами. Все, что можно превра- тить в картинки и графические элементы, лучше в та- ком виде и подать.)

Надеюсь, вам все удалось. А теперь имейте в виду,
что примерно по такому плану пишут информацион- ные заметки в газете «КоммерсантЪ».
Как это было? Проще, чем раньше? Как пошло пер- вое предложение? Легче ли писать, когда имеется план заметки? Как вы узнали, что пора написать по- следнее в информашке предложение?
Припомните, при каких обстоятельствах приходит- ся сидеть перед пустым монитором. Некоторые пишут первую строку, стирают и сочиняют, и так снова и сно- ва. Так бывает, когда информации нет или мало или…
когда ее слишком много и автор не знает, чему отдать предпочтение. План помогает в любом случае.
О выборе первого и для многих самого важного –
первого предложения – мы подробно поговорим в ше- стой главе. Сейчас же для тех, кто никак не может начать писать заметку, я расскажу, что в таких случа- ях помогает моим авторам. Начните текст словами:
«Здравствуй, дорогая бабушка» – и затем последова- тельно излагайте события. Завершив работу, сотрите обращение и поблагодарите (мысленно) бабушку за помощь.
Как и обещала, заканчиваю первую главу планом,
который я составила, прежде чем взяться за написа- ние текста.

• История: иллюстрация того, о чем я буду расска- зывать в первой главе
• Мое отношение к писательскому ремеслу
• Первое правило победителей страха «белого ли- ста»
• Как пишутся провальные и успешные сценарии и книги
• Известные писатели: их способы работы над тек- стом
• Пишем заметку о погоде
• Пишем заметку о погоде по плану
• Преимущество написания текстов по плану
• Второе правило победителей страха «белого ли- ста»
• Если первые два правила не помогают, восполь- зуемся уловкой
• План первой главы

Упражнения к главе 1
Упражнение 1
Составьте план для материала, над которым сей- час работаете, по следующему образцу:
1. Новость: краткое содержание, место события,
при необходимости – источник. Максимум две стро- ки. (Одно предложение о том, что собираетесь рас- сказать.)
2. Суть новости, интрига, что предшествовало со- бытию. Пять строк. (Объясните в нескольких пред- ложениях, почему читателю необходимо продолжить чтение.)
3. Статус материала (эксклюзив, эмбарго до тако- го-то времени, есть в агентствах, завтра будет у всех и т. д.). От определения статуса материала зависит интонация, с которой вы будете передавать информа- цию. Три-четыре строки.
4. «Говорящие головы» – ньюсмейкеры и эксперты.
(Определитесь с выбором людей, чьи слова приведе- те в тексте, соберите их комментарии. Поскольку вы тренируетесь, найдите мнения экспертов в уже опуб- ликованных коллегами материалах.) Три-пять строк.

5. Планируемые дополнительные элементы: выно- сы, блиц-интервью, графика, фото и т. д.
Напишите заметку по своему плану.
Упражнение 2
Предположим, вы описываете историю успеха че- ловека, продукта, услуги или компании. Если исполь- зовать линейное повествование, план может быть та- кой:
• Новость – краткое содержание (о чем узнает чи- татель)
• Суть новости, интрига, что предшествовало собы- тию (почему об этом стоит читать)
• Рождение героя материала (появление продукта,
услуги или компании)
• Родители, основатели или изобретатели: кто были эти люди
Основные вехи взросления героя, развития про- дукта, услуги или компании
• Главное событие в жизни героя, пик и причины по- пулярности продукта, услуги или компании
• Трудные времена
• Что происходит с героем, продуктом, услугой или компанией сейчас

Составьте по пунктам план вашей статьи.
Упражнение 3
Авторы, которые мастерски справляются с линей- ным повествованием «от рождения через расцвет к смерти», могут перейти к инверсии, то есть к измене- нию порядка событий таким образом, чтобы сделать необходимые акценты, усилить знаковые моменты. В
таком случае план может выглядеть, например, вот так:
• Новость – краткое содержание (о чем узнает чи- татель)
• Суть новости, интрига, что предшествовало собы- тию (почему об этом стоит читать)
• Главное событие в жизни героя, пик и причины по- пулярности продукта, услуги или компании
• Рождение героя материала (появление продукта,
услуги или компании)
• Родители, основатели или изобретатели: кто были эти люди
• Основные вехи взросления героя, развития про- дукта, услуги или компании
• Трудные времена
• Что происходит с героем, продуктом, услугой или
компанией сейчас
Или вот так:
• Новость – краткое содержание (о чем узнает чи- татель)
• Суть новости, интрига, что предшествовало собы- тию (почему об этом стоит читать)
• Трудные времена
• Что происходит с героем, продуктом, услугой или компанией сейчас
• Рождение героя материала (появление продукта,
услуги или компании)
• Главное событие в жизни героя, пик и причины по- пулярности продукта, услуги или компании
• Родители, основатели или изобретатели: кто были эти люди
• Основные вехи взросления героя, развития про- дукта, услуги или компании
Используйте прием инверсии и составьте план ма- териала.
Затем перейдите к написанию заметки. Помните,
что вам потребуются логические связки, позволяю- щие сделать цельным инвертированное, нелинейное повествование. Это могут быть обычные сочинитель- ные и подчинительные союзы, риторические форму-
лы и вопросы, повторы слов. Однако помните, что злоупотреблять ими нельзя. Избегайте также чрез- мерного употребления слов «вот», «именно», «даже»,
«еще» и т. д.
Упражнение 4
Если тема заметки – конфликт, план выглядит сле- дующим образом:
• Новость – краткое содержание (о чем узнает чи- татель)
• Суть новости, интрига, что предшествовало собы- тию (почему об этом стоит читать)
• Рассказываем о событии более подробно
• Регуляторы рынка, представители госструктур или другие эксперты объясняют, почему конфликт произо- шел именно сейчас
• Мнение одной стороны
• Мнение другой стороны (по очереди всех сторон,
если их несколько)
• Реакция общественности, конкурентов, мировых лидеров и т. д.
• Прогноз экспертов
• Отношение автора
Опираясь на конкретные факты, составьте план за-
метки, в основе которой лежит конфликт.

Глава 2
Выбор сюжета, или
Кому нужна ваша правда
В предыдущей главе мы определились, о чем бу- дем писать, и составили план. А дальше? Как подсту- питься к выполнению?
Сюжет – вот одна из самых главных вещей, о ко- торых необходимо знать, если вы всерьез собирае- тесь заниматься любым видом писательского труда,
от журналистики до литературы. Выбор сюжета начи- нается с темы, а раскрыть тему можно, только собрав фактуру.

Сбор фактуры (информации)
Редакторы новостных изданий говорят начинаю- щим авторам: если ты собрал информацию, все рав- но, насколько хорошо она будет изложена. Перепи- сать заметку можно всегда. Главное – было бы из чего переделывать. Если не пишется который час, посмот- рите, чем вы располагаете, кроме прилагательных в превосходной степени.
Конечно, когда автор или редактор хорошо знаком с предметом, о котором предстоит писать, он может придумать сюжет до того, как начать собирать инфор- мацию. Рискуя, правда, тем, что материал получится вымученным, а сюжет – надуманным. У жизни фанта- зии побольше, чем у многих авторов. Я глубоко убеж- дена: лучший способ найти выигрышный сюжет – это собрать наиболее полную информацию и только то- гда решать, с какой точки зрения рассказывать о со- бытии читателям.
Но не стоит себя обманывать. Если не удалось узнать ничего интересного, если журналисту скучно писать, читателю будет так же скучно читать. Из ниче- го выйдет ничего.
Вспомните, когда в последний раз вы читали о том,
что вас совершенно не интересует. Что вы ощущали?

А попадались ли вам статьи другого плана, когда те- ма, с вашей точки зрения, скучная, но текст написан с таким запалом, что не оторвешься? Бывало такое?
Часто пиарщики рассказывают мне, как сложно им написать пресс-релиз или заметку. Почти всегда ока- зывается, что информация, которая у них есть, на- столько скучна, что даже сделать из нее текст не полу- чается – настолько бессмысленно это занятие. Един- ственное, что может помочь в такой ситуации, – новый сбор фактуры. Горящие факты мгновенно складыва- ются в пресс-релизы, из которых журналисты готовят публикации.
Не обязательно быть журналистом, чтобы каче- ственно собрать информацию. Другое дело, что каж- дому полезно научиться находить данные так, как умеют профессионалы. Этому учат в вузах, но можно научиться и самому, и основное здесь – умение вы- звать собеседника на разговор, а затем внимательно слушать его.
К тому же журналистская профессия сегодня несколько изменилась: появилось представление о
«специфике». Не так давно журналисты стали специ- ализироваться на определенной тематике, и спецко- ра отдела культуры вряд ли отправят на митинг или футбольный матч. Однако предполагается и то, что автор может быть новичком в данной теме, дилетан-
том (но не в основной профессии!). Главное – быст- ро определить, кто из ньюсмейкеров наиболее компе- тентен и является авторитетом в нужной области, и отправиться к нему за информацией.
Чем выше статус «говорящей головы», тем боль- шим объемом знаний она обладает. В моей практи- ке бывало, что начальник давал интервью, а пресс- служба боялась его визировать. Слишком откровен- ными слова руководителя казались подчиненным.

Ищите подход
Пригодится автору и навык находить аргументы, с помощью которых он уговорит экспертов уделить ему время и даже поделиться секретами. Одному прият- но чувствовать свою значимость, другому – внима- ние красивой девушки, третьему нужен пиар. Сколь- ко недоступных экспертов, столько и причин, по кото- рым они вдруг захотят с вами поговорить. Но если ми- нистр или нобелевский лауреат категорически отказа- лись встречаться, помните: у каждого есть помощни- ки и заместители. Им многое известно. А сколько все- го знают персональные водители и конкуренты – вам и не снилось. Главное – уметь разговорить собесед- ника.
Кстати, статус «дилетанта» освобождает от страха задать слишком простой или глупый вопрос. Пользуй- тесь этим. Наиболее интересную информацию я по- лучаю, когда прикидываюсь глупее, чем есть. Иногда слушаешь собеседника и думаешь: «Неужели он счи- тает, что я совсем ничего не понимаю? С чего он вы- балтывает мне секрет за секретом?»
Чем меньше вы говорите, тем больше узнаете. Ре- портеру необходимо уметь заинтересованно слушать.
Естественно, в начале разговора стоит обсудить те-
мы, на которые вашему визави поговорить приятно.
Профессиональный журналист – хороший психолог.
Он знает, как расположить к себе собеседника.

Наблюдайте
Я знаю авторов, которые гордятся… украденными со стола документами. По ним были написаны сен- сационные материалы. Другие любят подслушивать на официальных приемах. Кому-то интереснее все- го то, что ньюсмейкеры хотят скрыть. Каждому свое.
Возможно, вам больше подойдет поиск информации в иностранных источниках. Или даже поход в библио- теку. А кому-то достаточно освоить другой жанр… но об этом в следующей главе.

Будьте настойчивы
Однажды коллеге нужно было согласовать интер- вью с руководителем департамента банка первой де- сятки. Ньюсмейкер тянул с ответом, по телефону от- вечала секретарша. Она снова и снова просила пере- звонить. Я сидела у соседнего компьютера и неволь- но слушала. Через час, когда журналистку попросили позвонить еще через сорок минут, я взяла номер, по- звонила и попросила соединить меня с шефом.
– Как вас представить? – спросила секретарь.
– Жена, – ответила я.
– Одну минутку.
«Черт! Что ты делаешь? Я так не могу!» – закрича- ла коллега и сбросила вызов. Я тут же снова набрала номер, и, как можно было предположить, ответил сам начальник департамента. Надеюсь, он и вправду был женат. Хотя иногда это не важно.
И еще одного неуловимого ньюсмейкера мне уда- лось поймать, опять-таки представившись женой. Он подошел к телефону, потому что совсем недавно и с трудом развелся: ему стало любопытно, кто же это может представиться его второй половиной.
Ставя перед собой легкие задачи, вообразите,
сколько вокруг людей, которые поступят так же, как
вы. Наберитесь смелости рискнуть, сделайте невоз- можное, и вы окажетесь один на один с успехом. Дей- ствительно интересные вещи получаются, только ес- ли отважиться на невыполнимое. Моя работа в газете когда-то такой и была.
Надеюсь, российскую журналистику в будущем ждут лучшие времена, чем сейчас. Но в любом слу- чае даже во времена цензуры репортерская профес- сия дает множество ценных навыков. Например, при- нимать ответ «нет» только в том случае, если он вам подходит. Или искать другие пути. Журналисты на- строены работать на результат, а не процесс. Они зна- ют, что дедлайн – вещь реальная, а не относительная.
Однажды я была на тренинге для продавцов. Ока- зывается, они работают в состоянии постоянного жут- кого стресса. Быстро выгорают. Мне было интересно узнать, что, как выяснилось, продажникам рекомен- дуют вести статистику, на сколько «нет» приходится одно «да» – чтобы не расстраиваться, когда им отка- зывают. Бедные нежные создания!
Знаете, скажу прямо: в сравнении с репортерами продавцы работают в санатории. Отказал один кли- ент, второй, десятый. Ничего страшного – это стати- стика. А журналист должен получить комментарии у участников события, и только у них. Мнения вторых,
третьих и десятых лиц никого не интересуют. Как он
уговорит уволенного вице-премьера дать первое ин- тервью именно его изданию, мало кого волнует. Глав- ное – результат. И если продажник получает серьез- ные проценты с каждой сделки, то журналист, как пра- вило, – только чувство удовлетворения и зависть кол- лег. И так каждый день: украл, выпил, в тюрьму. Нервы нужны стальные. Или – огромная любовь к профес- сии.

Правда выгодна вам…
Если тема заметки или новости – это предмет, то сюжет – ракурс, с которого вы на предмет смотрите.
Например, новость о гибели Усамы бен Ладена мож- но подать и как радостную весть, и как трагедию, а между этими полюсами – десятки точек зрения. Каким будет сюжет, зависит от автора материала, политики редакции, темы, а также профессионализма и этики.
Летом 2007 года сотрудники журнала «Деньги»
успешно провели эксперимент рулонного масштаба:
они решили проверить потребительские свойства туа- летной бумаги. Для исследования купили рулоны по- пулярных торговых марок. Всесторонне изучили. В хо- де эксперимента были выявлены противоречия меж- ду фактической длиной некоторых рулонов и метра- жом, указанным на упаковке. Например, туалетная бумага «Zewa Светогорский стандарт 54 метра» ока- залась короче на целых 14,5 метра.
Сразу после выхода журнала в редакцию позвони- ли производители компании Zewa. По их словам, жур- налистам попалась не настоящая, а поддельная бу- мага их марки. Они готовы были приехать с рулона- ми и рулеткой, требовали опровержения и грозили су- дом. Редакция повторно закупила бумагу, по упаковке
в крупнейших торговых сетях. Главный редактор жур- нала «Деньги» лично провел контрольный замер, по- сле чего предложил производителям приехать и убе- диться, что рулон коротковат. Но никто так и не при- ехал, до суда не дошло, а туалетная бумага теперь называется «Zewa Светогорский стандарт» без указа- ния длины.

Правда восторжествовала
А еще через год один из номеров газеты «Коммер- сантЪ» неизвестные «издатели» выпустили на руло- нах туалетной бумаги. Ничего удивительного, что при- мером послужил даже такой деликатный товар, как туалетная бумага: хороший сюжет можно придумать на любую тему и для каждой новости. Да, это почти так же сложно, как создать хлесткий заголовок. Но возможно. Кроме того, однажды запущенный удачный ход еще долго будет работать на вас, потому что хо- роший сюжет невозможно скопировать, не напомнив читателям оригинал.

…но кому нужна вся правда?
Проследим, какими путями авторы приходят к по- ниманию ценности сюжета. Каждый начинающий жур- налист хотя бы однажды проделывает со мной такой вот трюк.
Для новичков я сама придумываю темы статей. За- тем пишу подробный план заметки. Объясняю, ка- кой будет сюжет, и мы вместе придумываем, где и у кого журналист найдет информацию. В назначенный срок я получаю сочинение на тему «Все, что мне уда- лось узнать на тему заметки за отпущенный на работу срок». Вместо нужных по формату издания трех-четы- рех тысяч знаков – восемь-десять. Красные глаза ав- тора подтверждают, что работа далась ему нелегко.
Я никогда не читаю первый вариант заметки, ес- ли он существенно превышает заданный объем. Да- же без чтения понятно, что на план автор не взглянул ни разу. Иначе ему не удалось бы столько сочинить.
Обычно я искренне сочувствую автору. Затем тре- бую найти первоначальный план и строго в соответ- ствии с ним разбить собранную информацию на ча- сти. Если какая-то часть противоречит заявленному сюжету, рекомендую оставить ее за бортом статьи.
Кому нужна вся ваша правда? Главное – написать так,
чтобы читателю захотелось купить газету. После того как фактура набрана под сюжет и ответы на все во- просы найдены, можно писать текст. Помня о задан- ном размере, конечно.
Предположим, автор написал заметку согласно плану, попал в размер, но у него осталось информа- ции еще на три публикации. Лучшее, что можно посо- ветовать, – написать еще несколько заметок. Или же запомнить на будущее: избыток фактуры так же плох,
как недостаток. Иначе выходит «в огороде бузина, а в
Киеве дядька, а еще я жареную картошку люблю».

Упражнения к главе 2
Упражнение 1
Давайте немного пофантазируем. Ведь в теории все возможно.
Предположим, сегодня вам нужно написать замет- ку о том, как Моисей принес народу Израиля десять заповедей.
К кому бы вы обратились за комментариями? На- пишите минимум трех ньюсмейкеров.
Будь я на вашем месте, то обратилась бы за ком- ментариями к:
• Моисею.
• Представителям народа Израиля: а) сторонникам
Моисея; б) его противникам.
• Представителям соседних народов: а) друзьям народа Израиля и сторонникам Моисея; б) друзьям народа Израиля и противникам Моисея; в) врагам на- рода Израиля, симпатизирующим лично Моисею; г)
врагам народа Израиля, которым Моисей антипати- чен.
• Представителям других религиозных конфессий по вышеприведенной схеме.

Какой сюжет будет у вашей заметки? Придумайте несколько вариантов.
С каким сюжетом вам легче всего будет написать об этой новости:
• Почему именно Моисею передали такие важные знания?
• Моисей принес всего десять заповедей. Почему именно десять, а не двенадцать или четырнадцать?
• Что думают народы Израиля о заповедях, которые им предстоит соблюдать?
• Готовы ли народы к исполнению десяти запове- дей?
• Чем отличаются десять заповедей от требований к верующим в других религиях мира?
Выберите сюжет и напишите по нему план заметки,
опираясь на упражнения к главе 1.
Упражнение 2
Придумайте сюжет к теме, над которой вы сейчас работаете.
Кто будет наиболее компетентным источником ин- формации? Напишите как минимум трех ньюсмейке- ров, к которым вы обратитесь.

Составьте план заметки, исходя из пунктов, рас- смотренных в упражнении к главе 1.
Напишите вопросы, которые вы зададите ньюсмей- керам.
Соберите информацию. Напишите материал со- гласно плану.

Глава 3
Жанры в журналистике:
от теории к практике
Что может быть сложнее, чем писать заметки в кор- поративную газету? Пожалуй, разве что сочинять в заводскую малотиражку, на внутренний сайт, а перед сном придумывать репортажи для корпоративного ра- дио.
В газете крупнейшей российской компании «Урал- калий» у сотрудников была как раз такая работа.
Вдохновить их и вдохнуть жизнь в корпоративные из- дания (общим числом три) – задача, которую перед началом занятий поставили передо мной в «Уралка- лии». Три дня на поиск решения.
Я не люблю изобретать велосипеды. Поэтому стала вспоминать самое ценное, что вынесла с факультета журналистики и из редак
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей