Главная страница

ОПХ педфак. Методические указания к практическим занятиям -. Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)


Скачать 80.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
Родительский файлOPKh_pedfak.zip
АнкорОПХ педфак.zip
Дата19.02.2014
Размер80.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания к практическим занятиям -
ТипМетодические рекомендации
#6965
Каталог
Полное содержание архива ОПХ педфак.zip:
1. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Введение в предмет.doc
739 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
2. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Оперативная хирургия желудка.doc
29016.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
3. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Оперативная хирургия печени и селезенки. Холицистэктомия от <дна> и от <шейки>, холедохотомия>.doc
2357 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
4. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхнего этажа брюшной полости.doc
1041.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
5. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхней конечности.doc
270.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
6. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки, органов грудной стенки, грудной полости.doc
11113 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
7. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной полости, средостения.doc
29032.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
8. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия забрюшинного пространства.doc
664.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
9. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия крупных суставов. Ампутации.doc
127 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
10. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы>.doc
74 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
11. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия малого таза.doc
3344 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
12. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника.doc
5752.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
13. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижнего этажа брюшной полости.doc
2957.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине Оперативная хирургия и топографическая анатомия
14. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности.doc
4871 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
15. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия передней брюшной стенки, паховых грыж.docx
33.06 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
16. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия промежности.doc
2706 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
17. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.doc
4288.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
18. readme.txt
0.14 Киб.
readme.txt
20. Лекционные разработки.doc
266.5 Киб.
Методическая разработка лекции по оперативной хирургии и топографической анатомии Дисциплина: Оперативная хирургия и топографическая анатомия
21. Методические рекомендации для преподавателей.doc
839.5 Киб.
Методические рекомендации для преподавателей по практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии
22. Методические указания к практическим занятиям - Введение в предмет>.doc
61 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
23. Методические указания к практическим занятиям - Отработка техники оперативных вмешательств Курс IV.doc
66 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
24. Методические указания к практическим занятиям - Отработка техники оперативных вмешательств.doc
48 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
25. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхнего этажа брюшной полости.doc
61 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
26. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхней конечности.doc
85.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
27. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки, органов грудной стенки, грудной полости.doc
79 Киб.
Методические указания для студентов (Для практических занятий)
28. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия крупных суставов. Ампутации.doc
67.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
29. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы.doc
80.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
30. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия малого таза и промежности.doc
85.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
31. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника.doc
94 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
32. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижнего этажа брюшной полости.doc
68 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
33. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности.doc
83 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
34. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия передней брюшной стенки, паховых грыж.doc
95.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
35. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия средостения.doc
73.5 Киб.
Методические указания для студентов (Для практических занятий)
36. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.doc
95.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
37. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия.doc
77.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
38. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.doc
56 Киб.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет»
39. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.doc
88.5 Киб.
Башкирский государственный медицинский университет
40. Перечень обязательных схем и рисунков.doc
23.5 Киб.
Зав кафедрой профессор Хидиятов И. И
41. Рабочая программа.doc
637.5 Киб.
Рабочая программа учебной дисциплины оперативная хирургия и топографическая анатомия Направление подготовки педиатрия, Код 060103
42. Экзаменационные вопросы для приема практических навыков.doc
50 Киб.
Экзаменационные вопросы для приема практических навыков: Общие вопросы: Наложить кровоостанавливающий зажим на сосуды подкожной клетчатки. Перевязать сосуд
43. Экзаменационные тесты.doc
302 Киб.
Тесты Общие вопросы «Голотопия»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра оперативной хирургии и хирургической анатомии им. В.М. Романкевича

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор

_________ И.И. Хидиятов

«27» марта 2013 г.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

На тему «Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы»

Методические рекомендации для студентов

(Для практических занятий)


Дисциплина: Оперативная хирургия и топографическая анатомия

Специальность: Педиатрия, Код 060103

Курс III

Семестр VI

Уфа

2013 г.

Тема: Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы.

На основании рабочей программы Оперативная хирургии и топографическая анатомии


Направление подготовки Педиатрия, Код 060103

Утвержденной «___» ___________ 2013г.
Рецензенты:

1. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Саратовского ГМУ, д.м.н., профессор В.В. Алипов

2. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Астраханская ГМА, д.м.н., профессор С.А. Зурнаджан
Автор: Профессор И.И. Хидиятов

Ст. преподаватель Р.З. Нуриманов

Утверждение на заседании № ___ кафедры оперативной хирургии и хирургической анатомии от _____ 2013г.

1. Тема и ее актуальность. Область головы представляет интерес для специалистов разного профиля: детских хирургов, травматологов, нейрохирургов, оториноларингологов, стоматологов, челюстно-лицевых хирургов, косметологов, офтальмологов и других специалистов.

Область лица отличается рядом анатомических и физиологических особенностей, которые необходимы при выполнении операций. К ним относятся соблюдение косметических требований, поверхностное расположение многочисленных и крупных сосудов и нервов, сложный рельеф костей лицевого скелета, наличие клетчаточных пространств, близость инфицированных полостей - ротовой и носовой с придаточными воздухоносными пазухами. Особое значение для выбора направления разрезов в области лица имеет положение ветвей лицевого нерва, обеспечивающих иннервацию мимических мышц.

Знание топографической (клинической) анатомии лицевого отдела го-ловы необходимо в диагностике патологических процессов, освоении техники хирургических вмешательств, профилактике интра- и послеоперационных осложнений,

2. Учебные цели: Студент должен уметь определять границы изучаемых областей, костные и мышечные ориентиры. Изучить послойное строение мягких тканей, кровоснабжение, иннервацию, критические зоны лица. Выполнять первичную хирургическую обработку ран лица, вскрытие поверхностных и глубоких абсцессов и флегмон лица.

Для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

1. Строение костной основы лицевого отдела головы, послойное строение тканей.

2. Анатомия черепно-мозговых нервов.

3. Анатомия конечных ветвей наружной сонной артерии.

4. Анатомия мышц лица и клетчаточных пространств.

В результате освоения темы студент должен уметь:

1. Ориентироваться в слоях мягких тканей при нанесении хирургического разреза.

2. Проводить хирургическую обработку ран лица.

3. Оперативные доступы и критерии их оценки.

4. Вскрыть глубокую и поверхностную флегмону лица и околоушной слюнной железы.

5. Обнажить выводной проток околоушной слюнной железы, ветви лицевого нерва.

6. Обнажить занижнечелюстную вену, наружную сонную артерию в занижнечелюстной ямке.

7. Распознать критическую зону «треугольник смерти».

8. Применять при работе в этой области хирургический инструментарий общего и специального назначения.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки:

1. Деление лицевого отдела черепа на области.

2. Кровоснабжение и иннервация кожи, мимических и жевательных мышц лица.

3. Стенки и содержимое глазницы. Мышцы глазного яблока и их иннервация.

4. Стенки и носовые ходы носовой полости, возрастные особенности. Кровоснабжение и иннервация носа и придаточных его полостей.

5. Границы и отделы ротовой полости. Кровоснабжение и иннервация языка и ротовой полости.
4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность занятия:4 академических часа

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, музейные и влажные препараты головы.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля

1. Где проходит граница между мозговым и лицевым отделами головы?

1. по верхней выйной линии до наружного затылочного выступа

2. по пограничной линии

3. по надглазничному краю, скуловой кости и скуловой дуге

4. по нижнему краю нижней челюсти к вершине сосцевидного отростка

2. Какие мышцы относятся к жевательным?

1. m. masseter

2. m. buccinator

3. m. pterygoideus lateralis

4. m. pterygoideus medialis

5. m. temporalis

3. В какую вену оттекает кровь от лица?

1. наружную яремную

2. внутреннюю яремную

3. правую подключичную

4. пещеристый синус

4. Куда открывается носослезный канал?

1. в верхний носовой ход

2. в средний носовой ход

3. в нижний носовой ход

5. Назовите области лица.

6. Назовите клетчаточные пространства лица.

Типовые задачи

Задача №1.

Больной О., 48 лет, в экстренном порядке прооперирован по поводу язвы луковицы 12-перстной кишки, осложненный гастродуоденальным кровотечением (аррозия гастродуаденальной артерии). На 4 день после операции у больного развился провосторонний гнойный паротит. Консультация стоматолога: пародонтоз, кариозные полости 5 и 7 верхних зубов. Обьясните причину паротита. Какое направление имеют разрезы при этом заболевании?

Задача №2.

При операциях в области разрезы выолняют в «нейтральных» зонах. Обьясните, что представляют эти зоны? Какие осложнения могут возникнуть при неправильно выполненном разрезе?

Задача №3.

Больной С., 45 лет, выполняют правостороннюю паротидэктомию по поводу смешанной опухоли. Какойм нерв и его ветви должны быть выпрепарированны в процессе операции? Какой метод позволяет идентифицировать (отличить от рубцовых тяжей) ветви этого нерва? Каким образом можно обеспечить гемостаз при выполнении паротидэктомии?
Задача №4.

Околоушно-жевательная фасция образует капсулу и ложе околоушной железы. Что понимают под «ложем» железы? В каких отделах капсула более плотная и толстая, в каких развита слабо? Чем отличается взаимоотношения околоушной и поднижнечелюстной желез с их капсулами?

Задача №5

У больного Г., 20 лет, вяло гранулирующая рана (после вскрытия гнойного паротита) в занижнечелюстной ямке осложнилась аррозивным артериальным кровотечением. Назовите источник кровотечения. Каким способом гемостаза должен воспользоваться хирург?

Задача №6

У больного М., 18 лет, после синусита-этмоидита развился неврит зрительного нерва. Объясните механизм возникновения этого осложнения.

Задача №7

При обследовании пациентов дается характеристика зева. Объясните понятие «зев» и «лимфоэпителиальное кольцо». С чем связана частота воспаления зева?

Задача №8

У К., 31 года, черепно-мозговая травма в сочетании с двусторонним закрытым переломом нижней челюсти. Как осложнение перелома нижней челюсти развивается механическая асфиксия. Какой прием показан для устранения асфиксии при транспортировке пострадавшего в больницу?

Задача№9

У больного Б., 29 лет, затрудненное прорезывание 8 правого нижней зуба и, как следствие этого, воспалительный процесс распространился на нижнечелюстной канал с развитием сильных болей. Какими особенностями взаимоотношений задних зубов с нижнечелюстным каналом можно объяснить вовлечение этого канала в воспалительный процесс, характеризующийся сильными болями?
7.2. Разбор узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

1. Фасции и клетчаточные слои лица.

2. Границы, слои, фасции, клетчаточные пространства и сосудисто-нервные образования в околоушно-жевательной области.

3. Позадичелюстная ямка, ее границы, содержимое, анатомические связи и пути распространения гнойных процессов.

4. Околоушная железа, особенности ее капсулы, отношение к переднему отделу окологлоточного пространства, наружному слуховому проходу и пути распространения гноя при паротитах.

5. Анастомозы лицевой артерии как пути распространения гнойных процессов.

6. Топография глубоких клетчаточных пространств лица. Сосудисто-нервные образования в этих клетчаточных пространствах. Анастомозы венозного крыловидного сплетения с синусами твердой мозговой оболочки. Практическое их значение.

7. Связи клетчаточных пространств лица по ходу ветвей верхнечелюстной артерии, тройничного нерва и вен.

8. Методы вскрытия флегмон клетчаточных пространств лица.

9. Придаточные пазухи носа, их сообщение с носовыми ходами, отношение их к полости глазницы и черепа.
10. Возрастные особенности строения и топографии лицевого отдела головы. Врожденные аномалии развития лицевого отдела, принципы хирургического лечения.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов.

1. Первичная хирургическая обработка ран лица, наложение кож-ных и внутрикожных швов на раны лица.

2. Оперативные доступы для вскрытия абсцессов и флегмон лица: ретробульбарная флегмона, флегмона глубокой области лица, поверхностная флегмону лица, абсцесс околоушной слюнной железы, абсцесс подбородочной области.

3. Обнажить выводной проток околоушной слюнной железы, ветви лицевого нерва.

4. Оперативное лечение «короткой уздечки языка».

7.5. Контроль освоения темы занятия.

Ситуационные задачи

Задача № 1.

При операциях в боковой области лица разрезы выполняют в «нейтральных» зонах. Объясните, что представляют эти зоны? Какие осложнения могут иметь место при неправильно выполненном разрезе?

Задача №2.

Околоушно-жевательная фасция образует капсулу и ложе околоушной железы. Что понимают под «ложем» железы? В каких отделах капсула более плотная и толстая, в каких развита слабо? Чем отличается взаимоотношения околоушной и поднижнечелюстной желез с их капсулами?

Задача №3.

У больной Г., 15 лет, вяло гранулирующая рана (после вскрытия гнойного паротита) в занижнечелюстной ямке осложнилась аррозивным артериальным кровотечением. Назовите источник кровотечения. Каким способом гемостаза должен воспользоваться хирург?

Задача №4.

У больного Ш., 16 лет, флегмона левой щечной области одонтогенного происхождения. Назовите отростки жирового комка щеки, объясняющие пути образования гнойных затеков в соседние области.

Задача№5.

У Сени М., 6 лет, левосторонний гнойный паротит. Наряду с другими симптомами, наблюдаются затруднение дыхания, резкие боли при глотании, выбухание левой боковой стенки глотки. Назовите осложнение гнойного паротита у этого ребенка и причину его возникновения.

Задача №6.

У больного П., 13 лет, постгриппозный верхнечелюстной синусит. Какими анатомическими особенностями сообщения верхнечелюстной пазухи с полостью носа можно объяснить то, что из всех околоносовых пазух гнойное воспаление чаще развивается в верхнечелюстной?

Задача №7.

У больной М., 18 лет, после синусита-этмоидита развился неврит зрительного нерва. Объясните механизм возникновения этого осложнения.

Задача №8.

При обследовании пациентов дается характеристика зева. Объясните понятие «зев» и «лимфоэпителиальное кольцо». С чем связана частота воспаления зева?

Задача №9.

У больного Р., 16 лет, как осложнение пульпита (7-го правого верхнего зуба), гнойный верхнечелюстной синусит. Какими особенностями анатомических взаимоотношений корней 7 верхнего зуба можно объяснить переход воспалительного процесса в верхнечелюстную пазуху?

Тестовые вопросы для итогового контроля

1. Через какое отверстие обеспечивается анатомическая связь вен полости носа с верхним сагиттальным синусом?

2. Как называются воспалительные процессы в верхнечелюстных: 1)..., лобных: 2)... придаточных пазухах носа, развившиеся как осложнение катара верхних дыхательных путей?

3. При ранении, какого нерва будет нарушена чувствительность кожи лица?

4. При обследовании больного обнаружено нарушение функции круговой мышцы глаза, асимметрия лица и отвисание угла рта. Назовите нерв, повреждение которого может давать такие симптомы: 1)...

5. Как проходит граница между мозговым и лицевым отделами черепа (спереди-назад)?

6. Какие образования проходят через верхнюю глазничную щель?

7. Какие нервы и нервные узлы расположены в глубокой области

8. Какие образования ограничивают мышечно-апоневротическое ложе околоушной слюнной железы? Снутри: 1)..., 2)..., 3)....; сверху: 1)..., сзади: 1)...,снизу: 1)...

9. Какие вены впадают в пещеристый синус и осуществляют связь с лицевой веной: 1)..., 2)...

10. Куда возможно распространение нагноительного процесса из ложа околоушной слюнной железы: 1)..., 2)...

11 . Какие осложнения может вызвать нагноительный процесс в ложе околоушной слюнной железы: 1)..., 2)...

12. Какие сосуды и нервы проходят в толще околоушной слюнной железы: сосуды: 1)..., 2)..., 3)..., нервы: 1)..., 2)...

14. Какие ветви тройничного нерва осуществляют чувствительную иннервацию щечной области?

15. Ветви, какого нерва осуществляют иннервацию мимической мускулатуры лица; 1)...

16. Что проходит через зрительный канал черепа: 1).. .,2)...

1 7. Какая артерия и ее ветви проходят в глубокой области лица?

20. С чем сообщается полость глазницы: 1).. ,2)..., 3)...

21. Какие образования расположены в крылонебной ямке: 1).., 2)..., 3)...

22. Укажите пути распространения гнойных процессов из барабанной полости: через верхнюю стенку: 1) .., через нижнюю стенку: 1)...; через переднюю стенку: 1)..., через заднюю стенку: 1)...; через внутреннюю стенку: 1)..., 2)...,через наружную стенку: 1)...

23. Какие образования проходят через верхнеглазничную щель: 1) 2...,)…, 3)…есто проведения самоподготовки:

учебная комната для самостоятельной работы студентов.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной тема:

1. Операции при гнойно-воспалительных заболеваниях и опухолях околоушной слюнной железы.

2. Оперативные вмешательства при травматическом поражении лицевого нерва.

3. Пути распространения одонтогенной инфекции, принципы хирургического лечения.

4. Принципы оперативного лечения остеомиелита нижней челюсти.

5. Врожденные пороки развития лицевого отдела головы. Принципы их хирургической коррекции.
Основная литература

1. Каган, И. И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Электронный ресурс]: учебник / И. И. Каган, С. В. Чемезов. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. - 672 с.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420126.html

2. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник для студ. мед. вузов : в 2 т. / В. И. Сергиенко, Э. А. Петросян, И. В. Фраучи ; под ред. Ю. М. Лопухина. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001 -(XXI век). Т 1.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970417560.html

Дополнительная литература

1. Николаев, Анатолий Витальевич Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Электронный ресурс] : учебник : в 2 т. / А. В. Николаев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2009. Т. 1. - 2009. - 384 с.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412084.html

2. Оперативная хирургия и топографическая анатомия: учебник для студ. мед. ин-тов / под ред. В. В. Кованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1985. - 368 с. : ил.

3. Хирургическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, позвоночника и спинного мозга: учебно-метод. пособие для студ., Башк. гос. мед. ун-т ; сост.: М. Т. Юлдашев, Г. Т. Гумерова, И. И. Хидиятов. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2009. - 62 с. -

Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

10. Подпись автора методической разработки.

«___»____________2013г.
перейти в каталог файлов
связь с админом