Главная страница

ОПХ педфак. Методические указания к практическим занятиям -. Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)


НазваниеМетодические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
Родительский файлOPKh_pedfak.zip
АнкорОПХ педфак.zip
Дата19.02.2014
Размер94 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания к практическим занятиям -
ТипМетодические рекомендации
#6965
Каталог
Полное содержание архива ОПХ педфак.zip:
1. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Введение в предмет.doc
739 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
2. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Оперативная хирургия желудка.doc
29016.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
3. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Оперативная хирургия печени и селезенки. Холицистэктомия от <дна> и от <шейки>, холедохотомия>.doc
2357 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
4. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхнего этажа брюшной полости.doc
1041.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
5. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхней конечности.doc
270.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
6. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки, органов грудной стенки, грудной полости.doc
11113 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
7. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной полости, средостения.doc
29032.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
8. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия забрюшинного пространства.doc
664.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
9. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия крупных суставов. Ампутации.doc
127 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
10. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы>.doc
74 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
11. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия малого таза.doc
3344 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
12. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника.doc
5752.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
13. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижнего этажа брюшной полости.doc
2957.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине Оперативная хирургия и топографическая анатомия
14. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности.doc
4871 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
15. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия передней брюшной стенки, паховых грыж.docx
33.06 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
16. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия промежности.doc
2706 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
17. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.doc
4288.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
18. readme.txt
0.14 Киб.
readme.txt
20. Лекционные разработки.doc
266.5 Киб.
Методическая разработка лекции по оперативной хирургии и топографической анатомии Дисциплина: Оперативная хирургия и топографическая анатомия
21. Методические рекомендации для преподавателей.doc
839.5 Киб.
Методические рекомендации для преподавателей по практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии
22. Методические указания к практическим занятиям - Введение в предмет>.doc
61 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
23. Методические указания к практическим занятиям - Отработка техники оперативных вмешательств Курс IV.doc
66 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
24. Методические указания к практическим занятиям - Отработка техники оперативных вмешательств.doc
48 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
25. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхнего этажа брюшной полости.doc
61 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
26. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхней конечности.doc
85.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
27. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки, органов грудной стенки, грудной полости.doc
79 Киб.
Методические указания для студентов (Для практических занятий)
28. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия крупных суставов. Ампутации.doc
67.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
29. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы.doc
80.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
30. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия малого таза и промежности.doc
85.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
31. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника.doc
94 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
32. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижнего этажа брюшной полости.doc
68 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
33. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности.doc
83 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
34. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия передней брюшной стенки, паховых грыж.doc
95.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
35. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия средостения.doc
73.5 Киб.
Методические указания для студентов (Для практических занятий)
36. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.doc
95.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
37. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия.doc
77.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
38. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.doc
56 Киб.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет»
39. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.doc
88.5 Киб.
Башкирский государственный медицинский университет
40. Перечень обязательных схем и рисунков.doc
23.5 Киб.
Зав кафедрой профессор Хидиятов И. И
41. Рабочая программа.doc
637.5 Киб.
Рабочая программа учебной дисциплины оперативная хирургия и топографическая анатомия Направление подготовки педиатрия, Код 060103
42. Экзаменационные вопросы для приема практических навыков.doc
50 Киб.
Экзаменационные вопросы для приема практических навыков: Общие вопросы: Наложить кровоостанавливающий зажим на сосуды подкожной клетчатки. Перевязать сосуд
43. Экзаменационные тесты.doc
302 Киб.
Тесты Общие вопросы «Голотопия»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра оперативной хирургии и хирургической анатомии им. В.М. Романкевича

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор

_________ И.И. Хидиятов

«27» марта 2013 г.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

На тему «Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника»

Методические рекомендации для студентов

(Для практических занятий)


Дисциплина: Оперативная хирургия и топографическая анатомия

Специальность: Педиатрия, Код 060103

Курс III

Семестр VI

Уфа

2013 г.

Тема: Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника.

На основании рабочей программы Оперативная хирургии и топографическая анатомии


Направление подготовки Педиатрия, Код 060103

Утвержденной «___» ___________ 2013г.
Рецензенты:

1. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Саратовского ГМУ, д.м.н., профессор В.В. Алипов

2. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Астраханская ГМА, д.м.н., профессор С.А. Зурнаджан
Автор: Профессор И.И. Хидиятов

Ст. преподаватель Р.З. Нуриманов

Утверждение на заседании № ___ кафедры оперативной хирургии и хирургической анатомии от _____ 2013г.


Тема и ее актуальность:

«Хирургическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы»

Актуальность данной темы определяется необходимостью, знаний топографической анатомии мозгового отдела головы, во многих отраслях практической медицины (общей хирургии, педиатрии, травматологии, ортопедии, неврологии, нейрохирургии, отоларингологии, офтальмологии, челюстно-лицевой и пластической хирургии).


  1. Цели занятия:

В результате разбора материала студент должен уметь:

- на фиксированном трупе показать проекцию сосудов мозгового отдела головы (схема Кренлейна – Брюсовой)

- первичную хирургическую обработку ран свода черепа

- декомпрессионную трепанацию черепа

- трепанацию треугольника Шипо
Для формирования умений студент должен знать:

- границы изучаемых областей, наружные ориентиры

- послойную топографию мягких тканей лобно-теменно-затылочной и височной областей и их отличительные особенности

- характеристику клетчаточных пространств

- особенности кровоснабжения и иннервации

- особенности венозного оттока

- особенности лимфооттока

- характеристику оболочек и межоболочечных пространств головного мозга

- принципы первичной хирургической обработки не проникающих и проникающих ран свода черепа

- способы остановки кровотечений

- треугольник Шипо, границы, осложнения трепанации

- топография среднего уха

- пути распространения гнойно-воспалительных процессов
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  • Топография головы (покровы головы, оболочки, мозга, синусы, цистерны, выход черепных нервов из полости черепа).

  • Височная область, клетчаточные пространства ее.

  • Топографо-анатомические особенности сосцевидного отростка, среднего уха.

  • Показания к трепанации черепа, осложнения и ошибки при ней, после операции.

  • Особенности оперативных вмешательств на сосцевидном отростке.

  • Показания к этим операциям, осложнения и ошибки при этом.

  • Среднее ухо. Сосцевидная область, треугольник Шипо.

  • Схема Кренлейна.

  • Костно-пластическая трепанация черепа и перевязка средней оболочечной артерии или синуса.

  • Топография лицевого отдела головы (боковая область лица, околоушная железа, поверхностные и глубокие флегмоны лица, глазница, полость рта и носа, дополнительные пазухи носа).

  • Разрезы при гнойном паротите и флегмонах лица.

  • Трепанация сосцевидного отростка (антротомия), опасности и осложнения при выполнении ее. Радикальная операция на среднем ухе.


4. Вид занятия:

практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа

6. Оснащение:

Таблицы, плакаты, фиксированные трупы, музейные препараты, видеоматериал, череп.

7.Содержание самоподготовки

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля:

1.Голова – часть тела, которая отделяется от шеи по условной линии, проведенной:

а – от возвышения подбородка по нижнему краю тела нижней челюсти

б – по заднему краю ветви нижней челюсти

в – по нижнему краю наружного слухового прохода

г– по верхней выйной линии до наружного затылочного бугра

д– по всем указанным образованиям

2 Голова условно делится на два отдела (лицевой и мозговой) по линии, проведенной:

а – через надпереносье

б – по надбровной дуге

в – по скуловому отростку лобной кости

г – по лобному отростку скуловой кости

д – по заднему краю ветви нижней челюсти

е – по скуловой дуге

3. К наружным ориентирам мозгового отдела головы относятся:

а – наружный затылочный бугор

б – надпереносье

в – скуловые кости

г – сосцевидный отросток

4. Укажите сосуды и нервы, проходящие через верхнюю глазничную щель.

а – подглазничная артерия в – блоковый нерв

б – глазная вена с – отводящий нерв

5. Укажите нервы, сосуды, которые проходят через нижнюю глазничную щель.

а – подглазничный нерв в – скуловой нерв

б – подглазничная артерия и вена г – центральная артерия сетчатки

6. Укажите сосуды и нервы, проходящие через зрительный канал

а – глазной нерв в – подглазничная артерия

б – глазная артерия г – зрительный нерв

7. Укажите нервы, сосуды, которые проходят через шилососцевидное отверстие

а – языкоглоточный нерв в – лицевой нерв

б – ветвь задней ушной артерии г – ветвь затылочной артерии

8. Какие анатомические образования проходят через мышечно-трубный канал?

а – барабанная струна в – стремянная мышца

б – мышца, напрягающая барабанную перепонку

г - слуховая труба

9. Какие анатомические образования проходят через сонный канал?

а – внутренняя сонная артерия в – симпатические нервы

б – позвоночная артерия г – соннобарабанные нервы

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

На фиксированном трупе преподаватель показывает проекцию сосудов мозгового отдела головы (схема Кренлейна – Брюсовой)

- первичную хирургическую обработку ран свода черепа

- декомпрессионную трепанацию черепа

- трепанацию треугольника Шипо

При проведении данного занятия обращается внимание студентов на особенности покровов черепа, возможность распространения инфекции из покровов черепа в синусы, на наличие анастомозов между кавернозным синусом и лицевыми венами, на возможность распространения инфекции из области лица в синусы.

Студенты знакомятся с оболочками мозга и межоболочными пространствами. Отмечается роль синусов в регуляции внутричерепного давления, значение пахионовых грануляций в этом.

Дается понятие о цистернах. Разбирается схема Кренлейна для определения проекции борозд, извилин мозга и средней оболочечной артерии. Указывается на локализацию и особенности хирургической тактики при межоболочечных гематомах.

Особое внимание уделяется кровоснабжению мозга.

На основании черепа студент должен показать отверстия и щели, через которые выходят черепные нервы и рассказать область их распределения.

Отмечаются особенности локализации клетчаточной прослойки в височной области и на связь ее с другими клетчаточными пространствами лица.

Указывается на слои в области сосцевидного отростка, границы треугольника Шипо.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Хирургическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы в схемах

Схема1

Топография головы.

  • Основание черепа: передняя, средняя, задняя ямки.

Разрезы: - Кушинга

  • Егорова-Эдсона
    -Денди

Головной мозг.

  • оболочки

  • ликворная система

Проекционная анатомия: - передний рог бокового желудочка мозга- 2 см от коронарного и стреловидного швов;

- задний рог бокового желудочка мозга- 3 см. от затылочного бугра и срединной линии;
Топография головы

1. Лобно-теменно-затылочная область.

  • мягкие ткани

  • кости

  • сосудисто-нервные образования

  • синусы твердой мозговой оболочки

Разрезы: радиальные.

2. Височная область.

  • мягкие ткани

  • кости

  • сосудисто-нервные образования

Разрезы: подковообразные.

3. Сосцевидная область.

-треугольник Шипо
Проекционная анатомия: - сигмовидный синус

  • ячейки сосцевидного отростка

  • лицевой нерв

Разрезы: дугообразные.

Схема3


Операции на голове.

1. Обработка ран.

Показания: травмы Разрезы: радиальные.

Осложнения: кровотечение из сосудов мягких тканей, из диплоических вен, из синусов твердой мозговой оболочки

2. Трепанация черепа.

Показания: травмы опухоли аневризма гипертензия

Способы операции: резекционная

костно-пластическая Вагнера-Вольфа костно-пластическая Оливье-Крона

Разрезы: подковообразный

3. Трепанация сосцевидного отростка.

Показания: гнойный мастоидит

Способы операции: мастоидитотомия

Разрезы: дугообразный

Осложнения: повреждение сигмовидного синуса

проникновение в среднюю черепную ямку

ранение лицевого нерва

ранение внутренней яремной вены
7.5 Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

- на фиксированном трупе показать проекцию сосудов мозгового отдела головы (схема Кренлейна – Брюсовой)

- произвести первичную хирургическую обработку ран свода черепа

- декомпрессионную трепанацию черепа

- трепанацию треугольника Шипо

7.6. Контроль освоения темы занятия:

Тестовый контроль:

  1. Трепанационный треугольник Шипо ограничен:

А – горизонтальной линией, являющейся продолжением скуловой дуги

В – гребнем сосцевидного отростка

С – вертикальной линией, идущей позади наружного слухового прохода к вершине сосцевидного отростка

D – всеми указанными линиями


  1. Сухожильный шлем лобно-теменно-затылочной областей:

А – имеет мышечно-апоневротический характер строения

В – по периферии лобно-теменно-затылочной областей прикрепляется к костям

С – соединительно-тканными волокнами плотно сращена и образует скальп

D – отделяется от надкостницы слоем рыхлой клетчатки

Е – имеет все указанные особенности строения

  1. Твердая мозговая оболочка:

А – рыхло связана с костями свода черепа

В – плотно сращена с костями черепа

С – образует в полость черепа отростки

D – содержит венозные синусы

Е – разделяет полость черепа посредством отростков отдельные камеры

  1. Признаками перелома основания черепа в передней черепной ямке являются:

А – кровотечение из носа и глотки

В – кровоизлияние под конъюнктиву и в подкожную клетчатку области глазницы – «симптом очков»

С – экзофтальм

D – все указанные признаки

  1. Признаками перелома основания черепа в средней черепной ямке являются:

А - кровотечение из носа и глотки

В – кровотечение из ушей

С – поражения 6,7 и 8 пары черепных нервов

D – все указанные признаки

  1. При переломе пирамиды височной кости:

А – ликворея из наружного слухового прохода

В – периферический паралич лицевого нерва

С – глухота

D – кровоподтеки в области сосцевидного отростка

7. ПХО раны при повреждении мягких тканей мозгового отдела головы отличается:

А – тщательным гемостазом

В – трудностью удаления инородных тел

С – экономным иссечением краев раны

  1. Просверливание пробного отверстия (трифунация) осуществляется:

А – через разрез кожи длиной 3-4 см.

В – в височной области перед ушной раковиной или за ней справа

С – в тех же точках с противоположной стороны

D - как указано выше

  1. Декомпрессионная трепанация черепа:

А – выполняется с целью оперативного доступа при операциях на содержимом полости черепа

В – является паллиативной операцией при прогрессирующем повышении внутричерепного давления в случаях неоперабельных опухолей

С – характеризуется наложением одного ферзевого отверстия, которое затем расширяется кусачками до необходимых размеров

D – отличается наложением 4-5 фрезевых отверстий через промежутки длиной 6-7 см

Е – костный дефект зашивают узловыми швами на надкостницу, мышцы, апоневроз и кожу
Ситуационные задачи

Задача№ I. У больного после трепанации сосцевидного отростка (антротомии) возникла асимметрия ротовой щели, развившаяся в результате периферического паралича лицевого нерва.

Укажите, какие взаимоотношения в данной области должен был предусмотреть хирург, чтобы избежать это осложнение?
Задача № 2. У пострадавшего в автомобильной катастрофе перелом основания черепа, сопровождающееся кровотечением из ушей и симптомом «очков».

Объясните, на каком уровне произошел перелом основания черепа? Причина возникших явлений?
Задача№3. Машиной скорой помощи доставлен в хирургическое отделение пострадавший в автокатастрофе с раной в теменной области вблизи срединной линии головы.

Каковы особенности оперативной техники первичной хирургической обработки раны при повреждении только мягких тканей и проникающем ранении?
Задача№4. В нейрохирургическое отделение был доставлен пострадавший с повреждением мягких тканей левой височной области.

На рентгенограмме – оскольчатый перелом чешуи височной кости.

Больной в бессознательном состоянии переведен в операционный блок.

Какова тактика хирурга?
Задача№5. Во время проведения декомпрессионной трепанации по Кушингу на этапе вскрытия полости черепа произошло резкое пролябирование вещества мозга в рану.

В чем заключается суть операции декомпрессионной трепанации черепа?

Что должен был сделать хирург, чтобы предупредить пролябирование вещества мозга?
Место проведения самоподготовки:

учебная комната для самостоятельной работы студентов

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме проводится в учебное время (работа с основной и дополнительной литературой, выполнение экспериментов с анализом полученных результатов)
Список литературы:

Основная литература

1. Каган, И. И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Электронный ресурс]: учебник / И. И. Каган, С. В. Чемезов. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. - 672 с.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420126.html

2. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник для студ. мед. вузов : в 2 т. / В. И. Сергиенко, Э. А. Петросян, И. В. Фраучи ; под ред. Ю. М. Лопухина. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001 -(XXI век). Т 1.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970417560.html

Дополнительная литература

1. Николаев, Анатолий Витальевич Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Электронный ресурс] : учебник : в 2 т. / А. В. Николаев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2009. Т. 1. - 2009. - 384 с.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412084.html

2. Оперативная хирургия и топографическая анатомия: учебник для студ. мед. ин-тов / под ред. В. В. Кованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1985. - 368 с. : ил.

3. Хирургическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, позвоночника и спинного мозга: учебно-метод. пособие для студ., Башк. гос. мед. ун-т ; сост.: М. Т. Юлдашев, Г. Т. Гумерова, И. И. Хидиятов. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2009. - 62 с. -

Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

10. Подпись автора методической разработки.

«___»____________2013г.



перейти в каталог файлов
связь с админом