Главная страница

ОПХ педфак. Методические указания к практическим занятиям -. Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)


НазваниеМетодические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
Родительский файлOPKh_pedfak.zip
АнкорОПХ педфак.zip
Дата19.02.2014
Размер83 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические указания к практическим занятиям -
ТипМетодические рекомендации
#6965
Каталог
Полное содержание архива ОПХ педфак.zip:
1. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Введение в предмет.doc
739 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
2. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Оперативная хирургия желудка.doc
29016.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
3. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Оперативная хирургия печени и селезенки. Холицистэктомия от <дна> и от <шейки>, холедохотомия>.doc
2357 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
4. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхнего этажа брюшной полости.doc
1041.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
5. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхней конечности.doc
270.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
6. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки, органов грудной стенки, грудной полости.doc
11113 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
7. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной полости, средостения.doc
29032.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
8. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия забрюшинного пространства.doc
664.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
9. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия крупных суставов. Ампутации.doc
127 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
10. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы>.doc
74 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
11. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия малого таза.doc
3344 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
12. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника.doc
5752.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
13. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижнего этажа брюшной полости.doc
2957.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине Оперативная хирургия и топографическая анатомия
14. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности.doc
4871 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
15. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия передней брюшной стенки, паховых грыж.docx
33.06 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
16. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия промежности.doc
2706 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
17. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.doc
4288.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
18. readme.txt
0.14 Киб.
readme.txt
20. Лекционные разработки.doc
266.5 Киб.
Методическая разработка лекции по оперативной хирургии и топографической анатомии Дисциплина: Оперативная хирургия и топографическая анатомия
21. Методические рекомендации для преподавателей.doc
839.5 Киб.
Методические рекомендации для преподавателей по практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии
22. Методические указания к практическим занятиям - Введение в предмет>.doc
61 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
23. Методические указания к практическим занятиям - Отработка техники оперативных вмешательств Курс IV.doc
66 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
24. Методические указания к практическим занятиям - Отработка техники оперативных вмешательств.doc
48 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
25. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхнего этажа брюшной полости.doc
61 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
26. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхней конечности.doc
85.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
27. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки, органов грудной стенки, грудной полости.doc
79 Киб.
Методические указания для студентов (Для практических занятий)
28. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия крупных суставов. Ампутации.doc
67.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
29. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы.doc
80.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
30. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия малого таза и промежности.doc
85.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
31. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника.doc
94 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
32. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижнего этажа брюшной полости.doc
68 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
33. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности.doc
83 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
34. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия передней брюшной стенки, паховых грыж.doc
95.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
35. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия средостения.doc
73.5 Киб.
Методические указания для студентов (Для практических занятий)
36. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.doc
95.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
37. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия.doc
77.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
38. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.doc
56 Киб.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет»
39. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.doc
88.5 Киб.
Башкирский государственный медицинский университет
40. Перечень обязательных схем и рисунков.doc
23.5 Киб.
Зав кафедрой профессор Хидиятов И. И
41. Рабочая программа.doc
637.5 Киб.
Рабочая программа учебной дисциплины оперативная хирургия и топографическая анатомия Направление подготовки педиатрия, Код 060103
42. Экзаменационные вопросы для приема практических навыков.doc
50 Киб.
Экзаменационные вопросы для приема практических навыков: Общие вопросы: Наложить кровоостанавливающий зажим на сосуды подкожной клетчатки. Перевязать сосуд
43. Экзаменационные тесты.doc
302 Киб.
Тесты Общие вопросы «Голотопия»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра оперативной хирургии и хирургической анатомии им. В.М. Романкевича

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор

_________ И.И. Хидиятов

«27» марта 2013 г.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

На тему «Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности»

Методические рекомендации для студентов

(Для практических занятий)


Дисциплина: Оперативная хирургия и топографическая анатомия

Специальность: Педиатрия, Код 060103

Курс III

Семестр VI

Уфа

2013 г.

Тема: Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности

На основании рабочей программы Оперативная хирургии и топографическая анатомии


Направление подготовки Педиатрия, Код 060103

Утвержденной «___» ___________ 2013г.
Рецензенты:

1. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Саратовского ГМУ, д.м.н., профессор В.В. Алипов

2. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Астраханская ГМА, д.м.н., профессор С.А. Зурнаджан
Автор: Профессор И.И. Хидиятов

Ст. преподаватель Р.З. Нуриманов

Утверждение на заседании № ___ кафедры оперативной хирургии и хирургической анатомии от _____ 2013г.

1.Тема и ее актуальность:

«Хирургическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности»

Знания хирургической анатомии нижней конечности необходимы врачу любой специальности, с целью оказания экстренной помощи, как в условиях стационара, так и на догоспитальном этапе, не причиняя вреда здоровью больного, врачу любой специальности.


2. Учебные цели:

Используя знания по нормальной анатомии человека по данной теме, изучить хирургическую анатомию и оперативную хирургию данной области.

Обратить внимание на фасции, фасциально-мышечные ложа, на взаимоотношения сосудисто-нервных пучков, места наиболее частого повреждения нервных стволов, пути распространения воспалительных процессов, особенности иннервации и кровоснабжения нижней конечности. Указать на особенности и практическое значение бедренного канала. Освоить технику выполнения оперативных вмешательств. Научиться оперативным приемам, необходимым для обнажения сосудисто-нервных пучков нижней конечности, правильному пользованию хирургическими инструментами, проведению проекционных линий.
В результате освоения цели студент должен знать:

1. Определить границы и костно-мышечные ориентиры бедра, фасции, мышечные ложа, иннервация, сосудисто-нервные пучки.

  1. Бедренный канал.

  2. Оперативные доступы к:

а) бедренной артерии в треугольнике Скарпа,

б) бедренной артерии в канале Гунтера,

в) к передней и задней большеберцовой артерии,

г) седалищному нерву,

д) подколенной артерии,

е) общему малоберцовому нерву

ж) пространственно ориентироваться в положении сосудистой и мышечное лакун

Должен уметь:

-Отпрепарировать слои бедра.

-Уяснить топографию большой подкожной вены бедра.

-Найти овальную ямку бедра, как место впадения большой подкожной вены и место выхода бедренных грыж.

-Освоить способы закрытия дефектов бедренного канала.

-Препарировать запирательный канал применительно к грыжам и ходу гнойников.

-Производить доступ к бедренной артерии в отводящем канале.

-Производить пункцию коленного сустава.
-Провести голотопическую проекцию крупных сосудисто-нервных пучков нижней конечности на кожу с целью уточнения места пункции, разрезов, блокад, выявления болевых точек при невритах и т.д.

- Препарировать надгрушевидное и подгрушевидное отверстие.

- Выделять сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке.

-Находить ход большой и малой подкожной вен нижней конечности на голени.

- Находить общий малоберцовый нерв.

- Определить ход большеберцового нерва.

- Определить слои областей голени.

- Находить содержимое мышечно-малоберцового медиального и латерального лодыжечных каналов.

-Препарировать сосудисто-нервные пучки стопы.


  1. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Границы бедра.

  2. Границы и содержание бедренного треугольника.

  3. Топография мышечной лакуны.

  4. Топография сосудистой лакуны.

  5. Топография бедренного канала.

  6. Топография и содержимое приводящего канала.

  7. Топография коленного сустава.

  8. Границы и содержимое сосудистой мышечной лакуны.

9. Понятие о пластике бедренного канала.

  1. Границы ягодичной области.

  2. Большое и малое седалищное отверстие.

  3. Мышечные слои и клетчаточные пространства.

  4. Надгрушевидное отверстие и его содержимое.

  5. Подгрушевидное отверстие и его содержимое.

  6. Топография тазобедренного сустава при врожденном вывихе.

  7. Подколенная ямка и ее содержимое.

  1. Топография голени.

  2. Ход основных сосудисто-нервных пучков.

  3. Топография стопы.

  4. Разбор топографо-анатомических особенностей стопы при врожденной косолапости при этой патологии.




  1. Вид занятия: Практическое занятие.




  1. Продолжительность занятия: 4 часа.


6. Оснащение: Музейные и сырые препараты нижней конечности,

горизонтальные срезы бедра и голени, рисунки, таблицы, СЛС темы, набор

хирургических инструментов для операций.
7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

1.Какие костные точки соединяет линия Розера-Нелатона: 1)..., 2)....

2. Что ограничивает мышечную лакуну: 1)..., 2)..., 3)....

3. Что проходит через мышечную лакуну: 1)..., 2)..., 3)....

4. Что ограничивает сосудистую лакуну: 1)..., 2)..., 3)..., 4)....

5. Какие сосуды проходят через сосудистую лакуну: 1)..., 2)....

6. Как называется самая крупная артерия, отходящая от бедренной в верхней трети бедра?

7. Какой нерв проходит через малое седалищное отверстие?

8. Перечислите связки, укрепляющие коленный сустав: 1)..., 2)..., 3)..., 4)..., 5)..., 6)..., 7)...

9. Как называются нервы, на которые делится седалищный нерв: 1)..., 2)..

10. Какой нерв сопровождает на голени большую подкожную вену: 1)...
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов необходимых для освоения темы занятия.

В начале занятия преподаватель демонстрирует препараты по данной теме, разъясняет наиболее сложные разделы материала.

После этого на препаратах и трупах разобрать: границы Скарповского треу­гольника, Гунтерового канала, подколенной ямки и голеноподколенного канала, сосудистой и мышечной лакуны и расположенных здесь сосудисто-нервных пучков. По переднему отверстию, где проходит п. safenus определяется Гунтеров канал.

Подробно разобрать проекционные линии, топографию сосудисто-нервных пучков нижней конечности, слои при их обнажении.

Студенты зарисовывают схемы поперечных распилов бедра и голени на уровне средней трети, границы треугольника Скарпа и расположение в них сосудисто-нервных пучков, границы подколенной ямки и сосудисто-нервные пучки и контур нижней конечности с обозначением проекционных линий сосудов и нервов.

При изучении топографии ягодичной области преподаватель указывает на практическое значение над - и подгрушевидных отверстий.

Разбираются пути распространения гнойников на нижней конечности. Подробно разбирается иннервация отдельных групп мышц, кожи.

Указывается на особенности клинической картины при поражении того или иного нерва.

При изучении хирургической анатомии: тазобедренного, коленного и голеностопного суставов обращается внимание студентов на особенности каждого сустава, слабые участки суставной капсулы, возможные пути распространения инфекции, вывихи.

В заключение указывается на источник кровоснабжения и иннервации сустава и рациональные доступы для вскрытия суставов. Обнажается бедренный канал, показываются его стенки, границы наружного и внутреннего отверстия.

Дается понятие о бедренных грыжах и методах пластики внутреннего отверстия канала.

Подчеркивается опасность повреждения запирательной артерии при рассечении медиальной стенки внутреннего отверстия канала - лакунарной связки при ущемленной бедренной грыже.

Разобрать на препаратах проекционные линии, ход операции, возможные ошибки и осложнения.

Указывается на пути восстановления кровообращения при перевязке бедренной артерии и подколенной артерии.
7.3. Хирургическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности в схемах

Схема 1


Топография ягодичной области и бедра.

1. Сосудисто-нервные образования.

  • основной сосудисто-нервный пучок

  • запирательные сосуды и нерв

  • верхние ягодичные сосуды и нерв

  • нижние ягодичные сосуды и нерв

  • внутренние срамные сосуды и нерв

  • седалищный нерв Оперативный доступ: проекционный

2. Мышечно-фасциальные ложа.

  • переднее

  • заднее

  • медиальное Разрезы: продольные

3. Клетчаточные пространства.

  • межмышечные бедра

  • бедренных сосудов

  • по ходу седалищного нерва

Разрезы: продольные

- межмышечные ягодичной области

Разрезы: по ходу волокон большой ягодичной мышцы

4. Суставы.

а) тазобедренный

Разрезы; передне-латеральный латеральный

б) коленный

Разрезы: парапателлярные текстора

5. Бедренная кость.

Разрезы: продольный снаружи передне-наружный

Схема2


Топография подколенной ямки голени стопы.

1. Сосудисто-нервные образования.

а) сосудисто-нервный пучок

Разрезы: вертикальный через середину подколенной ямки

через жоберову ямку

по БанксуиЛауфману

б) задние большеберцовые сосуды, нерв

в) передние большеберцовые сосуды, малоберцовые нервы

г) тыльные сосуды стопы, кожные нервы

д) подошвенные сосуды и нервы

Разрезы: проекционные

2. Мышечно-фасциальные ложа.

а) голени

  • переднее

  • латеральное

  • заднее

б) стопы

  • медиальное

  • латеральное

  • срединное

  • межкостное Разрезы: продольные

3. Клетчаточные пространства

  • подколенной ямки

  • сосудисто-нервных пучков голени и стопы

  • межмышечные Разрезы: продольные

4. Кости голени: а) большеберцовая

Разрез: продольный спереди

б) малоберцовая

Разрез: продольный снаружи

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Обнажение СНП бедра, подколенной ямки, голени. Техника и этапы оперативных вмешательств при бедренных грыжах. Пункции крупных суставов и способы артротомий.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя:

После разбора назначаются хирурги, ассистенты и операционная сестра Преподаватель внимательно следит за ходом операций, поправляет ошибки хирургов и ассистентов.
7.5 Контроль освоения темы занятия:

Задача №1

У больного имеется бедренная грыжа. Классифицируйте ее в зависимости от места под паховой связкой.

Вопросы.

1. Как называется грыжа, если выходит через мышечную лакуну?
Ответ: Латеральная бедренная грыжа.

2. Как называется бедренная грыжа, выходящая между подвздошно-
гребешковой связкой и бедренной артерией?

Ответ: Преваскулярная бедренная грыжа.

  1. Какова синтопия типичной бедренной грыжи?

  2. Какие анатомические образования сшиваются при паховом доступе во время пластики грыжевых ворот?

  3. В чем сущность пластики грыжевых ворот бедренного канала при бедренном доступе?


Задача №2.

У больного имеется воспаление седалищного нерва. Куда следует ввести препарат с целью блокады седалищного нерва?

Задача №3.

Больному производят перевязку подколенной артерии. Какие образования в поколенной ямке сзади предстоят артерии?
Задача №4.

У больного имеется повреждение глубокого малоберцового нерва. Необходимо произвести операцию.

  1. Какова проекция разреза при доступе к нерву в средней трети голени?

  2. Между какими мышцами Вы обнаружите нерв?



Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме проводится в учебное время (работа с основной и дополнительной литературой, выполнение экспериментов с анализом полученных результатов)
Список литературы:

Основная литература

1. Каган, И. И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Электронный ресурс]: учебник / И. И. Каган, С. В. Чемезов. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. - 672 с.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420126.html

2. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник для студ. мед. вузов : в 2 т. / В. И. Сергиенко, Э. А. Петросян, И. В. Фраучи; под ред. Ю. М. Лопухина. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001 -(XXI век). Т 1.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970417560.html

3.

Дополнительная литература

1. Николаев, Анатолий Витальевич Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Электронный ресурс] : учебник : в 2 т. / А. В. Николаев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2009. Т. 1. - 2009. - 384 с.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412084.html

2. Оперативная хирургия и топографическая анатомия: учебник для студ. мед. ин-тов / под ред. В. В. Кованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1985. - 368 с. : ил.

3. База Данных научных медицинских 3D иллюстраций по анатомии “Primal Pictures: Anatomy Premier Library Package” [Электронный ресурс], [2007].

Режим доступа: http://ovidsp.tx.ovid.com

4. Проекционная анатомия, доступы и оперативные вмешательства на сосудах и нервах: методический материал / Башк. гос. мед. ун-т ; сост.: М. Т. Юлдашев, Л. Г. Булыгин, Г. Т. Гумерова. - Уфа : Изд-во БГМУ, 2009. - 42 с.

Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/

5. Хирургическая анатомия верхней и нижней конечностей: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 060101 - Лечебное дело / Башк. гос. мед. ун-т ; сост. М. Т. Юлдашев [и др.]. - Уфа : Изд-во БГМУ, 2009. - 86 с.

10. Подпись автора методической разработки.

«___»____________2013г.


перейти в каталог файлов
связь с админом