Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

БД. Организационные основы банковской деятельности


Скачать 347.47 Kb.
НазваниеОрганизационные основы банковской деятельности
АнкорБД.docx
Дата06.05.2019
Размер347.47 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБД.docx
ТипДокументы
#48473
страница7 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20

33. Понятие кредитной операции. Условия, субъекты и объекты кредитования.

Кредитные операции коммерческого банка. Их сущность и значение.

Вопрос о трактовке понятий «кредит», «ссуда», «заем» постоянно дискутируются в экономической литературе. Дело в том, что Гражданскими кодексами проведена четкая грань, различающая договор кредита и договор ссуды, которые должны учитываться сторонами в договорных отношениях. Если твердо придерживаться буквы кодекса, то термин «ссуда» при банковском кредитовании применяться не может. В соответствии с юридической трактовкой ссуда характеризуется двумя важнейшими признаками - безвозмездностью и передачей вещей.

Однако при всем этом нельзя не учитывать исторически сложившиеся понятия той или иной категории. В частности, под кредитом понимается совокупность отношений, связанных с возвратным предоставлением ресурсов и погашением возникающих в связи с этим обстоятельств. Банковский кредит как один из его видов представляет совокупность отношений, возникающих в процессе формирования банком ресурсов и их размещения на условиях возвратности, срочности и платности. Данный процесс предполагает проведение коммерческим банком различного рода операций как по привлечению временно свободных средств от физических и юридических лиц, так и по их размещению. Кредитные операции - это отношения между кредитором и дебитором (заемщиком) по поводу предоставления (получения) во временное пользование денежных средств, их возврата и оплаты. При этом имеется в виду именно содержание действий участников отношений, прежде всего банковских работников.

Банковские кредитные операции подразделяются на 2 большие группы:

1.пассивные, когда банк выступает в роли заемщика (дебитора), привлекая средства клиентов, включая другие банки;

2.активные, когда банк выступает в роли кредитора, предоставляя средства клиентам, включая другие банки.

Всегда при осуществлении кредитных операций между конкретным коммерческим банком и различными субъектами возникают кредитные отношения, при которых последние обязаны при наступлении установленных сроков вернуть денежные средства с уплатой за их пользование процентов, дивидендов, комиссионного вознаграждения и т. п. Оформление этих отношений может быть различным: кредитный договор (соглашение), депозитный договор, договор на открытие корреспондентского счета, генеральный договор (соглашение) о межбанковском сотрудничестве, договор купли-продажи ценных бумаг, договор на факторинговое обслуживание, договор на открытие контокоррентного счета, овердрафта и др.

В соответствии с нормативными указаниями Национального банка РБ кредитные операции подразделяются на две группы: межбанковские кредиты и кредиты клиентам.

Межбанковские кредиты - это предоставление кредитных ресурсов банком-кредитором банку- заемщику не только в виде кредитов, но посредством депозитов, векселей, финансового лизинга, активного остатка по корреспондентским счетам банков, исполненных гарантией, выданных за другие банки.

К кредитным операциям с клиентами отнесены все виды кредитов, предоставляемых клиентам банка, кроме банков-корреспондентов, а именно:
кредиты в оборотные активы,
кредиты на инвестиции,
учет товарных векселей,
факторинг,
финансовый лизинг.
Нормативным документом, регламентирующим кредитные операции, является «Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата». В соответствии с ней банк является кредитором. Кредитополучатель - это юридические и физические лица, которые обязуются использовать полученные денежные средства по целевому назначению и возвратить в установленные договором сроки, включая проценты за пользование ими. Целевое использование предполагает наличие объектов кредитования. В соответствии с вышеназванной Инструкцией кредиты юридическим лицам, к которым отнесены и индивидуальные предприниматели, предоставляются на цели, связанные с созданием и увеличением оборотных и внеоборотных активов. В отдельных случаях объектом кредитования может быть выплата зарплаты по основной деятельности. Физическим лицам кредиты предоставляются на потребительские нужды и инвестиционные цели: строительство, приобретение, ремонт и реконструкцию жилых домов, квартир и др.

В макроэкономическом масштабе значение кредитных операций состоит в том, что посредством их банки превращают временно бездействующие (свободные) денежные средства в действующие, стимулируя процесс производства, обращения и потребления. Для коммерческих банков кредитные операции - это важнейший вид банковской деятельности, приносящий доход. Вместе с тем предоставление кредита сопряжено с кредитным риском, т. е. невозвратом суммы основного долга и процентов за него юридическими и физическими лицами. В этой связи при организации кредитных операций усилия коммерческих банков направлены на то, чтобы избежать или хотя бы минимизировать возможные потери от неисполнения обязательств клиентами. Этой цели подчинены действия сотрудников банка на всех стадиях (этапах) кредитного процесса, включающих:

- рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

- оценку кредитоспособности заемщика;

- изучение достаточности, приемлемости и ликвидности предоставленных заемщиком форм обеспечения исполнения обязательств по кредиту;

- структурирование кредита, заключение кредитного договора (соглашения);

- контроль за выполнением условий кредитного договора и погашением кредита;

- анализ качества кредитного портфеля;

- работу по возврату проблемных кредитов.

Важное значение при осуществлении кредитных операций имеет тщательный отбор потенциальных заемщиков с целью избежания риска невозврата основного долга по кредиту и процентов за него.

Субъекты кредитования.

Субъектом кредитования с позиции классического банковского дела являются юридические либо физические лица, дееспособные и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки. Другими словами, субъекы—это те, между кем совершается кредитная сделка.

Заемщиком при этом может выступить любой субъект собственности, внушающий банку доверие, обладающий определенными материальными и правовыми гарантиями, желающий платить процент за кредит и возвращать его кредитному учреждению.

Субъект получения ссуды может быть самого разного уровня, начиная от отдельного частного лица, предприятия, фирмы вплоть до государства. До перехода нашего хозяйства к рыночной экономике предприятия и организации при этом делились главным образом в отраслевом разрезе: промышленные, сельскохозяйственные, строительные предприятия, торговые, заготовительные, снабженческо-сбытовые организации. Постепенно, однако, от данного критерия отказались, и в настоящее время в основном публикуется статистика по следующим субъектам кредитования:

• предприятия и организации;

• физические лица;

• другие банки.

Субъекты кредитования можно разделить и соотнеся их с основной классификацией кредитов:
4)
Помимо данных форм кредита, вносящих в организацию кредитных отношений свои заметные особенности, в их классификации выделяется 
Объекты кредитования.

В узком смысле объект (< лат. objectum- предмет) - это вещь, под которую выдается ссуда и ради которой заключается кредитная сделка. . В промышленности, к примеру, банки кредитуют сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, тару, незавершенное производство, готовую продукцию, средства в расчетах. В торговле типичным объектом кредитования выступают товары, находящиеся в товарообороте. У сельскохозяйственных предприятий банки кредитуют затраты растениеводства и животноводства, минеральные удобрения, горючее и др.

Долгосрочные ссуды направляются на кредитование таких объектов как:
строительство производственных объектов;
реконструкция, техническое перевооружение, расширение производственных объектов;
приобретение техники, оборудования и транспортных средств;
организация выпуска новой продукции;
• строительство объектов непроизводственного назначения и т.д.

Объект банковского кредитования может быть частным или совокупным. Частным он становится в том случае, если то, "подо что" выдается кредит, обособляется, отделяется от других ссуд. Например, банк может кредитовать у своего клиента отдельно потребности, связанные только с накоплением тары, сырья или готовой продукции. Бывают случаи, когда в общем составе кредитов выделяются ссуды, предоставляемые не вообще под запасы сырья, а в связи с накоплением какой-то определенной его разновидности.

Прямая противоположность частному объекту - совокупный объект, когда кредит выдается под множество объектов, не обособленных друг от друга, а объединенных в один (общий, совокупный) объект.

Ссуда, однако, может выдаваться необязательно на формирование материального объекта, у заемщика вообще может не быть того, подо что в натурально-вещественном виде можно получить ссуду. В этом случае объектом выступает потребность заемщика в дополнительных ресурсах. В широком смысле объект поэтому выражает не только предмет в его материальном, осязаемом состоянии, но и материальный процесс в целом, который вызывает потребность в ссуде и ради обеспечения непрерывности и ускорения которого заключается кредитная сделка. В данном случае объектом кредитования, к примеру, может быть временный разрыв в платежном обороте, когда собственных средств и поступающей выручки (доходов) предприятия оказывается недостаточно для осуществления текущих или предстоящих платежей. Как правило, причины такого разрыва носят объективный характер, связаны с сезонностью производства, снабжения и сбыта продукции, текущими временными потребностями в платежах. В отдельных случаях общая потребность в ссуде может быть связана и с субъективными факторами, выражающими недостатки в деятельности заемщиков. В условиях спада производства наличие подобных ссуд оказывается более заметным явлением. Для банка-кредитора подобные ссуды, естественно, вызывают больший риск, зачастую они переходят в разряд трудных (проблемных) кредитов, длительное время невозвращаемых в банк, серьезно ухудшающих его кредитный портфель, вызывают необходимость усиления анализа кредитоспособности заемщика.

34. Законодательные основы взаимоотношения банка с клиентом в процессе кредитования. Нормативное регулирование кредитной деятельности банка.

Банковское законодательство поддерживает определенный консенсус интересов различных субъектов-банков, их клиентов и гос-ва.

Основные законы:
Закон «О ЦБРФ» от 10.07.2002 №86 ФЗ,
«О банках и банковской деят-ти» от 02.12.1990 № 395-1 ФЗ,
«О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №172 ФЗ,
«О противодействии легализации (отмывании) доходов полученных преступным путем и финансировании терроризма» от 07.08.2011 №115 ФЗ,
«О страховании вкладов физ. лиц в банках РФ» от 23.12.2003 №177 ФЗ,
«О национальной платежной системе» от27.06.2011 № 161 ФЗ,
«О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 140 ФЗ.
Согласно законодательству банк становится банком в случае выполнения трех вытекающих из его сути операций (чисто банковских операций):

1) депозитная;

2) кредитная;

3) расчетная.

Согласно закону банком считается такое учреждение, которое выполняет все три операции одновременно. Российское банковское законодательство не запрещает другим юридическим лицам выполнять банковские операции, эти операции не являются монополией только банка. Оно обязывает кредитную организацию, желающую заниматься одной из банковских операций, получить в Банке России лицензию, представить в Банк России соответствующую отчетность и ставит ее под контроль этого банка.

Помимо перечисленных традиционных операций банк выполняет:

1) кассовое обслуживание клиентов;

2) инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;

3) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

4) покупку и продажу иностранной валюты (в наличной или безналичной форме);

5) выдачу банковских гарантий;

6)осуществление переводов ден.средств физ. лиц без открытия банковского счета.

Эти 6 операций вместе с депозитными, расчетными и кредитными (всего 9) получили статус банковских операций. Согласно закону их могут выполнять только банки. За небанковскими кредитными организациями оставили право:

1) осуществлять клиринговые расчеты;

2) заниматься инкассацией денежных средств;

3) выполнять операции по обмену валюты;

4) управлять денежными средствами клиентов.

5. Особенности и принципы взаимоотношений банка с клиентами.

Физических и юридических лип, пользующихся услугами банка, называют клиентами. Клиент — тот, кто пользуется услугами, но и тот, кто платит.

Принципы взаимоотношений банка с клиентами

Под принципами взаимоотношений банка с клиентами понимают основы их деятельности, правила, которых им следует придерживаться. В отличие от правил банковской деятельности принципы взаимоотношений банка с клиентом затрагивают обе стороны.

1.Принцип взаимной заинтересованности предполагает сохранение взаимоотношений банка и клиента благодаря компромиссам, уступкам, основанным на реальных возможностях участников сделки.

2.Принцип платности. Банк и предприятие — коммерческие единицы, мотивом их деятельности является нс только производство продукта, но и получение прибыли.

3.Принцип рациональной деятельности, прежде всего принцип банковской деятельности. Но он соотносится не только с работой банка. Клиент потому и обращается в банк, что хочет рационально организовать свою деятельность — посредством денежно-кредитных платежей ускорить производство и обращение своего продукта.

4.Принцип обеспечения ликвидности. Ликвидность как способность расплачиваться по обязательствам одинаково важна для банка и клиента. В отношениях друг с другом обе стороны рассчитывают на сохранение своей ликвидности. Задача банка состоит в том, чтобы сохранить собственную ликвидность и обеспечить ликвидность своего клиента, предоставляя ему необходимые платежные средства.

5.Принцип взаимной обязательности требует учета интересов противоположной стороны, выполнения взаимных договоренностей.

Обязательность во взаимоотношениях сторон важна для всякого делового человека, рассчитывающего на успех.

6.Данный принцип тесно соприкасается с принципом доверительных отношений. Его больше всего связывают с кредитными отношениями, которые зачастую трактуются как отношения доверия между кредитором и заемщиком.

7.Не менее важен принцип ответственности. Банки и клиенты несут ответственность друг перед другом в случае невыполнения принятых договоренностей.

8.Банк и клиент как самостоятельные субъекты руководствуются принципом невмешательства. Они могут требовать лишь то, что предусмотрено соглашением, но не имеют права вмешиваться в повседневную деятельность друг друга. Исключение делается лишь для тех клиентов и банков, которые являются акционерами, обладающими долей в капитале, позволяющей им контролировать работу противоположной стороны.

9.Банк и клиент действуют по отношению к друг другу как к партнеру — принцип партнерских отношений. Каждый клиент вне зависимости от территориального расположения сам определяет, услугами какого банка ему воспользоваться. В равной степени это относится и к банку, который выбирает себе клиента. Банк работает на клиента, содействует непрерывности, высокому качеству, конкурентоспособности его производства, получению дохода, достаточного для воспроизводства. Обеспечивая получение клиентом дохода, банк реализует и свой коммерческий интерес, получая вознаграждение в форме ссудного процента или комиссии.

10.В соответствии с принципом договорных отношений основополагающие банковские операции (кредитные, депозитные и расчетные) оформляются договором. В более общем смысле с точки зрения права здесь можно говорить о принципе законопослушания. Банк и его клиенты ведут свою деятельность с соблюдением установленных законом правил.

11.Еще один принцип банковской деятельности — принцип дифференцированности, связанный с индивидуальными особенностями клиентов. Характер кругооборота капитала, направление деятельности клиентов вызывают неодинаковый подход к организации их кредитно-расчетного обслуживания, особую организацию аппарата управления банка.

Во взаимоотношениях друг с другом банк и его клиенты имеют определенные права и обязанности. Они вытекают из договорных отношений и определяются банковским законодательством. Права банка, как и всякого юридического лица, охраняются законодательством страны. Он вправе совершать экономические операции и сделки, определяемые его статусом, делая при этом все, что не запрещает закон и разрешают банковское законодательство и нормы, установленные Центральным банком Российской Федерации. При нарушении прав банк вправе защищать свои интересы в суде.

Обязанности банка. Банк должен выполнять обязательства, вытекающие из его договорных отношений с клиентом.

Банк обязан сохранять постоянство в манере деятельности, анализировать работу юридического лица не реже одного раза в год. На практике сбор сведений о клиентах и анализ деятельности крупных клиентов проводятся раз в квартал.

Банковская Важнейшая обязанность банка — сохранение в секретности тайна дел клиента.

Раскрытие информации допускается в четырех случаях:

1) с согласия клиента;

2) в интересах банка (если против банка начинаются процессуальные действия: чтобы защитить себя, он вынужден сообщать сведения без каких-либо ограничений);

3) в общественных интересах (если банку становятся известны факты террористических действий клиента или торговые отношения клиента с врагом в военное время).

4) в соответствии с законом.

Права и обязанности клиента

Банковское законодательство обеспечивает клиенту права:

1.на открытие счета в банке;

2.на возврат средств, помещенных на счет в банке;

3.на отсрочку платежа банку;

4.в определенных случаях — на самостоятельное выполнение некоторых банковских операций;

5.на участие в совете банка, банковских ассоциациях.

Обязанности клиента не менее определенны. Клиенты ответственны перед законом за свою подпись в договорах с банком. Друг с другом они должны рассчитываться не напрямую, а через банки (при совместном финансировании проектов через 2—3 банка).

Клиенты обязаны соблюдать правила, установленные банком, при совершении тех или иных операций. В процессе кредитования клиент обязуется своевременно представлять достоверную информацию, свой баланс, при необходимости — некоторые расшифровки к отдельным его статьям, информировать о важных изменениях в финансовой, производственной или торговой деятельности.

При проведении расчетных операций клиент должен правильно оформлять расчетные документы, чтобы предотвратить случаи мошенничества или подделки и не вводить банк в заблуждение. Давать поручения о перечислении платежей клиент обязан, если на его расчетном счете имеются достаточные ресурсы, в противном случае между ним и банком должен быть заключен договор об овердрафте.

Если клиент хочет провести платеж, он обязан прийти в банк и на месте заполнить необходимые денежные документы, либо заблаговременно дать банку распоряжение о перечислении определенных сумм со своего счета.

В обязанности клиента входит анализ деятельности банка, которому он доверяет денежные средства и через который проводит платежи.

Тенденции развития банка с клиентом:

1.в области численности и состава клиентов (Увеличение банковского сегмента экономических отношений стало возможным за счет увеличения масштабов производственной, торговой, финансовой деятельности экономических субъектов и за счет роста их числа. Благодаря развитию информационных технологий, электронной и компьютерной техники банки проникают на удаленные территории, завоевывают новых клиентов);

2.усиление внимания банка к клиентам (физ. лицам)- Среди потребителей банковских услуг мы видим людей старше 70 лет, несовершеннолетних граждан. Заметно расширяется перечень услуг, которыми пользуются клиенты банков. Чем более развита экономика страны и выше достаток населения, тем более развитыми оказываются связи банков с физическими лицами.

3.в области взаимоотношений банка с клиентами: Усиливаются межбанковская конкуренция за привлечение новых потребителей банковских продуктов и услуг. Еще одна тенденция — сращивание традиционного банковского продукта с небанковским продуктом. К тенденциям можно также отнести дифференциацию отношений банка с клиентом. Банк выделяет более прибыльных клиентов, предоставляет им льготы. В отношении тех, кто вызывает сомнения, банк принимает меры предосторожности, снижает кредитный рейтинг. Такая индивидуализация позволяет ему привлечь на свою сторону финансово стабильных клиентов, снизить риски отношений с менее устойчивыми. По линии повышения ответственности банк, предоставивший кредит, должен проанализировать работу клиента, «чистоту» его бизнеса.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей