Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Организационно-методические проблемы опроса (Докторов и др., 1990). Организационно-методические проблемы опросаГлава Нормативный подход к планированию и организации опросов


НазваниеОрганизационно-методические проблемы опросаГлава Нормативный подход к планированию и организации опросов
АнкорОрганизационно методические проблемы опроса (Докторов и др., 1990).pdf
Дата12.05.2017
Размер2.04 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOrganizatsionno-metodicheskie_problemy_oprosa_Doktorov_i_dr__199
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#18365
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5
Раздел III
Организационно-методические проблемы опроса

Глава Нормативный подход к планированию и организации опросов

Основная проблема организации социологических исследований — противоречие между ограниченностью материально-технических возможностей социологов и спецификой природы и свойств изучаемых социальных процессов и явлений. Специфика социальных процессов коренится в их разнообразии, сложности, массовости, вследствие чего проведение социологических исследований связано с накоплением и преобразованием огромных массивов данных.
Кроме того, при исследовании социальных явлений каждая единица наблюдения задается множеством признаков, и объем эмпирической информации еще более возрастает, если социолог наблюдает социальные явления не в статике, а в динамике. Все это предопределяет коллективный характер исследовательской деятельности и приводит к необходимости выработки стратегии и планов организации исследований, подчиняющих труд отдельных ученых решению общей задачи.
Примером может служить одно из первых наиболее крупных исследований общественного мнения, проведенное в 1967 — 1974 гг. в Таганроге под руководством Б. А. Грушина. Этот комплексный проект включал в себя 11 относительно самостоятельных исследований использовались 85 полевых документов (не считая инструкций) ; в отдельные периоды в работе участвовали свыше 40 сотрудников и более 100 внештатных работников к обработке было допущено около 60 тыс. носителей первичной информации (анкеты, интервью, бланки самофотографии, записи наблюдений, тесты, статистические документы итоги математической обработки отражены в 40 с лишним тысячах табуляграм и таблиц
В Ленинграде исследования общественного мнения стали проводиться планомерно с 1971 г. С этой целью создана и успешно эксплуатируется выборка работающего населения, репрезентирующая его по ряду важнейших показателей. Как правило, исследования проводятся на выборке объемом в 2000 человек. К сбору первичных данных привлекается 220—230 общественных распространителей анкет и организаторов опроса на местах. Схема организации, апробированная более чем в десяти исследованиях, позволяет осуществить сбор и машинную обработку данных в течение 24 часов 2. Опыт планирования и проведения этих исследований основан на использовании нормативов продолжительности и трудоемкости, о которых пойдет речь дальше.
В общем случае под нормативами можно понимать перечень научно обоснованных правил, запрещающего (так не делай) и рекомендующего делай так) характера, упорядочивающих исследовательский Процесс-
Принцип нормативности может иметь в социологии достаточно универсальное значение. Представляется, что нормативы могут быть отнесены к двум классам. К первому относятся правила, регламентирующие стратегию планирования и осуществления исследовательской деятельности, ко второму — тактику, или конкретные операции, совершаемые социологом при сборе и обработке данных в целях обеспечения высокого качества получаемых результатов. В первом случае имеются ввиду, в частности, общие правила планирования и проведения социологических исследований, показатели трудоемкости и продолжительности, приемы структурирования исследовательского процесса. Примерами нормативов второго класса являются рекомендуемые для проведения конкретных типов исследований объемы выборок допустимые доли уклонения от ответа на вопросы анкеты максимальные частоты выбора одной градации ответа (ситуация все или ничего, допустимый процент ответов вида не знаю », не могу сказать и т. д.
Хотя оба класса нормативов взаимосвязаны, каждый из них может быть предметом самостоятельного анализа. Рассмотрим вопросы обоснования, расчета и использования нормативов первого класса — показателей продолжительности и трудоемкости.
Нормирование труда означает установление меры затрат труда, или суммарных общественно необходимых затрат рабочего времени, на производство определенной потребительской стоимости, при усредненных для конкретного периода производственно-тех­
нических условиях. Очевидно, разные по своему характеру и содержанию виды труда облагают различной способностью быть нормируемыми, и наиболее сложным оказывается обоснование и расчет норм на труд научных работников, ибо он максимально субъективен, оригинален, неповторим. Однако интересы общества, действие закона роста производительности труда предполагают осуществление эффективного поиска подходов к нормированию и данного вида общественно необходимой деятельности. Дифференцирование трудовых затрат, контроль за расходованием временных и материальных ресурсов — один из важнейших рычагов повышения экономической эффективности исследований в любой области науки.
Конкретный алгоритм расчета нормативов научно-исследова- тельского труда должен учитывать следующие основные принципы нормированию подлежат все работы, связанные с процессом решения научно-исследовательской проблемы, за исключением работ сугубо исследовательского свойства, подчиненных созданию теории;
особенности и специфика конкретного исследовательского процесса задают локальность или частный вид использования единых нормативов;
нормирование должно учитывать специфику труда различных категорий научных работников;
установление большинства норм должно производиться косвенным путем;
нормирование базируется на определенной системе классификации видов деятельности;
основой разработки нормативов является статистическая база, содержащая первичную информацию, состав и объем которой обеспечивают возможность создания укрупненных и дифференцированных норм трудоемкости.
При нормировании трудоемкости и временных затратна теоретические и поисковые НИР, где резко ограничена возможность разработки нормативов по аналогии и исключительно малую роль играет опыт планирования и организации, накопленный в предшествующих исследованиях, используют экспертный метод. Объектом нормирования здесь могут быть лишь все исследования в целом или наиболее крупные его разделы, асами нормативы — укрупненными. Опытные специалисты способны предложить оптимистические, или минимальные оценки продолжительности работы, и пессимистические, или максимальные параметры процесса исследования, но реальные трудоемкость, продолжительность, скорее всего, будут находиться между этими экстремальными величинами.
Директивный метод нормирования, при котором сроки исполнения работ и средства для их осуществления спускаются сверху в приказном порядке, в практике социологии еще встречаются. Например, руководитель предприятия, обсуждая с сотрудниками социологической службы новую исследовательскую тему, говорит, что результаты будут нужны ему уже «завтра».
Опытно-статистический метод нормирования основан на сопоставлении особенностей предстоящей работы с признаками ранее выполненных исследований. Обобщенные отчетно-статистические данные о завершенных НИР сводятся в специальные таблицы, и путем аналогии разрабатываются нормативы продолжительности и трудоемкости планируемых работ. Обычно таким образом создаются укрупненные нормативы объектом нормирования выступают как исследование в целом, таки его отдельные этапы, операции.
Близким к рассмотренному оказывается нормативно-анало­
говый метод. Базой нормативных оценок являются данные, отражающие накопленный опыт планирования и проведения НИР, сами же нормативы вычисляются с помощью переводных коэффициентов 4, учитывающих специфику предстоящей работы, ее сложность и новизну

Расчетно-аналитический метод нормирования состоит в определении трудоемкости в зависимости от отдельных параметров
НИР. Предстоящая работа расчленяется на отдельные элементы, для которых производятся расчеты ожидаемых значений трудоемкости и продолжительности с помощью эмпирически установленных формул.
В наименовании каждого из приведенных методов нормирования подчеркиваются его специфические черты, отличающие данный метод от других. Вместе стем каждый из методов, за исключением директивного, включает некоторые элементы других методов. Например, эксперты, принимая решение о показателях трудоемкости и продолжительности НИР, стремятся к максимальному овладению статистической информацией и активно прибегают к заключению по аналогии. В свою очередь, определение переводных коэффициентов не является строго аналитической процедурой, в значительной степени она и экспертная.
Процесс разработки нормативов состоит из следующих этапов. Определение цели разработки нормативов, установление объектов нормирования и видов норм, определение методов нормирования. 2. Классифицирование объектов нормирования. 3. В зависимости от методов разработки нормативов и характера объекта нормирования устанавливается система оценки трудоемкости и продолжительности, а также и виды норм. Основными критериями трудоемкости и продолжительности служат сложность работ, новизна и т. и. 4. В процессе сбора и систематизации информации, отражающей трудоемкость и продолжительность ранее выполненных работ, создается исходная статистическая база нормирования. Источником информации служат данные самофотографии рабочего дня, материалы наблюдений, учетные графики и т. д. 5. Разрабатываются сводные нормативные материалы ив соответствии с принятым способом нормирования устанавливается нормативная величина трудозатрат и продолжительность выполнения работ.
Разработанные нормативы трудоемкости и продолжительности уточняются практикой деятельности ученых, пересматриваются, заменяются на более обоснованные.
Основой для разработки нормативов является выделение структурных элементов процесса социологического исследования. Анализ методической литературы позволяет выделить в качестве наиболее крупных структурных компонентов основные этапы организации исследовательской работы.
Этап первый — разработка заказана исследование. Цель этапа заключается в детальной проработке задания на исследование общественного мнения, формулируемого заказчиком (например, директивными органами или редакцией газеты) перед исследователями. При этом тщательно обсуждаются теоретические и прикладные задачи исследования, уточняется характер и объем информации, требуемой заказчику для принятия управленческого решения, назначается уровень надежности данных, сроки проведения этапов и отдельных операций исследования, конкретизируются особенности организационно-технического плана исследо­
вания.
Этап второй — разработка программы исследования. Основная функция этапа заключается в выделении научной проблемы исследования ив определении характера, направления, способов ее решения. Это наиболее сложная, творческая часть работы социолога является по преимуществу теоретической, и здесь трудно в полной мере осуществлять нормативный подход.
Этап третий — разработка полевых документов. Содержание этапа связано с созданием рабочих вариантов методик, пилотированием, утверждением (согласованием с заказчиком) опросных документов и соответствующих инструкций, передачей документов в типографию.
Этап четвертый -- разработка выборки. В хронологическом отношении настоящий этап осуществляется одновременно с разработкой полевых документов. В содержание этапа входит сбор статистических данных о генеральной совокупности, построение выборочной модели, разработка плана организационных мероприятий, подготовка всей необходимой документации.
Этап пятый — тиражирование нолевых документов.
Этап шестой — сбор первичной информации. Реализация этого этапа обусловлена спецификой используемых методов сбора данных, характером исследуемой совокупности и типом собираемой информации, сроками проведения исследования. Этап включает всю совокупность операций по подготовке документов для их заполнения, по обучению сборщиков первичных данных (интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей и др, координации и управлению их деятельностью, по приемке и первичному контролю поступающих полевых документов.
Этан седьмой — обработка информации. Здесь можно выделить группу необходимых предварительных преобразований первичной информации (кодирование, перфорация, ввод данных в ЭВМ и их контроль) и период машинной обработки.
Этан восьмой — анализ результатов обработки и подготовка отчета об исследовании. На этом этапе выполняются следующие виды работ составляется макет отчета, анализируются результаты машинной обработки первичной информации, подготавливаются отчеты (экспресс-отчет, промежуточный отчет, итоговый документ, разрабатываются практические рекомендации, основывающиеся на итогах исследования общественного мнения, и формулируются новые задачи для последующих исследований.
Этап девятый — консервация материалов исследования. В структуре регулярных исследований общественного мнения консервация становится необходимым, важнейшим звеном всей системы организации исследования. Консервация включает в себя не только пакетирование и опись всех имеющихся документов, но и создание машинного архива данных, а также тщательную фиксацию хода исследования с целью анализа всей организационно­
технической деятельности. Консервация — одно из центральных
мероприятий, обеспечивающих преемственность социологических исследований.
Обоснование показателей продолжительности и трудоемкости требует выделения более мелких структурных образований, нежели этап. Особенности социологических исследований порождают столь значительную вариабельность качественных и количественных параметров этапов, которой было бы неверно, да и невозможно, пренебречь при выработке нормативных показателей. Для обозначения следующих структурных образований предлагается использовать термин операция. Выделить границы, дать точное описание содержания операций в отдельных случаях представляется весьма затруднительным, поэтому для обоснования нормативов на подготовку и проведение исследований общественного мнения мы будем пользоваться теми рабочими определениями этих структурных элементов социологического исследования, которые утвердились в отечественной социологии.
Структура и конкретные значения нормативных показателей зависят от типа исследования. Рассмотрим основные типы исследований общественного мнения.
Первый тип — углубленное исследование малоизученных проблем, связанное с созданием теории, ориентированное на выработку совокупности практических рекомендаций, характеризуется комплексным, многоуровневым исследованием процессов и явлений. При проведении подобного исследования социологи обращаются к множеству самых разнообразных методов и приемов сбора и анализа информации используются и создаются различные приемы повышения надежности данных исследование проводится на достаточно больших выборках и по нескольким методикам. Общий объем первичной информации достигает 10—11 млн знаков.
Второй тип — регулярное исследование проводится поболее узкому спектру научно-практических проблем, подчинено конкретизации и углублению имеющихся теоретических разработок и эмпирических данных о закономерностях развития и функционирования общественного мнения, ограничено анализом конкретных социальных феноменов. Сбор данных осуществляется с помощью опросов и анализа документов, численность выборки не превышает трех тысяч, опрос проводится по одной методике. Суммарный объем получаемой информации — до 600 тыс. знаков.
Исследования третьего типа — зондажи общественного мнения. По большинству критериев к ним близки исследования четвертого типа — экспресс-опросы. Их цели — оценка конкретных состояний общественного мнения, получение «моментной фотографии. Основные приемы сбора данных — опросы (анкетирование и интервьюирование. Специальные приемы повышения надежности данных не разрабатываются. Используется уже накопленный опыт и ранее разработанные, апробированные методики. Если зондажи связаны с изучением отдельных срезов социальных явлений, то экспресс-опросы — с исследованием отдельных характеристик этих явлений и процессов. Объемы выборок до двух
тысяч используются относительно небольшие вопросники. Итоговый объем информации до 300 тыс. знаков.
Нормативы продолжительности исследований обобщают опыт деятельности многих социологических коллективов (не только исследующих общественное мнение, а также учитывают требование оперативности представления информации директивным органам. Разбивка процесса исследования на периоды, отвечающие отдельным этапам, установление места этапов и операций на оси времени осуществляются таким образом, чтобы уложиться в общие временные границы исследования.
В табл. 3.1.1 приведены временные показатели восьми типов исследований общественного мнения населения крупного города, указана общая продолжительность и длительность отдельных этапов. Для углубленного исследования, если оно проводится впервые, нормативы сформулированы в месяцах в днях указаны сроки проведения зондажного опроса, проводимого повторно, и экспресс-опросов. Продолжительность этапов всех остальных типов приведена в неделях.
Общая продолжительность исследований значительно меньше суммы продолжительностей этапов. Дело в том, что отдельные эта-
Таблица 3.1.1. Укрупненные временные нормативы подготовки и проведения различного типа исследований общественного мнения *
Этап
исследования
Исследование
углубленное
регулярное
зондаж
экспресс
н
о
в
о
е
п
о
в
т
о
р
н
о
е
н
о
в
о
е
п
о
в
т
о
р
н
о
е
н
о
в
о
е
п
о
в
т
о
р
н
о
е
н
о
в
о
е
п
о
в
т
о
р
н
о
е
Общая продолжительность
9
20
17
12
9
25
20
15
исследования
(мес.) (нед) (нед) (нед) (нед.)
(дн.)
(дн.)
(дн.)
В том числе:
разработка заказана ис­
1
2
2
1
2
5
2
1
следование
разработка программы иссле­
3
4
5
2
4
8
дования
разработка опросных до­
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей