Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Организационно-методические проблемы опроса (Докторов и др., 1990). Организационно-методические проблемы опросаГлава Нормативный подход к планированию и организации опросов


НазваниеОрганизационно-методические проблемы опросаГлава Нормативный подход к планированию и организации опросов
АнкорОрганизационно методические проблемы опроса (Докторов и др., 1990).pdf
Дата12.05.2017
Размер2.04 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOrganizatsionno-metodicheskie_problemy_oprosa_Doktorov_i_dr__199
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#18365
страница4 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5
Постоянные сети интервьюеров в США
В США существуют различные типы социологических исследовательских организаций. Во-первых, это факультеты, кафедры, лаборатории при университетах, проводящие исследования силами нескольких сотрудников и временного персонала, привлекаемого для сбора и обработки данных. Во-вторых, это самостоятельные исследовательские центры в университетах, которые проводят крупномасштабные исследования по заказам правительственных организаций и Национального научного центра. В-третьих, это некоммерческие центры и институты. В-четвертых, это коммерческие центры, к которым относятся известные службы но изучению общественного мнения Янкеловича, Гэллапа, Роупера. Множество коммерческих центров занимается изучением потребительского спроса.
Рассмотрим организацию постоянных сетей интервьюеров на примере Мичиганского университета. В структуре центра, кроме подразделений, выделенных по проблемному принципу (молодежь, исследования городской среды, экономическое поведение и т. д, имеются методические подразделения (сектор выборки, кодирования, методики массовых опросов) и специализированный отдел по организации нолевого этапа исследований. Из 30 сотрудников этого отдела 6 занимаются организацией телефонных опросов и 28 обеспечивают обычные опросы, в том числе 12 сотрудников занимаются созданием и организацией сети интервьюеров.
В тех районах страны, которые входят в состав национальной выборки, сотрудники полевого отдела подбирают и зачисляют в свой штат руководителей местных групп интервьюеров. Каждая из этих групп может включать 20 (иногда больше или меньше) интервьюеров. Руководители групп на местах выполняют большой объем работы, связанной с поездками в разные поселения своего района, с подбором нужного числа интервьюеров, контролем их работы, заменой выбывших работников новыми и т. д. В среднем руководители региональных групп работают 20—30 часов в неделю и имеют довольно скромный заработок. Большинство этих работников — женщины. Они пользуются специальным пособием Справочник руководителя».
Центр располагает 200 постоянными интервьюерами. Средний стаж работы интервьюера — около пяти лет, средняя норма занятости каждого из них — 12 часов в неделю. Они получают почасовую оплату — 4 долл, в час и 25 центов за милю пути до респондента. Основной способ поиска новых интервьюеров — публикация объявлений в газете. Отбор интервьюеров проводится с помощью психологических тестов и проверки знаний, усвоенных в процессе
специального обучения. Разработано специальное пособие для интервьюера, а документация каждого исследовательского проекта включает письменные инструкции для интервьюеров. В течение многих лет в штате постоянных интервьюеров преобладают женщины (от 70 до 90 % Приложение Фрагмент дневника
и анкета радиослушателя и телезрителя
Уважаемый товарищ!
Вычислительный центр Эстонского радио проводит опросы населения нашей республики, чтобы узнать, сколько слушают и смотрят разных радио- и телепередач.
Просим Вас заполнить настоящий дневник, те. отметить, какой канал и когда Выслушали или смотрели.
Н а пример если Выслушали от 20.45 до 21.00 передачу радиостанции Маяка с 21.00 досмотрели передачу Центрального телевидения, тов таблице отметьте это так:
ЭР/э
З р /р
Всес.
Маяк
Зар.
ЭТВ
ЦТВ
ЛТВ
ФТВ
2 0 .4 5 -2 1 .0 0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
2 1 .0 0 -2 1 .1 5 1
2 3
4 5
6 7
8 Названия программ сокращены следующим образом:
ЭР/э — Эстонское радио на эстонском
языке;
ЭР/р — передачи Эстонского радио на русском языке;
Всес. — я программа Всесоюзного
радио;
Опрос является анонимным. Ваш писать не надо.
Заранее благодарны Вам!
Маяк — радиостанция «Маяк»;
Зар. — зарубежные радиостанции
ЭТВ — Эстонское телевидение;
ЦТВ — Центральное телевидение
ЛТВ — Ленинградское телевидение
ФТВ — Финское телевидение.
адрес и фамилия нас не интересуют, их
С уважением социологи ВЦ Эстонского радио
Понедельник ЭР э Эр/р
Всес.
Маяк Зар.
ЭТВ
ЦТВ ЛТВ
ФТВ
1. 6 .0 0 - 6 .1 5 1
2 3
4 5
6 7
8 9
2. 6 .1 5 - 6 .3 0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
3. 6 .3 0 - 6 .4 5 1
2 3
4 5
6 7
8 9
4. 6 .4 5 - 7 .0 0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
5. .7 .0 0 - 7 .1 5 1
2 3
4 5
6 7
8 9
6. 7 .1 5 - 7 .3 0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
7. 7 .3 0 - 7 .4 5 1
2 3
4 5
6 7
8 9
8. 7 .4 5 - 8 .0 0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
9. 8 .0 0 - 8 .1 5 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10. 8 .1 5 - 8 .3 0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
11. 8 .3 0 - 8 .4 5 1
2 3
4 5
6 7
8 9
12. 8 . 4 5 - 9 .0 0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
13. 9 .0 0 - 9 .1 5 1
2 3
4 5
6 7
8 9
14. 9 .1 5 - 9 .3 0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
15. 9 .3 0 - 9 .4 5 1
2 3
4 5
6 7
8 9
16. 9 .4 5 -1 0 .0 0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
1 7 .1 0 .0 0 -1 0 .1 5 1
2 3
4 5
6 7
8 9
18.10.15 10.30 1
2 3
4 5
6 7
8 9
1 9 .1 0 .3 0 -1 0 .4 5 1
2 3
4 5
6 7
8 9
2 0 .1 0 .4 5 -1 1 .0 0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
27

2 1 .1 1 .0 0 - 11.15
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2 2 .1 1 .1 5 - 11.30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2 3 .1 1 .3 0 - 11.45
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2 4 .1 1 .4 5 - 12.00
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2 5 .1 2 .0 0 - 12.15
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2 6 .1 2 .1 5 - 12.30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2 7 .1 2 .3 0 - 12.45
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2 8 .1 2 .4 5 - 13.00**
1
2
3
4
5
6
7
8
9
* Аналогичные бланки предлагаются для каждого дня недели Аналогично регистрируются затраты времени до конца суток — 01.00 ч. Сколькими радиоприемниками Вы можете пользоваться?

(напишите число. Есть среди них и стереорадио?
Да
Нет
На каких волнах Вы можете слушать радиопередачи, если хотите. на длинных волнах. на средних волнах.
1
5. на коротких волнах. на ультракоротких волнах .................................................................................. Какими волнами Вы больше всего пользуетесь. длинными волнами. средними волнами. 1
9. короткими волнами. ультракороткими волнами. По каким телеканалам Вы можете посмотреть передачи, если хотите. по каналу Эстонского телевидения.
^
12. по каналу Центрального телевидения.
1
13. по каналу Ленинградского телевидения.
1
14. по каналу Финского телевидения. Какого вида Ваши) телевизоры. черно-белый
1
16. цветной.
1
17. транзисторный.
\
18. с возможностью посмотреть передачи на дециметровой волне.
I
19. импортный. Местожительства Таллин н другие города, поселки деревня. Пол
м уж с кой женский. Образование
до
4 классов
1
5 — 8 классов незаконченное среднее среднее среднее специальное незаконченное высшее высшее у

23. Кем Выработаете пенсионер, домашняя хозяйка. работник торговли или бытового обслуживания работник сельского хозяйства студент. учитель, культ, мед- или научный работнику чащи й с я служащий административный работники н жене р ноте х ни чески й работник рабочий. Возраст лет
1
2 0 - 2 9 лет лет Приложение 2
«Утверждаю»
Начальник ВЦ Эстонского радио ______ « _______ 199 г.
Д оговор Мы, нижеподписавшиеся- руководитель группы Вычислительного центра
Эстонского радио ------------------------- , в дальнейшем Вычислительный центр игр. ---------------------------- , в дальнейшем интервьюер заключили настоящий договор в следующем. Вычислительный центр поручает, а интервьюер берет на себя заполнение
анкет (дневников) № --------- на- человек, демографические данные которых
указаны в Приложении настоящего договора. Время опроса с ---------------------------- по г. Интервьюер обязуется закончить данную работу и передать Вычислительному центру или выслать почтой не позднее г. Вычислительный центр выплачивает интервьюеру по- руб. за каждую
заполненную анкету (дневник, всего- руб. Оплата производится после получения заполненных анкет в дни выплаты заработной платы в Вычислительном центре — 3 и 18 числа каждого месяца. Все споры, могущие возникнуть поданному договору, разрешаются в существующем законном порядке. Настоящий договор составлен водном экземпляре, который интервьюер возвращает Вычислительному центру вместе с заполненными анкетами лет лет лет или старш е..............................6
Получено в
____________ 199 г.
Номера анкет Выплатить руб. Адреса сторон Вычислительный центр:
Интервьюер:
Вычислительный центр Эстонского радио
200100 Таллинн, Ломоносова, 21 тел. 4 3 4 -4 9 5 , 4 3 0 -3 5 Фамилия Им я---------------------------------------

Отчество---------------------------------
Домашний адрес -Т елефон---------------------------------
Место работы
Т ел еф он Год рождения -Серия и № паспорта--------------
Платит ли налог за бездетность да нет (почему?)
Подпись ---------------------------------
29
Задание интервьюеру
К договору № Просим опрашивать __________ человек, из которых
м уж чин---------------
женщин -С образованием:
до 4 классов —8 классов
незаконченное среднее среднее -среднее специальное -незаконченное высшее- высшее- -Род занятия опрашиваемых:
пенсионер или домохозяйка- -работник торговли или бытового обслуж ивания-------------------------
работник сельского хозяйства ------------------------------------------------ студент -учитель, культ, мед- или научный работник----------------------------
учащийся ------------------------------------------------------------------------------ служащий (административный р аботник)----------------------------------
инженерно-технический работник -------------------------------------------- рабочий -Возраст опрашиваемых 5 - 1 9 лет ----------------------------------------
4 0 - 4 9 лет ------------------
20 — 29 лет ----------------------------------------
50—59 лет ------------------
30—39 лет ----------------------------------------
60 лети старше -Просим вовремя выслать выполненную вами работу Заранее Вам благодарны
социологи В!(ЭР.
Глава Организация работы полевой лаборатории
Проведение полевых работ — это специфический вид деятельности, существенно отличающийся от деятельности но разработке программы и плана исследования, анализу и обобщению его результатов. Он требует знаний и умений совсем иного порядка развитых организационных способностей, умения общаться со многими людьми, руководить их работой, завоевывать их симпатии, знания конкретной ситуации (например, в городе, в сельской местности, на предприятии, умения предусмотреть возможные осложнения входе проведения полевых работ, оперативно разрешать возникающие проблемы, конфликтные ситуации и т. п. Полевая социологическая лаборатория — это своеобразный трудовой коллектив, часто весьма многочисленный. Своеобразие этого коллектива (в его
составе руководители работ, анкетеры или интервьюеры и т. п) состоит в том, что в условиях, характерных для проведения социологических исследований в нашей стране, он чаще всего создается на определенный, относительно краткий период времени и включает людей, не обладающих специальной профессиональной подготовкой, часто впервые сталкивающихся с социологическими исследованиями.
С необходимостью создавать такие коллективы в момент реализации полевой стадии исследований сталкиваются и сотрудники социологических институтов, работающих в системе Академии науки ведомственные социологические подразделения, и социологические коллективы при обкомах, горкомах, райкомах КПСС, и группы заводских социологов.
Естественно, что комплекс организационных проблем зависит от объема исследовательских задач, которые предстоит решить. Организационная работа будет сложнее, например, при создании постоянно действующей социологической службы (к примеру, для изучения общественного мнения в масштабах страны или при обеспечении функционирования заводской социологической лаборатории или при сборе информации по комплексу проблемно для социологов, организующих лишь один конкретный опрос, эти задачи существенно упрощаются. Различаются организационные проблемы, связанные с характером выборки деятельность лаборатории (вернее, сети лабораторий, реализующей всесоюзный опрос населения, сложнее, чем деятельность той, которая занята осуществлением полевых работ по опросу в областном, районном масштабе, в рамках одного города, одного конкретного предприятия и т. п.
Для того чтобы*более четко представить конкретные организационные проблемы, рассмотрим в качестве примера опыт организации социологической лаборатории, работавшей в Таганроге в 1979 г. в период проведения исследования Средства пропаганды в социальном управлении трудовым коллективом. Это исследование было выполнено сектором социальных проблем коммунистического воспитания и формирования личности Института социологических исследований АН СССР.
В данном случае речь идет об исследовании, предусматривавшем проведение массового интервьюирования трудящихся города на основе репрезентативной выборки. Требовалось в кратчайшие сроки организовать коллектив, который мог бы в течение недели обеспечить интервьюирование 2000 тыс. человек, работающих на 33 предприятиях ив учреждениях города (в их число входили два промышленных предприятия-гиганта, на каждом из которых предполагалось опросить рабочих, служащих, ИТР 12 цехов и отделов).
Естественно, организация такого крупного исследования потребовала решения значительного числа организационных проблем, характерных и для опросов более простых типов. Возникла необходимость думать об особенностях опроса на предприятиях ив учреждениях самого различного типа на металлургических заводах, в школах, больницах, таксомоторных парках, столовых, кинотеатрах, почтовых отделениях, на строительных площадках и т. д. Следовательно, этот большой опрос как бы включал в свой состав значительное число более простых микроопросов.
Кроме того, при организации рассматриваемого исследования социологи опирались на актуальную помощь и содействие руководящих партийных органов различного уровня (горкома, райкома, парткома, партбюро предприятия и учреждения. Опыт социологических исследований в нашей стране показывает, что при такой помощи и содействии организация социологических опросов бывает наиболее успешной.
И наконец, рассматриваемое исследование проводилось силами интервьюеров, деятельность которых не оплачивалась социологической лабораторией. Опыт показывает, что проведение опросов на такой основе в нашей стране наиболее распространено ив организационном отношении является более сложным, чем опрос на базе постоянных сетей интервьюеров. Необходимость оперативного проведения исследований вынуждает руководителей опросов привлекать к анкетированию, интервьюированию значительное число анкетеров, каждый из которых вступает в контакт не более чем с 10—20 опрашиваемыми. Оплата труда, когда она оказывается возможной, бывает обычно незначительной и сама по себе слабо стимулирует исполнителей. Иное дело, если социологу удается убедить руководство предприятий и учреждений, самих анкетеров, интервьюеров в том, что результаты их работы полезны обществу, городу, конкретным трудовым коллективам. Многочисленные беседы с людьми, участвовавшими в социологических опросах на рассматриваемых выше началах, убеждают, что многие из них считают свою работу в качестве анкетеров и интервьюеров значимым проявлением своей общественной активности, мотивируют ее желанием способствовать скорейшему искоренению негативных явлений.
Начальный этап подготовки опроса в определенном регионе в городе, на предприятиях) предполагает установление контактов с руководящими партийными, советскими, хозяйственными руководителями. Цели таких контактов обычно связаны с необходимостью согласовать вопросы
1
) о возможности проведения опроса в городе, в области в определенный период времени) о возможности проведения опроса на определенных конкретных предприятиях ив учреждениях 3) о выделении помещения, где будет работать полевая социологическая лаборатория 4) о подборе анкетеров, интервьюеров 5) о форме выдачи результатов исследования, в которой заинтересованы руководящие органы и т. п.
Следует подробно ознакомить работников руководящих органов с целями и задачами исследования, с текстом полевого документа, учесть их принципиальные замечания (познакомить с содержанием анкеты, интервью, особенно если они касаются острых
злободневных проблем, следует еще на этане завершения их подготовки, до размножения. Целесообразно в этот период собрать совещание, в котором приняли бы участие секретари парткомов всех предприятий и учреждений, где предполагается проводить опрос. Их также необходимо подробно проинформировать о предстоящем исследовании, обратиться к ним с просьбой согласовать вопрос о проведении исследования с административным руководством своих предприятий и учреждений.
В нашем примере результатом таких контактов стало решение вопроса о сроках проведения массового интервьюирования выделение из числа работников трех городских райкомов партии сотрудников, которые были призваны оказывать помощь социологам в решении организационных проблем, в подборе кадров интервьюеров выделение на каждом предприятии ив учреждении, где предполагалось провести опрос, уполномоченных из числа заводских социологов, работников отделов научной организации груда, отделов кадров, которые должны были оказывать помощь полевой лаборатории в мом
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей