Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Организационно-методические проблемы опроса (Докторов и др., 1990). Организационно-методические проблемы опросаГлава Нормативный подход к планированию и организации опросов


НазваниеОрганизационно-методические проблемы опросаГлава Нормативный подход к планированию и организации опросов
АнкорОрганизационно методические проблемы опроса (Докторов и др., 1990).pdf
Дата12.05.2017
Размер2.04 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOrganizatsionno-metodicheskie_problemy_oprosa_Doktorov_i_dr__199
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#18365
страница5 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5
33
В исследовании, проведенном в Таганроге, в число интервьюеров вошли в основном заводские социологи, работники отделов научной организации труда, преподаватели, студенты педагогического вуза и т. д. Списки интервьюеров включали сведения о фамилии, имении отчестве интервьюера, его образовании, месте работы в должности, месте жительства и телефонах.
Обычно количество анкетеров (интервьюеров) определяется планируемыми сроками проведения полевой стадии исследования, возможностями, предоставляемыми руководящими органами города, района. В нашем случае было выделено 105 интервьюеров из расчета, что опрос будет осуществляться в течение пяти дней, и один интервьюер ежедневно будет проводить по четыре интервью. Пять человек составляли резерв для замены заболевших, для выборочного проведения контрольных интервью. Интервьюеры включались в списки на условиях предварительной договоренности сними лично и с руководством предприятий или учреждений, где они работают, учатся. Списки должны быть готовы затри- четыре дня до начала инструктажа.
Подготовка заданий для интервьюеров — важный элемент организации опроса. Задание выступает в качестве единицы планирования нагрузки интервьюера и контроля хода опроса. В количественном выражении — это число опрашиваемых каждым анкетером или интервьюером, а в качественном аспекте задание точно определяет, где, когда и каких именно людей следует опросить. В случае, когда опрос проводится но месту работы респондентов, в задании указывается название предприятия или учреждения, цеха или отдела, его точный адрес, характеристики каждого из опрашиваемых. Когда речь идет о случайных выборках но спискам членов трудовых коллективов, то указывается набор признаков, по которым следует находить респондентов. Например,
«рабочий,.мужчина, до 30 лет, член КПСС».
Бланк задания должен включать все необходимые сведения о самом анкетере (интервьюере. Перед началом опроса эти бланки заполняются в двух экземплярах (один передается анкетеру или интервьюеру, а другой остается в социологической лаборатории).
Работу по подготовке заданий осуществляют бригадиры, в роли которых, как правило, выступают сотрудники центра, проводящего опрос. В период нолевой стадии исследования в Таганроге в социологической лаборатории работали четыре такие бригадира, двое из них одновременно выполняли функции руководителей полевой лаборатории. Каждый из бригадиров контролировал деятельность
25 интервьюеров.
Наиболее распространенными формами обучения анкетеров интервьюеров) входе массовых опросов являются их общий инструктажи проведение пробных анкетирований, интервью в присутствии или в отсутствии профессионального социолога).
Общий инструктаж чаще всего проводится за 2—3 дня до начала массового опроса. Явка анкетеров (интервьюеров) на инструктаж
обеспечивается или путем предварительной рассылки им приглашений по почте или по ведомственным каналам.
Основные задачи инструктажа 1) подробно ознакомить будущих анкетеров (интервьюеров) с целями исследования, рассказать о практической значимости его результатов, разъяснить основные положения методики анкетирования (интервьюирования. Все эти моменты, как уже отмечалось, отражены в инструкции, которая передается в период инструктажа вместе с бланком нолевого документа всем внештатным сотрудникам социологической лаборатории
2
) продемонстрировать на практике, как должен происходить процесс анкетирования (интервьюирования, те. провести коллективное интервьюирование на основе документа исследования, попросить заполнить анкету, попутно разъясняя все сложные вопросы. При этом каждый из присутствующих на инструктаже должен получить четкие ответы на вопросы о том, как фиксировать ответы респондентов в бланке интервью (или анкете, как пользоваться дополнительными карточками с вариантами ответов, обычно используемыми при проведении формализованных интервью, как разъяснять респондентам вопросы, непонятые ими и т. п 3) объяснить, с кем, как и когда следует вступить в контактна объекте опроса, как выбирать место его проведения, как поступать, если респондент, например, категорически отказывается отвечать на вопросы интервью и т. п 4) дать четкие указания о том, когда следует приступить к работе, как ив какое время следует сдавать бригадирам заполненные документы 5) сформировать бригады, зачитать списки интервьюеров, анкетеров, входящих в ту или иную бригаду и представить им бригадира, сказав, что именно он после окончания инструктажа выдаст задания) предложить наследующий день провести — вместе с бригадиром или в его отсутствие — пробное анкетирование или интервьюирование и обязательно в тот же день ознакомить бригадира сего результатами 7) дать телефон лаборатории, объяснив при этом, что сотрудники ее будут дежурить в дни опроса на протяжении всего рабочего дня анкетеров или интервьюеров, что к ним необходимо тут же обращаться с любыми вопросами, немедленно информировать их о затруднениях, любых конфликтных ситуациях на объекте, где проводится опрос, о своей болезни и т. п.
Как правило, инструктаж занимает 2,5—3 часа, после его завершения бригадиры раздают своим группам бланки заданий, комплекты чистых анкет, бланков интервью в необходимом количестве, инструкции и удостоверения анкетеров. При распределении заданий необходимо учесть следующие обстоятельства. Интервьюеров или анкетеров, как показывает опыт, нежелательно посылать нате предприятия (в учреждения, где работают они сами. При распределении заданий целесообразно учитывать, чтобы интервьюерам не приходилось тратить слишком много времени на дорогу.
Инструктаж — процедура сложная, требующая от лиц, его проводящих, серьезной методической подготовки, организованности. Социолог, передоверяющий инструктирование малоопытным людям, ставит иод угрозу успех всей своей будущей ра­
боты.
Не менее сложен для лаборатории и второй день обучения, когда бригадиры или выходят со своими подопечными на пробные опросы, или принимают в лаборатории первые результаты их работы.
В данном случае следует особо подчеркнуть, что все перечисленные выше формы подготовки целесообразно применять лишь в условиях, когда существует необходимость одновременного привлечения значительного числа внештатных сотрудников социологической лаборатории, те. в условиях оперативного проведения исследований, лишь тогда, когда интервью бывает формализованными но своему характеру максимально приближается к анкете.
В случаях, когда опросы проводятся не по месту жительства, а на предприятиях ив учреждениях, кроме этого инструктажа целесообразно организовать еще один, собрав всех лиц, которые выделены для оказания помощи и содействия анкетерам, интервьюерам на конкретных объектах опроса. Цель этого второго инструктажа — разъяснить, как следует выбирать на территории своего цеха, учреждения место, пригодное для проведения индивидуального анкетирования, интервьюирования, как по обозначенным в задании характеристикам подбирать будущих респондентов указать фамилии интервьюеров, анкетеров, которые будут работать сними, попросить в определенный день и час заказать им пропуска (если есть такая необходимость) и т. п.
Такого рода мероприятие, как показывает практика, оказывается чрезвычайно полезным, позволяет избежать значительного числа осложнений и задержек входе опроса, снять с интервьюеров, анкетеров излишние организационные заботы, целиком сосредоточить их внимание на своей непосредственной работе.
Приходится липа основании пробного интервьюирования, анкетирования отвергать кандидатуры, предложенные для исполнения функций интервьюеров, анкетеров Да, такие случаи возникают, хотя они тем реже, чем лучше разъяснено лицам, оказывающим содействие в подборе кандидатур, для какой именно работы нужны люди. Причинами чаще всего бывают психологическое несоответствие людей предстоящей работе, плохое здоровье, дефекты речи и т. и. Производить замену интервьюеров или анкетеров после инструктажа или пробного интервью следует мягко и деликатно, по возможности привлечь их к какой-либо другой работе в лаборатории (например, к нумерации анкет, кодированию, контролю заполнения анкет и т. и.).
Чрезвычайно важно, чтобы уже на этане обучения интервьюеры, анкетеры почувствовали симпатию к работникам лаборатории (к ее руководителям, бригадирам, заинтересовались их деятельностью, получили представление о ее серьезности и ответ­
ственности.
Перед сотрудниками полевой лаборатории в момент проведения
опроса стоят две задачи контроль заходом опроса и приемка от интервьюеров, анкетеров заполненных бланков интервью и анкет.
Контроль заходом опроса складывается из двух моментов — чисто организационного и связанного с проверкой качества, содержания работы анкетеров, интервьюеров.
В организационном плане речь идет об обеспечении реализации опроса в заданные сроки. Как бы хорошо не был подготовлен опрос, входе его проведения, как правило, возникают неожиданные трудности анкетера, интервьюера не пускают на объект опроса по каким-либо причинам помещение, отведенное для интервьюирования, занято для других целей интервьюер, анкетер заболел или попросту оказался недисциплинированными не вышел своевременно на работу и т. д. и т. п. Для того чтобы вовремя решить эти проблемы, в лаборатории должны постоянно дежурить бригадиры (они должны в случае необходимости связаться с теми, от кого зависит решение этих проблем, в крайнем случае, выехать на то или иное предприятие, в учреждение).
Для организации проведения опроса в заданные сроки важно создать эффективную систему учета проделываемой ежедневно работы. В исследовании, которое рассматривается в качестве примера, такой учет шел по двум основным направлениям. На специально подготовленных для этой цели таблицах ежедневно фиксировалась работа каждого из интервьюеров и отдельно — ход опроса на каждом предприятии (в учреждении, а на предприя­
тиях-гигантах — ив цехах.
Дисциплинированность, организованность анкетеров, интервьюеров достаточно легко выясняется, если соблюдать правило — заполненные бланки анкеты, интервью сдаются ежедневно. Тогда любые отступления от этого правила должны встревожить бригадиров, заставить их при наличии телефона позвонить недисциплинированному члену своей бригады (или даже съездить к нему домой, выяснить, в чем дело. Если опрос проводится на предприятии или в учреждении, можно позвонить туда, связаться с человеком, оказывающим помощь в проведении его реализации, поинтересоваться, как идут дела, попросить напомнить анкетеру или интервьюеру о необходимости своевременно сдавать в лабораторию заполненные бланки и т. п.
Наиболее сложно бывает оценить содержательную сторону работы, например проверить правильность проведения интервью. Частично это удается выявить входе приемки. Однако порой приходится прибегать и к иным формам контроля к выборочному частичному повторному анкетированию или интервьюированию тех же респондентов (под предлогом, что часть их ответов по ошибке оказалась незафиксированной); к непосредственному наблюдению заходом интервьюирования (присутствие бригадира или другого контролера в момент проведения интервью. Эти формы контроля обычно применяют лишь в отношении отдельных сотрудников социологической лаборатории (если характер заполнения анкеты, интервью вызывает подозрение, если контролер не застает их на работе).
Для того чтобы собранная информация была качественной, чрезвычайно важно обеспечить надежную проверку всех полевых документов на стадии их приема в нолевой лаборатории.
Наиболее общие цели этой работы — выявить, насколько соответствуют опрошенные респонденты признакам, указанным в задании (при нарушении этого документа бракуются оценить полноту заполнения бланков анкет, интервью (проверить, на всели вопросы даны ответы, не пропущены ли какие-либо из них выяснить, соблюдаются ли требования инструкции о порядке регистрации ответов на вопросы всех типов попытаться определить, нет ли в документах каких-либо вызывающих подозрение моментов (например, кружочки во всех анкетах одного анкетера обведены одинаковым почерком ответы на все открытые вопросы у одного интервьюера сходны, повторяют друг друга зафиксированы одни и те же наборы ответов на закрытые вопросы и т. п.).
Важно, чтобы бригадиры были предельно внимательны к принимаемым ими документам, чтобы данная процедура производилась регулярно и ежедневно в присутствии анкетеров и интервьюе­
ров.
В случае, если бригадир на этапе приемки обнаруживает в документах пропуски, объясняемые неопытностью лиц, проводивших опрос, надо предложить им повторно обратиться к тем же респондентами обязательно исправить свои ошибки. В случае же, если проверка обнаруживает очевидную недобросовестность анкетеров или интервьюеров, следует тщательно проконтролировать их работу и при необходимости отстранить их от исполнения обязан­
ностей.
В деятельности вышеупомянутой полевой лаборатории в Таганроге неукоснительно соблюдалось правило — интервьюеры ежедневно вечером (с 17 до 20 часов) сдавали проделанную ими задень работу бригадирам. Последние тщательно принимали ее, выявляли брак, расспрашивали интервьюеров о том, как происходит опрос, с какими трудностями им приходится сталкиваться, как воспринимают опрашиваемые содержание интервью, отдельные вопросы. Завесь период массового сбора информации были отстранены от работы лишь два интервьюера.
Когда опрос завершен, анкетеры, интервьюеры обязательно возвращают в лабораторию не только все заполненные вопросники, но и бланки заданий, инструкции, удостоверения. Руководители лаборатории, бригадиры в торжественной обстановке благодарят их за проделанную работу.
Целесообразно после завершения сбора документов тщательно их пронумеровать, еще разубедиться, что запланированное число вопросников получено заполненными
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей