КОМИТЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР Главное управление научно-методической работы
Управление прикладных видов спорта
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АЛЬПИНИСТСКИХ
СВЯЗОК НА СТЕННОМ МАРШРУТЕ
Методические рекомендации
Москва – 1984
Друзья,
Поскольку в Сети были просьбы, я решился опубликовать методичку В.К.Винокурова, испросив совета и разрешения у П.П.Захарова. Методичке более 20 лет, очень хочется надеяться, что найдется альпинист, который сможет переработать данную методичку применительно к реалиям сегодняшнего дня. Надо учесть свойства новых динамических веревок, появившиеся устройства для страховки, элементы, используемые только для прохождения, тенденцию отказа от провешивания перил и т.д. И, конечно, хочется видеть главу, посвященную организации страховки при соло восхождениях. 20 лет назад об этом не могло быть и речи. Письма Пал Палыча Захарова.
Виталий, день добрый! У кого узнать - не знаю. Но исходя из последней ситуации, когда Винокуров разрешил мне пользоваться его материалами, сохраняя за ним авторство, то мне кажется, что, если ты найдешь этакой треугольник "этот разрешил тому, чтобы другой использовал его" - то я не возражаю. Учитывая то разрешение (правда ,далеких лет) видимо можно пускать в дело. Да, чуть не забыл - по Винокурову. К отдельным положениям и трактовке положений с несколькими веревками на точке закрепления, надо очень вним ательно отнестись. Дело в том, что отдельные ситуации уж очень напоминают возникновение "паровозика" на очень большом расстоянии. Отступление. Я сейчас пускаю на сайты свой материал по НС этого года в Альпцентре "Алаудин-Вертикаль", где 4 разномастных человека связались одной веревкой (средние двое - на скользящих карабинах) срыв первого, затем последнего, разрывается веревка летят все и двое гибнут. В своей статье я провожу параллель с началом "паровозика" - секцией МВТУ и ее лидером И.Ерохиным и задаю главный вопрос - это что "возрождение этого явления?" Тем более, что уже есть подобные сигналы у старших разрядников на маршрутах высшей к.с. Успехов - ПП. Пиши что надумалось.
Добрый день! А о методичке Винокурова. Может сделать так - там, где прежние постулаты входят или уже вошли в противоречие с нынешним состоянием, дать короткие ремарки, направленные именно на раздумья и соотношения "тогда" - "сегодня". Похоже, что может не плохо получиться.
Методические рекомендации содержат организацию работы альпинистских связок на сложном скальном рельефе. Материал подготовлен на опыте ведущих команд, участвующих в чемпионате СССР. Предназначен для тренеров и инструкторов альпинизма.
Методические рекомендации подготовлены мастером спорта СССР ВИНОКУРОВЫМ В.К.
ВВЕДЕНИЕ С трудностями организации работы связок альпинисты сталкиваются на первых же учебных восхождениях 1-2 категорий трудности. Скорость движения группы на горном рельефе определяется не быстротой передвижения ее участников, а умением экономить время на работу с веревкой. Практически это положение справедливо при восхождениях любой категории трудности.
Умение работать с веревкой – понятие достаточно емкое, но главный его результат это техническая помощь спортсмену в движении и обеспечение его безопасности. Эти два фактора тесно связаны с основным содержанием современного критерия мастерства альпиниста: с одной стороны высокой скоростью прохождения маршрута, определяемой физической, технической и тактической подготовкой спортсменов, а с другой стороны – необходимыми и достаточными для этого мерами безопасности движения.
Говоря о критерии мастерства, необходимо помнить, что в альпинизме он претерпел ряд исторических изменений. Так в первый период развития горовосхождений таким критерием было простое покорение новых вершин, зачеркивание "белых пятен" на картах горных районов мира, куда не ступала еще нога человека. Эти условия воспитывали не только альпиниста-спортсмена, но и альпиниста – исследователя, географа, естествоиспытателя.
Новым историческим этапом было освоение высокогорных районов мира. В соревнование за высоту вступили команды всех стран, где культивировался альпинизм как вид спорта. Критерием мастерства стала способность преодолеть высотную перегрузку, разработка и применение специального высотного снаряжения, овладение секретами тактики высотной аклиматизации и самих высотных восхождений.
В следующий этап развития альпинизма спортивный интерес вновь был перенесен на маршруты высотой до 5000-6000 м, но уже стенного характера, вплоть до 6 категории трудности по нашей классификации.
Особенностью современного отечественного альпинизма, как вида спорта, является то, что наряду с общепринятыми оценками технической трудности маршрута (крутизна, высота, погодные условия) и качества его прохождения командой (безопасность, стиль, тактика, организация) во внимание принимается и время прохождения маршрута. В этих условиях правильный выбор организационной схемы работы связок на сложном стенном маршруте высшей категории трудности является одним из важнейших условий победы команды на соревнованиях.
Наблюдения и анализ работы команд чемпионатов СССР по альпинизму в скальном, техническом и высотно-техническом классах показывают самые разнообразные варианты организации работы связок. Однако, только некоторые из них приводят к наилучшим результатам в равномерности движения, мерах безопасности, в ликвидации опасных скоплений участников в местах страховки, в недопущении излишней растянутости связок, к, как следствие, максимальной скорости движения группы в целом. I. Выбор схемы движения связок Основной тактической задачей альпинистской группы является наиболее быстрое прохождение маршрута при минимально возможных затратах сил и обеспечение достаточных (для данного маршрута и условий его прохождения) мер безопасности.
Исходя из этой общей задачи и характеристик выбранного маршрута, группа проводит соответствующую физическую, техническую и тактическую подготовку. При этом, как правило, решается вопрос о схеме движения по узловому, наиболее трудному участку маршрута, прохождение которого определяет успех всего восхождения.
При этом необходимо учитывать:
количество членов в группе;
количество основных веревок;
схему (порядок) движения участников группы по стене;
выбор способа страховки в ведущей связке,
выбор способа страховки при движении по перилам;
распределение обязанностей между участниками при выбранной схеме движения;
распределение между участниками веса общественного и личного груза.
Условия для работы связок
Первым выбирается способ страховки, как наиболее важный для обеспечения безопасности. Он определяется опытом и квалификацией команды, конкретным рельефом маршрута, предполагаемым состоянием погоды и наличием в группе специальных страховочных средств (например, амортизаторов, тормозов и т.д.).
При определении количественного состава группы учитывается наличие на стене мест бивуаков, протяженность узловой части маршрута, камнеопасность рельефа, возможность и необходимость полней разгрузки ведущего от груза.
Далее определяют количество основных веревок, которые позволяют организовать равномерное движение на маршруте всех участников команды, не собирать в местах страховки одновременно более двух человек и, вместе с тем, получить максимальную скорость подъема всей команды. Для облегчения этого выбора в данной работе разработаны четыре простые таблицы.
Выбор количества веревок автоматически определяет и конкретную схему движения участников на маршруте, которая изображена на рисунках.
2. Схемы движения группы из 3-х человек Возможны пять способов обеспечения группы страховкой при помощи основной веревки:
Все участники группы идут на одинарных веревках.
Первая связка работает на двойной веревке, остальные – на одинарных.
Первая связка и последний участник группы, выполняющий трудоемкую работу по выбиванию крючьев, идут на двойной веревке, остальные – на одинарных.
Все участники группы работают на двойных веревках.
Первый участник группы идет на одинарной веревке, а все остальные – на двойной.
Наиболее надежным является четвертый способ, т.к. он одновременно обеспечивает и более вероятное задержание ведущего при срыве и большую "живучесть" перил на камнеопасных маршрутах.
Нужно ли всегда и на всех маршрутах ориентироваться на этот способ страховки? – Нет, В ряде случаев достаточным будет 2, 3 или 5-й, и даже 1-й способ. Это зависит от рельефа маршрута. Если группа работает на монолитных (не камнеопасных) скалах и ведущий первой связки имеет амортизатор, то даже при использовании отечественной веревки диаметром 10 мм, можно использовать 1-й или 5-й способы движения группы. Если же в этом случае работа идет на веревке, отвечающей требованиям УИАА, то надежность страховки еще более возрастает. На практике, выбирая способ страховки основной веревкой, группа учитывает и такие факторы, как надежность забивания крючьев в конкретной скальной породе, погодные условия, возможность случайных камнепадов.
Зная количественный состав группы и выбрав способ страховки (один из 5-ти), руководитель может составить таблицу 1, где по горизонтали даны номера вышеперечисленных способов страховки, а по вертикали количество основных веревок в группе.
Таблица 1
Способ страховки (сп)
Количество веревок (кв)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
2
…
…
|
|
|
|
|
|
Различные сочетании количества веревок с выбранным способом страховки будут определять степень равномерности движения участников и общую скорость подъема группы по маршруту. Для того, чтобы четко и однозначно выявить зависимость этих важных показателей от количества веревок и способов страховки примем следующие усредненные условия:
Скорость движения первого (ведущего) и последнего выбивающего крючья в группе равны
Скорость движения всех остальных участников группы, движущихся по перилам, в 2 раза быстрее, чем 1-го и последнего.
В тех случаях, когда последний справляется со своей работой быстрее, команда получает некоторый запас по своевременной отправке очередной веревки вверх (т.е. по равномерности движения группы в целом). Если же любой из участников (кроме первого) будет двигаться по перилам со скоростью, превышающей двойную (по отношению к 1-му), то вверху возникает опасность "пробки", когда на пункте страховки может собраться 3 и более человек.
При снижении скорости движения средних участников группа начинает растягиваться по стене, вверху не хватает веревок, а внизу создаются пробки.
На рисунке 1 показаны варианты движения группы из 3-х человек при разном количестве веревок и различных способах страховки.
На этом рисунке и в дальнейшем приняты следующие обозначения:
1, 2, ... 6 – обозначении положения 1, 2, ... 6-го участников
группы.
– движение 1-го участника с одной страховочной
веревкой.
- движение 1-го на двойной страховочной веревке.
- высота подъема на одну веревку
«шаг» - условный временной интервал движения
группы на маршруте
а - обозначение времени прохождения 1-м
участником одной веревки (h)
за два шага
в - обозначение времени прохождения 2-м
участником перильной веревки (h)
за один шаг
Ц3, Ц4 - обозначения цикла из 3, 4-х шагов, за который
первая связка поднимается вверх на одну веревку
- в месте страховки собрались 3 и более человек
- часть участников в процессе подъема имеют
переменные функции (в последовательности
движения или в обязанностях подноса
спортивного снаряжения вверх)
- в группе имеется лишняя, не используемая веревка
3, 4 - количество крестов над цифрой говорит о
количестве дополнительных веревок, которые
несет участник вверх
- второй участник идет вверх по перилам с
нижней страховкой и имеет с собой
дополнительную веревку
- одинарные и двойные перила и движение по ним
2-го
- второй участник идет вверх по одинарным
перилам и с дополнительной верхней страховкой
Ку - количество участников в группе
Кв - количество веревок в группе
СП.4, СП.5 - четвертый, пяты способ страховки. По вертикали графиков рисунка 1 откладываются участки пути в одну веревку. По горизонтали отмечаются последовательные шаги группы, в каждой из которых положение используемых веревок не изменяется.
Максимальная скорость всей группы достигается при цикле из трех шагов (ЦЗ), т.е. когда первый участник за два шага преодолевает всю веревку, а в следующем шаге 2-й участник проходит ее по перилам, неся с собой дополнительные веревки дня следующего подъема 1-го.
При нехватке веревок в движении группы появляются так называемые «холостые» шаги, когда первая двойка не движется, а нижние участники «подтягивают тылы».
По схемам рисунка 1 для группы в 3 человека (Ку = 3) составлена таблица 2. В ее верхней строке приведены номера способов страховки (СП), которые соответствуют ранее нaзванной последовательности, а в левом столбце - количество веревок (Кв) в группе. Остальные цифры таблицы показывают скорость движения группы, условно выраженную в количестве шагов за один цикл.
Таблица 2
СП
Кв
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 2
| 3
| 5
| 5
| 5
| 5
| 3
|
| 3
| 5
| 5
| 3
| 4
|
|
| 3
| 3
| 3
| 5
|
|
|
| 3
| 3
|
Знаком 3 отмечены оптимальные схемы движения группы, дающие максимальную скорость подъема группы (ЦЗ); в точках страховки длительно находятся не более одного человека; все веревки в работе и нет лишних; каждый участник группы выполняет одну повторяющуюся операцию. При смене ведущей двойки обязанности в группе изменяются и остаются опять неизменными до следующей смены.
Сравнивая при тех же условиях возможности группы из 2-х альпинистов, (график движения которой показан на рисунке 2), видим, что при всех способах страховки модно подобрать оптимальную схему движения 3, которая обеспечивает более быстрое продвижение тройки по маршруту, чем двойки.
Рис. 2. График движения группы из 2-х человек при
Кв = 1, СП = 1, Ц4 Не менее важен и другой вывод: при любом принятом способе страховки группа может иметь одну и ту же максимальную скорость движения. Т.е., требование безопасности движения не противоречит стремлению быстро пройти маршрут. Правда, количество потребных веревок при этом будет различным. 3. Схемы движения группы из 4-х человек Для выбора оптимальной схемы движения связок для группы из 4-х человек служит таблица 3. Таблица 3
СП
Кв
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 2
| 3-4,
4
| 6,
| 6,
| 6,
| 6,
| 3
|
| 3-4,
4
| 6, ,
| 6, ,
| 4
| 4
|
|
| 3-4,
4
| 3-4,
4
| 3-4,
| 5
|
|
|
| 3-4, ,
4
|
| 6
|
|
|
|
| 3,
|
Разберем некоторые характерные особенности движения такой группы:
1) Из таблицы 3 видно, что выводы, сделанные для группы из 3-х человек относятся и для группы из 4-х человек, т.е., при любых необходимых для маршрута мерах безопасности (способах страховки), можно иметь максимальную скорость и равномерность движения всей группы (ЦЗ).
2) Чем более надежная страховка требуется на маршруте, тем больше количество веревок необходимо для сохранения скорости движения всей группы.
3) В таблице 3, в отличие от таблицы 2, появились дробные обозначения циклов, например . Это означает, что возможны два варианта движения связок:
а) с переменным циклом, когда одна веревка проходится за 3 шага, а следующая – за 4;
б) с постоянным циклом в 4 шага.
Рис. 3. Варианты схемы движения группы из 4-х человек
при Кв = 4 и СП = 3 Знак "" означает, что при варианте "а" обязанности некоторых участников группы периодически изменяются от веревки к веревке. В качестве такого примера на рисунке 3 приведены три схемы движения для группы в 4 человека (Ку = 4) при СП = 3 и Кв = 4. Схемы «а» и «в» рис.3 обеспечивают стабильные обязанности каждого участника группы, однако по скорости (Ц4) они несколько уступают схеме «б» (Д = 3-4), в которой 2-й и 3-й участники имеют переменные обязанности, т.к. одну веревку проходят налегке, а при подъеме по другой подносят вверх две дополнительные веревки.
В свою очередь схемы «а» и «в» имеют и некоторые отличия друг от друга с точки зрения обеспечения безопасности. Так в схеме «а» все участники имеют двойную страховку. Это дается за счет того, что 2-й участник поднимает вверх сразу две дополнительные веревки (это 5-6 кг груза). В схеме «в» 2-й участник не имеет такой нагрузки, зато 3-й лишается двойных перил (идет по одинарным перилам с нижней страховкой). Выбор конкретной схемы движения в этом случае зависит во многом от квалификации и опыта спортсменов.
4. В таблице 3 появились и знаки «», что говорит об опасных накоплениях 3-х и более участников в одном месте страховки и это необходимо принимать во внимание при подготовке восхождения. В качестве такого примера на рисунке 4 показан график движения группы из 4-х человек при 2-х веревках и 4-м способе страховки.
Рис. 4. Схемы движения группы при Ку = 4, Кв = 2, СП = 4, Ц = 6 5. Сравнивая возможности движения групп из 3-х (таблица 2) и 4-х (таблица 3) человек, можно заметить, что при равных условиях страховки группе из 4-х человек для обеспечения оптимальной скорости движения (ЦЗ) требуется на одну веревку больше. В качестве иллюстрации на рисунке 5 показаны графики движения группы на 4-х человек при СП = 5 к разных количествах веревок.
Рис. 5. Графики движения группы из 4-х человек при СП=5 и разных Кв
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |