ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Л.И. Ларенцова, В.И. Полу ее, Е.С. Тучик, Н.Б. Смирнова, О.Е. Балутпа
КОНФЛИКТЫ
В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКЕ: ПОДХОДЫ
К ИХ РЕШЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ
Москва ♦ МЕДИЦИНСКАЯ КНИГА ♦ 2005
УДК316.485.6+616.3 ББК 56.6+67.99(2)75 К652
Ларенцова Л.И., Полуев В.И., Тучик Е.С., Смирнова Н.Б., Бсслута О.Е. КОНФЛИКТЫ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ: ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ. Пособие для врачей. — Москва: Медицинская книга, 2005. 92 с: ил.
В пособии собран обширный материал, который должен представлять интерес для практикующих врачей — стоматологов. По существу оно служит началом разработки нового научного направления конфликтология в стоматологии. Показаны различные виды конфликтов, объективные и субъективные причины возникновения, динамика их развития и некоторые пути и способы разрешения таких конфликтов между врачом и пациентом.
Проанализированы различные случаи, приводящие к конфликтным ситуациям в работе врача-стоматолога. Рассмотрены типичные примеры жалоб пациентов к стоматологам. Дан анализ ошибок и упущений в работе врача при оказании услуг. Особое внимание уделено правильному ведению первичной медицинской документации. Показан накопленный опыт осуществления оценки качества стоматологических услуг, и пути разрешения возможных конфликтных ситуаций, не доводя их до судебных разбирательств, что объективно выгодно как пациенту, так и клинике. Представлены результаты работы страховой программы СтАР.
Ларенцова Лиана Ивановна — д.м.н., ассистент кафедры
факультетской терапевтической стоматологии МГМСУ. Полуев Валерий Иванович — д.м.н., член-корреспондент РАЕН,
зам. председателя ВЭС (Высшего экспертного совета) по
стоматологии СтАР. Тучик Евгений Савельевич — д.м.н., профессор кафедры судебной
медицины МГМСУ, зам. председателя комитета экспертной
оценки качества медицинской помощи (услуги) Российской
медицинской ассоциации. Смирнова Наталия Борисовна — доцент кафедры педагогики и
психологии МГМСУ. Балута Ольга Евгеньевна — к.м.н., зав. терапевтическим
отделением Стоматологической поликлиники "У парка".
По вопросам приобретения книги обращайтесь по телефонам:
(095) 741-88-65
ВОЗМОЖНО ПОЛУЧЕНИЕ КНИГИ СО СКЛАДА В МОСКВЕ И ДОСТАВКА В РЕГИОНЫ
ISBN 5—86093—184—0
© Коллектив авторов, 2005
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Актуальность и практическая значимость данного пособия не вызывает сомнений. В современной стоматологической практике все чаще непосредственно врач или лечебное учреждение сталкиваются с конфликтами. В замысел авторов входит помочь врачам-стоматологам осознанно подходить к конфликтным ситуациям, возникающим в их профессиональной деятельности.
Авторами сделана попытка отобрать и представить для врачей-стоматологов важный и интересный материал по основным разделам нового научного направления _ конфликтологии. Задача наглядно изложить обширный материал по психологии для врачей является сложной, но очень актуальной, т.к. недостаточная информированность стоматологов о способах профилактики и разрешения конфликтных ситуаций мешает им находить конструктивные пути взаимодействия с пациентами, в том числе и с "трудными". С учетом возрастания количества конфликтов в рыночных условиях, в том числе связанных с оплатой врачебных услуг и стоматологической помощи, это особенно актуально.
В пособии рассмотрены основные понятия конфликтологии: виды и причины конфликтов, способы анализа конфликтных ситуаций, различные тактики решения конфликтов, роль эмоций и личностных особенностей в возникновении конфликтов.
Особое значение имеет информация о профилактике конфликтов на врачебном приеме и в организации работы клиники.
Представленный материал профилизирован, носит адресный характер. Изложенные разделы по общей конфликтологии рассмотрены с позиций запросов сегодняшней медицинской практики.
В пособии представлена библиография по данной проблеме.
Полагаю, что данное пособие является важным для повышения качества оказания стоматологических услуг населению и будет способствовать защищенности врачей-стоматологов при возникновении конфликтов, в их разрешении и профилактике.
Президент СтАР, академик РАМН, дм.н., профессор Леонтьев BJC.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ состояния практической стоматологии свидетельствует о геометрическом росте числа конфликтных ситуаций между медицинским учреждением и пациентом, между стоматологом и пациентом, несмотря на несколько возросший в последние годы уровень стоматологической помощи, внедрение современных технологий лечения и материалов, оснащение все большего количества стоматологических учреждений новейшим оборудованием и инструментами. Стоматолог, администрация стоматологического учреждения находятся в постоянном состоянии риска при контактах с пациентом. Все конфликты, возникающие в медицине, можно условно разделить на две группы: конфликты, произошедшие вследствие врачебных ошибок, и конфликты, возникающие из-за личностных особенностей врача и пациента.
Козицына СИ. и Пинчук Л.В., (1999) выделяют следующие группы врачебных ошибок:
Диагностические ошибки.
Лечебно-тактические ошибки:
неправильный выбор методов исследования для установления диагноза;
неправильная интерпретация результатов обсле дования;
ошибки в установлении показаний к тому или иному методу лечения;
3. Лечебно-технические ошибки:
неполноценное обследование пациента;
неправильное выполнение диагностических или лечебных манипуляций.
4. Организационные ошибки:
Ошибки в ведении документации. Документы мо гут быть либо оправдательными, либо обвинительны ми. Причем, если что-либо сделано, а записи нет, то действие считается несовершенным, а если запись есть, а действия не было, то действие совершено.
Ошибки в поведении персонала. Они возникают за счет вопиющего нарушения принципов этики и де онтологии. Причем за действия младшего персонала отвечает врач.
К объективным причинам врачебных ошибок относят:
непостоянство отдельных постулатов, в резуль тате чего меняется диагностика заболевания и его лечение. Особенно быстро такие изменения происходят в последнее время;
несовершенство медицинской техники и приме няемых технологий;
недостаточно четкая организация работы лечеб ного учреждения и все, что с этим связано.
Субъективные причины врачебных ошибок:
отсутствие достаточного опыта врача;
несовершенствование врачом своих знаний;
— ошибки, связанные с общением.
Эти субъективные причины врачебных ошибок, а также личностные особенности некоторых пациентов являются причинами конфликтов второго вида, конфликтов, в которых чисто медицинские действия врача второстепенны, не имеют решающего значения. Даже если стоматолог все сделал правильно с точки зрения
медицины, юридические и психологические ошибки во взаимодействии с пациентом могут привести к серьезным последствиям для врача и всего медицинского учреждения.
Накопленный стоматологами опыт свидетельствует, что конфликты, связанные с неумением общаться с пациентом и завоевывать его доверие, возникают в настоящее время гораздо чаще всех остальных. Эти конфликты возникают тогда, когда врач не способен создать доверие к себе и предлагаемой им технологии или методу лечения. Это происходит из-за того, что врачи зачастую не понимают разницы между понятиями "стоматологическая помощь" и "стоматологическая услуга".
К сожалению, далеко не всегда менталитет врача соответствует менталитету продавца. Зачастую врач не умеет убедить пациента в необходимости осуществления предлагаемого плана лечения. Это неумение врач нередко прячет за демонстративной мотивировкой ненужности общения с пациентом, рассчитывая на то, что "ко мне и так придут", "я хороший специалист, и все эти задушевные беседы с пациентом совершенно ни к чему", "мне некогда этим заниматься, нужно работать", "уговаривать пациента и разбирать конфликты — дело администрации". Подобные установки совершенно неприемлемы в условиях рынка стоматологических услуг и приводят либо к отсутствию пациентов, либо к частым конфликтам, которые реализуются в претензиях на качество лечения и в судебных исках (схема 1).
Кроме того, возможны конфликты, возникающие по вине психически нездоровых пациентов или заведомых квируллянтов, для которых конфликт — источник доходов. Поведение врачей в таких случаях должно быть строго регламентировано служебной инструкцией, основывающейся на этическом кодексе стоматолога и российском законодательстве, а также системой страхования профессиональной деятельности.
Пациент Б., 49 лет, инвалид II группы по общим заболеваниям. Отказывался лечиться в условиях стоматологической поликлиники. В анамнезе больного: бронхиальная астма, лекарственная непереносимость. Под предлогом "острой боли" вызывая врача на дом одновременно с представителем санэпиднад-
зора и работником медицинской техники. Кроме врачей поликлиники его лечили на дому ассистенты МГМСУ. После визита врача пациент тут же находил способы для удаления пломбы, наложенной на 17 по поводу среднего кариеса. С жалобой на некачественную стоматологическую помощь обращался в Департамент здравоохранения, Министерство Здравоохранения. В поликлинику пришла копия ответа на рассмотренную жалобу в ней предлагалось оказать пациенту Б. необходимую стоматологическую помощь при показаниях в условиях стационара психиатрической больницы №14. После этого жалобы прекратились.
Это касается не только российских стоматологов. Обследование 25 тысяч пациентов в ФРГ показало, что каждый восьмой пациент может написать жалобу. Это совпадает с российскими данными. Судебные иски пациентов к врачам-стоматологам в 1999-2000 гг. распределились следующим образом [А.Ю.Малый]; 71% — врачи ортопеды
26% — врачи терапевты
3% — врачи хирурги.
При этом, надо учитывать, что жалобы пациентов не всегда могут быть обоснованы. Все это требует научного анализа и выработки конкретных рекомендаций по управлению рисками как самостоятельного направления в стоматологии и тем более в условиях широкого развития в стране страховой медицины, где понятие управления рисками хорошо разработано.
Пациентке Г. 23 лет проводилось комплексное стоматологическое лечение в негосударственной клинике г. Москва. В частности, было проведено препарирование 7, 5, 3, 13, 15, 17 под металлические керамические коронки с намерением протезирования металлокерамического мостовидного протеза, с опорами на данные зубы. Параллельно с ортопедическим лечением было произведено удаление 16 по показаниям. Через день после удаления лечащий врач уехал в недельный отпуск, заранее предупредив пациентку. За этот период времени у пациентки появи- 8
лись жалобы на боли в области удаленного зуба с чем она обратилась в другую частную клинику, где после рентгенологического обследования установили наличие в лунке 16 переднего корня. После возвращения врача из отпуска, пациентка пришла с жалобой о недоверии качеству стоматологического лечения в данном учреждении.
Итог: врач вернул деньги за удаление зуба и 50% от стоимости металлокерамического протеза (с вычетом суммы технической работы). Таким образом, конфликт, связанный с ошибкой врача, был разрешен.
Пациентка К. 63 лет обратилась в клинику ортопедической, стоматологии МГМСУ с просьбой дать заключение по поводу качества изготовления для нее в частной клинике металлокерамического мостовидного протеза с опорами на имплан-таты и естественные зубы в области 17, 16, 26, 27; 14, 13, 22, 25. Со слов больной, в молодости ее естественная зубная дуга была шире формы дуги каркаса мостовидного протеза. При осмотре мостовидного протеза установлено наличие равномерных фиссурно-бугорковых контактов зубов с обеих сторон. Взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей по ортопедическому типу. Опорные коронки протеза плотно прилегают в области шейки к опорным зубам и имплантатом, заходя под десну на 0,5-0,7 мм.
Итог: пациентку осмотрели три стоматолога-ортопеда, каждый из которых указал на хорошее качество изготовления протеза и необоснованность претензий пациентки к лечащему врачу.
Понятие риска в стоматологии можно определить как вероятность наступления неблагоприятного развития отношений между стоматологом или медицинским учреждением и пациентом в ходе оказания последнему стоматологической помощи или по ее результатам.
Управление рисками в стоматологии - это объективная оценка вероятности наступления конфликтной ситуации между стоматологом, медицинским учреждением и пациентом, а также проведение мероприятий по минимизации такой вероятности. Проблема управления рисками в стоматологии сегодня - одна из важнейших задач в системе защиты профессиональных инте-
10
ресов стоматологов. Это самый недорогой способ сохранения денежных средств системы здравоохранения, конкретного медицинского учреждения и врача, а также улучшения качество оказания стоматологической помощи населению.
Одной из профилактических мер в этом направлении, по нашему мнению, является повышение информированности стоматологов о последних разработках конфликтологов - людей, профессионально занимающихся разрешением и профилактикой конфликтных ситуаций.
ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Актуальность и социальная значимость изучения конфликтов, как явления типичного для различных областей человеческой жизни, лишь в 1957 году привлекла внимание ЮНЕСКО. В 1960-х годах в Мичиганском университете был создан Центр по исследованию конфликтных ситуаций. Вслед за тем специальные научные организации, ставящие целью изучение конфликтов, стали возникать и в других странах. В нашей стране подъем конфликтологических исследований пришелся на 90-е годы XX века. В 1990 г. в Красноярске прошла первая в России научно-практическая конференция, посвященная непосредственно проблематике конфликта. На этой конференции был создан и начал работу Клуб конфликтологов. В 1993 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, здесь же начало подготовку специалистов конфликтологическое отделение университета.
Так как в нашей стране конфликтология - молодая научная дисциплина, она коснулась еще не всех направлений практической деятельности, но некоторые общие знания и методики могут помочь врачу-стоматологу в его практической деятельности. Осознанно подходя к решению и профилактике конфликтов, как в рабочих взаимоотношениях, так и в личной жизни, стоматолог любой специальности почувствует себя более защищенным.
12
Существуют различные определения конфликта, но в основе каждого из них — противоречие. Мы предлагаем различать конфликт, как осознанное противоречие между общающимися личностями или группами при наличии попыток разрешения этих противоречий на фоне эмоциональных отношений и конфликтную ситуацию — альтернативные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения:
КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
Например, студент 4 курса стоматологического факультета, имевший пятилетний стаж работы зубного техника, уверенно и самостоятельно работавший, пригласил на лечение своего знакомого. Пациент (23 года), вначале был спокоен. Препарирование по поводу кариеса оказалось болезненным, и пациент потребовал у врача сделать ему анестезию, забыв в состоянии стресса о своих проблемах в анамнезе. Через 5 минут после введения ультракаина у пациента случился обморок. Совместными усилиями присутствующих врачей больному оказали экстренную помощь. Позже в доверительной беседе пациент рассказал, что с детского возраста при виде иглы падал в обморок. На следующем приеме после проведения премедикации больному безболезненно закончили лечение зуба. С точки зрения психолога, конфликта здесь нет, здесь совершена врачебная ошибка, которая породила конфликтную ситуацию: пациент хотел безболезненно вылечить зуб, а в результате не только не получил желаемого, но и оказался в опасной для собственного здоровья ситуации. Но в силу изначально дружеских отношений врача (студента) и пациента и быстрых и квалифицированных действий других врачей ситуация была решена конструктивно. Если же решение ситуации пациента не удовлетворило, но он согласился лишь на словах, любой незначительный инцидент в будущем может спровоцировать конфликт, в основе которого будет данная ситуация.
Возможен был и другой вариант развития ситуации. Если бы у врача и пациента была скрытая конфликтная ситуация, то данная ошибка могла послужить поводом к конфликту, и то, что пациент сам не
13 предупредил о своих страхах, не было бы воспринято им и врачом адекватно.
«Конфликт» — понятие, относящееся к сфере-социальной и личностной. Там где нет личности, субъекта - нет и конфликта. Две личности, вошедшие в противоречие, должны быть способны осознать как свое «Я» в данном случае, так и «Я» другого субъекта. В противном случае, конфликт представляется как столкновение с препятствием и приобретает тупиковый характер.
Конфликту всегда присуще большое психологическое напряжение, а питает это напряжение то, что в психологии называется личностным смыслом. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт тогда, когда противоречия приобретают для нас личностное значение. Кого-то они могут волновать больше, кого-то меньше, для третьих они — безразличны, а в масштабе общечеловеческом они вообще выглядят ничтожными. До тех пор, пока нет столкновения личностей, нет конфликта, а есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета или мнения.
Участниками или субъектами конфликта могут выступать не только конкретные «физические» лица, но и организации, коллективы, классы, национально-этнические группы и т.п.
Объект конфликта это та переменная (составляющая), которая характеризует любой конфликт. Ее тщательный анализ всегда необходим, какими бы бурными не были конфликтные отношения. Предметом конфликта может быть нечто материальное или духовное, в отношении чего формируются противоположные мнения и действия людей. В стоматологии объектом в основном выступает стоматологическая услуга или ее качество. В конфликте, наряду с реальным объектом конфликта может фигурировать ложный, маскирующий истинную причину конфликта. С
ним обычно связан инцидент, повод, спровоцировавший развитие конфликта.
Конфликтная ситуация - первоначальный, пред-конфликтный этап, когда уже существуют те или иные противоречия, но путь, которым они будут решаться, еще неясен. Показателем, а точнее, внешним проявлением конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях субъектов. Напряженность есть особое состояние сознания и соответствующего действия субъектов, свидетельствующее об определенном уровне осознания ими назревающего противоречия или противоречий и предстоящей необходимости их разрешения. (Если Вы почувствовали напряженность в отношениях, значит конфликт «стучится в дверь»!)
Напряженность может проявляться в недовольстве и разногласиях. Например: Вы просите коллегу заменить Вас на дежурстве, он соглашается, тихо ворча «На мне всегда ездят». Или Вам сообщают о том, что не соответствует действительности: «Вы опять начали прием на полчаса позже!», или пациент безаппеляцион-но утверждает, что в другой клинике стоимость указанной услуги ниже.
Развитие конфликтной ситуации, переход ее в открытый конфликт всегда начинается с какого-нибудь толчка: как внутреннего, исходящего от одного из субъектов конфликта, так и внешнего. Первоначальный акт, провоцирующий конфликт, называется инцидентом. Инцидент могут спровоцировать конфликтогены -слова или действия, могущие привести конфликту.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |