Главная страница
qrcode

лопатина программа. Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной


НазваниеОсновная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной
Дата11.09.2019
Размер0.76 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлалопатина программа.docx
ТипОсновная образовательная программа
#63188
страница1 из 45
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной

Санкт-Петербург

2014

А в т о р ы :

Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина,

Г. Г. Голубева, Л. В. Лопатина, Н. А. Ноткина,

Т. С. Овчинникова, Н. Н. Яковлева

Р е ц е н з е н т ы :

д-р пед. наук, проф. О. Г. Приходько (МГПУ);

д-р пед. наук, проф. М. Л. Скуратовская (ЮФУ);

канд. пед. наук, доц. Н. А. Кузь (НГПУ)

Примерная адаптированная основная образовательная программа для до-

школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.

Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.,

2014. — 386 с.

Программа представляет собой примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи. Программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций: учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и другим специалистам. Она окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с недоразвитием речи. Материалы программы могут быть использованы в

Диагностических целях при отборе детей (ПМПК) в группы для дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими детьми, а также в специализированные группы или в специализированные образовательные организации (ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.). Кроме того, возможно применение материалов

программы специалистами образовательных организаций в процессе отслеживания динамики развития детей и при разработке образовательной программы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Много полезной информации, необходимой в их будущей работе, почерпнут учащиеся педагогических колледжей, студенты факультетов дошкольного воспитания и коррекционной педагогики вузов, слушатели курсов повышения квалификации работников образования.

© Коллектив авторов, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации «Программы»

Принципы и подходы к формированию «Программы»

Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы»

Планируемые результаты освоения «Программы»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Введение в раздел

Первая ступень обучения. Младший дошкольный возраст

Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи

Направления логопедической работы на первой ступени обучения

Подготовительный этап логопедической работы на первой ступени обучения

Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Игра

Ролевые игры

Театрализованные игры

Игры с природными материалами

Представления о мире людей и рукотворных материалах

Безопасное поведение в быту, социуме, природе

Труд

Образовательная область «Познавательное развитие»

Конструктивные игры и конструирование

Преставления о себе и об окружающем природном мире

Элементарные математические представления

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительное творчество

Рисование

Лепка

Аппликация


Образовательная область «Физическое развитие»

 Физическая культура

 Представления о здоровом образе жизни и гигиене

Вторая ступень обучения. Средний дошкольный возраст

Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи

Направления логопедической работы на второй ступени обучения

 Подготовительный этап логопедической работы на второй ступени обуче-

ния

 Основной этап логопедической работы на второй ступени обучения

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 Игра

Сюжетно-ролевые игры

Театрализованные игры

Игры с природными материалами

4

Подвижные игры с использованием полифункционального игрового оборудо-

вания

 Представления о мире людей и рукотворных материалах

 Безопасное поведение в быту, социуме, природе

 Труд

Образовательная область «Познавательное развитие»

 Конструирование

 Преставления о себе и об окружающем природном мире

 Элементарные математические представления

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 Изобразительное творчество

Рисование

Лепка

Аппликация

 Музыка

Образовательная область «Физическое развитие»

 Физическая культура

 Представления о здоровом образе жизни и гигиене

Третья ступень обучения. Старший дошкольный возраст

Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи

Направления логопедической работы на третьей ступени обучения

 Подготовительный этап логопедической работы на третьей ступени обуче-

ния

 Основной этап логопедической работы на третьей ступени обучения

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 Игра

Сюжетно-ролевые игры

Театрализованные игры

Игры с природными материалами

 Представления о мире людей и рукотворных материалах

 Безопасное поведение в быту, социуме, природе

 Труд

Образовательная область «Познавательное развитие»

 Конструирование

 Преставления о себе и об окружающем природном мире

 Элементарные математические представления

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 Изобразительное творчество

Рисование

Лепка

Аппликация

 Музыка

Образовательная область «Физическое развитие»

 Физическая культура

 Представления о здоровом образе жизни и гигиене

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Первая ступень обучения. Младший дошкольный возраст

5

Примерный перечень игр и игровых упражнений

Примерный перечень детского литературного материала

Примерный перечень иллюстративного материала

Примерный перечень произведений декоративно-прикладного искусства

Примерный перечень музыкального материала

Вторая ступень обучения. Средний дошкольный возраст

Примерный перечень игр и игровых упражнений

Примерный перечень детского литературного материала

Примерный перечень иллюстративного материала

Примерный перечень произведений декоративно-прикладного искусства

Примерный перечень музыкального материала

Третья ступень обучения. Старший дошкольный возраст

Примерный перечень игр и игровых упражнений

Примерный перечень детского литературного материала

Примерный перечень иллюстративного материала

Примерный перечень произведений декоративно-прикладного искусства

Примерный перечень музыкального материала

Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей

среды

Список рекомендуемой литературы

Сведения об авторах

6

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Примерная адаптированная основная образовательная программа для

дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа»)

предназначена для специалистов дошкольных организаций, в которых вос-

питываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 3-х до 7-8-ми

лет. Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями ре-

чи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по

клинико-педагогической классификации)1

.

«Программа» обеспечивает образовательную деятельность в следую-

щих группах образовательных организаций (далее ―организация):

 в группах компенсирующей направленности для детей с ограни-

ченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их пси-

хофизического развития и индивидуальных возможностей, где она обеспе-

чивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

 в группах комбинированной направленности (совместное образо-

вание здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной

программой дошкольного образования, адаптированной для детей с тяже-

лыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического раз-

вития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нару-

шений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья

2

.

«Программа» содержит материал для организации коррекционно-

развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекци-

онная деятельность включает логопедическую работу и работу по образо-

вательным областям, соответствующим Федеральному государственному

образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), пред-

ставляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольно-

му образованию. На основе ФГОС ДО разработана предлагаемая «При-

мерная адаптированная основная образовательная программа для до-

1 Постановление Росстата от 03.05.2005 No 26 «Об утверждении порядка заполне-

ния и представления формы федерального государственного статистического наблюде-

ния No 85-К ―Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения‖».

2 Приказ Минобразования и науки РФ от 30 августа 2013 г. No 1014 «Об утвер-

ждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ос-

новным общеобразовательным программам — образовательным программам дошколь-

ного образования».

8

школьников с тяжелыми нарушениями речи», обеспечивающая разносто-

роннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к

школьному обучению.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является

одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии

актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции

нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами:

с одной стороны, растет число детей раннего и дошкольного возраста с

нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различ-

ного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным рече-

вым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает

актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику об-

разования.

«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положе-

ний общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной

психологии. Она базируется:

 на современных представлениях лингвистики о языке как важ-

нейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительно-

сти и познания мира;

 на философской теории познания, теории речевой деятельности: о

взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.

В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к рече-

вой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей

семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фо-

нетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсив-

ный пути развития и формирование «чувства языка».

«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей,

коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вто-

ричных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в

различных видах деятельности.

«Программа» включает следующие образовательные области:

 социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;

 физическое развитие.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»

Цель реализации «Программы» ― проектирование модели коррекци-

онно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обес-

печивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитив-

ной социализации, личностного развития, развития инициативы и творче-

9

ских способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстника-

ми в соответствующих возрасту видах деятельности.

Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе»

как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.

«Программа» разрабатывалась как адаптированная примерная основ-

ная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушени-

ями речи, поэтому ее целесообразно использовать как основу для органи-

зации коррекционно-образовательного процесса при тяжелом нарушении

речи у детей, а также в ходе проектирования индивидуальных коррекци-

онных программ. Однако гибкие базисные универсальные программы мо-

гут найти и более широкое применение в практике психолого-

педагогической коррекции.

Задачи «Программы»:

 помочь специалистам дошкольного образования в психолого-

педагогическом изучении детей с речевыми расстройствами;

 способствовать общему развитию дошкольников с ТРН, коррек-

ции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

 создать благоприятные условия для развития детей в соответствии

с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

 обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каж-

дого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми,

взрослыми и миром;

 способствовать объединению обучения и воспитания в целостный

образовательный процесс.

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обо-

значенных в каждом разделе «Программы», возможно лишь при условии

комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в

работе всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспита-

телей и педагогов дополнительного образования) дошкольной организа-

ции, а также при участии родителей в реализации программных требова-

ний. Ответственность за реализацию «Программы» полностью возлагается

на администрацию дошкольной организации (заведующего, старшего вос-

питателя), психолого-медико-педагогический консилиум и попечитель-

ский совет родителей.

Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР

психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе,

реализующей образовательную программу или адаптированную образова-

тельную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также до-

стичь основных целей дошкольного образования, которые сформулирова-

ны в Концепции дошкольного воспитания.

10

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ

К ФОРМИРОВАНИЮ «ПРОГРАММЫ»

Теоретической основой «Программы» стали:

 концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений

(Л.С. Выготский);

 учение об общих и специфических закономерностях развития

аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);

 концепция о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, А.

А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);

 концепция о целостности языка как системы и роли речи в психи-

ческом развитии ребенка(В.М. Солнцев);

 концепция о соотношении элементарных и высших психических

функций в процессе развития ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);

 современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И.

Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина

и др.).

Эффективное решение проблемы преодоления ТНР возможно при со-

блюдении ряда условий, одним из которых является определение теорети-

ческой базы, обеспечивающей концептуальный научно-теоретический

подход к осуществлению диагностики и коррекции системного недоразви-

тия речи у детей. При этом необходимо учитывать, что язык представляет

собой функциональную систему семиотического или знакового характера,

которая используется как средство общения (В. М. Солнцев). Системность

предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка,

наличие определенных отношений между языковыми единицами одного

уровня и разных уровней. Язык существует и реализуется через речь. В

сложном строении речевой функциональной системы выделяются различ-

ные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семанти-

ческий), которые тесно взаимосвязаны на всех этапах развития речи ребен-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

перейти в каталог файлов


связь с админом