Пояснительная записка.
Адаптированная основная образовательная программа по предмету «Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся воспитанников с нарушением слуха ориентированной на программу вариант 1.4.
Задачи обучения школьников с нарушением слуха произношению включают формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Развитие внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими. Для того чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.
Результаты образовательно –коррекционной работы.
Личностными результатами являются:
развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
умения вступать в устную коммуникацию с ближайшим кругом речевых партеров (в семье, в школе, в совместной деятельности со слышащими сверстниками во внеурочное время, в общественных организациях – поликлинике, библиотеке и др.) с учетом социокультурных потребностей и возможностей обучающихся;
умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;
осознание собственных возможностей в устном общении;
наличие мотивации к овладению устной речью;
развитие желания и умений постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты. Метапредметными результатами являются:
развитие коммуникативных способностей, умений выбрать адекватные речевые средства для решения коммуникативных задач;
развитие речевого поведения при соблюдении основ речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;
развитие умений участвовать в диалоге и полилоге;
развитие познавательной и эмоционально – волевой сфер;
развитие способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение;
использование при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях;
развитие умений сообщать в устной форме сведения о себе, своей семье, собственных интересах, пожеланиях, самочувствии, осуществлении различных видов деятельности, ее результатах, затруднениях при выполнении заданий и др., выражать устно просьбу, приглашение, собственное мнение, выяснять мнение собеседника;
развитие умений выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.
Предметными результатами являются:
развитие (с помощью слуховых аппаратов) речевого слуха - различения, опознавания и распознавания на слух, исключая зрение, фраз, слов, словосочетаний, основного содержания коротких текстов диалогического и монологического характера, а также различения и опознавания (в связи с коррекцией произношения и грамматической структуры речи) слогов и слогосочетаний; создание на этой базе принципиально новой слухо-зрительной основы восприятия устной речи;
развитие умений слухо-зрительно и на слух воспринимать речевую информацию с опорой на ее вероятностное прогнозирование на основе принятых элементов речи, их анализа и синтеза, с опорой на коммуникативную ситуацию, речевой и внеречевой контекст;
овладение достаточно внятной речью, приближающейся к естественному звучанию;
овладение приемами самоконтроля произносительной стороной речи;
овладение умениями использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, пластику и др.).
Учебно – методическое обеспечение рабочей программы
Раздел программыКоличество часов в неделюУчебно-методическая литература
Учебно-тематический план Название предмета Количество часов
Из них к/р
Развитие речевого слуха
«Школьно-письменные принадлежности». «Класс». «Семья». «Столовая». Контрольная работа Итого Формирование произносительной стороны речи
1.Работа над речевым дыханием.
2.Работа над голосом.
3.Работа над ритмико-интонационной структурой речи:
- словесное ударением
- темп
- слитность
- внятность
- эмоциональной окраской (исходя из возможностей ребенка)
4.Работа над звуками: П, А, М, В, О, Т, У, Э, И, ЛС, Ш, К, Ф, Н, Б (исходя из возможностей ребенка)
дифференциация звуков а-о, а-и, о-у, у-и
5.Работа над нормами орфоэпии:
- безударное о как а,
- оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными,
- опускание непроизносимых согласных (по подражанию учителю).
Контрольная работа (проверка внятности) Итого Всего
11
11
13
14
51
6 4 4
30
6
51 102
2
1 3
Планируемый результат к концу третьего класса (со сложной структурой дефекта)
Различать и опознавать слухо-зрительно фразы разговорно-обиходного характера (здравствуйте, попрощайся, что ты делал?), связанные с организацией занятий (возьми ручку, открой книгу); узнавать слухо-зрительно не знакомые по звучанию слова в сочетании со словами, знакомыми по звучанию (мальчик (девочка, ребята) взял книгу); различать слухо-зрительно вопросы (что делают?, что взял?), поручения (дай, возьми, убери); произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, голосом нормальной высоты, силы и тембра (под контролем учителя и самостоятельно), в темпе, приближающемся к нормальному, передавать эмоциональные оттенки высказывания (радость, огорчение, удивление и др.), используя естественные невербальные средства коммуникации (прежде всего соответствующее выражение лица, естественные жесты); слова произносить слитно (включая разного типа сочетания согласных в одном слове и на стыке слов), с ударением, реализовывать возможности воспроизведения звукового состава (точно и приближенно с использованием регламентированных замен), соблюдать указанные выше орфоэпические правила; короткие фразы, состоящие из 3—4 слов, произносить слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы (слова или группы слов до 3— 4 слогов), выделять логическое ударение; реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя), использовать в речевом общении элементарные невербальные средства коммуникации (с помощью учителя).
Информационно – методическое сопровождение
1.Волкова К.Л., Казанская В.Л., Денисова О.А. «Методика глухих произношению»
Москва – 2008г., изд. «Владос»
2.Лопухина И.С. «Логопедия»,
Санкт – Петербург – 2005г.
3.Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и букв»,
4.Цейтлин С.Н. «Речевые ошибки и их предупреждение»,
Санкт – Петербург – 2005г.
5.Резниченко Т.С., Ларина О.Д. «Говорим правильно»,
Москва – 2002г.
6.Межецкая Т.Г., «Различаем буквы и звуки»,
Москва – 2009г.
7.Алмазова Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса»,
Москва – 2005г.
8.Королевская Т.К., Стаценко В.Л. «Развитие слухового восприятия глухих учащихся», Москва – 2005г.
9. Информационные ресурсы:
|