Этапы и разделы
| Содержание
| Приемы
| Лингвистический материал
| Учет структуры нарушения
|
I Пропедевтический Обследование, коррекция моторной сферы
| Продолжается обследование, коррекция нарушений тонкой моторики кистей и пальцев рук, массаж органов артикуляционного аппарата, кинезотерапевтическая артикуляционная гимнастика
| Формируются движения, необходимые для правильного произношения
| Доступные слоговые структуры, словосочетания, скороговорки и чисто говорки
| Индивидуальный подбор упражнений с учетом неврологической симптоматики
|
2 Коррекция дыхательных, голосовых расстройств и просодической стороны речи
| Ведется работа по коррекции просодической стороны речи
| Различные комплексы дыхательной гимнастики, голосовые и фонопедические упражнения
| Гласные звуки и их сочетания
|
|
II Коррекция фонетической стороны речи. Развитие фонематического восприятия
| Продолжается закрепление правильного голосоведения и дыхания, формируется фонематическое восприятие
| Упражнения для развития фонематического восприятия
| Звуки, далекие и сходные по артикуляции, смешиваемые звуки, различные слоговые структуры, слова, фразы, чистоговорки
| Индивидуальный под бор лингвистического материала с учетом нарушения фонематического восприятия
|
2 Коррекция звукопроизношения
| Постановка нарушенных звуков, автоматизация звуков в слогах и словах различной структуры
| Традиционная артикуля-ционная гимнастика, различные приемы постановки звуков и автоматизация их
| Согласные звуки, различные слоговые структуры, прямые и обратные слоги, слова простые, многосложные, со стечением согласных
| Артикуляционные упражнения, способ постановки звуков и речевой материал подбирается индивидуально для каждого ребенка.
|
III Коррекция лексико-грамматических нарушении
|
|
|
| Этот этап необходим для детей с ММД в структуре общего недоразвития речи
|
1. Активизация и расширение словаря
| Продолжается закрепление правильного произношения на материале слов различной слоговой структуры с осознанием значения и смысла слов
|
| Различны*1 слова и словосочетания, доступные для произношения детей, предметные картинки, картинки, изображающие действие1, рисунки детей на закрепляемые звуки и программные темы
|
|
2 Коррекция грамматических расстройств
| Практическое овладение грамматическим строем языка; выработка навыков и умений грамматического оформления речевого материала: овладение структурой предложений, наиболее часто употребляемых в речи; простого и простого распространенного предложения — уточнение морфологических обобщений, использование в речи продуктивных типов словосочетаний, практическое усвоение синтаксических структур; навыки составления коротких рассказов
| Синтаксическое моделирование, конструирование предложений, сочетание практики непосредственного общения и специальных языковых упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических обобщений
| фразы, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихи, короткие рассказы, сюжетные картинки и серии сюжетных картин на различные темы
|
|