Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья


Скачать 110.5 Kb.
НазваниеОсобые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
АнкорSBORNIK osobye obrazovatelnye potrebnosti detey s OVZ.docx
Дата03.11.2017
Размер110.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSBORNIK_osobye_obrazovatelnye_potrebnosti_detey_s_OVZ.docx
ТипДокументы
#30602
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

Министерство образования Сахалинской области

ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»

Отдел психолого-медико-педагогической комиссии


ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


г. Южно-Сахалинск

2014 г.


Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. / Г.Н. Картухина, В.Н. Якубова, Е.А. Терещенко, Н.А. Бондарюк.
В сборник включены статьи специалистов центральной психолого-медико-педагогической комиссии по актуальным вопросам диагностики, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Статьи содержат актуальную теоретическую, методическую информацию по запросам родителей, учителей, воспитателей, специалистов территориальных психолого-медико-педагогических комиссий и школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.

Г.Н. Картухина, председатель ЦПМПК,

учитель-логопед высшей

квалификационной категории
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ОРГАНИЗАЦИИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПМПК
Поведение взрослых, организующих воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, часто является определяющим в их дальнейшей судьбе. Именно от качества своевременного педагогического воздействия зависит вероятность компенсации нарушений в развитии, поведении, трудностей в обучении.

В специальной психологии, логопсихологии убедительно доказано, что становление психики детей происходит под влиянием речевого общения, обучения и воспитания. Специалистам психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК) необходимо учитывать при оценке психоречевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) информацию от родителей (законных представителей), учителей, воспитателей об особенностях речевого развития, способах коммуникации, навыках взаимодействия с окружающими и др.

Поэтому при комплексном обследовании ребенка с ОВЗ в ПМПК значительная роль отводится качеству логопедического заключения для объективной интерпретации полученных результатов психолого-медико-педагогического обследования при составлении итогового заключения и рекомендаций к обучению.

Целью данных методических рекомендаций (далее – рекомендации) является определение подходов к организации обследования детей в ПМПК, основных параметров анализа результатов при составлении логопедических заключений и условий эффективного коррекционно-развивающего сопровождения в учебно-воспитательном процессе.

В рекомендациях представлены общие требования к структуре и содержанию логопедического обследования, рассмотрены вопросы дифференциальной диагностики сходных речевых нарушений, даны разъяснения к составлению педагогических характеристик на детей с ОВЗ, предложен список определений, сокращений в рамках профессиональных компетенций учителей-логопедов.

Методические рекомендации адресованы, прежде всего, учителям-логопедам, специалистам территориальных ПМПК, школьных консилиумов (далее – ПМПк), а также могут быть полезны руководителям школьных консилиумов, педагогам-психологам, воспитателям и учителям образовательных организаций, в которых обучаются дети с ОВЗ.
Сокращения, обозначения, определения

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия;

ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум школы;

ДЦП – детский церебральный паралич;

МКБ-10 – Международная классификация болезней десятого пересмотра;

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения;

ВОС – Всероссийское общество слепых;

ВОГ – Всероссийское общество глухих;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности;

ОНР – общее недоразвитие речи;

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ИКТ – информационно-коммуникативные технологии;

ЛФК – лечебная физкультура;

ЗПР – задержки психического развития (термин специальной педагогики, медицинский диагноз – расстройство учебных навыков);

ЗУН – знания, умения, навыки;

Специальное (коррекционное) обучение осуществляется в рамках системы специального образования по следующим видам образовательных организаций:

I вид – для детей с тяжелыми нарушениями слуха (глухие дети);

II вид – для детей слабослышащих;

III вид – для детей с тяжелыми нарушениями зрения (слепые дети);

IV вид – для детей слабовидящих;

V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид – для детей с ЗПР или с расстройствами учебных навыков в соответствии с МКБ-10;

VIII вид – для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности (умственно отсталые дети).

Коррекционное обучение – организация специального обучения, направленного на преодоление нарушений в развитии, формирование способов и средств получения знаний, умений, навыков, применения полученных знаний в практических действиях, жизненном опыте ребенка. Основная цель коррекционного обучения – формирование механизмов компенсации в учебной деятельности.

Коррекционное развитие – преодоление недостатков интеллектуального, эмоционального, личностного развития ребенка, препятствующего адаптации и обучению, совершенствование сохранных сенсорных и познавательных функций, с помощью которых обучающийся может осваивать образовательные программы.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – логопедическое заключение на детей с сохранным интеллектом, слухом, зрением. Различают три уровня в зависимости от степени нарушений речи: I уровень (неговорящие дети), II уровень и III уровень. При общем недоразвитии речи нарушены языковые средства фонетико-фонематической и лексико-грамматической структуры речи.

Системное недоразвитие речи – квалифицируют у детей с нарушениями интеллекта, слуха и речи. Различают легкую, среднюю и тяжелую степени в зависимости от характера нарушений лексико-грамматических средств языка, мышления и личности в целом.
Общие требования к организации логопедического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья в ПМПК

В соответствии с современным законодательством обращение в ПМПК родителей (законных представителей) является добровольным, а качество документов, необходимых для работы комиссии зависит от организационной работы педагогических коллективов общеобразовательных организаций, в которых обучаются (воспитываются) дети, имеющие трудности в обучении и (или) нарушения в поведении.

Для направления детей в ПМПК необходимы достаточно аргументированные основания. Согласно теории педагогической психологии обучение и воспитание определяются как двуединый процесс. С одной стороны, рассматриваются реакции ребенка на воздействие взрослого, а с другой стороны, педагогическая деятельность учителя (воспитателя), направленная на организацию, стимуляцию и управление развитием ребенка.

Несмотря на то, что обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности, они рассматриваются как совместная деятельность взрослого и ребенка, так как представляют собой ситуацию организованного общения.

Поэтому логопедическое обследование детей в ПМПК должно соответствовать определенным этапам организации обследования речи и лингвистическим параметрам оценивания ее развития.

В практике условно выделяют несколько этапов.

Этап подготовительный включает:

  1. Подбор диагностического материала в соответствии с возрастными требованиями к уровню развития речи детей, особенностями индивидуального развития, ограниченными возможностями здоровья (необходимы невербальные и вербальные методики, специальный материал для обследования речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, др.).

  2. Анализ психолого-педагогической документации (педагогические характеристики, заключения учителей-логопедов, педагогов-психологов образовательных организаций, других специалистов), медицинских заключений о состоянии здоровья ребенка, продукты самостоятельной деятельности (рабочие тетради, контрольные работы, рисунки, др.) в соответствии с основными задачами логопедического обследования.

  3. Составление вопросов для беседы с ребенком, его родителями (законными представителями), представителями образовательных организаций в соответствии с компетенциями учителя-логопеда.

  4. Постановку проблемы взаимодействия нарушений речи, поведения, обучения, общения, личностного развития ребенка.

  5. Выбор методов обследования ребенка в соответствии с его особенностями общения, возможностями восприятия информации (учитывается состояние слуха, зрения, соматического здоровья, др.).

  6. Определение линии (маршрута), тактических приемов логопедического обследования в соответствии с комплексным психолого-педагогическим обследованием.

  7. Определение гипотезы (предварительного логопедического заключения) на основании проведенных консультаций со специалистами ПМПК, изучения работ ребенка, документации, беседы с родителями (законными представителями).

  8. Подготовка бланка протокола обследования речи (в соответствии с компетенциями учителя-логопеда) для осуществления записи о нарушениях речи, типологических особенностях общения и поведения ребенка.

Этап логопедического обследования предусматривает реализацию способов и методов осуществления контакта с ребенком:

  • способы сообщения заданий (невербальные, вербальные инструкции, показ, разъяснения, формы совместной деятельности, др.);

  • возможность варьирования инструкций, краткость или развернутость фразы, предъявление заданий в полном объеме или по этапам, др.;

  • достаточный самоконтроль речевых инструкций учителя-логопеда: четкость звукопроизношения, использование грамотных лексико-грамматических языковых средств, соблюдение правильной интонации (темп, громкость, выразительность, паузы, ударения, ритм, др.);

  • осуществление помощи (виды, формы, объем, время);

  • анализ результативности помощи;

  • организация возможной самостоятельной деятельности ребенка.

Этап анализа результатов логопедического обследования в структуре психолого-педагогической диагностики включает:

  1. Соответствие методов логопедического обследования задачам психолого-педагогического изучения деятельности ребенка.

  2. Обоснованность возможной смены тактики и формы общения при обследовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом тяжелых нарушений речи.

  3. Определение первичности или вторичности нарушений речи и мышления. Формы взаимодействия учителя-логопеда с другими специалистами при обследовании ребенка и составлении итоговых заключений, оформлении протоколов, согласовании спорных и (или) конфликтных ситуаций.

  4. Составление логопедического заключения, обоснованность предложений к рекомендациям по организации специального (коррекционного) обучения ребенка (формы и содержание логопедической помощи при коррекции нарушений речи).

Этап заключительный предполагает сообщение заключения, итоговую беседу с родителями (законными представителями) по вопросам согласования вида образовательной программы, организации коррекционных занятий с учителем-логопедом.

Этап консультаций предусматривает дополнительные разъяснения по результатам логопедического обследования по обращениям всех заинтересованных лиц.
Взаимодействие учителя-логопеда ПМПК с учителями-логопедами

и педагогами образовательных организаций

Для осуществления комплексного логопедического обследования и составления качественного заключения учителю-логопеду необходима информация об особенностях поведения, общения, обучения и развития ребенка, указанная в психолого-педагогических характеристиках или заключениях.

Поэтому содержание таких характеристик должно отвечать определенным требованиям. При составлении психолого-педагогической характеристики на ребенка с ОВЗ, направленного в ПМПК, необходимо учитывать следующие рекомендации:

  1. Характеристика должна содержать обобщенные результаты наблюдения за обучающимся (воспитанником) в течение определенного этапа обучения.

  2. Временные рамки наблюдения за ребенком должны соотноситься с учебным годом, меньшие сроки могут допускаться при выраженных нарушениях в развитии детей и необходимостью своевременного вмешательства в коррекцию при организации учебно-воспитательного процесса.

  3. При составлении характеристики следует осуществлять подбор и систематизацию фактов, опираясь на наблюдения, зафиксированные в педагогической карте на ученика, или описание в дневнике наблюдений.

  4. Факты, описанные в характеристике, должны быть характерными для поведения данного ребенка и изложены последовательно.

  5. В характеристике следует избегать поверхностных оценочных суждений, указаний на личностные недостатки, например, ссылки на плохое поведение, нарушения дисциплины. Нарушения речевых или учебных навыков должны быть обоснованными, т.е. указаны педагогические меры по организации помощи ребенку с указанием ее результативности на протяжении всего периода обучения.

  6. В характеристике на ребенка с ОВЗ необходимо указывать положительные стороны его личности, интересы и способности.

  7. Педагогу не следует использовать специальные термины, обозначающие диагнозы, болезни и другие специфические особенности развития психики детей, так как это является компетенцией специалистов.

  8. Содержание характеристики должно быть согласовано со специалистами школьных ПМПк. Согласование характеристики с руководителем образовательной организации не должно носить формальный характер, так как администрация несет ответственность за достоверность информации, создание условий по организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и контроль за исполнением рекомендаций, выданных ранее специалистами ПМПК.

  9. С характеристиками на детей, направленных школами или детскими садами в ПМПК, обязательно должны быть ознакомлены родители (законные представители). Информация о согласовании должна быть указана на последнем листе характеристики.

  10. Структура и содержание характеристики должны соответствовать современным требованиям ведения педагогической документации: необходимо соблюдать последовательность, четкость и краткость изложения, избегать противоречий в суждениях, обосновывать поставленные вопросы, формулировать предложения по организации психолого-педагогической помощи ребенку в процессе дальнейшего обучения.



Рекомендации к структуре и содержанию

педагогической характеристики

К структуре педагогической характеристики нет определенных требований, однако обязательно должны быть включены следующие разделы:

1.Общие сведения о ребенке.

Если ребенок обучается в школе, необходимо указывать срок обучения в данной организации, в каком классе оставался на повторное обучение. Например, ученик 3 класса может обучаться пятый год, так как повторно был оставлен во 2 и 3 классах, необходимо указывать вид специальной (коррекционной) образовательной программы.

Если ребенок прибыл из другой школы, необходимо описать сведения о предыдущем периоде: год поступления, причины перевода и др.

Кроме этого, в данном разделе необходимо отметить количество длительных пропусков занятий и их причины. При наличии нарушений зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата необходимо указать степень нарушений, если такие сведения имеются в школьной карте, или со слов родителей (законных представителей) в соответствии с медицинской картой развития ребенка.

Для учителя-логопеда ПМПК необходима информация о семье ребенка: сведения о составе семьи, наличии других детей, их возрасте, особенностях развития и обучения. Полезной может быть информация об уровне образования родителей, их участии в воспитании детей, понимании проблем в развитии и (или) обучении своего ребенка, др.

2. Характеристика уровня учебных компетенций (знания, умения, навыки).

Этот раздел должен содержать ответы на следующие вопросы: что освоил ребенок, как относится к своим неудачам, какие виды помощи проводились педагогом для преодоления трудностей обучающегося, какие результаты достигнуты.

При условии осуществления коррекционно-развивающей помощи, например, при обучении по специальной (коррекционной) образовательной программе VII вида, необходимо указать форму, содержание коррекционного обучения, количество и специфику индивидуальных занятий, результаты психолого-педагогической помощи.

В данном разделе необходимо обратить внимание на особенности работоспособности ребенка: скорость принятия и выполнения учебной задачи, реакции на требования педагога, возможность контроля своей деятельности и коррекции ошибок, наличие утомляемости, возбудимости, этапы снижения работоспособности и способы (методы) компенсации нарушений учебной деятельности ребенка.

К способам компенсации (создание оптимальных условий для учебной деятельности) в коррекционной педагогике относят следующие:

  • снижение объема учебного материала;

  • увеличение сроков на выполнение заданий;

  • поэтапное предъявление инструкций;

  • дозирование помощи;

  • ориентировка на практическую значимость задачи;

  • увеличение и разнообразие наглядного материала (по результатам сформированных навыков необходимо постепенно сокращать наглядный материал);

  • оценивание результатов по этапам, с учетом затрат усилий ребенка и др.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей