Открытое занятие по логопедии
Автор: учитель-логопед Игнатова Оксана Николаевна
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение « Средняя Общеобразовательная Школа № 29» г. Белгорода им. Д.Б.Мурачева
Открытое занятие по логопедии в 1 группе(1 классы) .
«Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи».
Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в разговорной речи.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
— учить детей точно и полно отвечать на вопросы; — формировать лексико-грамматический строй; — упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов; — закрепить навык произношения звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной и разговорной речи.
2. Коррекционно-развивающие:
— развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; — развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов; — развитие тонких движений пальцев рук.
3. Коррекционно-воспитательные:
— формирование положительной установки на участие в занятии; — умение слушать сверстников и логопеда; — воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости; — воспитывать языковое чутьё к родному языку, желание говорить правильно.
Оборудование: компьютер , 2 записи инструментальной музыки, дидактическая логопедическая игрушка (бегемот Жужа- для выполнения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, сюжетные картинки, шарики с пружинками Су-Джок, паровозик с вагонами для определения звука в слове, ватманы с упражнениями.
Ход занятия:
1. Организационный момент. — Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с гостями. Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре Верно, чётко говорим, Никуда мы не спешим. Присаживайтесь.
2. Сегодня мы с вами покажем нашим гостям, как правильно и красиво научились произносить звук [ш].
3. Артикуляционная гимнастика. Все ребятки по порядку Утром делают зарядку, Язычок наш хочет тоже На детишек быть похожим. А помогать нам в этом будет? (ответы детей: бегемот Жужа).
Язычок знаком нам, дети, Мы его улыбкой встретим. Это язычок пришёл (улыбнуться, показать язычок). Вправо он сейчас пошёл. Всё, что нужно увидал И налево зашагал (упражнение «Часики»). Погулял совсем немножко, Широко открыл окошко (упражнение «Бегемотики»). Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора! Тётушка щёчка Племянника ждёт. Блинчики с маком К обеду печёт (упражнение «Блинчики»). Кашу сварила, чай заварила, Даже варенья банку открыла. Тётушка племянничка Весело встречает. Чай ему с вареньем Тут же предлагает (упражнение «Чашечка», просунуть язык между губ и дуть на кончик языка на воображаемый пар, остужая чай). Ах, какое вкусное, Сладкое варенье, (упражнение «Вкусное варенье») Да и кашка манная – Просто объедение. Он поел совсем немножко, Широко открыл окошко (упражнение «Бегемотики»). Под окошком – блл, блл, блл – Индюки болтают. Индюшачьей речи Никто не понимает. На качели индюки Весело кивают. Покататься Язычку «Блл, блл, блл! » — предлагают (упражнение «Качели») . Дайте Язычку ду-ду И ещё пять шариков Покатать комариков! Надуваем шарики «Садитесь, комарики! »(длительно произносить звук «Шшш»). Поиграл наш Язычок, Лёг поспать он и молчок.
4. Уточнение артикуляции.
Давайте вспомним, как произносится звук «Ш». — Что происходит с губами, зубами, как расположен язык? Ответы детей. — А какой воздух? Ответы детей. — Что делает голос, когда мы произносим звук «Ш»: спит или песенки поёт? Приложите все руку к шее, скажем шшшш…. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? Ответы детей. — Ребята, а звук «Ш» какой он: гласный или согласный? — Звонкий или глухой? — Твёрдый или мягкий? Ответы детей. А на что похож звук «Ш» (на шипение гуся, змеи) . — Мы с вами произносим слоги, слова, а можем ли мы увидеть звуки? — Нет, мы видим и пишем буквы. — Какой же буквой обозначается звук «Ш» на письме? — Давайте звук «Ш» превратим в букву Ш. Вместе с детьми произносим стихотворение: Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А ещё его сказать. Платья звукам надеваем, Звуки в буквы превращаем (Рисуют букву пальцем на песке) .
5. Упражнение «Подружи звуки». Пошипите вместе с гусятами, проводя пальчиком по дорожкам от гусят до каждой гласной буквы и наоборот от гласной до гусят. Повторите каждый слог. Какие слоги получились?
6. Пальчиковая гимнастика (с пружинками Су-Джок).
Шёл медведь к своей берлоге Да споткнулся на пороге «Видно, очень мало сил Я на зиму накопил», — Так подумал и пошёл Он на поиск диких пчёл. Все медведи-сладкоежки, Любят есть медок без спешки, А наевшись, без тревоги До весны сопят в берлоге.
7. А теперь, поиграем в игру «Доскажи словечко».
Опираясь на картинки, назовите отгадки, выделяя звук Ш, определите, где находится звук Ш в слове: в начале, в середине или в конце слова и заселите в соответствующие домики (лотки) . *Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким; Делать стулья и столы, красить двери и полы. А пока сестре Танюшке сам я делаю (игрушки) ; *В подполье, в каморке живёт она в норке, Серая малышка, кто это?. (мышка) ; *Из упрямства ни на шаг не продвинулся (ишак) ; *Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки) ; * Целый день поёт щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошёл, а он боится… (кошки) ; *Прицепившись к задней шине, мишка едет на… (машине) ; * Уронила белка шишку, шишка стукнула (зайчишку) ; * Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты (спишь) ; * Вы знаете девушку эту, Она в старой сказке воспета. Работала, скромно жила, Не видела ясного солнышка, Вокруг только грязь и зола, А звали красавицу (Золушка) ; *Зимой, в часы веселья Вишу на яркой ели я. Стреляю, точно пушка, Зовут меня (хлопушка) ; *Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно (карандаш) ; *На меня вы посмотрите, Дверки можете открыть вы, А на полочках моих Много нужного стоит! Выше всех я, как жираф: Я большой, красивый (шкаф) .
10. Упражнение «Рифмы». Послушайте начало фразы и закончите её подходящими словами. Справиться с заданием вам помогут картинки. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Например: Шок-шок-шок, шок-шок-шок дедушка несёт мешок.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши- вот играют (малыши) . Уш-уш-уш, уш-уш-уш- я приму горячий (душ) . Аш-аш-аш, аш-аш-аш- это синий (карандаш) . Ишни-ишни-ишни- созревают (вишни) . Шок-шок-шок, шок-шок-шок- разбудил нас (петушок) .
11. Упражнение «Исправь предложение» (послушайте предложения, найдите и исправьте ошибки, с опорой на картинки на ватмане А4) .
Письмо пишет дедушку. Наша мышка поймала кошку. Катушка ниток купила бабушку. Камешек нашёл Пашу. На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке. Ландыши нашли Наташу. В картошку положили мешок. У мышки в лапах кошка. Маша надела голову на шапку. Лужайка летает над шмелем. Шлем надел Мишу. У шеи шарфик на мишке. Паша обводит лягушкой карандаш.
12. Физкультурная минутка «Мишка вылез из берлоги». Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо) . Потянулся он со сна:(потягивания-руки вверх) . К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (вращения головой) . Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд-назад) . Вот он по лесу идёт. Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки- Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот) . Наконец медведь наелся И на брёвнышке уселся. (дети садятся) .
13. Игра «Кто больше, кто меньше? » Сравните два предмета и ответьте на вопросы полным предложением. Не забывайте правильно произносить звук «Ш». Например. Кто больше: Лягушка или мартышка? Мартышка больше лягушки. Кто меньше? Лягушка меньше мартышки (даются картинки обратной величины, чем на самом деле:мартышка маленькая, а лягушка большая).
Кто больше: кошка или мошка? Кто меньше? Кто больше: мышка или малыш? Кто меньше? Кто больше: лягушка или кукушка? Кто меньше? Кто больше: бабушка или дедушка? Кто меньше? Кто больше: мишка или мартышка? Кто меньше?
14. Упражнение «Новые слова». Давайте превратим одни слова в другие. Замените в словах первый звук на звук Ш. Например: ПАР-ШАР. ТАПКА-ШАПКА ГУБЫ-ШУБЫ ТОПОТ-ШЁПОТ МЫЛО-ШИЛО СПОРЫ-ШПОРЫ.
15. Игра «Кошки-мышки». Послушайте рассказ о кошке Машке, перескажите его, опираясь на картинки (цепной текст) .
У Алёши живёт кошка Машка. Кошка Машка ловит мышек. Мышки убегают от кошки. Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.
16. Зрительная гимнастика (под музыку, логопед читает стихи, а дети выполняют глазодвигательные движения в соответствие с текстом). Давайте выполним с вами гимнастику для глаз, ведь им тоже нужен отдых (все движения выполняются только глазами). «Весёлая неделька». Всю неделю по порядку, Глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда-сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. — Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!
17. Итог занятия. Ребята, а чем мы с вами занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось, а что вызвало трудности? Ответы детей. Наше занятие подошло к концу, все очень хорошо поработали, все вы молодцы, до свидания. Прощаются с гостями и уходят.
При ознакомлении детей с шипящими звуками, запоминаем какие они. Затем приступаем к упражнениям гимнастики, затем индивидуально к постановке звуков, дифференциации и автоматизации.
Для автоматизации использую различные упражнения и методы, но на занятиях с детьми главную роль уделяю на слухозрительную работу с шипящими и не только, что позволяет детям быстрее изучить фонемы.
В работе использую как рабочие тетради Мазановой, альбомы Коваленко, различные лабиринты и т.д. Также применяю на занятиях компьютерные технологии , что очень нравиться детям.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |