Главная страница
qrcode

Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ. Овзпасечкина Татьяна Николаевна


Скачать 113.35 Kb.
НазваниеОвзпасечкина Татьяна Николаевна
АнкорРекомендации по работе с детьми с ОВЗ.pdf
Дата16.12.2017
Размер113.35 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRekomendatsii_po_rabote_s_detmi_s_OVZ.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#33121
Каталог


Рекомендации по работе с детьми с
ОВЗ
Пасечкина Татьяна Николаевна
заместитель директора по воспитательной работе КГООУ «Железногорская
санаторно-лесная школа», Красноярский край
В последнее время в печати появилось много материалов по работе с
детьми с ОВЗ. Однако большинство из них представляет стандартные
санитарно-гигиенические требования к обучению школьников с теми или
иными ограничениями по здоровью. Предлагаемые рекомендации
начинаются с общих положений, в которых описаны качества учителя,
оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на
обучающихся, а также общепедагогические приемы и техники,
позволяющие повысить эффективность и результативность
образовательного процесса. Эти положения могут быть использованы при
разработке содержания семинаров и практикумов, проводимых в рамках
методической работы со всеми категориями педагогических кадров
независимо от того, работают ли они с детьми с ОВЗ или нет. Далее в
материале представлены подробные описания особенностей детей с
различными ограничениями по состоянию здоровья и рекомендации для
учителей, работающих с ними.
Дмитрий Лихачев писал: «Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
Учитель, обучающий детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени обязан быть терпимым, обладать высоким чувством эмпатии. Он обязан помнить, что не только явно демонстрируемый им стиль поведения, но и просто его внешний вид, едва заметное, даже по незначительным проявлениям, эмоциональное и биоэнергетическое состояние — все это на сознательном и бессознательном уровнях фиксируется школьниками, влияет на их психофизиологическое состояние и успешность.
Особо значимыми с этой точки зрения являются качества учителя, о которых пойдет речь ниже.
Качества учителя, оказывающие негативное влияние на учащихся
Авторитарность, иногда достигающая степени деспотичности,
1.

1
категоричность, бескомпромиссность — проявление черт характера и недостаточной профессиональной компетентности, связанной с невозможностью другими способами мотивировать учащихся на учебную деятельность и соблюдение дисциплины. Авторитарность не следует путать с требовательностью, разумной строгостью, самодисциплиной учителя и соответствующим воспитательным воздействием на школьников.
Несдержанность, вспыльчивость, импульсивность учителя повышают уровень
2.
стресса, тревожности учеников, порождают тенденциозность при выставлении оценок, создают в классе нервозную атмосферу с повышенным риском возникновения эмоциональных конфликтов.
Равнодушие, эмоциональная холодность, дистанцированность отличают тип
3.
учителя, которого точнее назвать «урокодателем». Проявляются при отсутствии интереса к своей работе, часто сочетаются с безответственностью. Вероятность использования здоровьесберегающих технологий в таких случаях минимальна.
Недоброжелательность, враждебность как проявление черт личности
4.
и реакции на неудовлетворенность жизнью, нерешенные проблемы.
В педагогической работе учителей с такими качествами явно проявляются установки на поиск внешних причин своих неудач, что самым негативным образом отражается на психологическом состоянии их учеников и на воспитательном воздействии.
Качества учителя, оказывающие положительное влияние на учащихся
Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии) помогает снизить
1.
стрессогенную атмосферу, нередко возникающую на уроке, благоприятно отражается на психологическом здоровье школьников, позволяет учителю с большей эффективностью реализовывать индивидуальный подход к учащимся.
Способность к рефлексии как умение и регулярно тренируемый навык выхода
2.
за пределы своего «я». Для учителя это один из элементов и индикаторов педагогического профессионализма. Может развиваться благодаря участию в психологических тренингах и индивидуальной работе с психологом.
Умение владеть своими эмоциями, быстро и результативно приводить себя
3.
в необходимое психофизиологическое состояние, преодолевать дистресс и подобные ему деструктивные проявления.
Умение эффективно слушать включает качество слушания (выделение
4.
важных и спорных моментов, неясностей, фиксация в оперативной памяти опорных положений и т. д.), управление диалогом, поддержание обратной связи с партнером и др. Это одна из важнейших профессиональных компетенций учителя, непосредственно связанная с индивидуализацией образовательного процесса, характером психологического воздействия на ученика и обучением коммуникативным навыкам на собственном примере.
Поисковая активность, лежащая в основе личностного развития
5.
и профессионального самосовершенствования, тесно связана с уровнем креативности и адаптационных возможностей. Это качество учителя оказывает многофакторное влияние на результативность учебной работы, ее творческую составляющую, психологическое состояние школьников, достигаемые показатели их воспитания и развития (система ценностей, модель поведения, комплекс навыков).
2

Толерантность — готовность к конструктивному взаимодействию с людьми,
6.
умение позитивно взаимодействовать, если при этом не ущемляются ничьи права и свободы, в том числе собственные. Одна из самых дискутируемых проблем современной школы во многих странах мира — определение границ допустимости индивидуального самовыражения, оптимального уровня требовательности и т. п.
Способность прогнозировать результаты своей работы с учащимися,
7.
представлять, «как слово наше отзовется» в будущей жизни школьника.
Общепедагогические приемы и техники, позволяющие повысить эффективность и результативность образовательного процесса
Представленные приемы и техники позволяют не только повысить эффективность учебного процесса, но и сберегают силы ребенка и ресурсы его здоровья.
Чем настойчивее учитель будет добывать интересную ему информацию,
1.
касающуюся темы урока, проявляя приветливое любопытство, тем яснее,
понятнее и полезнее ученикам будет общение с ним.
Чем правильнее учителем выбрана громкость голоса на каждом этапе урока, тем
2.
лучше усвоятся школьниками произнесенные им слова.
Эффективный педагог на уроке больше занят совместным с учениками
3.
добыванием информации, чем выдачей советов и готовых решений.
Для «осаждения» или «охлаждения» учащихся бывает достаточно небольшой
4.
сухости, сдержанности, настороженности в обмене информацией.
Для микрокоррекции поведения или состояния ученика бывает достаточно таких
5.
элементарных приемов, как выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шепот и др., которые должны быть в арсенале каждого учителя.
Вовремя произнесенная шутка, улыбка могут сотворить педагогическое чудо.
6.
Полезно использовать закономерность парадоксальной зависимости интереса
7.
от темпа и ритма: достижение близких целей преимущественно связано с темпом,
далеких — с ритмом.
Чем больше учитель занят скоростью прохождения программы, тем скучнее
8.
становится ученикам на уроках, тем чаще многие из них начинают изнывать от безделья. Поэтому будет ошибкой при попытке спасти урок от затянутости наращивать всего лишь скорость, темп. В. Э. Мейерхольд, отмечая конфликтность ритма по отношению к темпу, пояснял, что «ритм — это умение соскочить с темпа и вскочить обратно».
Анализируя причины эффективности и результативности используемых приемов и методов и связанные с этим угрозы для здоровья учащихся, учитель должен учитывать как очевидные, так и скрытые причины, в большей степени относящиеся к компетенции психологов. Если традиционный педагогический подход оперирует констатациями:
«задержка психического развития», «ленится», «не любит учиться» и т. п.,
то психологический анализ во многом основывается на мотивации поведения, попытках ее выявления. К сожалению, далеко не у каждого учителя находится время и желание искать психологические причины и мотивы плохого поведения или неуспеваемости конкретного учащегося по своему предмету, выяснять, как связана неуспеваемость школьника с состоянием его здоровья. Поэтому надо не стесняться обращаться с этими вопросами к своим более опытным коллегам, а также к психологам, медикам, искать ответы на возникшие вопросы в специальной литературе.
3

Рекомендации для учителей, работающих с различными категориями обучающихся с ОВЗ
Особенности детей с соматической патологией и рекомендации по работе
с ними
К этой категории относятся дети с заболеваниями органов пищеварения, дыхания,
сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем.
Для таких детей характерны:
соматическая ослабленность;
q повышенная утомляемость;
q замедленное мышление;
q частые головные боли, боли в области сердца и живота;
q снижение познавательных интересов;
q снижение процессов запоминания и воспроизведения;
q пассивность на уроках;
q неуверенность в себе.
q
Наблюдается прямая зависимость эмоционального состояния школьника, его заинтересованности в школьной жизни от личного контакта с педагогом.
Рекомендации
Для такой категории обучающихся оздоровление должно начинаться с соблюдения норм и требований школьной гигиены:
обязательное соблюдение режима дня: оптимальное время начала занятий,
q продолжительность пребывания в школе, кратность приема пищи и т. д.;
соблюдение соответствующего воздушно-теплового режима и проветривания:
q в классных комнатах 18−20°, в рекреациях 17−18°;
качественное проведение ежедневной влажной уборки всех помещений;
q обеспечение требуемой освещенности рабочего места ученика, классной доски;
q организация рабочего места ученика: подбор мебели согласно ростовым данным q
и рассаживание с учетом остроты зрения, слуха, частоты простудных заболеваний;
регламентация учебной нагрузки: оптимально составленное расписание уроков q
в соответствии с гигиенической оценкой, проведение утренней гимнастики,
физкультминуток на уроках для снятия утомления, для улучшения мозгового кровообращения и мобилизации внимания;
проведение ежедневных прогулок с двигательной активностью.
q
Особенности детей с заболеванием бронхиальной астмой и рекомендации
по работе с ними
Главным симптомом этого заболевания является приступ удушья, которому предшествует приступообразный кашель, свистящее, затрудненное дыхание, стеснение в груди. Ребенок испытывает страх, поскольку он не может вдохнуть «жизнь». Приступ может возникнуть в результате нервного стресса, физической нагрузки, холодного воздуха, резких запахов,
контакта с аллергеном (шерсть животных, пыльца растений и т. д.). Приступы удушья приводят к недостатку кислорода в головном мозге, и у детей снижается работоспособность.
Рекомендации
4

Для таких обучающихся очень важно соблюдение требований школьной гигиены. Педагог,
работающий с такими учениками, не должен пользоваться дезодорантами и другими средствами современной парфюмерии (духи, туалетная вода, лаки для волос), необходимо исключить запах табака. В классе не должны стоять цветущие комнатные растения.
Педагог не должен допускать психотравмирующих ситуаций.
Во время приступа удушья:
нельзя поддаваться панике;
q необходимо срочно вызвать медицинского работника;
q следует помочь школьнику использовать карманный баллончик-ингалятор,
q в котором находится дозированный аэрозоль. Важно проследить за правильностью его использования: ребенок должен сидеть или стоять, сделать глубокий спокойный выдох через сомкнутые губы, затем обхватить мундштук ингалятора губами и, слегка запрокинув голову, начать делать вдох. Нажимая на баллончик,
продолжать вдыхать глубоко, насколько это возможно, на высоте вдоха задержать дыхание, затем спокойно выдохнуть. При необходимости следует повторить ингаляцию;
рекомендуется чередовать ингаляции с питьем горячей жидкости (чая или воды q
в объеме стакана);
после ингаляции следует выполнить упражнения дыхательной гимнастики q
(глубокие вдохи и как можно более длительнее выдохи через сомкнутые губы).
Педагог должен знать, что для больных астмой существует метод самоконтроля
(пикфлоуметрия), позволяющий заранее выявить обострение астмы.
Особенности детей с патологией центральной нервной системы
и рекомендации по работе с ними
В настоящее время это наиболее распространенное заболевание среди детей. К такой патологии относятся: детский церебральный паралич, эпилепсия, гидроцефалия,
нейроинфекция, менингиты, арахноидиты, последствия травм и ушибов головного мозга
(гипертензионные, астено-невротические, церебро-астенические синдромы).
Для таких детей характерны:
пониженная умственная работоспособность;
q нарушение внимания, памяти;
q слабость сосредоточения;
q эмоциональная лабильность;
q двигательная расторможенность;
q неусидчивость;
q эпизодическая агрессивность;
q снижение познавательных интересов.
q
Рекомендации:
создание благоприятного психологического климата, положительного q
эмоционального фона. Положительные эмоции стимулируют деятельность сердца,
в результате чего увеличивается количество крови, поступающей в мозг, что улучшает питание мозговой ткани, активизирует слуховой, зрительный анализаторы, то есть повышаются функциональные возможности мозга;
5
регламентация учебной нагрузки в течение дня, недели, четверти, обязательное q
проведение физкультминуток;
варьирование сложности программного материала;
q дозирование классных и домашних заданий;
q вариативность контрольных работ;
q широкое использование наглядности и образного материала.
q
В плане психогигиены:
оценивать не столько качество каждого конкретного ответа, сколько достижения q
ученика по сравнению с его прошлыми знаниями;
не допускать излишних порицаний (известна их угнетающая роль), оскорбительных q
замечаний, обидных прозвищ, насмешек;
использовать стимулирующую похвалу, чаще применять слова ободрения q
и одобрения;
проявлять уважительное отношение к ученику, доброжелательность, чуткость,
q внимательность, мягкосердечие.
Помимо этих рекомендаций надо учитывать, что у детей с ДЦП главный симптом —
двигательные расстройства в сочетании с нарушениями речи, психики, зрения, слуха.
Ребенок зачастую не способен из-за поражения мозга сохранять позу и выполнять заданные движения. Необходимо знать о важности развития двигательной сферы у таких детей: только в движении и через движение познают они мир и развивают свой мозг.
Особенности детей с болезнями глаз и рекомендации по работе с ними
Имеющие нарушения зрения (миопия (близорукость), амблиопия, дальнозоркость,
астигматизм, косоглазие, слабовидение, тяжелая врожденная патология органа зрения и др.) школьники недополучают часть учебной информации. Чтобы полноценно воспринять учебный материал, им приходится напрягать зрение, в результате чего развивается утомление, падает работоспособность. Таким ученикам требуется больше времени на выполнение задания. У детей со слабовидением, косоглазием страдают графика, пространственная ориентация, почерк, нарушены зрительное внимание и зрительная память. Все это педагогу надо учитывать при оценивании работ таких обучающихся.
Рекомендации:
правильная организация рабочего места ученика, соответствие размера мебели q
росту ребенка;
достаточная освещенность рабочего места (естественная и искусственная),
q хорошая видимость текстов, предметов.
не следует ставить на подоконники цветы, закрывающие доступ света;
q приучение школьника к правильной посадке при письме, чтении;
q наличие у педагога четких врачебных рекомендаций: указание остроты зрения q
ребенка без коррекции и с коррекцией (то есть с очками), режим ношения очков,
окклюзии (заклеек), за какой партой сидеть с учетом остроты зрения. Следует контролировать выполнение школьниками этих рекомендаций;
проведение на каждом уроке глазной гимнастики для профилактики q
переутомления и укрепления глазных мышц;
использование в работе разнообразных дидактических материалов для тренировок q
6
зрительно-моторной координации и аудиовизуальных средств, сообщающих учебную информацию ярко, красочно, наглядно через систему образов.
Особенности детей, больных сколиозом, и рекомендации по работе с ними
Сколиоз — системное заболевание соединительной ткани, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с торсией
(скручиванием) тел позвонков.
При сколиотической болезни ухудшается выносливость к длительной статической нагрузке, развивается контрактура (сокращение, сведение) мышц передней брюшной стенки и грудных мышц, растягиваются длинные мышцы спины, в результате ухудшается подвижность ребер, грудной клетки в целом, что приводит к уменьшению жизненной емкости легких и снижению насыщения крови кислородом, увеличению внутригрудного и внутрибрюшного давления. Все это отрицательно сказывается на деятельности центральной нервной системы и внутренних органов.
Данное заболевание приводит и к косметическим дефектам. Эти изменения сопровождаются снижением приспособительных возможностей организма, ухудшением сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижением работоспособности. Внимание у таких детей понижено, координация движений нарушена.
Рекомендации:
в процессе обучения необходимо выполнять режим разгрузки позвоночника,
q чередуя положения «сидя» и «стоя»;
постоянно вырабатывать у обучающихся навык правильной осанки (нормальную q
осанку можно рассматривать как условный рефлекс, а это означает, что хорошей осанке надо обучать);
контролировать выполнение обучающимися врачебных рекомендаций (хирурга- q
ортопеда, врача ЛФК, педиатра);
воспитывать положительное отношение к занятиям лечебной физкультурой q
и плаванием;
создавать благоприятный психологический климат в классе для ровного, хорошего q
настроения учащихся;
вселять веру в положительный исход при преодолении трудностей, связанных q
с заболеванием.
Особенности детей с патологией слуха и рекомендации по работе с ними
Для таких обучающихся характерны:
тонкое восприятие мимики и жестов, которые сопровождают устную речь q
окружающих людей;
большая роль зрительного восприятия в развитии возможности общения с другими q
людьми;
сниженная память в раннем школьном возрасте. По мере обучения точность q
узнавания и воспроизведения предметов, а также осмысленность запоминания возрастают. Может наблюдаться задержка развития словесной памяти.
Запоминание и сохранение в памяти тем надежнее, чем более выражены в материале смысл и содержание;
недостаточность развития отсроченной памяти, но в процессе овладения приемами q
произвольного запоминания (классификация и систематизация материала,
7
разбивка на части, выделение опорных пунктов и пр.) она постепенно развивается;
задержка в овладении речью. Такие дети с трудом усваивают значение q
обобщающих терминов, осмысливают понятия;
черты инфантилизма: такие обучающиеся значительно дольше остаются детьми,
q не спешат взрослеть.
Рекомендации:
посадите в классе ученика так, чтобы он видел лицо учителя при объяснении q
учебного материала и лица одноклассников при их ответах;
если у школьника одно ухо слышит хуже, чем другое, его посадка должна q
обеспечивать восприятие речи учителя ухом с наименьшей степенью тугоухости;
при чтении текста диктанта лицо учителя (по возможности) должно находиться q
на одном уровне с лицом ученика;
речь учителя должна быть эмоциональной и выразительной, но не утрированной;
q при изучении нового материала термины, понятия, смысл которых объясняет q
учитель, можно предъявлять ученику в виде печатных табличек или писать на доске;
для безболезненной адаптации ребенка в среде слышащих одноклассников q
необходимо заранее провести воспитательную беседу с остальными учениками класса, корректно объясняя особенности общения со слабослышащим ребенком;
если ученик носит индивидуальный слуховой аппарат, требуйте его постоянного q
ношения в школе и следите за тем, чтобы он был постоянно включен (отключать и снимать его можно только на перемене или на уроках физической культуры);
нельзя подходить и обращаться к слабослышащему ребенку со спины! Это q
пространство вызывает у него тревогу. Лучше посадить ученика таким образом,
чтобы сзади никто не мог его напугать. Особенно важно соблюдать это правило в начальный период пребывания ребенка в школе;
если вы заметили, что ученик вашего класса часто переспрашивает вас или q
одноклассников, старается подойти поближе, не реагирует на шепотную речь,
не всегда внимательно слушает объяснение, часто раздражается или, наоборот,
замыкается в себе, обратитесь к его родителям с предложением обследовать его слух у отоларинголога или сурдопедагога.
Особенности детей с речевой патологией и рекомендации по работе с ними
Для таких обучающихся характерны:
недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его q
распределения;
снижение вербальной памяти при относительно сохранной смысловой, логической q
памяти. Страдает продуктивность запоминания, обучающиеся забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий;
низкая активность припоминания, которая может сочетаться с ограниченными q
возможностями развития познавательной деятельности;
отставание в развитии словесно-логического мышления (без специального q
обучения испытывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением);
недостаточная координация двигательной сферы, неуверенность в выполнении q
8
дозированных движений, снижение скорости и ловкости выполнения;
трудности при выполнении движений по словесной инструкции;
q недостаточная координация пальцев кисти руки, недостаточное развитие мелкой q
моторики.
При этом следует отметить, что у детей с речевыми патологиями в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру.
Рекомендации:
работу строить индивидуально, при этом особое внимание уделять возможной q
отвлекаемости, а также определенной неорганизованности в деятельности;
сводить во время уроков до минимума отвлекающие факторы;
q предоставлять школьнику возможность быстро обращаться за помощью к учителю q
в случаях затруднения;
дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде q
последовательных частей и периодически контролировать ход работы;
предусматривать во время урока возможность для двигательной разрядки.
q
Используемая литература
1. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко. — М.: Национальный книжный центр, 2013. — 336 с.
2. Коваленко В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. — М.: ВАКО,
2004. — 215 с.
3. Коваленко В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. — М.: ВАКО,
2007. — 109 с.
4. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа,
формы, методы, опыт применения / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М., 2002.
5. Оценка эффектов образовательного процесса с точки зрения здоровья школьников:
методическая разработка / сост. Н. Н. Дюндюк, Е. Ю. Федоренко. — Красноярск: тип.
Красноярского государственного университета, 2005.
6. Пасечкина В. П., Кожина И. А. Здоровьесберегающие технологии как результат профессиональной деятельности: в помощь учителю, воспитателю. — Красноярск, тип.
КПУ им. В. П. Астафьева, 2008.
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКТИ, 2005.
8. Смирнов Н. К. Современная школа и здоровье учащихся // ЗОЖ. — 2012. — № 1−3.
9. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы,
мониторинг / сост. М. А. Павлова, О. С. Гришанова. — Волгоград: Учитель, 2010.
9

http://www.direktoria.org
© Информационная система «Директория», 2017
© Практика административной работы в школе №8 (127), 2017
10

перейти в каталог файлов


связь с админом