Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

УЧебник перспектива. П. К. Алексеев, А. Л. Короткова, В. А. Трофимов, Основы изобразительной грамоты Санкт-Петербург


НазваниеП. К. Алексеев, А. Л. Короткова, В. А. Трофимов, Основы изобразительной грамоты Санкт-Петербург
АнкорУЧебник перспектива.pdf
Дата05.09.2019
Размер8.68 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUChebnik_perspektiva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#57512
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5
0
П. К. Алексеев, А. Л. Короткова, В. А. Трофимов,
Основы изобразительной грамоты
Санкт-Петербург
2011год
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ
П. К. Алексеев, А. Л. Короткова, В. А. Трофимов
,
ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
2011
2
Алексеев П.К., Короткова А.Л., Трофимов В.А., Основы изобразительной грамоты.

СПб: НИУ ИТМО, 2011. – 70 с.
Изложены основные понятия элементов изобразительной грамоты таких, как графика, композиция, перспектива и т.п. Представлены примеры их использования в отображении объема в плоскости рисунка. Приведены примеры выполнения учебных работ студентами.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 20020107 «Оптика светового дизайна» и 14040016 «Оптоэлектронные системы отображения информации и светового дизайна».
Рекомендовано к печати решением ученого Совета ИФФ СПб НИУ
(протокол № 6 от 26. 06. 2011)
В 2009 году Университет стал победителем многоэтапного конкурса, в результате которого определены 12 ведущих университетов России, которым присвоена категория
«Национальный исследовательский университет». Министерством образования и науки
Российской Федерации была утверждена программа его развития на 2009–2018 годы. В
2011 году Университет получил наименование «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
©
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2011
© Алексеев П.К., Короткова А.Л., Трофимов В.А., 2011
3
Содержание
Введение……..…………………...…………………..4
1. Композиция
Ахроматическая композиция.......................................4
Ритм и его применение..…………………………….8
2. Графика
Основные средства..….…………………………….11
Оптические иллюзии………………………………13
3. Цвет
Цветовой круг………………….…………………..16
Психология цвета……………….…………………18
Применение цвета ………………..………………..22
4.Перспектива
Линейная перспектива…………….……………….29
Обратная перспектива…………….………………..36
Панорамная перспектива………….……………….38
Сферическая перспектива……….....………………39
Тональная перспектива…………….………………40
Воздушная перспектива…………….……………...41
5. Рисунок
Перспектива в рисунке……………….…………….43
Светотень в рисунке…………….………………….46
Выбор положения источника света….....…………49
Работа над линиями……………………...…………50
Рисунок геометрических тел……………..………..51
Список используемых источников……….………..55
Приложение 1
Графика……...……………………………...………..57
Приложение 2
Графика и форма…………………………..………..60
Приложение 3
Разрушение и сохранение формы с помощью графики…………………………………………….62
4
Введение
Программа данного методического пособия предназначена для студентов факультета «Светового дизайна», чтобы ознакомить их с основами изобразительной грамоты. Знания основ художественных приемов позволяет дизайнерам грамотно использовать пространство, материалы и окружающие условия, чтобы добиться желаемого эффекта. Приемы композиции позволяют строить пространство динамично и гармонично.
Графические приемы могут придать остроту или мягкость композиции.
Правильное использование цветов дает нужное психологическое восприятие окружения. А знания перспектив необходимо при выполнении любых дизайнерских задач. Все вместе дает широкие возможности дизайнеру профессионально использовать свет, в частности, в любых его проявлениях и с любыми задачами.
1. Композиция
Ахроматическая композиция
Все цвета делятся на две группы: цвета ахроматические и цвета хроматические.
Группа ахроматических цветов включает белый, черный и серый цвета.
При этом серый цвет может иметь множество оттенков, которые отличаются один от другого только по светлоте. Из теории физики цвета мы знаем, что любое тело часть падающих на него световых лучей отражает, а часть поглощает. Чем больше лучей отражает поверхность, тем она кажется светлей. Следовательно, светлота характеризует степень отличия данного цвета от белого или черного. Человеческий глаз способен различать очень большое число серых оттенков – до 300–400.
Расположенные в порядке убывающей светлоты ахроматические цвета образуют ряд, в котором можно выделить пять основных относительно определенных ступеней – это черные, темно-серые, серые, светло-серые, белые тона.
Ахроматический ряд, который содержит определенное число ступеней, в равной степени отличающихся одна от другой по светлоте, называют равноступенным. Для получения плавного ряда надо, чтобы серый средний цвет содержал меньше 50% белого.
В равномерном ахроматическом ряду (рис. 1.1.), состоящем из девяти ступеней, средний цвет находится в середине, разделяя все цвета на две группы: светлые и темные. Этот серый средний цвет является самым спокойным, нейтральным; соответствующую эмоцию приобретают и композиции, где он участвует.
5
Рис.1.1.Ахроматический ряд
Отношения цветов давно уже были предметом внимательного изучения и ученых, и художников. Ведь известно, что одни и те же цветовые тона, взятые в разных световых отношениях, производят на человека разное эмоциональное впечатление.
Для художников, имеющих дело с цветом, чрезвычайно важно выявить роль и значение отношений цветов, возможности применения в композиции сочетаний ахроматических цветов.
Для образования гармонии необходимы, как минимум, три тона. Широко известна гармония трех серых тонов, которые при помещении их в ахроматический ряд располагаются на одинаковых интервалах один от другого.
Равноступенчатые гармонии серых тонов создают ощущение спокойствия, уравновешенности, подчас даже некоторого однообразия. Неравно ступенчатые же серые тона, которые раньше считалась дисгармонией, ныне рассматривается как вполне допустимые.
Двухтоновые ахроматические композиции можно рассматривать как простейшие тональные решения – черное по белому фону (рис.2.1.) или белое по черному (рис.3.1.).
Рис.2.1. Черный по белому (зрительный акцент на черные элементы)
(слева) Рис.3.1.
Белый по черному (зрительный акцент на белый элементах)(справа)
6
Рис.4.1. Двухтоновая ахроматическая композиция (белый цвет и черный в равном соотношении), (слева)
Рис.5.1. Трехтоновая ахроматическая композиция
(белый, черный и серый цвета), (справа)
Введение в композицию третьего тона сразу повышает выразительные возможности композиции (рис.5.1.). В трехтоновых композициях расширяются возможности выражения различного эмоций, от спокойного состояния (сдержанного) до экспрессивного состояния.
Необходимым условием для полного проявления изобразительных и выразительных возможностей ахроматических композиций надо считать наличие трех тонов.
В сложных тональных композициях трех тонов зачастую бывает недостаточно. Все должно стремиться к трем основным тонам, как бы расслаиваться на три основные группы, чтобы изображение не теряло читаемости.
В трех тоновой ахроматической композиции можно разделить три основных варианта исполнения (на основе который выполняются сложные тональные решения), каждый выполняет определенную задачу. Первый – это сочетание черного, белого и средне серого. Такое сочетание тонов нейтрально, гармонично и является хорошей основой для выполнения сложных дизайнерских задач.
7
Рис.6.1. Трехтоновая ахроматическая композиция
(белый, средне - серый и черный цвет), (слева)
Рис.7.1. Трехтоновая ахроматическая композиция
(белый, темно-серый и черный цвет), (справа)
Другой пример: композиция также построена на трех тонах – белом, черном и сером, но серый темнее, чем в первом случае, он сдвинут в сторону черного цвета (рис.7.1.), благодаря чему акцент делается на белых элементах. Иногда площади самых светлых пятен берутся очень небольшими; в этом случае они будут выступать еще сильнее, создавая эффект свечения.
Для того же что бы сделать акцент на черных элементах, создать контраст, нужно чтобы его фоном было сочетание белого и светло серого тона (рис.8.1.).
Рис.8.1. Светло‐серый, белый и черный цвета
8
В зависимости от избранного диапазона меняется общее тональное состояние композиции и, что очень существенно, ее эмоциональное воздействие.
Композиции с полным светлым диапазоном хорошо воспринимаются на значительном расстоянии, они широко используются при оформлении общественного интерьера.
Композиции светло-серого диапазона, где в качестве темного выступает серый средний тон, характеризуются легкостью, мягкостью, воздушностью, они более лиричны и нежны по своему тональному состоянию. По сравнению с другими такая композиция наиболее нейтральна, спокойна, сдержанна, маловыразительна.
Правильный выбор светлого диапазона в соответствии с поставленной творческой задачей – важное условие построения композиций и ее настроения.
Задание:
Построить ахроматический ряд от черного цвета до белого цвета с шестью оттенками серого межу ними. Смотреть Рис. 1.1.
Двухтоновая композиция: цвета черный и белый. Черный цвет на белом фоне (рис.2.1.) и белый на черном (рис.3.1), можно выполнить в двух отдельных композициях или же объединит в одной работе. Рис.4.1.
Спокойная композиция с использованием черного цвета, средне - серого и белого цвета. Рис. 5.1. и рис. 6.1.
Черный, темно – серый и белый, что бы акцент был на элементах белого цвета. Рис.7.1.
Белый, светло – серый и черный, так что бы акцент был на черном цвете.
Рис. 8.1.
Ритм и его применение
Рис.9.1. Ритмичная композиция
9
Композиция художественного произведения должна быть гармоничной и согласовывать в себе формы, фигуры, элементы и детали изображения.
Одним из основных условий правильного построения композиции является соотношение ритма.
Ритмом называется чередование трех и более элементов композиции.
Симметрию создают два одинаковых чередования подобного рода.
Ритм - это равномерное чередование действий или элементов, бессознательное или организованное, присущее природе или совершаемое человеком или машиной. Причем, именно «равномерное», ведь ритм является одним из важнейших средств, с помощью которого многообразие элементов композиции приводятся к единству.
Ритм постоянно действует на наши чувства. Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух: стихотворение, в котором выдержан ритм, легче запоминается, однообразный стук колес поезда успокаивает. Ритм свойственен не только движению, но и статичным предметам. Например, в архитектуре: ритмичное расположение окон по вертикали и горизонтали или колонн в определенной последовательности также создают ощущение динамики.
Искусственно создавая ритмы, мы можем оказывать влияние на восприятие человека, прогнозировать его реакцию. Эта способность ритма открывает большие возможности для дизайнера.
В дизайне ритм является основой композиционных построений, он используется как выразительный прием, который придает изображению эмоциональность, динамику, обозначает четкий порядок или, наоборот, ломает монотонность и однообразие. В художественном плане ритм представляет собой равномерное чередование размеренных элемент, порядок сочетания линий, объемов плоскостей.
Закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущении или разжижении структуры, силы тона и т.п. Изменяя эти условия можно усиливать или ослаблять динамичность формы.
Кроме того, ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия как движение глаза в направлении нарастания количественных изменений ряда. Именно поэтому «ритмичные изображения» всегда привлекают к себе внимание.
Ритм может быть спокойным и тревожным, направленным в одну сторону или сходящимся к центру, направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Изменяя ритмичность рисунка в зависимости от целей, которые ставит перед собой дизайнер, можно задавать настроение. Например, частые деления в горизонтальном или вертикальном направлениях создают ощущение беспокойства. Изменения ритма по горизонтали зрительно снижают высоту объекта, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.
10
Также развитие ритма по вертикали во многом снимает композиционные сложности, поскольку визуально создает ощущение завершенности. Если же ритм изменяется по горизонтали, то возникает проблема завершения и начала композиции.
С помощью ритма можно разделять формы, выделять главное, ослаблять значение второстепенного, делать предмет более статичным или динамичным, более цельным в зависимости от творческого замысла дизайнера.
Проявления ритма в композиции изображения весьма разнообразны. Он может играть активную организующую роль, порой, становясь ведущим началом композиции, или смотреться как ненавязчивый «орнамент», который, тем не менее, придает композиции завершенность и цельность.
Задание:
Показать различные графические примеры с проявлением ритма:
Нарисовать композицию, где ритм проявляется в убывании толщины контура (первый прием ритма) изображения по направлению в центр и где ритм проявляется в изменении величин квадратов. Смотр. Рис.10.1.
Нарисовать композицию, где ритм одновременно проявляется по всем геометрическим параметрам – размеру фигур, просветам и толщине контуров. Смотр. Рис.11.1.
Выполнить рисунок, где ритм немного нарушен, так как толщина контуров и просветы одинаковы (ритм переходит в метр). Смотр. Рис.12.1. объединить в своей работе все приемы ритма (размер/толщина, расстояние, тон). Смотр. Рис.9.1.
Рис.10.1. первый прием, рис.11.1 второй прием, рис.12.1. третий прием
11
Рис.13.1. Смотреть с права на лево. На первом рисунке использован такой ритмический прием, как изменение насыщенности тона. На втором – изменение расстояния между кругами. В третьем объединены приемы изменения размера и расстояния
2.Графика
Средства композиции
Правила, приемы и средства композиции развиваются, обогащаясь творческой практикой новых поколений художников. Те правила и приемы, которые давали возможность художникам добиваться наилучших результатов в передаче явлений действительности, в создании художественного образа, приобретали значение для последующего развития изобразительного искусства.
Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно
(тональное и цветовое).
Ниже приведены примеры лишь основных средств композиции, которые помогут начинающим художникам работать над композицией.
Линия
Линию, безусловно, можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в длительном рисунке, и в кратковременных набросках, и в эскизах композиций. Линия, проведенная рейсфедером, на всем своем протяжении одинакова по
12 толщине, но для художественных целей эта чертежная линия непригодна, она однообразна, безжизненна, невыразительна.
Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости. Однако в линейном наброске возможно решение и пространственных задач.
Контурная линия заключает форму предмета. Несмотря на то, что на плоскости проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости. Возникает иллюзия силуэта предмета светлым пятном на фоне, кажущемся темнее, чем он есть на самом деле.
Линейный рисунок может передать впечатление объема предмета.
Это достигается тем, что линия строит форму в пропорциях и в перспективе, и тем, что линия изменяется по своей толщине и по силе звучания. Даже незаконченная линия способна выполнять одновременно несколько функций: отграничивать форму, компоновать изображение, определять характер и движение всей формы, ее пропорции и т.п.
Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявить пластические особенности формы.
Практическую работу над композицией чаще всего начинают с линейного рисунка.
Штриховые линии
Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми по желанию художника, постепенно и плавно переходить в тонкие, едва заметные. Пластические качества динамической штриховой линии при умелом пользовании открывают богатые художественно-творческие и технические возможности. Они способны придавать изображению объемно-пространственные качества. Различная толщина штриховых линий в световой и теневой части объемной формы позволяет передать глубину пространства.
Множество параллельных или перекрещивающихся штриховых линий создают так называемое штриховое тональное пятно необходимой силы.
Наряду с линией штрихи используются в процессе первоначальной разработки композиции.
Пятно
Пятно (тональное и цветовое) имеет большое значение как в набросках и зарисовках, так и в работе над эскизами композиции. Необходимость применения тонального пятна в качестве графического средства возникает главным образом при решении следующих задач композиции: для выявления или подчеркивания объемности формы, для передачи ее освещенности, для показа силы тона в окраске формы, фактуры
13 ее поверхности с целью передачи глубины пространства, окружающего объемную форму.
Тональное пятно используется и для того, чтобы уже в эскизе композиции решить тональные контрасты, которые закладывают основу выразительности.
Ширина штрихов и светлых промежутков между ними, свойства графического материала и техника нанесения его на изобразительную плоскость влияют на силу звучания тонального пятна, образованного внутри контура параллельными или перекрещивающимися штрихами.
В некоторых случаях тональное пятно наносится в начале работы, а затем уже уточняется контур формы. Нередко в набросках, зарисовках, эскизах композиции используются одновременно линия, штрих и тональное пятно
(или комбинация: линия и тон), а также цветовое пятно, когда необходимо передать контрасты тональные и цветовые. Тональное пятно всегда дается на фоне более светлом, чем оно само, иначе пятно не будет читаться.
Цветовое пятно лучше всего показывать в окружении, отношении к другим цветам. Здесь речь идет о цветовых контрастах, которые способны строить основу выразительности композиции.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей